Педагогическое образование за рубежом

Введение

Актуальность темы. На современном этапе образование становится одной из самых обширных сфер человеческой деятельности. Существенно повышается социальная роль образования: от его направленности и эффективности сегодня во многом зависят перспективы развития человечества. Образование, особенно высшее, рассматривается как главный, ведущий фактор социального и экономического прогресса. Нельзя не согласиться с положением из доклада Всемирного банка «Формирование общества, основанного на знаниях. Новые задачи высшей школы» о том, что «высшее образование способствует сплочению нации, содействуя укреплению социального единства и доверия к социальным институтам, активизации населения и открытых дискуссий, а также правильному пониманию вопросов гендерного, этнического, религиозного и социального разнообразия» [9. С.15].

В этих условиях вузы должны выступать центрами науки, образования и культуры. Современная эпоха представляет собой эпоху глобального реформирования образования на мировом уровне. Это выражается в интернациональной унификации национальных образовательных стандартов, диверсификации образовательных моделей, совершенствовании технологий обучения. Вместе с тем каждая из стран стремится не только не потерять, но и обогатить свой исторически наработанный образовательный потенциал, активно изучая инновационный опыт организации и содержания образования других стран. Это позволяет выделить общие закономерности развития образования, способствует формированию единого образовательного пространства, позволяет избежать ошибок, вызванных односторонностью или поспешным заимствованием

В условиях динамично и последовательно развивающейся системы педагогического образования (бакалавриат, магистратура) в России объективно возникла потребность в изучении западноевропейского опыта: создании новых типов образовательных учреждений, вариативных учебных планов и программ; реализации нового содержания и технологий образования и т.д. При этом для нас особый интерес представляет опыт работы английских, американских, французских и немецких педагогических учебных заведений. В последние десятилетия в системах педагогического образования этих стран предпринимаются шаги по углублению инновационных процессов, поскольку именно в этих странах созданы современные инновационные системы подготовки педагогических кадров.

Активное реформирование педагогического образования начинается повсеместно в мире в последней четверти 20 века. Необходимость реформ была обусловлена задачей подготовки нового учителя, готового к работе в современных условиях, способного быстро реагировать на общественные запросы, адаптироваться к педагогическим инновациям.

3 стр., 1486 слов

Аттестация педагогических работников в условиях реализации закона ...

... Аттестация педагогических работников в условиях закона «Об образовании». Объект исследования: процесс аттестации кадров. Предмет исследования: аттестация педагогов как мотивационный механизм МБОУ «СОШ № 2» в условиях ФЗ № 273 «Об образовании». Цель написания работы - изучить порядок аттестации ...

В этот же период выявляются две противоположные тенденции развития педагогического образования, которые наблюдаются и на сегодняшний день:

1) унификация — создание унифицированных систем педагогического образования, вычленение блока обязательных дисциплин, введение новых дисциплин;

2) диверсификация — развитие различных каналов получения высшего педагогического образования.

В каждой стране реформы имеют свою специфику. Вместе с тем существуют общие направления реорганизации педагогического образования, присущие всем странам: расширение объема психолого-педагогической подготовки; поиск новых моделей педагогического образования; совершенствование системы повышения квалификации педагогических кадров [3. С. 165].

Содержание педагогической подготовки в мире сейчас существенно модернизируется. Курс обучения в педагогическом вузе, как правило, включает три компонента: общеобразовательный, специальный, а также школьную практику. В ряде стран определение соотношения между ними — прерогатива вуза. Нередко национальные Министерства образования и науки рекомендуют соблюдать определенное соотношение между этими компонентами. Так, в частности, во Франции действует министерская инструкция, рекомендующая две трети учебного времени отводить на общеобразовательный и специальный компоненты, а одну треть — на педагогическую практику.

Таким образом, сегодня, необходим опыт развития профессионального образования за рубежом, а также опыт взаимодействия по данным вопросам, для создания более совершенной и востребованной системы профессионального образования в современном мире.

Гипотеза работы: изучение актуальных проблем педагогического образования зарубежных стран может быть полезным при выявлении актуальных проблем подготовки педагогических кадров в отечественной системе образования и определении возможных путей их преодоления.

Целью данной работы является изучение процесса становления и развития профессионального образования за рубежом.

Объектом данной работы является профессиональное образование.

Предметом данной работы является процесс становления и развития профессионального образования в Англии.

Исходя из поставленной цели, ставлю перед собой следующие задачи:

  • проанализировать профессиональное педагогическое образование в зарубежных странах на современном этапе;
  • раскрыть реформирование подготовки учителей в Англии на рубеже XX-XXI веков;
  • рассмотреть три уровня структуры британской системы непрерывного педагогического образования;

— проанализировать инновационные процессу в содержании педагогического образования.

Глава 1 Система педагогического образования в зарубежных странах

1.1 Профессиональное педагогическое образование в зарубежных странах на современном этапе

Целью современного профессионального педагогического образования за рубежом является обеспечение широкой междисциплинарной подготовки специалистов. В 90-е годы 20-го столетия произошли существенные изменения в содержании профессионального педагогического образования в ведущих европейских странах. Кардинально изменилось соотношение образовательного, специально-предметного и профессионального (психолого-педагогического и методического) компонентов подготовки специалиста. Начала проявляться тенденция к установлению оптимального научно обоснованного баланса между дисциплинами разных циклов, теоретическим и практическим циклами. Большое внимание уделяется педагогической специализации студентов. Во многих зарубежных странах она теперь осуществляется с первых курсов. Ведущая идея заключается том, что университеты должны подготовить специалистов высокого профессионального уровня, которые смогли бы приступить к выполнению своих полифункциональных обязанностей сразу после завершения учебы.

9 стр., 4360 слов

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА НАРУШЕНИЙ РАЗВИТИЯ

... психоэмоциональную нагрузку на ребенка. Вместе с тем использование этого метода предполагает наличие у психолога высокого уровня профессиональной подготовки и хорошего знания психолого-педагогических особенностей детей с различными нарушениями развития. Для опытного специалиста метод наблюдения является ...

Направленность профессионального педагогическ ого образования на развитие профессионализма будущих специалистов-педагогов неразрывно связана со всеобщей дифференциацией и индивидуализацией обучения. Возрастает роль индивидуально-творческого развития каждого студента. Постепенный переход к предметной системе обучения обусловил применение индивидуальных программ, которые позволили студентам определять содержание профессионального образования, его темпы, уровень, соответствующие их интересам, потребностям и возможностям.

В последние годы произошли значительные изменения в организации процесса профессионального обучения будущих учителей в европейских вузах. Внедрение модульной технологии позволило перейти к блочному усвоению учебной информации, определить функции преподавателя как организатора, руководителя и консультанта учебного процесса. Организация учебного процесса, имеющая приоритетом самостоятельную работу, повышает ответственность студентов за качество и сроки выполнения индивидуального учебного плана.

Наметилась тенденция к переходу от фронтальных и групповых форм и методов обучения к индивидуально-групповым: тьюторским занятиям, тренингам, работе с малыми группами, стажировкам и практикам под руководством преподавателя+ментора. Работа с небольшими группами студентов (3–6 человек) создала оптимальные условия для подготовки специалистов, способных ориентироваться в возникающих проблемных ситуациях, принимать неординарные решения. Широкое распространение получили микропреподавание, моделирование педагогической ситуации, ролевые игры, самостоятельная работа [1. С.45].

В настоящее время продолжает действовать тенденция к установлению оптимального научно обоснованного баланса между дисциплинами различных циклов, а также между теоретическими и практическими блоками. В системе университетского педагогического образования больше внимания уделяется педагогической специализации студентов. Ведущей идеей стала мысль о том, что университеты должны готовить специалистов высокого профессионального уровня, которые смогли бы приступить к выполнению своих полифункциональных обязанностей в школе сразу после завершения учебы.

Следует отметить, что специфика типологии высших педагогических образовательных учреждений Западной Европы обусловлена особенностями социокультурного уровня общественного развития в каждой из стран. Поэтому каждой из национальных структур педагогического образования присущ ряд специфических характеристик, представляющих их национальную самобытность.

6 стр., 2991 слов

Психолог в системе образования: проблемы подготовки

... самых существенных сложностей в работе психолога. При подготовке психологов для практической работы в сфере образования возникает иллюзия, что ... позитивному" изложению (по типу учебника для педагогических училищ). О сколь-нибудь глубоком изучении ... в процессе обучения составляет одну из задач университетской подготовки психолога-специалиста (академическая психология). Заметим, что процесс обучения в ...

Министерство образования (Department of Education) формулирует в настоящее время следующие стратегические цели деятельности английских университетов: увеличение количества учебных заведений и программ высшего педагогического образования с соблюдением высокого качества подготовки будущих педагогов; поиск новых подходов процесса обучения в педагогических вузах, внедрение инновационных технологий; повышение эффективности работы руководителей школ. В современной системе подготовки педагогических кадров в Англии можно выделить три этапа: довузовский, вузовский, послевузовский.

Как показано на рис. 1, первый – довузовский – этап связан с профессиональной ориентацией школьников. Данный этап подразумевает профориентацию абитуриентов в период их школьного обучения. Абитуриент определяется в выборе направления будущей профессиональной подготовки, а затем – в предметной области. Содержание профориентационной работы включает лекции и беседы о роли и особенностях педагогической профессии, качественных характеристиках специалиста, профессиональных умениях и навыках, которыми нужно овладеть.

Рисунок 1. Этапы обучения в многоуровневой системе педагогического образования Англии

На данном этапе важно установить наличие определенных педагогических умений и навыков у абитуриентов, а также опыта работы с детьми в местной школе или молодежью в результате волонтерской деятельности. Учащиеся старших классов, желающие стать учителем и поступить в учебное заведение педагогического профиля, занимаются педагогической практикой в своей или в какой-либо другой школе. Студенты непедагогических университетов и колледжей с целью переквалификации на педагогическую профессию в обязательном порядке проходят педагогическую практику через систему студенческих тьюторских отделов по временному трудоустройству в школах.

Второй – вузовский – этап подразумевает обучение в вузе (ITT – курс начального педагогического обучения).

Вузовская подготовка учителей на первом этапе осуществляется на педагогических факультетах университетов и институтов, в колледжах и высших школах с последующим получением степени бакалавра образования, наук или искусств и после сдачи определенных экзаменов – статуса квалифицированного учителя. Затем студент продолжает дальнейшее обучение в магистратуре и далее при желании – в докторантуре. Таким образом, абитуриент, поступая в педагогическое заведение, оказывается в многоуровневой системе обучения (рис. 2).

Рисунок 2. Структура многоуровневой системы педагогического образования в Англии

Третий этап в многоуровневой системе подготовки педагогических кадров – послевузовский осуществляется в области профессиональной научной и непосредственно педагогической деятельности в трех направлениях:

Документация по стандартизации высшего профессионального образования состоит из следующих частей: общие требования, перечень направлений и специальностей, государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по каждому направлению и специальности, документы о высшем образовании. Основными группами являются стандарты:

13 стр., 6261 слов

Психология и педагогика профессиональной деятельности

... устойчивости и психической надежности при решении профессиональных и других задач в различных обстоятельствах жизни и деятельности. Психология выступает одной из базовых и профессиональных наук для педагогики, этики, ... педагогических, правовых, этических, политических систем, так и в практической деятельности. Каждый человек выполняет те или иные социальные, в том числе и профессиональные ролевые ...

  • определяющие уровень начальной педагогической подготовки на получение статуса квалифицированного учителя (Qualified Techer Status);
  • определяющие успешное начало профессиональной деятельности молодых специалистов (Induction for Newly Qualified Teachers);
  • для ведущих учителей-предметников (Advanced Skills Teachers);
  • для руководящих органов [2.

С.34].

На основе государственного стандарта высшего профессионального образования были разработаны государственные требования к обязательному минимуму содержания образовательной программы, уровню образованности и подготовки выпускников по направлениям школьного и высшего педагогического образования.

Следует отметить, что в стране широко используются профессиональные стандарты, так как они определяют структуру и содержание профессионального развития учителей. Стандарты создают основу для контроля со стороны правительства за профессиональной деятельностью учителя, начиная с университетской подготовки учителей и заканчивая руководством школ. Эффективно то, что каждый стандарт не требует отдельной оценочной деятельности. Группы стандартов тесно переплетаются и взаимодополняют друг друга, что дает возможность оценить их в целостности. Оценочная комиссия принимает окончательное решение по присуждению статуса после проверки соблюдения всех стандартов. Стандарты используются также в конце обучения для проверки определенных областей знаний студентов.