Развитие познавательного интереса у младших школьников

    1. Теоретические аспекты понятия «познавательный интерес» в педагогике и психологии

Во все времена в период перехода ребенка из детского сада в первый класс, основной его деятельностью считалось учение.

В образовании школьника интерес играет особую роль. Российские педагоги и психологи трактуют его определения по разному, так например, Б.Г. Ананьев дает следующее понятию этому понятию: «избирательная направленность внимания человека». Л.А.Гордон считает, что интерес – это активатор разнообразных чувств. По мнению С.Л.Рубинштейна – «проявление умственной и эмоциональной активности человека». Н.Г.Морозова дает определение — «активное эмоционально-познавательное отношение человека к миру», а по К.П. Коралёву, интерес можно определить как – «специфическое отношение личности к объекту, вызванное сознанием его жизненного значения и эмоциональной привлекательностью»[21].

Значительная часть общего явления интереса – это познавательный интерес, предметом, которого является познание человеком окружающей его действительности как с целью биологическом и социальном направлении в действительности, так и в существенном отношении человека к миру, а именно — в желании познать его разнообразие, выражать в своем сознании значимые стороны, закономерности, противоречивость, причинно-следственные отношения.

О степени выражения познавательного интереса можно узнать по эмоциональному отношению школьника к изучаемому предмету. Л.С.Выготский пишет: «Интерес – как бы естественный двигатель детского поведения, он является верным выражением инстинктивного стремления, указанием на то, что деятельность ребенка совпадает с его органическими потребностями. Вот почему основное правило требует построения всей воспитательной системы на точно учтенных детских интересах.

Педагогический закон гласит: прежде чем ты хочешь призвать ребенка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для нее, и что ребенок будет действовать сам, преподавателю же остается только руководить и направлять его деятельность» [5].

5 стр., 2416 слов

Эмоциональная регуляция деятельности

... Эмоционально-оценочная деятельность челове- ка неразрывно связана с его понятийно-оценочной сферой. И эта сфера сама влияет на эмоциональное состояние человека. Сознательная, рациональная регуляция ... - вестных сторон объекта всегда осуществляется через отношения, взаимо- связи, в которых эти свойства ... историческом развитии мышления и в развитии мышления ребенка раз- личаются три сменяющие друг друга ...

Следует отметить, что наибольшую значимость познавательный интерес приобретает впервые годы обучения, когда знания становятся фундаментальной основой жизни. Поэтому педагогу необходимо не только вызвать у ученика интерес, но и направить его в нужное русло. «…Использование интереса, — как считает Л.С. Выготский, — предписывает построить всю школьную систему в непосредственной близости к жизни, учить детей тому, что интересует, начинать с того, что им знакомо и естественно их интересует, начинать с того, что им знакомо и естественно возбуждает их интерес» [6].

Заметим, что познавательный интерес, являясь включённым в познавательную деятельность, тесным образом связан с формированием и развитием таких личностных отношений, как избирательное отношение к изучаемой области науки, участие в ее изучении, а также познавательная деятельность и общение с соучастниками познания.

Познавательный интерес побуждает человека к активному поиску изменения окружающей действительности посредством деятельности, усложнения ее целей, поиска новых способов, внесение в них творческого начала. Также он активирует все психические процессы человека, на высоком уровне его развития.

Спецификой познавательного интереса является его особенность активизировать и обогащать процесс как познавательной, так и любой другой деятельности человека, так как познавательное начало находится в каждой из них. Например, человек в труде использует предметы, инструменты, материалы, он нуждается в познании их качеств и свойств, в изучении научных способов современного производства, в знании технологии разных производств. Каждый вид деятельности человека имеет в себе познавательное начало, творческие поисковые процессы, которые способствуют изменению действительности. Всякую деятельность одухотворенный познавательным интересом человек, осуществляет более эффективно, с наибольшим пристрастием.

В процессе жизнедеятельности человека формируется важное образование личности – познавательный, который складывается в социальных условиях его существования и ни в коем случае не является неотъемлемо присущим человеку от рождения.

Роль познавательного интереса в жизни конкретного человека трудно оценить. Интерес является самым энергичным стимулятором деятельности, реальных творческих, предметных, учебных действий и жизнедеятельности в целом.

Итак, познавательный интерес – это общий феномен интереса, выступающий как интегральное образование личности. Он как имеет сложную структуру, составляющую как отдельные психические процессы: интеллектуальные, эмоциональные, регулятивные, так и субъективные и объективные связи личности с миром, выраженные в отношениях [24].

В общности объективного и субъективного в интересе отражается диалектика сформированности, развития и углубления интереса. Интерес развивается и формируется в деятельности, в связи с чем, влияние на него проявляют не единичные компоненты деятельности, а вся её объективно-субъективная сущность — характер, результат, процесс. Интерес – это «сплав» различных психических процессов, которые образуют определенный тонус деятельности, особые состояния личности, а именно: желание погрузиться в познание интересующего предмета, в познавательную деятельность, получить удовольствие от процесса учения, переживать неудачи и иметь волевые устремления.

16 стр., 7519 слов

Исследование влияние среды на личность и поведение человека в организации

... факторов повышения эффективности деятельности любой организации. Целью данной работы является разработка теоретико-методологических и прикладных основ исследования влияния среды на личность и поведение и ... человека», основанной на концепции механистического рационализма (Ф. Тйлор, Г. Эмерсон, Г. Гантг и др.), пришла модель «социального человека», в которой во главу угла были поставлены интересы, ...

По мнению отечественных педагогов и психологов, познавательный интерес выражается в своём развитии некоторыми состояниями, которые принято условно различать: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес – это последовательные стадии его развития. Несмотря на то, что эти стадии выделяются символически, наиболее характерные их признаки являются общепринятыми. Любопытство – это элементарная стадия избирательного отношения, обусловленная только внешними, как правило, неожиданными обстоятельствами, которые привлекли внимание личности. Эта ориентировка связанна с новизной ситуации, при этом иногда не имеет особой значимости. На данной стадии ребенок ограничивается только связанной с занимательностью определенного предмета, определенной ситуации ориентировкой. Любопытство ещё не означает подлинное стремление к познанию чего – либо, однако, занимательность как фактор проявления познавательного интереса может послужить ему первоначальным толчком.

Любознательность определяется желанием ребенка проникнуть за границы увиденного и узнанного им. Это ценное состояние личности, когда обнаруживаются более глубокие выражения эмоций радости познания, удивления, удовлетворённости своей деятельностью. Сущность этого явления интереса как активного мировоззрения личности заключается в появлении загадок и их разгадке. Любознательность должна формироваться и развиваться не только во время школьных занятий, но и в самом труде, когда школьник отрешён от обыденного исполнения деятельности и пассивного запоминания. Любознательные личности не безразличны к окружаемому миру, они постоянно находятся в поиске. Любознательность же, становится устойчивой чертой личности, имеет огромную ценность в развитии человека.

Когда любознательный ребенок начинает тратить свое свободное время на предмет познавательного интереса, проявляется новая стадия — познавательный интерес, который принято характеризовать познавательной активностью, очевидной избирательной направленностью учебных предметов, а также ценной мотивацией, где важную роль играют познавательные мотивы. Познавательный интерес способствует проникновению личности в значимые для нее отношения, связи и закономерности познания. Данная стадия определяется постепенно растущей познавательной деятельностью ребенка, поиском интересующей его информации.

Последней ступенью познавательного интереса, условно принято считать теоретический интерес. Он напрямую связан и со стремлением к познанию более сложных теоретических вопросов и проблем изучаемого предмета, и с использованием их как способа познания. Данная стадия активного влияния человека на переустройство окружающего мира, непосредственно связана с мировоззрением личности, с его убеждениями в силе и возможностях науки. Таким образом, теоретический интерес характеризует как познавательное начало в структуре личности, так и человека — деятеля, субъекта, личность.

13 стр., 6298 слов

Влияние обучения и воспитания на процесс формирования личности ...

... личность ребенка младшего школьного возраста. Предметом исследования стала самооценка младшего школьника. Задачами курсовой работы является: рассмотрение теоретических основ роли обучения и воспитания в школьном возрасте; изучение различных факторов формирования и развития личности; анализ роли самооценки в ...

В жизнедеятельности ребенка, перечисленные стадии познавательного интереса выражают сложные взаимосвязи и сочетания. Следует отметить, что в познавательном интересе случаются иногда и рецидивы, связанные со сменой предметной области, и сосуществование в едином акте познания, когда любопытство перетекает в любознательность.

В современных условиях обучения, познавательный интерес проявляется в расположении школьника к познавательной деятельности какого-либо учебного предмета и к учению в частности.

Анализируя психолого – педагогические исследования, мы пришли к выводу, что интересы младших школьников отличаются ярко выраженным эмоциональным отношением к тому, что наиболее эффективно раскрыто в содержании знаний. Интерес у школьника, как правило, проявляется к впечатлившим его фактам (к описанию явлений природы, событий общественной жизни, истории).

Нужно помнить, что учитель играет не последнюю роль в формировании познавательного интереса у школьника, например, наблюдения за миром с помощью учителя, могут породить у ребенка интерес к явлениям окружающей среды. Что позволяет нам говорить о широте интересов младших школьников, в значительной мере зависимых от обстоятельств учения и от своего учителя. Вместе с тем практические занятия с растениями, животными во внеурочное время еще больше формируют кругозор детей, тем самым, повышая интерес, провоцируют исследовать причины явлений окружающего мира. Обогащение кругозора младших школьников вносит в их познавательные интересы изменения.

По мнению И.П. Подласова, интересы младшего школьника в учебно-познавательной деятельности иногда не сосредоточены, так как объём систематизированных знаний и опыт их приобретения незначительны. В связи с этим попытки учителя сформировать способы обобщения, а также поиск детьми обобщённых приемов решения поставленных задач, могут стать безуспешными, что сказывается на характере интереса личности ребенка, обращённого обычно не только к самому процессу учения, но и в большей степени к его практическим результатам (решил, сделал, сумел).

Поэтому близость к цели деятельности, к его результату становится для младшего школьника немаловажной основой, укрепляющей его интерес. Но стоит помнить, что частые переключения интереса нередко отрицательно влияют не только на укрепление интереса к учению, но и на сам процесс формирования личности младшего школьника. Только с приобретением опыта познавательной деятельности, безошибочно направляемой учителем, осуществляется постепенное познание обобщённых способов, позволяет решать сложные задачи обучения, обогащать интерес младшего школьника [20].

Многочисленные исследования Т.А.Куликовой, И.Г.Морозовой, Г.И.Щукиной доказали, что познавательный интерес не является неотъемлемо присущим человеку от рождения, а складывается в социальных условиях его существования, формируется в процессе жизнедеятельности человека. В то же время развитие интереса младшего школьника протекает в несколько этапов: от интереса к внешним качествам, свойствам предметов и явлений окружающей действительности к проникновению в их сущность, к обнаружению связей и отношений, которые существуют между ними [16].

3 стр., 1289 слов

Формирование интереса школьников к детской зарубежной литературе ...

... зарубежных писателей» и «Сказки зарубежных писателей». В программе «Классическая начальная школа» предлагаются отдельные главы для изучения зарубежных детских произведений «Литература зарубежных стран», «Зарубежная литература». Страны, произведения которых входят в круг литературного чтения детей младшего ... социально-историческую обусловленность творчества того или иного писателя и способствуют ...

В нашем исследовании мы трактуем познавательный интерес как эмоционально-познавательное отношение, которое возникает из эмоционально-познавательного переживания к предмету или напрямую мотивированную деятельность, как отношение, перерастающее при оптимальных условиях в эмоционально-познавательную направленность личности.

Итак, познавательный интерес в общей трактовке можно рассматривать, как избирательную деятельность младшего школьника, направленную на познание предметов, явлений и событий окружающего мира, которая активизирует психические процессы, деятельность ребенка, его познавательные возможности. В следующем параграфе мы рассмотрим психолого – педагогические особенности формирования познавательного интереса детей младшего школьного возраста.

    1. Психолого – педагогические особенности развития познавательного интереса младших школьников

Для того чтобы ребенок успешно и с удовольствием учился, необходимо сформировать у него познавательный интерес еще в младшем школьном возрасте. Вопрос формирования познавательного интереса младших школьников всегда остается актуальным и подробно рассматривается в психолого – педагогической литературе. Стоит обратить внимание на то, что в мотивах учения младших школьников в последние время произошли весомые изменения. Это связано также и с тем, что другими стали и школы и ученики. Вместе с тем, современная педагогическая наука располагает наибольшим количеством приемов активизации познавательной деятельности школьников, чем, например, несколько десятилетий назад, это проявляется и в появлении новых способов и методов формирования и развития познавательного интереса, технологический прогресс приходит на помощь педагогике.

Как показывают психолого-педагогические исследования, интересы младших школьников характеризуются сильно выраженным эмоциональным отношением к тому, что особенно ярко, эффективно раскрыто в содержании знаний. Интерес к впечатляющим фактам, к описанию явлений природы, событий общественной жизни, истории, наблюдения с помощью учителя над словом рождают интерес к языковым формам. Всё это позволяет говорить о широте интересов младших школьников, в значительной мере зависимых от обстоятельств учения, от учителя. В то же время практические действия с растениями, животными во внеурочное время в ещё большей мере расширяют интересы, развивающие кругозор, побуждают всматриваться в причины явлений окружающего мира. Обогащение кругозора детей вносит в их познавательные интересы изменения.

В учебно – познавательной деятельности интересы младшего школьника не всегда локализованы, поскольку объём систематизированных знаний и опыт их приобретения невелики. Поэтому попытки педагога сформировать приёмы обобщения, а также поиск детьми обобщённых способов решения поставленных задач нередко бывают безуспешными, что сказывается на характере интереса школьников, который чаще обращён не столько к процессу учения, сколько к его практическим результатам (сделал, решил, сумел).

45 стр., 22306 слов

Психодиагностика и методика развития познавательных процессов младшего школьника

... психодиагностики и разработать коррекционную программу развития познавательных процессов младших школьников. 4. 5. Практическое значение работы определяется возможностью использовать полученные данные для практической деятельности школьного психолога в работе с учащимися младших ... общей неуспеваемостью он подразумевает стойкое отставание ученика по обоим основным предметам школьной программы: языку и ...

Вот почему приближение цели деятельности к его результату составляет для дошкольника важную основу, укрепляющую интерес. Частые же переключения интереса могут неблагоприятно влиять не только на укрепление интереса к учению, но и на процесс формирования личности школьника. Лишь с приобретением опыта познавательной деятельности, умело направляемой педагогом, происходит постепенное овладение обобщёнными способами, позволяющими решать более сложные задачи учения, обогащающие интерес дошкольника.

Основываясь на большом опыте прошлого, на специальных исследованиях и на практике современного опыта, мы можем говорить об условиях, соблюдение каковых содействует формированию, развитию и закреплению познавательного интереса у детей младшего школьного возраста:

1. Максимальная опора на активную мыслительную деятельность младшего школьника. Главной почвой для развития познавательных сил и возможностей младшего школьника, как и для развития, подлинно познавательного интереса, являются ситуации решения познавательных задач, ситуации активного поиска, догадок, размышления, ситуации мыслительного напряжения, ситуации противоречивости суждений, столкновений различных позиций, в которых необходимо разобраться самому, принять решение, встать на определённую точку зрения.

2. Второе условие, обеспечивающее формирование познавательных интересов и личности в целом, состоит в том, чтобы вести учебный процесс на оптимальном уровне развития младшего школьника.

Многолетние исследования И.Г. Морозовой, Г.И. Щукиной, Т.А. Куликовой доказали, что познавательный интерес не является имманентно присущим человеку от рождения, он складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях его существования. При этом путь развития интереса в младшем школьном возрасте проходит несколько качественных этапов: от интереса к внешним качествам, свойствам предметов и явлений окружающего мира к проникновению в их сущность, к обнаружению связей и отношений, существующих между ними.

Константин Дмитриевич Ушинский подчеркивал, что «стойкий познавательный интерес формируется при сочетании эмоционального и рационального аспектов в обучении. Важно серьезное занятие сделать для детей занимательным». С данной целью учителя наполняют свою деятельность приемами, которые пробуждают прямой интерес школьника. Педагоги применяют разные занимательно – познавательные приемы: сюжетно-ролевые игры, шарады, задачи на сообразительность, ребусы, мини-викторины, занимательные ситуации. В настоящее время педагогическая наука владеет большими запасами, использование которых в практической деятельности способствует успешному решению целей обучения и воспитания младших школьников.

Анализ философской и психолого-педагогической литературы дает возможность охарактеризовать интерес как сложное психическое образование с присущими ему чертами: избирательной направленностью, органическим единством интеллектуальных, эмоциональных и волевых компонентов. Такая же сложная структура присуща и разновидности интереса – познавательному интересу.

Особенностью познавательного интереса является его способность обогащать и активизировать процесс не только познавательной, но и любой деятельности человека, поскольку познавательное начало имеется в каждой их них. Важной особенностью познавательного интереса является также и то, что центром его бывает такая познавательная задача, которая требует от человека активной, поисковой или творческой работы, а не элементарной ориентировки на новизну и неожиданность. Формирование и развитие познавательных интересов часть широкой проблемы воспитания всесторонне развитой личности. Поэтому необходимость формирования познавательных интересов в начальной школе имеет социальное, педагогическое и психологическое значение.

26 стр., 12601 слов

Формирование мотивации и познавательной деятельности у старших дошкольников

... и доступны детям старшего дошкольного возраста; познавательная мотивация становится внутренним качеством личности ребенка. База исследования: СОАО «Бахус» детский сад «Подснежник» (г. Смоленск). курсовой работы: введение, 2 ... него под влиянием деятельности и общения. Формирование познавательных интересов, естественно связывают с процессом учения, когда главное содержание жизни ребенка состоит в ...

Методы формирования устойчивых познавательных интересов, выработанные многолетней практикой педагогов многообразны. Выделим следующие из них:

  • применение нетрадиционных форм обучения;

  • формирование положительного микроклимата в классе;

  • тактичность учителя и педагогическое мастерство;

  • отношение учителя к преподаваемому предмету, к своим ученикам;

  • формирование ситуации успеха;

  • соревнование, соперничество;

  • взаимосвязь знаний с судьбами ученых, их открывших;

  • историзм;

  • изображение практического использования знаний в тесной связи с жизненными планами учеников;

  • проблемное обучение;

  • эвристическое обучение;

  • обучение с поддержкой компьютерных технологий;

  • использование игровых форм и другие.

Анализ психолого – педагогической литературы позволяет охарактеризовать интерес как многогранное психическое образование со свойственными ему чертами: единством эмоциональных, интеллектуальных и волевых компонентов, избирательной направленностью. Так же сложная структура свойственна и разновидности интереса – познавательному интересу.

Сформированность познавательного интереса у младших школьников проявляется в форме любопытства, любознательности с включением механизмов внимания, из-за чего некоторые ученые считают внимание интересом; но не стоит путать эти понятия. Внимание – а лишь механизм выражения ситуативного интереса. Переход интереса с одной ступени своего развития на другую не является исчезновением предыдущих стадий, они остаются и функционируют также как и вновь появившиеся формы.

12 стр., 5964 слов

Внеклассная музыкально-воспитательная работа с учащимися в начальной школе

... развития учащихся начальной школы; представить общую характеристику программы по музыке для начальных классов; дать характеристику форм внеклассной работы с учащимися в начальной школе; раскрыть методы преподавания музыки во внеклассной работе в начальной школе; провести опытно-экспериментальную работу по музыкальному развитию младших школьников во внеклассной музыкально ...

К формированию интереса также можно причислить и такие случаи, как ситуации преобразования познавательного интереса в учебный интерес. В.Н.Мясищев изучил особенности учебного интереса, которые отличают его от иных видов познавательного интереса.

Формирование познавательного интереса у младших школьников начинается с первого класса. Лишь после возникновения интереса к результатам своего учебного труда у детей начинает формироваться интерес к содержанию учебной деятельности, потребность в приобретении новых знаний.

На этой основе и могут сформироваться у младшего школьника мотивы учения высокого общественного порядка, которые связанны с подлинно ответственным отношением к школьным урокам. Преподаватель должен воспитывать такие мотивы учения, обязан добиваться осознания учениками общественного значения учебного труда. Ускорять этот процесс не стоит, пока для него не созданы соответствующие условия.

Процесс формирования познавательного интереса к содержанию учебной деятельности, приобретению новых знаний непосредственно связан с переживанием ребенком чувства удовлетворения от своих достижений.

В наше время отмечают разнообразие понятия познавательный интерес многие ученые, в их числе Б.И.Додонов и Л.И.Божович, которые посвятили ему как психологическому феномену отдельные главы в своих трудах. Так, Б.И.Додонов отмечает в своей монографии, что одни психологи сводят интерес к осознанной потребности, а другие – к направленности внимания, большинство же склоняется к определению интереса как познавательного отношения личности к действительности. Л.И.Божович, в свою очередь, обращает наше внимание на то, что интерес предстает то, как мимолетное состояние, то, как свойство личности и его проявление в систематически повторяющихся переживаниях и деятельности. В то же время, ученый предполагает, что за «веером» противоположных мнений об интересе скрываются не предрассудки исследователей, а «схватывание» каждым из них отдельных его сторон и проявлений, частично совпадающих с явлениями иных образований психики. Интерес является постоянным побудителем механизма познания.

Проблема формирования познавательного интереса у детей младшего школьного возраста не имеет определенного решения, так как является многофакторной. На развитие познавательного интереса младших школьников оказывает влияние содержание изучаемого материала, методы обучения, организационные формы, постановка воспитательной работы, материальная база школы и, наконец, личность преподавателя.

Познавательный интерес – это активная познавательная направленность человека на тот или иной предмет, явление или деятельность, связанная с положительным эмоциональным отношением. Психологи А. К. Маркова, Н. Г. Морозова считают, что познавательный интерес можно условно разделить на следующие стадии [15]:

  • удивление;

    30 стр., 14671 слов

    «Проектная деятельность как средство развития любознательности ...

    ... проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес, любознательность к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, практические умения. Актуальность данной работы Тема нашего исследования: «Проектная деятельность ...

  • любопытство;

  • ситуативный интерес;

  • любознательность;

  • теоретический интерес.

Удивление и любопытство обусловлено чисто внешними обстоятельствами, привлекающими внимание. Поэтому очень важно на уроке удивлять ребёнка, приложить всё своё умение, воздействовать на эмоции и чувства ребёнка, воздействовать на все его анализаторы.

Любознательность – ценное состояние личности, которое характеризуется стремлением человека проникнуть за пределы увиденного.

Согласно их мнению, интерес характеризуется познавательной активностью. Ученик ищет интересующую его информацию, посвящает этому своё свободное время. То, что интересно, усваивается радостнее, прочнее, глубже. Существует тесная связь между знаниями и личным интересом. С одной стороны, благодаря интересу ученик лучше усваивает знания, с другой – личностные интересы развиваются преимущественно на основе знаний.

В методической литературе выделяют

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/diplomnaya/razvitie-poznavatelnogo-interesa-u-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta/

  1. Разнообразие форм урока, связь с внеклассной работой.

  2. Организация разных видов деятельности, при участии эмоций.

  3. Развитие эмоциональной сферы учащихся. Включение детей в творческую деятельность.

Так, очень важно использовать разные формы урока, в том числе и нестандартные формы. В связи с этим на уроках русского языка и литературы имеет место частое использование викторины в качестве средства развития познавательного интереса младших школьников.

Викторина – это совокупность не менее десяти вопросов по определенной тематике, на которые необходимо дать краткие и емкие ответы.

Викторины способствуют активизации учебного процесса, развивают у детей наблюдательность, внимание, память, мышление. Они могут применяться как для проверки и закрепления приобретенных ранее знаний, так и для их расширения и углубления.

Литературные викторины, которые проводятся у младших школьников, позволяют:

1) расширить и углубить программный материал;

2) развивать интерес к литературе и русскому языку как учебному предмету;

3) воспитывать любовь

4) пробуждать потребность у учащихся к самостоятельной работе и самостоятельному чтению.

Литературные викторины позволяют развивать самостоятельность детей, побуждают к новому поиску знаний, поддерживают интерес и стремление детей к познавательной деятельности. Младшие школьники при помощи литературных викторин усваивают материал в новых усложненных ситуациях, проявляют творческое отношение к выполнению заданий.

Викторины можно использовать на всех этапах урока: при опросе, изучении нового материала, закреплении. Наиболее эффективно бывает использование викторины при повторении, когда требуется в обобщенной форме выявить литературные знания и умения младших школьников.

Викторины должны выступать как средство, будящее мысль, увлекать на путь поисков, ответов на волнующие вопросы. Добиться этого можно, умело подбирая, постепенно усложняя и увязывая вопросы с программным материалом по краеведению, побуждая учащихся к волевому напряжению, проявлению усилий.

Познавательные викторины требуют сообразительности, наблюдательности, умения ориентироваться в определенных условиях, вызывают максимум активности, развивают внимание, зрительную память.

Викторины способствуют активизации учебного процесса, развивают у детей наблюдательность, внимание, память, мышление. Они могут применяться как для проверки и закрепления приобретенных ранее знаний, так и для их расширения и углубления.

Наиболее эффективным считается использование разных видов викторин: тематических, если они посвящены определенной теме и смешанных, включающих вопросы из различных литературных тем.

В процессе проведения учебного занятия для викторин отводится особое место: или на начальной стадии урока, или на этапе его завершения. Первый вариант позволяет реализовать контроль или актуализацию знаний, второй способствует закреплению и контролю уровня усвоения материала. При проведении викторины с детьми, я использую коллективную, групповую и парную работу.

Работу с викториной как средством повышения познавательного интереса у детей начинают в младшем школьном возрасте. Интересно, что маленькие дети лучше усваивают то, что вызывает у них интерес. Вопросы и задания для викторины подбираются так, чтобы в них по возможности участвовали все учащиеся класса, в том числе и очень слабые, которым нужно дать посильное задание.

При возникновении проблем, необходимо продолжать применять в ходе урока разнообразные викторины, убеждая, что не сразу все получится, необходимо еще подумать, поработать и наступит «раскрытие таланта». На начальном этапе работы многие учащихся класса находятся на нулевом уровне познавательной активности. Они пассивны, с трудом включаются в работу, ожидают давления со стороны учителя. Но, создав эмоциональную атмосферу в классе, вызвать у детей интерес к уроку, применяя викторины, позволит повысить познавательный интерес учащихся, дети станут наиболее активными. Так, например, можно ввести правило (практически на любом уроке): в конце урока ученики должны задать 5- 6 вопросов по теме урока.

С целью повышения познавательной активности и интереса у учащихся викторина может быть проведена в форме путешествия, соревнования, игры, эстафеты, устного журнала.

Основными задачами литературных викторин являются:

  • развитие художественного вкуса и воспитание уважения к литературе, формирование общей культуры;

  • развитие социальной активности, интеллектуальных способностей и творческого потенциала учащихся;

  • формирование их культурных запросов и потребностей;

  • расширение кругозора учащихся по различным направлениям;

  • предоставление возможностей для самореализации в игровой форме и самоутверждения личности в творческом процессе;

  • воспитание чувства ответственности за коллективное дело.

В результате систематической работы по включению в учебно-воспитательный процесс викторин, можно определить, что необходимо создавать условия, соблюдение которых способствуют формированию, развитию и укреплению познавательного интереса учащихся младшего школьного возраста. Среди таких условий отметим определяющие:

  • максимальная опора на активную мыслительную деятельность учащихся;

  • необходимость ведения учебного процесса на оптимальном уровне развития учащихся. Ловкость, догадка, смышленость, умелость раскрывается на уроке при решении занимательных заданий со всей полнотой, если ребенок получает эмоциональное удовлетворение от своей деятельности;

  • создание благоприятной эмоциональной атмосферы познавательной деятельности учащихся младшего школьного возраста – важнейшее условие формирования познавательного интереса и развития личности ученика в учебном процессе (приложение 1).

ГЛАВА

2.1. Рекомендации по составлению сборника литературных викторин для младших школьников

Сборник – книга, в которой собраны, напечатаны вместе различные документы. Сборник – издание, содержащее ряд произведений одного или нескольких авторов, а так же различные официальные, научные и информационные материалы на определенную тему.

Викторина

Викторины в основном отличаются друг от друга правилами, определяющими очерёдность хода, тип и сложность вопроса, порядок определения победителей, вознаграждение за правильный ответ.

Существуют настольные викторины с заранее подготовленными вопросами. Очень часто на рынке настольных игр одновременно представлено несколько версий одной и той же игры, различающихся набором (часто уровнем сложности) вопросов. Встречаются также дополнительные наборы вопросов, продающихся отдельно от игры.

Проанализировав

1.тульный лист

2.пояснительная записка

3. содержание

4.заключение

5. список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/diplomnaya/razvitie-poznavatelnogo-interesa-u-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta/

Элементы создаваемого сборника можно охарактеризовать следующим образом.

Ти́тульный лист

Пояснительная записка – должна быть оформлена в соответствии с действующим стандартами., Содержание указатель заголовков издания., Содержание упрощает поиск частей издания (глав, параграфов, примечаний, и.т.д.)

Заключение – утверждение, являющееся выводом.

Отбор содержания сборника основывался на следующих принципах педагогического проектирования:

Под педагогическими условиями понимается совокупность взаимосвязанных условий, необходимых для создания целенаправленного воспитательно-образовательного процесса с использованием современных информационных технологий, обеспечивающих формирование личности с заданными качествами.

В.И. Андреев считает, что педагогические условия представляют собой результат «целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов (приемов), а также организационных форм обучения для достижения целей» [1].

В нашей работе мы будем опираться на эту точку зрения, т.к., викторины, представленные в сборнике, разработаны с учетом знаний художественных произведений, вошедших в круг литературного чтения, содержание викторин реализуется через разнообразные формы организации деятельности младших школьников (индивидуальная, групповая), методы и приёмы (эвристический, метод творческих заданий, практический и наглядные методы).

M

  1. принцип диалогозации – связан с преобразованием суперпозиции взрослого и субординированной позицией ребенка в личностно равноправные позиции, в позиции соучащихся, совоспитывающих, сотрудничающих людей.

  2. принцип проблематизации – стимулирует тенденцию ребенка к личному росту, его исследовательскую активность, создает условия для самостоятельного обнаружения и постановки им познавательных проблем и задач.

На подготовительном этапе подготовки сборника викторин мы встретились с заместителем директора по воспитательной работе МБОУ СОШ №1, руководителем методического объединения учителей начальных классов образовательного учреждения, с классными руководителями начальных классов. Это позволило выяснить основные направления организации внеурочной деятельности в МБОУ СОШ № 1.

Познакомили учителей с содержанием сборника литературных викторин, получили рекомендации.

Участие в викторинах — одно из условий положительной мотивации учащихся, возможности применения полученных знаний, навыков, что обеспечит положительное отношение к учению, активизирует деятельность учащихся во внеурочной деятельности, будет способствовать развитию познавательного интереса, формированию личностных качеств: целеустремленности, коллективизм, ответственности за конечный результат совместной деятельности.

В процессе проведения литературных викторин будет использоваться познавательный, развивающий материал, разнообразные приемы, формы, методы организации деятельности.

Для оценки результативности сборника викторин, направленных на развитие познавательного интереса можно предложить использовать анкету (таблица 1)

В сборнике представлены литературные викторины, составленные по произведениям русских и зарубежных писателей и поэтов, творчество которых изучается в курсе литературного чтения в начальных классах.

Викторины разнообразны по тематике и содержанию, содержат вопросы и задания разного уровня, иллюстрированы красочными картинками с изображением героев и предметов из художественных произведений. Это будет способствовать развитию познавательной активности обучающихся развитию их интереса к художественным произведениям разных жанров и уроком литературного чтения.

Содержание сборника может быть использовано учителями начальной школы, преподавателями дополнительного образования, студентами специальности преподавание в начальных классах при проведении обобщающих уроков по предмету, организации предметных недель по литературному чтению.

Содержание сборника:

  • Пояснительная записка

  • Викторина «Карлсон и его друзья»

  • Викторина «Путешествие в мир сказок»

  • Викторина «По страницам любимых книг»

  • Викторина «В гостях у сказки»

  • Викторина «Литературный ринг»

  • Викторина «Литературная азбука»

  • Викторина «Знатоки литературы»

Пояснительная записка

В сборнике представлены литературные викторины, составленные по произведениям русских и зарубежных писателей и поэтов, творчество которых изучается в курсе литературного чтения в начальных классах.

Викторины разнообразны по тематике и содержанию, содержат вопросы и задания разного уровня, иллюстрированы красочными картинками с изображением героев и предметов из художественных произведений. Это будет способствовать развитию познавательной активности обучающихся развитию их интереса к художественным произведениям разных жанров и уроком литературного чтения.

Содержание сборника может быть использовано учителями начальной школы, студентами специальности преподавание в начальных классов в рамках проведении различных видов практик, при проведение обобщающих уроков по предмету, организации предметных недель по литературному чтению.

Литературное чтение в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, литературное чтение направлено для развития и закрепления знаний детей об авторской и народной сказках, формирование у обучающихся познавательного интереса к народному творчеству, литературе, расширение их читательского кругозора, развитие логического мышления, умения сопоставлять, обобщать, анализировать.

Задания имеют занимательный, познавательный характер, что способствует поддержанию устойчивого интереса учащихся к литературе.

Практическая работа по составлению и апробации сборника литературных викторин по литературному чтению, направленных на развитие познавательного интереса у младших школьников проходила на базе МБОУ СОШ №1 г – к. Анапа. В проекте приняли участие учащиеся 2 «Г» класса в количестве 24 человек.

Цели данного сборника – помощь учителю начальных классов для составления литературных викторин по литературному чтению, направленных на развитие познавательного интереса у младших школьников, а так же на развитие логических и творческих способностей.

    1. Апробация сборника литературных викторин

Книга вводит ребенка в сложный мир человеческих чувств, отношений, мыслей и поступков. Большое значение в формировании нравственных качеств имеет ознакомление школьников с художественной литературой.

В настоящее время повысился интерес к литературным викторинам, но

При проведении пробных уроков по литературному чтению, во время прохождения педагогической практики у некоторых учеников отмечалось нежелание работать на уроках, дети отказывались выполнять задания.

В результате данного анализа возникло решение составить сборник

Цель сборника – помощь учителю начальных классов при составлении литературных викторин, направленных на развитие познавательного интереса у младших школьников, а так же на развитие логических и творческих способностей.

Апробация сборника литературных викторин

  • актуальность сборника уроков;

  • оформление сборника уроков;

  • содержательность сборника уроков;

  • удобство использования сборника уроков .

Используется номинальная трёхэлементная шкала оценивания от 0 до 2

  • 0 признак не проявляется;

  • 1 признак проявляется частично;

  • 2 признак проявляется в полной мере.

На основании итоговой оценки даётся заключение. В случае

Результаты апробации сборника приведены в приложении 3.

После того, как мы поработали с учащимися по заданиям, приведенным в сборнике, мы отметили повышение интереса у учащихся к урокам литературного чтения.

Мы надеемся, что регулярное использование сборника литературных викторин принесёт положительные результаты обучения и повысит интерес к чтению.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Литературные викторины являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо – поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению гуманитарных предметов.

Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка.

Другой положительной стороной викторины является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, т.о. усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.

Викторины, представленные в сборнике, разработаны с учетом знаний художественных произведений, вошедших в круг литературного чтения, содержание викторин реализуется через разнообразные формы организации деятельности младших школьников (индивидуальная, групповая), методы и приёмы (эвристический, метод творческих заданий, практический и наглядные методы).

Данный сборник предусмотрен для закрепления знания детей об авторской и народной сказках, формирование у обучающихся познавательного интереса к народному творчеству, литературе, расширение их читательского кругозора, развитие логического мышления, умения сопоставлять, обобщать, анализировать.

Задания имеют занимательный, познавательный характер, что способствует поддержанию устойчивого интереса учащихся к литературе.

Любовь к литературе — это великое чувство. Оно помогает человеку стать справедливее, великодушнее, ответственнее. Любить литературу может тот, кто знает ее и понимает. Чтобы человек научился этому, прививать его надо с раннего детства.

Задания, представлены в сборнике, направлены на познавательную деятельность.

Сформированы с учетом психолого- педагогических принципов, выделенных И.П. Подласовым, что позволяет создать оптимальные условия для самореализации обучающихся, способствует обеспечению комфортного климата на занятии, позволяет учитывать возрастные особенности школьников.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Андреев, В. И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития / В. И. Андреев. — Казань: Центр инновационных технологий, 2000.

  2. Ахутина, Т.В. Дети с трудностями учения // Начальная школа: плюс – минус. Т. В. Ахутина- М.: 2016-98с.

  3. Баттерворт, Дж., Харрис, М. Принципы психологии развития[Текст]. / Дж. Баттерворт, М. Харрис // Пер. с англ. – М.: «Когито-Центр», 2013. – 350с.

  4. Божович, Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. – М., 2010.

  5. Васильева, Н. А. Квалиметрические основы рейтинговой системы контроля знаний студентов/ Н. А. Васильева — М.: 2015 — 214с.

  6. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте/ Л. С. Выготский — М.: 2016. — 93 с.

  7. Выготский, Л.С. Психология искусства/ Л. С. Выготский — М.:Искусство, 2015. — 145 с.

  8. Выготский, Л.С. Психология познания. – М., 2014. – 57с.

  9. Дейкина, А.Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения [Текст] / А. Ю. Дейкина. — М.: Просвещение, 2015. — 258 с.

  10. Дьяченко, О.М. Об основных направлениях развития воображения у детей. Вопросы психологии / О.М. Дьяченко- М.: 2016. — 52-59 с.

  11. Колесникова, Т.М., Талалаева И.Ю. Формирование у детей интереса к родному языку при подготовке к обучению грамоте в Академии детства. [Текст] // XXV Ершовские чтения : международный сб. научных ст. / отв. ред. Л.В. Ведерникова. — Ишим: Изд-во филиала ТюмГУ в г. Ишиме, 2015. — С. 165 -168.

  12. Колесникова, Т.М., Шилина Н.В. Подготовка бакалавров педагогики к педагогическому сопровождению организации конкурсов детских исследовательских работ [Текст] //В мире научных открытий.- 2015. — № 9.2(69).

    С. 577 — 586.

  13. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология./ И. Ю. Кулагина — М.: 2015- 121с.

  14. Мали, Л.Д. Творческие работы на уроках литературного чтения в начальных классах. Начальная школа, 2015. № 8. С. 53–54.

  15. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте- М. : Просвещение, 2015, 96 с.

  16. Морозова Н.Г. Воспитание познавательных интересов у детей в семье. М., 2015.

  17. Мухина, В.С. Возрастная психология./ В. С. Мухина — М.: 2015-79с.

  18. Мухина, В.С. Детская психология./ В. С. Мухина — М.:2015-272 с.

  19. Особенности мотивационных предпочтений различных форм познавательной деятельности у дошкольников [Текст] // Психология и культура. Материалы Съезда РПО. — СПб.: Питер, 2015. — №2. – 17с.

  20. Педагогическая энциклопедия: актуальные понятия современной педагогики [Текст] / под ред. Н.Н. Тулькибаевой, Л.В. Трубайчук. – М.: Издательский Дом «Восток», 2014. – 274 с.

  21. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед.вузов. В 2-х кн. М.: ВЛАДОС, 2015 – с. 435

  22. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ [Текст] / Авт.- сост.: Л.С.Киселева, Т.А.Данилина, Т.С. Лагода, М.Б.Зуйкова.- М.:АРКТИ, 2014.- 96с.

  23. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПБ., М., Минск, 2016.

  24. Соломин, В.П. Психологическая безопасность. Учебное пособие/ В. П. Соломин — М.: 2015 — 137с.

  25. Чагина Е. О., Кувалдина Е. А. Развитие познавательного интереса у учащихся в процессе преподавания литературного чтения в начальных классах // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 28. – С. 222–224.

  26. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. – М., 2015.

  27. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. – М., 2014. – 102с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Для примера, рассмотрим литературную игру – викторину «Время странствий». Для ее проведения понадобится команда из нескольких человек, желание читать и общаться. Для проведения литературной игры-викторины служат произведения отечественной и зарубежной литературы для детей. В ходе реализации данной программы затрагиваются такие области знаний, как: литература, история, география, краеведение, биология, страноведение и др. Игра-викторина «Время странствий» помогает детям расширить свои познания в данных науках, нацеливает на дальнейшее самостоятельное изучение этих дисциплин. Среди девизов игры: «Книги – корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению» (Френсис Бекон).

Прежде всего, учитываются читательские интересы игроков (анкетирование, опросы), мнение руководителей школьных команд, среди которых учителя русского языка и литературы, заместители директоров по воспитательной работе, заведующие школьными библиотеками. Мир литературы настолько велик, что ни одна школьная программа не сможет его вместить. Игра «Время странствий» пытается расширить читательские горизонты игроков, помогает ребятам взглянуть на чтение как на одно из больших жизненных удовольствий.

Традиционно игровая встреча включает в себя игровые туры, блиц-опрос; теоретические и практические вопросы трех категорий сложности, два практических задания, состязания для болельщиков команд, отзыв всех участников о прошедшей встрече.

Например:

Блиц-опрос — своеобразная разминка перед игрой. Ведущий зачитывает каждой команде вопрос и предлагает 3 варианта ответа. Необходимо выбрать правильный ответ. Конкурс оценивается в 1 балл. Время: счёт 1, 2, 3.

Теоретические вопросы требуют устного ответа.

Вопрос:

Ответ:

Практические вопросы требуют изобразить, показать ответ, совершив необходимое действие или найти среди предложенных предметов предмет, который является ответом на вопрос. Можно использовать имеющийся реквизит, привлекать для показа других участников игры.

Например:

Вопрос: В чем волшебная сила Золотой шапки и Серебряных башмачков?

Ответ: Если произнести волшебные слова, то появлялись Летучие обезьяны и выполняли желания хозяина Шапки. Если стукнуть каблуком о каблук, то Серебряные башмачки переносили в любое место.

От игры к игре задания и конкурсы изменяются. Но есть у команд неизменно любимые:

«Как фамилия Чарли?».

«

«Фильмоскоп».

У каждой команды своё лицо, свой стиль игры и, естественно, свои амбиции. Многие команды в игре не новички: играют уже четвёртый — пятый сезон. Каждая игра — это встреча со старыми знакомыми, возможность проявить себя, научиться новому: разгадывать шифры как Шерлок Холмс, бросать лассо как ковбои Техаса, мечтать как Ассоль, воспитывать себя как Гуля Королёва…

Организаторы игры берегут прекрасную традицию доброжелательной, дружеской атмосферы, непосредственного общения встреч «Время странствий», всегда готовы прислушаться к советам детей и взрослых, пошутить над собой, использовать элементы театрализации, а порой и клоунады.

Приведенная выше литературная игра-викторина включается в учебный процесс по мере необходимости, с целью активизации познавательного интереса, наряду с другими литературными викторинами.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ИТОГОВАЯ КАРТА ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКИ

сборника литературных викторин, направленных на развитие познавательного интереса у младших школьников

Показатели экспертизы

Оценка

эксперта

1.Актуальность сборника

1.1. Аргументированность выбора проблемы

1.2. Научность

1.3. Практическая значимость сборника

0-1-2

0-1-2

0-1-2

2. Оформление сборника

2.1. Структурированность

2.2. Комплексность, системность

2.3. Оформление в соответствии с требованиями

0-1-2

0-1-2

0-1-2

3. Содержательность сборника

3.1.Ориентированность уроков на актуальные проблемы возраста детей

3.2. Направленность на решение проблем — развития воображения на уроках изобразительного искусства

0-1-2

0-1-2

4. Сборник удобен в использовании

0-1-2

Общая оценка показателей экспертизы

Результаты оценивания:

Высокий уровень — 18 — 16 баллов

Средний уровень — 15 – 13 баллов

Низкий уровень — 12 баллов и ниже

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ИТОГОВАЯ КАРТА ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКИ

сборника нетрадиционных уроков, направленных на развитие воображения у младших школьников

Показатели экспертизы

Оценка

эксперта

1.Актуальность сборника

1.1. Аргументированность выбора проблемы

1.2. Научность

1.3. Практическая значимость сборника

0-1-2

0-1-2

0-1-2

2. Оформление сборника

2.1. Структурированность

2.2. Комплексность, системность

2.3. Оформление в соответствии с требованиями

0-1-2

0-1-2

0-1-2

3. Содержательность сборника

3.1.Ориентированность уроков на актуальные проблемы возраста детей

3.2. Направленность на решение проблем- развития воображения на уроках изобразительного искусства

0-1-2

0-1-2

4. Сборник удобен в использовании

0-1-2

Общая оценка показателей экспертизы

Результаты оценивания:

Высокий уровень — 18 — 16 баллов

Средний уровень — 15 – 13 баллов

Низкий уровень — 12 баллов и ниже

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

ИТОГОВАЯ КАРТА ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКИ

сборника нетрадиционных уроков, направленных на развитие воображения у младших школьников

Показатели экспертизы

Оценка

эксперта

1.Актуальность сборника

1.1. Аргументированность выбора проблемы

1.2. Научность

1.3. Практическая значимость сборника

0-1-2

0-1-2

0-1-2

2. Оформление сборника

2.1. Структурированность

2.2. Комплексность, системность

2.3. Оформление в соответствии с требованиями

0-1-2

0-1-2

0-1-2

3. Содержательность сборника

3.1.Ориентированность уроков на актуальные проблемы возраста детей

3.2. Направленность на решение проблем- развития воображения на уроках изобразительного искусства

0-1-2

0-1-2

4. Сборник удобен в использовании

0-1-2

Общая оценка показателей экспертизы

Результаты оценивания:

Высокий уровень — 18 — 16 баллов

Средний уровень — 15 – 13 баллов

Низкий уровень — 12 баллов и ниже

ТАБЛИЦА 1

Ответьте на вопросы или дополните предложение

Впишите ответ или выберите предложенный вариант

1