«Внеурочная деятельность в начальной школе как средство развития познавательного интереса к процессу обучения»

В решении социально — экономических, культурных и духовных преобразований нынешней России особое место отводится школе. Задачи демократического преобразования нашего общества и будущего его процветания требуют подготовки поколения с высоким нравственным и интеллектуальным потенциалом, раскрывающиеся через познавательный интерес. Целью образования становится не передача знаний и социального опыта, а развитие личности ученика, что невозможно без развития познавательного интереса. В реализации идеи интеграции учебного и воспитательного элементов школьной деятельности, внеурочной деятельности, разработке ее технологии особое место отводится феномену познавательного интереса.

Проблемой учения с интересом занимались выдающиеся педагоги прошлого И. Гербарт, А. Дистервег, Я.А. Коменский, Д. Локк, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой и другие.

Современная педагогическая наука подчеркивает, что «успехов в преподавательской деятельности добиваются, прежде всего, учителя, которые владеют педагогическим умением развивать и поддерживать познавательный интерес у детей. Это говорит о том, что не преподавательские умения, а умения воспитательной работы являются первичными в содержании профессиональной готовности учителя».

Необходимость разработки образовательной программы начальной школы связана с внедрением Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования (далее ФГОС НОО), призванных обеспечивать развитие системы образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства в сфере образования, что больше всего реализуется во внеурочной деятельности. [14]

Учитель в современной начальной школе в настоящий момент находится в сложной ситуации, так как он не до конца определен с выбором такой программы, которая удовлетворяла бы требования ФГОС НОО, а именно, сочетала в себе воспитательные элементы и развитие познавательного интереса, актуальность вышеизложенной проблемы, недостаточная научная разработанность данного вопроса и отсутствие обоснованной технологии реализации идеи, в которой нуждается учитель начальной школы, позволили нам сформулировать следующую тему исследования: « Внеурочная деятельность в начальной школе как средство развития познавательного интереса к процессу обучения ».

11 стр., 5253 слов

«Использование информационно-коммуникационных технологий ...

... познавательного интереса состоит в том, что, являясь глубоко личностным образованием, он «обнажает объективные ценности обучения, сообщает учению силу, легкость, интенсивность и быстроту; придает познавательной деятельности ... чертами личности. Проблема формирования и развития познавательного интереса учащихся в педагогике не нова. Многие учителя начальной школы знакомы с дидактикой – методической ...

Объект: развитие познавательного интереса к процессу обучения

Предмет: Внеурочная деятельность в начальной школе как средство развития познавательного интереса к процессу обучения

Цель исследования:

В соответствии с целью исследования были сформулированы следующие задачи:

— изучить психолого – педагогическую литературу по теме с целью ее теоретического обоснования;

— рассмотреть особенности организации внеурочной деятельности в начальной школе;

— раскрыть особенности формирования познавательного интереса в младшем школьном возрасте;

— выявить условия развития познавательного интереса

При исследовании вопроса использовались следующие методы теоритического исследования:

-анализ и синтез

-абстрагирование и конкретизация

1. Теоретические основы организации внеурочной деятельности в начальной школе

1.2. Теоретическое обоснование внеурочной деятельности в начальной школе

Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности и на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.

Для реализации в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности:

— игровая деятельность;

— познавательная деятельность;

— проблемно — ценностное общение;

— досугово — развлекательная деятельность (досуговое общение);

— художественное творчество;

— социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность);

— трудовая (производственная) деятельность;

— спортивно-оздоровительная деятельность;

— туристско-краеведческая деятельность.

11 стр., 5158 слов

Внеурочная деятельность как средство развития познавательного ...

... задачи : отобрать и изучить литературу по развитию познавательного интереса у младших школьников; выявить влияние внеурочной деятельности на развитие познавательного интереса у младших школьников; обобщить результаты исследования; сделать вывод по проблеме исследования. ...

В базисном учебном плане выделены основные направления внеурочной деятельности:

— спортивно-оздоровительное;

— художественно-эстетическое;

— научно – познавательное;

— военно-патриотическое;

— общественно полезная и проектная деятельность.

Виды и направления внеурочной деятельности школьников тесно связаны между собой. Они представляют собой содержательные приоритеты при организации внеурочных занятий. Общественно полезная деятельность может быть определена в таких видах внеурочной деятельности, как социальное творчество и трудовая (производственная) деятельность.

Следовательно, все направления внеурочной деятельности необходимо рассматривать как содержательный ориентир при построении соответствующих образовательных программ, а разработку и реализацию конкретных форм внеурочной деятельности школьников основывать на видах деятельности. [4]

При организации внеурочной деятельности школьников необходимо понимать различие между результатами и эффектами этой деятельности.

Результат — это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности. Например, школьник, пройдя туристический маршрут, не только переместился в пространстве из одной географической точки в другую, преодолел сложности пути (фактический результат), но и приобрёл некое знание о себе и окружающих, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрёл опыт самостоятельного действия (воспитательный результат).

Эффект — это последствие результата. Например, приобретённое знание, пережитые чувства и отношения, совершенные действия развили человека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности.

Итак, воспитательный результат внеурочной деятельности — непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности.

Воспитательный эффект внеурочной деятельности — влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребёнка.

В сфере школьного воспитания и социализации имеет место серьёзная путаница понятий «результат» и «эффект». Привычны утверждения, что результатом воспитательной деятельности педагога является развитие личности школьника, формирование его социальной компетентности и т. д. При этом упускается из виду, что развитие личности ребёнка зависит от его собственных усилий по само строительству, от воспитательных «вкладов» в него семьи, друзей, ближайшего окружения, других факторов, т. е. развитие личности ребёнка — это эффект, который стал возможен благодаря тому, что ряд субъектов воспитания и социализации (в том числе сам ребёнок) достигли своих результатов. Тогда в чём же результат воспитательной деятельности педагога? Невнятность понимания самими учителями результатов своей деятельности не позволяет уверенно предъявлять эти результаты обществу, рождает общественное сомнение и недоверие к педагогической деятельности.

Но может быть, гораздо более серьёзное последствие не различения педагогами результатов и эффектов в том, что утрачивается понимание цели и смысла педагогической деятельности (особенно в сфере воспитания и социализации), логики и ценности профессионального роста и самосовершенствования. Например, сегодня в школьном образовании резко обострилась борьба за так называемого хорошего ученика, в том числе и потому, что такой ученик гарантированно показывает высокие результаты обучения и воспитания. Не вполне понимая результаты и эффекты своей работы, не умея внятно предъявить их социуму и при этом, испытывая давление с его стороны, учителя таким непедагогичным образом страхуются от профессиональных неудач.

11 стр., 5159 слов

Внеурочная деятельность школьников по географии

... (8). В настоящие время внеурочная деятельность по географии является составной частью учебно-воспитательной работы в школе, так как способствует решению важных задач в образовании и воспитании школьников и позволяет разумно организовывать ...

Становится ясным, что педагог-профессионал видит результаты своей работы прежде эффектов. Никакая увлечённость процессом деятельности не отменяет для него необходимости добиваться воспитательного результата. В любом воспитательном эффекте он различает свой вклад и вклад других субъектов воспитания и социализации. [4]

Как нам известно, воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням.

Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном в дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Например, в беседе о здоровом образе жизни ребёнок не только воспринимает информацию от педагога, но и невольно сравнивает её с образом самого педагога. Информации будет вызывать больше доверия, если сам педагог культивирует здоровый образ жизни.

Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т. е. в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества. Очевидно, что для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.

17 стр., 8475 слов

«Формы внеурочной воспитательной работы с детьми в сельской школе». ...

... (мероприятии) педагога. Форму внеурочной воспитательной работы с детьми можно определить как конкретный способ организации их относительно свободной деятельности в школе, их самодеятельности при педагогически целесообразном руководстве взрослых. В воспитательной практике имеется большое разнообразие форм работы. В основу типизации ...

Достижение трёх уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации детей. У учеников могут быть сформированы коммуникативная, этическая, социальная, гражданская компетентности и социокультурная идентичность в её становом, этническом, гендерном и других аспектах.

Например, неоправданно предполагать, что для становления гражданской компетентности и идентичности школьника достаточно уроков граждановедения, занятий по изучению прав человека и т. п. Даже самый лучший урок граждановедения может дать школьнику лишь знание и понимание общественной жизни, образцов гражданского поведения. А вот если школьник приобретёт опыт гражданских отношений и поведения в дружественной среде (например, в самоуправлении в классе) и уж тем более в открытой общественной среде (в социальном проекте, в гражданской акции), то вероятность становления его гражданской компетентности и идентичности существенно возрастает [4]

1.2. Особенности организации внеурочной деятельности в начальной школе

Проблема использования свободного времени младших школьников всегда была насущными для общества. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно осуществлять воспитание в свободное от обучения время. Таким образом, внеурочная деятельность младших школьников должна быть направлена на их культурно-творческую, оздоровительную деятельность, высокий уровень самосознания, способность сделать правильный нравственный выбор.

Внеурочная деятельность в условиях внедрения ФГОС НОО приобретает новую актуальность, ведь именно стандарты закрепили обязательность ее организации, это ресурс, позволяющий школе достичь нового качества образования. Именно в новом ФГОС НОО внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено пространство и время в образовательном процессе.

Реализация внеурочной деятельности в начальной школе позволяет также решить ряд очень важных задач:

— обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;

— снизить учебную нагрузку учащихся;

— улучшить условия для развития ребенка;

— учесть возрастные и индивидуальные особенности учащихся.

Внеурочная деятельность позволяет ребенку выбрать область интересов, развить свои способности. Стоит отметить, что для школы внеурочная деятельность обязательна, а ребенок имеет право выбора.

Почему именно в начальной школе особое внимание уделяется внеурочной деятельности? В это время ребенок делает свои первые шаги в определении своих личностных интересов, ищет себя в социуме. Школа совместно с родителями должна помочь решить ему эту задачу, дать возможность попробовать себя в различных сферах жизнедеятельности. Главное при этом — осуществить взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования. [10]

12 стр., 5946 слов

Речевая готовность к школе детей. материал

... грамматических категорий, развитие коммуникативных умений, связной речи. Разный уровень готовности детей к обучению в школе предполагает необходимость создания достаточно доступных, надежных методик, использование ... аморфных слов-корней. Основная задача логопедического воздействия – вызвать подражательную речевую деятельность детей в форме любых звуковых проявлений, расширить объем понимания речи. I ...

Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности и на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Психофизиологические особенности ребенка седьмого года жизни (сложность произвольной регуляции деятельности, быстрая утомляемость и др.) приводят к тому, что для детей сложны статические нагрузки, ограничения двигательного режима, быстрое переключение с одного вида деятельности на другой и т. д. Кроме того, для первоклассников еще очень актуальны виды деятельности, которыми они занимались в дошкольном возрасте, в первую очередь, игровая деятельность. Поэтому, использование таких форм организации образовательного процесса как целевые прогулки, экскурсии, развивающие игры и т. д. приобретает особое значение для формирования умения учиться, а опора на наглядно-действенное и наглядно-образное мышление будет способствовать формированию логического мышления на первых этапах обучения в школе.

При организации внеурочной деятельности необходимо использовать разнообразные формы: экскурсии, кружки, секции, клубы, круглые столы, слеты, турниры, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, которые отличны от организационных форм в урочной системе обучения. Внеурочная деятельность может включать индивидуальные занятия учителя с детьми, требующими психолого-педагогической и коррекционной поддержки (в том числе – индивидуальные занятия по постановке устной речи, почерка и письменной речи и т. д.), индивидуальные и групповые консультации (в том числе – дистанционные) для детей различных категорий и т. д.

Несомненно, внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием детей, когда дело касается создания условий для развития творческих интересов детей и включения их в художественную, техническую, эколого-биологическую, спортивную и другую деятельность. Связующим звеном между внеурочной деятельностью и дополнительным образованием детей выступают различные факультативы, школьные научные общества, объединения профессиональной направленности, учебные курсы по выбору. В зависимости от целей и задач, решаемых ими, содержания и методов работы их можно отнести и к той, и к другой сфере образовательного процесса. [9]

Выводы по первой главе

В Федеральном государственном образовательном стандарте внеурочная деятельность рассматривается как неотъемлемая часть образовательного процесса в школе, в полной мере способствующая реализации требований федеральных образовательных стандартов общего образования. В стандарте определяются виды и направления внеурочной деятельности, а также три уровня достижения воспитательных результатов.

Особенностью внеурочной деятельности младших школьников является объединение всех видов деятельности кроме урочной (экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д.), в которых возможно и целесообразно решение задач их развития, воспитания и социализации.

Стандарты закрепили обязательность организации внеурочной деятельности в школе. Ведь это позволяет достичь высокое качество образования. Организации внеурочной деятельности в школе уделяется особое внимание, а также определено пространство и время в образовательном процессе.

4 стр., 1621 слов

Игра в коррекции психического развития ребёнка

... является целенаправленное формирование игровой деятельности. В процессе обучения дети овладевают разнообразными игровыми действиями и разными вариантами их цепочек, на которых строится логика развития сюжета в игре. При развитии у детей предметной деятельности и игры необходимо учитывать возрастные ...

2. Развитие познавательного интереса к процессу обучения в начальной школе посредством внеурочной деятельности

2.1. Понятие познавательного интереса и особенности его формирования в младшем школьном возрасте

Интерес школьников к учению является главным фактором в процессе овладения ими знаниями. А интерес к приобретению знаний формируется у школьников при условии определенной организации учителем учебной деятельности. Она должна быть направлена на развитие его познавательных интересов.

Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях динамичной, быстро меняющейся жизни от них требуется не только усвоение знаний и владение ими, но и в первую очередь умение добывать эти знания самим, мыслить самостоятельно и творчески. Мы хотим видеть наших детей любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными, творческими личностями.

Проблема формирования познавательного интереса всегда была и остаётся одной из актуальных проблем в современном образовании. От поиска её решения в значительной степени зависит эффективность учебно-воспитательного процесса, поскольку познавательный интерес является и важным мотивом познавательной деятельности школьника, и, одновременно, основным средством ее оптимизации. Кроме того, познавательный интерес играет важную роль в становлении личности, при определённых условиях становится чертой личности и обнаруживает себя в любознательности, пытливости, в постоянной и неистощимой жажде знаний.

Младший школьный возраст называют «вершиной» детства. Поступление ребёнка в школу даёт начало переходу познавательных процессов на более высокий уровень и возникновению новых условий для личностного развития ребенка. Ведущей в это время становиться учебная деятельность. [15]

Познавательные интерес человека — это свойство мозга изучать и анализировать окружающую действительность, находя способы применения полученной информации на практике.

Познание — сложный и многоуровневый процесс. Можно выделить четыре основных аспекта, формирующих познавательный процесс и отвечающих за познавательные способности каждого человека: память, мышление, воображение, внимание.

Приступая к педагогической работе с детьми, прежде всего, нужно разобраться в том, что ребенку дано от природы и что приобретается под воздействием среды.

Развитие человеческих задатков, превращение их в способности — одна из задач обучения и воспитания, решить которую без знаний и развития познавательных процессов нельзя. По мере их развития, совершенствуются и сами способности, приобретая нужные качества. Знание психологической структуры познавательных процессов, законов их формирования необходимо для правильного выбора метода обучения и воспитания. Большой вклад в изучение и развитие познавательного интереса внесли и такие ученые, как: JI.C. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.В. Занков, А.Н. Соколов, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, С.Л. Рубинштейн и др.

39 стр., 19336 слов

«Познавательное развитие дошкольников в процессе исследовательской ...

... подготовке к занятиям, при написании рефератов, курсовых и выпускных квалификационных работ. Апробация результатов исследования состоялась в виде публикации статьи «Познавательное развитие дошкольников в процессе исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС ...

Учеными, представленными выше, были разработаны различные методики и теории развития познавательного интереса (зона ближайшего развития — Л.С. Выготский, развивающее обучение — Л. В. Занков, В.В. Давыдов и Д.Б. Эльконин).

И сейчас, чтобы успешно развивать познавательный интерес во внеурочной деятельности, необходимо, искать более современные средства и методы воспитания. Это невозможно без рассмотрения особенностей основных составляющих познавательных способностей младших школьников. [1]

Л.С. Выготский считает, что детский интерес приобретает чрезвычайное педагогическое значение как самая частая форма проявления непроизвольного внимания. Он подчеркивает, что детское внимание, направляется и руководствуется почти всецело интересам, и поэтому естественной причиной рассеянности ребенка всегда является несовпадением двух линий в педагогическом деле: собственно, интереса и тех занятий, которые предлагает учитель как обязательные.

В дальнейшем интересы школьников дифференцируются и постоянно приобретают познавательный характер. В связи с этим дети становятся более внимательны при одних видах работы и отличаются рассеянностью при другого рода учебных занятиях.

В младшем школьном возрасте, кроме того, происходит активное развитие воссоздающего воображения. У детей младшего школьного возраста различают несколько видов воображения. Оно может быть воссоздающим (создание образа предмета по его описанию) и творческим (создание новых образов, требующих отбора материала в соответствии с замыслом).

Основная тенденция, возникающая в развитии детского воображения — это переход к всё более правильному и полному отражению действительности, переход от простого произвольного комбинирования представлений к комбинированию, логически аргументированному.

Согласно исследованиям Л.С. Выготского, ребенок дошкольного возраста и младшего школьного может вообразить себе гораздо меньше, чем взрослый человек, но он больше доверяет продуктам своего воображения и меньше их контролирует, а потому воображения в житейском, культурном смысле этого слова, т.е. чего-то такого, что является настоящим, вымышленным, у ребенка, конечно, больше чем у взрослого человека. Однако не только материал, из которого строит воображение, у ребенка беднее, чем у взрослого человека, но и характер комбинаций, которые присоединяются к этому материалу, их качество и разнообразие значительно уступают комбинациям взрослого. Из всех форм связи с реальностью, которые мы перечислили выше, воображение ребенка обладает в одинаковой степени с воображением взрослого только первой, именно реальностью элементов, из которых оно строится.

В.С. Мухина отмечает, что в младшем школьном возрасте ребенок в своем воображении уже может создавать разнообразнейшие ситуации. Формируясь в игровых замещениях одних предметов другими, воображение переходит и в другие виды деятельности. [8]

2.2. Развитие познавательного интереса к процессу обучения математике через внеурочную деятельность

Общеизвестно, что процесс обучения проходит эффективнее, если обучающийся проявляет интерес к предмету. Однако, педагогическая действительность ежедневно доказывает, что у многих школьников с нарушениями в интеллектуальной сфере не сформированы потребности в знаниях, нет интереса к учению.

16 стр., 7645 слов

Организация внеурочной деятельности с младшими школьниками

... форм использования внеурочной деятельности, младшие школьники, тем не менее ограничены определенным кругом социальных ролей, по сравнению со взрослыми. Отсюда, с одной стороны, не обладая устойчивостью интересов в плане проведения внеурочной деятельности, младшие школьники более ...

Диагностические исследования обучающихся показали, что интерес к изучению математики начинает теряться по мере усложнения материала. Это связано с возрастными изменениями, особенностями мотивационной сферы, с адаптацией к новым условиям обучения, с насыщением программы новым материалом. Трудности в усвоении большего объема информации иногда вызывают раздражение обучающихся и их недовольство, приводят к нежеланию узнавать новое.

Отечественные исследователи (Л. С. Выготский, Б. П. Пинский и др.) отмечают незрелость мотивационно-потребностной сферы у детей их нелюбознательность, слабую выраженность и кратковременность побуждений к деятельности, ограниченность ее мотивов, слабость волевых усилий, отсутствие стремления преодолевать трудности, недостатки и особенности восприятия учебного материала. [3]

Учитывая данные особенности обучающихся, необходимо использовать различные мероприятия, специальные развивающие упражнения, методы и приемы, повышающие интерес к математике и познавательную активность.

Особо эффективным на практике оказывается использование тестов и игровых форм организации учебной и внеурочной деятельности. Применение тестов достаточно эффективно для закрепления изученного материала, так как они позволяют сконцентрировать внимание на наиболее значимых, ключевых вопросах и понятиях, систематизировать знания обучающихся, сократить время проверки домашних заданий. В течение года происходит постепенное знакомство детей с различными видами тестовых заданий (выбор ответа, установление соответствий в правильной последовательности, задания дополнения и свободного изложения).

Тесты, в отличие от устных форм проверки знаний, создают у обучающихся положительный настрой. Кроме этого, тестирование помогает осуществить дифференцированный подход к обучающимся. Благодаря своей структуре, тест может быть и инструментом обучения.

Развитию интереса к изучению математики способствуют и различные внеурочные мероприятия: классные часы, математические КВН, «Путешествия по стране Математике», «Час занимательной математики» и т. д. В школе по традиции проводится ежегодно «Неделя математики». В течение этой недели проходят следующие мероприятия: «Конкурс ребусов и кроссвордов», «Диктант математических терминов», конкурс рисунков «Я рисую цифру», игра «Путешествие по стране Математика», математическая олимпиада, конкурс стенгазет и др.

Во время проведения внеурочных мероприятий по математике используются различные игры, стимулирующие интерес к предмету. В своей работе активно использую игры -соревнования. В состав команд включаются все обучающиеся класса. Такие мероприятия повышают значимость урока математики, сплачивают коллектив, позволяют закрепить и обобщить изученный материал. Подготовка к такому мероприятию побуждает к ответственному выполнению заданий на уроках и изучению более сложного материала. К игровым формам можно отнести упражнения, ребусы, кроссворды, карточки с дифференцированными заданиями. Условия к заданиям могут быть различными: проследить закономерность, закончить предложение, дорисовать рисунок, убрать лишние элементы, вставить пропущенные слова, отгадать ребус, указать верный ответ, определить последовательность (обозначить цифрами по порядку), найти лишнее слово, назвать несколько слов одним словом, подписать элементы, перечислить(подписать) то, что нарисовано, раскрасить верный предмет, найти ошибку. В таких заданиях каждый находит что-то интересное для себя: раскрашивает, рисует, производит поиск ответов, выполняет простейшие схемы. устанавливает соответствия. В содержание мероприятий включаются стихи и сказки по теме. Детям предлагается сочинить рассказ, сказку или найти интересные сведения по какой-то определенной теме. [1]

Целесообразно использование игр на внеурочных занятиях в качестве одного из способов повышения интереса к изучению математики. Ведь игры, игровые упражнения и занимательные задачи повышают интерес изучению математики, содействуют развитию способностей и потребностей познавательного характера, интеллектуальных и нравственно- волевых качеств, формированию познавательного интереса. Учебная задача в игре не ставится прямым образом перед детьми, поэтому «двойственная природа» игры позволяет стимулировать овладение в непринужденной форме конкретным учебным материалом. Игровой замысел и игровое действие делают игру привлекательным, желанным и эмоциональным видом деятельности. Игровой замысел бывает выражен в самом названии игры и в игровой задаче, путем решения которой дети начинают понимать практическое применение полученных ими знаний. Правила позволяют направить игровой процесс, они регулируют поведение детей и их взаимоотношения между собой. Результаты игры всегда бывают очевидными, конкретными и наглядными. Соблюдение правил обязывает обучающихся самостоятельно выполнять игровые действия, и вместе с этим у них вырабатывается критерий для оценки поведения своих одноклассников и своего собственного. Работа над занимательной задачей требует активизации всей психической деятельности ребенка. Развиваются познавательные процессы, мышление, память, воображение; усовершенствуется умственная деятельность, включающая в себя проведение различных операций в их единстве. Внимание становится более целенаправленным, устойчивым, и у обучающихся появляется умение правильно его распределять. Стимулируется развитие познавательных способностей, наблюдательности, сообразительности и любознательности. У детей начинает появляться волевое сдерживающее начало. Соблюдение правил, являющееся результатом возникшего у детей интереса к игре, помогает воспитанию важных нравственно-волевых качеств, таких, как организованность, сдержанность, доброжелательность, честность и т. д.

В процессе занятий игрой формируется умение работать самостоятельно, осуществлять контроль и самоконтроль, согласовывать свои действия и соподчинять их.

Результаты, которых добиваются обучающиеся, доставляют им много радости, вызывают появление чувства творческого удовлетворения, повышают интерес к изучению математики.

В процессе развития интереса к предмету у обучающихся формируется осознанное восприятие материала, интерес к урокам математики. Они используют различные способы добывания знаний. Осуществляется коррекция высших психических функций. Повышается работоспособность, самостоятельность, трудолюбие. А это залог успешной социализации в будущем. [11]

Выводы по второй главе

Главным фактором в процессе освоения знаниями является интерес школьников к обучению. Интерес к приобретению новых знаний формируется при организации учебной деятельности. Она должна быть направлена на развитие его познавательных интересов.

Познавательный интерес играет главную роль в формировании личности, при определённых условиях становится чертой личности и обнаруживает себя в любознательности, пытливости, в постоянной жажде знаний.

В процессе внеурочных занятий по математике формируется умение самостоятельной работы, осуществлять контроль и самоконтроль, согласовывать свои действия и соподчинять их.

Результаты, которых добиваются обучающиеся, доставляют им много радости, вызывают появление чувства творческого удовлетворения, повышают интерес к изучению математики.

Заключение

Целью курсового исследования было

— изучить психолого – педагогическую литературу по теме с целью ее теоретического обоснования;

— рассмотреть особенности организации внеурочной деятельности в начальной школе;

— раскрыть особенности формирования познавательного интереса в младшем школьном возрасте;

— выявить условия развития познавательного интереса к процессу обучения через внеурочную деятельность по математике. Рассмотрены виды и направления внеурочной деятельности.

Изучение литературы, анализ и обобщение собранных по проблеме материалов дали нам возможность определить теоретические основы развития познавательного интереса младших школьников во внеурочной деятельности.

В результате работы нами были рассмотрены понятия «познавательные способности» и «внеурочная деятельность» в психолого-педагогической литературе, определены особенности развития познавательных способностей младших школьников и особенности внеурочной деятельности младших школьников. Мы убедились, что использование внеурочной деятельности позволяет детям более раскрыться для своих одноклассников и для учителя.

В результате проделанной работы можно отметить, что внеурочная деятельность для детей начальной школы способствует улучшению учёбы и интереса к новым знаниям.

Таким образом цель достигнута, задачи решены.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/vneurochnaya-deyatelnost-mladshih-shkolnikov/

  1. Брацуга А.В. Развитие сотрудничества младших школьников во внеурочной деятельности [текст] / А.В Брацуга. — Начальная школа. 2011. №6. С.53-55.

  2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк: Книга для учителя. — 3-е изд. [текст] / Л.С. Выготский. — М.: Просвещение, 2007. — 94 с.

  3. Выготский Л.С. Память и ее развитие в детском возрасте Лекции по психологии [текст] / Л.С. Выготский. — М.: Владос, 2008. — 234 с.

  4. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: Методический конструктор [текст] / Д.В. Григорьев, Д.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223с.

  5. Занков Л.В. Избранные педагогические труды [текст] / Занков. Л.В. — М.: Просвещение, 2011. — 486 с.

  6. Кикоин Е. И. Младший школьник: возможности изучения и развития. [текст] / Е. И. Кикоин. — М.: Просвещение, 2009. — 89 с.

  7. Кулагина И.Ю. Младшие школьники: особенности развития. [текст] / И.Ю. Кулагина. — М.: Эксмо, 2009. — 176с.

  8. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [текст] / С. В. Мухина. — М.: Академия, 2007. — 452 с.

  9. Методические советы по организации внеурочной деятельности учащихся начальных классов. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.openclass.ru/pages/221595

  10. Особенности организации внеурочной деятельности [Электронный ресурс]. Режим доступа:

  11. Развитие познавательного интереса учащихся к математике через внеурочную деятельность. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/algebra/library/2013/01/08/razvitie-poznavatelnogo-interesa-uchashchikhsya-k-matematike

  12. Сабельникова С.И. Организация внеурочной деятельности [текст] / С.И. Сабельникова. — Управление начальной школой. 2011. №3. С.4-22

  13. Шмалькова Л.В. Планирование и анализ реализации внеурочной деятельности [текст] / Л.В Шмалькова. – Управление начальной школой. 2011. — №12.- с.5-12

  14. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. [текст] / Министерство образования и науки Российской Федерации. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения).

  15. Формирование познавательного интереса в младшем школьном возрасте. [Электронный ресурс]. Режим доступа: