Основные педагогические концепции

В современной педагогике существует множество технологий обучения. Каждая из них имеет какие-то особенности, отличия, но все они похожи в одном: каждая технология в своей основе содержит определенную педагогическую концепцию. Именно концепция определяет направленность, структурные составляющие и предполагаемый результат педагогического процесса.

Обстоятельный анализ проведенных историко-педагогических исследований позволяет констатировать, что педагогическая технология выступала предметом дискуссий и научных споров в течение многих столетий. Ни один выдающийся педагог не мог обойти эту проблему. «Можно и нужно каждого учителя научить пользоваться педагогическим инструментарием, — утверждал Я.А. Коменский, — только при этом условии его работа будет высокорезультативной, а место учителя — самым лучшим местом под солнцем. Школа — мастерская, она «живая типография», которая «печатает» людей. Учитель в учебном процессе пользуется такими же средствами для воспитания, обучения юношей, какими пользуются типографские работники, создавая книгу».

Идею технологизации обучения поддерживали и другие выдающиеся педагоги. Так, И.Г. Песталоцци важнейшим своим вкла¬дом в педагогику считал создание «механизма» образования, опи¬раясь на который каждый подготовленный учитель может воспитать любого ученика.

Представители такого направления в педагогике, как «педагогика творчества» (Гансберг, Линде, Шаррельманн), считали не¬допустимой попытку с помощью заранее определенной технологии воздействовать на уникальную личность ребенка. Сколько личнос¬тей, столько и средств их воспитания, утверждали они. Один из лидеров этого направления Вейс писал: «Всякий метод приобретает свою настоящую силу благодаря тому, что он есть собственность известной личности, не орудие в руке учителя, но самая его рука. Духовное воздействие, имеющее своим источником свободную, все¬сторонне развитую личность учителя, часто оказывает решающее влияние па всю жизнь ребенка».

Отказ от технологизации педагогического процесса прослеживался у сторонников идей свободного воспитания (Л.Н. Толстой, К.А. Вентцелъ, И.И. Горбунов-Посадов и др.).

Идея «пробуждения души ребенка», индивидуального своеобразия каждого из них, стремление сохранить неповторимость детства диктовали принципиально иной подход к определению и выбору методов и способов педагогического воздействия. Л.Н. Толстой писал: «Именно дух, неуловимое влияние учителя, ежеминутно изменяемые при¬емы, исчезающие без следа, определяют успешность учения школь¬ника. Уловить приемы, найти их законы, а не вывести и рекомен¬довать порядок действий учителя — вот главная задача педагогики».

9 стр., 4401 слов

Этапы психического развития ребенка. Воспитание и обучение ребенка ...

... «Комплекс оживления» - начало психической жизни, показатель того, что сложилась социальная ситуация развития. Отнять у ребенка улыбку - отнять у него радость жизни. Многие малыши уже в 2 ... месяца - это один из первых этапов жизни человека, когда можно говорить о появлении внутреннего мира и своеобразном отличии внутреннего мира ребенка от мира взрослых. На рубеж ...

В 30-е гг. XX столетия в рамках культурно-исторической концепции (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, др.) формулируется идея, которая определила новую, принципиальную но отличную от педологической, матрицу педагогической технологии — развитие ребенка происходит под воздействием обучения и воспитания и только благодаря им. Именно в процессе обуче¬ния, которое должно опережать развитие, формируется зона ближайшего развития. Знаково-символические средства, используемые в обучении, позволяют формировать качественно иную умственную деятельность, способствуют интенсивному развитию способов мышления.

Уникальной стала педагогическая технология А.С. Макаренко. Главная задача педагога, — отмечал А.С. Макаренко, — не «выдумывать» и навязывать кол¬лективу те или иные традиции, а воспитывать их и сохранять».

Проведенные ретроспективные исследования позволили выделить важнейшие характеристики педагогических технологий. Ведущей из них является концептуальное обоснование. Основу тех или иных педагогических технологий составляют концептуальные идеи, определяющие содержание, способы взаимодействия субъектов учебно-воспитательного процесса, виды деятельности.

Изучение основных педагогических концепций в процессе получения высшего педагогического образования необходимо, так как по окончании ВУЗа, придя работать в школу, каждый сам определяет свой стиль преподавания, в основу которого ляжет более понятная, близкая по суждениям педагогическая концепция.

Объектом исследования является различные педагогические концепции.

Предмет исследования – основные педагогические концепции.

Гипотеза: в основу курсовой работы положено предположение о том, что концепция, лежащая в основе педагогической технологии в большой степени определяют успех её практического применения.

Цель исследования. Проанализировать основные концепции образования.

Задач исследования:

1. Изучить психолого-педагогическую, методическую литературу, раскрывающую понятие «Основные педагогические концепции».

2. Разобрать наиболее распространенные педагогические концепции на современном этапе развития общества, влияющие на процесс обучения.

Для решения поставленных задач и проверки исходных положений применяются следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической, методической, другой научной литературы; изучение, анализ, обобщение массового опыта в школе по выявлению реального состояния проблемы в практике.

Содержание курсовой работы изложено во введении, двух главах, заключении и списке литературы.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЙ.

1.1. ПОНЯТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ

Впервые педагогическая технология стала предметом исследования Ф.А. Фрадкина и его единомышленников: Л.И. Богомоловой, Е.Ю. Рогачевой, СИ. Мезенцевой, Н.Г. Осуховой, М.Г. Плоховой, Л.А. Кирсановой и др.

3 стр., 1338 слов

Обзор основных теорий обучения

... обучение на основе теории поэтапного формирования умственных действий и знаково-контекстное обучение включают проблемность, проблемные задачи; традиционное обучение включает элементы контекстного и т.д. Представим суть основных теорий обучения. 1. Развивающее обучение в теории ... мысль учеников, предварительными домашними заданиями. Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих ...

Тщательное изучение и анализ педагогических технологий прошлого, выявление важнейших их структурных элементов, осмысление процессов возникновения и функционирования, а также исчезновения этого сложного многофункционального явления — все это составляет ценнейшее для современности педагогическое знание, помогающее более глубоко проникать в сущностные характеристики педагогических технологий, осознавать закономерности их становления и развития.

Принимая тезис о том, что основу обучения должно составлять «искусное распределение времени, предметов и метода», великий чешский педагог Я.А. Коменский создал педагогическую концепцию, основанную на принципе поточной системы производства, сохраняющую, впрочем, свое доминирующее положение и в современном обществе. Основные её элементы:

  • классно-урочная организация жизнедеятельности школы;
  • предметность обучения;
  • определенные правила изложения учебного материала (наглядность, систематичность, последовательность, доступность, преемственность в передаче и усвоении знаний).

Представители такого направления в педагогике, как «педагогика творчества» (Гансберг, Линде, Шаррельманн), считали недопустимой попытку с помощью заранее определенной концепции воздействовать на уникальную личность ребенка. Сколько личностей, столько и средств их воспитания, утверждали они.

В 30-е гг. XX столетия в рамках культу