Игра в коррекции психического развития ребёнка

Контрольная работа

Особенности игровой деятельности детей с нарушением психического развития

.

2. Выявить роль игры в коррекции психического развития ребёнка.

Недоразвитие игровой деятельности у детей с проблемами психического развития оказывается как бы «запрограммированным» уже в раннем возрасте. Основные причины, тормозящие самостоятельное последовательное становление игры: низкий уровень познавательной активности, запаздывание в сроках овладения двигательными функциями, предметными действиями, речью, эмоциональным и ситуативно-деловым общением с взрослыми. Низкий уровень развития зрительного восприятия, двигательной и зрительно-двигательной координации существенным образом сдерживает процесс овладения ребёнком предметными действиями. Они обнаруживают значительную беспомощность в мире окружающих предметов, не знают их назначения, не владеют способами действий с ними и не стремятся к их познанию. Кроме этого, у них наблюдается низкая готовность к установлению эмоционально-коммуникативных взаимоотношений с взрослыми, слабая выраженность стремления наладить эмоциональный контакт и найти способы общения со взрослыми, неумение привлечь их к совместной деятельности и согласовывать с ними действия1 .

Более специфичны у детей с проблемами психического развития действия с дидактическими и сюжетными игрушками, поэтому и ярче проявляются особенности их выполнения. Большинство детей приступают к выполнению предметных и предметно-игровых действий, не осуществляя предварительного анализа условий их выполнения. Например, нередко можно увидеть, как, получив набор кубиков и предложение построить дорожку, ребёнок берёт любые попавшиеся под руку элементы и пытается соединить их друг с другом (ставит кирпичик рядом с кубиком, далее ставит треугольную призму и т.д.).

Ориентировочно-исследовательские действия ребёнка с малознакомыми игрушками в большинстве случаев не приводят к нахождению правильного способа действия. Это связано в большой мере с тем, что дети с проблемами психического развития используют преимущественно четыре вида таких действий: рассматривание, ощупывание, поворачивание, исследования на слух2 .

Своеобразие предметной деятельности отражается на развитии игровой деятельности, которая характеризуется рядом особенностей. Большинство детей с проблемами психического развития, обнаруживают слабо выраженный и неустойчивый интерес к игрушкам, что является показателем общей низкой познавательной активности. Сами действия с игрушками долго остаются на уровне манипуляций или предметных неспецифических действий, в которых отсутствует ориентировка на свойства предметов. Наличие неадекватных действий резко отличает игру детей с проблемами психического развития от игры нормально развивающихся сверстников. Наряду с манипуляциями у детей встречаются и процессуальные действия, состоящие в том, что ребёнок непрерывно повторяет одно и то же сочетание действий (например, снимает одежду с куклы и снова надевает её; достаёт из шкафа посуду и ставит её на место и т.д.) Это свидетельствует об отсутствии замысла игры. Выполняемые действия бедны, стереотипны, формальны и не имеют изобразительного характера. Они не сопровождаются речью и какими-либо эмоциональными реакциями, выполняются механически. Действуя с игрушками, ребёнок не стремится привлечь к себе внимание взрослого или сверстников.

15 стр., 7156 слов

Особенности развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

... 1. Психолого-педагогическое развитие детей с нарушением опорно-двигательного аппарата., .1. Понятие о психолого-педагогическом развитии детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Недостатки развития движений у детей обнаруживаются на разных уровнях нервной и нервно- психической организации. Результатом ...

Вплоть до четырёх — пятилетнего возраста у детей с психическими проблемами остаётся несформированным целевой компонент игры. Их действия не имеют осмысленного и целенаправленного характера, отсутствует конкретная значимая для них цель. И только под влиянием длительного обучения у детей формируется умение поставить цель в самостоятельной игре и подготовить всё необходимое для её достижения. Ограниченность жизненного опыта в силу нарушения познавательной деятельности приводит к тому, что у данных детей нарушено формирование достаточного объёма знаний о жизни, деятельности и отношениях людей. В результате этого сюжеты игр весьма бедны, часто не отражают сущности деятельности и отношений людей, которые ребёнок с интеллектуальной недостаточностью не может не только понять, но и зачастую и увидеть.

В хорошо знакомых играх, в которые дети в основном играют самостоятельно, они следуют плану, отражающему логику развития сюжета. Однако этот план в каждой последующей игре особых изменений не претерпевает. Дети выполняют одни и те же действия строго в заученной последовательности, не привнося в них экспромта. Поэтому можно сказать, что игры шаблонны, стереотипны. Последовательное выполнение нескольких действий является сложным для детей с проблемами психического развития, поэтому длительное время они допускают нарушения порядка действий в цепочке. Например, в игре «Покорми куклу» ребёнок сначала кормит куклу и только после этого варит кашу на плите. Кроме этого, дети часто забывают, что нужно делать дальше, и ждут подсказки от взрослого. Долгое время игровые действия детей с проблемами психического развития носят развёрнутый характер, очень точно повторяют подлинные действия людей. Они излишне детализированы, очень точно повторяют подлинные действия людей. В их играх не наблюдается, как у нормально развивающихся сверстников, замещение отдельных действий в цепочке словом или символическим жестом.

Таким образом, дети с проблемами психического развития способны в своих играх отразить процесс деятельности людей, а не их отношения. Это вполне объяснимо. Отношения, возникающие между людьми в процессе их деятельности, достаточно отвлечённы и скрыты от непосредственного восприятия. Другое дело – действия с предметом. Ребёнок может их совершить, испытывая при этом, как правило, положительные эмоции. Они становятся достоянием его жизненного опыта. Конкретные знания и умения, приобретённые ребёнком с проблемами психического развития в процессе его активной деятельности, формируются легче и становятся более прочными, чем знания и умения обобщённого, отвлечённого характера.

8 стр., 3988 слов

Развитие творчества детей в играх и хороводах (6 лет)

... чтобы сделать радостным пребывание детей в детском саду. 1.Значение развития детского игрового творчества Игра как одно из удивительных ... виды музыкальной деятельности детей: в восприятии, исполнительстве, творчестве, музыкально-образовательной деятельности. Задача воспи ... развивает ассоциативное, образное мышление, служит средством формирования мировоззрения ребенка в целом, в его эстетической ...

Для реализации своего игрового замысла нормально развивающийся ребёнок может использовать любые окружающие его предметы. Эта способность применять предметы-заместители появляется у него к концу раннего возраста. Дети с проблемами психического развития даже после обучения склонны к использованию игрушек, являющихся копией реальных предметов окружающей действительности. Функция замещения спонтанно у них не формируется. Детей необходимо учить использовать различные предметы в других функциях и применять их в играх (кубик – мыло, стол, стул и т.п.).

Неумение пользоваться предметами-заместителями обусловлено не только своеобразием их познавательной деятельности, в частности конкретностью мышления, недоразвитием воображения, но и тем, что в процессе обучения игре эти предметы применялись недостаточно.

Принципиально важным для специальной педагогики и психологии является выдвинутое Л.С. Выготским положение об общности закономерностей развития нормального и аномального ребёнка. В связи с этим в психическом развитии ребёнка присутствуют те же стадии, что и в развитии нормального ребёнка, происходит последовательная смена ведущего вида деятельности, определяющий переход от одной стадии к другой. Следовательно, в жизни ребёнка с проблемами психического развития игра должна стать ведущей деятельностью, обеспечивать зону его ближайшего развития, оказывать воздействие на развитие всех психических процессов и функций и личности в целом. Однако это происходит лишь в том случае, когда создаются особые условия для развития ребёнка и он включается в процесс систематически осуществляемой коррекционно-воспитательной работы, элементом которого является целенаправленное формирование игровой деятельности.

В процессе обучения дети овладевают разнообразными игровыми действиями и разными вариантами их цепочек, на которых строится логика развития сюжета в игре.

При развитии у детей предметной деятельности и игры необходимо учитывать возрастные особенности детей, уровень их нервно-психического развития, зависимость игровой деятельности от ряда условий, способствующих отражению опыта ребёнка в игре. Это возможно лишь при комплексном руководстве игрой, системном подходе к её формированию. Стержнем системного подхода является сама игровая деятельность, учитывающая возрастные закономерности развития детей. Каждый возрастной этап требует изменений в содержание работы с детьми.

Для формирования игры на каждом этапе необходимы не только особые приёмы, а единый комплекс обязательных педагогических мероприятий, вытекающих из природы игры. Компоненты комплексного метода

8 стр., 3685 слов

«Психическое развитие и ведущая деятельность» материал ...

... зарождаются и первоначально развиваются в ведущей деятельности дошкольного возраста -сюжетно-ролевой игре. III. Роль игры в психическом развитии ребенка. Ребенок живет ... психической жизни маленьких детей заключается в том, что эта жизнь находится в постоянном развитии, и чем младше ребенок, те более интенсивно происходит это развитие. Он не только растет, но и развивается. Изучение детей ...

  1. планомерное обогащение жизненного опыта детей;
  2. совместные обучающие игры педагога с детьми, направленные на передачу детям игрового опыта, игровых умений;
  3. своевременное изменение предметно-развивающей среды с учётом уровня нервно-психического развития детей и обогащающегося жизненного и игрового опыта;
  4. активизирующее общение взрослого с детьми в процессе их игры, направленное на побуждение и самостоятельное применение детьми новых способов решения игровых задач, на отражение в игре новых сторон жизни.

В условиях игры в результате ориентации ребенка в смыслах человеческой деятельности возникают новые по своему содержанию мотивы. Ребенок не просто хочет быть «как взрослый», он постоянно стремится к тому, чтобы стать взрослым, заниматься значимыми для взрослых видами деятельности. Если это желание не находит себе такого выхода, оно может приобрести совсем другие формы — капризов, конфликтов и т. п.

Ребенок, сколь эмоционально ни входил бы в роль взрослого, все же чувствует себя ребенком. Он смотрит на себя через роль, которую он на себя взял, т. е. через взрослого человека, эмоционально сопоставляет себя со взрослым и обнаруживает, что он еще не взрослый. Сознание того, что он еще ребенок, происходит через игру, а отсюда и возникает новый мотив — стать взрослым и реально осуществлять его функции.

Л.И. Божович показала, что к концу дошкольного возраста у ребенка возникают новые мотивы. Эти мотивы приобретают конкретную форму желания поступить в школу и начать осуществлять серьезную общественно значимую и общественно оцениваемую деятельность. Для ребенка это путь к взрослости3 .

Таким образом, в игре происходит первичная эмоционально-действенная ориентация в смыслах человеческой деятельности, возникает сознание своего ограниченного места в системе отношений взрослых и потребность быть взрослым. Существенно важным является то, что в игре возникает новая психологическая форма мотивов. Гипотетически можно представить себе, что именно в игре происходит переход от мотивов, имеющих форму досознательных аффективно окрашенных непосредственных желаний, к мотивам, имеющим форму обобщенных намерений, стоящих на грани сознательности.

Выполнение ребенком взятой на себя роли взрослых связано с его эмоциональными побуждениями. По ходу игры возникает много мимолетных желаний, в основном вызываемых привлекательностью других предметов, не находящихся в распоряжении ребенка, или ролей, которые выполняют другие дети. Но ребенок должен отказываться от этих случайных желаний в пользу основного побудительного мотива. В процессе разрешения этого конфликта, имеющего место почти во всякой ролевой игре, происходит формирование двух важных особенностей мотивационной сферы ребенка:

во-первых, здесь формируется соподчинение мотивов, подчинение ситуативных мотивов более общим и высоким;

во-вторых, здесь формируются сами мотивы более высокого типа — общественные, связанные с выполнением взятых на себя обязанностей.

14 стр., 6962 слов

Разработка методики проведения подвижных игр с детьми, имеющими ...

... в жизни ребенка происходят существенные изменения, коренным образом меняется социальная ситуация развития, формируется новый для ребенка вид деятельности -- учебная деятельность. Игра в тех формах, в каких она существовала в дошкольном детстве, в ...

Как показало исследование Я.З. Неверович, выполнение детьми простейших трудовых операций при мотивации, связанной с ролью, более эффективно, чем выполнение тех же операций при других типах мотивации, за исключением мотивов собственного использования предмета. Наиболее высокий процент выполнения задания наблюдался ситуации уже происходящей игры и в ситуации конкретного вещественного использования предмета — в подарок малышам 4 .