Сенсорное воспитание средствами природы в дошкольном детстве

Курсовая работа

Полноценное умственное развитие и как его результат — готовность ребенка к школе в значительной мере зависит от сенсорного развития.

Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д. Это постепенное усвоение сенсорной культуры, созданной человечеством.

С развитием сенсорики у ребенка появляется возможность овладения эстетическими ценностями в природе и обществе. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание, поэтому сенсорные способности составляют фундамент умственного развития ребенка.

В ряду других способностей сенсорные способности занимают ведущее место. Они дают возможность с особой глубиной, ясностью и точностью улавливать и передавать тончайшие нюансы формы, цвета, звучания и других внешних свойств предметов и явлений.

Сенсорное развитие тесно взаимосвязано с умственным, физическим и эстетическим развитием. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Сенсорная культура оказывает существенное влияние на становление различных видов детской деятельности: музыкальной, изобразительной, конструктивной, игровой, математической и речевой.

Одним из замечательных средств сенсорного развития детей является природа. Природа — не только великий учитель и великий воспитатель. Природа является неиссякаемым источником обогащения чувственного опыта ребенка. Именно в ней можно увидеть гармонию — основу красоты: разнообразие красок, форм, звуков в их сочетании. Сама по себе природа — условие для всестороннего воспитания и развития ребенка.

Познание природного окружения вначале осуществляется чувственным путем, при помощи зрения, слуха, обоняния, осязания. Дети дошкольного возраста способны понять и оценить красоту природы: пение птиц, запах осенней листвы, шум дождя, краски заката и восхода и т.п.

Можно много раз пройти по красивейшему скверу и не заметить его красоты, а можно пройти всего один раз и остановиться, и увидеть, как красивы и необычны в нем деревья, как освещены солнцем их верхушки, как ярки на фоне зеленой травы тюльпаны; услышать как весело щебечут птицы. Или полюбоваться, как величавы зимой деревья под снегом, а свет от уличного фонаря делает все вокруг таинственным и переносит нас в мир сказки. Очень важно заметить все описанное выше и еще многое другое вместе с ребенком.

11 стр., 5237 слов

Психолого-педагогические аспекты развития сенсорных эталонов ...

... развития, овладения разными видами деятельности. Развитие восприятия - сложный процесс, который включает в качестве основных моментов усвоение детьми сенсорных эталонов, выработанных обществом, и овладение способами обследования предметов. Сенсорное воспитание ... Для детей с ДЦП дошкольного возраста характерен и низкий объем представлений о сенсорных эталонах и качество овладения сенсорными эталонами. ...

Природа — источник творческого вдохновения, источник подъема всех духовных сил человека, не только взрослого, но и подрастающего. Природа помогает окрашивать в эмоциональные тона все восприятия окружающей действительности. Вот это эмоциональное отношение к окружающей природе, неисчерпаемому источнику красоты, и должна воспитывать система образовательных учреждений у детей.

Проблема воспитания сенсорной культуры детей средствами природы практически не представлена в отдельных работах. Исключения составляют работа Т.В. Ендовицкой «Некоторые вопросы психологии сенсорного восприятия» Л.А. Венгера, Н.Б. Венгера, Э.Г. Пилюгиной «Воспитание сенсорной культуры ребенка», С.Н. Николаевой «Методика экологического воспитания дошкольников» и др.

Итак, как показывает обзор исследований, проблема сенсорного воспитания средствами природы в дошкольном детстве не достаточно изучена.

Объект исследования — сенсорное воспитание детей дошкольного возраста.

Предмет исследования — процесс сенсорного воспитания средствами природы.

Цель исследования — изучение особенностей сенсорного воспитания средствами природы в дошкольном детстве.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  • Раскрыть понятие и специфику сенсорного развития в дошкольном возрасте;
  • Изучить систему сенсорного воспитания дошкольников средствами природы;
  • Исследовать специфику развития сенсорной культуры детей дошкольного возраста;
  • Разработать и апробировать методику развития сенсорной культуры детей на примере изучения растений и дать анализ полученных результатов.

Гипотеза исследования предполагает, что формирование сенсорной культуры детей дошкольного возраста будет проходить более эффективно если:

  • педагог понимает сущность и значение сенсорного развития детей дошкольного возраста;
  • сенсорное воспитание осуществляется средствами природы в разнообразных видах деятельности;
  • созданы необходимые условия, способствующие получению сенсорного опыта в процессе общения с природой, закреплению его и развитию аналитического восприятия.

База исследования: ДОУ № 330 Красноармейского района г. Волгограда.

воспитание сенсорный природа дошкольный

Глава 1. Теоретические основы сенсорного воспитания средствами природы в дошкольном возрасте

1.1 Особенности сенсорного развития в дошкольном детстве

Сенсорное развитие определяется как формирование новых, не существовавших у ребенка ранее сенсорных процессов и свойств под влиянием активного педагогического воздействия. Такое понимание сенсорного развития детей позволяет обозначить сенсорное воспитание как целенаправленное совершенствование у детей сенсорных процессов [11,23].

10 стр., 4589 слов

Основные закономерности развития детей раннего и дошкольного возраста

... М.М. Кольцовой, Н.Л. Фигуриным и др. Полученные результаты исследований развития и воспитания детей раннего возраста позволили впервые создать научно обоснованную систему развития и воспитания детей раннего и дошкольного возраста. В течение 6-7-ми лет жизни в развитии ребенка происходят грандиозные прогрессивные изменения. ...

Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве переоценить трудно. Именно этот возраст большинством исследователей считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е.И. Тихеева, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Саккулина, Л. А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер и др.) справедливо считали, что сенсорное развитие, направленное на обеспечение полноценного интеллектуального развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания [15,14].

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов трудовой деятельности.

С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания — запоминание, мышление, воображение — строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное интеллектуальное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

Дошкольный возраст благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики: Ф.Фребель, М. Монтессори, О.Декроли, а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии: Е.И. Тихеева, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Сакулина справедливо считали, что умение детей воспринимать предмет, его качество, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из сторон дошкольного воспитания [12,43].

Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка, — когда совершенствуется его ориентировка во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений, в пространстве и времени.

Воспринимая предметы и действуя с ними, ребенок начинает все более точно оценивать их цвет, форму, величину, вес, температуру, свойства поверхности и др. При восприятии музыки он учится следить за мелодией, выделять отношения звуков по высоте, улавливать ритмический рисунок, при восприятии речи — слышать тончайшие различия в произношении сходных звуков. Значительно совершенствуется у детей умение определять направление в пространстве, взаимное расположение предметов, последовательность событий и разделяющие их промежутки времени.

Сенсорное развитие дошкольника включает две взаимосвязанные стороны — усвоение представлений о разнообразных свойствах и отношениях предметов и явлений и овладение новыми действиями восприятия, позволяющими более полно и расчленено воспринимать окружающий мир.

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится он и с произведениями искусства. И, конечно же, каждый ребенок даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного руководства взрослых, то нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Ведь именно форма, величина, цвет имеют определяющее значение для формирования представлений о предметах и времени.

13 стр., 6084 слов

Труд детей в природе — один из основных методов экологического ...

... и зависимостей оказывает влияние и на отношение к труду: он становится более осмысленным и целенаправленным. У детей формируются устойчивый интерес к труду, трудолюбие. Труд в природе является одним из способов развития ... наблюдаемые предметы и явления, устанавливать связь между отдельными явлениями и понимать простейшие закономерности. В этой группе расширяется круг трудовых обязанностей. Детей ...

В своей многовековой практике человечество выделило определенную эталонную систему величин, форм, цветовых тонов. Бесконечное их разнообразие было сведено к немногим основным разновидностям. Овладевая такого рода системой, ребенок получает как бы набор мерок, эталонов, с которыми он может сопоставить любое вновь воспринятое качество и дать ему надлежащее определение. Усвоение представлений об этих разновидностях позволяет ребенку оптимально воспринимать окружающую действительность.

Усвоение сенсорных эталонов — длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства и имеющий свою предысторию. Усвоить сенсорный эталон — это вовсе не значит научиться правильно называть то или иное свойство объекта. Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых разнообразных предметов в самых различных ситуациях. Иначе говоря, усвоение сенсорных эталонов — это адекватное использование их в качестве “единиц измерения” при оценке свойств веществ [12,47].

Ознакомление детей с сенсорными эталонами включает организацию усвоения ими представления о цветах спектра и их оттенках по светлоте, о геометрических фигурах и их изменениях по пропорциям, об отношениях предметов по величине и отдельным их измерениям (длине, высоте, ширине).

Усвоение эталонов формы предполагает узнавать соответствующую форму, называть ее и действовать с нею, а не производить ее анализ с точки зрения количества и величины углов, сторон и тому подобное.

Основное внимание должно уделяться восприятию формы, величины и цвета.

Этапы целенаправленного развития сенсорных способностей включают в себя:

  • формирование сенсорных эталонов;
  • обучение способам обследования предмета, а так же различать форму, цвет и величину, выполнять все более сложные глазомерные действия;
  • развитие аналитического восприятия: умения разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины.

В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры.

Таким образом, можно выделить основные задачи в сенсорном развитии и воспитании детей от рождения до 6 лет.

На первом году жизни это обогащение ребенка впечатлениями. Следует создать для малыша условия, чтобы он мог следить за движущимися яркими игрушками, хватать предметы разной формы и величины.

На втором-третьем году жизни дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.

Начиная, с четвертого года жизни у детей формируют сенсорные эталоны: устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Позднее следует знакомить с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине, возникающими между элементами ряда, состоящего из большего количества предметов [15,51].

Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению все более сложных глазомерных действий.

Наконец, в качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие: умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины.

1.2 Система сенсорного воспитания дошкольников средствами природы

Сенсорное воспитание средствами природы направленно на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт.

Умение видеть природу — первое условие воспитания мироощущения единства с ней, первое условие воспитания через природу. Оно достигается лишь при постоянном общении с природой. Чтобы ощущать себя частью целого, человек должен не эпизодически, а постоянно находиться во взаимоотношениях с этим целым. Вот почему гармония педагогических воздействий требует постоянного общения с природой [18,16].

Природа, являясь средой обитания человека, источником, питающим его жизненные силы и вдохновляющим его на сбережение его богатств, вместе с тем заключает в себе огромный потенциал всестороннего развития личности. Особенно эффективно осуществляется это развитие, если оно начинается с раннего детства.

Природа — важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребёнок, общаясь с ней!

Восприимчивость ребёнка в дошкольные годы известна. И влияние природы на формирование различных сторон личности малыша также широко известно. Природа возбуждает любознательность ребёнка, воздействует на его сенсорику и вызывает чувство прекрасного. Можно без преувеличения сказать, что наиболее полно ребёнок познаёт красоту окружающего мира через восприятие красоты природы [17,26].

Воздействуя на эмоции ребёнка своими эстетическими качествами — совершенством формы, разнообразным и (в зависимости от времени дня, года, освещения) изменчивым колоритом, природа развивает сенсорные способности.

Большое значение природы в развитии сенсорных способностей детей отмечал известный педагог Е. А. Аркин: «…когда воспитание ведётся вне стен комнаты, когда перед ребёнком каждый день развёртывается полная красок панорама природы, тогда нет сомнения, что поле, лес, луг, звёздное небо, восход солнца, постоянно меняющий свой цвет небесный свод, будут служить средством в деле развития цветоощущения, чувства красоты, любви к природе и понимания её» [19,43].

Познание ребёнком-дошкольником окружающей природы должно осуществляться “по законам красоты”. Это зависит от педагога, который сам чувствует, понимает красоту природы и может передавать это детям.

Необходимо развивать в детях умение созерцать природу, наслаждаться ею, вглядываться, вслушиваться. В Японии, например, принято проводить так называемые “уроки созерцания”, позволяющие развивать восприятие детей.

В задачу ознакомления детей с природой входит знакомство с временами года, их спецификой и сменой, с такими явлениями, как дождь, снег, иней и другие, с животными и растительным миром.

Дошкольники общаются с природой в разное время года — и когда вокруг лежит пушистый снег, и когда зацветают сады. Таким образом, ребёнок с помощью органов чувств, воспринимает многообразие свойств природных объектов: форму, величину, звуки, краски, пространственное положение, движение и т.д. У него формируются конкретные первоначальные и яркие представления о природе, которые в дальнейшем помогают ему увидеть и понять связи и отношения природных явлений, усвоить новые понятия. Многие в процессе наблюдений. Это даёт возможность педагогу развивать у воспитанников логическое мышление (П. Г. Саморукова).

В дошкольных учреждениях процесс познания и накопления чувственного опыта регулируется целенаправленной работой педагога- воспитателя.

Ознакомление с природой — одна из составных частей этого процесса — предполагает решение ряда воспитательно-образовательных задач. Наблюдения, экскурсии в парк, лес, к водоему, работа на участке, уход за растениями уголка природы в группе, сбор семян и листьев, изготовление игрушек из природного материала, дидактические игры составляют далеко не полный перечень мероприятий, осуществляемых воспитателями в разных возрастных группах.

Неоднократные опыты исследователей детского творчества (Н. А. Ветлугиной, Т. С. Комаровой) показывают, что красота любого природного явления вызывает восторженный отклик в душе ребёнка и предложение изобразить то или иное явление встречается детьми с радостью. Вот наступила золотая осень. В воздухе кружатся и плавно опускаются на землю разноцветные листья. Дети с удовольствием собирают листья, рассматривают их, стремятся обратить на них внимание взрослых. В этом случае нужно поддержать интерес детей, поиграть в собранные ими листья (“Найди такой же — по форме, по цвету ”), предложить из собранных листочков составить изображение [9,87].

Задачи и содержание сенсорного воспитания дошкольников средствами природы можно представить в виде таблицы.

Таблица 1.

Задачи и содержание сенсорного воспитания дошкольников средствами природы [18].

Задачи

Содержание, формы и методы работы

Развитие ощущений, восприятия детей, обогащение их сенсорного опыта.

Используя объекты и явления природы, развивать у детей восприятие. Знакомить детей с формой плодов, листьев, цветов, обводя их по контуру формы рукой, пальцем. Знакомить детей с насекомыми, птицами, животными, также выделяя и называя их форму, строение, величину частей, цвет и оттенки.

Развивать способность воспринимать, наблюдать, фиксировать форму, цвет, строение, изменение роста и развития, сходство и различие.

Вместе с детьми рассматривать объекты природы и замечать их изменчивость по сезонам (изменение цвета растений и плодов), по мере созревания (плодов по цвету, величине), по мере роста животных (изменение пропорций тела), изменение положения тела животных и птиц при движении и разных позах.

При знакомстве детей с животными, рыбами, птицами обращать внимание на общие признаки и различия в форме тела, частей животного. Такое рассматривание поможет затем изобразить объекты природы в рисунке (и др. видах изобразительной деятельности).

В процессе наблюдений в природе, которые следует осуществлять каждый день, необходимо развивать у детей разнообразные ощущения: тактильные при ощупывании, поглаживании поверхности листа, стебля, ствола дерева, меха животного (разумеется, если это не опасно), установление их качества (гладкости, меховатости, теплоты, холодности); кинестезические при обведении предмета рукой по контуру основной формы, частей; обонятельные с целью установления запаха; зрительные при рассмотрении объектов природы, наблюдении за явлениями природы, животными, насекомыми и т. п.

Всё это будет способствовать накоплению сенсорного опыта.

Развивать эстетическое восприятие объектов и явлений природы.

На прогулках рассматривание листьев, кустарников и деревьев, обведение формы пластины листа по контуру, определение окраски листа: основных цветов и оттенков при разном освещении.

При рассматривании листьев (особенно они красивы осенью) и других объектов природы: красота (цельность, ажурность, изящество и другие) формы, строения, цвета, сочетание цветов, мягкие или, наоборот, неожиданные переходы одного цвета в другой.

Замечать изменения в природе.

Сбор природного материала для поделок из него, рассматривание, сравнение, складывание изображений. Создание красивых предметных, сюжетных и декоративных композиций.

Наблюдение за изменениями в природе: погода, появление (исчезновение) бабочек, жуков, червяков, цвет листвы, деревьев и др.

Наблюдение неба: цвет, облачность, движение, превращение облаков в разную погоду, в разное время дня.

Формирование у детей знаний о предметах и явлениях природы, о животных, рыбах, птицах, их общих и характерных признаках.

Знакомить детей с жизнью растений в разные времена года, с характерными изменениями в эти периоды времени (расцвечивание листьев, распускание почек, увядание травы, цветение цветов и др.).

Знакомство с жизнью животных, птиц на прогулках, экскурсиях.

Разговоры с детьми об увиденном (индивидуальные, групповые, с подгруппами).

Развитие детского творчества в процессе изображения объектов животного мира.

Учить детей изображать животных в рисунках (лепке, аппликациях).

С этой целью выделять общие и конкретные признаки животных, форму и строение тела, форму частей, их величину и место положения по отношению к главной части.

Учить детей рассказывать об объектах природы.

Подобрать иллюстрации в детских книгах разных художников, в которых изображены объекты природы, пейзажи.

Обратить внимание детей на разнообразие образного решения изображения. Выделить с детьми разнообразные приёмы создания изображения. В доступной форме выделить и охарактеризовать манеру и отдельные средства выразительности разных художников.

Задание детям рассказать о том, что интересное, красивое, необычное увидел в природе.

Чтение книг Н. Скребицкого, Б. Бианки, Е. Чарушина, К. Чуковского, произведений А. С. Пушкина, С. Есенина и др.

Рассматривание иллюстраций с изображением животных. Учить выделять сходство и различие. Рассматривание репродукций. Рассматривание скульптуры мелких форм.

Рисование (лапка) животных и птиц. Вырезывание и наклеивание индивидуальных и коллективных композиций

(реальных, декоративных, сказочных).

Составление рассказов о животных.

Воспитание бражного отношения к природе.

Показать детям связь человека с природой: труд в природе, раскрыть влияние человека на природу (использование природных ресурсов), положительное и отрицательное отношение к природе (примеры из художественной литературы).

Подобрать стихотворения о природе.

Подобрать музыку на тему природы.

Воспитателем подобрать материал и

сделать краткие сообщения о русских художниках-пейзажистах.

Организовать выставку детских работ по изображению природы и поделок из природного материала.

Методы и приемы сенсорного воспитания дошкольников весьма разнообразны. Большие возможности для развития сенсорных способностей дошкольников представляют собой специально организованные занятия.

Во время занятий дети знакомятся с различными свойствами объектов живой и неживой природы. Например, во время занятий по теме «Песок, глина, камни» ребенку предоставляется возможность самостоятельно экспериментировать играть с этими материалами, исследовать их с помощью лупы, повторять опыты, которые он проводил под руководством педагога в экологическом классе, строить из камней дома и города и т.д.

Специально организованные наблюдения за объектами живой и неживой природы позволяют развивать сенсорные ощущения детей, учат видеть новое в привычных объектах.

На участке детского сада педагог организует ежедневное наблюдение за природой, во время которого дети многое узнают о жизни растений и животных, любуются красотой природы во все времена года. Яркие впечатления, которые получают дети от общения с природой, надолго остаются в их памяти, способствуют формированию любви к природе, естественного интереса к окружающему миру.

Дети всех возрастных групп имеют возможность трудиться в цветнике, на огороде, в саду. Одновременно они узнают, какие условия необходимо создать для нормальной жизни животных и растений, приобретают необходимые навыки и умения, приучаются бережно и заботливо относиться к природе [22,12].

Трудясь в природе, дети знакомятся со свойствами и качествами, состояниями объектов природы, усваивают способы установления этих свойств. Воспитатель учит детей ориентироваться на свойства объектов природы для выполнения трудового действия. Так, чтобы определить, нуждается ли растение в поливе, нужно учесть его состояние (упругость, плотность листьев и стебля).

В результате у детей складывается эталонное представление о свойствах, качествах, состояниях объектов природы.

Трудясь в природе, дети на практике усваивают зависимость состояния растений и животных от удовлетворения их потребностей, узнают о роли человека в управлении природой. Усвоение этих связей и зависимостей способствует формированию отношения детей к природе, труд становится осмысленным и целенаправленным.

В процессе труда в природе у детей формируются знания о растениях (свойства и качества растений, их строение, потребности, основные стадии развития, способы выращивания, сезонные изменения), о животных (внешний вид, потребности, способы передвижения, повадки, образ жизни, сезонные изменения).

Дети учатся устанавливать связь между условиями, образом жизни животного в природе и способами ухода за ним в уголке природы.

Экологическая тропинка, разработанная Н.А. Рыжовой [14], является прекрасным средством сенсорного развития детей.

Объекты экологической тропинки дают большие возможности для ознакомления с сенсорными эталонами природы, для развития восприятия, наблюдательности, эмоционального развития детей, в частности формирования чувства близости к природе и сопереживания живым организмам.

В качестве видовых точек, прежде всего, выбираются деревья, кустарники разных пород, разною возраста, причудливой формы, старые пни. Так, многие детские сады проводят наблюдения за пнем (рассматривают его поверхность при помощи луп) после чтения и обсуждения сказки Н. Рыжовой «Как Медведь пень потерял». Такие же наблюдения можно организовать и на примере старого поваленного дерева, особенно если оно расположено в затененном месте. В ряде ДОУ на участках воссоздаются фрагменты разных естественных растительных сообществ, характерных, прежде всего, для данной местности (леса, луга).

Это помогает педагогу познакомить детей с представителями местной флоры, фауны и экосистемами леса, луга. Чем больше разнообразие растений на тропе, тем больше и разнообразие животных (в основном беспозвоночных), так как животные связаны с определенными растениями, условиями питания и проживания. Положительный эффект и с познавательной, и с эстетической точек зрения дает создание водоема. Так, в детском саду № 47 г. Магадана для исследовательской работы (блок «Вода») в теплое время года создают на территории участка временный искусственный водоем. В состав видовых точек тропы включаются также лекарственные растения; виды, подлежащих охране («Живая Красная книга»), растения-часы и растения-барометры (клумба «цветочные часы», «цветочные барометры»), сорные растения (последние, как правило, не включаются педагогами в состав тропы, а уничтожаются, хотя могут быть использованы как объекты для работы с детьми).

На примере сорных видов можно объяснить многие биологические особенности растений, влияние человека на растительные сообщества.

Обычную ежедневную прогулку можно использовать для ознакомления дошкольников с новым материалом, закреплять пройденный, воспитывать у детей эмоциональное, бережное отношение к окружающему миру, развивать его сенсорные ощущения и учить видеть новое в привычных объектах. Во время таких прогулок происходит накопление сенсорного опыта детей.

В своих исследования Н.А. Рыжова [14] неоднократно высказывала мысль о том, что необходимо учить детей слышать, видеть и чувствовать природу.

В лесу, на лугу, у реки обитает множество жителей, которых мы часто не замечаем. А ведь наблюдения за ними очень привлекательны для ребенка, особенно городского [14,54].

Уметь слушать тишину природы, как пишет Н.А. Рыжова, — это тоже искусство. Она совсем другая, чем в городе. В лесу, на озере множество незнакомых нам шорохов, криков, стуков. Попробуйте вместе прислушаться к окружающему и угадать, кто или что издает разнообразные звуки. Попытайтесь выяснить, где сидит дятел, который громко долбит сосну, послушайте, как стрекочет кузнечик в траве, кукует кукушка, о чем поют птицы, одинаково ли шелестят листьями береза и дуб.

О чем они рассказывают нам? Какую песню исполняют лягушки? (Между прочим, их песни нередко звучат не хуже соловьиных.) Кто шуршит в траве? Забавные звуки можно услышать, приложив ухо к старому, пустому внутри дереву, постучав о его ствол. Прислушайтесь внимательно ко всему, что вас окружает на прогулке, и вы откроете для себя и для своего ребенка новый мир звуков.

Смотреть на природу и видеть ее — это не одно и то же. Часто, выезжая в лес, мы первым делом приступаем к приготовлению и поглощению пищи, проводя все время возле костра, автомобиля и самодельного стола [14,55].

А вот дети сразу идут исследовать окружающий мир: залезают в лужу, отважно штурмуют заросли кустарников, взбираются на пенек, радуются порхающей бабочке и ползущему жуку. Правда, мы не всегда одобряем их действия или просто их не замечаем. А напрасно: ведь, наблюдая, ребенок превращается в исследователя, развиваются его органы чувств, мышление, он пытается понять окружающий мир и делает массу открытий, которые так необходимы в этом возрасте. Поддержите его в этом! Возьмите с собой на отдых лупу, бинокль. Рассматривание муравьев или листиков через увеличительное стекло приводит ребенка в восторг, да и взрослого не оставляет равнодушным. Бинокль же поможет разглядеть птицу, верхушку дерева, гнездо — объектов найдется достаточно. Постарайтесь научить ребенка видеть красоту окружающего мира: и отдельного цветка, и бабочки, и солнечного заката или восхода. Обращайте внимание ребят на то, как природа богата красками и их оттенками, как многообразен окружающий мир: в нем есть место не только людям, но и бабочкам, стрекозам, деревьям и цветам, белочке и ежику, дождевому червяку и кроту. Почаще говорите: «Посмотри, как красиво!» или «Посмотри, как интересно!»

Но, общаясь с природой, не стоит ограничиваться лишь этими выражениями. Воспринимать природу можно и нужно не только глазами: предложите ребенку определить, чем отличаются деревья или кустарники по запаху, на вкус, на ощупь. Или подведите к нескольким деревьям — пусть определит «свое». Чувствовать природу тоже надо уметь.

Уже перед путешествием в лес, на реку попробуйте вызвать у вашего спутника ощущение чего-то праздничного, необычного. Природа полна тайн и чудес, именно так и воспринимает ее маленький ребенок, если находит поддержку у взрослых. Скажите, что сегодня он увидит и услышит совсем другой мир, другие краски, другие звуки, откроет секреты природы. Попробуйте определить вместе с ним «настроение» леса (дерева): какое оно сегодня — грустное или веселое? [14,56].

Экспериментирование, опыты, наблюдения — деятельность, которой дети охотно занимаются и которая дает очень многое для развития. Одна из важнейших задач — это становление мышления. Именно поэтому экспериментирование с природными материалами должно быть доступно каждому ребенку.

Итак, общение детей с природой имеет важное значение для развития сенсорных ощущений. В процессе наблюдений, игр и труда в природе дети знакомятся со свойствами и качествами объектов и явлений природы, познают сенсорные эталоны.

Вывод по главе 1

В ходе анализа психолого-педагогических работ по проблеме исследования был сделан вывод о том, что в дошкольной педагогике накоплен значительный материал о содержании, методах, средствах развития сенсорных способностей детей, разработаны педагогические требования к дидактическим материалам, методика руководства играми и упражнениями.

Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Большие возможности для сенсорного развития ребенка представляет природа. Именно благодаря общению с природой, ребенок учится слышать, видеть, чувствовать, наблюдать. Чувственный опыт составляет основу воспитания сенсорной культуры ребенка, служит основой познания мира. Само сенсорное развитие средствами природы должно быть направленно на формирование полноценного восприятия окружающей действительности,

Изучение психолого-педагогических исследований позволило определить теоретические основы к проведению психолого-педагогического эксперимента по выявлению условий, способствующих успешному сенсорному развитию детей, составлению методических рекомендаций, комплексное использование которых позволит значительно совершенствовать работу по сенсорному воспитанию.

Глава 2. Практическое исследование особенностей сенсорного воспитания дошкольников

2.1 Диагностика сенсорного развития детей дошкольного возраста

Исследование особенностей сенсорного развития детей было проведено в средней группе ДОУ № 330 Красноармейского района города Волгограда. Количество исследуемых составило 10 человек. Эксперимент проходил в три этапа. На первом этапе (констатирующем) была проведена диагностика с целью выявления уровня овладения сенсорными эталонами на примере растений.

Для диагностики были использованы следующие методики:

1. Методика «Назови цветок».

Дошкольнику предлагается угадать цветок по изображению на карточке (ромашка, роза, тюльпан, ландыш, астра, одуванчик, мимоза, нарцисс, гвоздика, хризантема).

Анализ результатов. Количество набранных баллов соответствует сумме правильно найденных и названных растений. Максимальное количество баллов — 10.

2. Методика «Волшебный мешочек»

Дошкольнику предлагается на ощупь угадать фрукт или овощ в мешочке (лук, морковь, чеснок, огурец, яблоко, лимон, груша, мандарин, апельсин, банан).

За каждое правильно угаданный фрукт или овощ присваивается 1 балл. Максимальное количество набранных баллов — 10.

3. Методика «Угадай растение»

Цель — изучение представлений дошкольников о комнатных растениях.

Ход исследования. Дошкольникам демонстрируются карточки комнатных растений (кактус, алоэ, герань, фикус, фиалка), которые необходимо найти в уголке природы и назвать.

Анализ результатов. Количество набранных баллов соответствует сумме правильно найденных и названных растений. Максимальное количество баллов — 10.

4.Методика «Какого цвета?»

Дошкольникам предлагается вспомнить и назвать цвет следующих растений (в случае затруднения демонстрируется карточка с изображением):

  • Какого цвета огурец?
  • Какого цвета помидор?
  • Какого цвета баклажан?
  • Какого цвета лимон?
  • Како цвета лепестки у ромашки?
  • Какого цвета одуванчик?
  • Какого цвета листья у тополя?
  • Какого цвета ствол у березы?
  • Какого цвета бывает смородина?
  • Какого цвета клубника?

Количество баллов соответствует правильно определенным цветам растений.

Максимальное количество набранных баллов — 10.

5. Методика «Чем пахнет»

Дошкольникам предлагаются карточки с растениями (герань, фиалка, петрушка, укроп, лук, роза, еловая ветка, яблоко, малина, банан).

Дети должны вспомнить и рассказать, чем они пахнут (приятный, сладкий запах, запах хвои, цветочный запах, острый, неприятный запах).

Максимальное количество набранных баллов — 10.

6. Методика «Какого вкуса?»

Детям предлагаются карточки с изображением фруктов и овощей (лук, чеснок, яблоко, апельсин, клубника, помидор, огурец, капуста, лимон, морковь).

Необходимо вспомнить и назвать, какого вкуса тот или иной овощ или фрукт (кислый, соленый, сладкий).

Анализ результатов исследования сенсорного развития дошкольников представим в виде таблицы.

Таблица 1.

Диагностика сенсорного развития дошкольников (на основе представлений о растениях).

Констатирующий эксперимент

Имя ребенка, возраст

Методики

Общее кол-во баллов

Вывод об уровне

развития

1

2

3

4

5

6

Лена М.

5

4

5

5

5

5

34

Средний

Оля Ч.

7

8

6

8

8

8

48

Высокий

Ира К.

2

2

2

2

0

0

8

Низкий

Маша В.

2

2

2

1

0

0

7

Низкий

Игорь Т.

3

6

3

6

4

4

26

Средний

Саша Н.

2

3

1

2

0

0

8

Низкий

Дима К.

6

3

4

5

5

5

28

Средний

Вася П.

5

4

3

5

4

4

25

Средний

Петя С.

4

4

3

4

4

4

23

Средний

Паша К.

5

5

4

6

3

3

26

Средний

Итак, в результате диагностики сенсорного развития дошкольников были выделены следующие группы детей:

  • дети с высоким уровнем сенсорного развития (1 человек).

    Девочка легко узнавала растения, называла их отличительные признаки (цвет, запах, форму).

    К выполнению заданий отнеслась с живым интересом.

— дети со средним уровнем сенсорного развития (6 человек).

Эти дети в целом узнавали овощи и фрукты, однако затруднялись в определении растений из уголки природы, путались в названии цветов, более легко определяли цвет растения, нежели чем запах и вкус.

  • дети с низким уровнем сенсорного развития (3 человека).

    Практически не могли назвать ни одного растения, путались в определении цветов спектра, не смоли определить запах и вкус овоща или фрукта.

Итак, в процессе исследования особенностей сенсорного развития дошкольников был сделан вывод о том, что сенсорные способности детей развиты недостаточно, некоторые из дошкольников не только не знают многих растений, но и затрудняются в определении цвета, формы и запаха растений. Таким образом, была определена необходимость проведения дальнейшей работы по развитию у детей сенсорных способностей на основе изучения растений.

2.2 Методы и приемы развития сенсорной культуры детей на примере изучения растений

На втором этапе (формирующем) мы осуществляли непосредственное развитие сенсорной культуры детей.

Методика воспитания сенсорной культуры детей включала следующие этапы знакомства ребенка с различными свойствами растений:

  • накопление сенсомоторного опыта (накопление ощущений на основе операций с растениями: рассматривание образцов, ощупывание),
  • формирование представлений о различных свойствах предметов (колючий, гладкий, шероховатый),
  • ознакомление с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их использования,
  • развитие аналитического восприятия, то есть восприятия растений как сочетания элементов, из которых он состоит, связей между этими элементами (стебель, лист, корень, цветок).

Развитие сенсорных способностей детей проводилось с использованием большого многообразия растений. Это прежде всего:

  • растения уголка природы;
  • растения на территории детского сада;
  • растения ближайшего парка;
  • Сенсорное развитие детей осуществлялось на занятиях, в ходе наблюдения и экспериментирования, в процессе трудовой деятельности и проч.

На занятиях по сенсорному развитию мы использовали растения из уголка природы. В нашем дошкольном учреждении имеется уголок природы — своеобразный оазис, в котором представлены малознакомые и довольно известные растения: алоэ, герань, фикус, традесканция, фуксия, роициссус, сциндапсус и т.п.

Во время специально организованных занятий по ознакомлению с комнатными растениями мы старались показать ребенку, как разнообразны комнатные растения по внешнему виду, окраске, происхождению, требованию к теплу, влаге, почве; как тот или иной живой организм приспособлен к среде обитания, почему у него именно такой внешний вид, научить видеть его красоту, сформировать понимание зависимости жизни растений от действий человека, в том числе и самого ребенка.

В процессе занятий мы обучали детей приемам сравнения растений с разными листьями, стеблями, цветками.

Конечно, не все дети хорошо запоминали названия комнатных растений. В таком случае были придуманы некоторые сказочные истории про растения.

Многие дети сами придумывали растениям имена, которые бы отражали их особенности («пушистик», «колючка» и т.п.).

Мы поощряли рассказы детей о том, какими бывают растения, что они умеют делать, что любят, а что — нет.

Особое внимание мы уделяли развитию сенсорных ощущений. Листья, цветки комнатных растений мы предлагали погладить, выяснить, какие они на ощупь: гладкие или шершавые, пушистые или колючие; обвести пальчиком контур листа (продолговатый, округлый, с выемками и т.п.).

Пусть ребенок, трогая лист, закроет глаза и представит, что гладит животное. Кто это мог быть? Во время пересадки растений дети трогают песок, почву (влажную, сухую), керамзит, природные камешки и рассказывают о своих ощущениях.

Развитие сенсорных способностей дошкольников происходило и в процессе трудовой деятельности.

Во время трудовой деятельности мы старались обращать внимание детей на характер поверхности листьев, их величину, прочность, количество; закреплять умение различать и правильно называть растения, их части; воспитывать интерес к уходу за растениями.

На подобных занятиях мы учили детей определять растения, нуждающиеся в уходе (ориентировали детей на внешний вид растения); обучали способам очистки листьев от пыли в зависимости от количества листьев, их величины, прочности, характера поверхности (гладкая, шероховатая, опушенная).

С этой целью мы давали следующие задания:

1) отобрать из уголка природы растения, требующие ухода;

2) рассказать о признаках листа, используя обследовательские действия;

3) обосновать выбор способа удаления пыли.

В ходе подобных занятий мы использовали модель сенсорных признаков растений. Это панно в виде прямоугольной полоски с кармашками в нижней части, в которые вставляются карточки, моделирующие признаки растения (гладкость или шероховатость поверхности листа моделируется с помощью наклеенных на карточку полосок бумаги соответствующей фактуры, количество листьев — с помощью изображения и т. д.).

По мере обследования листа и выделения его признаков мы предлагали детям отобрать и последовательно выставить на панно карточки-модели, замещающие их.

Конспект занятия «Удаление пыли с растений» дан в приложении 1.

Сенсорное развитие детей осуществлялось на прогулке, во время экскурсий. Нами были проведены экскурсии по экологической тропинке с остановками: яблоня, вишня, смородина, кустарник, цветник, целебные травы (мать-и-мачеха, подорожник).

Паспорт экологической тропинки дан в приложении 2.

Останавливаясь у каждого растения, мы предлагали детям:

  • описать дерево или растение: цвет листьев, стебель (или ствол), отличительные признаки;
  • потрогать кору деревьев, описать ощущения;
  • осторожно потрогать листья растений, рассказать, какие они на ощупь;
  • осторожно (во избежании аллергии) понюхать растение, описать запах (запах пыльцы, хвои, смолы).

Так, например, останавливаясь у мать-и-мачехи, мы рассказывали детям, что едва в апреле появятся первые проталины, как мать-и-мачеха начинает цвести яркими желтыми цветами. Имеет длинные ползучие корневища. Листья появляются после того, как растение отцветет. С одной стороны листочки кожистые, холодные на ощупь, а с другой — теплые, покрытые пушком, будто войлочные. Эти особенности и дали намек на название растения. Мы предлагали детям осторожно пощупать листочки мать-и-мачехи и сравнить их стороны.

Конспект занятия по экологической тропинке дан в приложении 3.

Сенсорное развитие детей осуществлялось так же в процессе игровой деятельности. Мы использовали следующие игры:

Игра «Встреча с растением»

Цель: Формировать эмоциональное отношение к природе.

Материал: Картинки с изображением известных детям деревьев и цветов — на каждого ребенка.

Ход игры.

Воспитатель раздает детям картинки.

Воспитатель: «Посмотрите внимательно на свою картинку. Вам знакомо это растение? (Ответы детей) Подумайте, что вы можете рассказать о нем». Педагог задает наводящие вопросы, помогает на них отвечать, дает образец рассказа.

Игра «Угадай растение»

Цель: Формировать интерес к растительному миру.

Материал: Карточки с наклеенными листочками растений (дуб, липа, береза и т.п.).

Ход игры.

Игроки по очереди берут картинку из общей стопки, угадывают растение. Если растение угадано, игрок откладывает карточку к себе, если нет, кладет карточку под стопку. В конце игры подсчитывают, кто больше угадал растение, делается вывод о тех растениях, которые не были угаданы.

В процессе формирующего эксперимента было замечено, что многие дети стали проявлять устойчивый интерес к миру растений, узнали об их свойствах, правилах ухода, смогли запомнить сложные названия. Было замечено, что ознакомление дошкольников с цветом, формой, запахами растений способствовали накоплению чувственного опыта, развитию сенсорного восприятия.

2.3 Анализ результатов

В ходе поведенного эксперимента произошло значительное накопление сенсорного опыта, формирование представлений о различных свойствах растений.

Дети научились выделять такие свойства растений, как форма, величина, цвет, запах и оперировать ими в процессе деятельности. Многие дети (Ира, Миша) стали проявлять интерес к растениям, которого до проведения формирующего эксперимента не имели или не моги выразить. Некоторые дети (Лена, Игорь, Вася) стали проявлять постоянное желание к труду в уголке природы, выбрали себе растения для ухода, оформили их горшочки своими рисунками.

В целом следует отметить, что занятия по сенсорному развитию детей, прогулки и экскурсии, специальные игры и упражнения позволили повысить сенсорную культуру детей, способствовали формированию сенсорных эталонов.

На заключительном этапе эксперимента (контрольном) было проведено повторное исследование с целью изучения сформированности сенсорной культуры детей.

Анализ результатов представим в виде таблицы.

Таблица 2.

Диагностика сенсорного развития дошкольников (на основе представлений о растениях).

Контрольный эксперимент

Имя ребенка, возраст

Методики

Общее кол-во баллов

Вывод об уровне

развития

1

2

3

4

5

6

Лена М.

7

7

7

8

7

6

42

Высокий

Оля Ч.

9

8

8

9

8

8

53

Высокий

Ира К.

4

5

3

4

3

3

23

Средний

Маша В.

5

4

4

4

4

4

25

Средний

Игорь Т.

29

6

4

5

4

4

29

Средний

Саша Н.

5

5

5

5

4

4

28

Средний

Дима К.

6

4

5

5

5

5

30

Средний

Вася П.

5

4

5

6

4

4

28

Средний

Петя С.

6

4

4

4

4

4

26

Средний

Паша К.

6

5

5

6

4

4

30

Средний

Итак, в результате диагностики сенсорного развития дошкольников были получены следующие результаты:

  • количество детей с высоким уровнем сенсорного развития увеличилось на 10% и составило 2 человека.
  • количество детей со средним уровнем сенсорного развития увеличилось на 20% и составило 8 человек.
  • дети с низким уровнем сенсорного развития не выявлены.

Таким образом, результаты диагностики позволяют сделать вывод об эффективности проведенной работы по развитию сенсорных способностей детей.

Вывод по главе 2

Итак, опытно-экспериментальная работа, проведенная в средней группе ДОУ № 330 города Волгограда, позволила выявить условия сенсорного развития дошкольников в процессе ознакомления с миром растений.

На первом этапе, в ходе констатирующего эксперимента, был определен уровень овладения сенсорными эталонами на примере растений, который оказался недостаточно высоким у большинства детей (90% детей имели средний и низкий уровень развития).

На втором этапе (формирующем) были проведены специальные занятия по сенсорному развитию дошкольников с использованием игр, наблюдений, упражнений.

В ходе эксперимента было замечено, что во время таких занятий происходило накопление чувственного опыта детей, закрепление их сенсорных представлений на практике. Дети научились слышать, видеть, чувствовать природу, у них появился стойкий интерес к растительному миру.

В целом, занятия по сенсорному развитию детей, прогулки, экскурсии, игры и упражнения позволили повысить сенсорную культуру дошкольников.

Заключение

В процессе теоретического исследования были изучены особенности и значение сенсорного развития детей, роль природы в сенсорном воспитании дошкольников.

Источником познания детей является чувственный опыт. От того, насколько полноценным было освоение эталонов цвета и формы на этапе сенсорного развития, зависят его дальнейшие успехи. Сенсорное развитие является базой для художественно — эстетического, умственного, эмоционального, физического, нравственного восприятия.

Природа является лучшим средством сенсорного развития детей. Умение видеть, слышать и чувствовать природу — составляют условия воспитания сенсорной культуры дошкольника. Природа служит основой познания мира, именно, благодаря общению с природой происходит накопление чувственного опыта ребенка, развитие его восприятия.

В процессе практического исследования был диагностирован уровень сенсорного развития детей и отмечена необходимость его повышения. Для этого была разработана методика воспитания сенсорной культуры детей на примере ознакомления миром растений и отмечена ее эффективность.

В процессе использования в нашей практике тех или иных методов и приемов, предложенных различными авторами, были разработаны дополнительные упражнения, игры и задания, направленные на развитие сенсорной культуры детей средствами природы.

В ходе исследования гипотеза подтвердилась и была дополнена следующими выводами:

1.Понимание педагогом сущности и значения сенсорного развития детей является необходимым условием формирования сенсорной культуры дошкольников;

2. При формировании сенсорной культуры детей важен учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;

3. Формирование сенсорной культуры с использованием средств природы должно проходить в несколько этапов:

  • накопление сенсорного опыта;
  • развитие сенсорных представлений;
  • знакомство детей с сенсорными эталонами и обучение способам их применения;
  • развитие аналитического восприятия.

4. Создание необходимых условий, обеспечивающих получение разнообразных сенсорных впечатлений в природе, использование специальных игр и упражнений с объектами природы, способствует повышению эффективности формирования сенсорной культуры детей.

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/sensornoe-vospitanie-detey-sredstvami-prirodyi/

Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. М.: Просвещение, 1998

Венгер Л. А., Мухина В. С. Психология: Учеб.пособие для учащихся пед. уч-ищ по спец. № 2002 «Дошкольное воспитание» и №2010 «Воспитание в дошк. Учреждениях». — М. : Просвещение, 1988. — 336с.

Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой: Пособие для воспитателя детского сада. — М.: Просвещение, 1982.

Запорожец А.В. Природа как средство эстетического и нравственного воспитания детей. Ученые записки МГПИ им. В.И. Ленина. — 1963.

Как знакомить дошкольников с природой: Пособие для воспитателей детского сада/ под ред. А.А.Каменева и др. — М.: Пресс, — 1983.

Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. — М., 1999.

Николаева С.Н. Как приобщить ребенка к природе. Методические материалы для работы с родителями в ДОУ. — М.: Новая школа.-1993.

Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. — М., 2001.

Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. -М. 1996. 351 с.

Окружающий мир: для обучения детей в семье, детском саду и дома. /Сост. И.Р. Колтунова, О.Н. Лазарева, М.И. Данилова. — Екатеринбург: ТОО Фантория, — 1999. — 123с.