«Организация различных видов деятельности и общения детей»

Общение — это основное условие развития ребенка, один из важнейших факторов формирования личности, один из главных видов деятельности человека, который устремлен на познание и самооценку через посредство других людей. С первых моментов жизни ребенка общение является одним из важнейших факторов психического развития.

В последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении со сверстниками. Это, как правило, выражается в неумении находить подход к партнеру по общению, поддерживать и развивать установленный контакт, согласовывать свои действия в процессе любой деятельности, адекватно реагировать и выражать свою симпатию к конкретному ребенку, отмечаются сложности в умении сопереживать в печали и радоваться успеху другого человека  всё это приводит к различного рода конфликтам и непониманию собеседников друг друга.

Основные нормы поведения в первую очередь ребенок познаёт в семье. Они отражаются в процессе его общения со сверстниками. Интерес к сверстникам проявляется позднее, чем к взрослым. На развитие общения с другими детьми влияет характер деятельности и наличие умений для ее выполнения. Детский сад — первое социальное объединение детей, здесь проявляются различные взаимоотношения. В зависимости от возраста отношения дошкольников меняются. Они оцениваются по деловым, личностным и нравственным качествам.

Посещая детский сад, дети с большим желанием объединяются в играх, труде, совместной деятельности. Между некоторыми детьми устанавливаются дружеские отношения. Очень важно внимательно изучать эти самостоятельные «группировки». Необходимо направлять деятельность детей и их взаимоотношения, искать верные пути создания новых детских объединений.

1. Игра и развитие личности дошкольника

Игра — это огромное светлое пятно,

через которое в духовный мир ребенка

вливается живительный поток представлений

и понятий об окружающем мире.

Игра — это искра, зажигающая огонек

пытливости и любознательности.

В.А. Сухомлинский

Детство — большой и ответственный период психического развития личности. В этот период игра — это естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.

6 стр., 2744 слов

«Значение продуктивных видов деятельности в развитии личности ...

... деятельности детей. Продуктивная деятельность играет большую роль в воспитании эстетических чувств дошкольника. Основная часть Значение продуктивных видов деятельности в развитии личности ребенка. Развитие продуктивных способностей неотделимо от гармоничного развития всех сторон личности. Только при общем гармоничном развитии ребенка ...

Выдающиеся психологи Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, Л.А.Люблинская, С.А.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин считают игру ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, составляющую основное содержание жизни ребенка, благодаря которой в его психике происходят значительные изменения, формируются качества, подготавливающие переход к новой, высшей стадии развития.

В процесс игры вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает; в игре активно работает его воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления. Игровая деятельность влияет на формирование произвольности всех психических процессов: развивается произвольное поведение, внимание и память. Поэтому игра имеет огромное значение для общего психического развития ребенка.

Эльконин Д.Б. подчеркивал, что игра — это сложное психологическое явление, которое дает эффект общего психического развития. По утверждению Ушинского К.Д., в игре ребенок «живет» и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни.

Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное, место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, имеющая очень большое значение для развития ребенка дошкольного возраста; в ней развиваются действия в представлении, ориентация в отношениях между людьми, первоначальные навыки кооперации (А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, Л А. Венгер, А. П. Усова и др.).

Детская игра включает в себя два основных вида: творческую игру и игpy с правилами. Общая характеристика игры заключается в том, что это деятельность необязательная, не связанная с достижением утилитарных целей, деятельность, доставляющая удовольствие. Но при этом каждый из указанных видов имеет свои специфические особенности, существенно отличающие их друг от друга, и имеют разное значение в развитии ребенка.

1. Игры с правилами дают возможность систематически тренировать детей в выработке определенных навыков, они очень важны для физического и умственного развития, воспитания характера и воли. Без таких игр в детском саду трудно было бы проводить учебно-воспитательную работу. Игры с правилами дети усваивают от взрослых, друг от друга. Многие из них передается от поколения к поколению, однако воспитатели, выбирая игру, обязательно должны учитывать требования современности.

По содержанию и способам ведения игры с правилами разделяют на две группы: дидактические и подвижные.

Дидактические игры способствуют, главным образом, развитию умственных способностей ребенка, поскольку содержат умственные задачи, именно в решении которых и заключается смысл игры. Они также способствуют развитию органов чувств ребенка, внимания, памяти, логического мышления. Заметим: что дидактическая игра — эффективный метод закрепления знаний, она отнюдь не должна превращаться в учебное занятие. Игра захватывает ребенка только в том случае, если дает радость и удовольствие.

8 стр., 3524 слов

Отечественные педагоги и психологи о детской игре: её происхождении, ...

... игре ребенка. Он указывал на необходимость помощи ребенку в решении проблем, возникающих в "зоне ближайшего развития", что имеет обучающее значение. Процесс развития ребенка, сопровождающийся усложнением его игровой деятельности, ... к труду. В педагогической литературе понимание игры как отражения действительной жизни впервые было высказано великим педагогом К. Д. Ушинским. Окружающая обстановка, ...

Подвижные игры важны для физического воспитания дошкольников, поскольку способствуют их гармоничному развитию, удовлетворяют потребность малышей в движении, способствуют обогащению их двигательного опыта. С детьми дошкольного возраста проводят две разновидности подвижных игр — сюжетные игры и игровые упражнения (несюжетные игры).

В основу сюжетных подвижных игр положен опыт ребенка, его представление об окружающем мире (действия людей, животных, птиц), которые они воспроизводят движениями, характерными для того или иного образа. Движения, которые выполняют дети во время игры, тесно связаны с сюжетом. Большинство сюжетных игр коллективные, в них ребенок учится согласовывать свои действия с действиями других игроков, не капризничать, действовать организованно, как того требуют правила.

2. Творческие игры

Значительная часть творческих игр  это сюжетно-ролевые игры «в кого-то» или «в нечто».

Организация и руководство творческими играми дошкольников в первой и второй половине дня

Наблюдение за игровой деятельностью я проводила в детском саду №29 в период с 24.11.2014г. по 12.12.2014г. Воспитателем используются все виды игр (дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные, строительные и другие игры).

Игры отображены как в совместной, так и в самостоятельной деятельности. Также игры используются в НОД. Все виды игр нашли отражение в плане. Таким образом, воспитатель в своей деятельности использует разные виды игр: как творческие, так и игры с правилами.

В самостоятельной деятельности дети могут играть самостоятельно. Я отметила, что тематика сюжетно-ролевых игр весьма разнообразна, присутствует и смешанная тематика. Девочки отдавали предпочтения как играм, характерным для них («дочки-матери», магазин, больница, парикмахерская) так и не характерным (водитель такси, торговый представитель).

В процессе организации игр дети были достаточно самостоятельны, все игры возникали по их инициативе. Вмешательство педагога требовалось лишь при возникновении конфликтов. Конфликты возникали по поводу затруднения в распределении ролей, выборе атрибутов, так же возникали конфликтные ситуации, когда ребенок не хотел считаться с общезаданными правилами или его не устраивал какой-либо участник игры. Численность играющих групп от 3 до 5 человек. Из 20 детей 10 не принимали участие в играх из-за того, что были заняты индивидуальными занятиями, 4 ребенка не проявляли интереса к сюжетным играм, предпочитали другие виды деятельности (рисование, конструирование).

Я провела беседу с детьми с целью выявления их отношения к игре.

Анализ ответов на вопрос, «В какие игры ты любишь играть в детском саду? представлен на рисунке 1.

рисунок 1

Организация и руководство творческими играми дошкольников в первой и второй половине дня 1 Организация и руководство творческими играми дошкольников в первой и второй половине дня 2

4 стр., 1665 слов

Международные спортивные игры «Дети Азии»

... развития детско-юношеского спорта и укрепления международного спортивного сотрудничества. олимпийский спорт игра Игры "Дети Азии" являются важным средством "воспитания нового человека, гармонически сочетающего в себе ... танцах, стрельбе из лука, художественной гимнастике, шахматах, якутских национальных прыжках. III Игры "Дети Азии" в августе 2004 года также принимал Якутск. В столицу Республики ...

На второй вопрос беседы, « В какие игры ты играешь дома?», 82 % девочек ответили, что в «Дочки-матери» («в куклы»), 35% мальчиков дома предпочитают играть в «Транспорт», «Войну» («в машинки и солдатиков»), в компьютерные игры (55 %), в конструктор (10 %).

На третий вопрос беседы, « С кем ты играешь дома?», дети ответили так: 55% играют одни, 19%  с родителями и 26% с братьями, сестрами.

Анализ наблюдений за игровой деятельностью дошкольников

В качестве примера рассмотрим сюжетно-ролевую игру «Школа»

Воспитатель:

Аня:

Алена:

Наташа:

Воспитатель:

Миша:

Катя:

Воспитатель:

Алена:

Миша:

Алена:

Аня:

Наташа:

Лиза:

Алена:

Наташа:

Алена:

Миша:

Алена:

Лиза:

Алена:

Наташа:

Воспитатель:

Наташа:

Миша:

Наташа:

Лиза:

Аня:

Воспитатель:

Аня:

Воспитатель:

Аня:

Миша:

Наташа:

В данной игре дети отразили взаимоотношения учителя и учеников.

Тема игры  это то явление жизни, которое будет изображаться: семья, детский сад, школа, путешествия, праздники. Одна и та же тема включает в себя различные эпизоды в зависимости от интересов детей и развития фантазии. Таким образом, по одной теме могут создаваться различные сюжеты. Каждый ребенок изображает человека определенной профессии (учитель, капитан, шофер) или члена семьи (мама, бабушка).

Иногда разыгрываются роли животных, персонажей из сказок. Создавая игровой образ, ребенок не только выражает свое отношение к выбранному герою, но и проявляет личные качества. Все девочки бывают мамами, но каждая придает роли свои индивидуальные черты. Так же и в сыгранной роли летчика или космонавта сочетаются черты героя с чертами ребенка, который его изображает. Поэтому роли могут быть одинаковыми, но игровые образы всегда индивидуальны.

4 стр., 1571 слов

Подвижные игры для детей и взрослых

... организма. В подвижной игре, ее различных ситуациях ребенок имеет реальные возможности для познания своего внутреннего «Я», для создания собственных представлений о своем влиянии на среду, о месте и роли в коллективе ...

Многочисленные наблюдения показывают, что выбор игры определяется силой переживаний ребенка. Он испытывает потребность отражать в игре и повседневные впечатления, связанные с теми чувствами, которые он питает к близким людям, и необычные события, которые привлекают его своей новизной.

Задача воспитателя  помочь ребенку выбрать из массы жизненных впечатлений самые яркие, такие, которые могут послужить сюжетом хорошей игры. Опыт лучших педагогов убеждает в том, что единственно правильный путь управления игрой  создание интереса к тому или иному событию жизни, влияние на воображение и чувство детей. Для того чтобы получилась интересная игра, недостаточно, чтобы дети только увидели, как строят дом, перевозят грузы, шьют одежду и т.д. Если ограничиться этим, ребята будут подражать только действиям взрослых, не осознавая значения их труда. В результате игра будет бедной, малосодержательной. Надо глубоко взволновать детей событиями жизни, трудовыми подвигами людей, чтобы они захотели подражать им, переживать вместе с ними. Выполнить эту задачу помогает книга, картина, кинофильм, кукольный театр. Если в младших группах важно лишь приучать детей обдуманно выбирать игру, то со старшими дошкольниками необходимо совместно обсуждать не только тему игры, но и в общих чертах намечать план развития сюжета, определять деятельность каждого из играющих. Разумеется, план игры может быть только ориентировочным, по мере развития сюжета в нее вводится много нового, но выдумка каждого подчиняется общей цели. Воспитатель, таким образом, руководит игрой, направляет ее содержание, влияет на взаимоотношения детей.

Игровую роль дети выбирают в соответствии со своими интересами, своими мечтами о будущей профессии. Они еще по-детски наивны, не раз изменятся, но важно, что ребенок мечтает об участии в полезном для общества труде. Постепенно в игре у ребенка формируются общие представления о значении труда, о роли различных профессий.

Большинство игр отражает труд взрослых: дети подражают домашним делам мамы и бабушки, работе воспитателя, врача, учителя, шофера, летчика, космонавта и т. д. Следовательно, в играх воспитывается уважение ко всякому труду, полезному для общества, утверждается стремление самим принимать в нем участие.

Содержание игр детей разнообразно: в них отражается быт семьи и детского сада, труд людей разных профессий, общественные события, понятные ребенку и привлекающие его внимание. Деление игр на бытовые, производственные и общественные условно. В одной и той же игре часто сочетаются элементы быта, труда и общественной жизни: мама отводит дочку-куклу в детский сад, а сама спешит на фабрику; родители с детьми идут на праздничную демонстрацию, на стадион. Но в каждой игре есть преобладающий мотив, который определяет ее содержание, ее педагогическое значение.

11 стр., 5419 слов

«Возрастная психология» «Игра и ее роль в психическом ...

... игра — самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.«Ролевая, или так называемая творческая, игра детей дошкольного возраста в развитом виде представляет деятельность, в которой дети берут на себя роли (функции) взрослых людей и ... значительная роль в развитии личности, в формировании свойств и обогащении его внутреннего содержания. В ранние, дошкольные годы жизни ребенка игра ...

Игра с куклами в дочки-матери существовала во все времена. Это естественно: семья дает ребенку первые впечатления об окружающей жизни, родители  самые близкие, любимые люди, которым прежде всего хочется подражать. Закономерно также, что куклы привлекают главным образом девочек, ведь о детях больше заботятся мамы и бабушки. Однако, если мальчикам не внушают презрения к таким играм («зачем тебе кукла, ты ведь не девочка»), и они с удовольствием бывают папами, выполняют домашние обязанности, возят в коляске малышей.

Наблюдая поведение ребенка в игре, можно судить о взаимоотношениях взрослых в семье, об их обращении с детьми. Эти игры помогают воспитывать у детей уважение к родителям, к старшим, желание заботиться о малышах. Подражая домашней работе взрослых, дети усваивают некоторые навыки хозяйственного труда: вытирают пыль с кукольной мебели, подметают пол в своем «доме», стирают кукольное белье. Жизнь в детском саду также дает богатый материал для игровой деятельности, особенно в младших группах, когда ребенок получает много новых впечатлений. В игре отражается повседневная жизнь детского сада и необычайные радостные события: новогодняя елка, посещение кукольного театра, зоопарка.

Во всех детских садах ребята возят грузовики, путешествуют в поездах, на кораблях, летают на самолетах. Повсюду в нашей стране идет строительство, и дети без устали строят дома, заводы, новые города. В этих играх отражается специфика труда и быта каждой республики, каждой области. Таким образом, через игру закрепляется и углубляется интерес детей к разным профессиям, воспитывается уважение к труду.

Структура сюжетов в старшей группе весьма разнообразна, в данной игре дети отразили однотемную игру — игру в школу. Однако, эта игра была многоперсонажная, потому что были ученики и учитель и были разные уроки, которые нравились детям.

Д.Б. Эльконин уделял игре большое внимание. Изучая игры детей 3–7 лет, он выделил и охарактеризовал четыре уровня ее развития.

Первый уровень:

1) действия с определенными предметами, направленные на соучастника игры. Сюда входят действия «матери» или «врача», направленные на «ребенка»;

2) роли определяются действием. Роли не называются, и дети в игре не используют друг относительно друга реальные отношения, существующие между взрослыми или между взрослым и ребенком;

3) действия состоят из повторяющихся операций, например, кормление с переходом от одного блюда к другому. Кроме этого действия, ничего не происходит: ребенок не проигрывает процесс приготовления пищи, мытье рук или посуды.

Второй уровень:

1) основное содержание игры – действие с предметом. Но здесь на первый план выходит соответствие игрового действия реальному;

2) роли детьми называются, и намечается разделение функций. Выполнение роли определяется реализацией действий, связанных с данной ролью;

3) логика действий определяется их последовательностью в реальной действительности. Количество действий расширяется.

10 стр., 4584 слов

Игра и ее роль в педагогическом процессе

... дети проводят и эти игры самостоятельно. Ролевая, или так называемая творческая игра детей дошкольного возраста в развитом виде представляет деятельность, в которой дети берут на себя роли ... интеллектуальной насыщенности действительно зависят результаты развития индивидуальности и социализации личности. В играх ребенок осваивает окружающий предметный мир и отношения взрослых. Но он не ...

Третий уровень:

1) основное содержание игры – выполнение вытекающих из роли действий. Начинают выделяться специальные действия, которые передают характер отношений к другим участникам игры, например, обращение к продавцу: «Дайте хлеб» и т. д.;

2) роли ясно очерчены и выделены. Они называются до игры, определяют и направляют поведение ребенка;

3) логика и характер действий определяются взятой на себя ролью. Действия становятся разнообразнее: приготовление пищи, мытье рук, кормление, чтение книги, укладывание спать и т. д. Присутствует специфическая речь: ребенок вживается в роль и говорит так, как требуется по роли. Иногда в процессе игры могут проявиться реально существующие отношения между детьми: начинают обзываться, ругаться, дразниться и т. д.;

4) опротестовывается нарушение логики. Это выражается в том, что один говорит другому: «Так не бывает». Определяются правила поведения, которым дети должны подчиняться. Неправильность выполнения действий замечается со стороны, это вызывает у ребенка огорчение, он пытается исправить ошибку и найти ей оправдание.

Четвертый уровень:

1) основное содержание – выполнение действий, связанных с отношением к другим людям, роли которых выполняют другие дети;

2) роли ясно очерчены и выделены. Во время игры ребенок придерживается определенной линии поведения. Ролевые функции детей взаимосвязанны. Речь носит четко ролевой характер;

3) действия происходят в последовательности, четко воссоздающей реальную логику. Они разнообразны и отражают богатство действий лица, изображаемого ребенком;

4) нарушение логики действий и правил отвергается. Ребенок не хочет нарушать правила, объясняя это тем, что так есть на самом деле, а также рациональностью правил.

Проанализировав свои наблюдения за игровой деятельностью, я могу сделать вывод, что развитие игры в данной группе согласно Д.Б.Эльконину находится на третьем уровне.

Нередко можно наблюдать, как долго и увлеченно дети мастерят, готовясь к игре уже в определенном образе: моряки строят корабль, делают спасательные круги, врачи и медсестры оборудуют поликлинику. Иногда в настоящую работу ребенок вводит игровой образ. Так, надевая белый фартучек и косынку, чтобы делать печенье, он превращается в рабочего кондитерской фабрики, а убирая участок, становится дворником.

Руководство творческими играми  один из самых сложных разделов методики дошкольного воспитания. Педагог не может заранее предвидеть, что придумают дети, и как они будут вести себя в игре. Но это не значит, что роль воспитателя в творческой игре менее активна, чем на занятиях или в играх с правилами. Однако своеобразие детской деятельности требует и своеобразных приемов управления.

Важнейшее условие успешного руководства творческими играми  умение завоевать доверие детей, установить с ними контакт. Это достигается только в том случае, если педагог относится к игре серьезно, с искренним интересом, понимает замыслы детей, их переживания. Такому воспитателю ребята охотно рассказывают о своих планах, обращаются к нему за советом и помощью.

9 стр., 4179 слов

Как изучает ребенка воспитатель

... изменения в проведение развивающих игр с учетом собственного проанализированного наблюдения. Основная задача воспитателя в изучении детей - воспитанников детского сада заключается в том, чтобы: обеспечить нормативные условия для развития психики; скорректировать ...

Часто ставится вопрос: может ли и должен ли воспитатель вмешиваться в игру? Разумеется, такое право у него есть, если это требуется для того, чтобы дать игре нужное направление. Но вмешательство взрослого только тогда будет успешным, когда он пользуется у детей достаточным уважением и доверием, когда он умеет, не нарушая их замыслов, сделать игру увлекательнее. В игре раскрываются особенности каждого ребенка, его интересы, хорошие и дурные черты характера. Наблюдения за детьми в процессе этого вида деятельности дают педагогу богатый материал для изучения своих воспитанников, помогают найти правильный подход к каждому ребенку. Основной путь воспитания в игре  влияние на ее содержание, т. е. на выбор темы, развитие сюжета, распределение ролей и на реализацию игровых образов.

Не следует предлагать детям разработанные педагогом, готовые сюжеты игры. Дети в игре подражают деятельности взрослых, но не копируют ее, а комбинируют имеющиеся у них представления, выражают свои мысли и чувства. И если им предложить действовать по плану воспитателя, копировать данные образы, то это будет подавлять их воображение, самостоятельность, непосредственность.

Организация игрового коллектива и становление в этом коллективе личности каждого ребенка  один из важнейших и очень сложных вопросов педагогики детского возраста. Сложность эта вызвана двойственным характером переживаний и взаимоотношений играющих. С увлечением выполняя свою роль, ребенок не утрачивает чувства реальности, помнит, что на самом деле он не матрос, и капитан  это только его товарищ. Оказывая внешне уважение командиру, он, может быть, испытывает совсем другие чувства  осуждает его, завидует ему. Если же игра сильно увлекает ребенка, если он осознанно и глубоко вошел в роль, игровые переживания побеждают эгоистические порывы. Задача педагога  воспитывать детей на лучших примерах из жизни и деятельности людей, способствующих формированию положительных чувств и побуждений.

При организации игры перед воспитателем встают трудные вопросы: каждому ребенку хочется быть главным, но не все умеют считаться с мнением товарищей, справедливо разрешать споры. Выбор организатора требует большого внимания. Не каждый может справиться с этой ролью, но у всех детей необходимо воспитывать активность и организаторские умения. Например, ребята задумали совершить морское путешествие, и многим хочется стать капитаном. Педагог, исходя из замысла игры, напоминает детям о виденном, прочитанном, говорит, что, кроме капитана, на корабле много других интересных профессий: помощник капитана, радист, лоцман, и предлагает подумать и решить, кого назначить на ту или иную роль. Дети и сами вспоминают, что нужен повар, врач. «А библиотека есть на корабле?»  спрашивает любитель книг. Оказывается, всем находится дело по душе. Педагог рассказывает об ответственной работе матросов, и эта роль также становится привлекательной.

Особенно сложно воспитателю руководить игрой, когда она уже началась. Пока идет обсуждение сюжета и дети еще не вошли в образ, педагог может давать советы, не изменяя, однако, детского замысла. Неосторожное вмешательство во время разыгрывания ролей может разрушить созданный ребенком образ. Если воспитатель понимает замыслы детей, их переживания, то чтобы предложить новый интересный эпизод, дать игре новое направление, он должен вступить в игру в какой-нибудь роли и обращаться к детям, как к действующим лицам.

18 стр., 8724 слов

Игровая деятельность как средство повышения речевой активности ...

... к проговариванию). В своей работе по развитию речи детей раннего возраста я использую следующие формы совместной деятельности: игры-забавы и игры-хороводы на развитие общения; игры на развитие мелкой моторики рук; дидактические игры и упражнения; бытовые ...

Например, на аэродроме два самолета, пассажиры переходят из одного в другой, порядка нет. Педагог в роли пассажира спрашивает: «Товарищ начальник, кто объявляет посадку? Какой самолет отправляется в Ленинград?» Начальник подхватывает идею, организует диспетчерский пункт, договаривается с диспетчером, какой самолет отправится раньше, заботится об организованной посадке пассажиров.

Правильно организуя игры, воспитатель помогает каждому ребенку найти свое место в игровом коллективе и стать его активным членом, воспитывает его хорошим товарищем, справедливым и скромным.

В индивидуальном подходе нуждается каждый ребенок, даже если его поведение в игре не вызывает никакой тревоги педагога. Особого же внимания требуют дети робкие, неуверенные в себе, которые из-за этого кажутся неинициативными. Мы категорически возражаем против деления детей на актив и пассив группы. Мнимая пассивность ребенка большей частью объясняется тем, что ему трудно сразу войти в жизнь коллектива, а взрослые не помогают ему в этом, не понимают его интересов. Многие факты показывают, как преображается такой ребенок, если находит поддержку воспитателя, как расцветают его творческие способности, организаторские умения.

Немало трудностей у педагога и с детьми излишне бойкими, смелыми, самолюбивыми. Они большей частью бывают заводилами игр, и ребята им охотно подчиняются. Поддерживая и развивая организаторские способности этих детей, необходимо воспитывать у них скромность, чувство ответственности, уважение к товарищам, привычку считаться с другими людьми.

Во время игры бывает много моментов, требующих от воспитателя тонкой наблюдательности и находчивости, умения объединить детей для выполнения игровой задачи, отвлечь от подражания дурному. Например, в играх могут вспыхивать споры, и даже ссоры между детьми. Причины их различны, причем с возрастом и развитием детей характер конфликтов меняется. Малыши чаще всего ссорятся из-за обладания игрушкой. Воспитатель легко помирит их, предложив столь же привлекательную куклу или машину. В более старшем возрасте могут возникнуть недоразумения из-за того, что в совместной игре дети не всегда понимают друг друга.

Например, две девочки играют в детский сад. Одна уложила кукол спать, другая поднимает их, сажает в машину. Возникает ссора. Воспитатель выясняет, что у второй девочки появилась интересная идея — везти кукол на дачу. Договариваются, что детки сначала поспят, а затем поедут на дачу.

У детей пяти-шести лет уже накоплен опыт совместной игры, они умеют объяснять товарищам свои замыслы, но и в хорошо организованном, дружном игровом коллективе иногда возникают конфликты. У дошкольников этого возраста развивается самолюбие, которому необходимо дать правильное направление, чтобы оно не переросло в самомнение, тщеславие. Споры могут возникнуть при выборе игры (каждому хочется, чтобы приняли его предложение), при распределении ролей, при внесении в сюжет новых эпизодов. Внимательное, чуткое руководство воспитателя помогает справедливо разрешать конфликты. Постепенно педагог приучает детей к тому, чтобы они делали это самостоятельно. Иногда возникают любопытные споры о том, как ведет себя герой игры в жизни, как на самом деле устроена машина. Такие споры полезны для уточнения представлений детей, для воспитания их любознательности.

Каждого ребенка надо привлекать к коллективным играм, дети должны чувствовать и понимать, что играть вместе интересно. Но это не означает, что в детском саду не должно быть игр в одиночку. Даже у самого общительного ребенка любого возраста появляется желание самостоятельно сделать постройку, поиграть одному с любимой игрушкой. Такие игры особенно полезны для детей легко возбудимых, которые устают от общества сверстников. Нередко можно увидеть, как долго, сосредоточенно ребенок строит что-либо или разыгрывает сценки с помощью игрушек, выступая в роли режиссера и говоря за всех действующих лиц. Индивидуальные игры помогают воспитателю выявить особенности ребенка и найти к нему подход.

На много дней увлекла ребят игра в космонавтов. Они устроили космодром, соорудили ракету. Отряд космонавтов проводил тренировки, врачи их осматривали, повара готовили пищу. Много интересной выдумки, изобретательности проявили конструкторы космического корабля. Все они делали самостоятельно, обращаясь к воспитателю за советом, делясь с ним своими проектами. Но эта самостоятельность, изобретательность  результат полученных предварительно на занятиях и в ходе игры знаний, сформированных воспитателем конструктивных умений, привитых организаторских навыков.

Проделав большую подготовительную работу, педагог продолжает внимательно следить за развитием сюжета, за характером детских взаимоотношений, помогает решать спорные вопросы, советами, предложениями дает игре нужное направление. Успех руководства игровой деятельностью в значительной степени зависит от того, удается ли связать ее с трудовой активностью детей. Стремление ребенка к самостоятельности проявляется и в том, что он никогда не довольствуется готовыми игрушками, как бы хороши они ни были.

Процесс изготовления игрушек входит в игру как один из ее этапов, в ходе которого ребенок может полностью проявить свою активность и самостоятельность. Начиная с младшей группы, следует приучать детей готовить все нужное для игры. Например, малыши решили праздновать день рождения куклы. Воспитатель предлагает приготовить для именинницы угощение и показывает, как из пластилина слепить конфеты и пирожные. Затем в подарок кукле дети делают рисунки, маленькие игрушки из пластилина. В дальнейшем дошкольников учат мастерить игрушки из картона, дерева, из другого, подходящего для этой цели материала, который есть в каждом доме (дощечки, коробки, катушки, лоскуты материи и пр.).

Летом ребята под руководством воспитателя учатся делать нужные для игры вещи из сосновых и еловых шишек, мха, древесной коры, веток. Умение строить, мастерить заметно развивает детское игровое творчество, делает игры более содержательными и целенаправленными.

Для воспитания детей в игре очень важен также подбор готовых игрушек, обдуманный способ их использования и хранения. Для творческой игры, прежде всего, необходимы игрушки, передающие образ человека, животного, изображающие различные предметы, машины. Игрушка часто побуждает к игре, помогает осуществить задуманное, вызывает у ребенка добрые чувства. В игре много воображаемого, условного, но как мы уже говорили, переживания ребенка и его действия всегда реальны. С куклой в руках девочка чувствует себя настоящей мамой, с игрушечными животными дети могут устроить зоопарк или цирк. В семье малыш единовластно распоряжается своими игрушками, сам дает имена куклам, зверюшкам. В детском саду ребенок впервые, сталкивается с общественной собственностью и привыкает относиться к игрушкам бережно: однако и в детском саду следует создать радостную игровую атмосферу, сохранить отношение к игрушке как к товарищу по игре.

В каждой возрастной группе подбор игрушек меняется в связи с развитием игровых интересов детей. У малышей обычно имеется несколько одинаковых игрушек разного размера и оформления, так как разнообразие рассеивает внимание детей, мешает им сосредоточиться на одном сюжете. С возрастом детей игры усложняются и возникает необходимость в большем количестве различных игрушек. Вместо нескольких одинаковых собачек и мишек нужен набор разных игрушечных животных, с которыми можно играть в стадо, в цирк или зоопарк. Появляются куклы — пионеры, матросы, солдаты, куклы, изображающие людей разной национальности. Чтобы игрушки не теряли своей привлекательности, необходимо их менять: убирать на время те, к которым угас интерес, и вносить новые. Знакомство с новой игрушкой может проходить по-разному, но всегда воспитатель должен вызвать к ней интерес, объяснить ее назначение.

Творческие игры различаются по содержанию (отражение быта, труда взрослых, событий общественной жизни); по организации, количеству участников (индивидуальные, групповые, коллективные); по виду (игры, сюжет которых придумывают сами дети, игры-драматизации — разыгрывание сказок и рассказов; строительные).

При всем разнообразии творческих игр в них есть общие черты: дети сами выбирают тему игры, развивают ее сюжет, распределяют между собой роли, подбирают нужные игрушки. Все это происходит в условиях тактичного руководства взрослых, которое направлено на то, чтобы возбуждать инициативу, активность детей, развивать их творческую фантазию, сохраняя при этом самодеятельность.

В старшей группе чаще можно увидеть, как дети играют в «Школу», «Дочки-матери», «В больницу», то есть отражают труд взрослых.

В играх детей уже можно заметить проявляющиеся стереотипы поведения, характерные для девочки или для мальчика. Девочки ведут себя как представительницы женского пола: соответственная одежда, манеры, поведение. Мальчики также ведут себя как мужчины.

Партнеры по игре одобряют эти стереотипы поведения, если они соответствуют половой принадлежности. То есть если девочка ведет себя как представительница женского пола, и наоборот.

Руководство играми в каждой возрастной группе имеет свои особенности. В младших группах воспитатель прямо организует игру, иногда даже становится ее участником, чтобы своим примером влиять на детей, прививать им навыки совместной игры, навыки обращения с игрушками.

В старших группах роль воспитателя при руководстве игрой не менее активна и ответственна. Детям предоставляется самостоятельность в выборе игры и ее организации, но за этой самостоятельностью скрывается напряженная работа педагога.

Таким образом, игре принадлежит большая роль в жизни и развитии детей. В игровой деятельности формируются многие положительные качества ребенка, интерес и готовность к предстоящему учению, развиваются его познавательные способности. Игра важна и для подготовки ребенка к будущему, и для того, чтобы сделать его настоящую жизнь полной и счастливой.

Методы и приемы руководства сюжетно-ролевыми играми детей

При руководстве сюжетно-ролевыми играми перед воспитателями стоят задачи:

  1. развитие игры как деятельности (расширение тематики игр, углубление их содержания);

  2. использование игры в целях воспитания детского коллектива и отдельных детей.

Руководство сюжетно-ролевой игрой требует большого мастерства и педагогического такта. Воспитатель должен направлять игру, не нарушая ее, сохранять самостоятельный и творческий характер игровой деятельности.

Косвенные приемы

Прямые приемы

Следующий педагогический подход представлен в исследованиях С. Л. Новоселовой и Е. В. Зворыгиной, которые выработали комплексный метод руководства игрой. Комплексный метод руководства представляет собой систему педагогических воздействий, способствующих развитию самостоятельной сюжетной игры детей, исходя из ее возрастных особенностей и потенциальных возможностей развития интеллекта ребенка.

Этот метод включает в себя следующие компоненты:

  • планомерное педагогически активное обогащение жизненного опыта детей;

  • совместные (обучающие) игры педагога с детьми, направленные на передачу им игрового опыта традиционной культуры игры;

  • своевременное изменение предметно-игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта;

  • активизирующее общение взрослого с детьми, направленное на побуждение их к самостоятельному применению в игре новых способов решения игровых задач и новых знаний о мире.

Наблюдая за игровой деятельностью в старшей группе, я обратила внимание, что воспитатель использует приемы и прямого (включение педагога в игру, принятие на себя роли, главной или второстепенной, – не часто, по необходимости — показ речевого образца, коллективное обсуждение ролевого поведения играющих после игры) и косвенного руководства (обогащение социального опыта детей через все виды деятельности — наблюдения, экскурсии, чтение художественной литературы, просмотр детских телепередач, беседы; привлечение детей к изготовлению атрибутов и оформлению игровых полей.)

Анализ пространственно-предметной среды

При изучении предметной среды группы по формированию игровых умений и навыков выявлены зоны для игровой деятельности:

1. Уголок сюжетно — ролевых игр содержит в себе игры, соответствующие возрасту детей: больница, парикмахерская, водитель, магазин, моряк. Все игры оснащены необходимым оборудованием. Контейнеры с инвентарем для игр помечены соответствующими картинками. Дети самостоятельно могут брать, играть, передвигать игры по группе.

2. Зона настольно печатных игр оснащена различными дидактическими играми, в ходе которых дети учатся объединять сходные признаки предметов, группировать предметы по названному признаку. Игры расположены на полках в доступном для детей месте.

3. Игровой уголок оснащен различными игрушками: куклы, машинки, телефоны, сумки, кухонный уголок.

4. В уголке для строительных игр имеются различные виды конструктора: напольный, настольный, «Лего», мягкие модули.

5. В зоне для театрализованных игр есть различные виды театра: пальчиковый, «бибабо», резиновые персонажи из сказок, театр на кубиках, театр в картинках.

6. В зоне музыкального развития: звучащие игрушки, наборы шумовых коробочек, контрастные по тембру и характеру звукоизвлечения (колокольчики, барабан, резиновые пищалки, погремушки, бубен, дудочки, металлофон и т.д.), музыкальные дидактические игры, музыкальные книги, магнитофон.

Таким образом, предметная среда в группе организована с учетом потребностей детей, соответствует принципам: активности, учетом половых и возрастных различий, современности, безопасности.

Формирование предметно — развивающей среды  динамичный процесс, который позволяет воспитателю проявлять творчество, привлекая к работе родителей.

Рекомендации для воспитателя:

1. Обратить внимание на зону воды и песка и уголок экспериментирования. Детям редко дают играть с ними.

2. Обратить внимание на периодичность проведения режиссерских игр. В плане воспитателя они отсутствуют.

3. Обратить внимание на пространственную организацию среды, она должна учитывать для ребенка возможность достаточно широких, хорошо просматриваемых путей передвижения.

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ, В ТРУДОВОЙ

Развитие личности 1

«Воспитание должно развить в человеке привычку и любовь к труду;

оно должно дать ему возможность отыскать для себя труд в жизни».

К. Д. Ушинский

Изучение оборудования, необходимого для организации

трудовой деятельности дошкольников

Цель:

В детском саду №29, на базе которого я проходила практику, реализуется комплексная программа «Радуга». В ней раскрывается объем трудовых навыков и умений, которыми должны овладеть дети каждой возрастной группы.

При изучении условий группы по формированию трудовых навыков я выяснила, что в группе имеется уголок природы, в котором дети ухаживают за растениями, уголок для занятий продуктивными видами деятельности  здесь ребята занимаются ручным трудом. Для хозяйственно-бытового труда имеются белые, цветные, клеенчатые фартучки, щетки, совок, тазики, подносы. Для труда в природе  лопаты, грабли, лейки; ведра, метелки, тачки. В ручном труде дети используют картон, плотную бумагу, поролон, кусочки меха, ткани и другое оборудование. Также имеются семена для посевов и посадок, шишки, желуди, бруски дерева и т. д.

Все оборудование в достаточном количестве, хорошего качества и соответствует возрасту детей, имеет привлекательный вид: яркий цвет леек, приятная форма коробок для хранения природного материала, нарядные фартучки и др. — все это радует детей, способствует формированию культуры труда, вызывает эстетическое удовольствие.

Оборудование в групповой комнате и на участке размещено таким образом, чтобы им было удобно пользоваться. Оборудование объединено по видам труда: в природном уголке — лейки, пульверизаторы, корм для животных; в месте, отведенном для ручного труда,— пилы, молотки; принадлежности для хозяйственно-бытового труда — щеточки и совки для уборки мусора можно разместить на специальных полках в умывальной комнате, а для дежурных по столовой — ближе к буфетной.

Изучение видов труда и их освоенности

детьми старшей группы

Цель:

В течение дня дошкольники участвовали в следующих видах труда: самообслуживание, дежурство, труд в уголке природы, ручной труд. Воспитатель применял индивидуальные, групповые и коллективные формы организации труда. В уголке природы ежедневно организованы дежурства. Одновременно дежурят 4 человека. Воспитатель подбирает группы таким образом, чтобы вместе с детьми, имеющими хорошие навыки, дежурили и дети с недостаточно сформированными навыками. Дети с удовольствием занимались трудом в уголке природы. По столовой также предусмотрены дежурства. На прогулке воспитатель организует трудовую деятельность по уборке участка, формой организации данного вида труда чаще всего была коллективная, также хозяйственно-бытовой труд это уборка групповой, мытье игрушек. Также я отметила, что детям очень нравится ручной труд (изготовление поделок, ремонт книг и т.д.)

Отношение детей к труду выявляла при помощи беседы.

Вопросы беседы:

  • Что ты делал? Получилось ли у тебя все, что ты хотел?

  • Зачем ты это делал? Для чего это нужно?

  • Как ты это делал?

  • Любишь ли ты трудиться? Почему ты любишь трудиться?

  • Какой ты труд не любишь?

  • Чем ты не любишь заниматься больше всего? Почему?

Ответы детей на вопросы беседы:

Л.Е, 5 лет

Я делала поделки для украшения группы к празднику. У меня все получилось красиво. Я хочу, чтобы наша группа была нарядной. Я вырезала снежинки из салфеток, делала полоски из цветной бумаги и клеила цепочку. Мне нравится трудиться: делать поделки, поливать цветы и кормить рыбок, а еще накрывать на стол как мама.

И.Н, 5 лет

Я сегодня пришел рано и помогал мыть игрушки, мне нравится помогать воспитательнице. Игрушки моют для того, чтобы они были чистыми, чтобы не болеть. Наливали воду и сыпали порошок белый, опускали игрушку, затем вытирали тряпочкой и ставили на полку. Мне не нравится дежурить, потому что я не девочка. Я люблю подметать и чистить от снега дорожки на участке.

Н.М, 6 лет

Я люблю поливать цветы, я всегда поливаю цветы, они от этого растут и у них появляются цветочки. Я наливаю воду в лейку из ведра, там вода теплее, чем в кране, а из крана вода вредная и холодная для цветочков. Я люблю дежурить, накрывать на столы как взрослая воспитательница. Я умею мыть пол тряпкой. А еще стирать одежду для кукол, чтобы она была чистая.

С.Ж, 5 лет

Мне не нравится работать, я устаю. Я помогаю, когда попросят, потому что я мальчик и помогаю девочкам. Мне нравится топить печку, бросать дрова. Печку топят, чтобы было теплее дома.

Диагностика сформированности у детей навыков

трудовой деятельности

Цель:

Проведение исследования:

Обработка данных:

Количество и характер отвлечений:

Большинство детей в группе трудятся охотно и без отвлечений, но есть и такие дети, которым постоянно нужен контроль со стороны воспитателя, часто они нуждаются в помощи со стороны взрослого или детей.

Качество выполнения работы:

Все дети доводят работу до конца, некоторые самостоятельно, а некоторые с небольшой помощью со стороны взрослого. Все четко представляют результат труда, поэтому качество выполняемой работы хорошее, что говорит о том, что дети могут сравнить результат своего труда со сверстниками.

Изучение развития творчества дошкольников

в изобразительной деятельности

Изучение развития творчества дошкольников 1

«Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

В. А. Сухомлинский

Конспект занятия по изодеятельности (аппликация)

«Винни-Пух»

Группа: старшая

Образовательная область: художественное творчество

Цель:

Освоение техники вырезывания, используя разнообразные способы прикрепления материала на фон для получения объемной аппликации;

Задачи:

Развивать зрительный контроль действия рук, давать возможность каждому из детей проявлять самостоятельность в выборе способов украшения работы, развивать творческие способности; воспитывать доброжелательные отношения к окружающим; учить детей создавать объёмную аппликацию игрушки из частей, правильно передавая их относительную величину. Закреплять умение вырезать части круглой и овальной формы, аккуратно наклеивать изображение, красиво располагать на листе бумаги.

Оборудование:

Ножницы, подставка для ножниц, кисточка, розетка с клейстером, салфетка, подставка для кисти, коробка для обрезков, поднос деталями для игрушки, клеенка, жёлтый картон размером альбомный лист, образец, природный материал (семечки арбуза, дыни), пуговицы.

Связь с другими областями:

Лепка мишутки, игры с куклами в игровом уголке.

Ход занятия:

Воспитатель:

Загадка про Винни-Пуха

Он весел и незлобен

Этот милый чудачок,

Для него прогулка – праздник.

И на мёд особый нюх.

Это плюшевый проказник

Медвежонок …

(Винни–Пух)

Давайте, почитаем, что он пишет:

«Дорогие ребята, сделайте, пожалуйста, много моих фотографий, я их хочу подарить своим друзьям, нужно успеть до зимы. Заранее вам благодарен! Винни-Пух».

Воспитатель:

Для того чтобы фотографии получились хорошие, давайте внимательно её рассмотрим.

Как расположен лист бумаги вертикально или горизонтально? (вертикально)

В какой части листа находится изображение Винни-Пуха? (в середине листа)

Из каких частей тела состоит изображение Винни- Пуха? (голова, туловище, лапы верхние и нижние)

Какие детали есть на голове? (уши, нос, рот, глаза)

Какую форму имеет голова? (круглую)

Есть ли части тела такой же формы? (туловище)

На какую геометрическую форму похожи лапы? (овал), есть ли на фотографии предметы такой же формы (воздушный шарик).