Духовно – нравственное развитие обучающихся в воспитательном пространстве образовательной организации. Часть

Дипломная работа

Страница: 2 3


3.1. Диагностика в системе социально-педагогической деятельности по нравственному воспитанию молодёжи

Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе общеобразовательной школы МБОУ Хвощевская СОШ. В эксперименте приняли участие учащиеся двух 10-х классов — 10 «А» и 10 «Б» — всего 40 чел. — 22 девушки и 18 юношей. Опытно-экспериментальная работа строилась на проведении констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов.

В ходе констатирующего эксперимента изучались интересы старшеклассников, их ценностные ориентации, были проведены анкетный опрос учащихся, выявлялась общая направленность личности старшеклассника, уровень его духовности и нравственности через адекватное восприятие себя и окружающих.Проблема экспериментального исследования заключалась в определении педагогических условий для эффективного осуществления духовно-нравственного воспитания.

Для психолого-социально-педагогического исследования личности студентов разработан диагностический инструментарий (вопросники, анкеты, тесты).

Цель экспериментального исследования — проверить влияние системы нравственного воспитания старшеклассника на развитие когнитивной, аксиологической и деятельностной сторон его личности.

Целью констатирующего этапа эксперимента было выявление исходных уровней духовно-нравственной воспитанности учащегося общеобразовательной школы.

Динамика уровня ориентации школьника на духовно-нравственные ценности определяется по следующим показателям: когнитивному (степени усвоения учащимися ведущих духовно-нравственных идей и понятий);аксиологическому (ценностным оценкам окружающего мира и собственного»Я»); деятельностному (проявление ценностных ориентаций в реальном поведении).На констатирующем этапе исследования были поставлены следующие задачи:

  • выявить первоначальный уровень направленности личности учащегося;
  • выяснить степень развития у старшеклассников духовно-нравственных качеств, социальных интересов;
  • определить степень эффективности педагогических условий в процессе формирования духовно-нравственных ценностей.

Таблица 1.Критерии и показатели уровня развития духовности личности учащегося

Критерии Показатели Диагностический

инструментарий

Когнитивный Степень освоения студентами ведущих духовно-нравственных идей и понятий, понимание взаимосвязи между обще­человеческими и конкретно-

социальными нормами

Методика «Ранжирование

ценностей», «Выявление

нравственных и жизненных

позиций»

Аксиологический Понимание духовно-нравственных ценностей, наличие жизненных целей и идеалов, социально-ролевое

самоопределение, целостное знание о морально-нравственных ориентирах и традициях общественных ценностей

Методики «Мой идеал»,

«Диагностика уровня

развития группы»

Деятельностный Сформированность духовно-нравственных качеств, проявленных на поведенческом уровне, творческая активность, умение выделять приоритеты между духовно-нравственными нормами в каждой конкретной обстановке, осознанная потребность в самовоспитании, самосовершенствовании, активная реализация своего опыта в

повседневности

Метод наблюдения,

отслеживание степени

активности участия в

творческой деятельности

Для проведения констатирующего эксперимента мы провели анкетирование на выявление их нравственных и жизненных позиций. Каждый пункт анкеты содержит три варианта ответов. Необходимо выбрать тот вариант, который наиболее точно отвечает позиции испытуемого (см. таблицу 2).

Таблица 2. В какой степени каждое из перечисленных ниже качеств Вам присуще?

Критерии нравственной

воспитанности

Присуще в

большей

степени (%)

Присуще в

некоторой

степени (%)

Не присуще

(%)

Уважение к другим людям 15 50 35
Терпимость к представителям

других национальностей

15 50 35
Агрессивность по отношению к

представителям других

национальностей

17,5 7,5 77
Справедливое отношение ко всем

людям

35 50 15
Сострадание 47,5 50 2,5
Конфликтность 5 45 50
Ответственность 15 45 35
Свобода в принятии решений 35 45 20
Честность 55 35 15
Самоуважение 50 50 0
Гражданская сознательность 35 55 10
Участие в общественно-полезном

труде

50 35 15

Далее мы выявили степень интереса учащихся к духовно-нравственной проблематике, воспользовавшись методикой М. Рокича «Ценностные ориентации» (Приложение 3).

После обработки данных нами условно выделено тритипологии учащихся в зависимости от уровней духовно-нравственной воспитанности студентов:

  1. Высокий уровень — 15%.
  2. Средний уровень — 50%.
  3. Низкий уровень — 35%.

Высокий уровень — характерен для школьников, глубоко усвоивших взаимосвязь между общечеловеческими и конкретно-социальными нормами. Эти учащиеся имеют целостное знание о морально-нравственных ориентирах и традициях общественных ценностей. Они имеют опыт реализации указанной взаимосвязи в процессе общения, они сознают, что данные ценности составляют основу их образа жизни и в настоящем и в будущем. Для них характерно стремление к обогащению своих представлений о накопленных духовных ценностях. Учитывая этические нормы, они умеют налаживать контакты с другими людьми, понимают значение духовно-нравственных норм всех уровней, умеют выделять приоритеты между ними в каждой конкретной обстановке. Им присуща осознанная потребность в самовоспитании, самосовершенствовании, активная реализация своего опыта в повседневности.

Средний уровень — характерен для старшеклассников, которые понимают необходимость взаимосвязи между общечеловеческими и конкретно-социальными нормами, но не умеют применять ее на практике в полном объеме, хотя и понимают значение духовно-нравственных ценностей для их дальнейшей жизни.

Низкий уровень — сформированность данных ценностей у учащихся самый проблемный. У них весьма слабые знания о содержании духовной культуры, о взаимосвязи общечеловеческих и духовно-нравственных ценностей, а имеющиеся познания в этой области применяются зачастую неадекватно, внесистемно. Интерес к духовной деятельности у них проявляется лишь эпизодически, идея самосовершенствования в этом направлении не увлекает. Они не задумываются о роли морально-этических норм в будущем.

В результате констатирующего эксперимента был определен конкретный план деятельности. Разработана программа воспитательной работы.

Задачи формирующего эксперимента:

  • сформировать у школьников знания о духовных ценностях и выработать потребность в их развитии;
  • обеспечить реальные условия для формирования ценностных ориентации учащихся;
  • способствовать обогащению внутреннего мира старшеклассников;
  • стимулировать интерес к общественно-полезной и значимой деятельности.
  • апробировать программу по духовно-нравственному воспитанию учащихся.

3.2. Специфика организации социально-педагогической деятельности по нравственному воспитанию молодёжи в условиях образовательного учреждения

Анализ научной литературы по теме исследования, изучение практики нравственного воспитания в общеобразовательной школе позволили разработать структурно-функциональную модель духовно-нравственного воспитания старшеклассников в условиях общеобразовательного учреждения, где представлен целостный педагогический процесс и его основные компоненты, наличие которых определяется в соответствии с целью и содержанием. Выделены и обоснованы принципы построения модели духовно-нравственного воспитания учащихся:

Принцип преемственности. Федеральный государственный образовательный стандарт трактует преемственность не только как преемственную связь содержания образования между различными уровнями образования, но и связь образовательных технологий, методов и средств обучения и воспитания. Преемственность является одним из принципов обучения, согласно которому освоение учебного материала происходит во взаимосвязи и на основе предыдущих знаний. В области воспитания принцип преемственности предполагает такую организацию воспитательного процесса, при которой то или иное мероприятие является естественным и логическим продолжением проводившейся ранее работы, закрепляет и развивает достигнутое, поднимает воспитание на более высокий уровень.

Принцип толерантности. Проблемы толерантности за последние годы являются предметом особого внимания как государственных органов власти, так и ученых различных областей наук. Связано это, прежде всего, с явлениями разжигания межнациональной неприязни, экстремистскими вылазками и другими социальными потрясениями. В жизни человек общается с представителями различных национальностей, культур, миров, конфессий, социальных слоев, поэтому важно научиться уважать культурные ценности, как своего народа, так и представителей другой культуры, религии, научиться находить точки соприкосновения. Толерантность как качество личности считается необходимым для успешной адаптации к новым неожиданным условиям. Принцип толерантности полагает построение такой системы воспитательной работы с молодежью, которая формирует мировоззренческие человеческие ценности, воспитывает терпимость по отношению к другим по отношению к другим культурам и т.п.

К положительным типам взаимодействия между участниками образовательного процесса можно отнести: диалог, в котором проявляется индивидуальность, постигается своеобразие партнера, умение принять его таким, каков он есть, ослабляется стереотипное восприятие других, усиливаются гибкость мышления, умение оценивать себя через оценку других; сотрудничество, под которым подразумевается совместное определение целей деятельности, ее планирование, распределение сил, средств на основе возможностей каждого;опека, подразумевающая заботу, которая не унижает достоинства опекаемого, а является естественной нормой субъекта и объекта опеки. Данный вид взаимодействия возможен лишь в случае когда обе стороны принимают друг друга и терпимо друг к другу относятся.

Принцип альтруизма. Благотворительная деятельность является древнейшей нравственной и гуманистической традицией, одной из форм помощи и взаимопомощи. В воспитательной деятельности принцип альтруизма предполагает формирование у учащихся нравственных качеств личности, позволяющих оказывать безвозмездную помощь тем, кто в ней нуждается.

Принцип демократизма. Демократизм предполагает переход к воспитательной системе, основанной на сотрудничестве и сотворчестве всех субъектов воспитательного процесса на всех этапах формирования системы.

Принцип индивидуализации. Предполагает предоставление учащемуся возможности для максимального развития индивидуальных способностей и профессиональных компетенций, укрепления здоровья. В процессе индивидуально-личностного развития старшекласснику предоставлено право самому выбирать социальные сферы для самореализации и саморазвития, но с помощью педагога.

В деятельности по духовно-нравственному воспитанию старшеклассников определены системный, компетентностный, личностно-ориентированный, коммуникативный, культурологический подходы.

Системный подход:воспитательная система образовательного учреждения в своем развитии проходит в несколько этапов. Первый этап -становление системы, на котором осуществляется разработка теоретической концепции будущей воспитательной системы, моделируется ее структура, определяются связи между ее элементами. Целью является отбор ведущих педагогических идей, формирование коллектива единомышленников. Второй этап — отработка системы, определяются ведущие виды деятельности, приоритетные направления функционирования системы, идет отработка наиболее эффективных педагогических технологий. Третий этап — окончательное оформление системы, коллектив учебного заведения представляет собой содружество учащихся и педагогов, объединенных общей целью, общей деятельностью, отношениями сотрудничества и творчества. В центре внимания — воспитание свободной, гуманной, духовной, творческой, практичной личности, развитие демократического стиля руководства и отношений. Этапы развития воспитательной системы сообразуются с этапами развития коллектива, являющегося его ядром. Создание в школе коллектива — это появление нового интегративного качества воспитательной системы, свидетельствующего о ее целостности.

Компетентностный подход рассматривается как одно из оснований обновления содержания образования, поскольку в его основе лежит культура самоопределения личности (ее способность и готовность к саморазвитию и самореализации), а этот образовательный аспект сейчас стал одним из самых актуальных. Общество крайне заинтересовано в гражданах, которые несут самостоятельную ответственность за принятые ими решения и способны определять цели, исходя из собственных ценностных оснований, являя собой, таким образом, индивидуальность, обладающей способностью осознавать и рефлексировать собственные ценности, сопоставлять, оценивать себя и проектировать будущее. К числу образовательных результатов данного подхода относятся развитие способности ориентироваться (в окружающей действительности, явлениях природы, социальных явлениях, всех основных областях, включая мир духовных ценностей) и формирование ключевых компетенций (готовности человека к мобилизации знаний, умений и внешних ресурсов для эффективной деятельности в конкретной жизненной ситуации).

Культурологический подход подразумевает видение образования сквозь призму понятия культуры, то есть его понимания как культурного процесса, осуществляющегося в культуросообразной образовательной среде, все компоненты которой наполнены человеческими смыслами и служат человеку, свободно проявляющему свою индивидуальность, способность к культурномуразвитию и самоопределению в мире культурных ценностей.

Речевая деятельность есть неотъемлемая и составная часть общей деятельности. Коммуникативный подход предполагает полную и оптимальную систематизацию взаимоотношений между компонентами содержания обучения. Психологические факторы данного подхода лежат в основе уважения личности учащегося, принятия личностной неповторимости каждого участника воспитательного процесса, развитии межличностных отношений.

На основании выделенных принципов и определения подходов к нравственному воспитанию нами построена система духовно-нравственного воспитания школьников, которая представлена в виде структурно-функциональной модели. Система включает целевой, когнитивный, аксиологический, деятельностный и мониторинговый элементы.

Выбор методов воспитания предполагает:

1) применение в единстве методов формирования сознания (понятий,суждений, убеждений, оценок), организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (упражнение, поручение и пр.),стимулирование деятельности и поведения школьников (соревнование, поощрение, наказание);

2) их координацию ввиду воспитания — классным руководителем, социальным педагогом, активом класса, коллективом учащихся;

3) переход методов воспитания в методы самовоспитания (убеждения — в самоубеждения, упражнения — в самоупражнения и др.).

Для старшего подросткового и юношеского возраста характерно сочетание методов, применяемых, с одной стороны, учителем, классным руководителем, а с другой — коллективом учащихся, отдельными личностями. Выбор методов воспитания зависит от многих факторов — цели, содержания воспитания, от степени воспитанности обучающихся, уровня межличностных отношений, авторитета и опыта педагога, возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся. Для повышения результативности воспитательного процесса, как показывает изучение опыта, целесообразно применять комплекс методов, усиливая их воспитательный потенциал.

Деятельность воспитуемых в процессе опытной работы организуется в двух направлениях: коллективном и личностном. В соответствии с этим методы воспитания подразделены на две основные функциональные группы:

  • ˗ группа методов воспитания, направленная на воспитание совместной (коллективной) жизни детей:единые педагогические требования;методы и формы самоуправления;традиции;игра;
  • перспектива;
  • ˗ группа методов индивидуального воздействия:разъяснение;требование;пример;наказание, поощрение.

Сложный и многогранный процесс воспитания осуществляется при помощи разнообразных форм. Выбор их зависит от содержания воспитательной работы, возраста учащихся, мастерства воспитателей и других условий, в которых протекает процесс воспитания. При осуществлении опытно-экспериментальной работы нами были применены разнообразные средства, формы и методы формирования духовно-нравственных ценностей школьников. Духовно-нравственное воспитание учащихся было направлено на воссоздание и передачу духовного наследия, ценностей, новых идей, эмпирического опыта, диалогическую форму взаимодействий и общений школьника — учебного заведения — общественных объединений.

В своей работе мы использовали:

  1. Методы организации и самоорганизации воспитательного коллектива, повседневного общения, взаимодействия, самодеятельности и педагогического воздействия (коллективная игра, коллективное самоуправление, коллективное самообслуживание, единые требования).

  2. Методы повседневного систематического целенаправленного общения, товарищеского, доверительного взаимодействия в обыденных и экстремальных ситуациях (социальная защита, уважение, педагогическое требование, убеждение, предупреждение, осуждение, доверие, сочувствие, принятие решения, проблемные ситуации).

  3. Методы личностной самодеятельности: самоорганизацию как самоанализ и самосознание, самоорганизацию чувств и разума (самовоспитание), самоорганизацию воли и поведения (самостимулирование).

  4. Методы педагогического и психологического прикосновения педагога к личности учащегося в целях коррекции его сознания и поведения, стимулирования или торможения его деятельности, обращения к личности в жизненных ситуациях (разъяснение, создание ситуации успеха, актуализация мечты, упражнение, поощрение, наказание).

Выделены следующие направления работы воспитательной работы:

Когнитивное направление -формирование системы духовно-нравственных, научных и социальных знаний, умений и навыков.

Аксиологическое направление — достижение целей духовно-нравственного воспитания благодаря гармоничному обращению к рационально-рассудочной и эмоционально-аффективной сферам психики старшеклассника, а также благодаря опоре на систему ценностей(Таблица 3).

Таблица 3. Система ценностей

Деятельностное направление — реализация личностно-деятельностного подхода в целях создания условий для развития гармоничной, нравственно совершенной, духовно богатой, социально активной и развитой личности (см. таблицу 4).

Таблица 4. Виды и формы внеучебной деятельности

Вид деятельности Форма деятельности
Познавательная (формирование навыков

культуры умственного труда, потребности к

самообразованию, духовности)

Конкурсы, турниры, олимпиады,

конференции, лекции, дискуссии

Коммуникативная (воспитание культуры

общения, поведения, способности к

взаимодействию)

Диспуты, вечера, турниры знатоков

этикета, встречи с интересными людьми,

массовые мероприятия

Художественная (освоение -духовных

ценностей, повышение общей культуры)

Фестивали, смотры, концерты

художественной самодеятельности

Трудовая (создание, сохранение,

приумножение материальных ценностей)

Уборки, субботники,

трудовые десанты

Общественно-политическая (воспитание

политической культуры, патриотизма,

гражданских начал)

Встреча с представителями политических

партий, круглые столы

Спортивно-оздоровительная (формирование

потребности сохранить свое и чужое

здоровье, вести здоровый образ жизни)

Спортивные праздники, соревнования,

спортивные секции, встречи

с медицинскими работниками, дни

здоровья

Использование идей концепции «педагогики сотрудничества», таких как воспитание по вертикали, создание интеллектуального фона группы, новый уровень взаимоотношений педагога и обучающегося, идея уникальности каждой личности позволило создать личностно-развивающее и здоровье сберегающее образовательное пространство, осуществлять деятельностное сотрудничество в коллективе, гуманистическую направленность воспитания, сконцентрировать воспитание на развитии культурной, интеллектуальной компетентности личности.

В процессе работы с родителями особо эффективными являются следующие виды организации работы: составление характеристики семей обучающихся, организация диагностической работы по изучению семей, использование оптимальных форм и методов в дифференцированной и групповой индивидуальной работе с семьей, организация психолого-педагогического просвещения родителей, создание системы массовых мероприятий с родителями, работа по организации совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей обучающихся, выявление и использование в практической деятельности позитивного опыта семейного воспитания.

В процессе нравственного воспитания учащихся в процессе внеучебной деятельности использовались следующие организационные формы:массовые (праздники, собрания, субботники, тематические недели, фестивали, олимпиады, выставки, демонстрации и т.д.);групповые (кружки, классные часы, экскурсии, беседы, тренинги и др.); индивидуальные (общественные поручения, индивидуальные задания, индивидуальная подготовка и выступление на конкурсах и др.).

Одним из методов изучения направленности личности, возможностей творческого роста, саморазвития и самосовершенствования мы считаем проведение коллективных творческих дел. Это традиционные мероприятия, такие как»Алло, мы ищем таланты!», «День Учителя», «День самоуправления» и др. применили такие методы, как деловые игры, ролевые игры, метод казусов, ситуации затруднения и др., которые дают возможность с помощью системы упражнений, тренировок, включения в целенаправленную деятельность формировать нравственный опыт учащихся, усваивать ценностные ориентации, принимать решения на основе самостоятельного морального выбора.Создание благоприятной психологической атмосферы, качества педагогических условий — важнейший воспитательный результат, необходимое условие успешности любого вида деятельности в классе. На данном этапе экспериментальной работы большое значение приобретает создание школьного коллектива.

Для определения социальной зрелости и уровня развития коллектива класса школьникам предлагается заполнить таблицу (необходимо отметить вариант ответа Да/Нет) и оценить уровень группы.

Таблица 5. Определение взаимоотношений в классе

3.3. Результаты опытно-экспериментальной работы

По итогам реализации программы духовно-нравственного воспитания старшеклассников проведены диагностические процедуры, которые проводились на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы.

В целом динамика взаимоотношений в классных коллективах выглядит следующим образом.

Согласно программе духовно-нравственного развития старшеклассникам в течение учебного года необходимо принять участие в различных мероприятиях. По итогам формирующего эксперимента отмечена динамика изменения уровней духовного развития учащихся.

В своей работе использовали:

  • ˗ критерии духовно-нравственного развития школьников: полнота и объем знаний о духовно-нравственных ценностях, степень интереса к этим знаниям, степень развития эмоционального отношения к нравственно значимым ценностям, их личностного принятия, наличие практического опыта готовности следовать нравственным ценностям в поведении, степень готовности оценить поведение свое и окружающих с позиции следования нравственным ценностям;
  • ˗ критерии оценки результативности воспитательного процесса:степень активности и заинтересованности учащихся, степень их самостоятельности в подготовке и реализации мероприятия;
  • ˗ критерии оценки результативности воспитательного процесса в классе: сплоченность классного коллектива и межличностные отношения,самостоятельность, активность и инициативность актива класса, участие родителей в воспитательном процессе;

— ˗ критерии оценки результативности воспитательного процесса образовательного учреждения: степень сплоченности коллектива учебного заведения, самостоятельность, активность и инициативность самоуправления учащихся, динамика воспитанников, состоящих на внутреннем контроле.

Опытно-экспериментальная работа свидетельствует об изменениях в поведении и эмоционально-чувственной сфере учащихся. Повысилась активность учащихся как проявление неравнодушия, что является показателем результативности воспитания и выражением заботливого отношения к окружающему миру. Это стало возможным при условии постановки старшеклассника в ситуацию, где необходимо определить свою позицию с точки зрения ценностных ориентации добра и зла, ответственности и безответственности за происходящее, сопереживания и равнодушия, что требует от школьника принятия соответствующего решения.

К числу показателей развития духовно-нравственной сферы относятся такие, как чтение литературы нравственного содержания, участие в благотворительных акциях, благотворительная дискотека в фонд помощи инвалидам и др.); участие в мероприятиях, посвященных ветеранам Великой Отечественной войны (субботники, трудовые десанты, концерт).

При определении гуманистических отношений у школьников мы использовали технологии B.C. Долгунова. Гуманистические отношения изучались по двум параметрам: по показателям сотрудничества и сотворчества (безусловное принятие, диалоговое общение, взаимопомощь, творческая активность); по показателям эмоциональной отзывчивости (сострадание, соучастие).

Качественный анализ и количественные показатели дают основание утверждать, что на начальном этапе работы преобладали функциональный характер и эгоцентрическая направленность в общении учащихся. Приведенная в диаграмме 8 динамика показателей гуманистических отношений у старшеклассников (сотрудничество, сотворчество, сознательное осмысление действий, эмоциональная отзывчивость) свидетельствует о позитивных изменениях, повышении их потенциала в процессе целенаправленно организуемого творческого взаимодействия.

Выводы по главе 3

Результаты опытно-экспериментальной работы свидетельствуют о том, что у большинства школьников отмечен рост познавательной и творческойактивности. Об этом свидетельствуют следующие данные: повысился интерес к сохранению духовно-нравственных традиций семьи иобщества; отмечено стремление расширить свой кругозор за счет чтения;вовлечение в различные виды художественно-творческой деятельности; стремление помочь людям, попавшим в трудные ситуации, проявление отзывчивости.

Социализация — это процесс социального влияния на личность под воздействием стихийных, относительно регулируемых и целенаправленных условий, с целью усвоения ей общественных норм, ценностей, смыслов, общественно и личностно значимых качеств, способов поведения, позволяющих выявить свои индивидуальные особенности и возможности, использовать их в окружающей среде. Главная задача социализации в обществе — приспособление индивида к данным социальным условиям общественного бытия и обеспечение всеобщего конформизма в поведении, воспитание есть процесс сотворения духовного содержания человеческой личности, социализация же обеспечивает внешнюю сторону человеческого бытия, введение индивида в исполнение формальных социальных ролей. В процессе эффективной социализации главная роль отводится социальному педагогу. Признание важности духовно-нравственного воспитания требуют поиска социально-педагогического методического инструментария.

Таким образом, нравственное воспитание становится наиболее успешным при учете национально-региональных, социокультурных особенностей для развития творческой активности учащихся, а также их включения в социально-значимые дела, имеющие культурную и духовно-нравственную ценность.

Заключение

В России события последних двадцати лет привели к тому, что у большинства молодых людей отсутствует какая-либо более или менее четкая картина мира, система ценностей, норм и установок. Данное свидетельствует о необходимости формирования системы воспитания и социализации молодежи. Системообразующим фактором работы с молодежью является, прежде всего, духовно-нравственное воспитание современного молодого человека. Без основополагающих возвышающих ценностей развитие личности, общества просто невозможно. В связи с этим актуализируется проблема проектирования модели социально-педагогической деятельности по нравственному воспитанию молодежи, которая позволит максимально реализовать потенциал образовательного учреждения.

В настоящее время российская молодежь испытывает острейшие трудности социально-нравственного развития. Налицо проблемы с морально-нравственным и духовным обликом значительной части молодежи. Усложнение социальных процессов, новые глобальные угрозы и вызовы требуют более активных, решительных, адекватных современной ситуации мер в отношении социального воспитания детей и молодежи. Утрата исторической памяти, разрыв исторической преемственности поколений привели к нравственной дезориентации и даже нравственной деградации молодежи. Отмечаются такие негативные явления в молодежной среде, как алкоголизм, наркомания, преступность, другие социальные девиации,молодежный экстремизм и др. Таким образом,духовно-нравственное воспитание молодежи сегодня как никогда востребовано.

Современное понимание духовно-нравственного воспитания сводится к таких характеристик: как целевая направленность на формирование различных компонентов нравственной сферы личности с приоритетом становления структур нравственного сознания, ориентация на духовно-нравственные и социальные ценности конкретного окружения, выраженность уровня духовно-нравственной воспитанности в поведении, признание значимости субъектной позиции воспитанника и действенности личностно-ориентированных технологий. Понятие «духовно-нравственное воспитание»включает и гражданское воспитание, и патриотическое воспитание, таким образом, духовно-нравственное воспитание — это воспитание отношений человека к себе и к миру . Изучение сущности нравственного воспитания как процесса формирования нравственных качеств, обладающих сложной психологической структурой, способствует системному обоснованию и рациональному проектированию этого процесса, позволяя прогнозировать его стратегические направления и определять технологию социально-педагогической деятельности.

Вопросы организации духовно-нравственного воспитания детей для России имеют глубокие исторические корни.В дореволюционный период в России доминировал нравственно-религиозный подход к духовно-нравственному воспитанию. На современном этапе развития системы образования, разработки основ духовно-нравственного воспитания и рассмотрение духовности как константы российской системы образования становится особенно актуальным. Сегодня активно обсуждаются вопросы одухотворения воспитательного процесса, поиска путей, методов и средств эффективного.

Социально-педагогическая деятельность по духовно-нравственному воспитанию молодежи может быть представлена как комплексная социально-педагогическая технология. Социально-педагогическую технологию можно определить как способ организации и упорядочения целесообразной практической деятельности, совокупность приемов, направленных на определение и. преобразование (изменение состояния) социального объекта и достижение заданного результата. Специфика социально-педагогической технологии состоит в том, что она алгоритмизирует социальную деятельность (жизнь) и может быть не только многократно использована, т.е. тиражирована, но и использована для решения сходных задач, то есть использована многообразно.Социально-педагогическая технология – это совокупность научных знаний, средств, приёмов, методов и организационных процедур, направленных на оптимизацию объектов социального воздействия.

К важнейшим технологиям социальной работы с несовершеннолетними относятся социальная диагностика, социальная адаптация, социальная профилактика, социальная реабилитация, социальная коррекция, социальное консультирование, социальная терапия — все они имеют отношение к нравственному воспитанию молодежи. Они ориентируют на целостный подход к несовершеннолетнему, учёт его интересов, потребностей, ценностных ориентаций, на создание общественных условий, способствующих мобилизации потенциала внутренних сил личности для решения возникших проблем и трудностей.

Обращение к зарубежному опыту социальной работы с молодежью обусловлено возможностями его использования в отечественной практике, что позволило выявить ряд его основных характеристик: реализация социально-педагогиче­ских профилактико-превентивных программ; оказание психолого-педагогической помощи несовершеннолетним в условиях их привычного окружения (семья, учебные учреждения) с установлением уважительных и доверительных отношений; использование таких методов педагогической деятельности, как групповое и индивидуальное консультирование молодых людей и их родителей; ролевое проигрывание проблемных ситуаций; организация дискуссий; беседы информационно-просветительского характера.

Цель опытно-экспериментального исследования — проверить модель социально-педагогической деятельности по духовно-нравственному воспитанию молодежи.Итоги формирующего эксперимента подтвердили гипотезу исследования о том, что процесс социально-педагогической деятельности по духовно-нравственному воспитанию молодежи в общеобразовательной школе будет успешным, если:

  • определены сущность и содержание нравственного воспитания молодежи;
  • определеныи уточнены содержание методики и технологий деятельности социального педагога по нравственному воспитанию старших школьников;
  • разработана модель социально-педагогической деятельности по нравственному воспитанию молодежи;
  • определены критерии сформированности духовно-нравственной воспитанности старших школьников.

Таким образом, духовно-нравственное воспитание становится наиболее успешным при учете национально-региональных, социокультурных особенностей для развития творческой активности учащихся, а также их включения в социально-значимые дела, имеющие культурную и духовно-нравственную ценность.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/diplomnaya/duhovno-nravstvennoe-vospitanie-studentov/

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Российская газета, № 7, 21.01.2009.
  2. Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 12.11.2012) «Об образовании» // Российская газета, № 13, 23.01.1996.
  3. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета, № 303, 31.12.2012.
  4. Постановление Правительства РФ от 24.02.2009 № 142 «Об утверждении Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов» // Российская газета, № 36, 04.03.2009.
  5. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 (ред. от 18.12.2012) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2009 №15785) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, № 12, 22.03.2010.
  6. Бауэр Э.А. Духовно-нравственное воспитание детей и подростков: Германия и Россия // Педагогика. — 2010. — № 8. — С. 105.-108.
  7. Бессарабова И.С. Воспитательный потенциал школы и семьи в духовно-нравственном воспитании учащихся (на примере России и США) // Электронный научно-образовательный журнал ВГСПУ «Грани познания». — №3(17).

    Сентябрь. — 2012. [Электронный ресурс]. URL. www.grani.vspu.ru (дата обращения 27.05.2013).

  8. Вагнер И.В. Воспитание и социализация студенческой молодежи в процессе высшего профессионального образования // Вестник Московского университета имени С. Ю. Витте. Серия 3. Педагогика. Психология. — 2012. — № 1. С. 36-42.
  9. Валькова У.В.Наркотизм в молодежной среде: социологический анализ: Автореферат дисс… канд. социол. наук. -М., 2012. — 22 с.
  10. Васильева Т.В. Основные исторические вехи становления духовно-нравственных ценностей в отечественной педагогике [Электронный ресурс]. URL. http://www.rusnauka.com/index.php/rusnauka. (Дата обращения 10.05.20013).

  11. Гирфанов Р.М., Калинкина М.Ю. Реализация приоритетных национальных проектов в области молодежи в России и Германии: компаративный анализ. ИНИОН // Молодежь России: Сборник рефератов статей из периодических изданий за 2009 г./Сост. П.П.Ловкова, С.Г.Миронова; Отв. за выпуск О.В.Кузьмина. – М.: Российская государственная библиотека для молодежи, 2010. С. 23-29.
  12. Глебова Е.А. Зарубежный опыт педагогической работы с молодежными субкультурами (на материале Великобритании, Германии, США И Канады): Автореферат дисс…канд. педагог. наук. — Волгоград, 2013. — 24 с.
  13. Гольцов А.Ю.Прикладная социальная работа как системный объект исследования: анализ зарубежной практики // Социальная работа в поликультурном обществе: Материалы Международной научно-практической конференции 30-31 мая 2011 г. /Под ред. О.В. Солодянкиной /Издательство «Удмуртский университет». -Ижевск, 2011. — С. 16-21.
  14. Гуралевич Н.К. Взаимодействие образования и религии в контексте духовно-нравственного воспитания молодежи // Материалы IV всероссийской межвузовской научной конференции «Наука и образование в развитии промышленной, социальной и экономической сфер регионов России». Пленарные доклады. [Электронный ресурс]. URL. http://www.mivlgu.ru/conf/zvorykin2012/pdf/Section_13.pdf . С. 469. (Дата обращения 01.05.2013).

  15. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. — М.: Просвещение, 2009. — 58 с.
  16. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (извлечения) // Народное образование. — 2010. — № 1. — С.39-46.
  17. Дармодехин С.В. Институт семьи и воспитания РАО: состояние исследований и перспективы развития // Известия Российской академии образования. — 2011. — № 2. — С. 29-38.
  18. Дорохова Т.С. Специфика социально­педагогическойдеятельности частнойшколы: историяи современность// Социальная педагогика. – 2012. –№2. – С. 119-125.
  19. Загрекова Л.В. Духовно-нравственное воспитание — базовая основа современного образования детей и молодежи // Наука и школа. — 2011. — № 5. — С. 96-99.
  20. Иванов А.В. Социальная педагогика: Учебное пособие / А.В. Иванов и др.; под общ. ред. проф. А. В. Иванова. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2011. — 424 с.
  21. Иванов А.В. Социально-педагогическая поддержкавусловиях культурной среды школы // Социальнаяпедагогика:вызовы ХХ1 века: Материалы Международ. конгресса специалистов социальной сферы / отв. ред. Е.А. Юрина.– Тамбов:Изд.домТГУ им.Г.Р. Державина,2011.С. 230-336.
  22. КалинкинаМ.Ю.ИнновациииприоритетыгосударственноймолодежнойполитикивРоссиииФРГ. ИНИОН //МолодежьРоссии:Сборникрефератовстатейизпериодическихизданий за 2009 г./Сост. П.П.Ловкова, С.Г.Миронова; Отв. за выпуск О.В.Кузьмина. – М.: Российская государственная библиотека длямолодежи, 2010. С. 29-34
  23. Кларин В.М. Идеалы и пути воспитания в творениях русских религиозных философов ХIХ-ХХ вв. — М.: РГНФ, 1996. — 123 с.
  24. Клименко В.А. Профессиональная социализация студентов:структурно-функциональная модель // Социологический альманах. -Минск: Белорусская наука, 2012. — Вып. 3.- С. 93-94.
  25. Климишин И.А., Климишин О.И. Постичь мир и себя в нем (тем, кто задумывается над местом религии в своем мировоззрении).

    — Ивано-Франковск: Гостинец, 2001. — 204 с. ;Солнечный Э. Коучинг больного общества // Неведомый мир. — 2012. — №2. — С. 17-23;Урсул А.Д. «Спасительная» миссия образования для устойчивого развития // Вестник высшей школы (Almamater).

    — 2008. — №11. — С. 22-30.

  26. Кобцева М.А. Система ценностей молодежи и ее влияние на предпочтения в сфере досуга //Мировоззренческие и поведенческие стратегии социализации молодежи в глобальном мире: Cб. трудов Междунар. науч.-практ. конф. / Под ред. проф. В.Н. Белова. — Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2010.С. 160-161.
  27. Кокоренко В.Л. Социальная работа с детьми и подростками : учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования /В.Л.Кокоренко, Н.Ю. Кучукова, И.Ю. Маргошина. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 256 с.
  28. Кон И.С. Ребенокиобщество:Учеб.пособиедлястуд.высш.учеб. заведений. — М.: Академия, 2003. — 336 с.
  29. Колосова О.Ю. Использование социально-педагогических технологий в духовно-нравственном воспитании и развитии личности // Фундаментальные исследования. — 2011. -№ 8. — С. 32-35.
  30. Кравченко С.А.Становление сложного общества: к обоснованию гуманистической теории сложности. — М.: МГИМО-Университет, 2012. — 306 с.
  31. Липский И.А. Социально-педагогические технологии духовно-нравственного воспитания // СОТИС — социальные технологии, исследования. — 2008. -№2. — С. 25.
  32. Лихачев Б.Т. Социология воспитания и образования : курс лекций по соц. педагогике / Б.Т. Лихачев. — М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010. — 295 с.
  33. Лихачев Б.Т. Философия воспитания : спец. курс / Б.Т. Лихачев. — М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010. — 335 с.
  34. Ломоносов М.В. Для пользы общества/ М.В. Ломоносов; вступ. ст. А.С. Елеонской. – М.: Сов. Россия, 1990.- 384 с.
  35. Манько Ю.В., Оганян К.М. Социология молодежи. — СПб.: ИД «Петрополис», 2008. — 316 с.
  36. Матвеева А.И., Стожко Д.К. Проблема духовной социализации в российском обществе на пороге XXI в. // Вестник МГОУ. Серия «Философские науки».- 2012. — № 1. — С. 13-19.
  37. Методика и технология работы социального педагога в общеобразовательном учреждении: учебное пособие / составитель Г.Ю. Титова; ГОУ ВПО «Томский государственный педагогический университет». – Томск: Изд-во ТГПУ, 2009. – 72 с.
  38. Никандров Н.Д. Духовно-нравственное воспитание как задача современной системы образования // Современное образование как открытая система: коллективная монография / под ред. Н.Г. Ничкало, Г.Н. Филонова, О.В. Суходольской-Кулешовой. — М.: Институт научной и педагогической информации РАО, издательство «ЮНИТИ-ДАНА», издательство «ЮРКОМПАНИ», 2012. С. 3-4.
  39. Новиков Н.И. О воспитании и наставлении детей // Избранные сочинения. -под редакцией Г.П. Макогоненко. — М.; Л. 1951. — С. 417-507.
  40. Носкова А.В. Социальное воспитание детей и молодежи России: современные реалии и проблемы // Демографические исследования. — 2012. — № 14. [Электронный ресурс]. URL. http://www.demographia.ru. (Дата обращения 01.05.2013).

  41. О состоянии и перспективах развития воспитания детей в Российской Федерации; Аналитический доклад. — М.: ГосНИИ семьи и воспитания РАО, 2000. — 160 с.
  42. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 12.12.2012 «Послание Президента Владимира Путина Федеральному Собранию РФ» // Российская газета, № 287, 13.12.2012.
  43. Руднева И.А. Социальная зрелость личности будущего специалиста социально-образовательной сферы: сущность и условия формирования // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. Сер. : Педагогические науки. — 2009. — № 6 (40).

    -С. 84- 87.

  44. Саух П.Ю. XX столетие. Итоги. — 2-е изд., дополн. и перераб. — К.: «МП Леся», 2009. — 284 с.
  45. Сергейко С.А. История образования и педагогической мысли. — Гродно: ГрГУ, 2010. — 186 с.
  46. Серикова Л.А. Эволюция представлений о сущности духовно-нравственного воспитания личности в отечественной педагогической науке // Электронный научный журнал КубГАУ. — 2012. — № 81 (07).

    [Электронный ресурс]. URL. http://ej.kubagro.ru/2012/07/pdf/44.pdf . (Дата обращения 02.05.2013).

  47. СмелзерН. Социология / Н. Смелзер; пер. с англ. – М.: Феникс, 1994. – 652 с.
  48. Современное образование как открытая система: коллективная монография / под ред. Н.Г. Ничкало, Г.Н. Филонова, О.В. Суходольской-Кулешовой. — М.: Институт научной и педагогической информации РАО, издательство «ЮНИТИ-ДАНА», издательство «ЮРКОМПАНИ», 2012. — 576 с.
  49. Социально-педагогическая технология: Учебник для бакалавров / Под редакцией Е.И. Холостовой, Л.И. Кононовой. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013. — 478 с.
  50. Социально-педагогической технологии в различных сфеpax жизнедеятельности /Под ред. проф. П. Д. Павленка: Учебное пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. –М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и КО »,2009. – 596 с.
  51. Степанищенко О.В. Исследование молодежи как особой социальной группы в социально-гуманитарных науках // Электронный научный журнал КубГАУ, №73(09), 2011.[Электронный ресурс]. URL. http://ej.kubagro.ru/2011/10/pdf/26.pdf (Дата обращения 25.05.2013).

  52. Толстой Л.Н. Собрание сочинений в двадцати двух томах Том 19.Избранные письма 1882-1899 годы. — М.: Художественная литература, 1984.- 154 с.
  53. Ушинский К.Д. Избранные педагогическиесоч.: В 2-х т. Т. 1. М.: Учпедгиз,1953. С. 327-332.
  54. Холостова Е.И. Зарубежный опыт социальной работы: Учебное пособие / Е.И. Холостова, А.Н. Дашкина, И.В. Малофеев. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2012. — 368 с.
  55. Холостова Е.И. Социальная работа с дезадаптированными детьми: Учебное пособие. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2012. — 272 с.
  56. Чекина Е.В. Теория нравственного воспитания: история развития и современное состояние : монография / Е.В. Чекина. — Гродно : ГрГУ, 2008. -119 с.
  57. Черкасова Ю.Ю. Ценности современной молодежи // Мировоззренческие и поведенческие стратегии социализации молодежи в глобальном мире: Cб. трудов Междунар. науч.-практ. конф. / Под ред. проф. В.Н. Белова. — Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2010. С. 58-59.
  58. Штинова Г.Н. Социальная педагогика: учеб. для студентов вузов /Г.Н. Штинова, М.А. Галагузова, Ю.Н. Галагузова / под общ. ред. М.А. Галагузовой. – М.:Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. – 447 с.
  59. Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. — М.: Прогресс, 1969. — 240 с.
  60. Ювеналий, архиепископ Курский и Рыльский. К.Д. Ушинский и православие // Народное образование. — 1994. — № 9-10. — С. 110-113.

Страница: