По информатике : «Продуктивное использование новых образовательных технологий на уроке»

Информационные технологии – процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных, для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления.

Стремительное развитие сетевых информационных технологий, кроме заметного снижения временных и пространственных барьеров в распространении информации, открыло новые перспективы в сфере образования. Можно с уверенностью утверждать, что в современном мире имеет место тенденция слияния образовательных и информационных технологий и формирование на этой основе принципиально новых интегрированных технологий обучения, основанных, в частности, на Интернет-технологиях.

Бурный поток новой информации, рекламы, компьютерных технологий в телевидении, распространение всевозможных новейших телефонов, смартфонов, компьютеров оказывают большое влияние на воспитание и формирование ребенка, его восприятие окружающего мира. Проблема компьютеризации, внедрение новых информационных технологий в жизнь общества является одной из глобальных проблем современного мира. Причиной этому послужило то, что раньше не было столько информации в одном источнике, поэтому внедрение информационных технологий в образовательный и обучающий процесс можно считать необходимым и верным шагом в развитие современного информационного мира в целом.

Сами информационные технологии требуют сложной подготовки, больших первоначальных затрат и наукоемкой техники. Их введение должно начинаться с создания математического обеспечения, формирования информационных потоков в системах подготовки специалистов.

Актуальностью является то, что развитие области сетевых услуг привело к возникновению и распространению серверов, которые направлены на предоставлении данных по конкретной тематике. Сегодня Интернет-технологии позволяют учащимся расширять свои познания в любой сфере исследования.

Цель данной работы: изучить использование новых образовательных технологий на уроке.

Объект работы : учебно-воспитательный процесс в школе.

Предмет исследования: продуктивное использование новых образовательных технологий на уроке.

Задачи исследования:

4 стр., 1785 слов

Теоретические основы исследования процесса социализации детей ...

... процесса социализации детей старших дошкольников (6-7 лет). 3. Охарактеризовать технологические основы обеспечения социализации детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению. Глава 1. Теоретические основы исследования процесса социализации детей старших дошкольников 1.1 Понятие и сущность процесса социализации. Понятие «социализация» ...

  • выяснить и понять эффективность и потребность использования компьютерных технологий в учебном процессе, — выявить преимущества и недостатки от использования компьютерных технологий в учебном процессе;
  • оценить плодотворность и результативность внедрения компьютерных технологий в учебный процесс.

Г лава1 . Внедрение новых образовательных технологий на уроках

    1. История развития информационных технологий

Что же такое технология? В переводе с греческого «техно» – искусство, мастерство, «логос» – наука, дословно – наука о мастерстве. Педагогов интересуют педагогические технологии – это научно обоснованная совокупность совместных действий учителя с учащимися, точное проектирование и реализация, которые в образовательном процессе гарантированно приводят к результату. Одним из приоритетных направлений в системе образования современного общества является информатизация образования, т.е. внедрение средств новых информационных технологий в систему образования. Эта тенденция соответствует изменившимся целям среднего образования, которые требуют обновления методов, средств и форм организации обучения. Перед образованием в новом тысячелетии стоит задача перехода на более качественный уровень, соответствующий современным требованиям не только по своим целям, но и по своей структуре. Общеобразовательное учреждение является центральным звеном всей системы образования, социокультурной базой воспитания и развития детей.

Под информационной технологией понимается процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта).

Если в качестве признака информационных технологий выбрать инструменты, с помощью которых проводится обработка информации (инструментарий технологии), то можно выделить следующие этапы ее развития:

1-й этап (до второй половины XIX в.) – « ручная » информационная технология, инструментарий которой составляли: перо, чернильница, книга. Коммуникации осуществлялись ручным способом путем переправки через почту писем, пакетов, депеш. Основная цель технологии – представление информации в нужной форме.

2-й этап (с конца XIX в.) – «механическая » технология, оснащенная более совершенными средствами доставки почты, инструментарий которой составляли: пишущая машинка, телефон, диктофон. Основная цель технологии – представление информации в нужной форме более удобными средствами.

11 стр., 5464 слов

Информационные технологии в образовании

... в рамках международного разделения труда в национальных конкурентоспособных информационных технологий и ресурсов; обеспечить первоочередное развитие опережающего производства информации и знаний; подготовить квалифицированные кадры; реализовать комплексное внедрение информационных технологий в сферу производства, управления, образования, ...

3-й этап (40 – 60-е гг. XX в.) – «электрическая » технология, инструментарий которой составляли: большие ЭВМ и соответствующее программное обеспечение, электрические пишущие машинки, ксероксы, портативные диктофоны. Основная цель информационной технологии начинает перемещаться с формы представления информации на формирование ее содержания.

4-й этап (с начала 70-х гг.) – «электронная » технология, основным инструментарием которой становятся большие ЭВМ и создаваемые на их базе автоматизированные системы управления (АСУ) и информационно-поисковые системы, оснащенные широким спектром базовых и специализированных программных комплексов. Центр тяжести технологии еще более смещается на формирование содержательной стороны информации для управленческой среды различных сфер общественной жизни, особенно на организацию аналитической работы.

5-й этап (с середины 80-х гг.) – «компьютерная » («новая») технология, основным инструментарием которой является персональный компьютер с широким спектром стандартных программных продуктов разного назначения. На этом этапе происходит процесс персонализации АСУ, который проявляется в создании систем поддержки принятия решений определенными специалистами. Подобные системы имеют встроенные элементы анализа и искусственного интеллекта для разных уровней управления, реализуются на персональном компьютере и используют телекоммуникации. В связи с переходом на микропроцессорную базу существенным изменениям подвергаются и технические средства бытового, культурного и прочего назначений.

6-й этап – «сетевая технология » (иногда ее считают частью компьютерных технологий) только устанавливается. Начинают широко использоваться в различных областях глобальные и локальные компьютерные сети. Ей предсказывают в ближайшем будущем бурный рост, обусловленный популярностью ее основателя – глобальной компьютерной сети Internet.

В последние годы термин «информационные технологии» часто выступает синонимом термина «компьютерные технологии», так как все информационные технологии в настоящее время так или иначе связаны с применением компьютера. Однако, термин «информационные технологии» намного шире и включает в себя «компьютерные технологии» в качестве составляющей. При этом, информационные технологии, основанные на использование современных компьютерных и сетевых средств, образуют термин «Современные информационные технологии».

    1. Компьютеризация школьного образования

В условиях современного динамичного развития общества и усложнения его технической и социальной инфраструктуры важнейшим стратегическим ресурсом становится информация. Наряду с традиционными, материальными и энергетическими ресурсами – современные информационные технологии, позволяющие создавать, хранить, перерабатывать и обеспечивать эффективные способы представления информации потребителю, стали не только важным фактором жизни общества, но и средством повышения эффективности управления всеми сферами общественной деятельности. Уровень информатизации, кроме того, становится одним из существенных факторов успешного экономического развития и конкурентоспособности региона как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Автоматизация на основе применения компьютеров и вычислительных сетей проникает сегодня во все сферы жизни современного общества, связанные с использованием и переработкой информации, начиная с производственной сфере, где уже появились автоматизированные системы проектирования, управления производством, технологическими процессами и др. Компьютеризация школьного образования относится к числу крупномасштабных инноваций, пришедших в российскую школу в последние десятилетия. В настоящее время принято выделять следующие основные направления внедрения компьютерной техники в образовании:

4 стр., 1504 слов

Роль информации в современном обществе

... план информационной индустрии, связанной с производством технических средств, методов, технологий для производства новых знаний. Параллельно с развитием техники развивалось и само понятие информации, ... в следующем: возможности, предоставляемые современными цифровыми технологиями, поистине огромны, но пользоваться ими для достижения своих социальных и экономических целей может лишь небольшой ...

  • использование компьютерной техники в качестве средства обучения, совершенствующего процесс преподавания, повышающего его качество и эффективность;

  • использование компьютерных технологий в качестве инструментов обучения, познания себя и действительности;

  • рассмотрение компьютера и других современных средств информационных технологий в качестве объектов изучения;

  • использование средств новых информационных технологий в качестве средства творческого развития обучаемого;

  • использование компьютерной техники в качестве средств автоматизации процессов контроля, коррекции, тестирования и психодиагностики;

  • организация коммуникаций на основе использования средств информационных технологий с целью передачи и приобретения педагогического опыта, методической и учебной литературы;

  • использование средств современных информационных технологий для организации интеллектуального досуга;

  • интенсификация и совершенствование управления учебным заведением и учебным процессом на основе использования системы современных информационных технологий.

Возможности современной вычислительной техники в значительной степени адекватны организационно-педагогическим и методическим потребностям школьного образования:

  • вычислительные – быстрое и точное преобразование любых видов информации (числовой, текстовой, графической, звуковой и др.);

    5 стр., 2087 слов

    Технология программированного обучения

    ... Этапы программированного обучения В общей структуре процесса разработки технологии программированного обучения выделяется пять характерных этапов 1) определение целей и задач обучения; 2) ... возможность успешного ее использования в педагогической практике для достижения поставленных целей. Принципы программированного обучения, Первым принципом программированного обучения является определенная иерархия ...

  • транспьютерные – способность компьютера к приему и выдаче информации в самой различной форме (при наличии соответствующих устройств);

  • комбинаторные – возможность запоминать, сохранять, структурировать, сортировать большие объемы информации, быстро находить необходимую информацию;

  • графические – представление результатов своей работы в четкой наглядной форме (текстовой, звуковой, в виде рисунков и пр.);

  • моделирующие — построение информационных моделей (в том числе и динамических) реальных объектов и явлений.

Перечисленные возможности компьютера могут способствовать не только обеспечению первоначального становления личности ребенка, но и выявлению, развитию у него способностей, формированию умений и желания учиться, созданию условий для усвоения в полном объеме знаний и умений.

На этапах урока, когда основное обучающее воздействие и управление передается компьютеру, учитель получает возможность наблюдать, фиксировать проявление таких качеств у учащихся, как осознание цели поиска, активное воспроизведение ранее изученных знаний, интерес к пополнению недостающих знаний из готовых источников, самостоятельный поиск. Это позволит учителю проектировать собственную деятельность по управлению и постепенному развитию творческого отношения учащихся к учению. Проникновение современных информационных технологий в сферу образования позволяет педагогам качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения. Целью этих технологий в образовании является усиление интеллектуальных возможностей учащихся в информационном обществе, а также гуманизация, индивидуализация, интенсификация процесса обучения и повышение качества обучения на всех ступенях образовательной системы. И.В.Роберт выделяет следующие основные педагогические цели использования средств современных информационных технологий: 1) Интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса за счет применения средств современных информационных технологий:

— повышение эффективности и качества процесса обучения;

— повышение активности познавательной деятельности;

— углубление межпредметных связей;

— увеличение объема и оптимизация поиска нужной информации.

2) Развитие личности обучаемого, подготовка индивида к комфортной жизни в условиях информационного общества:

— развитие различных видов мышления;

— развитие коммуникативных способностей;

— формирование умений принимать оптимальное решение или предлагать варианты решения в сложной ситуации;

3 стр., 1167 слов

Инновационные технологии обучения в дошкольном образовании

... и реформирования системы дошкольного образования. Под педагогическими инновациями следует понимать нововведения в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения, имеющие целью повышение их эффективности. Таким образом, инновационный процесс заключается в формировании ...

— эстетическое воспитание за счет использования компьютерной графики, технологии мультимедиа;

— формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации;

— развитие умений моделировать задачу или ситуацию;

— формирование умений осуществлять экспериментально-исследовательскую деятельность.

3) Работа на выполнение социального заказа общества:

— подготовка информационно грамотной личности;

— подготовка пользователя компьютерными средствами;

— осуществление профориентационной работы в области информатики.

Принимая во внимание огромное влияние современных информационных технологий на процесс образования, многие педагоги все с большей готовностью включают их в свою методическую систему. Однако, процесс информатизации школьного образования не может произойти мгновенно, согласно какой-либо реформе, он является постепенным и непрерывным.

Практическая реализация компьютерных технологий и переход на последующие этапы информатизации связана с отбором содержания отдельных предметов с целью создания компьютерных программ.

Программное обеспечение должно отражать действующий учебный план и быть сопряженным во времени с учебным планом школы. Таким образом, одной из ведущих научно-методических проблем в данном случае становится создание методологии проектирования современных учебных (информационных) технологий применительно к школьному образованию.

Компьютерные учебные программы заявили о себе, как о средстве обучения, в начале 70-х годов в период появления персональных компьютеров, но до сих пор не имеют общепризнанного и «узаконенного» названия. Наиболее часто встречаются такие формулировки, как: программно-методический комплекс, обучающие программы, программные средства учебного назначения, контролирующе-обучающие программы и др. Наиболее широким из них является понятие – программное средство учебного назначения.

    1. Особенности использования новых образовательных технологий в образовательном процессе

Широкое развитие информационных технологий (ИТ) и их проникновение во все сферы жизни общества является глобальной тенденцией мирового развития последних десятилетий. В настоящее время в связи с развитием компьютерной техники и современных средств коммуникации, когда использование ИТ становится необходимым практически в любой сфере деятельности человека, все чаще ведется речь об информационной технологии обучения. Овладение навыками этих технологий еще за школьной партой во многом определяет успешность будущей профессиональной подготовки нынешних учеников.

Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования – внедрение средств новых информационных технологий в систему образования. Это сделает возможным:

9 стр., 4309 слов

«Применение современных информационных компьютерных технологий ...

... ставится задача организации внеурочной деятельности школьников, основанной на использовании преимущество информационных и коммуникационных технологий и обеспечивающей: повышение эффективности и качества внеучебной и внеурочной деятельности; активизацию познавательной и творческой деятельности школьников за счет ...

— совершенствование механизмов управления системой образования на основе использования автоматизированных банков данных научно – педагогической информации, информационно-методических материалов, а также коммуникационных сетей;

— совершенствование методологии и стратегии отбора содержания, методов и организационных форм обучения, соответствующих задачам развития личности обучаемого в современных условиях информатизации общества;

— создание методических систем обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучаемого, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять информационно-учебную, экспериментально-исследовательскую деятельность, разнообразные виды самостоятельной деятельности по обработке информации;

— создание и использование компьютерных тестирующих, диагностирующих, контролирующих и оценивающих систем.

Сравнительно недавно можно было услышать мнение о том, что использование компьютера в качестве технического средства на своих уроках возможно лишь для учителя информатики и что другим преподавателям он, вроде бы, и не нужен. Но сегодня уже становится понятным, что ИТ открывают большие возможности в различных отраслях профессиональной деятельности, они предлагают современные и удобные средства для решения многих задач, в том числе и образовательных. Современные ИТ, позволяющие создавать, хранить, перерабатывать информацию и обеспечивать эффективные способы ее представления ученику, являются мощным инструментом ускорения образовательного процесса. Специфика системы образования состоит в том, что она является с одной стороны потребителем, а с другой – активным производителем информационных технологий. При этом технологии, рожденные в системе образования, используются далеко за ее пределами.

Появление компьютеров вызвало небывалый интерес к их применению в сфере обучения. Процесс компьютеризации необратим, остановить его ничто не может. Практически все развитые страны широко разрабатывают ИТ обучения. Это вызвано тем, что компьютер стал средством повышенной производительности труда во всех сферах деятельности человека. Резко возрос объем необходимых знаний, и с помощью традиционных способов и методик преподавания уже невозможно подготовить требуемое количество высокопрофессиональных специалистов. С использованием ИТ в обучении во всем мире связаны надежды повысить эффективность учебного процесса, уменьшить разрыв между требованиями, которые общество предъявляет подрастающему поколению, и тем, что действительно дает школа. Эффективность применения ИТ для решения этих задач обусловлена следующими факторами:

— разнообразие форм представления информации;

— высокая степень наглядности;

— возможность моделирования разнообразных процессов;

— освобождение от рутинной работы, отвлекающей от усвоения основного содержания;

4 стр., 1884 слов

Информационно-коммуникационные технологии в деятельности преподавателя

... творческой деятельности, состоящий: в анализе информации о возможностях различных видов новых информационных технологий, в разработке ... метода проектов в учебно-познавательной деятельности учащихся с использованием средств информационно-коммуникационных технологий. В качестве теоретической ... интерес у педагогов к компьютерному обучению, обеспечение качества и эффективность обучения с использованием ...

— хорошая приспособленность для организации коллективной исследовательской работы;

— возможность дифференцированного подхода к работе учащихся в зависимости от уровня подготовки, познавательных интересов и т.д.;

— организация оперативного контроля и помощи со стороны учителя.

ИТ не только облегчают доступ к информации и открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, построить образовательную систему, в которой ученик был бы активным и равноправным участником образовательной деятельности.

Теоретическим фундаментом для всех последующих исследований являются работы А.П. Ершова. Ему принадлежит лозунг начала 80-х годов «программирование – вторая грамотность». В начале 90-х годов ХХ века в нашей стране появляется Концепция образования, которая формулирует «… отправные положения начинающегося процесса перестройки образования в условиях информатизации общества». Именно с этого момента наблюдается поворот от повсеместного изучения только элементов программирования в школах к современному уровню использованию информационных технологий в образовании.

Практически все исследователи приходят к единому выводу о высокой эффективности использования ИКТ в учебном процессе.

Использование ИТ позволяет заменить многие традиционные средства обучения. Во многих случаях такая замена является эффективной, так как позволяет поддерживать у учащихся интерес к предмету, позволяет создать информационную обстановку, стимулирующую интерес и пытливость ребенка. В школе компьютер дает возможность учителю оперативно сочетать разнообразные средства, способствующие более глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала, экономит время урока, позволяет организовать процесс обучения по индивидуальным программам.

Обучающие компьютерные программы реализуют одно из наиболее перспективных применений новых ИТ в обучении. Они позволяют давать иллюстрации важнейших понятий предметов на уровне, обеспечивающем качественные преимущества по сравнению с традиционными методами изучения. В их основе заложено существенное повышение наглядности, активизации познавательной деятельности ученика, сочетание механизмов вербально-логического и образного мышления. Традиционные требования к учебным знаниям (запомнить, уметь воспроизвести) постепенно трансформируются в требования к базовым информационным умениям типа поиска знаний (уметь найти и применить при решении поставленных задач).

Современные мультимедийные компьютерные программы и телекоммуникационные технологии открывают учащимся доступ к нетрадиционным источникам информации – электронным гипертекстовым учебникам, образовательным сайтам, системам дистанционного обучения и т.п., это призвано повысить эффективность развития познавательной самостоятельности и дать новые возможности для творческого роста школьников. 1 Информационные технологии (ИТ) в общеобразовательной школе традиционно рассматривают в трех аспектах, как предмет изучения, как средство обучения, как инструмент автоматизации учебной деятельности.

16 стр., 7511 слов

«Технологии развивающего обучения во внеурочной деятельности ...

... особенности применяемых технологий развивающего обучения во внеурочной деятельности с обучающимися. Объект курсовой работы: применение образовательного процесс. Предмет: особенности в обучении во внеурочной работы. Для достижения ... обеспечит воспитание свободной личности [3, с.25]. Наиболее продуктивно воспитание осуществлять в свободное от обучения время. Во внеурочной деятельности создаются ...

Стремительное развитие информационного общества, проявление и широкое распространение технологий мультимедиа, электронных информационных ресурсов, сетевых технологий позволяют использовать ИТ в качестве средства обучения, общения, воспитания, интеграции в мировое пространство. Совокупность традиционных и информационных направлений внедрения ИТ в общеобразовательной школе создает предпосылки для реализации новой интегрированной концепции применения ИТ в образовании. Сущность этой концепции заключается в реализации ИТ для личностно-ориентированного развития всех участников педагогического процесса: учащихся, преподавателей, администрации. Это становится возможным только при условии комплексного воздействия информационных технологий на всех субъектов педагогической системы, то есть при условии создания информационной среды и информационных ресурсов образовательного процесса.

1 [ Статья. Информатизация образования. Факторы, обуславливающие эффективность применения ИКТ. Варианты использования информационных ресурсов на уроках. Психолого-педагогические аспекты применения ИКТ].

1.4. Преимущества и недостатки в использовании новых образовательных технологий в образовательном процессе

В начальных параграфах были описаны преимущества и существенные плюсы компьютерных технологий в процессе обучения школьников, но не стоит упускать из внимания, что где есть преимущества имеются несомненно и недостатки.

При применении компьютерных технологий актуальным становится вопрос о взаимодействии компьютера и элементов других технологий. Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений, навыков.

Перечислим преимущества использования компьютерных технологий в учебном процессе младших школьников:

— индивидуализация обучения;

— интенсификация самостоятельной работы учащихся (учитель может

— рост объема выполненных на уроке заданий (дети, которые быстрее усваивают материал могут закреплять изученное, делая похожие задания, которые будут помогать закрепить материал);

— возможность получения различного рода материалов через сеть Интернет и использование специальных дисков;

— игровой момент: решишь верно примеры – откроешь картинку, вставишь правильно все буквы — продвинешь ближе к цели сказочного героя;

— компьютер дает учителю новые возможности, позволяя вместе с учеником получать удовольствие от увлекательного процесса познания, не только силой воображения раздвигая стены школьного кабинета, но с помощью новейших технологий позволяет погрузиться в яркий красочный мир. Такое занятие вызывает у детей эмоциональный подъем, даже отстающие ученики охотно работают с компьютером;

— нтегрирование обычного урока с компьютером позволяет учителю переложить часть своей работы на ПК, делая при этом процесс обучения более интересным, разнообразным, интенсивным. — возможность ученику моментально, сразу после выполненного теста, контрольный работы получить объективную отметку за его работу.

Недостатки использования компьютерных технологий в учебном процессе младших школьников:

— нет компьютера в домашнем пользовании многих учащихся и учителей, время самостоятельных занятий в компьютерных классах отведено далеко не во всех школах.

— в рабочем графике учителей не отведено время для исследования возможностей Интернет.

— отсутствие демонстрационного центра. (не все школы снабжены специальной техникой)

— не хватает компьютерного времени на всех.

— в школьном расписании не предусмотрено время для использования Интернет на уроках

— при недостаточной мотивации к работе учащиеся часто отвлекаются на игры, музыку, проверку характеристик ПК и т.п.

Глава 2. Использование новых образовательных технологий на уроках информатики

2.1. Применение новых образовательных технологий на уроках информатики

Современное информационное общество предъявляет ко всем типам образовательных учреждений новые требования к подготовке выпускников. Учащиеся должны иметь необходимые знания, умения и навыки, адаптационные, мыслительные и коммуникативные способности, а также владеть способами работы с информацией:

  • собирать необходимые для решения имеющихся проблем факты,

  • анализировать их, предлагать гипотезы решения проблем,

  • обобщать факты, сопоставлять решения, устанавливать статистические закономерности, аргументировать свои выводы и применять их для решения новых проблем,

  • применять современные средства получения, хранения, преобразования информации и др.

Исследователи называют важное направление решения названной задачи — интеграцию средств информационных технологий в образовательный процесс. Эта интеграция предполагает применение в учебном процессе компьютера, который используется как эффективное средство поддержки обучения школьников. Данная поддержка возможна и целесообразна как на этапе проектирования, так и при осуществлении учебного процесса.

Новая эпоха ставит перед школьным образованием важную задачу — подготовить учеников к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде, к возможности получения дальнейшего образования с использованием информационных технологий обучения.

Обучение — это передача информации ученику. По определению академика В.Н.Глушкова, информационные технологии — процессы, связанные с переработкой информации, следовательно, в обучении информационные технологии использовались всегда. Более того, любые методики или педагогические технологии описывают, как переработать и передать информацию, чтобы она была наилучшим образом усвоена учащимися, то есть любая педагогическая технология — это информационная технология. Когда же компьютеры стали настолько широко использоваться в образовании, что появилась необходимость говорить об информационных технологиях обучения. Выяснилось, что они давно фактически реализуются в процессах обучения, и тогда появился термин «новая информационная технология обучения».

Таким образом, появление такого понятия «новая информационная технология (НИТ)» связано с появлением и широким внедрением компьютеров в образовании.

Информационные технологии включают программированное обучение, интеллектуальное обучение, экспертные системы, гипертекст и мультимедиа, микромиры, имитационное обучение, демонстрации. Эти частные методики должны применяться в зависимости от учебных целей и учебных ситуаций. В одних случаях необходимо глубже понять потребности учащегося, в других — анализировать знания в предметной области, в третьих — учитывать психологические принципы обучения.

Главное в НИТ — это компьютер с соответствующим техническим и программным обеспечением, а новые информационные технологии обучения — это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, с помощью компьютера.

Таким образом, основой является процесс обучения со своими особенностями, а компьютер — это мощный инструмент, позволяющий решать новые, ранее не решенные, дидактические задачи.

Структура управления качеством образования с использованием НИТ может быть представлена в виде следующей последовательности действий:

  • Формирование цели.

  • Конкретизация цели.

  • Создание педагогической системы контроля.

  • Создание психологической системы контроля.

  • Создание системы педагогического мониторинга.

  • Создание системы психологического мониторинга.

  • Определение начального состояния ученика (педагогическое, психологическое).

  • Выработка прогноза по ученику (педагогическая траектория, психологическая траектория).

  • Формулировка цели для ученика (педагогическая, психологическая).

  • Анализ полученных результатов процесса обучения.

  • Корректировка целеполагания и деятельности на всех уровнях.

В школе сейчас наблюдается снижение исходной мотивации школьников к изучению научно-ориентированных предметов и успеваемость по ним. Это коснулось и предмета «Информатика и ИКТ». Однако явно проявляется социальный запрос, направленный на бизнес-ориентированное применение информационных технологий, пользовательские навыки работы на персональных компьютерах для подготовки и печати документов, бухгалтерских расчетов и т.д.

На самом деле содержание обучения информатике не ограничивается только информационными технологиями, а несет в себе значительный мировоззренческий потенциал, присущий именно этому предмету.

Таким образом, моей задачей на уроках информатики является сформировать у ученика информационную компетентность, которая включает в себя целостное миропонимание и научное мировоззрение, основанное на понимании возможности математического описания единства основных информационных законов в природе и обществе, и преобразование в практике информационных объектов с помощью средств информационных технологий, и этические, правовые нормы поведения людей в информационной среде.

Все полученные навыки учащиеся применяют для создания проектов по различным темам по информатике, а также и по другим предметам (химии, биологии, географии, литературы и т.д.) с использованием исследовательской деятельности.

Данным опытом разрешаются противоречия между:

  • требованиями к качеству образования выпускника по информатике и отношением учащихся к информатике;

  • интересом учащихся к информатике как к игровой дисциплине и требованиями, предъявляемыми к профессиям, связанными с ИКТ;

  • запросами родителей на изучение дисциплины только в пользовательском аспекте и требованием минимального стандарта содержания образования по информатике;

  • возрастающим объемом необходимой информации и временем, отведенным для ее усвоения.

Содержание учебной работы строится на основе Стандарта по «Информатике и информационно-коммуникационным технологиям».

Теоретически каждый учитель и ученик должны:

  • знать о существовании общедоступных источников информации и уметь ими пользоваться;

  • уметь понимать и сознательно использовать различные формы и способы представления данных в вербальной, графической и числовой формах;

  • уметь оценивать достоверность и практическую полезность имеющихся данных с различных точек зрения, использовать их для решения конкретных практических задач.

Однако не все учебные программы отвечают этим требованиям. В современной образовательной практике предполагается совместное создание информационных блоков учителем и учеником.

При создании проекта изучения темы учитель может использовать компьютер в качестве

  • источника информации, связанной с новейшими научными открытиями и техническими достижениями, в этом случае желательно подключение компьютера к сети Интернет;

  • устройства, с помощью которого можно просмотреть и отобрать для учебных занятий компьютерные демонстрации опытов и явлений, учебные программы для моделирования процессов (это возможно при наличии CD-ROM, программного обеспечения);

  • средства отбора и составления обучающих программ для отработки учебных умений учащихся и подготовки тестов для диагностического входного, выходного, промежуточного и тематического контроля (самоконтроля) учебных достижений школьников.

Учащимся Интернет предоставляет информационное поле для поиска материала, который не входит в содержание школьного курса. Учащиеся получают поисковые задания для подготовки уроков, а также непосредственно на уроках информатики.

Поэтому важно не само по себе использование ИКТ, так как соответствующие технологии могут быть недоступны или ограниченно доступны в школе. Важно, чтобы на уроке присутствовали необходимые элементы содержания (целенаправленное обучение наблюдению и сбору данных).

И как показывает практика, соответствующие средства ИКТ по мере роста их доступности быстро и легко становятся естественной частью таких уроков.

В Стандарте по «Информатике и ИКТ» конкретно не указывается, с помощью какого программного обеспечения изучать те или иные темы, лишь оговариваются знания, умения и навыки, которыми должны овладеть выпускники. Поэтому выбор программного обеспечения остается за учителем. В своей работе я использую стандартный набор программного обеспечения, а также дополнительно программное обеспечение, позволяющее выполнить требования Стандарта (различные графические редакторы, текстовые процессоры и др.).

Главным признаком того, что данная работа стремится решить задачи обучения школьников телекоммуникационным навыкам, может служить тот факт, что приобретенные навыки учащиеся применяют во внеклассной, общешкольной деятельности. Например, учащиеся:

  • создают презентации для проведения общешкольных и классных мероприятий (традиционные праздники класса и школы);

  • создают презентации для портфолио учащегося и участия в индивидуальных конкурсах (школьных, районных, городских, областных);

  • записывают различные звуковые оформления к праздникам, показам презентаций;

  • создают видеофильмы о классах;

  • участвуют в проектной и исследовательской деятельности и т.д.

Такое коммуникационное пространство существует и эффективно используется, оно естественным образом «втягивает» в себя вновь появляющиеся средства ИКТ. Например, мультимедиа-проектор и электронная мультимедийная доска делают средства презентационной графики обязательным инструментом при подготовке выступлений учителей и учащихся.

Учащимся интересно выполнять задания учителя-предметника (создавать проекты), используя для этого какие-либо знания программы обработки информации. Примерами таких работ являются презентации по литературе, географии, химии, в которые ученики включают информационный, иллюстративный и проверочный материал. Эти проекты учителя, совместно с учеником-автором, используют на своих уроках в других классах.

Использование мультимедиа позволяет учащимся научиться переносить исследовательские навыки на реализацию творческих проектов. Учащиеся применяют полученные знания на практике, вырабатывают такие необходимые в жизни качества, как инициативность, самостоятельность, собранность.

В своей работе я использую различные дидактические средства обучения и контроля учебной деятельности:

  • фронтальные демонстрации уроков, специально созданные по различным темам;

  • индивидуальные демонстрации уроков, специально созданные по различным темам;

  • готовые демонстрации некоторых частей уроков с использованием CD-ROM;

  • видеоролики по различным темам;

  • практические работы, в виде раздаточных материалов;

  • практические работы в электронном виде;

  • тестовые электронные задания для промежуточной проверки знаний по различным темам;

  • контрольные тестовые электронные задания по различным темам.

2.2. Использование информационных технологий.

Использование ИКТ способно преобразить

Использование ИКТ на уроках приводит к качественным изменениям в методике преподавания информатики. Компьютер практически решает проблему индивидуализации обучения, позволяет усилить мотивацию учения. Усвоение знаний, связанных с большим объемом цифровой и иной конкретной информации, путем активного диалога с персональным компьютером более эффективно и интересно для ученика. С помошью обучающихся программ ученик может моделировать реальные процессы, а значит видеть причины и следствия, понимать их смысл.

Цель уроков информатики – развитие познавательных интересов за счет использования методов информатики средств ИКТ при изучении различных предметов; воспитание информационной культуры, включающей соблюдение эстетических и правовых норм информационной деятельности; освоение системы базовых понятий, отражающих системный подход при описании современного мира, где акцентируется внимание на роль информационных процессов в системах различной природы; овладение следующими компетенциями: способность применять, анализировать, преобразовывать информационные модели различных объектов и процессов, использование их в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной деятельности.

Методическим средством организации может стать использование мультимедийных презентаций, которые вызывают любопытство детей, побуждают к обмену впечатлениями – общению, т.к. это яркие, зримые образы, музыка, дикторские тексты, что существенно обновляет методику проведения уроков.

Рассмотрим использование на уроках электронных презентаций.

Презентация — форма подачи материала в виде слайдов, на которых могут быть представлены таблицы, схемы, рисунки, иллюстрации, аудио и видеоматериалы. Электронную презентацию можно рассматривать как дидактическое средство обучения, а мультимедийный проектор— как технические средства, позволяющие показать презентацию в классе. Создание и применение на уроке электронных презентаций сегодня весьма актуально. Это значит, что урок с использованием таких средств должен быть привычным и удобным и для учащихся, и для учителя, не отвлекать внимание школьников на внешнее оформление. Необходимо оговориться, что положительный эффект будет только в том случае, если презентация применяется не один раз, а систематически.

Что же нового дает использование мультимедийных презентаций?

Во-первых, удобство демонстрации.

Во-вторых, методические преимущества:

— возможность остановить, детально рассмотреть зрительный ряд, вернуться к предыдущим слайдам, компьютер выступает в роли доброжелательного, терпеливого собеседника, помогает

— организовать наблюдение, «учит видеть».

В-третьих, решение дидактических задач, что приводит к прочности усвоения материала и быстрому его усвоению, повышается заинтересованность, развивается коммуникативный потенциал личности.

Целями использования презентации на уроке могут быть:

  • актуализация знаний;

  • сопровождение объяснения нового материала;

  • первичное закрепление знаний;

  • обобщение и систематизация знаний.

  • демонстрация условия и решения задачи.

  • взаимопроверка самостоятельных работ с помощью ответов на слайде.

  • проведение тестов.

  • проведение рефлексии.

  • демонстрация портретов ученых и рассказ об их открытиях.

Актуализация знаний чаще проходит в виде беседы с учащимися. Вопросы такой беседы целесообразно дополнить слайдами, но не в виде простого текста. Они могут быть представлены как небольшой видео ряд, фотографии демонстрационных опытов, проведённых ранее, рисунки из учебника, требующие комментария и т. д.

Для того чтобы учащиеся лучше вспомнили изученный материал, можно привести 1-2 слайда из предыдущей презентации (если таковая была), причём их оформление не стоит резко менять под новый фон — так лучше срабатывает ассоциативная память.

На некоторых слайдах могут быть помещены подсказки к ответам, но не сами ответы, так как при этом теряются эффект значимости ответов самих учащихся, их непредсказуемость, а беседа пойдёт в русле «угадай следующий слайд (ответ)».

Первичное закрепление материала обычно проводят в виде беседы или выполнения заданий. В первом случае материал, представляемый для вопросов, может быть оформлен на слайдах презентации. Кроме него и самих вопросов уместно также предложить некий обобщённый материал по ответам учащихся.

Можно предложить школьникам для повторения и дальнейшего самостоятельного комментирования несколько слайдов презентации, использовавшейся при объяснении нового материала, но это должен быть наиболее значимый материал. Во втором случае предпочтительнее использовать индивидуальные карточки, а на слайде презентации показать правильное решение. Если презентация предусмотрена на всех этапах урока, то части её лучше выделить различным фоном, вместе с тем стиль оформления должен восприниматься как единое целое. Важно не перегрузить урок слишком большим числом слайдов, не сделать его монотонным и однообразным. Обобщению и систематизации знаний, как правило, посвящают отдельный урок. Кажется, что нет смысла проводить его с использованием электронной презентации, если при изучении обобщаемой темы (обычно не менее 5 уроков) этот вид наглядности ни разу не использовался. В этом случае учащиеся будут обращать больше внимания на форму, а не на содержание урока. В презентацию обобщающего урока можно включить схемы, таблицы, диаграммы. Построение схем, алгоритмов, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал.

Специфика подготовки урока презентации безусловно определяется типом урока. Успешно применяется при проведении урока – лекции, делает лекцию более эффективной и активизируют работу класса. Презентация позволяет упорядочить наглядный материал. На большом экране можно иллюстрацию показать фрагментами, выделив главное, увеличив отдельные части, ввести анимацию, цвет.

Презентация к уроку лекции может создаваться самим учителем или на основе небольших ученических презентаций, иллюстрирующих их доклады и сообщения. Однако не только лекции можно проводить с мультимедийной поддержкой, но и уроки- анализы. На таком уроке презентация позволяет реализовать интегративный подход к обучению.

Проблемно исследовательское обучение становится ведущим на таких уроках. На слайдах размещается не только дополнительный материал, но и формулируются задания, фиксируются промежуточные и итоговые выводы. В отличие от уроков лекций презентация не просто сопровождает слово учителя, а является в некотором роде интерпретацией текста. Использование анимации, цвета, звука удерживает внимание учащихся. На таких уроках у детей интерес к предмету повышен. С помощью обучающихся программ ученик может моделировать реальные процессы, а значит – видеть причины и следствия понимать их смысл. Компьютерная графика позволяет детям незаметно усваивать учебный материал, манипулируя различными объектами на экране дисплея. На любом этапе урока можно использовать компьютерные презентации, как индивидуально, так с помощью интерактивной.

Применять компьютерные программы можно на любом этапе урока, при повторении.

Компьютерное тестирование в связи с информационной насыщенностью учебного процесса позволяет: 1) более рационально использовать время урока; 2) охватить больший объем содержания; 3) быстро установить обратную связь с учащимися и определить результаты усвоения материала; 4) обеспечить одновременную проверку знаний учащихся всего класса, и сформировать у них мотивацию для подготовки к каждому уроку.

В перечисленных типах уроков презентации созданы учителем, однако, как говорилось выше, ученик тоже может участвовать в создании презентации к уроку. Благодаря внедрению информационно коммуникационных технологий, ребята стали лучше усваивать учебный материал, повысился интерес к предмету. За счет экономии времени, уменьшился объем домашнего задания. Сложность заключается лишь в том, как организовать и распределить рабочее время учителя, потому что провести урок с использованием ИКТ – самое простое и приятное дело. А найти часы (и минуты) на осуществление подготовительного этапа – самого важного в этом процессе вот основная проблема.

Использование современных информационно коммуникационных технологий на уроках способствует повышению познавательной активности и учебной мотивации подрастающего поколения. И все таки, несмотря на увлечённость всеобщей школьной компьютеризацией, информационно коммуникационные технологии не должны стать самоцелью, это всего лишь дополнительное средство, с помощью которого возможно реализовать новые формы сотрудничества учителя и ученика в целях их совместного творчества и личностного развития. А потому выходит, что какими бы техническими ресурсами ни укомплектовывали школы, без живого, творческого подхода к преподаванию не обойтись.

2.3.Использование сетевых технологий на уроках информатики

В современном интегрированном сообществе школьники уже не могут учиться изолированно, ограничиваясь традиционным достаточно замкнутым социумом: учителя, друзья, семья. Телекоммуникации распахивают окна в широкий мир. Учащиеся получают доступ к богатейшим информационным ресурсам сетей и возможность работать совместно над интересующим их проектом учащимися из других стран, в рамках телеконференций — обсуждать проблемы практически со всем миром. Подобная перспектива сотрудничества создает сильнейшую мотивацию для их самостоятельной познавательной деятельности в группах и индивидуально. Совместная работа стимулирует учащихся к ознакомлению с разными точками зрения на изучаемую проблему, к поиску дополнительной информации, к оценке получаемых собственных результатов. Учитель становится руководителем, координатором, консультантом, к которому обращаются не по должности, а как к авторитетному источнику информации, как к эксперту.

Средства информационных технологий позволяют учащимся расширить свой кругозор за счет современных телекоммуникационных сред, научиться отбирать информацию, систематизировать ее, представлять эту информацию в Сети, преобразовывая ее в соответствии с содержанием, имея ввиду практическую значимость представленного информационного ресурса. Роль телекоммуникационной среды в образовании, безусловно, огромна. Учитель перестает быть единственной инстанцией несения истины, а дидактические возможности телекоммуникационное среды в образование с использованием компьютерных технологий уже становится вполне конкурентоспособным на рынке образовательных услуг. Практика показывает, что с помощью телекоммуникационной среды школьники часто и охотно занимаются самообразованием, общаются со своими сверстниками, находят общие интересы.

Телекоммуникации (электронная почта, телеконференции) позволяют учащимся самостоятельно формировать свой взгляд на происходящие в мире события, осознавать многие явления и исследовать их с разных точек зрения, наконец, понять, что некоторые из проблем могут быть решены только совместными усилиями. Это — элементы глобального мышления. Огромное море информации в Интернете открывает перед учащимися возможность подбора необходимого материала в дополнение к имеющимися в учебнике, в справочниках.

Сетевые технологии позволяют использовать в учебном процессе различные программные средства, позволяющие повысить интерес к предмету и следствие этого повысить качество обучения. Одни из методов обучения являются видеоуроки. Видеоуроки позволят повысить уровень образования в 5 раз быстрее чем любая книга или самоучитель, а для того, что бы использовать видеоуроки по информатике на уроке или факультативе необходимо использовать сетевое программное обеспечение. Видеоуроки позволяют дать материал в полном объеме не выкладываясь при этом и не теряя голос. Позволяют рассказать и показать все, что требует программа, не нарушая основной принцип обучения — принцип наглядности. Естественно на каждом уроке необходимо провести основные организационные моменты и пояснения к видеоуроку (в случае необходимости).

Видеоуроки можно использовать с сайта , которые периодически обновляются. Программа NetOpSchool с новым встроенным модулем тестирования (Test Center) проведение тестирования становится еще проще. Вычисление баллов осуществляется автоматически для всех 10 различных типов вопросов. NetOp School дает преподавателям большой набор инструментов для ведения занятий и управления компьютерным классом. Применение NetOp School позволяет преподавателю быть ближе к каждому учащемуся, каждый из которых становится «зрителем в первом ряду». Вы можете транслировать экран преподавателя или любого учащегося на все или выбранные компьютеры класса; просматривать экраны компьютеров учащихся и отслеживать ход работы, проводить тесты, управлять тем, как используются приложения и Интернет на каждом из компьютеров. NetOp School не требует наличия дополнительного аппаратного обеспечения.

Создание локальной сети даёт возможность использовать сетевые мультимедийные ресурсы. Использование мультимедийных курсов на уроках информатики помогает и учителю в преподавании предмета и ученику в освоении предмета.

В настоящее время, когда количество информации интенсивно увеличивается с каждым днем, важное значение для человека приобретает умение быстро находить нужную информацию. Главной задачей школы сегодня является не передача каких-то определенных знаний, а обучение учащихся умению добывать эти знания. Сейчас многие образовательные учреждения имеют доступ к Интернету и должны в полной мере использовать его в образовательном процессе. При проверке пройденного материала можно использовать On-line тесты по различным темам. Изучение учащимися данного раздела в школе дает следующие преимущества:

  • значительно сокращается время подготовки к урокам, за счет того, что поиск нужной информации в Интернете осуществляется гораздо быстрее, чем, например, в библиотеке;

  • повышается актуальность, получаемой информации;

  • учащиеся приучаются систематизировать информацию, выделять главное, ориентироваться в больших объемах информации.

Сегодня можно и нужно активно использовать возрастающий интерес школьников к компьютеру и Интернету не только на уроках информатики. Активное использование Интернет-технологий позволит существенно повысить качество учебного процесса в целом, включить всех учителей в процесс информатизации ОУ.

Использование локальных компьютерных сетей в школе показывает, что информатизация образовательного процесса движется в ногу со временем. Если ещё несколько лет назад компьютерная сеть в школе была чем-то очень далеким, «заоблачным», то в настоящее время они реализованы практически в любом образовательном учреждении. И действительно именно школа должна взять на себя ответственность за подготовку выпускников конкурентоспособных и востребованных обществом. Очевидно, что в этих условиях, кругозор и информационная компетентность учителя школы должны изменяться в сторону освоения новых информационно-коммуникационных технологий. Организация работы школьной локальной сети и использование ресурсов Интернет позволяет сформировать у учеников специфичную логику мышления, развивает умения отбора, анализа, систематизации и работы с большими объемами информации.

Грамотное применение сетевых информационных технологий на уроках позволяет сделать их интересными и красочными, живыми и динамичными. Дидактические материалы, созданные при помощи компьютера, обладают привлекательностью и гибкостью. Легкость в модификации обеспечивает адаптивность материалов к конкретным условиям (группам учащихся различных уровней развития, численности и возраста).

При правильной методике использования средства IT-технологий позволяют привлечь и сосредоточить внимание учащихся, обеспечить необходимый уровень мотивации и, как следствие, повысить результативность обучения.

2.4.Использование мультимедиа технологий на уроках информатики.

Современный уровень промышленности ориентирован на информационные технологии и, соответственно требует от образовательных учреждений подготовки компетентных в этой области специалистов.

Важную роль в формировании профессиональных компетенций в области информационных технологий специалиста играет предмет “Информатика”. Для того чтобы наши учащиеся были способны к интеграции полученных в процессе обучения знаний, умений, опыта с социально — профессиональной ситуацией, перед ними необходимо ставить задачи, решение которых имеет практическое применение в будущей профессиональной деятельности. Мы решаем задачи, используя приёмы педагогики сотрудничества. Одной из самых востребованных образовательных технологий на сегодня, наряду с деловыми играми, профессиональным тренингом, методом проектов, являются мультимедиа технологии.

Сегодня необходимо, чтобы каждый преподаватель НПО по любой дисциплине мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ. Необходимо, потому что урок с использованием ИКТ — это наглядно, красочно, информативно, интерактивно, экономит время., позволяет работать учащемуся в своем темпе, позволяет преподавателю работать дифференцированно и индивидуально, дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения.

В принципе, учащиеся сегодня готовы к урокам разных дисциплин с использованием ИКТ. Для них не является новым и неизвестным ни работа с различными редакторами и процессорами, ни использование ресурсов Интернета, ни компьютерное тестирование. Со всем этим ученики знакомятся на уроках информатики, здесь они получают как представление о возможностях тех или иных ИКТ, так и конкретные практические умения.

Мультимедиа

Методика использования мультимедиа технологий предполагает:

  • совершенствование системы управления обучением на различных этапах урока;

  • усиление мотивации учения;

  • улучшение качества обучения и воспитания, что повысит информационную культуру учащихся;

  • повышение уровня подготовки учащихся в области современных информационных технологий;

  • демонстрацию возможностей компьютера, не только как средства для игры.

Мультимедийные уроки помогают решить следующие дидактические задачи:

  • усвоить базовые знания по предмету;

  • систематизировать усвоенные знания;

  • сформировать навыки самоконтроля;

  • сформировать мотивацию к учению в целом и к информатике в частности;

  • оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом.

При использовании на уроке мультимедийных технологий структура урока принципиально не изменяется. В нем по-прежнему сохраняются все основные этапы, изменятся, возможно, только их временные характеристики.

Необходимо отметить, что этап мотивации в данном случае увеличивается и несет познавательную нагрузку. Это необходимое условие успешности обучения, так как без интереса к пополнению недостающих знаний, без воображения и эмоций немыслима творческая деятельность ученика.

Структурная компоновка мультимедийной презентации, с применением гипертекстовых ссылок развивает системное, аналитическое мышление. Кроме того, с помощью презентации можно использовать разнообразные формы организации познавательной деятельности: фронтальную, групповую, индивидуальную.

Мультимедийная презентация, таким образом, наиболее оптимально и эффективно соответствует триединой дидактической цели урока:

Образовательный аспект

Развивающий аспект

Воспитательный аспект

Мультимедийные технологии могут быть использованы:

  • Для анонсирования темы

  • Как сопровождение объяснения учителя

  • Как информационно-обучающее пособие

  • Для контроля знаний

Можно выделить следующие особенности данной технологии:

    • Качество изображения, выполняемого мелом на доске, не выдерживает никакого сравнения с аккуратным, ярким, чётким и цветным изображением на экране;

    • С помощью доски и мела затруднительно и нелепо объяснять работу с различными приложениями;

    • В случаях выявления в слайдах пособия недостатков или ошибок, можно сравнительно легко устранить дефекты;

    • В зависимости от подготовленности учащихся, используя в презентациях гиперссылки, один и тот же материал можно объяснять и очень подробно, и рассматривая только базовые вопросы темы. Темп и объём излагаемого материала, определяется по ходу урока.

    • Во время демонстрации презентации, даже с применением проектора, рабочее место учащихся достаточно хорошо освещено.

    • Повышение уровня использования наглядности на уроке.

    • Повышение производительности урока.

    • Установление межпредметных связей с другими предметами.

    • Появляется возможность организации проектной деятельности учащихся по созданию учебных программ под руководством преподавателей информатики и учителями-предметниками.

    • Преподаватель создающий, или использующий информационные технологии вынужден обращать огромное внимание на логику подачи учебного материала, что положительным образом сказывается на уровне знаний учащихся.

    • Изменяется, отношение к ПК. Ребята начинают воспринимать его в качестве универсального инструмента для работы в любой области человеческой деятельности.

Рекомендации по разработке мультимедийных презентаций:

Мультимедийные программные средства обладают большими возможностями в отображении информации, значительно отличающимися от привычных, и оказывают непосредственное влияние на мотивацию обучаемых, скорость восприятия материала, утомляемость и, таким образом, на эффективность учебного процесса в целом.

На этапе создания мультимедийной презентации необходимо учитывать следующие моменты:

  • Психологические особенности учащихся данного класса

  • Цели и результаты обучения

  • Структуру познавательного пространства

  • Местоположение учащихся

  • Выбор наиболее эффективных элементов компьютерных технологий для решения конкретных задач конкретного урока

  • Цветовую гамму оформления учебного материала

При работе с мультимедийными презентациями на уроках необходимо прежде всего учитывать психофизиологические закономерности восприятия информации с экрана компьютера, телевизора, проекционного экрана. Работа с визуальной информацией, подаваемой с экрана, имеет свои особенности, т. к. при длительной работе вызывает утомление, снижение остроты зрения. Особенно трудоемкой для человеческого зрения является работа с текстами.

При создании слайдов необходимо учесть ряд основных требований:

  • Слайд должен содержать минимально возможное количество слов.

  • Для надписей и заголовков следует употреблять четкий крупный шрифт, ограничить использование просто текста.

  • Предпочтительнее выносить на слайд предложения, определения, слова, термины, которые учащиеся будут записывать в тетради, прочитывать их вслух во время демонстрации презентации.

  • Размер букв, цифр, знаков, их контрастность определяется необходимостью их четкого рассмотрения с последнего ряда парт.

  • Заливка фона, букв, линий предпочтительна спокойного, «неядовитого» цвета, не вызывающая раздражение и утомление глаз.

  • Чертежи, рисунки, фотографии и другие иллюстрационные материалы должны, по возможности, иметь максимальный равномерно заполнять все экранное поле.

  • Нельзя перегружать слайды зрительной информацией.

  • Звуковое сопровождение слайдов не должно носить резкий, отвлекающий, раздражающий характер.

У

2.5. Использование Интернет-ресурсов

Применение Интернет-ресурсов

Интернет-ресурсы в обучении могут применяться:

  • при подготовке обучающих конкретным учебным дисциплинам к сдаче экзаменов экстерном;

  • при подготовке обучающих к поступлению в образовательные учреждения конкретного профиля;

  • для углубленного изучения раздела или темы из учебной программы, либо вне учебного курса;

  • для устранения пробелов в навыках, знаниях и умениях по конкретным учебным предметам обучающей программы;

  • для изучения основного курса обучающей программы, для людей, которые не способны посещать образовательные учреждения;

  • для дополнительного обучения по разнообразным предметам.

Изучение теоретической и методической литературы показало, что применение Интернет-ресурсов не является гарантом высокого качества образования, но играет роль «инструмента», который совместно с современными технологиями обучения должен повысить, персонифицировать и перестроить по-новому систему образования.

Гипертекстовые технологии помогли разработке хранилищ данных в информационных сетях. К таким хранилищам имеют доступ разнообразные категории людей. Сеть Интернет содержит большое количество различных информационных ресурсов, которые различаются тематикой, направлением, составом, охватом и доступностью. Данные информационные ресурсы представляют собой порталы, сайты и базы данных.

Гипертекст является текстом, который представлен в форме автономных блоков, связанных друг с другом ассоциациями. С помощью него на Web-страницы помещаются ссылки, которые позволяют переходить на другие страницы или части данной страницы.

Таким образом, гипертекст организовывает взаимосвязь между разнообразными страницами, объединяя их в общую систему.

Стандартом представления знаний и данных в сети Интернет является язык гипертекстовой разметки HTML, который распознается браузером. При просмотре Web-ресурсов в браузере пользователь может выполнять переход с одной страницы на другую, которая находится на другом сайте.

Web-страницы в сети Интернет взаимосвязаны друг с другом при помощи гиперссылок. С целью разработки страниц и гипертекстовых документов используют обычное программное обеспечение и специализированные программы. Данный способ представления знаний и данных называется Всемирной паутиной.

Гипертекстовые ссылки в HTML помещаются в тело документа и являются его составляющей. Для увеличения эффективности доступа в системах гипертекста используют определенные форматы хранения информации. Документы в службе WWW являются обычными файлами, которые формируются в текстовом редакторе.

Информационный материал в сети Интернет включает в себя следующие элементы: информационные статьи, состоящие из понятия или определения; заголовок, состоящий из темы описываемого объекта; текста, который может включать в себя различные примеры и пояснения.

Основными требованиями к построению такой структуры являются:

  • логичность выделения структурной единицы и сопоставление ее с содержанием раздела;

  • наличие для обучающего возможности прямой навигации из любой структурной единицы в любую другую, логически с ней связанную;

  • возможность перейти от данного раздела к другому разделу курса.

Гипертекстовые ссылки в электронном документе могут выступать в качестве гиперссылок на следующие элементы: словарь понятий и терминов, персоналии, статические изображения, мультимедийные элементы, структурные составляющие текста, Интернет-ресурсы, список исторических дат и событий.

На сегодняшний день преподавателю информатики, который работает с современными информационными технологиями, необходимы следующие умения и знания по организации профессиональной деятельности в телекоммуникационной среде:

  • особенности и назначение работы телекоммуникационной среды;

  • главные сетевые информационные ресурсы и особенности работы с ними;

  • особенности проведения и организации телекоммуникационных проектов;

  • методическую базу организации работы обучаемых и преподавателя в сети;

  • главные правила поведения пользователей в сети, а также знание телекоммуникационного этикета;

  • функционирование электронной почты и сетевых информационных служб;

  • отбор и обработку данных, которые были получены по сети;

  • организацию поиска данных по сети;

  • организацию и разработку сетевого учебного проекта и тематической телеконференции.

Интернет-ресурсы могут быть представлены базами данных, презентациями, электронными учебными комплексами, учебными фильмами, учебными пособиями, сборниками учебных и учебно-методических материалов, учебниками. Данные ресурсы являются дополнением к традиционным методам обучения.

Сегодня самым эффективным средством оптимизации обучения считается применение электронных библиотек разнообразных профилей и направлений, представленных в сети Интернет.

  • все книги отсканированы и обработаны не всегда качественно;

  • электронные данные могут содержать вирусы;

  • не всегда удобная система информационного поиска по сайту.

При работе с Интернет-ресурсами у обучающих формируются такие основные умения работы с данными, как способность ее критического анализа и эффективного использования для решения практических и познавательных задач. Также у учащихся формируются знания и умения средств компьютерных и информационных технологий.

  • большой объем данных и выбор имеющейся литературы,

  • удобство ее применения и дешевизна получаемых данных;

  • минимизация времени, которое было затрачено на поиск данных.

Постепенно обучающиеся овладевают особенностями структуры потоков данных, навыками их отбора, анализа, поиска, оценки, обработки и систематизации использования методов и средств их защиты.

Заключение

В настоящее время влияние образования на возможности трудоустройства человека и на его уровень жизни стало более сильное, чем раньше. Сегодня требования, предъявляемые к образованию, изменились: работник должен постоянно овладевать новыми знаниями, должен уметь продуктивно использовать информационные ресурсы. Поэтому с ложно представить современную жизнь в обществе без взаимодействия человека с компьютером.

Компьютерные технологии широко применяются во всех сферах жизнедеятельности, не обходят и современную систему образования.

Система современного обучения представляет собой определенную инфраструктуру, включающую в себя программное обеспечение, необходимое оборудование, наличие Интернета и людей, которые должны обладать знаниями и определенным практическим опытом. Новые образовательные технологии расширяют постоянно возможности обучения, предоставляют практический опыт их внедрения в среду обучения.

Приобретение интернет — технологий является первым шагом в использовании этих технологий для усовершенствования процессов обучения. Все это приводит в конечном счете к созданию новых, более высоких уровней обучения, к реализации новых возможностей человека в процессе обучения в высших учебных заведениях. Для школьников информационные технологии становятся инструментом обучения, для преподавателей — это источник возможности непрерывного усовершенствования учебного процесса.

Сейчас, при использовании интернет — технологий в образовании, преподаватели могут выдавать новую информацию так, чтобы удовлетворить по возможности все индивидуальные запросы учащегося.

Новые образовательные технологии дают возможность проводить процесс обучения более интересно, предоставлять нужную информацию в нужное время, участвовать в исследовательских проектах, используются для связи студентов между собой и с преподавателями.

Интернет технологии в образовании отвечают реалиям сегодняшнего дня. Внедрение интернет технологии в процесс образования определяется знаниями, которые были получены ранее и получаемыми сегодня результатами, которые формируют процесс обучения. Мощное программное обеспечение, его полное интегрирование с Интернетом дает студентам возможность обмениваться информацией, полученной во время освоения новых знаний.

Существенным пробелом в профессиональном развитии современных учителей школы остается их недостаточное знание в области информационных технологий. В первую очередь это сказывается на существенном снижении эффективности обучения школьников.

Именно поэтому учитель не только должен, но и обязан обладать знаниями в области компьютерных (информационных) технологиях, быть специалистом по применению современных технологий на своих уроках.

С каждым годом современные технологии улучшаются и совершенствуются. В нем появляется все больше и больше образовательных электронных ресурсов. И каждый педагог в своей профессиональной деятельности может столкнуться с разработкой авторских электронных изданий. Учитель должен не только совершенствовать свои знания в использовании средств ИКТ в образовательном процессе, но и искать, находить новые интересные методы проведения занятий, которые сделают структуру урока более эффективной и познавательной.

Список литературы:

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/diplomnaya/temyi-diplomnyih-rabot-po-pedagogicheskoy-informatike/

1. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. – М.: Школа-Пресс, 2002. – 120 с.

2. Гаврилов, М.В. Информатика и информационные технологии / М.В. Гаврилов – М.: Юрайт, 2011. – 350 с.

3. Гершунский Б.С. Компьютеризация в сфере образования: Проблемы и перспективы. – М.: Педагогика, 1987. – 264с.

4.Гоц Н.А. Применение информационных технологий на уроках // Материалы научно-практической конференции «Школа и компьютер». – М.: Изд-во Института профессионального образования, 2004. – С.25 – 26.

5.Гутгарц Р.Д., Чебышева Б.П. Компьютерная технология обучения // Информатика и образование. – 2000. – №5. – С.44 – 45.

6. Деркач А. Современные информационные технологии в науке и образовании / А.Деркач – М.: РАГС, 2010. – 188 с.

7. Калиновский И.В., Мороз В.К. Сравнительный анализ эффективности компьютерных коммуникаций в образовании. – М.: ИНИНФО, 1993. – С.23 – 24.

8. Ксензова Г.Ю. Инновационные технологии обучения и воспитания школьников. – Издательство «Педагогическое общество России», 2008. – 144с.

9. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: Учебно-методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 224 с.

10. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е. С. Полат. – М.: Академия, 2000 – 272с.

11. Полат Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2007. – 368 с.

12. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании. – М.: Школа-Пресс, 1994. – 205 с.

13. Романова, Ю.Д. Информатика и информационные технологии / Ю.Д. Романова – М.: Эксмо, 2011. – 704 с. – ISBN 978-5-699-43103-8.

14. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. 2-е изд. – М.: Педагогика, 1984. – 96 с.

15. Смелянский, Р.Л. Компьютерные сети. Сети ЭВМ / Р.Л. Смелянский – М.: Академия, 2011. – 240 с.

16. Таненбаум, Э. Компьютерные сети / Э. Таненбаум – Спб.: Питер, 2012. – 960 с.

17. Трайнев, В.А. Новые информационные коммуникационные технологии в образовании / В.А. Трайнев – М.: Дашков и Ко, 2012. – 320 с.