«Технологии развивающего обучения во внеурочной деятельности с обучающимися»

Актуальность темы данной курсовой работы обусловлена тем, что введение образовательных стандартов для общего образования утвердило в практике понятие «внеурочная деятельность». Однако, действующие инструктивные и методические материалы не учитывают имеющийся в образовательных организациях опыт системной организации образовательного процесса, не раскрывают специфику организации внеурочной деятельности школьников на различных ступенях образования. Важность внеурочной деятельности школьников исходит из необходимости активизации человеческого фактора как ведущего условия социального прогресса. Возникнув как элемент интеграции обучения и воспитания, как дополнительный ресурс для достижения образовательных результатов, внеурочная деятельность при грамотной организации становится важной сферой школьной жизни ребенка.

В связи с этим, необходимо исследовать технологии развивающего обучения во внеурочной деятельности с обучающимися, как возможность расширения имеющихся подходов к проектированию программ внеурочной деятельности в рамках действующих стандартов основного общего образования и определить тем самым возможные пути решения организационных и содержательных проблем.

Цель исследования: выявить особенности применяемых технологий развивающего обучения во внеурочной деятельности с обучающимися.

Объект курсовой работы: применение образовательного процесс.

Предмет: особенности в обучении во внеурочной работы.

Для достижения поставленной цели необходимым является решение таких задач, как:

— изучить понятие и проблемы организации внеурочной деятельности;

— охарактеризовать виды и формы внеурочной деятельности;

— исследовать образовательные технологии во внеурочной деятельности;

— рассмотреть

— дать рекомендации по организации внеурочной деятельности.

10 стр., 4741 слов

«Внеурочная деятельность в начальной школе как средство ...

... внеурочной деятельности необходимо рассматривать как содержательный ориентир при построении соответствующих образовательных программ, а разработку и реализацию конкретных форм внеурочной деятельности школьников основывать на видах деятельности. [4] При организации внеурочной деятельности школьников ... высокие результаты обучения и воспитания. Не вполне понимая результаты и эффекты своей работы, не ...

Теоретическую основу данной работы составляют: научная и методологическая литература, а также научные статьи, содержащие информацию о технологиях развивающего обучения во внеурочной деятельности с обучающимися.

Методы исследования: теоретические: историографический и методологический анализ предмета исследования, системный подход к психолого-педагогическим особенностям, моделирование, теоретическое обобщение результатов исследования.

Структура курсовой работы состоит из: введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Глава1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1. Сущность и понятия темы исследования

По своему определению, внеурочной деятельностью является неотъемлемая часть образовательного процесса в школе, способствующая в полной мере реализации требований федеральных образовательных стандартов общего образования.

Стоит отметить, что внеурочная деятельность учащихся

Внеурочная деятельность организуется для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участие в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Правильно организованная система внеурочной деятельности может

максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого ученика, которая обеспечит воспитание свободной личности [3, с.25].

Наиболее продуктивно воспитание осуществлять в свободное от обучения время. Во внеурочной деятельности создаются условия для развития личности ребенка в соответствии с его индивидуальными способностями, формируется познавательная активность, нравственные черты личности, коммуникативные навыки, происходит закладка основ для адаптации ребёнка в сложном мире, как интеллектуального и гармонично развитого члена

общества.

Во внеурочной деятельности создаётся своеобразная эмоционально наполненная среда увлечённых детей и педагогов. Это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, увлечений [12, с.59].

17 стр., 8475 слов

«Формы внеурочной воспитательной работы с детьми в сельской школе». ...

... (мероприятии) педагога. Форму внеурочной воспитательной работы с детьми можно определить как конкретный способ организации их относительно свободной деятельности в школе, их самодеятельности при педагогически целесообразном руководстве взрослых. В воспитательной практике имеется большое разнообразие форм работы. В основу типизации ...

Сегодня под понятие внеурочной деятельности попадают все виды школьной деятельности, кроме урочной, в которых возможно и целесообразно решение предметных, метапредметных и личностных задач. В проекте новых ФГОС ООО подчеркивается, что «внеурочная деятельность направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы в соответствии с выбором участников образовательных отношений из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность» (ч.II, п.20).

Такой подход должен обеспечить важнейшее условие «индивидуализации процесса образования посредством проектирования и реализации индивидуальных образовательных планов обучающихся, обеспечения их эффективной самостоятельной работы» (ч.III, п.28).

Но на сегодняшний день образовательные организации испытывают ряд сложностей в реализации указанных пунктов проекта образовательного стандарта. В основном они связаны с отсутствием или нарушением бюджетных обязательств по финансированию устанавливаемого школой количества часов на внеурочную деятельность школьников. Это вынуждает при планировании внеурочной деятельности ориентироваться не на содержание образовательной программы, а на определение допустимых финансовых затрат, оптимизацию организационных механизмов. В итоге можно наблюдать сокращение количества разрабатываемых курсов внеурочной деятельности при сохранении приоритета краткосрочных программ, дублирование классноурочной системы при организации внеурочной деятельности, узость предлагаемых вариантов внеурочной деятельности в рамках заданных направлений. Все это ограничивает выбор участников образовательных отношений и не позволяет выстроить стратегические направления образовательных маршрутов для обучающихся.

Педагоги выделяют и другие проблемные вопросы: о соблюдении требований государственных санитарно — эпидемиологических правил и нормативов, о реализации сетевых форм внеурочной деятельности и согласовании деятельности различных субъектов внеурочной деятельности, о взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности, о роли внеурочной деятельности в проектной деятельности школьников, в подготовке к участию в олимпиадном движении, о мотивировании детей к внеурочной деятельности и обязательности их участия в предлагаемых курсах, о комплектовании групп детей на обучение по программам внеурочной деятельности, о распределении временного ресурса, учебной нагрузки и составлению календарного плана, об оценке успешности детей во внеурочной деятельности [4, с.71]. Решение поставленных вопросов требует осмысления существующих эффективных практик внеурочной деятельности школьников, реализуемых в деятельности общеобразовательных организаций (и иных, возможных) подходов к моделированию образовательных сред, проектированию образовательных программ. Одним из основных критериев оценки эффективности внеурочной деятельности школьников является ее системность. Внеурочная деятельность – это, прежде всего, комплекс взаимосвязанных элементов: курсов внеурочной деятельности и образовательных событий, взаимодействующих субъектов, сущностей, явлений и отношений. Внеурочная деятельность тесно переплетается с программами учебных предметов, курсов, дисциплин, том числе интегрированных программ, с программой развития универсальных учебных действий, программой воспитания. На достижение ряда образовательных результатов могут оказать влияние дополнительные общеобразовательные программы, социальные проекты, программы развития общественных пространств [18, с.35].

24 стр., 11653 слов

«Методы практической деятельности во внеклассной воспитательной ...

... в ней заложен. Внеклассная работа в школе - составная часть учебно-воспитательного процесса школы, основной образовательной программы, призванная решать задачи учебной и внеучебной деятельности в комплексе, одна из форм организации деятельности обучающихся. Преемственность между урочной и внеурочной работой ...

Таким образом, разработка плана внеурочной деятельности в конкретной общеобразовательной организации должна начинаться с осмысления концептуальной модели внеурочной деятельности, выделения приоритетных задач, создания соответствующих этим задачам программ внеурочной деятельности, определения комплекса образовательных событий.

Другими, не менее важными, критериями эффективности внеурочной деятельности школьников выступают содержательность, результативность, продуктивность, вариативность форм и способов ее организации. Говоря о проектировании программы внеурочной деятельности, можем выделить несколько оснований для определения ее содержания и организации:

  • запросы государства и региона в области образования (как правило, такой запрос формулируется в стратегиях, концепциях, программах и проектах), примеры таких программ сегодня – это «Финансовая грамотность», «Профессиональные пробы» и другие;
  • содержание образовательных практик школы (сфокусированного на отдельной предметной области или направлении воспитательной работы, на интересах обучающихся), примерами таких программ могут быть следующие – «Занимательная физика», «Быть патриотом», «Я — блогер», и т.п.;
  • особенности реализации ведущей педагогической технологии в образовательной деятельности (если используется современная и актуальная педагогическая технология, то программа внеурочной деятельности может стать площадкой для инновационой деятельности), примерами в этом случае могут быть программы, выстраиваемые на основе проектной, исследовательской деятельности, ориентированные на реализацию обучающимися социально-значимой деятельности или технологию личностно -ориентированного КТД, нанизываемые на технологию образовательного туризма и прочие;
  • имеющиеся интересы и ресурсы образовательных партнеров (организаций высшего и среднего профессионального образования, учреждений культуры, средств массовой информации, общественных организаций и НКО, производственных организаций и бизнеса и т.д.), в этом случае в разработке программ учитываются согласованные интересы участников партнерства, не противоречащие Закону об образовании в РФ и ФГОС;
  • примеры таких программ – «Научная лаборатория», «Юный журналист», «Школа бизнеса» и другие [13, с.9].

Необходимо решить и вопросы, связанные с осуществлением на практике различных вариантов реализации программ внеурочной деятельности: 1) узконаправленная, интегративная или комплексная; 2) краткосрочная, среднесрочная или долгосрочная; 3) ознакомительная, базовая или углубленная, 4) для группы детей одного возраста, для разновозрастной группы, с преимущественным использованием индивидуальной работы; 5) реализуемая за счет ресурсов организации или с использованием сетевых форм работы [15, с.220].

44 стр., 21548 слов

Внеурочная работа по технологии как основа реализации ФГОС

... потребностям школьников; – учитель вовлекает учащихся в творческий процесс, включающий различные формы и виды внеурочной деятельности. работа должна проводится по специальной программе, предусматривающей использование эффективных форм и методов внеурочной деятельности; обучение в кружке способствует ...

Анализ возможностей каждого из представленных вариантов позволит найти наиболее эффективный вариант реализации программы внеурочной деятельности. Весь комплекс проектируемых и реализуемых в образовательной организации программ внеурочной деятельности должен решить множество задач, среди которых особое место занимает формирование самосознания личности, ее духовности и культуры, активности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Решить эти задачи может только целостная система образовательной деятельности современной школы, учитывающая и грамотно сопровождающая индивидуальный путь развития каждого обучающегося.

1.2.Характеристика технологий развивающего обучения во внеурочной

Внеурочная работа в образовательных организациях согласно требованиям Стандарта должна быть реализована в соответствии с основными направлениями, которые присущи развитию личности [11, с.27].

Данная модель работы способствует органично вписать содержательную досуговую активность школьников в общевоспитательный процесс. Кроме этого, она должна обеспечивать построение межпредметных связей, способствовать развитие непредметного умения и навыкам детей. наряду с этим, она должна гарантировать возможность педагогического состава трудиться слаженно, двигаясь к общей цели.

Направления внеурочной активности

Цель работы

Методы реализации

Общеинтеллектуальное

Развивать критическое мышление, способность проводить анализ информации. Расширить кругозор, освоить новые методы получения информации.

Демонстрация ценности знаний посредством анализа разных сфер жизнеобеспечения (к примеру изучение ПДД).

Формирование первичной профессиональной ориентации.

Спортивно-оздоровительное

Гармоничное психофизическое развитие детей. Привитие детям здоровых привычек.

Ведение просветительской работы, которая направлена на воспитание умений, навыков следования поведенческой модели, способствующей сохранению и укреплению психофизического здоровья. Информирование о вредных и полезных привычках. Формирование культуры здоровья. Приобщение школьников к разным видам физической активности, рефлексии, которые способствуют стабилизации эмоциональной сферы.

Социальное

3 стр., 1190 слов

Профилактика как вид деятельности социальной работы

... подход к данной деятельности в социальной работе Рассмотреть различные категории, как критерий системности, и методы работы в данных группах В данной курсовой работе рассмотрены основные подходы к профилактике в социальной работе, актуальность этого вопроса, ...

Осознание важности социальных норм и установок. Формирование социальных навыков. Знакомство с законами развития общества.

Организация личного опыта школьников в осуществлении социально значимой деятельности. Приобщение к практикам самопознания, самоуправления, самоконтроля. Оказание психолого-педагогической поддержки при наличии проблем адаптационного характера.

Общекультурное

Привитие эстетических ценностей. Экологическое воспитание.

Расширение знаний учащихся о культурологических, общеэстетических понятиях. Развитие художественно-образного способа познания мира. Организация творческого самосовершенствования учащихся. Реализация разных форм взаимодействия с природой.

Духовно-нравственное

Приобщение к национальным и общечеловеческим гуманистическим ценностям. Патриотическое воспитание.

Изучение национальной истории, культуры, природы и особенностей родного края. Организация работы по туристско-исследовательскому направлению. Оказание консультативной помощи по нравственному самосовершенствованию

Процесс реализации разных направлений внеучебной деятельности, которая направлена на удовлетворение подрастающего поколения граждан в содержательном досуге, реализуется посредством разных видов внеурочной деятельности согласно ФГОС [8, с.103].

1.3. Особенности технологии во внеурочной деятельности

Виды внеурочной деятельности: игровая,

Относительно видов деятельности стоит выделить их особенности:

— Игровая деятельность. В связи с перенасыщением

— Познавательная деятельность. Данный вид деятельности способствует стимулированию любознательности, исследовательского интереса обучающихся к определенным ситуациям и явлениям. Следствием применения такого вида деятельности определено повышение общего уровня мотивации к обучению, а также саморазвитию.

— Проблемно-ценностное общение. Данный вид деятельности осуществляется в целях коррекции отношения учащихся к жизненным проблемам, а также понимания смысла и ценности жизни. Результаты образовательной деятельности делятся на уровни: 1 уровень направлен на приобретение учащимися социальных навыков, осознаний социальных реалий; 2 уровень предусматривает формирования позитивного отношения к общественным ценностям, а также выработку интереса к улучшению стимула имеющейся реалии, служить своему народу и государству; к результатам проблемно-ценностного общения 3 уровня относят самостоятельное выполнение ребенком значимого социального действия.

— Досугово-развлекательная деятельность. Этот вид реализации внеурочной деятельности включает в себя обеспечение содержательного, а также полезного отдыха детей. В процессе реализации этого направления значимым является учет следующих показателей: свободу выбора учащихся; досуговые интересы детей; активное участие и его характер, выраженный посредством активизации психофизической либо эмоциональной сферы.

7 стр., 3103 слов

» Информационно-коммуникационные технологии обучения

... новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребенком. Использование ИКТ в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя, это способствует значительному повышению ... Как информационно-обучающее пособие (учитель в этом случае выступает как организатор процесса учения, руководитель самостоятельной деятельности учащихся, оказывающий им нужную помощь и ...

— Художественное творчество. Организация комплекса кружковой деятельности, который способствует созданию благотворительных условий в целях гармоничного развития детей.

— Социальное творчество. Данный вид деятельности предусматривает подготовку к участию в социуме, которая может происходить параллельно по 2-м направлениям: способность быстрой адаптации будущих выпускников к имеющимся реалиям; готовность осуществлять преобразующую деятельность, с учетом изменяющихся тенденций общества.

-Трудовая деятельность, которая направлена на овладение производственных действий в теории и практике, организуется в рамках кружковой работы для развития талантов учащихся, воспитания трудолюбия, уважительного отношения к результатам чужого труда, утверждения принципов взаимопомощи и взаимоподдержки. При работе значимым является привитие учащимся навыков организации трудовой деятельности с постоянными перерывами на отдых, навыками организации самостоятельного и коллективного труда.

— Спортивно-оздоровительная деятельность, которая осуществляется посредством привлечения учащихся к принятию участия в спортивно-массовых мероприятиях, активизации интереса детей к разным видам спорта, поощрения ориентации на здоровый образ жизни.

— Туристско-краеведческая деятельность. Реализация такого вида деятельности осуществляется в виде цельного образовательного комплекса, который способствует психофизическому, интеллектуальному, культурному, экологическому воспитанию учащихся. Он является результативным для развития интереса учащихся, педагогов и родителей [15, с.220].

Более распространенной из -за частичного совпадения направления и видов внеурочной работы стала практика отождествления содержательных ориентиров и направлений внеучебной работы, наряду с тем, что классификация на виды лишь способствует определению ведущих форм педагогической деятельности для комплексной реализации учебно-воспитательного процесса в образовательных организациях.

В связи с частичным совпадением направлений разновидности внеурочной работы более распространенной стала практика отождествления содержательных ориентиров и направлений внеучебной работы, наряду с тем, что классификация на виды только способствует определению приоритетных форм педагогической деятельности для комплексной реализации учебно-воспитательного процесса в образовательных организациях [9, с.112].

Относительно вопроса форм внеурочной деятельности, стоит отметить, что успешность реализации внеучебной работы с учащимися определяется посредством уровнем их мотивации, которая редко соответствует ожиданиям педагогов. Повысить интерес детей к определенным направлениям внеурочной работы способствует выбор нестандартных форм активности, которые отличаются от традиционных уроков как формой, так и по стилю общения ответственного педагога с учащимися. Универсальных методических рекомендаций по выбору форм реализуемой внеурочной деятельности не разработано. Методисты, школьная администрация и педагоги вправе самостоятельно определять приоритетные формы взаимодействия с учащимися согласно региональным особенностями, материальным и техническим ресурсами, а также кадровой укомплектованности и детским желаниям, а также их родителей. Ведущими формами внеучебной воспитательно-образовательной работы являются такие как:

10 стр., 4984 слов

«Развитие личностных качеств учащихся начальной школы при ...

... работы по краеведению; - выявить связь краеведения с другими учебными предметами начального школьного обучения ( использование краеведческого материала на уроках окружающего мира, литературного чтения, технологии) - пронаблюдать продолжение изучения тем учебных предметов во внеурочной деятельности по краеведению; ...

— Групповая форма внеучебной деятельности предусматривает наличие: кружковой работы, секций, клубов, поисковых операций, олимпиад, соревнований,

Интеллектуальных игр, дискуссий, круглых столов, а также конференций, трудового десанта, проектов, групповых консультаций, творческих кружков.

— Общешкольная форма внеучебной деятельности предусматривает наличие: экскурсий, походов, военно-спортивных игр, экспедиций, социальных и гражданских акций, проектов, шефского движения, детских общественных организаций, организацию научных ярмарок и выставок [2, с.20].

Ведущими формами внеучебной работы могут стать традиционные внеурочные занятия, которые посвящены новаторским направлениям обучения, таким как: информационным технологиям, основам программирования, робототехнике, а также журналистике, психологии, социологии. Практика большинства школ свидетельствует о том, что обучающиеся проявляют интерес к актуальным темам, которые упрощают их профориентацию, что в свою очередь влияет на мотивацию учащихся и организацию их содержательного досуга.

Глава 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕХНОЛОГИЙ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1. Задачи направления

В настоящее время быть педагогически грамотным специалистом невозможно без изучения образовательных технологий.

В современных условия школа применяет такие основные технологии, как: групповое обучение, системно- деятельностный метод, ИКТ, технология проектного обучения, технология исследовательского обучения, технология здоровьесбережения, проблемная технология [14, с.153].

  1. Групповое обучение, как технология, обучает учащихся проводить диалог, способствует развитию умений, осуществлять работу с учебным материалом, создает условия в целях более прочного усвоения знаний, разных уровней вводимого материала способствует организации дифференцированного процесса обучения.

    7 стр., 3255 слов

    Профессиональная деятельность мастера производственного обучения ...

    ... наука сказать не может. 2.3. Личностные качества мастера производственного обучения. Педагогические способности являются важной ... учащихся друг с другом. Взаимодействие в системе «мастер п/о - студент» обеспечивает преемственность форм учебных взаимодействий в профессиональной деятельности мастера производственного обучения. 2.1 Структурные компоненты личности мастера производственного обучения. ...

Выбор технологии ориентирован на организацию групповой деятельности при осуществлении воспитательной работы. Посредством таких условий, учащиеся в результате обучатся умению делиться на группы по психологической совместимости, умению осуществлять быструю договоренность и распределять обязанности, умению проводить контроль и адекватно производить оценку друг друга.

  1. Системно- деятельностный метод , как технология, обосновывается определенной особенностью данного метода, то есть активизировать процесс обучения, придав ему исследовательский, творческий характер, что передает учащимся инициативу при осуществлении познавательной деятельности.

Уместность данной технологии определена тем, что учащиеся самостоятельно могут определить учебные цели, способы их достижения, учитывая при этом образовательные потребности, интересы и способности, при этом педагог оказывает учащимся помощь. В результате использования данной технологии учащиеся обучаются самостоятельному поиску в процессе учебной – познавательной деятельности.

  1. Информационно – компьютерные технологии, как технология во внеурочной деятельности, предусматривает использование компьютерной технологии. Это обосновано тем, что она способствует развитию умений для дифференцированного подхода, а также такая технология формирует информационную компетенцию учащихся. Применение такой технологии требует наличия электронных материалов и тестирования учащихся, проведение дистанционных олимпиад, а также участия в конкурсах. В результате применения данной технологии, учащиеся могут осуществлять работу с информацией, то есть они могут самостоятельно производить анализ и производить отбор необходимой информации посредством применения современных средств информационных технологий, способствуют в организации преобразования, сохранении и передаче данной информации.

  2. Технология проектного обучения. Данная технология способствует процессу формирования умений самостоятельной работы в поиске информации, что в свою очередь оказывает влияние на формирование у учащихся сознательной познавательной деятельности и ориентированию его в информации. Такую технологию необходимо применять в виде дополнения к иным видам прямого либо косвенного обучения и воспитательной работы, как средство ускорения роста в личностном смысле учащихся.

В результате применения данной технологии, учащиеся включаются в проектную деятельность. Они обучаются умению составления плана работы сбора материалов, а также выбора формы реализации проекта. По результатам использования указанной технологии, они также овладевают знаниями, умением осуществлять самооценку собственной деятельности.

  1. Технология исследовательского обучения. Исследовательской деятельностью является творческая, которая направлена на постижение окружающего мира, на открытие для учащихся новых знаний. Данная технология обеспечивает условия для продуктивного развития ценностного, интеллектуального и творческого потенциала учащихся. Она определена как средство активизации учащихся в процессе формирования у них интереса к точным наукам и способствует расширению знаний посредством изучаемого материала. Также данная технология формирует у учащихся общих и предметных умений. Даная технология предусматривает проведение мероприятий воспитательного характера. По результатам применения данной технологии, учащиеся могут осуществлять исследовательскую деятельность. Кроме этого, такая технология способствует обеспечению нового уровня личностного развития учащихся.

  2. Технология здоровьесбережения. Применение данной технологии обонованно тем, что здоровьесбережение является приоритетным направлением деятельности общества в целом. Она используется не только в процессе обучения, но и в процессе воспитания. Данная технология направлена на формирование у обучающихся культуры здорового образа жизни, личностных качеств, которые способствуют сохранению и укреплению их здоровья.

  3. Проблемная технология. Применение такой технологии обусловлено тем, что учащиеся могут принимать самостоятельное решение проблемных ситуаций с применением элементов научного исследования, как наблюдение. Кроме этого, они обучаются проводить самостоятельно анализ фактов, выдвигать гипотезы и проводить ее проверку. Наряду с этим, они могут, применяя данную технологию, формулировать выводы, формулы и закономерности. Такая технология предусматривает использование проблемного метода в процессе решения сложной задачи, проведения анализа информации из первоисточников, а также разрешения поставленной педагогом проблемы. Как результат применения данной технологии определяется умение формулирования проблем и наличие мотивации к решению определенных задач [17, с.8].

Кроме этого, в педагогической практике целесообразно использование различных технологий. К примеру, технология личностно-ориентированного образования, которая направленна на повышение качества обученности учащихся.

Для предупреждения неуспеваемости стоит применять технологии уровневой дифференциации.

Эффективным является применение технологии игрового обучения, поскольку она развивает у учащихся умения использовать полученные знания на практике.

Использование технологии проблемного обучения является актуальным в процессе изучения нового материала, когда учащиеся не получают готового знания, а сами осуществляют его формирование. Данный приме способствует учащимся самостоятельно подойти к теме занятия.

В целях развития исследовательских навыков учащихся при обучении стоит применять проектные методы по созданию презентаций.

Особое внимание необходимо уделять также и сохранению здоровья обучающихся, используя для этого здоровьесберегающие технологии. Результатами применения данных технологий определяются: снижение утомляемости учащихся, профилактика заболеваний опорно-двигательной системы и органов зрения [5, с.212].

Применение указанных современных образовательных технологий на практике обучения определено как обязательное условие интеллектуального, творческого и нравственного развития обучающихся, которое способствует созданию условий в процессе повышения эффективности образовательного процесса в образовательной организации, формированию у учащихся определенных личностных компетентностей, что проявляется посредством: развития у учащихся интеллектуальных способностей, что подтверждается результатами участия их в различных конкурсах и олимпиадах; развитием у учащихся исследовательских навыков, что определяется в их участии в разных конкурсах и фестивалях, в проектах, посвященных патриотическому воспитанию; развитием у учащихся творческих способностей, что проявляется в их активности посредством участия в олимпиадах и конкурсах; развития у учащихся коммуникативных компетентностей, проявленных их вовлечением в общешкольные.

Мероприятия, что в свою очередь повышает у них уровень психологической компетентности и способствует формированию адекватной самооценки, способности учащихся осуществлять выбор и быть ответственным за последствия данного выбора, пробуждение потребности к самоусовершенствованию [1, с.15].

Так, внедряемые современные образовательные технологии оказывают положительное влияние на повышение эффективности образовательного процесса, а также способствуют в достижении высоких результатов обучения и воспитания в целом.

2.2. Формы методы средства приемы технология во внеурочной деятельности

Процесс реализация комплекса внеурочной деятельности в современной школе способствует переломить негативные тенденции посредством организации содержательного досуга обучающихся. Наряду с этим, немаловажно, чтобы комплекс внеурочного досуга в полном объеме мог отразить принципы образовательных стандартов.

Основные показатели деятельности определяются такими как: доступность, наглядность, связь с реальностью, а также учет возрастных особенностей. Вовлечение учащихся в активный познавательный досуг, определено тем, что обеспечиваются связующие компоненты между теоретическим материалом и практической частью. Необходимо учитывать сочетание групповых и индивидуальных форм просветительской работы. Последовательность и систематичность обучения должен предусматривать определенное усложнение, то есть наличие перехода от простого к сложному, который способствует фиксированию стадии прогресса, а также повышению мотивации к освоению учащимся новых знаний и умений [19, с.21].

Применение современных образовательных технологий при обучении определено как обязательное условие интеллектуального, творческого и нравственного развития учащихся [6, с.89].

Преобразование самого урока, которое проводится связано как с обновлением содержания образования, так и с применением новых образовательных технологий, которые меняют методы, приёмы и средства его проведения; изменился характер взаимодействия педагога с учащимися, что способствовало включению детей во взаимное сотрудничество, репродукция знаний заменилась их продуктивным воспроизведением при решении творческих либо практических задач, от вербального методов обучения педагогическая технология шагнула к учебнику, словарям, справочникам, энциклопедиям, а от непосредственного обучения – к опосредованному посредством учебников либо дистанционного обучения посредством ресурса Интернета.

Выбор УМК задаёт обязательное использование определенных технологий при единстве организации внеурочной деятельности: технология развития критического мышления; проблемно-диалогическая технология; проектно-исследовательская; технология оценивания образовательных достижений; обучение на основе «учебных ситуаций»; активных форм обучения (организация работы в группах) [7, с.47].

Для определения эффективности применения образовательных технологий в образовательной деятельности необходимо проводить диагностирование учащихся.

Диагностирование по методике «Ценностные ориентации» (М. Рокич Л.А. Ясюкова) целенаправленна на изучение направленности личности ребенка, который обучается в общеобразовательном учреждении.

ценности-цели

Данная методика содержит 15 ценностей. В процессе диагностирования определяется какие их них для ребенка являются более значимыми.

Диагностирование самооценки учащихся и экспертной оценки педагогом компетентности учащегося предназначено для определения результатов освоения учащимися образовательной программы. Наряду с этим, данная методика дает возможность для определения уровня достигнутых компетентностей. Посредством ее проведения педагог может провести наблюдение за формированием навыка самооценки обучающегося.

Применение методики должно проводиться двухэтапно. Первый этап предполагает оценку по 5 -ти бальной шкале определение компетентностей учащегося, которые им были приобретены при освоении программы. Учащиеся должны вычеркнуть в верхней графе цифру, которая по его мнению, соответствует той оценке, которую он готов себе поставить. На 2-м этапе педагог в нижней графе должен сделать отметку своей оценки достижений учащегося [19, с.21].

Аналогичная логика проведения анкетирования способствует для определения уровня компетентностей учащихся, но и выявить особенности их самооценки на основании сравнения мнения детей с мнением педагога.

Кроме этого, при диагностировании должны быть учтены результаты участия детей в конкурсах, фестивалях и соревнованиях разного уровня. Для этого необходимо ориентироваться на информационные карты.

Такая методика применяется для фиксации и оценки результатов участия детей в конкурсах, фестивалях, соревнованиях разного уровня.

Выделяются формы «внешнего» предъявления достижений учащихся: конкурсы; смотры; фестивали; выставки; соревнования; конференции, семинары, круглые столы, чтения; олимпиады; концерты; другое.

Для заполнения карты целесообразно указывать названия и даты мероприятий, в которых участвует ребенок.

Итоги анкетирования учитываются педагогом в учебной и воспитательной работе, при предъявлении результатов освоения учащимися образовательных программ. Кроме того, анализ указанных данных, их динамики может стать предметом разговора с родителями. По желанию обучающегося показатели результатов анкетирования могут быть включены в разделы портфолио учащихся, такие как «Оценка достижений», «Портфолио отзывов».

2.3 Методические

Обеспечение комплексной образовательной и воспитательной работы в процессе внеурочной деятельности может организовываться согласно различным моделям, содержание которых учитывается в нормативной базе по теме и адаптировано согласно условиям функционирования образовательных организаций нашей страны с разными показателями кадровой укомплектованности, финансирования, численности учащихся. Вне зависимости от реализуемой модели внеучебной деятельности все школы обязаны соблюдать определенные требования, такие как: Разработка перспективного плана просветительской работы, осуществляемая по основным пяти направлениям [10, с.117].

Закрепление за классными руководителями функций основных координаторов внеурочной активности. Организация регулярных и нерегулярных форм активности.

Осуществление перспективного планирования представляют собой основные методы реализации комплекса внеучебной активности учащихся. Составление документа на учебный год, исходя из мониторинга познавательных потребностей учащихся, социального заказа родительской общественности, возможностей кадрового состава ОУ, материально-технических возможностей поэтапного введения инноваций в процесс воспитания, согласно с принципами соблюдения преемственности обучения.

Рекомендуемая форма такого локального акта является табличной, которая позволяет проиллюстрировать количество часов, отводимых на организацию полезного досуга по классам, указать перечень программ дополнительного образования для каждого уровня образования по 5-ти направлениям.

К плану организации внеурочной деятельности должна быть приложена пояснительная записка, которая в своем содержании нормативно – правовые основы, обоснование целевой направленности, выбранных форм просветительской работы, основные принципы плана, ожидаемые результаты по каждому направлению развития. Основной документ планирования применяется как основной акт в процессе анализа внеучебной активности за прошедший год, в связи с этим от качества его составления находится в зависимости как результативность работы педагогического состава, так и эффективность итогового мониторинга. В процессе планирования активности обучающихся во время внеурочной деятельности стоит учесть такие факторы, как:

— аудиторные занятия не должна быть более 50 % общего показателя досугового времяпровождения.

— внеурочная деятельность должна характеризоваться ориентированностью на программные требования и познавательные потребности учащихся.

— время внеурочной деятельности, которое отведено на содержательный досуг, не должно зависеть от показателей максимально допустимой учебной нагрузки учащихся.

— реализация внеурочной деятельности осуществляется посредством форм, которые отличаются от традиционных урочных.

— при реализации основного образовательного комплекса и досуговых занятий должны проводиться динамические паузы по 40 минут и более.

— при проведении внеурочной деятельности должны быть включены регулярные занятия и интенсивы, такие как экспедиции, походы, экскурсии.

— комплектование групп для разных видов деятельности должно проводиться на основании интересов учащихся.

— по численности группы для внеурочной деятельности должны быть не более 15 человек, то есть проводится подгруппами учащихся [14, с.153].

— составление программного обеспечения комплекса внеурочной работы основывается примерными программами, которые адаптированы с учетом особенностей функционирования школы, либо на основе авторских разработок педагогического коллектива.

— возможно применение двух типов программ, которые соответствуют индивидуальным и возрастным особенностям учащихся: методические рекомендации, которые разработаны для учащихся определенной возрастной группы; комплексные программы, которые предназначены на весь временной период обучения.

Данные программные документы делятся на этапы согласно ступеням обучения. Содержание выбранной программы организации внеурочной деятельности по ФГОС должно отражать особенности содержательного досуга, цели и задачи внеучебной работы, а также планируемые результаты.

При обеспечении реализации в школе внеурочной работы по нескольким направлениям, в основном методическом документе значимым является отражение модулей, соответствующие различным направлениям обучения и воспитания детей.

Проработанная программа внеучебной активности должна быть утверждена на педагогическом совете и заверена руководителем образовательной организации.

В процессе методической разработки содержания досуга учащихся школы педагоги в большинстве случаев имеют необходимость в проработке нескольких программных документов, что способствует максимально удовлетворить социальный заказ и создать в образовательном учреждении комплекс дополнительного образования.

В настоящее время педагогическая наука выделяет следующие типы программ по внеучебной деятельности:

— методические разработки, которые посвящены обучению по одному направлению.

— комплексные программы, которые реализуются для обеспечения перевода внеучебной деятельности на качественно новый уровень.

— тематические рабочие программы по ведению внеурочной деятельности, которые предусматривают ведение учебно-воспитательной работы по ряду проблемных вопросов.

— программные разработки, которые используются для оказания помощи учащихся в достижении определенного уровня знаний и умений.

— возрастные, которые составляются на основании учета возрастного фактора.

— авторские программы, которые отражают региональные особенности, индивидуальные образовательные потребности детей либо приоритетные направления развития образовательной организации.

Отметим особенности организации внеурочной деятельности в начальной школе.

Взаимодействие с учащимися во внеурочное время в начальной школе обладает особым значением, так как имеется необходимость приобщения младших школьников к всесторонней образовательной работе. По сущности, от усилий ответственного педагога в большей части зависит уровень учебной мотивации и активности подрастающего поколения, открытость всему новому, готовность пускаться в образовательные эксперименты, пробовать себя в разных видах досуговой деятельности.

Психологами отмечено, что внеурочное время создает оптимальные условия для облегчения процесса адаптации младшего школьника к новым условиям жизни.

Во время участия в досуговых видах активности учащиеся знакомятся между собой и с педагогом, а также проявляют разные грани своего таланта, преодолевают скованность и стеснение.

В связи с этим значимо, для того, чтобы процесс организации внеурочной досуговой деятельности в начальной школе была подчинена таким принципам, как: учет возрастных особенностей; обеспечения коммуникативной активности; сохранение преемственности между основной и внеурочной образовательной работой; сочетания индивидуальных, групповых и коллективных форм взаимодействия; добровольности участия; занимательности и новизны содержания учебного материала.

Организация внеурочной деятельности в младших классах.

Досуговая работа в начальной школе является отличной от основного компонента внеучебной активности простотой организационной структуры, что вызвано наличием несформированности интересов учащихся. Практические занятия, проводимые вне основных занятий, можно разделить на такие категории, как: организация активности в учебных кабинетах; выездные мероприятия.

Смена обстановки положительно влияют на активность учащихся, в связи с чем работу в классе стоит организовывать по принципам, качественно отличимых от урочных.

Применение нетрадиционных педагогических практик, новаторских образовательных решений способствует в создании атмосферы творчества, достичь основных целей организации внеурочной деятельности и содержательного досуга учащихся:

— обеспечению процесса успешной адаптации детей младшего школьного возраста;

— повышение уровня мотивации к процессу обучения, активному познанию окружающего мира, ведению творческих поисков;

— формированию положительных качеств личности, обеспечению высокого нравственного и культурного уровня учащихся;

— обеспечение положительного эмоционального микроклимата в классном коллективе.

Функционирование комплекса досуговой деятельности в школе не должно быть хаотичным и разрозненным. При наличии необходимости постоянного совершенствования организации и осуществления внеучебной педагогической работы в конце учебного года целесообразно осуществление мониторинга, который способствует определить уровень востребованности кружковой и секционной работы, отношение учащихся и их родителей к предложенным видам активности, определение особенностей актуального социального заказа.

На основе результатов проведенного мониторинга формируется анализ школьной внеурочной деятельности —отчетный документ, который имеет описательную форму, включая графики и таблицы.

В структуру этого документа стоит включить такие подразделы, как:

— перечень регулярных занятий и интесивов, которые проводятся на протяжении учебного года.

— сравнение показателей вовлеченности учащихся во внеучебную работу за прошедший и нынешний учебные годы;

— анализ результатов, который содержит полученные показатели опроса учащихся и их родителей, на основе которых осуществляется выявление востребованных форм и виды дополнительного образования.

— полученные результаты комплекса внеурочной деятельности (данные оценивания, список достижений учащихся).

— разработку маршрутных листов по совершенствованию внеурочного образовательного комплекса.

Заключение

Внеурочная деятельность целенаправленна реагировать на изменение социального заказа, обеспечивая возможность свободного выбора курсов и дисциплин.

Решение таких проблем связано с необходимостью научно-методического сопровождения на всех уровнях образовательной системы.

Для образовательного учреждения оно определяет интеграцию в открытое научно-методическое пространство и обновление.

Внеурочная деятельность является частью основного образования, целенаправленная способствовать педагогу и детям в освоении нового вида учебной деятельности, сформировать учебную мотивацию. Кроме этого внеурочная деятельность оказывает влияние на осознание образовательного пространства.

Внеурочная деятельность, которая реализуется в условиях образовательных организаций РФ в течении последнего времени, является эффективным инструментом для формирования творческих способностей, творческого потенциала. Осуществлять реализацию внеурочной деятельности необходимо осуществлять посредством применения современных технологий.

Создание условий для достижения учащимися необходимого для жизнедеятельности общества и формирования ценностей, создание условий для полноценного и всестороннего развития учащихся в свободное время.

Создание воспитывающей среды, которое обеспечивает активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески развивающейся личности, которая должна обладать гражданской ответственностью, а также правовым сознанием и быть готовым к новым условиям и проявлять добровольческие инициативы.

Таким образом, посредством применения

Список использованной литературы:

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/tehnologii-vospitaniya-vo-vneurochnoy-deyatelnosti/

  1. Архипова О. В. Жизнь после уроков: радость познания // Дополнительное образование и воспитание. — 2013 — № 12 — С. 19-21.

  2. Асаулюк, Е.П. Интеллектуальное развитие младших школьников в процессе внеклассной работы [текст] / Е.П. Асаулюк // Начальная школа. — 2011. — № 11.- с.23-26.

  3. Баранова Ю.Ю., Кисляков А.В., Солодкова М.И. Моделируем внеурочную деятельность обучающихся. Методические рекомендации. – Москва, М.: «Просвещение», 2014. – 96 с.

  4. Буланова-Топоркова М. В., Духавнева А. В., Кукушкин В. С., Сучков

    Г. В. Педагогические технологии / Учебное пособие для студентов педагогических специальностей под общей редакцией В.С. Кукушина. — М. Ростов-на-Дону, 2006. — 333 с

  5. Витовтова М. С. Патриотическое воспитание во внеурочной деятельности учителя // Народное образование. — 2012 — № 9 — С. 88-90.

  6. Газман, О.С. Роль игры в формировании личности школьника [текст] // О.С. Газман — М.: Педагогика, 2012. — № 9. — 64 c.

  7. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. — М.: Просвещение, 2011. — 223 с.

  8. Емельянова, И.Н. // Теория и методика воспитания: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [текст] / И.Н. Емельянова — М.: Просвещение, 2008. — 203 с.

  9. Казачкова С.П., Умнова М.С.: Начальная школа. Требования стандартов второго поколения к урокам и внеурочной деятельности. ФГОС. — М.: Планета, 2013. — 256 с

  10. Косенкова Е. Ю. Новое качество внеурочной образовательной деятельности: опыт инструментально-диагностического измерения // Воспитание и дополнительное образование. — 2013 — № 2 — С. 25-30.

  11. Куприянов Б.В. Дополнительное образование и внеурочная деятельность: две большие разницы // Народное образование. 2012 №5. С. 59–62.

  12. Мухомедеева Е.Ф. Программа внеурочной деятельности: оптимизационная модель // Воспитание и дополнительное образование. 2014 №1. С. 8–15.

  13. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование. 2000 №7. С. 151–157.

  14. Попова И.Н. Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС // Народное образование. 2013 №1. С. 219–226.

  15. Пясталова И.Н. Использование проектной технологии во внеурочной деятельности // Дополнительное образование и воспитание. 2012 №6. С. 14–16.

  16. Сабельникова С.И. Организация внеурочной деятельности обучающихся // Управление начальной школой. 2011. №3. — С. 4–22.

  17. Сергеева, В.П. Методика воспитательной работы // Педагогика: Учебник для студентов сред. проф. образования [текст] / В. П. Сергеева, Э.К. Никитина, М.Н. Неведцкая. — М., 2010. -35-36.

  18. Удалова Т. А. Работа с детьми разных образовательных потребностей // Дополнительное образование и воспитание. — 2014 — № 8 — С. 19-21.

  19. Федеральный государственный образовательный стандарт основного

    общего образования / Министерство образования и науки РФ – М.: Просвещение, 2011. – 48 с.

  20. Ярошевская И.Х. Новые формы работы с детьми во внеурочное дополнительное образование и воспитание. 2012 №9. С. 13–17.

ПРИЛОЖЕНИЕ, ПРИЛОЖЕНИЕ 1, Методика «Ценностные ориентации» (М. Рокич Л.А. Ясюкова)

Анкетирование необходимо проводить анонимно.

Анкета

Выберите какие ценности для вас более важны. Пронумеруйте ценности по степени важности от 1 до 15 на основании своих предпочтений.

Степень важности ценности

Материально обеспеченная жизнь

Свобода, независимость, самостоятельность

Здоровье

Образование, общая культура

Семья

Дружба

Творчество

Работа, трудолюбие, исполнительность

Познание, интеллект (умственные способности)

Духовность

Честность, принципиальность, чистая совесть

Самодисциплина, самоконтроль

Развлечения, приятное времяпровождение

Забота о всеобщем благе

Человеческое общение

Что еще:

Оценка результатов.

Необходимо определить среднеарифметическое значение:

1. Материальные ценности – варианты ответов (1+8)/2;

2. Личностные морально-волевые ценности – (2+11+12)/3;

3. Личные семейно-бытовые ценности – (3+5+6)/3;

4. Ценности познания и творчества – (7+9)/2;

5. Духовно-культурные ценности – (4+10+14)/3;

6. Коммуникативные ценности – (13+15)/2.

Такие данные дают возможность выстроить иерархию (рейтинг) ценностных ориентаций учащегося, что способствует педагогу в основой разработке индивидуального образовательной программы учащегося, учитывая для его значимые цели. При этом, стоит учесть, что как основная педагогическая задача определяется не только учет ценностных ориентаций ребенка, но и при необходимость их развитие. Помимо этого, применение данной методики способствует определению общих тенденций и специфики ценностей-целей группы учащихся, что способствует педагогу осуществлять корректировку содержания, формы и технологии учебно-воспитательной работы. Анкетирование учащихся для выявления рейтинга их ценностных ориентаций рекомендовано проводить один раз в начале учебного года, или же 2 раза – в начале и, как контрольный срез, в конце учебного года.

ПРИЛОЖЕНИЕ, Самооценка учащимся и экспертной оценки педагогом

компетентности учащегося

Проведение данного анкетирования требуется:

обеспечения бланками анкеты учащихся;

правильный выбор время проведения анкетирования учащихся;

организации анкетирования в благоприятных условиях с наличием столов, ручек, необходимого освещения в помещении.

Перед анкетированием, педагог или психолог дает детям объяснение цели анкетирования и правил по заполнению анкетных бланков.

ПРИЛОЖЕНИЕ

АНКЕТА

Дорогой друг!

Оцени, свои знания (1 – самая низкая оценка, 5 – самая высокая)

  1. Освоил теоретический материал по разделам и темам программы (могу дать ответ на вопросы педагога)

  2. Знаю специальные термины, которые используются на занятиях

  3. Владею умениями использовать полученные на занятиях знания в практической деятельности

  4. Умею выполнить практические задания (упражнения, задачи, опыты и т.д.), которые дает педагог

  5. Умею самостоятельно выполнять задания повышенной трудности

  6. Умею воплощать свои творческие замыслы

  7. Могу обучить других тому, что сам выучил на занятиях

  8. Научился осуществлять сотрудничество со сверстниками при решении поставленных задач

  9. Научился получать информацию из разных источников

  10. Мои достижения в результате занятий

Итерпретация результатов.

о таким категориям, как:

— освоение теоретической информации — пункты 1, 2, 9;

— опыт практической деятельности — пункты 3, 4;

— опыт творчества — пункты 5, 6;

— опыт сотрудничества — пункты 7, 8.

Самооценка учащегося и экспертные оценки педагога суммируются, вычисляется среднеарифметическое значение по каждой компетентности, и далее по освоению программы в целом.