Развитие педагогической культуры воспитателя дошкольного образования

; развитие новых форм дошкольного образования , основанных на кратковременном пребывании ребенка в ДОУ [5, с .8].

Перестройка системы дошкольного образования дала новые целенаправленные ориентиры

В последнее десятилетие личность рассматривают в связи с проблемой

субъективности

Личность воспитателя

Мы все знаем, что основное содержание педагогической работы имеет ярко выраженный ценностно-гуманистический характер, который определяет сущность и цель педагогической работы. Учитель (воспитатель) выступает творцом и распространителем педагогических ценностей, вносит свой большой вклад в развитие культуры общества.

Понятие культуры можно понимать очень широко. На бытовом уровне – это пример, на который должны ориентироваться люди; культура ассоциируется с образованностью и интеллигентностью как определенным человеческим качеством. Культуру можно рассматривать и как специфическую характеристику общества, которая отражает отношение людей к истории, природе, обществу.

Если говорить о четком понятии культуры , то уместно будет следующее определение.

Культура ( от лат. слова « cultur а » ) означает совокупность материальных и духовных ценностей, созданных всеми видами деятельности человека .

Сам человек формируется в процессе собственной деятельности как культурно-историческая индивидуальность, которая усваивает язык, приобщается к традициям и ценностям, существующим в обществе, овладевает собственными приемами и навыками деятельности, характерными для данного общества и его культуры.

6 стр., 2744 слов

«Значение продуктивных видов деятельности в развитии личности ...

... в деятельности детей. Продуктивная деятельность играет большую роль в воспитании эстетических чувств дошкольника. Основная часть Значение продуктивных видов деятельности в развитии личности ребенка. Развитие продуктивных способностей неотделимо от гармоничного развития всех сторон личности. Только ...

Таким образом, человек является продуктом общечеловеческой культуры, ее представителем и носителем.

Понимание культуры как социально-прогрессивной деятельности человечества во всех сферах жизни и сознания направлено на совершенствование и преобразование действительности, преобразование богатства человеческой истории, внутреннего богатства личности.

С развитием той или иной профессии формируются профессиональные нормы, правила, требования к представителю данной сферы деятельности. Эти требования включают и необходимые знания, умения, навыки, и определенные личностные качества, нормы отношения к разным составляющим профессиональной деятельности. Поскольку профессиональная культура существует в любой сфере деятельности, в педагогической сфере она носит особо выраженный характер, поскольку педагог по своей сути и социальному назначению является носителем такой культуры.

Культуру, характеризующую профессиональную деятельность учителя (воспитателя) называют, Педагогическая культура, Педагогическая культура, Педагогическая культура

Можно предположить

И способностями

В связи с этим задачами данного исследования являются

анализ проблемы исследования в зарубежной и отечественной педагогике и психологии

культуры как компонента профессионального мастерства воспитателя детского сада

— 2 –

Профессиональное мастерство приходит к тому , кто опирается в своей деятельности на научную теорию . Естественно , что при этом человек встречается с трудностями . Во первых , научная теория это упорядоченная совокупность общих законов , принципов и правил , а практика всегда конкретна и ситуативна . Применение теории на практике требует некоторых навыков теоретического мышления , которыми педагог нередко не располагает . Во вторых , педагогическая деятельность это целостный процесс , опирающийся на синтез знаний ( по философии , педагогике , психологии , методике и др .), тогда как знания педагога зачастую как бы разложены по полочкам , т . е . не доведены до уровня обобщенных умений , необходимых для управления педагогическим процессом . Это приводит к тому , что педагог часто овладевают педагогическими умениями не под влиянием теории , а независимо от нее , на

20 стр., 9570 слов

По педагогике Развитие профессионально-педагогической культуры преподавателя

... ее формирования сдерживает развитие культуротворческих функций педагогической деятельности учителей и преподавателей. Актуальность решения данной проблемы обосновывает выбор темы курсовой работы: «Развитие профессионально-педагогической культуры преподавателя» Цель исследования – изучение путей развития ...

основе житейских обыденных представлений о педагогической деятельности

[11,

Педагогическое мастерство

Мастер

воспитания

Педагогическое мастерство

Педагогическая энциклопедия рассматривает педагогическое мастерство как высокое и постоянно совершенствующееся искусство воспитания и обучения , доступное каждому педагогу .

Б

педагогического искусства и выражается в современном владении педагогом методами и приемами , всем арсеналом педагогических умений и навыков ,

обеспечивающих практическое воплощение педагогического искусства в процессе формирования личности.

Ю

чувства и техники приводит к целостному образному эмоциональному воздействию педагога на личность , на коллектив . И в этом единстве сила мастерства . Преодоление разрыва между чувством и техникой верный путь к мастерству ».

22 стр., 10778 слов

«Педагогическая диагностика в начальных классов»

... Педагогическая диагностика - это сложный и специфический вид педагогической деятельности, динамическая система взаимодействия воспитателей и воспитуемых, содержание которого составляет целенаправленное изучение и преобразование воспитанника. Сущность педагогической диагностики - изучение результативности учебно воспитательного процесса в школе ...

В

Педагогическое мастерство

Учитель

Сущность педагогического мастерства

Педагогическое мастерство

Педагогическое

мастерство – это

профессиональное умение

оптимизировать все виды

учебно-воспитательной

деятельности,

направленной на

всестороннее развитие и

совершенствование

личности, формирование

ее мировоззрения и

способностей

Педагогическая культура

Профессиональная

компетентность педагога

Педагогические умения и

Способности

Речевая культура преподавателя

Педагогическое общение и этика

Психолого-педагогические

знания

Педагогическое взаимодействие,

умение управлять собой

Слагаемые педагогического мастерства

В педагогике существуют несколько подходов к пониманию профессионального мастерства

Структура

культуры педагогической деятельности

Культура взаимоотношений Культура внешнего

(культура общения, деятельности) вида

С детьми С родителями Осанка Одежда Прическа

Макияж Мимика Пантомимика

Формированию культуры педагогической деятельности воспитателя, прежде всего, способствует психолого-педагогическая, предметная и общекультурная подготовка в профессиональном учебном заведении (педагогическом колледже, институте, университете).

культура взаимоотношений

культура взаимоотношений с детьми?

уроку Вы составляли сравнительную характеристику двух моделей взаимоотношений воспитателя с детьми, которые освещает «Концепция дошкольного воспитания»: учебно — дисциплинарной и личностно-ориентированной.

10 стр., 4540 слов

Метод проектов как форма организации целостного педагогического ...

... годам. Использование метода проекта в образовательном процессе ДОУ помогает научиться работать в команде, вырабатывается собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели. Педагоги свободны в выборе способов и . Педагогическое проектирование – это процесс создания проекта, который ...

Как видим из характеристики гуманно-личностной модели взаимоотношений взрослого и ребенка, в таких взаимоотношениях важно, чтобы воспитатель видел в своем воспитаннике не просто объект воспитания, а прежде всего личность, понимал интересы и устремления малыша, принимал его таким, какой он есть (безусловная любовь), старался не игнорировать его чувства и желания, по возможности учитывал точку зрения ребенка.

сдержанность, внешняя

сдержанность педагога:

не повышать свой голос до крика, не допускать словесных оскорблений в адрес ребенка, а также рукоприкладства, физических наказаний.

внешняя уверенность

Таким образом

— умение использовать личностно-ориентированную модель взаимного общения в учебной и воспитательной работе;

— умение управлять своим эмоциональным состоянием.

культура взаимоотношений воспитателя с родителями.

культуре взаимоотношений педагога с родителями.

Что же предполагает такая культура?

В первую группу компонентов педагогической культуры вошли

Педагогическая позиция

Вторую группу компонентов педагогической культуры составили педагогические знания и мышление .

Педагогическую культуру определяли не столько наличием знаний

критическое мышление ( подразумевает необходимость анализировать свое взаимодействие с обучаемым );

творческую созидательную направленность мышления ( педагог не должен быть одинаковым );

проблемно вариативное мышление .

К третьей группе компонентов педагогической культуры отнесли профессиональные умения и творческий характер педагогической деятельности .

Группы умений

информационные умения включают в себя умение отобрать и скомпоновать информацию ;

11 стр., 5059 слов

Образ современного педагога, педагогическая культура воспитателя

... сторон, так как через него осуществляется главное в педагогической работе: воздействие личности учителя на личность ученика. Одним из важных качеств педагога является умение организовывать длительное ... педагогическая работа невозможна. Все эти свойства, не являются врожденными. Они приобретаются систематическим и упорным трудом, огромной работой педагога над собой. Не случайно учителей и воспитателей ...

умения ставить цели и планировать учебно воспитательную деятельность ;

организаторские умения ;

коммуникативные умения ;

умения проводить анализ и самоанализ ;

умения морально волевой организации ;

владение педагогической техникой ( жесты , мимика );

прикладные умения .

Общие черты опыта творческой деятельности

запросы преподавателя совпадают с запросами учащихся ;

забота о развитии личности учащегося ;

опора на активность личности учащегося ;

Показатели творческого опыта

ярко выражено умение анализировать ситуацию с позиции учащегося ( что ему интересно , важно и разовьет его способности );

умение разрабатывать методы и средства , отличные от традиционных .

К четвертой группе компонентов педагогической культуры отнесли само регуляцию личности и культуры профессионального поведения ( в первую очередь , педагогический такт ).

Само регуляция

Уровни педагогической культуры характеризуют степень сформированности ее компонентов

высокий , или профессионально творческий , уровень педагог

4 стр., 1738 слов

Роль воспитателя в развитии личности ребенка

... общении друг с другом своими мыслями и чувствами. Взаимопонимание и контакт педагога и детей во многом определяют успешный результат в формировании личности. У чуткого, любящего детей воспитателя в арсенале множество приемов, которые ...

добивается высоких результатов и проявляет необходимые личностные качества

профессионально адаптивный уровень педагог умеет пользоваться методической литературой , освоил педагогическую теорию , но не вышел на уровень мастерства , результаты работы средние ;

низкий , или репродуктивно профессиональный , уровень педагог

не достигает поставленных целей и не проявляет необходимые личностные качества.

Итак

профессионального мастерства воспитателя детского сада имеет прямое отношение к решению кадрового вопроса . Воспитатели детского сада способны самостоятельно или с помощью старшего воспитателя решать и вопросы , связанные с обновлением содержания дошкольного образования .

педагогической этики

Такт

Педагогический такт –

педагогический такт

Дозировка влияния проявляется в использовании воспитательных средств. Как лекарства в медицине требуют четкой расфасовки и режима приема, так и слово воспитателя, его методы должны применяться оптимально, ненавязчиво, деликатно. Педагог всегда должен чувствовать, что можно сказать ребенку (родителям), а что нельзя, как правильно (это значит тактично) преподнести им возможную неприятную информацию, чтобы не обидеть, не испугать. Чрезмерность может привести к обратной реакции: чрезмерная требовательность – к непослушанию, чрезмерная снисходительность – к грубости. Уважая детей, воспитатель должен уметь показать им это. Проявление уважения формирует у ребенка чувство собственного достоинства, обезоруживает тех, кто сопротивляется педагогическому воздействию, делает их соучастниками воспитания. При

этом, уважение и душевная теплота не исключают требовательности, а предполагают ее, ведь если педагог теряет требовательность, он теряет субординацию, а, следовательно, и чувство такта. Дети перестают уважать такого наставника и учебно-воспитательный процесс разрушается.

3 стр., 1193 слов

«Основные направления становления профессиональной компетентности ...

... и решаемых проблем. Следовательно, на сегодняшний день любому специалисту необходимо обладать определенным набором компетенции. 2. Основные направления становления профессиональной компетентности педагога ... и совпадает с компонентами педагогической деятельности и соответствующими им умениями. В результате модель профессиональной компетентности воспитателя выступает как единство его теоретической и ...

Педагогический такт, Преподаватель предлагает студентам решить несколько

Культура общения воспитателя, такт проявляются в разных формах его взаимодействия с детьми и родителями.

— 3 –

культура взаимоотношений

Во многих психолого-педагогических исследованиях, предполагающих выявить, какого воспитателя больше всего любят дети, на вопрос: «Какой тебе нравится воспитатель?» малыши в первую очередь говорили: «Красивый». Этот факт ярче всех других доказательств, свидетельствует о том, что внешний вид педагога требует к себе особенного внимания.

Красоте и выразительности внешнего вида воспитателя способствует осанка. Она выражает внутреннее достоинство личности. Согнутый человек не производит впечатления силы, в то время как правильная осанка (умение не сутулиться, прямая походка) указывают на внутреннюю силу педагога, его внушительную внешность независимо от роста. Эстетика позы не терпит

плохих привычек: покачивания взад-вперед, переминания с ноги на ногу, привычки держаться за спинку стула. Воспитателю необходимо выработать манеру правильно стоять перед детьми, ненавязчиво двигаться по группе. Движения должны быть сдержанными, элегантными, нерезкими. Выработке правильной осанки помогают занятия физкультурой, спортом; также очень важен самоконтроль воспитателя, умение взглянуть на себя со стороны, глазами детей в первую очередь.

Немаловажное значение имеет и одежда педагога. Нельзя требовать от детей и родителей аккуратности, опрятности, если сам воспитатель не соответствует этим требованиям. Главное требование к его одежде – скромность (подразумевает отсутствие излишеств) и элегантность. Воспитатель во всем должен соблюдать чувство меры и понимание обстановки. Вычурный фасон платья, слишком яркий цвет костюма не должны присутствовать во время рабочего дня. И, конечно же, одежда должна быть аккуратной: чистой, выглаженной.

прическе и макияже

Мимика – это искусство выражать свои мысли, чувства, настроение движениями мускулов лица. Нередко выражение лица оказывает на воспитанников более сильное воздействие, чем слова. Оно должно соответствовать характеру речи педагога и отношений с детьми. В зависимости от ситуации лицо должно уметь выражать массу чувств. Выразительные детали мимики – брови, глаза, рот. Наиболее выразительны на лице человека глаза. «Пустые глаза – зеркало пустой души», — писал К.С. Станиславский. Взгляд педагога должен быть обращен к детям, создавая визуальный контакт. Надо избегать обращения к стенам, полу, потолку. Нужно не допускать «бегающих глаз», или, наоборот, их безжизненной статичности («каменное лицо»).

Во время занятия и в течение всего дня необходимо держать в поле зрения всех детей. Таким образом, визуальный контакт – техника, которую надо сознательно развивать. Следующая выразительная деталь – брови. Поднятые, они выражают удивление, сдвинутые – сосредоточенность, неподвижные – спокойствие или равнодушие, находящиеся в движении – восторг. Широкий диапазон чувств выражает рот: улыбка – радость и одобрение; опущенные уголки губ – грусть, сочувствие.

11 стр., 5429 слов

Профессиональная позиция педагога-воспитателя

... работе с детьми. Воспитатель — это, прежде всего, педагог. Под понятием «педагог» нередко подразумевают и профессию, и социальную роль, и вид деятельности, и направленность личности. В реальной ... (нарушение слуха, зрения, умственного развития, дивиантное поведение). Как мы видим, воспитатель — это не отдельная профессия. «Воспитатель» может быть и специальностью, и специализацией. Специализация ...

Дети читают лицо воспитателя, угадывая его отношение к ним, настроение, поэтому лицо должно уметь не только выражать, но и скрывать чувства.

Пантомимика –, Пантомимика

основная задача

Таким образом, культура педагогической деятельности слагается из двух

культуры взаимоотношений воспитателя с родителями

Исходя из всего вышесказанного, хочется дать молодым воспитателям следующие советы.

  1. В своем общении с детьми педагог дошкольного учреждения должен исходить из того, что детский сад – это часть нашего государства, первая ступень получения образования маленьким ребенком, а отношение педагога к детям – выражение общественных требований.

  2. Осознавая свою роль доверенного лица общества и следуя ее принципам, воспитатель не должен открыто демонстрировать педагогическую позицию. Для детей и родителей слова и поступки педагога должны восприниматься как проявление его собственных убеждений, а не только как исполнение долга. Искренность педагога – залог его прочных контактов с воспитанниками и семьей; она основывается на том, что усвоенные требования общества пропущены педагогом через собственные установки и стали потребностями его личности.

  3. Для успешного взаимодействия с детьми и родителями следует прежде всего адекватно оценить собственную личность. Познание себя, управление собой должно стать постоянной заботой каждого воспитателя. Особого внимания требует умение управлять своим эмоциональным состоянием: воспитательному процессу вредит раздражительный тон, преобладание отрицательных эмоций, крик. Всегда следует отдавать себе отчет в том, что привнесено в конфликтную ситуацию самим педагогом.

  4. Педагогически целесообразные отношения строятся на взаимном уважении воспитателя и воспитанников, на утверждении достоинства личности детей и собственного достоинства педагога. Надо уважать индивидуальность каждого ребенка, понимать каждого, создавать условия для самоутверждения его в глазах сверстников, поддерживать развитие положительных черт личности.

  5. Педагогу необходимо позаботиться о благоприятной самопрезентации: показать ребятам силу своей личности, увлечения, умелость, широту эрудиции, не выпячивая, безусловно, своих достоинств.

  6. Помните, что творческий подход к анализу ситуаций и принятию решений основывается на умении педагога принимать роль другого – воспитанника, родителей, становиться на их точку зрения.

  7. Даже при незначительных успехах ребят следует быть щедрым на похвалу. Хвалить нужно в присутствии коллектива, а порицать лучше наедине. Речь воспитателя при этом не должна быть «анемичной». И

даже если у Вас не поставлен голос, Вас могут выручить жесты,

  1. Помните, что Вы воспитываете детей не только словами, поступками, но и своим внешним видом. Будьте внимательны к себе, следите за своей одеждой, обувью, прической. Будьте красивы!

Литература.

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/attestatsionnaya/pedagogicheskaya-kultura-vospitatelya/

  1. Березняк Е.С. Учитель и ученик. – Киев, Знание, 1976.

  2. Бондаревская Е . В ., Кульневич С . В . Педагогика : личность в гуманистических теориях и системах воспитания : учеб . пособие . – Ростов н / Д .: Твор . Центр « Учитель », 1999.-560 с . .

  1. Основы педагогического мастерства // под ред. Зязюна И.А. – Москва, Просвещение, 1989.

  1. Педагогическая этика // под ред. Попандополо В.Г. – Москва, Педагогика, 1989.

  1. Смыш В.П. Моя профессия – воспитатель детского сада. – Москва,

Просвещение, 1989.

ПРИЛОЖЕНИЯ