Духовно-нравственное развитие младших школьников посредством этических бесед

ВВЕДЕНИЕ, Актуальность.

Важность проблемы духовно-нравственного развития связана с тем, что в современном мире ребенок живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него позитивного и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на его формирующуюся сферу нравственности. Одними из основных причин ухудшения нравственного состояния детей являются разрушение естественных институтов социализации: семьи и детского сообщества, а также деструктивизация информационной среды, изменение общей ориентации воспитания с коллективистской на индивидуалистическую модель, ослабление коллективных форм совместной деятельности детей.

На современном этапе развития системы образования начальное общее образование общепризнано самоценной ступенью, фундаментом образования России всего последующего образования, а духовно-нравственное развитие и воспитание подрастающего поколения выступают в качестве первоочередных задач системы образования РФ.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (далее – ФГОС НОО), в образовательной среде современной школы осуществляется:

  • становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
  • формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;
  • духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
  • укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.

Как видно из основных положений ФГОС НОО, разработанного на основе нормативных документов, включающих Концепцию духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России А.Я.Данилюка, А.М. Кондакова, В.А. Тишкова, они отражают общую ориентацию образования на достижение национального воспитательного идеала, на приобщение школьников к базовым национальным ценностям.

Воспитательная компонента в деятельности общеобразовательной организации становится самостоятельным направлением, которое основывается на ряде принципов и отвечает за формирование «воспитательной системы», «воспитывающей среды», «воспитательного потенциала обучения», «воспитательной деятельности» и т.д. Вместе с тем анализ педагогической практики, реального осуществления воспитательного процесса в современной школе позволяет сделать вывод о том, что не все положения ФГОС НОО реализуются в полной мере.

3 стр., 1124 слов

Образование и духовно-нравственное становление личности

... развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его мотивационно-волевой сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей . духовно развитой личности ... воспитания дошкольников и школьников обеспечивается благодаря созданию целостной системы воспитания и образования , включающей современные методы и формы обучения, ...

Для решения данной проблемы учителю требуется не только знание предметов начальных классов и методика их преподавания, но и умение направить свою деятельность на духовно-нравственное развитие младших школьников, включая взаимодействие с родителями учащихся. В духовно-нравственном развитии и воспитании сегодня уже не срабатывает тот стереотип, в соответствии с которым активизация позиции семьи осуществляется только за счет информирования родителей об успехах и проблемах ребенка, в лучшем случае – за счет психолого-педагогического просвещения родителей силами образовательного учреждения. Более того, анализ реальной практики позволяет сделать вывод о том, что духовному развитию младшего школьника в семье не уделяется должного внимания. Большинство молодых родителей, по свидетельству ученых, не готовы в полной мере к духовному развитию детей. Наблюдается существенный «перевес» в осуществлении одних ценностей в ущерб другим.

Научная разработанность проблемы.

Исследуемый процесс духовно-нравственного воспитания нашел отражение в фундаментальных работах Ю.П. Азарова, О.С. Богдановой, Н.М. Болдырева, Е.Н. Бондаревской, О.Д. Калининой, Б.Т. Лихачева, И.Ф. Харламова, А.И. Шемшуриной, Н.Е. Щурковой и др., в которых выявляется сущность теории нравственного воспитания, указываются пути и способы развития содержания, форм, методов нравственного воспитания. Все авторы отмечают, что именно в младшем школьном возраста происходит формирование основ духовно-нравственных качеств коллективизма, патриотизма, дисциплинированности, правдивости, доброжелательности, любви к труду, принципиальности, бережливости, интереса к профессии и пр.

противоречия

  • реальной организацией и осуществлением процесса духовно-нравственного развития младших школьников в деятельности общеобразовательных организаций;
  • недостаточным использованием возможностей этических бесед как средства духовно-нравственного развития младших школьников.

Проблемой, Объект исследования, Предмет исследования:

Цель : раскрыть духовно-нравственное развитие младших школьников посредством этических бесед.

В связи с поставленной целью необходимо выполнить следующие задачи:

  • изучить теоретические основы духовно-нравственного развития младших школьников;
  • охарактеризовать этическую беседу как средство духовно-нравственного развития младших школьников;
  • изучить нравственные ценности младших школьников;
  • представить анализ практики проведения этических бесед с младшими школьниками.

Гипотеза исследования:

  • если в содержание работы учителей будут включены компоненты, направленные на духовно-нравственное развитие младших школьников;

— — если будет использоваться вариативность и разнообразие методов, формы и приемов организации этических бесед.

11 стр., 5422 слов

Роль нравственного воспитания в развитии личности

... основ общества. Этому поможет нравственное воспитание. В данной работе будут рассмотрены проблемы нравственного воспитания, роль нравственного воспитания в развитии личности, понятие морали и нравственности. 1. Идеи известных деятелей педагогики о роли нравственного воспитания в развитии личности Вопросы о решающей роли нравственного воспитания в развитии и ...

Теоретической основой исследования, Методы исследования, Экспериментальная база., Практическая значимость исследования, Структура работы.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

1.1. Основы духовно-нравственного развития младших школьников

Духовность, как отмечает Т.И. Петракова, характеризуется как проявление «человеческого в человеке» [23, с.64]. Духовность – это то, что возвышает личность над физиологическими потребностями, этическим расчетом, рациональной рефлексией, то, что относится к высшей способности души человека, что заложено в основание его личности.

В работах исследователей подчеркиваются такие характеристики духовности, как ее отношение к субъективному (внутреннему) миру человека, идеальность. Духовность – это самое высокое, конечное, высшее, к чему стремится личность. Это предмет человеческих стремлений, вектор (направленность) его души, устремленность к избранным целям (ценностям).

Научное понимание духовности сопряжено с обращенностью человека к:

  • общечеловеческим ценностям и духовной культуре как ориентирам самореализации;
  • высшим ценностным основам конструирования личности;
  • выбору духовности как определенного способа существования индивида;
  • ориентации на принцип саморазвития и самореализации человека;
  • —духовность как мера религиозности;
  • определенному психическому состоянию человека в ситуации творчества и экстремальных ситуациях;
  • ориентации на решение смысложизненных проблем;
  • сознательной устремленности к совершенству в процессе культурного развития, в накоплении и реализации духовного опыта;
  • наличию особого качества общественного сознания, представленного как личностным, так и социокультурным аспектами;
  • идее приобщенности к вере;
  • высшей степени нравственного воспитания, пронизывающей весь воспитательный процесс.

Исходя из терминологического анализа, мы понимаем духовность как интегральную характеристику личности, стержнем которой являются высшие духовные ценности, отношения с самим собой и окружающим миром во всех его проявлениях, связанную с обогащением духовного опыта личности. При этом духовность характеризуется готовностью и способностью к саморазвитию, самосовершенствованию в процессе взаимодействия с материальной и духовной культурой социума, поиска и оценки себя в обществе и мире в целом.

Духовность проявляется не только в содержании, но и в тех средствах, которые способствуют ее поддержанию, сохранению и развитию. Следовательно, главным условием, обеспечивающим духовность, выступают сознательные усилия человека, направленные на духовные составляющие его жизни. В наиболее распространенном понимании духовное является проявлением феномена духа, который, в свою очередь, воспринимается не просто как высшая форма психического, а как сверхпсихическая категория. Изначально дух, духовность – религиозные понятия, широко используемые и в философии. При этом и в религии, и в философии они не имеют однозначного определения, по-своему истолковываются в разных религиях и философских учениях. Несмотря на это, в философской литературе можно выявить некоторое общее понимание духовности, в своей основе не противоречащее ее пониманию и в христианской религии.

11 стр., 5391 слов

Обзор «Профессионализм как нравственная черта личности»

... людьми – объектами деятельности. При этом нравственная ответственность приобретает решающее значение. Общество рассматривает нравственные качества работника как ... как правило, выступают мерой профессионализма в любой области. Профессионализм в целостной структуре личности Сущность человека бесконечна и неисчерпаема. Человек ... здравоохранения, воспитания). Трудовая деятельность людей этих профессий ...

Важное значение имеет связь между духовностью и нравственностью. В религиозном понимании эта связь неразделима, так как, как отмечает А.С. Сушанский: «в христианстве нравственное чувство человека слилось в нераздельное с религиозным, вследствие чего и нравственное учение должно быть основано на религии» [6, с. 124].

Духовно-нравственное развитие личности определяется в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России как последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом [8].

Н.Л. Шеховская исследует духовность как высшую степень нравственного воспитания, пронизывающую весь воспитательный процесс [31, с. 10]. Автор обосновывает диалектическое единство духовности и нравственности, показывая, что эта идея традиционно развивалась философско-педагогическими мыслителями России второй половины ХIХ – первой половины XX в.

По мнению Н.Л. Шеховской, в русском философско-педагогическом наследии этого периода четко различимы православная и христианско-гуманистическая традиции. Они близки друг другу, но не идентичны [31, с. 10].

Анализ научной литературы показал, что понятия духовно-нравственного воспитания до второй половины XIX в. не существовало [2; 23; 24]. Лишь во второй половине XIX в. появляется терминология, близкая по смыслу этому понятию. Используются такие термины, как «нравственное воспитание» и «воспитание духовное». Духовно-нравственное понятие дается в частных категориях, например, литература духовно-нравственного содержания, духовно-нравственное состояние общества, коллектива и т.д.

Как показал анализ научных источников, это обусловлено тем, что понятия «духовность», «духовный элемент» в воспитании в указанное время носили православный, религиозный характер [2; 5; 17]. «Духовность» подразумевалась под термином «нравственность» как само собой разумеющееся, как фундамент православной нравственности. Нравственность в православном понимании не могла быть не духовной.

Введение термина «духовность» в формирование понятия нравственности связано с влиянием просвещения и трансформацией христианского нравственного идеала под влиянием просветительских гуманистических идей.

М.В. Головушкина отмечает, что во второй половине ХIХ века в педагогической мысли России сформировалось целое направление, ставившее своей задачей теоретическое обоснование, организационную и методическую разработку духовно-нравственного воспитания [6].

Автор констатирует, что проблемы осмысливались с позиций демократической педагогики (К. Д. Ушинский, П. Ф. Каптерев и др.), психологии (И. Сикорский, А. Лазурский, А. Нечаев, Н. Румянцев), православной этики (архиепископ Евсевий, протоиереи И. И. Базаров, И. Д. Белов, А. А. Олесницкий и др.) [6, с.121]. Все исследователи, в том числе и православные педагоги, признавали более широкие цели духовно-нравственного воспитания и необходимость для успешности воспитательного процесса интеграции последних данных всех наук о человеке, его духовной и телесной природе (педагогики, психологии, физиологии, антропологии, христианской этики, философской этики).

8 стр., 3619 слов

Духовность как основа человека

... плане нашей темы остановимся на двух самых общих классах человеческих отношений. а) Духовность как основа отношения человека к обществу, социуму в целом. Смысл этого отношения заключается ... человека, его свободы перед постоянно меняющимися ситуациями. Духовность, в конечном счете, приводит к своего рода смысловой космогонии, соединению образа мира с нравственным законом личности». ...

По мнению русских философов (Н.А. Бердяев, И. Ильин и др.), истинная духовность не существует вне нравственности [3; 11]. Высшая духовность невозможна без душевности – эмоциональной чуткости, отзывчивости, способности к эмоциональному отклику: жалости, состраданию, любви к ближнему.

По утверждению И.А. Еремкина, именно любовь служит свидетельством духовности, выступающая критериальным, вековым для определения духа и духовности понятием [9, с.5].

Этой же точки зрения придерживаются и служители православной церкви. Первенствующей ценностью для личности, воспитывающейся в соответствии с православными традициями, была любовь – любовь к Богу, познававшаяся через любовь к ближнему, через заботу, помощь, самоотдачу и бескорыстное служение ему. … Начало своего воспитания и взращивания любовь обретала в самом близком и непосредственном окружении человека – его семье. Ибо невозможно говорить о проявлении любви к окружающим, к ближним тому, кто не обладает ею среди тех людей, с которыми он постоянно и непосредственно пересекается. И потому первостепенной задачей воспитания человека ставились навыки привития ему любви к родителям – через служение и послушание им [2, с.16].

В религиозном понимании связь духовности и нравственности неразделима, так как в христианстве нравственное чувство человека слилось в нераздельное с религиозным, вследствие чего и нравственное учение должно быть основано на религии [17, с.41]. В светском мировосприятии возможно рассмотрение духовности и нравственности как самостоятельных и самодостаточных категорий при их взаимодействии.

Как утверждает М.С. Каган, нравственность – почва, на которой вырастает духовность [13].

Духовность и нравственность объединяет понимание их с позиции аксиологии. Духовность и нравственность понимаются многими исследователями как внутренний стержень, имеющий ценностную основу. Человека духовно и нравственно развитого характеризует наличие высоких этических и эстетических ценностей и идеалов.

Т.И. Петракова отмечает, что духовность определяется как устремленность личности к избранным целям, ценностная характеристика сознания. Нравственность представляет собой совокупность общих принципов поведения людей по отношению друг к другу и обществу. В сочетании они составляют основу личности, где духовность – вектор ее движения (самовоспитания, самообразования, саморазвития), она является основой нравственности [23].

Своим пересечением духовность и нравственность, по мнению Т.И. Петраковой, образуют как бы невидимый крест, являющийся основой личности [23].

Она определяется не столько образованностью, широтой и глубиной культурных запросов и интересов, сколько предполагает постоянный и непрекращающийся труд души, осмысление мира и себя в этом мире, стремление к совершенствованию себя, преобразованию пространства собственного внутреннего мира, расширению своего сознания. Нравственность, по мнению автора, рассматривается как индивидуальная форма существования морали общества, как внутренний закон человека, побуждающий его соотносить свои действия и поступки с общественными нормами.

17 стр., 8014 слов

Религия и воспитание человека

... 2,27] В духовной жизни человека трудно найти фактор, который играл бы более важную роль, чем религия. В поисках бога ... разному и порой очень противоречиво. Религию связывают с чувством нравственного долга (Кант), с чувством зависимости ... воспитание человека. 1. РЕЛИГИЯ, ЕЕ ИСТОРИЯ И МНОГООБРАЗИЕ Не существует народов, на каких бы стадиях развития они не находились, без религии и магии. [1,360] Религия ...

Для нас принципиально важным в сфере воспитания является соотношение понятий «духовность» и «религиозность». Это поможет нам говорить о правомочности утверждения понятия духовно-нравственного, а не религиозно-нравственного воспитания.

Православная вера и Русская православная церковь влияли на формирование особого мировоззрения и мировосприятия народа. А.Е. Лихачев выделил характерные черты русской духовности, которые свойственны людям независимо от их сознательной позиции в отношении религии или Церкви: стремление к красоте и гармонии во всем; разумность всех жизненных проявлений, единство слова и дела, доброта расположения сердца и поступков; жизненная установка насамопожертвование, идеал жизни как служения Богу, Отечеству, ближним [17, с.41-43]. Духовность в православном понимании – это состояние единения человека и Бога, или общение человеческой личности с Абсолютной Личностью. Она является глубинным стержнем человеческого бытия, ею обусловлен весь ход становления личности, она определяет позицию человека в отношении смысла своей жизни, но редко осознается им во всей ее глубине [17].

Религиозность имеет своим центром постоянное поставление себя перед Богом, перед судом вечности, протекает прежде всего в сферах сознания, чувств и волевой саморегуляции. Важнейшее свойство религиозности то, что она обращена к духовной сфере человека, помогает глубже осознавать себя. Как отмечает А.Е. Лихачев, человек может и не разбираться в теологических тонкостях своего вероисповедания, но быть религиозным по своему душевному настрою [17].

Убеждены, что духовность несводима к религиозности, проявляющейся лишь в формальном соблюдении церковных канонов и обрядов. Но существует внутреннее единство этих категорий в органической глубине – вере в Бога.

Организация и осуществление процесса духовно-нравственного развития раскрывают методики духовно-нравственного воспитания.

Следует отметить, что духовно-нравственное воспитание понимается неоднозначно и в разной степени широты охвата действительности этим термином. С одной стороны, под ним понимают воспитание на религиозной основе, в традициях веры, религии, ее ценностей. С другой стороны, духовно-нравственному воспитанию придают и более светский характер, понимая его как феномен, характеризующий прежде всего внутренний мир личности и его развитие. Такое понимание представляется нам более широким, всеобъемлющим и соответствующим современной системе образования, которая носит светский характер.

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России под духовно-нравственным воспитанием понимается педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию [8].

Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия, исламские, иудаистские, буддистские), мировое сообщество. Духовно-нравственное воспитание организуется на основе ценностей православной культуры, воспитание гражданственности и патриотизма средствами истории и краеведения и военно-патриотической тематики, воспитание морально-этических качеств обучающихся [8].

4 стр., 1650 слов

Нравственный идеал человека в средневековой культуре Руси (Сергий ...

... положенные в живую душу народа, в его нравственное содержание. 2. Духовно - нравственные идеалы Сергия Радонежского. ... в течение всего периода "феодальной раздробленности" Древней Руси, когда отсутствовало государственное единство Руси, ... в жизни людей", поскольку обращает человека к главному образу христианской любви - образу Троицы, где Три Личности (по-старославянски "Лица", сравните: "лицо" в ...

В Концепции патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество представлены как равноценные категории.

То, что духовное и патриотическое неразрывны, представляя единое духовно-патриотическое, было аксиомой для многих философов и педагогов. Так, И.А. Ильин ставил патриотизм в основу нравственного и духовного воспитания молодежи: идея родины предполагает живое начало духовности. Родина есть нечто от духа и для духа [11].

В современных условиях проявление патриотизма становится нравственным индикатором гражданской зрелости [8].

Т.И. Петракова рассматривает духовно-нравственное воспитание как процесс организованного, целенаправленного как внешнего, так и внутреннего (эмоционально-сердечного) воздействия педагога на духовно-нравственную сферу личности, являющуюся системообразующей ее внутреннего мира. Объектом духовно-нравственного воспитания исследователь называет сердце человека, его цель – научение сердца любви [18].

Сформировать у ребенка правильные отношения с миром возможно, если опираться на определенную (в данном случае православную) систему ценностей (Бог, Истина, Добро, Любовь, Красота).

В работе под духовно-нравственным воспитанием мы понимаем процесс целенаправленного содействия становлению духовно-нравственной сферы ребенка, являющейся основой базовой культуры личности. Духовная составляющая воспитания заключается в содействии ребенку в освоении системы ценностей и идеалов, а также в формировании на этой основе определенной личностной мировоззренческой позиции. Нравственная составляющая направлена на содействие в развитии чувств, отношений и поведения, отражающих мировоззренческую (смысложизненную) позицию в социальной деятельности ребенка: во взаимоотношениях с другими людьми и миром.

Духовно-нравственное воспитание строится на ценностной основе, и ценности это, прежде всего, гуманистические, они носят непреходящий общечеловеческий характер: любовь, милосердие, сострадание, доброта, великодушие, трудолюбие и др. Это ценности, добродетели, личностные характеристики, которые делают человека прекрасным. Это ценности, лежащие в основе православной культуры и православной традиции. Это ценности, выступающие в качестве моральных норм, регулирующих поведение человека в обществе.

Исходя из положения В.С. Мухиной о том, что применительно к личности ребенка следует говорить лишь о формировании предпосылок, которые на каждой ступени психического развития создают личностные образования, имеющие непреходящее значение, определяющее дальнейшее развитие, представляется возможным говорить о духовности как интегральной характеристике (качестве) личности только в том случае, если на определенных этапах возрастного развития происходит становление, воспитание, развитие компонентов духовности как личностного образования [20].

Младший школьный возраст наиболее восприимчив для эмоционально-ценностного, духовно-нравственного развития, гражданского воспитания, недостаток которого трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью [8].

7 стр., 3080 слов

Особенности формирования личности в процессе занятий физической ...

... воспитания состоит в том, чтобы управлять процессами усвоения. Возможности воспитания личности огромны. Воспитание может далеко раздвинуть пределы человеческих сил: физических, ... воспитанию установилось и во всей мировой психологической и педагогической литературе. Вот почему обычно этот возраст максимально используется для формирования личности, ... к нравственному воспитанию, так как укоренившиеся в нем ...

Убеждены, что духовность не обретается личностью благодаря преподаванию одного-двух специальных учебных предметов. Духовность только тогда становится имманентной стороной личности, когда ею проникнут весь воспитательный процесс, когда каждый предмет с присущей ему спецификой реализует задачу духовно-нравственного воспитания.

Младший школьный возраст наиболее восприимчив для нравственного развития, недостаток которого трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. В этой связи первоочередной задачей начальной школы является задача формирования ценностей и основ гражданского самосознания, в противном случае у обучающегося в условиях открытого информационного пространства и ограниченного воспитательного потенциала семьи может формироваться «путаная» идентичность и моральный релятивизм.

Важно учитывать, что процесс образования не ориентирован на формирование высокого уровня нравственной воспитанности. Воспитанность правомерно рассматривать как качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям, на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. В подтверждение этому К.Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания» [27, с.311].

Нравственный подход в процессе преподавания означает, что на всех ступенях образования, в том числе и начальная, при изучении любого предмета в самом мышлении, оценках, переживаниях ученика и учителя присутствует нравственный элемент. В этом случае духовно-нравственное воспитание младших школьников будет осуществляться не только посредством формирования чувства патриотизма на уроках мужества, изучении гимна, флага, герба своего Отечества, не только при ознакомлении с основами религиозной культуры на уроках православия и во время тематических экскурсий, но и посредством, например, трудового воспитания, воспитания искусством.

Таким образом, категория духовности по своей сути сложна и многоаспектна, с чем и связано разнообразие ее толкований. Эволюция категории «духовность» происходит не линейно, а представляет собой преемственность научных традиций. В работе духовность понимается как интегральная характеристика личности, стержнем которой являются высшие духовные ценности, отношения с самим собой и окружающим миром во всех его проявлениях, связанная с обогащением духовного опыта личности. Духовно-нравственное развитие – это последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом. В работе под духовно-нравственным воспитанием мы понимаем процесс целенаправленного содействия становлению духовно-нравственной сферы ребенка, являющейся основой базовой культуры личности. Это педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию.

8 стр., 3616 слов

Содержание процесса физического воспитания в системе педагогического образования

... вариативная логика включения студентов педагогических вузов в процесс сохранения и укрепления здоровья посредством изменения содержания процесса физического воспитания, учитывая их опыт ... фундамента личности педагога-профессионала (Л.М. Митина). Подвижность и гибкость профессиональных установок препятствуют процессу "регресса компетентности" (А.К. Маркова) как негативному результату педагогического ...


3