Аттестация педагогических кадров: цель, задачи, проблемы организации

Курсовая работа

Аттестация педагогических работников в Российской Федерации носит системный характер. В соответствии с действующим законодательством она проводится регулярно, охватывая практически всех работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Процедура аттестации регламентируется федеральными и региональными нормативными актами.

Сам по себе процесс прохождения аттестации стрессовый. Задача школы создать максимально комфортные условия подготовки к аттестации и ее прохождению. Таким образом, важно сформировать профессионально-пространственную среду с фасилитационными возможностями. «Термин фасилитация используется в психологии для облегчения процесса и феномена облегчения, оптимизации и повышения продуктивности деятельности личности или группы вследствие воображаемого или реального присутствия другого человека или группы людей.

Созданная благоприятная профессиональная среда помогает активизировать развитие личности педагога, другими словами, осуществить фасилитационное воздействие. «Творческая личность в состоянии вдохновения утрачивает прошлое и будущее, живет только в настоящем», так считал А. Маслоу. Каждый уважающий себя педагог – неординарная творческая личность, обладающая стремлением достичь высоких результатов в своей педагогической деятельности. Задача школы помочь ему в этом.

Курсы повышения квалификации являются одним из требований для прохождения аттестации.

Новый подход в организации аттестации педагогических работников связан с изменением принципов, на которых построена аттестация.

Одним из условий, характеризующих положительную мотивацию аттестации педагогов, является грамотная и своевременная подготовка локальных актов, распорядительной документации и обязательное ознакомление с ними аттестуемых что, безусловно, снижает стресс подготовки к аттестации для педагогов.

Цель проведения аттестации:

установление соответствия уровня квалификации педагогических работников требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей).

Задачи проведения аттестации:

15 стр., 7382 слов

Социально-педагогическая поддержка детей группы риска

... социальная и педагогическая запущенность, и т. п. Поэтому представляется целесообразным относить к детям «группы риска» младших школьников с особенностями в развитии. Социально незащищенные (группы риска) и педагогически запущенные дети, ... Социально-педагогическая запущенность рассматривается как «негативное состояние личности ребенка, проявляющейся в несформированности свойств субъекта самосознания, ...

  • стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, личностного профессионального роста, использования ими современных педагогических технологий;

  • повышение эффективности и качества педагогического труда;

  • выявление перспектив использования потенциальных возможностей педагогических работников;

  • учет требований федеральных государственных образовательных стандартов к кадровым условиям реализации образовательных программ при формировании кадрового состава образовательных учреждений;

  • определение необходимости повышения квалификации педагогических работников;

  • обеспечение дифференциации уровня оплаты труда педагогических работников.

Принципы проведения аттестации:

Коллегиальность, гласность, открытость, объективное отношение к педагогическим работникам, недопустимость дискриминации при проведении аттестации.

Под аттестацией педагогических работников традиционно принято понимать комплексную оценку уровня их квалификации и педагогического профессионализма. Согласно закону № 273-ФЗ прохождение аттестации является прямой обязанностью педагогических работников. В соответствии с ч. 2 ст. 49 названного закона работники обязаны проходить аттестацию не реже одного раза каждые пять лет.

Документальное сопровождение аттестации.

Стоит отметить, что если ранее преподаватели, претендующие на присвоение той или иной категории, были вправе подать соответствующее заявление на уровне района, то согласно последним законодательным изменениям сегодня обязанность по проведению аттестации возлагается на образовательные органы на уровне субъектов Российской Федерации (аттестационные комиссии).

Для прохождения аттестации необходимо подать следующие документы:

  • заявление;

  • фотокопия аттестационного листа (для тех, кому уже приходилось проходить аттестацию);

  • фотокопия диплома;

  • фотокопия свидетельства о браке (в случае смены фамилии);

    8 стр., 3981 слов

    Права и социальная поддержка педагогических работников образовательных ...

    ... элементами статуса педагогического работника являются: права и свободы педагогических работников; трудовые права педагогических работников; социальные гарантии и компенсации педагогическим работникам; ограничения, налагаемые на педагогических работников; ответственность педагогических работников. Приобретение специального правового статуса педагогического работника связано с осуществлением ...

  • документ, подтверждающий повышение квалификации (опционально);

  • информационная карта;

  • портфолио профессиональных достижений.

На рассмотрение поданного пакета документов закон отводит аттестационной комиссии один месяц, по истечении которого заявитель должен быть уведомлен о дате, месте и времени проведения его аттестации.

Глава I. Аттестация педагогических работников в целях подтверждения соответствия занимаемой должности.

Аттестация педагогических работников в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям проводится один раз в пять лет на основе оценки их профессиональной деятельности аттестационными комиссиями, самостоятельно формируемыми организациями (далее – аттестационная комиссия организации).

Аттестационная комиссия организации создается распорядительным актом работодателя в составе председателя комиссии, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии.

В состав аттестационной комиссии организации в обязательном порядке включается представитель выборного органа соответствующей первичной профсоюзной организации (при наличии такого органа).

Аттестация педагогических работников проводится в соответствии с распорядительным актом работодателя.

Работодатель знакомит педагогических работников с распорядительным актом, содержащим список работников организации, подлежащих аттестации, график проведения аттестации, под роспись не менее чем за 30 календарных дней до дня проведения их аттестации по графику.

Для проведения аттестации на каждого педагогического работника работодатель вносит в аттестационную комиссию организации представление.

В представлении содержатся следующие сведения о педагогическом работнике:

а) фамилия, имя, отчество (при наличии);

б) наименование должности на дату проведения аттестации;

в) дата заключения по этой должности трудового договора;

г) уровень образования и (или) квалификации по специальности или направлению подготовки;

д) информация о получении дополнительного профессионального образования по профилю педагогической деятельности;

22 стр., 10543 слов

Управление конфликтами в коллективе организации на примере (Пензенской ...

... конфликтных ситуации в организации. 9. Проведена оценка социальной эффективности управления конфликтами в организации. Предметом исследования являются конфликты в организации. Объектом исследования является Пензенская Областная Организации Профсоюза Работников Народного Образования и Науки РФ. Организация является Контакты и конфликты: ...

е) результаты предыдущих аттестаций (в случае их проведения);

ж) мотивированная всесторонняя и объективная оценка профессиональных, деловых качеств, результатов профессиональной деятельности педагогического работника по выполнению трудовых обязанностей, возложенных на него трудовым договором.

Работодатель знакомит педагогического работника с представлением под роспись не позднее чем за 30 календарных дней до дня проведения аттестации.

После ознакомления с представлением педагогический работник по желанию может представить в аттестационную комиссию организации дополнительные сведения, характеризующие его профессиональную деятельность за период с даты предыдущей аттестации (при первичной аттестации – с даты поступления на работу).

При отказе педагогического работника от ознакомления с представлением составляется акт, который подписывается работодателем и лицами (не менее двух), в присутствии которых составлен акт.

Аттестация проводится на заседании аттестационной комиссии организации с участием педагогического работника.

Заседание аттестационной комиссии организации считается правомочным, если на нем присутствуют не менее двух третей от общего числа членов аттестационной комиссии организации.

В случае отсутствия педагогического работника в день проведения аттестации на заседании аттестационной комиссии организации по уважительным причинам его аттестация переносится на другую дату и в график аттестации вносятся соответствующие изменения, о чем работодатель знакомит работника под роспись не менее чем за 30 календарных дней до новой даты проведения его аттестации.

При неявке педагогического работника на заседание аттестационной комиссии организации без уважительной причины аттестационная комиссия организации проводит аттестацию в его отсутствие.

Аттестационная комиссия организации рассматривает представление, дополнительные сведения, представленные самим педагогическим работником, характеризующие его профессиональную деятельность (в случае их представления).

По результатам аттестации педагогического работника аттестационная комиссия организации принимает одно из следующих решений: соответствует занимаемой должности (указывается должность педагогического работника); не соответствует занимаемой должности (указывается должность педагогического работника).

Решение принимается аттестационной комиссией организации в отсутствие аттестуемого педагогического работника открытым голосованием большинством голосов членов аттестационной комиссии организации, присутствующих на заседании.

24 стр., 11720 слов

Психология профессиональной деятельности (на примере новосибирской ...

... качеств у представителей новосибирской областной организации профсоюза работников строительства. Для реализации поставленной цели, следует выполнить следующие задачи: Выяснить общие сведения о психологии профессиональной деятельности. Рассмотреть коллектив и провести исследование, ...

При прохождении аттестации педагогический работник, являющийся членом аттестационной комиссии организации, не участвует в голосовании по своей кандидатуре.

В случаях, когда не менее половины членов аттестационной комиссии организации, присутствующих на заседании, проголосовали за решение о соответствии работника занимаемой должности, педагогический работник признается соответствующим занимаемой должности.

Результаты аттестации педагогического работника, непосредственно присутствующего на заседании аттестационной комиссии организации, сообщаются ему после подведения итогов голосования.

Результаты аттестации педагогических работников заносятся в протокол, подписываемый председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии организации, присутствовавшими на заседании, который хранится с представлениями, дополнительными сведениями, представленными самими педагогическими работниками, характеризующими их профессиональную деятельность (в случае их наличия), у работодателя.

На педагогического работника, прошедшего аттестацию, не позднее двух рабочих дней со дня ее проведения секретарем аттестационной комиссии организации составляется выписка из протокола, содержащая сведения о фамилии, имени, отчестве (при наличии) аттестуемого, наименовании его должности, дате заседания аттестационной комиссии организации, результатах

голосования, о принятом аттестационной комиссией организации решении. Работодатель знакомит педагогического работника с выпиской из протокола под роспись в течение трех рабочих дней после ее составления. Выписка из протокола хранится в личном деле педагогического работника.

Результаты аттестации в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки и профессиональной деятельности педагогический работник вправе обжаловать в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Аттестацию в целях подтверждения соответствия занимаемой должности не проходят следующие педагогические работники:

1) педагогические работники, имеющие квалификационные категории;

2) проработавшие в занимаемой должности менее двух лет в организации;

3) беременные женщины;

4) женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам;

5) лица, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет;

6) отсутствовавшие на рабочем месте более четырех месяцев подряд в связи с заболеванием.

Аттестация педагогических работников, предусмотренных подпунктами «4» и «5» настоящего пункта, возможна не ранее чем через два года после их выхода из указанных отпусков.

Аттестация педагогических работников, предусмотренных подпунктом «е» настоящего пункта, возможна не ранее чем через год после их выхода на работу.

6 стр., 2648 слов

«Аттестация педагогических работников и ее влияние на оплату ...

... категории квалификации. Организация аттестационного процесса должна обеспечить открытость и коллегиальность принятия решений. Такие формы аттестации педагогических работников обеспечивают объективную, не дискриминирующую оценку профпригодности коллег. Решение о повышении квалификации педагога принимает специально созванная комиссия, ...

Аттестационные комиссии организаций дают рекомендации работодателю о возможности назначения на соответствующие должности педагогических работников лиц, не имеющих специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации» раздела «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих и (или) профессиональными стандартами, но обладающих достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющих качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности.

Глава II. Аттестация педагогических работников в целях установления

Аттестация педагогических работников в целях установления квалификационной категории проводится по их желанию. По результатам аттестации педагогическим работникам устанавливается первая или высшая квалификационная категория. Квалификационная категория устанавливается сроком на 5 лет. Срок действия квалификационной категории продлению не подлежит.

Аттестация педагогических работников организаций, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, осуществляется аттестационными комиссиями, формируемыми федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых эти организации находятся, а в отношении педагогических работников организаций, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, педагогических работников муниципальных и частных организаций проведение данной аттестации осуществляется аттестационными комиссиями, формируемыми уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации (далее – аттестационные комиссии).

При формировании аттестационных комиссий определяются их составы, регламент работы, а также условия привлечения специалистов для осуществления всестороннего анализа профессиональной деятельности педагогических работников.

В состав аттестационных комиссий включается представитель соответствующего профессионального союза.

Аттестация педагогических работников проводится на основании их заявлений, подаваемых непосредственно в аттестационную комиссию либо направляемых педагогическими работниками в адрес аттестационной комиссии по почте письмом с уведомлением о вручении или с уведомлением в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет».

В заявлении о проведении аттестации педагогические работники указывают квалификационные категории и должности, по которым они желают пройти аттестацию.

Заявления о проведении аттестации подаются педагогическими работниками независимо от продолжительности работы в организации, в том числе в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком.

Заявления о проведении аттестации в целях установления высшей квалификационной категории по должности, по которой аттестация будет проводиться впервые, подаются педагогическими работниками не ранее чем через два года после установления по этой должности первой квалификационной категории.

3 стр., 1486 слов

Аттестация педагогических работников в условиях реализации закона ...

... аттестация педагогического работника. В связи с этим аттестация педагогического работника как мотивационный механизм в системе образования и стала темой моей выпускной квалификационной работы. ... основных категорий работников, которые подлежат обязательной периодической аттестации. Существуют специальные требования к аттестации, например, создание аттестационной комиссии. По результатам аттестации ...

Истечение срока действия высшей квалификационной категории не ограничивает право педагогического работника впоследствии обращаться в аттестационную комиссию с заявлением о проведении его аттестации в целях установления высшей квалификационной категории по той же должности.

Заявления педагогических работников о проведении аттестации рассматриваются аттестационными комиссиями в срок не более 30 календарных дней со дня их получения, в течение которого:

а) определяется конкретный срок проведения аттестации для каждого педагогического работника индивидуально с учетом срока действия ранее установленной квалификационной категории;

б) осуществляется письменное уведомление педагогических работников о сроке и месте проведения их аттестации.

Продолжительность аттестации для каждого педагогического работника от начала ее проведения и до принятия решения аттестационной комиссией оставляет не более 60 календарных дней.

Заседание аттестационной комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей от общего числа ее членов.

Педагогический работник имеет право лично присутствовать при его аттестации на заседании аттестационной комиссии. При неявке педагогического работника на заседание аттестационной комиссии аттестация проводится в его отсутствие.

Первая квалификационная категория педагогическим работникам устанавливается на основе:

стабильных положительных результатов освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией;

стабильных положительных результатов освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 662;

выявления развития у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности;

личного вклада в повышение качества образования, совершенствования методов обучения и воспитания, транслирования в педагогических коллективах

опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, активного участия в работе методических объединений педагогических работников организации.

Высшая квалификационная категория педагогическим работникам устанавливается на основе:

достижения обучающимися положительной динамики результатов освоения образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией;

10 стр., 4575 слов

Аттестация персонала педагогических работников

... аттестация в целях установления соответствия уровня квалификации работников требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям или подтверждения соответствия работников ... информации (данных экспертной оценки); аттестация персонал педагогический работник с использованием дополнительной информации ( ... принципы оценки персонала Участвуют в аттестационных процедурах в качестве экспертов, готовят ...

достижения обучающимися положительных результатов освоения образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 662;

выявления и развития способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также их участия в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях;

личного вклада в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания и продуктивного использования новых образовательных технологий, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, в том числе экспериментальной и инновационной;

активного участия в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения

образовательного процесса, профессиональных конкурсах.

Оценка профессиональной деятельности педагогических работников в целях установления квалификационной категории осуществляется аттестационной комиссией на основе результатов их работы.

По результатам аттестации аттестационная комиссия принимает одно из следующих решений:

установить первую (высшую) квалификационную категорию (указывается должность педагогического работника, по которой устанавливается квалификационная категория);

отказать в установлении первой (высшей) квалификационной категории

(указывается должность, по которой педагогическому работнику отказывается

в установлении квалификационной категории).

Решение аттестационной комиссией принимается в отсутствие аттестуемого педагогического работника открытым голосованием большинством

голосов присутствующих на заседании членов аттестационной комиссии. При равенстве голосов аттестационная комиссия принимает решение об установлении первой (высшей) квалификационной категории.

При прохождении аттестации педагогический работник, являющийся членом аттестационной комиссии, не участвует в голосовании по своей кандидатуре.

Результаты аттестации педагогического работника, непосредственно присутствующего на заседании аттестационной комиссии, сообщаются ему после подведения итогов голосования.

Решение аттестационной комиссии оформляется протоколом, который подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии, принимавшими участие в голосовании.

46 стр., 22525 слов

Творчество как педагогическая категория

... школьного возраста. Методы исследования: 1. ТВОРЧЕСТВО КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ 1.1. Содержание понятий «творчество», «креативность», «творческий потенциал» В психолого-педагогической литературе крайне неоднозначно определяется категория творчества вообще и детского творчества в частности. В самом ...

Решение аттестационной комиссии вступает в силу со дня его вынесения.

При принятии в отношении педагогического работника, имеющего первую квалификационную категорию, решения аттестационной комиссии об отказе в установлении высшей квалификационной категории, за ним сохраняется первая квалификационная категория до истечения срока ее действия.

Педагогические работники, которым при проведении аттестации отказано в установлении квалификационной категории, обращаются по их желанию в аттестационную комиссию с заявлением о проведении аттестации на ту же квалификационную категорию не ранее чем через год со дня принятия аттестационной комиссией соответствующего решения.

На основании решений аттестационных комиссий о результатах аттестации педагогических работников соответствующие федеральные органы исполнительной власти или уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации издают распорядительные акты об установлении педагогическим работникам первой или высшей квалификационной категории со дня вынесения решения аттестационной комиссией, которые размещаются на официальных сайтах указанных органов в сети «Интернет».

Результаты аттестации в целях установления квалификационной категории (первой или высшей) педагогический работник вправе обжаловать в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 16 Порядка аттестации педагогических работников установлено, что педагогический работник вправе обжаловать результаты аттестации в соответствии с законодательством Российской Федерации, т.е. могут быть обжалованы все элементы, с которыми связаны ее результаты.

Что касается механизма, то индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам в учреждениях и судами. Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров регулируется ТК РФ (глава 60) и иными федеральными законами, а порядок рассмотрения дел по трудовым спорам в судах определяется, кроме того, гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьёй 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении — в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.

Глава III . Проблемы организации аттестации педагогических работников.

Основной проблемой при аттестации педагогических работников является то, работник должен быть ознакомлен работодателем под роспись не позднее, чем за месяц до дня проведения аттестации. У многих возникает вопрос, каким образом подтвердить факт ознакомления работника с представлением?

Оказывается, работодатель вправе при направлении представления в аттестационную комиссию ознакомить с ним работника, но дата проведения его аттестации не может быть назначена ранее, чем через месяц после ознакомления работодателем работника с представлением.

Факт ознакомления работника с представлением подтверждается подписью работника под указанным документом. Отказ работника ознакомиться с представлением и (или) поставить свою подпись об ознакомлении не является препятствием для проведения аттестации и оформляется соответствующим актом.

В случае, если педагогический работник вообще не ознакомлен или не ознакомлен в установленный срок с представлением, которое работодатель направляет в аттестационную комиссию, то педагогический работник вправе потребовать, чтобы его аттестация была проведена не ранее, чем истечет срок, за который он должен быть ознакомлен с представлением, и срок, в течение которого до него должна быть доведена информация о дате, месте и времени проведения аттестации, предусмотренные пунктами 20 и 21 Порядка аттестации педагогических работников.

Заключение.

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ разработан «Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 апреля 2014 г. № 276).

С 15 июня 2014 года в процедуру аттестации педагогических работников внесены существенные изменения, в том числе:

— аттестацию с целью подтверждения соответствия педагога занимаемой должности теперь проводят комиссии, самостоятельно формируемые образовательными организациями;

— истечение срока действия высшей квалификационной категории не ограничивает право педагогического работника впоследствии обращаться в аттестационную комиссию с заявлением о проведении его аттестации в целях установления высшей квалификационной категории по той же должности;

— квалификационные категории продлению и возобновлению не подлежат;

— по результатам проведѐнной аттестации не предусмотрена выдача аттестационных листов.

В процедуре аттестации педагога участвуют, кроме самого работника, руководители образовательных организаций, специалисты муниципальных органов управления образованием, методические службы, эксперты, члены аттестационных комиссий, работники служб, сопровождающих эту процедуру. Функциональные обязанности в части участия в процедуре аттестации педагогических работников определены должностными инструкциями указанных лиц, однако, известно, что ни одна инструкция не может предусмотреть всех нюансов, возникающих в работе.

Библиография:

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/pedagogicheskie-kadryi/

1.

2.

3.

4.

деятельности учителя и проблемы аттестации. http://www.cyberleninka.com

5.

http://www.cyberleninka.ru

6. Зотова Н.К. Аттестация как способ повышения квалификации учителя. http://www.nauka-pedagogika.com