Профилактика как вид деятельности социальной работы

Актуальность вопроса профилактики в социальной работе обусловлена тем, что в практику активно внедряются различные формы новых превентивных служб — психологические консультации, социально-педагогические центры, «телефоны доверия», социальные приюты, реабилитационные центры и т.п., но их развитие во многом затрудняется отсутствием системного подхода, научной и практической базы в области профилактики.

Практическая реализация профилактической социальной работы возможна лишь при решении ряда вопросов социально-экономического, организационно-управленческого, педагогического, социально-психологического, нормативно-правового и кадрового обеспечения.

Существует ряд причин, по которым именно профилактика, а не какие-либо другие виды деятельности, играет решающую роль в оценке качества социальной работы, а, следовательно, уровня жизни. Ведь если уйти от прежней медицинской модели, ориентированной лишь на лечение социальной болезни, а направить работу на предупреждение её, то многих проблем социума можно избежать.

В профилактике нуждается все население, в особенности же люди, входящие в группы повышенного риска: малолетние дети, подростки, престарелые, а также люди, ведущие асоциальный образ жизни, и т.д.

Целью исследования стал анализ сущности профилактической работы

Объектом послужил теоретический и практический аспект профилактики в социальной работе.

Предметом – методы профилактической работы.

Для достижения поставленной цели, были сформулированы следующие задачи:

  • Изучить сущность профилактики социальной работы и основные подходы
  • Выявить причины актуальности профилактической работы
  • Рассмотреть системный подход к данной деятельности в социальной работе
  • Рассмотреть различные категории, как критерий системности, и методы работы в данных группах

В данной курсовой работе рассмотрены основные подходы к профилактике в социальной работе, актуальность этого вопроса, а также исследованы общие методологические принципы профилактики.

15 стр., 7225 слов

Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних как субъект ...

... И. Объектом данной работы является несовершеннолетний в социально-реабилитационном центре. Предметом дипломной работы является социальная реабилитация несовершеннолетних в социально-реабилитационных центрах. Цель работы - показать эффективность деятельности социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних как субъекта социальной работы. Поставленная цель требует ...

В заключении подведены основные итоги курсовой работы.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СУЩНОСТИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

1.1 Понятие профилактики в социальной работе., Основные подходы

Под профилактикой подразумевается, прежде всего, научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные на:

  • предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных коллизий у отдельных индивидов и групп риска;
  • сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей;
  • содействие им в достижении поставленных целей и раскрытии их внутренних потенциалов.

Профилактика предусматривает решение еще не возникших проблем. Поэтому одни профилактические меры принимаются, задолго до их возникновения, а другие — непосредственно перед возникновением проблемы.

первичный, вторичный

Первичная профилактика

Но данная классификация напоминает традиционную классификацию медицинских вмешательств: профилактика, лечение, реабилитация. Опираясь на эту классификацию, бывает очень трудно провести границу между различными уровнями профилактики, особенно если дело касается хронических заболеваний. Поэтому на сегодняшний день для социальной работы, которая все больше отделяется от медицины, данная модель считается устаревшей.

универсальные, селективны

универсальной профилактики

Селективные профилактические программы

показанной профилактики

1.2 Актуальность и цели профилактической работы

Профилактика, будучи важным средством предотвращения развития каких-либо негативных процессов на ранних их стадиях, позволяет с меньшими функциональными затратами снять остроту проблемы и повернуть процесс в иное, более благоприятное русло.

Социальная профилактика создает предпосылки для процесса нормальной социализации личности, основывающегося на приоритете принципов законности и морали. Этим самым закладывается фундамент благополучия в семьях и социальной стабильности общества в целом. В этой связи нельзя не согласиться с точкой зрения авторов “Российского энциклопедического словаря по социальной работе” (1997), что в профилактике нуждается все население. Однако есть и приоритетные направления ее применения, имеются категории населения, нуждающиеся в ней в большей мере. К таким социальным группам можно отнести детей, подростков, инвалидов, пожилых, лиц, отличающихся антисоциальным образом жизни, а также испытывающих временные трудности, и др. С учетом социального положения, статуса данных категорий населения, потребностей общества в предотвращении многих социальных проблем и строится профилактическая работа.

Профилактические мероприятия необходимы и важны во всех сферах жизнедеятельности людей. Это обусловлено тем, что любой участок социальных отношений, социальных связей и взаимодействий всегда связан со столкновением различных точек зрения и различных интересов, несовпадением мнений и позиций, стремлением к достижению различных целей и т.п. Это с неизбежностью приводит к конфликтным ситуациям и к удовлетворению интересов одних социальных субъектов за счёт ущемления интересов других. В свою очередь, такие ситуации ведут к тому, что человек или группа, интересы которых на данный момент времени не удовлетворяются, стремятся изменить сложившиеся обстоятельства в свою пользу. При этом, не всегда выбор средств для достижения поставленной цели, соответствует принятым социальным нормам. Кроме того, состояние ущемлённости и невозможности добиться желаемого может привести к серьёзным нарушениям во внутреннем мире человека, деформации присущей ему системы ценностей, снижению самооценки и т.п., что, так же, негативно сказывается на процессе его социального функционирования. Правильно организованная, грамотно и своевременно осуществлённая работа социально-профилактического содержания помогает избежать возникновения этих и им подобных ситуаций.

20 стр., 9597 слов

Работа социального педагога

... методы работы социального педагога с семьей Согласно А.В. Мудрик, социальный педагог- это педагог, исследующий социальное воспитание в контексте социализации, т.е. воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей, осуществляемое как ... патронаж над семьями с малолетними детьми, проводится пропаганда здорового образа жизни, медицинская профилактика ... деятельности социального педагога: ...

Приведённое выше определение понятия “социальная профилактика” позволяет выделить основные цели, на достижение которых направлен этот процесс:

  • выявление причин и условий, способствующих возникновению какой-либо проблемы или комплекса проблем;
  • уменьшение вероятности или предупреждение возникновения недопустимых отклонений от системы социальных стандартов и норм в деятельности и поведении человека или группы;
  • предотвращение возможных психологических, социокультурных и других коллизий у человека или группы;
  • сохранение, поддержание и защита оптимального уровня и образа жизни людей;
  • содействие человеку или группе в достижении поставленных целей, раскрытие их внутренних потенциалов и творческих способностей

Профилактика является одним из основных и перспективных направлений деятельности по социальной защите и поддержке населения. С одной стороны, это направление деятельности существенно облегчает работу ряда учреждений и организаций, специализирующихся в этой сфере.

Несмотря на сложность работы по социальной профилактике, жизнь постоянно убеждает, что легче и с гораздо меньшими издержками для общества и личности не допустить возможных отклонений в поведении и деятельности социального субъекта, чем потом бороться и преодолевать возникшие негативные и неблагоприятные последствия.

1.3 Повышение эффективности профилактической работы, как важное направление социальной работы

Социальному работнику, берущемуся за конкретную деятельность по предупреждению негативных тенденций в социальном развитии клиентов, следует иметь в виду ряд принципиально важных моментов.

Во-первых, негативные тенденции, как правило, имеют, прежде всего, социально-экономический характер. Поэтому их продуктивное решение предполагает учет и реорганизацию всего комплекса факторов силами специалистов разных профессий. Социальному работнику необходимо выделить те аспекты проблемы, которые соответствуют его компетенции.

Грамотная постановка задачи, концентрация усилий по выбору соответствующих средств — необходимое условие успешности деятельности социального работника. Как правило, любая крупная социальная проблема носит комплексный характер, а значит, при поиске методов ее решения необходимо выделить ключевые точки для проведения собственно социальной работы.

6 стр., 2557 слов

Дипломная работа управление социальным развитием организации

... теоретические аспекты управления социальным развитием; 2) провести анализ показателей экономической деятельности на примере исследуемой организации; 3) провести оценку качества системы управления социальным развитием в организации; 4) дать рекомендации по улучшению системы управления социальным развитием в организации. Работа имеет ...

Во-вторых, формулировка конкретных целей профилактической работы может вестись только на основе учета специфики конкретной ситуации. Трудно наладить работу с клиентом при решении, например, его материальных проблем, не зная уровень его доходов, или заниматься профилактикой асоциального поведения, не зная его видов и причин возникновения.

Это означает, что при постановке цели социальной работы по оптимизации социального состояния индивида должен быть четко определен объект (тип состояния) и предмет (вид профессиональной деятельности) направленности воздействия. Здесь возможно применение всего арсенала средств диагностического измерения индивида, система планирования работы с определенными этапами ответа на вопрос: «Для кого и что мы собираемся сделать?»