Развитие творческого мышления у детей дошкольного возраста

Определяя направления своей работы, многие психологи и педагоги, работающие в образовании, стремятся выбрать максимально эффективные виды деятельности. Одним из таких видов, по мнению многих специалистов, является работа по развитию творческого мышления, творческих способностей детей, которые могут проявляться в мышлении, общении, характеризовать личность в целом. Принимая во внимание то, что развитие творческого мышления возможно у всех детей, независимо от их уровня интеллектуального развития и способствует более успешному решению любых жизненных проблем, необходимость работы психолога в этом направлении крайне ценна. Нужно заметить, что программы по диагностике и развитию творческого мышления разрабатываются медленно и в данный момент их существует немного. Тому есть несколько причин. Воспитатель, учитель, как правило, ориентированы на среднего ребенка, и в круг их проблем не входит развитие творческих способностей. Учебная программа направлена скорее па развитие памяти, чем мышления, тем более творческого. Между тем развитие таланта может быть загублено, задержано на любом этапе развития. Творческое мышление не обязательно связано только с одним из видов мышления. Оно может быть и практическим и образным.

Психологами было затрачено много усилий и времени на выяснение того, как человек решает новые, необычные, творческие задачи. Однако до сих пор ясного ответа на вопрос о психологической природе творческого мышления нет. Наука располагает только некоторыми данными, позволяющими частично описать процесс решения человеком такого рода задач, охарактеризовать условия, способствующие и препятствующие нахождению правильного решения. У детей способности к творчеству складываются постепенно, проходя несколько стадий развития. Эти стадии протекают последовательно: прежде чем быть готовым к следующей стадии, ребенок обязательно должен овладеть качествами, формирующимися на предшествующих. Творческое мышление напрямую зависит от уровня развития того вида мышления, которое имеет пик развития на определенном этапе. Следовательно, с самого детства у ребенка необходимо развивать и творческое мышление, и критическое мышление, заботясь о том, чтобы они находились в равновесии, сопровождали и периодически сменяли друг друга в любом мыслительном акте, ведь с понятием творчества неразрывно связано понятие интеллекта.

Объектом исследования данной курсовой способности детей школьного возраста материал">работы является творческое мышлени, а предмет — это процесс развития творческого мышления в дошкольном возрасте.

12 стр., 5687 слов

«Роль библиотеки в духовном развитии личности школьников»

... и найти свое место в системе работы с подрастающим поколением. А планов на будущее – превеликое множество. И сегодня, и завтра откроются двери школьной библиотеки и планы начнут осуществляться… Пусть дети увидят, что библиотека ... хотел бы быть. Роль библиотеки – одна из основных в духовном развитии личности школьников. Начало 17 века с его техническим развитием, наращиванием бешеных скоростей, ...

Целью нашего исследования является сравнительный анализ творческого мышления у детей дошкольного возраста 5 и 6 лет. В ходе работы мы ставим перед собой

  • Проанализировать отечественные и зарубежные подходы к проблеме развития творческого мышления
  • Раскрыть особенности развития творческого мышления в онтогенезе.
  • Дать психологическую характеристику творческой деятельности детям дошкольного возраста.
  • Выделить факторы творческого развития детей.

В данной курсовой работе мы применили следующие методы научно-педагогического исследования: изучение, анализ и обобщение литературных источников по данной теме, эмпирические тесты.

Гипотеза исследования: уровень развития творческого мышления у детей 6 летнего возраста превышает уровень развития творческого мышления детей 5 летнего возраста.

Методологическая основа : составляют системность системность, комплексность, принцип развития, а так же принцип сознания и деятельностиПри рассмотрении проблемы творческого мышления мы опирались на работы С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, В.Н. Дружинина, Дж. Брунер, П. Торенс и д. р.

Глава 1. Теоретические основы проблемы творческого мышления

Исследование творческого мышления — достаточно сложная проблема, предполагающая решение важнейших методологических вопросов природы творчества, источников развития творческого мышления , соотношения в этом процессе биологического и социального , объективного и субъективного и т.п. Сложность проблемы заключается в том внутренняя сущность явления недоступна непосредственному исследованию. Поэтому не смотря на много вековую историю изучения, творческого мышление остается не достаточно исследованным. Внимание ученых-психологов всегда вызывало и до сих пор вызывает творческое мышление человека. Ученых интересует его природа, отличие от других видов мышления, происхождение и развитие.

Творческое мышление один из интереснейших феноменов , выделяющих человека из мира животных . уже в начале жизни у человека появляется настоятельная потребность самовыражения через творчество , человек учится мыслить творчески , хотя способность к такому мышлению не является необходимой для выживания. Творческое осмысление является одним из способов активного познания мира ,именно оно делает возможным прогресс, как отдельного индивида , как и человечества в целом.[10]

Филатов считает что, творческое мышление характеризуется не только созданием субъективно нового продукта, но и существенными новообразованиями в самой познавательной деятельности ее организации и мотивации. Оно отличается от простого применения готовых знаний, так как результат всегда личностно значим, наделен для субъекта особым личностным смыслом.

Способностью к творческому мышлению обладает, каждый. По мнению Р.С. Немова — это вид мышления, связанный с созданием или открытием чего-либо нового.[15] В детстве, когда преобладает образное мышление, эта способность часто проявляется в рисунках, лепках, построениях из подручных материалов, в подростковом возрасте многие пишут стихи, а в зрелом она, как правило, помогает решать прикладные задачи разного уровня (от повседневных до научно-технических и т.д.).

15 стр., 7380 слов

Психологические механизмы развития мотивации человека

... структуре личности. Целью данной курсовой работы является рассмотрение психологических механизмов развития мотивации человека. решить следующие задачи: 1) изучить научную литературу по ... исследования мотивационной сферы и направленности личности. 4) сделать необходимые выводы. Структура работы. 1.Психологические механизмы развития мотивации человека 1.1.Понятие потребности, мотива и мотивации, ...

Тем не менее, не каждого человека мы можем назвать личностью творческой.[9]

Долгое время способности к интеллектуальному творчеству исследовались так, как подсказывал здравый смысл: чем выше уровень умственных способностей, тем больше творческая отдача человека.

Основоположником эмпирического подхода к исследованию индивидуальных качеств творческой личности является Ф. Гальтон , который совместно с Ч. Пирсоном заложил основы психометрики и психодиагностики. А впервые применили психометрический метод для исследования креативности Дж. Гилфорд и Э.П. Торренс. Они провели ряд исследований взаимосвязи интеллекта и креативности с применением тестов, где под креативностью понималась прежде всего способность к дивергентному мышлению. В результате эмпирических исследований Гилфорд и Торренс сделали вывод о наличии положительной корреляции между уровнями IQ и креативности. При этом они утверждали, что более высокий уровень интеллекта, обуславливает большую вероятность того, что у испытуемого будут высокие показатели по тестам креативности, хотя у лиц, продемонстрировавших высокоразвитый интеллект, могут встречаться низкие показатели креативности. В то же время их исследования показали, что при низком IQ высокая дивергентная продуктивность никогда не обнаруживалась. Торренс даже предложил теорию интеллектуального порога, которая состоит в том, что при IQ ниже 115 – 120 баллов интеллект и креативность неразличимы и образуют единый фактор, а при IQ выше 120 – творческие способности и интеллект становятся независимыми факторами .

Однако опубликованные вскоре результаты исследований Гетцельса и Джексона представляют данные, свидетельствующие об отсутствии корреляции между показателями интеллекта и креативности.1

Креативность — творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора, а так же способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем[10]

По мнению Е. Торренса, креативность включает в себя повышенную чувствительность к проблемам, к дефициту или противоречивости знаний, действия по определению этих проблем, по поиску их решений на основе выдвижения гипотез, по проверке и изменению гипотез, по формулированию результата решения. Для оценки креативности используются различные тесты дивергентного мышления, личностные опросники, анализ результативности деятельности.[21]

Более поздние исследования М. Воллаха и Н. Когана, которые также применяли тестовый метод, но при этом модифицировали его в соответствии со своим пониманием условий, благоприятных для проявления креативности: они сняли лимиты времени, вели к минимуму соревновательность участников в ходе выполнения тестов и сняли ограничение единственного критерия правильности ответа. В результате они пришли к выводу, что при соблюдении в ходе исследования условий, наиболее приближенных к обычным жизненным ситуациям, корреляция креативности и тестового интеллекта будет близка к нулю.

18 стр., 8756 слов

Развитие творческих способностей: психогенетика креативности

... решающим фактором развития психических способностей внешние условия; 3. генотип - средового взаимодействия, сторонники которого выделяют разные типы адаптации индивида к среде в зависимости от наследственных черт. Объект исследования курсовой работы: креативность. ...

Действительно, человек может быть интеллектуалом и не быть креативом, и наоборот. Так, например, Левинсон-Лессинг разделял творчески мало продуктивных ученых-эрудитов, называя их «ходячими библиотеками», и творчески продуктивных ученых, не отягощенных переизбытком оперативных знаний, обладающих мощно развитой фантазией и блестяще реагирующих на всякого рода намеки.2

Кроме того, различными авторами разрабатывались различные модели креативной личности. Так, в гештальт-психологии считались обязательными следующие требования к умственному складу творца: не быть ограниченным, ослепленным привычками; не повторять просто и раболепно то, чему вас учили; не действовать механически; не занимать частичную позицию; не действовать со вниманием, сосредоточенным на ограниченную часть проблемной структуры; не действовать частичными операциями, но свободно, с открытым для новых идей умом оперировать с ситуацией, стараясь найти ее внутренние соотношения.

А. Маслоу указывает креативность в ряду 15 существенных черт самоактуали-зирующейся ли чности. Соответственно, можно считать, что наличие остальных 14 черт, по Маслоу, относятся к особенностям творческой личности.

Дж. Гилфорд считал, что творческое мышление связанно с доминированием в нем четырех особенностей:

1. Оригинальность, нетривиальность, необычность высказываемых идей, ярко выраженное стремление к интеллектуальной новизне. Творческий человек почти и всегда и везде стремится найти свое собственное, отличное от других решение.

2. Семантическая гибкость, т.е. способность видеть объект под новым углом зрения, обнаружить его новое использование, расширять функциональное применение на практике.

3. Образная адаптивная гибкость, т.е. способность изменить восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые, скрытые от наблюдения стороны.

4. Семантическая спонтанная гибкость, т.е. способность продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, в частности в такой, которая не содержит ориентиров для этих идей.

Позже Дж. Гилфорд выделяет 6 параметров творческого мышления : способность к обнаружению и постановке проблем; способность к генерированию большого числа идей; гибкость – способность продуцировать разнообразные идеи; оригинальность – способность отвечать на раздражители нестандартно; способность усовершенствовать объект, добавляя детали; способность решать проблемы, т.е. способности к синтезу и анализу.

Жариков Е.С. приводит следующие характеристические черты творческого мышления:

1) эвристичность – способность решать задачи, требующие открытия закономерностей, свойств, отношений;

2) креативность – умение создавать новые вещи и новые методы;

3) мобильность – способность переходить в смежные сферы науки, решать комплексные проблемы;

4) независимость – способность противостоять сложившимся в науке традициям и взглядам, мешающим получению принципиально нового знания;

5) экспрезентность – умение видеть перспективу изучаемого объекта на основе ограниченной информации о предмете рассмотрения, предсказывать его будущее состояние, строить гипотезы о его прошлых состояниях;

25 стр., 12208 слов

Влияние элементов хатха-йоги на развитие гибкости детей дошкольного возраста

... в работе нетрадиционных форм и особенно элементов хатха-йоги. Элементы хатха-йоги можно использовать для эффективного развития физических качеств, особенно хорошо они оказывают влияние на развитие гибкости у детей дошкольного возраста. Важность и значимость гибкости ... способностью выполнять движения с большой амплитудой. Как отмечают Степаненкова Э. Я. [19], Вильчковский.Э. С. [5], Хухлаева Д. В.[25 ...

6) системность – способность охватывать объект как целое;

7) разумность – способность диалектически отрицать старые системы знаний, мешающие качественному изменению науки;

8) открытость – способность принимать и преломлять любые идеи;

9) антиномичность – видеть единство противоположенностей или исключающих друг друга определений предмета;

10) способность к обобщению материала, позволяющая подниматься от эмпирической конкретности к выводам об общих свойствах.

По Стернбергу , творческая личность должна обладать следующими индивидуальными чертами: способность идти на разумный риск; готовность преодолевать препятствия; толерантность к неопределенности; готовность противостоять мнению окружающих.