Роль экологической сказки в познании детьми природы

«Детство — важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая яркая, самобытная, неповторимая жизнь.

И от того, как прошло детство, кто все время вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, — от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний ребенок»

В. А. Сухомлинский

Актуальность темы. В век скоростей и технологий не хватает времени остановиться, оглянуться вокруг, понаблюдать за родной природой. А нехватка общения детей с природой оборачивается впоследствии черствостью, безнравственностью и неуважительным отношением ко всему живому.

В борьбе за будущее человечества и за высоконравственного человека, огромное, вернее, практически самое важное место занимаем мы, педагоги. Либо мы посеем злак, либо взрастим бурьян. На протяжении многих лет детям внушали: любое явление природы — все во благо человеку, все для человека и ничего взамен. Это привело к тому, что начиная с детского сада, дети знали, что лес — это древесина, которая нужна человеку для строительства, изготовления бумаги, лес дает человеку пищу в виде грибов, ягод, орехов и т. д. Птицы нужны и полезны, так как они уничтожают насекомых. Землю нужно копать, пахать, сеять на ней, и она даст хороший урожай. И так во всем. Вот этот эгоистический потребительский навык очень хорошо усвоился. сказка дошкольник экологический воспитание

А ведь бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны, формирование экокультуры необходимо воспитывать с ранних лет. Именно в дошкольном детстве закладывается позитивное, бережное отношение к природе, к «рукотворному миру» и ко всему окружающему.

На современном этапе развития страны формирование экологического сознания — одно из главных направлений в преодолении экологической проблемы.

Экологическое воспитание — новое направление педагогики дошкольного детства, которое отличается от традиционно сложившегося ознакомления детей с природой и природоохранительной деятельностью дошкольных учреждений. Большинство педагогов связывают экологическое воспитание детей дошкольного возраста лишь с привитием им любви и бережного отношения к природе. Между тем психолого-педагогические исследования последних десятилетий позволяют определить и конкретизировать предмет, содержание этого направления и связать их с исходными понятиями экологии. Именно привнесение научно-экологического подхода позволяет переориентировать ознакомление детей с природой на экологическое воспитание и уже в дошкольном возрасте начать формирование экологической культуры.

9 стр., 4401 слов

Этапы психического развития ребенка. Воспитание и обучение ребенка ...

... вписываются в свойства взрослого человека: его лица, голоса, движений. Можно сказать, что это показатель развития эмоциональной сферы ребенка. Наказание и одобрение для маленького ребенка заключены не в словах ... месяца - это один из первых этапов жизни человека, когда можно говорить о появлении внутреннего мира и своеобразном отличии внутреннего мира ребенка от мира взрослых. На рубеж третьего ...

Цель курсовой работы: проанализировать роль экологической сказки в познании природы детьми дошкольного возраста.

Задачи работы:

1. изучить понятие экологические сказки;

2. проанализировать цель экологической сказки в экологическом воспитании;

3. рассмотреть сказку, как средство экологического воспитания детей;

4. предложить познание окружающего средствами сказки;

5. исследовать экологические сказки, как средство эмоционального познания природы детьми дошкольного возраста;

6. предложить знакомство с природой образами славянской мифологии.

Объект работы — дети дошкольного возраста.

Предмет работы — экологическое воспитание в ДОУ.

1. Роль экологической сказки в познании детьми природы

1.1 Экологические сказки

Одним из средств экологического воспитания детей является экологическая сказка.

Программа «Оздоровление нации» в настоящее время стала одной из приоритетных государственных программ. «Береги себя» — цикл рекламных роликов с таким названием ежедневно можно увидеть на центральных каналах телевидения. В них к нам обращаются известные режиссёры, общественные деятели, актёры и певцы. Все они призывают задуматься о будущем, вести здоровый образ жизни, отказаться от вредных привычек. Приводятся ужасающие факты и статистические данные. Рекламные ролики обращены к взрослой аудитории, к нам. Но как порой бывает трудно отказаться от вредных привычек! Не зря говорят, что привычка — вторая натура. Поэтому целесообразнее обучать основам здорового образа жизни детей с дошкольного возраста, ведь дошколята, как губка, впитывают полученную информацию и надолго сохраняют её в памяти.[7, 98]

Любое занятие они воспринимают как развлечение, праздник, игру.

Форма сказки, как ни какая другая, близка и понятна малышам с раннего возраста. Поэтому пишем для них «Умные сказки». Все сказки можно назвать умными. Джанни Родари так написал: «Сказки злые и добрые могут помочь воспитать ум. Сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребёнку узнать мир, может одарить его воображение и научит критически воспринимать окружающее…».

Сказки называют «Экологическими сказками», но это условное название, потому что в них перед ребёнком ставятся, а потом и решаются не только экологические проблемы, но и социально-нравственные.

В каждой сказке определяют свои цели и задачи, но все они, в конечном итоге, схожи, потому что призваны учить детей беречь своё здоровье, вести здоровый образ жизни, беречь и охранять природу и всё живое на земле.

«ЛЕСНАЯ ИСТОРИЯ»

18 стр., 8847 слов

Основные цели, задачи и содержание экологического образования ...

... жить экологично. Таким образом, экологическое образование включает в себя: а) «следование природе ребенка», учет возрастных и индивидуальных особенностей; б) идею использования природной среды в целях воспитания, организацию взаимодействия ребенка с объектами окружающего мира; ...

Цель: показать неразрывную связь всех звеньев живой природы на примере простейшей пищевой экологической цепочки

Задачи: воспитывать бережное отношение ко всему живому, умение мирно сосуществовать в коллективе; учить предвидеть и анализировать последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде; закреплять знания детей о повадках животных, о среде их обитания, необходимых условиях существования.

Всё связано, поверь, в живой природе,

Ведь ничего не изменилось вроде.

Но почему погиб весь лес,

Когда малыш-комар исчез?

«БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ!»

Цель: пропаганда здорового образа жизни в единстве с природой, без таблеток и докторов.

Задачи: воспитывать гуманное, эмоционально-положительное, заботливое отношение к миру природы и окружающим; формировать знания детей о лекарственных растениях и правилах их сбора, о целебных свойствах деревьев; закреплять знания детей о повадках животных, о режиме дня и правильном питании.

Без больниц и докторов

Будешь ты всегда здоров!

Ведь природа лечит нас —

Вот о чём пойдёт рассказ!

«ПРАЗДНИК ДЕРЕВА»

Цель: становление научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельного отношения к окружающей среде.

Задачи: воспитание доброго бережного отношения как к отдельно взятому дереву, так и ко всем деревьям в целом; формирование знаний о болезнях деревьев, об их целебных свойствах; закрепление знаний детей о породах деревьев, об условиях их роста, о строении дерева.

Взмах топора — и дерева уж нет!

А ведь оно могло расти сто лет.

Как, дерево, тебя нам сохранить,

Чтобы спустя сто лет ты продолжало жить?

«КАК ЁЛОЧКА НОВЫЙ ГОД ВСТРЕЧАЛА» (сказка в сопровождении презентации)

Цель: вызвать у детей положительный эмоциональный отклик на происходящее на сцене, создать радостную праздничную атмосферу.

Задачи: воспитание доброго бережного отношения как к отдельно взятому дереву, так и ко всем деревьям в целом; обобщение и закрепление знаний детей о ели, её целебных свойствах и ценнейшей «поющей» древесине; решение проблем социально-нравственного воспитания: отношения между друзьями, умение признавать и исправлять свои ошибки.

Каждый раз под Новый год

Рубит ёлки наш народ.

Может быть, народ не знает,

Что за дерево срубает?

В нашей сказке есть ответ.

Вам решать — рубить иль нет?

«КАК ПЧЁЛКИ ДРУЗЬЯМ ПОМОГАЛИ» (сказка в сопровождении презентации).

Цель: вызвать положительный эмоциональный отклик детей на происходящее на сцене, чувство сопереживания к персонажам сказки.

Задачи: обобщать и расширять знания детей о жизнедеятельности пчел; формировать представления детей о продуктах пчеловодства, об их пользе и лекарственных свойствах.

Пчёлы всем давно знакомы,

И укусы пчёл весомы.

Ну, а польза есть от них?

Спросим мы у пчёл самих.

Пчёлки о себе расскажут,

Путь к здоровью нам подскажут!

«ЖАЛОБНАЯ КНИГА ПРИРОДЫ» (сказка в сопровождении фильма).

Цель: дать первоначальное представление о цели и принципах создания Красной книги: это список редких и находящихся под угрозой исчезновения организмов.

Задачи: продолжать воспитывать у детей интерес и бережное отношение к родной природе; расширить представление детей об охране природы, воспитывать заботливое, бережное отношение к растениям и животным; продолжать формирование системы знаний о положительном и отрицательном влиянии человека на природу, воспитывать осознанное отношение к природе, желание охранять все растения и животных, с которыми ребенок встречается.

15 стр., 7389 слов

Ознакомление детей дошкольного возраста с природой

... в ознакомлении с окружающим детей младшего дошкольного возраста. Предмет исследования: взаимосвязь прогулок и работы в повседневной жизни в ознакомлении дошкольников с природой. Цель: выявить эффективность применения комплекса целенаправленных прогулок и работы в повседневной жизни. Гипотеза: только при комплексной работе на прогулках и в повседневной жизни ознакомление с природой ...

Красная книга — что это такое?

Почему её мы называем так?

Берегите на Земле, люди, всё живое,

Это очень важно, это не пустяк!

1.2 Цель экологической сказки в экологическом воспитании

Цель экологической сказки — дать точную, научно-достоверную информацию. В противном случае, такие сказки выполняют лишь развлекательную функцию и направлены на то, чтобы удивлять и смешить детей.

Экологические сказки встречаются на страницах учебников по курсу «Окружающий мир» (автор А.А. Вахрушев).

Так, в первом классе представлено «Путешествие Колобка». На примере истории Колобка, — в сущности, технологической последовательности производства хлеба, — учащиеся получают представление о материальном производстве вообще.

Здесь выясняется несколько принципиальных особенностей производства вещей:

  • каждая вещь — результат труда;
  • прежде, чем принять окончательный вид, она проходит долгий путь превращений;
  • эти превращения выполняются людьми разных профессий;
  • разделение труда дает возможность совершенствовать каждую отдельную профессию и совместно производить более сложные вещи;
  • каждая вещь начинается с использования природных ресурсов сырья и энергии.[11, 68]

Вместе с учителем ребята сочиняют путешествие любой вещи, которую они выберут из числа предложенных. Например, можно придумать «Путешествие гвоздя» (чтобы вспомнить о подземных кладовых).

А в четвертом классе при изучении органов пищеварения — «Путешествие пирожка».

Можно на уроках использовать и свои сказки, которые в доступной форме объясняют суть экологических проблем, причины их появления, помогают осмыслить окружающий мир и изменения взаимоотношений людей со средой обитания. Они нацелены на формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в природной среде. Так, при изучении темы «Прирожденные разрушители» использую сказку «Нет сказки печальнее на свете».

«На краю соснового бора одиноко стоял Дуб. Его крона высоко уходила в небо и защищала выступающие кое- где на поверхность земли корни от палящего солнца. И было этому дереву хорошо и спокойно, но и скучно. Изредка на ствол садился дятел, но не найдя для себя пищи, улетал. Другие птицы также садились отдохнуть на его ветки, но и они вскоре улетали.

Приходили кабаны, но их интересовали лишь желуди. А Дубу так хотелось, чтобы кто-то был с ним постоянно. И вот как-то раз, пробудившись ото сна, Дуб увидел, что на его коре сидит маленькое существо.

Ты кто? — спросил Дуб.

Я — Гриб, — гордо ответил незнакомец.

А где ты живешь?

Пока нигде, — с грустью сказал Гриб. Дуб задумался на секунду:

А ты не причинишь мне вреда?

О нет! Я ведь не трутовик и не разрушаю древесины. Услышав такой ответ,

19 стр., 9164 слов

По курсу «Психология» : «Особенности восприятия сказок детьми ...

... ориентаций все чаще используют сказку в своей работе. В результате исследований выявлены особенности восприятия сказки детьми дошкольного возраста, разработана методическая система формирования восприятия сказки детьми дошкольного возраста. Структура: работа состоит из введения, ... мысли и разумные поступки, возникли в жизненно важной борьбе за овладениями силами природы. Зверь издали чуял охотника и ...

Дуб обрадовался и сразу же

предложил Грибу поселиться на его коре. Гриб с радостью согласился, и они стали жить вместе. В сухие жаркие дни Дуб давал Грибу воду, а Гриб радовал дерево рассказами о своих путешествиях. Так прошло несколько дней.

И вот однажды на освещенной поверхности коры рядом с собой Гриб увидел Водоросль. Она была прекрасна, что он предложил ей жить вместе. Водоросль согласилась. Дуб тоже был не против этого. «Втроем нам будет веселее», — подумал он.

Водоросль и Гриб так полюбили друг друга, что стали составлять как бы единое целое. Гриб оплел своими грибными нитями Водоросль и тем самым оберегал ее от пересыхания и перегрева. Он доставлял ей достаточное количество воды и растворенные в ней соли, которые поглощал из коры дуба и воздуха. Благодарная ему за это Водоросль снабжала Гриб пищей, ведь она была зеленой красавицей и могла производить ее на свету, используя даже то, что давал ей Гриб. А вместе они образовывали вещества, защищающие Дуб от трутовиков.

Так прошло несколько лет. Семья стала большая и дружная. Как-то днем два человека, присевшие отдохнуть под Дубом, разговаривали между собой, один из них, показывая на Гриб и Водоросль, сказал своему спутнику: «Смотри, какой великолепный лишайник! Такие лишайники растут только там, где очень чистый воздух!»

Так Гриб и Водоросль поняли, что не только они чувствуют себя единым целым, но даже люди называют их одним словом — Лишайники.

Больше никто не нарушал спокойствие Дуба и Лишайников, пока на окраине бора не началось строительство завода. Теперь в лесу было много людей. Они часто приходили, чтобы отдохнуть под Дубом. Лишайники не боялись людей. От своих предков они знали, что люди не должны приносить им вреда. Ведь Лишайники помогают людям излечивать болезни, служат кормом для животных. Некоторые Лишайники используются человеком для получения красителей и закрепителей аромата в духах. Поэтому некоторое время они спокойно жили и не волновались за свою судьбу. Но когда завод начал работать, в сторону бора потянулись зловещие клубы дыма, копоти и газа.

И Гриб стал замечать, что его подруга Водоросль бледнеет день ото дня. Она стала вялой, хотя влаги было достаточно. И в один из печальных дней она умерла. Этой разлуки Гриб не смог пережить.

С тех пор Дуб снова стоит один, мрачно вдыхая запахи газа, копоти и дыма, а на его коре начинают расти трутовики».

Продолжать можно долго. Воспитатель — это творческая личность, поэтому без труда может дополнить этот список.

В экологических сказках даются представления о закономерностях в природе; о том, что нарушение закономерностей в природе может привести к беде; об отдельных особенностях поведения и жизни различных представителей животного и растительного мира.

Может встать вопрос: не затруднит ли сказка познание истинных закономерностей природы? Еще Сухомлинский писал: «Нет, наоборот… Сказка неотделима от красоты… Благодаря сказкеребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу».[9, 28]

1.3 Сказка как средство экологического воспитания детей

В экологическом воспитании большую роль играют методы и формы работы с детьми, с помощью которых через разные виды деятельности у них формируется осознанно-правильное отношение к природе.

68 стр., 33564 слов

Дидактическая игра как средство развития связной речи у детей ...

... связной речи детей-дошкольников. Задачи исследования : 1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования 2. Провести диагностику и определить уровни развития связной речи детей. 3. Подобрать и систематизировать дидактические игры и упражнения для развития связной речи детей ... них связной речи. Средством обучения связной речи является рассказывание детей. Связная речь предполагает ...

Экологическое воспитание может быть осуществлено методами, которые позволяют продемонстрировать дошкольникам приспособленность растений и животных к среде обитания, зависимость в природных сообществах, связь человека с природой.

К таким методам относятся: систематизированное наблюдение, опытная работа, моделирующая деятельность, направленное общение, труд в природе. Игровая и изобразительная деятельность позволяют отразить эмоциональные переживания ребенка, связанные с восприятием природы и ее познанием. Возможности наблюдений дополняют методы опосредованного знакомства с природой: чтение художественной литературы, просмотр диафильмов, использование наглядных пособий. С их помощью дети выходят за рамки непосредственно воспринимаемого, существенно расширяют кругозор, знакомятся с необычными или недоступными для наблюдения явлениями.

Особое место в этом процессе может играть художественная литература, в частности, сказка. Литература стремится к сближению с естественными науками в точности отображения природы. Сегодня точные «прозаические мелочи» определяют и содержание, и поэтику художественного видения природы. Даже сказки начинают все больше цениться в зависимости от того, с каким «точным научным и вместе поэтическим знанием жизни природы, жизни леса, жизни зверя» они написаны.

Так, через колыбельные песни, сказки, легенды ребенок впитывает народный «образ природы» и через народное мировидение воспринимает реальность. И это не случайно, потому что природа сродни искусству по способу воздействия на юную душу.

Сказка для детей заключает в себе огромные духовные богатства, которые могут служить делу воспитания и образования. Когда речь заходит об экологическом воспитании, то «мы не всегда до конца осознаем, что оно начинается с книги и в первую очередь с книги-сказки», — считает О. Покровская. Сказка помогает понять взаимоотношения человека с природой, рисуя те или иные черты героев-животных, сказка дает нравственное воспитание, а также реальные представления о природе.

Сказка чрезвычайно многообразна, поэтому ее можно классифицировать. Основное деление — деление на сказки с чудесным содержанием, сказки бытовые и о животных. Выделяют и такое направление, как экологическая сказка. Под ней подразумевается сказка, которая путем сказочных образов и сюжетов приводит ребенка к реальному пониманию природы, взаимоотношений в ней, а также отношений человека и природы. Благодаря ей, у детей происходит развитие интересов экологического характера, и ребенок целостно воспринимает окружающую его действительность, пытается адекватно ее оценить.

Каковы же особенности экологической сказки? Характерной особенностью является сильно выраженная переработка материала, получаемого из природного окружения. Также следует выделить: схематичность изложения; отчетливую структуру, помогающую запоминанию; наличие ритмических мотивов в самой речи; сжатость, выражающуюся в быстром переходе от одного момента к другому, в быстром развитии действия и еще более быстром темпе при развязке.

5 стр., 2230 слов

Биосоциальная природа человека

... результаты общественно-исторической практики, обеспечивает накопление и передачу знания. Уникальность человека как биосоциального существа предполагает его изучение естественными и общественными науками при их ... [6]. Необходимо пересмотреть и отказаться от концепции технократического господства человека над природой, хотя, разумеется речь не идет об огульном отрицании соврменных технологических ...

Чем же определяется интерес детей к экологической сказке? Прежде всего, новизной сюжета, персонажами, самим действием, конечным результатом. Элементами, из которых строится экологическая сказка, являются реальные предметы, взаимоотношения в природе. Экологическая сказка воздействует не только на сознание, но и на его чувства. Она позволяет ребенку более глубоко пережить те или иные явления в природе, учит детей научному видению природы, помогает раскрыть в занимательной форме сложные явления природы: многообразие форм приспособления живого организма к окружающей среде, взаимоотношения организма и среды и т.д.[10, 56]

На основе знаний, которые дети получают через экологическую сказку, могут быть заложены начальные формы осознанного отношения к природе, интерес к ее познанию, сочувствие живому и готовность сохранить его, умение видеть красоту природы в разных ее формах, выражать свое эмоциональное отношение к ней.

Таким образом, художественная литература, в частности, сказка, могут выступать действенным средством экологического воспитания детей-дошкольников, способствуя формированию у них знаний о природе, эмоционально-действенного, осознанного отношения к ней.

2. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста

2.1 Познание окружающего средствами сказки

Дошкольный период — чрезвычайно важный этап в жизни ребенка. Именно в этот период происходит усиленное физическое и умственное развитие, интенсивно формируются различные способности, закладывается основа черт характера и моральных качеств личности.

Именно в дошкольном возрасте необходимо заложить основы экологической культуры, в этот период накапливаются яркие, образные эмоциональные впечатления, первые природоведческие представления, закладывается фундамент правильного отношения к окружающему миру и ценностной ориентации в нём. На этапе дошкольного детства особое значение имеет развитие различных форм познания окружающего мира и восприятия, образного мышления и воображения.

Природа не только храм здоровья и эстетического наслаждения. Природа — могучий источник познания и воспитания человечества. Мы обязаны научить детей любить и уважать природу, защищать её.

Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество. На современном этапе развития общества вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту. Главная причина этого — тотальная экологическая безответственность. В связи с этим необходимо больше уделять внимания экологическому воспитанию детей уже с первых лет их жизни.

Важное место здесь занимают беседы, опытно-экспериментальная деятельность, ролевые игры, просмотр мультипликационных фильмов, и экологические сказки. Сказочные повести, рассказы, инсценировки, театрализация и праздники знакомят детей и природными явлениями, их взаимосвязями, с понятиями экологии, проблемами влияния человека на природу.

В процессе ознакомления с природой детей осуществляются — нравственное, духовное, физическое, трудовое и эстетическое воспитание.

Для формирования начальных основ экологической культуры у дошкольников разработала систему экологического воспитания. Эта система включает цели, задачи, определённое содержание, методы и формы работы, а также создание условий, необходимых для постоянного общения детей с природными объектами.

6 стр., 2908 слов

Природа дошкольники

... осуществляться успешно, если создать следующие педагогические условия: Давать детям систематические экологические знания; научить их любить жизнь, природу, людей, себя, активно познавать мир, в который пришли. 2. Формировать ... объектам (растениям и животным), а также ценностное отношение к миру природы. Эти идеи прослеживаются в работах А. В. Гагарина, С. Д. Дерябо, А. Н. Захлебного, И. ...

Цель экологического развития дошкольников — ознакомление дошкольников с явлениями природы и особенностями взаимоотношения человека с окружающей средой, формирование начал экологической культуры.

Реализация цели идёт через решение следующих задач:

  • уточнение и углубление знаний о растениях, животных и природных явлениях;
  • формирование знаний о жизненно необходимых условий для человека, животных и растений (питание, рост и развитие);
  • формирование элементарных представлений о причинно-следственных связях внутри природного комплекса;
  • развитие гуманного эмоционально-доброжелательного и бережного отношения к окружающему миру;
  • формирование потребности заботиться о чистоте своей группы;
  • ознакомление с природными факторами, влияющими на здоровье человека;
  • формирование привычки рационально использовать воду;
  • выработка умения правильно взаимодействовать с окружающим миром, элементарные правила поведения в природе;
  • развитие познавательного интереса к окружающему миру;
  • формирование эстетического отношения к окружающему миру.[2, 40]

В работе придерживаюсь, следующим принципам: системности, сезонности, возрасту, интеграции, преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения, семьи и школы.

«Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок» — эти слова знаем с детства. И действитеьно, сказка не только развлекает, она ненавязчиво воспитывает, знакомит ребенка с окружающим миром, добром и злом. Сказка универсальный учитель. Она помогает понять природу, взаимоотношения с ней человека.

Народные сказки во многом «экологичны»: в них нашло отражение осмысление человеком окружающего мира, изменение взаимоотношений людей со средой обитания. Сказки впитывают в себя исторический опыт человека. В течении долгого времени люди воспринимали природу как нечто враждебное, непознанное, таящее опасность. В мифах и сказках народов мира леса, болота населены злыми духами и прочими отрицательными персонажами. Со временем человек все лучше понимал природу, постигал ее законы, учился использовать ресурсы.

В сказках, как правило, очень точно предмечены особенность многих животных, растений, природных явлений, описываются национальные, культурные традиции и праздники. Как показали опросы, у многих детей существует стереотип: хищные животные плохие, злые, им не место рядом с человеком, волк и крокодил не нуждаются в нашей защите и помощи. В формировании такого отношения вносят вклад и сказки.

Дети очень хорошо усваивают характеристики животных — героев сказок: волк — злой, лиса — хитрая, заяц — трусливый. И к сожалению часто эти представления у них остаются на всю жизнь. Поэтому в своей работе с детьми по экологическому воспитанию с применением сказок я учу детей понимать относительность суждений.

Например: после прочтения сказки: «Три поросенка», мы обсудили ее вместе с детьми. Несомненно, поросята, особенно Наф-Наф, положительные герои, сумевшие провести злого глуповатого волка. Точка зрения детей на события происходящие в сказке совпадает с точкой зрения автора и точкой зрения поросят. Но предлагают детям оценить сюжет с точки зрения волка, который по своему (особенно с экологических позиций) тоже может быть прав. Волк — хищник, и вполне естественно, что он охотится за поросятами, выполняя свою функцию в пищевой цепи. Поросята пытаются противостоять этому. Ниф-Ниф и Нуф-Нуф имеют больше шансов быть съеденными волком как слабые, ленивые, неспособные к самозащите. По знакомым природы должен выжить сильнейший и умнейший — Наф-Наф, который трудился и умеет себя защитить. Волк не смог выполнить обязанности хищника, да к тому же пострадал от ожогов и стал инвалидом. Если в лесу кроме трем мальчиков — кабанчиков есть и другие поросята, а хищников, кроме волка нет, может нарушиться экологическое равновесие: кабаны начнут быстро размножаться, поедая все вокруг и это создаст угрозу заболевания леса.

11 стр., 5024 слов

Сказка в речевом развитии детей

... дошкольном возрасте. Способность к придумыванию сказок, как одна из разновидностей художественно - речевого творчества старших дошкольников имеет важное значение для умственного, нравственного, эстетического развития личности ребенка. ... человека на протяжении всей его жизни. О роли и значении сказок в формировании положительных качеств характера и психических процессов для детей дошкольного возраста ...

После этого воспитатель с детьми обыграли эту сказку. Ведь в младшем возрасте дети легко воспринимают объекты природы на равных, наделяют их чувствами, мышлением, желаниями. А это очень важно с точки зрения воспитания эмоционального отношения к природе, умения ей сочувствовать, сопереживать. И приемы драматизации, театрализованные представления, поставленные с участием детей по сюжетам сказок, имеют большое воспитательное значение.

Каков человек — таков и мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать все живое.

Маленький ребенок познает мир с открытой душой и сердцем. И то, как он будет относится к этому миру, будет ли рачительным хозяином, понимающим природу, во многом зависит от нас — взрослых, направляющих его воспитание.

2.2 Экологические сказки как средство эмоционального познания природы детьми дошкольного возраста

В работе с детьми на первый план ставят эмоционально-нравственные и познавательные цели, а затем уже обучающие. Дошкольники запоминают и усваивают быстро, например, что снежинка на ладони тает и из нее получается вода, а вот то, что снежинка красивая, имеет различные узоры, разнообразные формы, что ее можно рассматривать, дети понимают не сразу, для этого нужна долгая, кропотливая работа. Для того чтобы к ребенку пришло понимание природы, мало дать конкретные знания о ней, необходимо научить слушать ее, сопереживать ей, радоваться ей, учить видеть прекрасное (когда идет снег или светит солнце, когда зеленеет трава, учить слышать пение птиц, звон капели, шум ветра).

Именно эти навыки обогащают душу и внутренний мир ребенка, заставляют его глубже познавать окружающее, повышают интеллект и культуру. Поэтому в работе с детьми особое место я уделяю экологическим сказкам, способствующим приобщению дошкольников к ознакомлению с природой, с окружающим их миром, развитию у них душевности, отзывчивости, творчества, умения замечать прекрасное в обыденной жизни.

Экологические сказки — самый доступный способ передачи знаний о явлениях природы, о животных, растениях и окружающем мире.

Ненавязчиво, в форме игры сказки дают необходимые детям знания. Краткость, простота сюжета, конкретность и в конце сказки — вывод, а иногда — вопрос для поддержания диалога с маленькими слушателями — такова схема построения экологических сказок. Не всегда есть возможность понаблюдать с дошкольниками за жизнью диких животных или отправиться в путешествие, увидеть своими глазами рассвет или подводное царство. А экологическая сказка даёт такую возможность благодаря хорошо развитому у детей дошкольного возраста воображению. Также через сказки удается привить не только любовь к природе, но и осознание необходимости ее охраны.

Поэтому целью работы с дошкольниками в этом направление стало:

  • формирование у детей ответственного и доброжелательного отношения к природе;
  • сопереживание живому организму.

Так же ставятся следующие задачи:

  • воспитывать гуманное, заботливое отношение к окружающему миру в целом;
  • развивать познавательный интерес к миру природы;
  • развивать чувство эмпатии к объектам природы;
  • посредством экологических сказок прививать детям экологическую культуру поведения;
  • формировать систему элементарных экологических научных знаний, доступных пониманию ребенка 5 — 6 лет;
  • формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения.[5, 74]

Ожидаемый результат:

  • эмоциональное восприятие окружающего природного мира;
  • освоение экологических норм поведения в природе.

Для привлечения внимания и развития интереса детей к объектам природы мною был составлен список экологических сказок, которые смогут сделать экологическое воспитание дошкольников более занимательным и разнообразным, так как дети дошкольного возраста, в силу своих возрастных особенностей, легче запоминают материал, когда он подается в разнообразных формах, исключающих сухость и монотонность.

При составлении списка сказок я провела их тщательный отбор, связанный с их содержанием, потому что для конкретных целей экологического воспитания дошкольников необходимы сказки с наиболее точным содержанием для определения ценностей, способствующих стать отправной точкой для обсуждения и возможностью ребенка высказать и обосновать свое мнение.

В течение года детям рассказывались и анализировались экологические сказки: “Жила — была Река”, “Как люди речку обидели”, “История одного пруда”, “Ходит капелька по кругу”, “Вот труба, над нею — дым”, «Приключение улитки Ули», «Лилипут — Озорник» и др.

В процессе рассказывания сказок наблюдала за детьми и понимала, что слушая интересные сюжеты, дошкольники не только усваивают экологические правила, нормы поведения в природе, но и пытаются сопереживать за живую природу и окружающий мир.

Но во время работы со сказками выявились следующие проблемы:

1. Не все, то, что прочитано детям, интересно и понятно им, так как экологические сказки читались по книгам без картинок.

2. Однотипность. Нет захватывающего сюжета.

Прочитанные и пересказанные сказки дети до этого не слышали. Если же они узнавали что-то знакомое, говорили: “Я мультик смотрел”. И никто не сказал: “ Мне рассказывали” или “ Мне читали”. Отсюда вывод: основной источник экологического образования детей — детский сад, домашний же воспитатель, в основном — это телевизор, где “живут и здравствуют” любимые детьми и непонятные нам, взрослым, Смешарики, Лунтик, Смурфики и др.).

Эту большую любовь к современным героям мультфильмов, я использовала в своей экологической работе. Был разработан сказочный проект «Смешарики»: в продуктивной деятельности с детьми изготавливали образы любимых героев, организовали выставку детских работ под названием «Наши любимые Смешарики», а затем инсценировали сказку “Смешарики в отпуске”, где дети самостоятельно изготовили маски героев. Вся эта работа способствовала тому, что дети постепенно стали отождествлять себя с любимыми персонажами и более эмоционально передавать характеры героев сказки.

Таким образом, экологические сказки надо читать, обыгрывать, пересказывать с детьми, инсценировать, рисовать, сочинять.

2.3 Знакомство с природой образами славянской мифологии

Мифология — это мышление в образах, поэтическое отражение представлений человека об окружающем его мире природы. Предполагается, что в древности люди существовали в гармонии с природой, были причастны к ней не столько эстетически, сколько эмпирически, на физиологическом уровне. Наши праотцы боготворили природу, приписывали ей человеческие действия и переживания, оживляли и одухотворяли её.

Изучая окружающий мир, люди приходили к выводу о его гармоничности, которая, в свою очередь, виделась следствием божественного происхождения Вселенной.

Представления о священности мира природы сохранялись благодаря устоявшимся традициям. Мир, который окружал наших предков, наполнялся определённым смыслом, не только практическим, но и мифологическим.

Однако, затрагивать тему славянской мифологии в наши дни не менее рискованно. Сегодня это может вызвать обвинения в язычестве. Такие упрёки вполне закономерны, поскольку педагоги, решившие познакомить дошкольников со славянской мифологией, зачастую рассказывают о богах, жрецах, что недопустимо. Во-первых, такое изложение материала слишком сложно, во-вторых, сведения не всегда научно обоснованы. Я уверена, что современному ребёнку доступны и понятны демонологические образы народной культуры — Лешего, Водяного, Русалочки, Домового, Черта, Бабы Яги и т. д., так как они, во-первых, чаще всего встречаются в устном народном творчестве, в том числе в детском фольклоре, и, во-вторых, близки восприятию, переживанию и опыту детей дошкольного возраста. Я считаю, образы славянской мифологии имеют огромный потенциал для воспитания у детей бережного отношения к природе, окружающему нас миру. Эти образы одухотворяют многие природные явления, им приписываются качества, поступки, свойственные человеку, что сближает восприятие природы и древнейшие представления о ней.[5, 81]

Однако педагоги не используют их в своей деятельности. Основная причина заключается в том, что мы мало знаем о славянской мифологии как таковой.

Неудивительно, что в произведениях современных детских писателей образы русской мифологии используются весьма вольно, да и в пособиях по экологическому воспитанию чаще всего упоминаются персонажи кельтского или германского происхождения — феи, эльфы, гномы, а отнюдь не Лесовички.

В народной педагогике с помощью устного народного творчества передавали опыт познания мира, накопленный в течение тысячелетий. Сегодня, используя красочные наглядные пособия, схемы и научные термины, мы можем познакомить ребят с круговоротом воды в природе. А в старину детям рассказывали сказку о девочке Снегурочке. И ребёнок, слушая эту поэтическую историю, не только знакомился со сложными природными явлениями, но и учился сочувствовать, сопереживать людям, бережно относиться к природе, развивался не только интеллектуально, но и нравственно.

Ещё более трепетным было отношение к земле, которая также воспринималась как живое существо, в чём-то похожее на человека: скалы — это её кости, воды рек и морей — кровь, корни деревьев — сухожилия, травы, растения — волосы. И само происхождение человека связывали с землёй, полагая, что тело человека взято от земли.

Землю называли святой, ею клялись, ей исповедовали грехи, просили прощения, веря в её целительную силу.

Наши предки хорошо знали так называемые повадки неба, связывая с ними свою жизнедеятельность. Так, небо отобразилось в русском костюме, в котором, например, головной убор (кокошник) связан с образом солнца, звёзд, птиц; ленты и височные украшения символизируют дождь, а в узорах и вышивках на рубахах и сарафанах господствует образ плодородной земли (растения, цветы, ветки).

В целом костюм выражал живую связь земли и неба и человека как их связующего звена. Люди определённо делятся на два вида: одни умеют радоваться небесному зодчеству, а для других оно молчит, или, вернее, сердце их безмолствует. С развитием земледелия, скотоводства, ремёсел, появлением городов человек приобрёл известную независимость от природы, стал относиться к ней утилитарно, перестал обожествлять и одушевлять её. Человеческая цивилизация провозгласила необходимость борьбы с природой как с проявлением дикости и нецивилизованности. Хотя такие лозунги и ушли в прошлое, но современное общество стоит вне природы, над ней, творит свой индустриальный, технократичный мир рядом с ней и вопреки ей.

Дети умеют радоваться окружающему миру, возвышают своё воображение, а воображение лишь следствие наблюдательности. Природа-мать — это колыбель всего живого на земле. Я считаю, что необходимо поддерживать в ребёнке чувство общности и единения с природой, способствовать взаимодействию с ней. Так ребёнок приобретает начальный опыт приобщения к широкому кругу общечеловеческих ценностей. Кроме представлений об окружающем мире, воспитания бережного отношения к природе народная педагогика сказками и былинами, например, о Леших и Водяных, вооружает детей правилами поведения в лесу, на воде. Водяной -это речной хозяин, в омуте у него рыба водится; ему оказывает почтение мельник, т. к. мельница без воды не работает. Чаще забавные, но иногда и страшные истории служат предупреждением, уроком. Так, Леший — безраздельный хозяин леса, пусть даже и не злой, может заводить путников в чащу, пугать, кричать страшным голосом. Поэтому, люди должны уметь ориентироваться в лесу по пням, деревьям, солнцу.

Народные предания и легенды развивают и образное мышление, и эстетическое отношение к природе.

Так, у А. С. Пушкина в Лукоморье «Русалка на ветвях сидит» и это происходит в субботу на кануне Троицы, которую раньше называли Русалочьей, русалки странствуют по берегам рек и озёр. Причина этих странствий — усиление рыболовства в прибрежных зонах и загрязнение моря. Знакомясь с различными перипетиями сказочных событий, ребёнок учится вовремя распознавать опасность и находить в себе силы для её преодоления.

Заключение

Дошкольный возраст — яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы предметным миром, закладывается ценностная ориентации в окружающем мире.

Я думаю, что начатая работа и есть путь к развитию личности ребенка и его ценностной ориентации в окружающем мире природы, общеизвестная ведущая роль знаний ребенка-дошкольника в структуре сознания.

Из этого следует, что экологические знания помогают в формировании ребенка определенной системы ценностей, представления о человеке как части природы.

В результате освоения содержания данной работы детьми уже заметен растущий уровень экологической культуры, который, выражается, прежде всего, в качественно ином отношении к природе в целом.

В пределах доступного содержания «от простого к сложному» у ребенка начинают формироваться представления разной степени глубины и обобщенности об экологической культуре, о правилах и нормах поведения человека в мире.

Не сомневаюсь, что ведущим личностным достижением ребенка будет являться гуманное отношение к окружающей среде и к человеку как его части. Природа и человек неразделимы, они составляют единое целое. И оттого, что заложено в дошкольном детстве, будет зависеть отношение к окружающей природной среде подростка в школе и во взрослой жизни.

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/ekologicheskie-skazki-dlya-doshkolnikov/

1. Альманах экологического образования и просвещения. Т. II: Материалы Всероссийского Форума с международным участием «Экологическое образование — на пути к инновациям и энергосбережению». — Ярославль: Издательство, 2011. — 195 с.

2. Вакуленко Ю. А. «Воспитание любви к природе у дошкольников». — Волгоград Изд. «Учитель», 2010. — 69 с.

3. Гальцова Е. А «Забавные истории обо всем на свете». — Волгоград Изд. «Учитель», 2011. — 159 с.

4. Иванова А.И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников. — М.: ТЦ Сфера, 2009. — 69 с.

5. Каменева Л.А., Кондратьева Н.Н. Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие. — СПБ.: Детство-Пресс, 2011. — 158 с.

6. Непрерывное экологическое образование: проблемы, опыт, перспективы. Материалы II Межрегиональной научно-практической конференции. Томск 6-7 ноября 2008. Ответ. за выпуск О. И. Кобзарь, Т. В. Хахалкина. Томск: ОГУ РЦРО, 2008. — 32 с.

7. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие. — М.: Академия, 2009. — 357 с.

8. Николаева С.Н. Экологическое воспитание дошкольников. — Педагогика. 2007. — № 5. — 27 с.

9. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой — 4-е изд., испр. и доп.- М.: Москва — Синтез, 2012. — 257 с.

10. Рыжова Н. А. «Не просто сказки». Москва Изд. Линка-Пресс, 2012. — 102 с.

11. Федосеева П. Г. «Система работы по экологическому воспитанию дошкольников». — Волгоград Изд. Корифей, 2008. — 258 с.

12. Шорыгина Т. А. «Зеленые сказки». — Москва Изд. Книголюб, 2011. — 44 с.