Дипломная работа игра как средство и способ обучения дошкольников

Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. Игра – это самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяет общая цель, совместные усилия к достижению, общие переживания. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни. Игра занимает большое место в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания. Ребенку нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности.

Игра имеет большое образовательное значение, она тесно связана с обучением на занятиях, с наблюдениями повседневной жизни.

Дети учатся решать самостоятельно игровые задачи, находить лучший способ осуществления задуманного. Пользоваться своими знаниями, выражать их словами. Игра – это наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки из окружающего мира полученных впечатлений. В игре ярко проявляются мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающая потребность в общении.

Интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более трудную задачу чем на занятии. Игра – это только один из методов, и она дает хорошие результаты только в сочетании с другими: наблюдением, беседами, чтением и т.д.

Нередко игра служит поводом для сообщения новых знаний, для расширения кругозора. С развитием интереса к труду взрослых, к общественной жизни, к героическим подвигам людей у детей появляются первые мечты о будущей профессии, стремление подражать любимым героям. Все делает игры важным средством сознания направленности ребенка который начинает складываться в дошкольном детстве.

Таким образом, игровая деятельность является актуальной проблемой процесса обучения.

Актуальность проблемы определила выбор темы курсовой работы.

6 стр., 2676 слов

Особенности развитие игры детей 3-4 лет

... наиболее значимыми конструктами саморазвития и самореализации у детей 3 – 4 лет, оказывающими влияние на развитие ролевой игры, выступают: В 3 года – самоощущение и самопроявление. Это можно объяснить ... самосознания ребенка и обусловливает невозможность полноценного развертывания в игровой деятельности позиций «Я сам» и «подражание взрослому», что приводит к задержке формирования ролевой игры. Исходя ...

Проблема исследования : какова роль дидактической игры в обучении старших дошкольников.

Объект исследования: игровая деятельность детей дошкольного возраста.

Предмет исследования : игра как средство обучения дошкольников.

Цель: Определить роль дидактической игры в обучении детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Изучить психологические особенности игры старших дошкольников;

2. Выявить сущность понятия дидактическая игра;

3. Проанализировать опыт воспитателей по использованию дидактической игры в воспитательно-образовательном процессе в ДОУ.

4. Систематизировать дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста.

Глава I. Теоретические основы использования игры в процессе обучения

1.1 История вопроса

Слово «игра», «играть» в русском языке чрезвычайно многозначны. Слово «игра» употребляется в значении развлечения, в переносном значении. Е.А. Поправский говорит, что понятие об «игре» вообще имеет некоторую разницу у разных народов. Так у древних греков слово «игра» означало собою действия, свойственные детям, выражая главным образом то, что у нас называется «придаваться ребячеству». У евреев слово «игра» соответствовало понятию о шутке и смехе. В последствии на всех европейских языках слово «игра» стали обозначать обширный круг действий человеческих, с одной стороны не претендующих на тяжелую работу, с другой стороны – доставляющих людям веселье и удовольствие. Таким образом, в этот круг понятий стало входить все, и начиная от детской игры в солдатики до трагического воспроизведения героев на сцене театра.

2 стр., 913 слов

Организация подвижных игр детей младшего дошкольного возраста

... ребенка-дошкольника, и потому рассматривается, Передовые русские ученые П, Организация подвижных игр детей младшего дошкольного возраста Цель работы : описать опыт работы воспитателей по организации и проведению подвижных игр в младших группах Объект : организация и проведение подвижных игр. ...

А. С. Макаренко дал глубокий анализ психологии игры, показал, что игра – осмысленная деятельность, а радость игры – «радость творческая», «радость победы».

Игра – один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способами средствам общения. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.

Теория и практика игры включает в себя комплекс различных проблем и вопросов. Происхождение и сущность игры, ее структура и содержание, виды игр и их значение, методика руководства и многое другое служат предметом глубокого изучения психологов и педагогов. В детском саду обучение и воспитание успешно может быть обеспечено при организации игровой деятельности детей. Игра затрагивает все стороны личности ребенка: она требует активной работы мысли и трудовых умений, богата эмоциями и искренними чувствами. При обучении детей — дошкольников необходим личностный, индивидуальный подход, который легче всего осуществить педагогу в процессе игры.

Использованию игры в практике обучения детей посвящены работы: Ш.А. Амонашвили, Е.И. Тихеевой, А.П. Усовой, А.В. Запорожца, М.П. Агановой, Д.Б. Эльконина, А.С. Макаренко, М.Ю. Ронгинского, Б. Никитина, В. Красноухова, Е. Синицыной, Д.Н. Кавтарадзе, Г.М. Ляминой, Н.М. Щелованова, Э. Занкинда, М. Конина, Д. Менджерицкой, Е. Флерина, и многих других.

Каждый ребенок индивидуален и в реализации личностного подхода игра является незаменимым средством при обучении и воспитании детей.

Слово «игра» не является понятием в строгом смысле этого слова. Может быть именно потому, что целый ряд исследователей пытались найти нечто общее между самыми разнообразными и разнокачественными действиями, обозначенными словом «игра», мы не имеем до настоящего времени удовлетворительного объяснения разных форм игры.

Исследования путешественников и этнографов, содержащие материал о положении ребенка в обществе, находящемся на относительно низком уровне истории развития, дают достаточно оснований для гипотезы о возникновении и развитии детской игры. На различных стадиях развития общества, когда основным способом добывания пищи являлось собирательство с применением простейших орудий, игры не существовало. Дети рано включались в жизнь взрослых. Усложнение орудий труда, переход к охоте, скотоводству привели к существенному изменению положения ребенка в обществе. Возникла потребность в специальной подготовке будущего охотника. В связи с этим взрослые изготовлять орудия для детей. Возникли игры-упражнения. Детские орудия увеличивались вместе с ростом ребенка. Общество в целом заинтересовано в подготовке детей к участию в будущем в самых ответственных и важных областях труда, и взрослые всячески содействуют играм-упражнениям детей, над которыми настраиваются игры соревнования, являющиеся своеобразным экзаменом и общественным смотром достижения детей. В дальнейшем появляется сюжетно-ролевая игра. Игра в которой ребенок применяет на себя и выполняет роль, соответственно каким-либо действиям взрослых.

10 стр., 4807 слов

Народные игры как средство воспитания

... и действие. Важная роль детских игр - в развитии в детях ловкости, сметки и проворства, кроме того, игры еще явление и художественно-драматическое. Посредством игр ребенку прививалось уважение к существующему порядку вещей, народным обычаям, осуществлялось ...

Дети, предоставленные сами себе, объединяются и организуют свою особую игровую жизнь, воспроизводящую в основных чертах общественные отношения и трудовую деятельность взрослых. Историческое развитие игры не повторяется. В онтогенезе хронологически первой является ролевая игра, служащая главнейшим источником формирования социального сознания ребенка в дошкольном возрасте.

Таким образом детство неотделимо от игры. Чем больше детства в культуре, тем важнее игра для общества.

1.2 Психологические основы игры

Задолго до того как игра стала предметом научных исследований, она широко использовалась в качестве одного из важнейших средств воспитания детей. Время когда воспитание выделилось в особую общественную функцию, уходят в глубь веков, уходит и использование игры как средство воспитания. В различных педагогических системах игре придавалось разная роль, но нет ни одной системы, в которой в той или иной мере не отводилось бы место игре.

Игре приписывают самые разнообразные функции, как чисто образовательные, так и воспитательные, поэтому возникает необходимость более точно определить влияние игры на развитие ребенка и найти ее место в общей системе воспитательной работы учреждений для детей.

Необходимо более точно определить те стороны психического развития и формирования личности ребенка, которые по преимуществу развиваются в игре или испытывают лишь ограниченное воздействие в других видах деятельности.

Исследование значения игры для психического развития и формирования личности очень затруднено. Здесь невозможен чистый эксперимент просто потому, что нельзя изъять игровую деятельность из жизни детей, и посмотреть, как при этом будет идти процесс развития.

Главнейшим является значение игры для мотивационно- потребностной сферы ребенка. Согласно работам Д.Б. Эльконина [15, с274], проблема мотивов и потребностей выдвигается на первый план.

В основе информации игры при переходе от пред дошкольного к дошкольному детству лежит расширение круга человеческих предметов, овладение которыми встает теперь перед ребенком как задача и мир. Этот мир осознается им в ходе его дальнейшего психического развития само расширение круга предметов, с которым ребенок хочет действовать самостоятельно, является вторичным. В его основе лежит «открытие» ребенком нового мира, мира взрослых с их деятельностью, их функциями, их отношениями. Ребенок на границе перехода от предметной к ролевой игре еще не знает ни общественных отношений взрослых, ни общественных функций, ни общественного смысла их деятельности. Он действует в направлении своего желания, объективно ставит себя в положение взрослого, при этом происходит эмоционально-действенная ориентация в отношении взрослых и смыслах их деятельности.

4 стр., 1665 слов

Международные спортивные игры «Дети Азии»

... юношеского спорта и укрепления международного спортивного сотрудничества. олимпийский спорт игра Игры "Дети Азии" являются важным средством "воспитания нового человека, гармонически сочетающего в ... совершенство". Игры способствует повышению социальной и трудовой активности людей, экономической эффективности производства, физкультурное движение опирается на многостороннюю деятельность государственных ...

Здесь интеллект следует за эмоционально-действенным переживанием. Игра вступает как деятельность, имеющая ближайшее отношение к потребностной сфере ребенка. В ней происходит первичная эмоционально-действенная ориентация в смыслах человеческой деятельности, возникает осознание своего ограниченного места в системе отношений взрослых и потребность быть взрослым. Значение игры не ограничивается тем, что у ребенка возникают новые по своему содержанию мотивы деятельности и связанные с ним задачи. Существенно важным является то, что в игре возникает новая психологическая форма мотивов. Гипотетически можно представить себе, что именно в игре происходит переход от непосредственных желаний, к мотивам, имеющим форму обобщенных намерений, стоящих на грани сознательности.

Прежде чем говорить о развитии умственных действий в процессе игры, необходимо перечислить основные этапы, через которые должно проходить формирование всякого умственного действия и связанно с ним понятия.

— этап формирования действия на материальных предметах или материальных моделях заменителях.

— этап формирования того же действия в плане громкой речи .

— этап формирования собственно умственного действия.

Рассматривая действия ребенка в игре легко заметить, что ребенок уже действует со знанием предметов, но еще опирается при этом на их материальные заменители – игрушки. Анализ развития действий в игре показывает, что опора на предметы – заменители и действия с ними все больше сокращаются.

Если на начальных этапах развития требуется предмет – заменитель и относительно развернутое действие с ним, то на более позднем этапе развития игры, предмет выступает через слова – названия уже как знак вещи, а действие – как сокращенные и обобщенные жесты, сопровождающиеся речью. Таким образом, игровые действия носят промежуточный характер умственных действий со значениями предметов, совершающихся на внешние действия.

4 стр., 1872 слов

Нарушение высшей нервной деятельности детей

... в основном сводится к устранению всего того, что может нанести ущерб высшей нервной деятельности ребенка. Начинать профилактику надо с внутриутробного периода его развития, создавая для ... Тем не менее, ребенок 5-6 лет значительно отличается от детей младшего дошкольного возраста. Однообразные, повторяющиеся действия постепенно перестают быть столь непреодолимым препятствием для его нервной ...

Путь развития к действиям в уме оторванными от предметов значениями, есть одновременно возникновение предпосылок для становления воображения. Игра вступает как такая деятельность, в которой происходит формирование предпосылок к переходу умственных действий на новый, более высокий этап – умственных действий с опорой на речь. Функциональное развитие игровых действий вливается онтогенетическое развитие, создавая зону ближайшего развития умственных действий.

В игровой деятельности происходит существенная перестройка поведения ребенка, оно становится произвольным. Под произвольным поведением необходимо понимать поведение, осуществляющееся в соответствии с образом и контролируемое путем сопоставления с этим образом как с этапом.

Ученые обращали внимание на то, что характер движений, выполняемых ребенком в условиях игры и в условиях прямого задания, существенно различен. И установили, что в ходе развития меняется структура и организация движений. В них явно вычленяется база подготовки и фаза выполнения.

Эффективность движения, так и его организация существенно зависят от того, какое структурное место занимает движение в осуществлении той роли, которую выполняет ребенок.

Игра представляет собой первую доступную для дошкольника форму деятельности, которая предполагает сознательное воспитание и усовершенствование новых действий.

З.В. Манулейко [9] раскрывает вопрос о психологическом механизме игры. Опираясь на ее работы, можно сказать, что большое значение в психологическом механизме игры отводится мотивации деятельности. Выполнение роли, будучи эмоционально привлекательным, оказывает стимулирующее влияние на выполнение действий, в которой роль находит свое воплощение.

Указание на мотивы является, однако, недостаточным.

Необходимо найти тот психических механизм, через который мотивы могут оказывать это воздействие. При выполнение роли образец поведения, содержащийся в роли, становится одновременно этапом, с которым ребенок сравнивает свое поведение, контролирует его. Ребенок в игре, выполняет как бы две функции: с одной стороны он выполняет свою роль, а с другой контролирует свое поведение.

Произвольное поведение характеризуется не только наличием образца, но и наличием контроля за выполнением этого образца. При выполнении роли имеется своеобразное раздвоение, то есть «рефлексия». Но это еще не сознательный контроль, так как функция контроля еще слаба и часто требует поддержки со стороны ситуации, со стороны участников игры. В этом слабость рождающейся функции, но значение игры в том, что эта функция здесь зарождается. Именно поэтому игру можно считать школой произвольного поведения.

14 стр., 6650 слов

Становление и развитие сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста

... выяснить особенности становления сюжетно-ролевой игры и на этой основе определить ее развитие в педагогическом процессе. Цель исследования, Объект исследования, Предмет исследования 1. Психолого-педагогические особенности развития сюжетно-ролевой игры Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в ...

Игра имеет значение и для формирования дружного детского коллектива, и для формирования самостоятельности, и для формирования положительного отношения к труду и еще для многого другого. Все эти воспитательные эффекты опираются как на свою основу, на то влияние, которое игра оказывает на психическое развитие ребенка, на становление его личности.

Основным мотивом игры в дошкольном возрасте является интерес к деятельности взрослых, стремление приобщиться к ней, воспроизвести ее особенности.

Особенностью игры является то, что заниматься ею побуждает детей интерес не к результату, а к процессу деятельности. Этим игра единственно отличается от других видов деятельности (труда, учения), которые в основном направлены на достижение того или иного результата.

Игра есть отражение окружающей действительности и прежде всего действий и взаимоотношений окружающих людей. «Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить». (М.Горький).

Играя ребенок воспроизводит в активной, наглядно-действенной форме сцены из жизни окружающих взрослых, их труд, их отношение друг к другу и к своим обязанностям и таким образом получает возможность полнее осознавать окружающую действительность, глубже пережить изображаемые события, правильнее их оценить.

Поэтому игра оказывает такое глубокое влияние на психическое развитие ребенка – дошкольника, на формирование его личности.

В процессе развития ребенка содержание игр в детской жизни изменяются. Первые игры возникают уже в раннем возрасте. Однако их содержание и характер сначала еще примитивны.

В большинстве случаев игра сводится к воспроизведению простейших действий с предметами домашнего обихода, которые ребенок освоил самостоятельно или путем подражания взрослым. При этом малыша интересует в действии не его внутреннее содержание, а его внешняя, процессуальная сторона.

Ребенок возит взад и вперед тележку, одевает и раздевает куклу потому, что сам процесс доставляет ему удовольствие. Общее изменение деятельности ребенка, расширение его опыта приводит к изменению характера его игр.

При переходе к дошкольному возрасту дети начинают отображать в игре не только внешнюю сторону человеческих действий, но и их внутреннее содержание – то, зачем они делаются, то значение, которое они имеют для других людей. Так, играя в железную дорогу, дошкольники изображают не только внешнюю сторону дела- пыхтение и свист паровоза, движение поршней и т.д., но и взаимоотношение машиниста, кондуктора, пассажиров и пр.

68 стр., 33564 слов

Дидактическая игра как средство развития связной речи у детей ...

... связной речи детей-дошкольников. Задачи исследования : 1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования 2. Провести диагностику и определить уровни развития связной речи детей. 3. Подобрать и систематизировать дидактические игры и упражнения для развития связной речи детей ... них связной речи. Средством обучения связной речи является рассказывание детей. Связная речь предполагает ...

Важное значение в творческой игре приобретает выполнение определенной роли. В отличие от ребенка раннего возраста, который в своих играх остается самим собой, дошкольник, играя, преображается в шофера, солдата и т.д.

Выполнение роли связано с более сложной организацией игровой деятельности. Если дети раннего возраста играют в одиночку или же совместно делают одно и тоже, то в игре дошкольников устанавливаются сложные взаимоотношения с распределением обязанностей между собой. Развитие игры связано, таким образом, с ростом детского коллектива, с выработкой привычки к совместной деятельности.

Следующей особенностью дошкольной игры является подчинение играющих определенным правилам.

Даже в тех случаях, когда эти правила не формируются (как, например в ролевых играх), они все же не являются необходимым составным компонентом игровой деятельности дошкольников.

Еще более важное значение приобретает выполнение правил в подвижных и дидактических играх. Там эти правила уже носят явно выраженный, четко сформулированный характер.

В большинстве творческих игр какие-либо реальные действия, которые совершаются взрослыми в одних условиях, воспроизводятся ребенком в других игровых обстоятельствах.

Игра дошкольника непрерывно сопровождается работой творческого воображения. Игра представляет собой воспроизведение реальных действий в воображаемых обстоятельствах.

Однако постепенно под влиянием воспитателя, игровая деятельность младших дошкольников усложняется и отдельные действия начинают объединяться в единое целое, соответственно изображаемому сюжету. Дети начинают брать на себя определенные роли.

У детей 4-5 лет творческая сюжетная игра достигает более высокой степени развития. Содержание детских игр становится богаче и разнообразнее. Дети отражают самые разнообразные виды и стороны человеческой деятельности. Они воспроизводят в игре различные виды труда, событий из жизни.

Наряду с творческими играми продолжают развиваться игры подвижные и дидактические. Дети постепенно научатся действовать по правилам, подчинять свою активность известным задачам, настойчиво стремиться к определенным результатам и достижениям.

1.3 Технология игровых форм.

Технология игровых форм обучения нацелена на то, чтобы научить дошкольника осознать мотивы своего учения, своего поведения в игре и в жизни и программы собственной, как правило, глубоко скрытой в обычной обстановке, самостоятельной деятельностью и предвидеть ее ближайшие результаты.

8 стр., 3988 слов

Развитие творчества детей в играх и хороводах (6 лет)

... чтобы сделать радостным пребывание детей в детском саду. 1.Значение развития детского игрового творчества Игра как одно из удивительных ... мимики, пантомимики, интонации. Музыкальные игры. а) сюжетные: передача образов различных персонажей и их действий в соответствии ... искусство развивает ассоциативное, образное мышление, служит средством формирования мировоззрения ребенка в целом, в его эстетической ...

Опираясь на работу П.И. Пидкасистого [9, с 31], мы можем утверждать, что все игры делятся на естественные и искусственные. Естественная игра есть спонтанная ориентировочная деятельность, которой, благодаря естественным процессам самонаучения, человек самостоятельно осваивает новые формы и способы действия в привычной обстановке. Главное отличие искусственной игры от естественной заключается в том, что человек знает, что он играет, и на основе этого очевидно знания широко использует игру в своих целях.

Можно выделить шесть известных организационных форм игровой деятельности: индивидуальную, одиночную, парную, групповую, коллективную и массовую формы игры:

  • К индивидуальным формам игр можно отнести игру одного человека с самим собой во сне и наяву, а также с различными предметами и звуками;

  • Одиночная игра – это деятельность одного игрока в системе имитационных моделей с прямой и обратной связью от результатов достижения поставленной цели;

  • Парная форма игры – это игра одного человека с другим человеком, как правило в обстановке соревнования и соперничества;

  • Групповая форма игры – это групповая игра трех или более соперников, преследующих в обстановке соревнования одну и ту же цель;

  • Коллективная форма игры – это групповая игра, в которой соревнование между отдельными игроками заменяют команды соперников;

  • Массовая форма игры – это есть тиражированная одиночная игра с прямой или обратной связью от общей цели, которую одновременно преследуют миллионы людей.

В воспитании и обучении детей большое значение имеют игры с правилами: дидактические, настольно-печатные, подвижные. Они создают интерес к решению умственных задач, способствуют развитию произвольного внимания – очень важного фактора успешного обучения. Кроме того, помогают выработать такие нравственные качества, как воля, выдержка, самообладание. Однако анализ организации детской жизни в дошкольных учреждениях показывает, что воспитатели недостаточно уделяют внимание обучению детей правилам игр и в самостоятельной деятельности дети играют примитивно, используя ограниченное количество игр.

Между тем, очень важно, чтобы самостоятельные сюжетно-ролевые игры сочетались с играми с правилами, чтобы в них использовались различные варианты ролевого поведения. Только при этих условиях игра станет формой организации детской жизни и займет нужное место в педагогическом процессе.

Анализ практики воспитания детей раннего возраста и младшего дошкольного возраста, показывает, что у воспитателей возникает ряд трудностей при руководстве игрой.

Почти в каждой группе есть дети, которые не играют и не любят играть. Они не проявляют интереса к сюжетно-образным игрушкам или однообразно с ними манипулируют, тонус эмоциональной и познавательной активности у них понижен. Такие дети трудно усваивают программный материал, требующий определенного развития мышления и речи, которые в значительной степени формируются в игре.

Детская игра – явление неоднородное. Даже глаз непрофессионала заметит, насколько разнообразны игры по своему содержанию, степени самостоятельности детей, формам организации, игровому материалу.

В силу многообразия детских игр оказывается сложным определить исходные основания для их классификации.

В работах Н.К.Крупской детские игры делятся на две группы по тому же принципу, что и у П.Ф.Лесгафта, но называются немного иначе: игры, придуманные самими детьми и игры, придуманные взрослыми. Первые Крупская назвала творческими, подчеркивая их главную особенность – самостоятельный характер. Другую группу игр этой классификации составляют игры с правилами. Как и любая классификация, данная классификация носит условный характер.

К творческим играм относятся игры, в которых ребенок проявляет свою выдумку, инициативу, самостоятельность. Творческие проявления детей в играх разнообразны: от придумывания сюжета и содержания игры, поиска путей реализации замысла до перевоплощения в ролях, заданных литературными произведениями. В зависимости от характера творчества детей, от игрового материала, используемого в играх, творческие игры делятся на режиссерские, сюжетно-ролевые, игры со строительным материалом.

Игры с правилами – особая группа игр, специально созданных народной или научной педагогикой для решения определенных задач обучения и воспитания детей. Это игры с готовым содержанием, с фиксированными правилами, являющимися непременным компонентом игры. Обучающие задачи реализуются через игровые действия ребенка при выполнении какого-либо задания (найти, сказать наоборот, поймать мяч и т.д.).

В зависимости от характера обучающей задачи игры с правилами делятся на две большие группы – дидактические и подвижные игры, которые, в свою очередь, классифицируются с учетом разных оснований. Так дидактические игры подразделяются по содержанию (математические, природоведческие, речевые и др.), по дидактическому материалу (игры с предметами, игрушками, настольно-печатные, словесные).

Подвижные игры классифицируются по степеням подвижности (игры малой, средней, большой подвижности), по преобладающим движениям (игры с прыжками, с перебежками и др.), по предметам, которые используются в игре (игры с мячом, с лентами, с обручами и др.).

Таким образом, игры – важнейшее средство воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Глава II. Место и роль игры в воспитательно-образовательном процессе дошкольников.

2.1 Общая характеристика дидактической игры.

Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Но для играющих детей воспитательно-образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила.

Как отмечал А.Н. Леонтьев, дидактические игры относятся к «рубежным играм», представляя собой переходную к той неигровой деятельности, которую они подготавливают. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. Для дидактических игр характерно наличие задачи учебного характера – обучающей задачи. Ею руководствуются взрослые, создавая ту или иную дидактическую игры, но облекают ее в занимательную для детей форму.

Ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть. Однако, если участник игры не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия, добиться результата.

Таким образом, активное участие, тем более выигрыш в дидактической игре зависят от того, насколько ребенок овладел знаниями и умениями, которые диктуются ее обучающей задачей. Это побуждает ребенка быть внимательным, запоминать, сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания. Значит, дидактическая игра поможет ему чему-то научиться в легкой, непринужденной форме. Такое непреднамеренное обучение получило название автодидактизма.

Дидактические игры существуют много веков. Их первым создателем был народ, подметивший удивительную особенность маленьких детей — восприимчивость к обучению в игре, с помощью игр и игрушек. За всю историю человечества у каждого народа сложились свои дидактические игры, были созданы своеобразные дидактические игрушки, ставшие частью его культуры. В содержании дидактических игр и игрушек отразились особенности национального характера, природы, истории, туда, быта того или иного народа.

Народные дидактические игры обеспечивают взаимосвязь воспитательного и обучающего воздействия с учетом возрастных психофизиологических особенностей ребенка. Для народных дидактических игр характерно четко выраженное обучающие эмоционально-познавательное содержание, воплощенное в игровой форме, образности, динамичности игровых действия. Содержание игры событийно, т.е. отражает какой-либо случай, происшествие, вызывающие определенный эмоциональный отклик у ребенка и обогащающее его социальный опыт.

В русской народной педагогике имеются дидактические игры и игрушки, предназначенные для детей разных возрастов: от раннего до школьного. Они входят в жизнь ребенка очень рано – на первом году жизни.

Для детей постарше русская народная педагогика предназначает дидактические игры, в которых заложена возможность развития активности, сноровки, инициативы, смекалки. Здесь находят выражение присущая дошкольникам потребность в движении, в общении со сверстниками, заключается обильная пища для работы ума, воображения.

С течением времени народные игры подвергаются изменениям, которые вносят сами дети (обновляют содержание, усложняют правила, используют иной игровой материал).

Варианты игр творят педагоги-практики. Опираясь на идеи, заложенные в народных играх, ученые создают новые дидактические игры, предлагают целые системы таких игр.

Традиция широкого использования дидактических игр в целях воспитания и обучения детей, сложившаяся в народной педагогике, получила свое развитие в трудах ученых и в практической деятельности многих педагогов. По существу, в каждой педагогической системе дошкольного воспитания дидактические игры занимали и занимают особое место.

Автор одной из первых педагогических систем дошкольного воспитания Фридрих Фребель был убежден, что задача первоначального образования состоит не в учении в обыкновенном смысле этого слова, а в организации игры. Оставаясь игрой, она должна быть пронизана уроком. Ф. Фребель разработал систему дидактических игр, которая представляет собой основу воспитательно-образовательной работы с детьми в детском саду.

В эту систему вошли дидактически игры с разными игрушками, материалами, расположенные строго последовательно по принципу возрастающей сложности обучающих задач и игровых действий. Обязательным элементом большинства дидактических игр были стихи, песни, рифмованные присказки, написанные Ф. Фребелем и его учениками с целью усилия обучающего воздействия игр.

Неоднозначную оценку получила и другая всемирно известная система дидактических игр, автором которой является Мария Монтессори. По определению места игры в образовательном процессе детского сада М. Монтессори близка к позиции Ф. Фребеля: игры должна быть обучающей, в противном случае это «пустая игра», не оказывающая влияние на развитие ребенка. Для обучающих игр-занятий она создала интересные дидактические материалы для сенсорного воспитания.

Приемы руководства игрой могут быть прямыми и косвенными. Прямое руководство предполагает непосредственное вмешательство взрослого в игру детей. Оно может выражаться в ролевом участии в игре, в участии в словаре детей в разъяснении в сказании помощи, совете по ходу игры или в предложении новой темы игры. Косвенное руководство игрой особенно плодотворно в работе с детьми дошкольного возраста. Свои суждения в процессе игры с детьми педагог выражает исключительно в форме советов, не требуя жесткого подчинения. Овладев с помощью взрослых основными способами действиями, характерными для той или иной деятельности, дети могут использовать их в несколько измененных условиях. Таким образом, можно сказать, что игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью.

Игра делиться на несколько стадий:

1 стадия. Характеризуется появлением у ребенка желания играть, активно действовать. Возможны различные приемы, с целью вызвать интерес к игре: беседа, загадки, считалочки, напоминание о понравившейся игре. Развивается общение, на основе которого формируются такие качества как товарищество, дружелюбие, взаимопомощь, соперничество. Педагог заинтересовывает детей игрой, создает радостное ожидание новой интересной игры, вызывает желание играть.

2 стадия. Ребенок учится выполнять игровую задачу, правила, действия игры. Педагог выступает не только как наблюдатель, но и как равноправный партнер, умеющий вовремя прийти на помощь, справедливо оценить поведение детей в игре.

Дидактическая игра имеет свою структуру, включающую несколько компонентов. Рассмотрим эти компоненты:

1. Обучающая (дидактическая) задача – основной элемент дидактической игры, которому подчинены все остальные. Для детей обучающая задача формулируется как игровая. Например, в игре «Узнай предмет по звуку» обучающая задача такова: развивать слуховые восприятия, учить детей соотносить звук с предметом. А детям предлагают следующую игровую задачу: прислушиваться к звукам, которые издают разные предметы, и отгадывать эти предметы по звуку. Таким образом, в игровой задаче раскрывается «программа» игровых действий. Игровая задача часто бывает заложена в название игры.

2. Игровые действия – это способы проявления активности ребенка в игровых целях: опустить руку в «чудесный мешочек», нащупать игрушку, описать ее и др.

Для детей раннего и младшего дошкольного возраста в дидактической игре увлекает процесс игры, а результат их пока не интересует. Поэтому игровые действия просты и однотипны.

Для детей среднего и старшего дошкольного возраста предусматриваются более сложные игровые действия, как правило, состоящие из нескольких игровых элементов. Дети 5-6 лет, участвуя в сюжетной дидактической игре, выполняют комплекс игровых действий, связанных с реализацией определенной роли.

В играх старших дошкольников преобладают игровые действия умственного характера: проявить наблюдательность, сравнить, припомнить ранее усвоенное, классифицировать предметы по тем или иным признакам и т.д.

Итак, в зависимости от возраста и уровня развития детей меняются и игровые действия в дидактической игре.

3. Правила обеспечивают реализацию игрового содержания. Они делают игру демократичной: им подчиняются все участники игры.

Между обучающей задачей, игровыми действиями и правилами существует тесная связь. Обучающая задача определяет игровые действия, а правила помогают осуществить игровые действия и решить задачу.

В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами, настолько-печатные и словесные игры.

Игры с предметами

В этих играх используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством.

В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач.

В дидактических играх широко используются разнообразные игрушки. В них ярко выражены цвет, форма, назначение, величина, материал, из которого они сделаны. Это позволяет воспитателю упражнять детей в решении определенных дидактических задач, например, отбирать все игрушки, сделанные из дерева.

Используя дидактические игры с подобным содержание, воспитателю удается вызвать у детей интерес к самостоятельной игре, подсказать им замысел игры с помощью отобранных игрушек.

Настольно-печатные игры

Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино.

Словесные игры

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах.

Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию.

С помощью словесных игр у детей воспитывают желание заниматься умственным трудом.

2.2 Использование дидактической игры в обучении старших дошкольников

В педагогическом процессе дошкольного учреждения дидактическая игра выступает прежде всего как самостоятельная деятельность детей, что определяет характер руководства ею.

В дидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Они содействуют развитию у дошкольников ощущений и восприятий, формированию представлений, усвоению знаний. Эти игры дают возможность обучать детей разнообразным экономным и рациональным способам решения тех или иных умственных и практических задач. В этом их развивающая роль.

Дидактическая игра содействует решению задач нравственного воспитания, развитию у детей общительности. Воспитатель ставит детей в такие условия, которые требуют от них умения играть вместе, регулировать свое поведение, быть справедливым и честным, уступчивым и требовательным.

Успешное руководство дидактическими играми прежде всего предусматривает отбор и продумывание их программного содержания, четкое определение задач, определение места и роли в целостном воспитательном процессе, взаимодействие с другими играми и формами обучения. Оно должно быть направлено на развитие и поощрение познавательной активности, самостоятельности и инициативы детей, применение ими разных способов решения игровых задач, должно обеспечивать доброжелательные отношения между участниками, готовность прийти на помощь товарищам.

Развитие интереса к дидактическим играм, формирование игровой деятельности у более старших детей достигается тем, что воспитатель ставит перед ними усложняющиеся задачи, не спешит подсказывать игровые действия. Игровая деятельность дошкольников становится более осознанной, она в большей мере направлена на достижение результата, а не на сам процесс. Но и в старших группах руководство игрой должно быть таким, чтобы у детей сохранялось соответствующее эмоциональное настроение, непринужденность, чтобы они переживали радость от участия в ней и чувство удовлетворения от решения поставленных задач.

В каждой группе воспитатель намечает последовательность игр, усложняющихся по содержанию, дидактическим задачам, игровым действиям и правилам. Отдельные, изолированные игры, могут быть очень интересными, но, используя их вне системы, нельзя достигнуть обучающего и развивающего результата. Поэтому следует четко определять взаимодействие обучения на занятиях и в дидактической игре.

В старшей и подготовительной к школе группах непосредственное обучение на занятиях также связано с обучение в дидактических играх. Но соотношение их, особенно в подготовительной группе, изменяется, главным становится обучение на занятиях, где дети овладевают систематизированными знаниями, элементарными формами учебной деятельности.

Следует учитывать, что в дидактической игре необходимо правильное сочетание наглядности, слова воспитателя и действий самих детей с игрушками, игровыми пособиями, предметами, картинками и т.д.

При помощи словесных пояснений, указаний воспитатель направляет внимание детей, упорядочивает, уточняет их представления, расширяет опыт. Речь его способствует обогащению словаря дошкольников, овладению разнообразными формами обучения, способствует совершенствованию игровых действий. Недопустимы подробные и многословные объяснения, частые замечания и указания и ошибки, даже если они и вызваны стремлением выправить игру. Такого рода объяснения и замечания разрывают живую ткань игровой деятельности, и дети теряют интерес к ней.

Руководя играми, воспитатель использует разнообразные средства воздействия на дошкольников. Например, выступая в качестве прямого участника игры, он незаметно для них направляет игру, поддерживает их инициативу, сопереживает с ними радость игры. Иногда педагог рассказывает о каком-либо событии, создает соответствующее игровое настроение и поддерживает его по ходу игры. Он может и не включаться в игру, но как умелый и чуткий режиссер, сохраняя и оберегая ее самостоятельный характер, руководит развитием игровых действий, выполнением правил и незаметно для детей ведет их к определенному результату. Поддерживая и побуждая детскую деятельность, педагог делает это чаще всего не прямо, а косвенно: выражает удивление, шутит, использует разного рода игровые сюрпризы и т.п.

Надо помнить, с одной стороны, об опасности, чрезмерно усиливая обучающие моменты, ослабить игровое начало, придать дидактической игре характер занятия, а, с другой, увлекшись занимательностью, уйти от задачи обучения.

Развитие игры во многом определяется темпом умственной активности детей, большей или меньшей успешностью выполнения ими игровых действий, уровнем усвоения правил, их эмоциональными переживаниями, степенью увлеченности. В период усвоения нового содержания. игровых действий, правил и начала игры темп ее, естественно, более замедленный. В дальнейшем, когда игра развертывается и дети увлекаются, темп ее убыстряется. К концу игры эмоциональный подъем как бы спадает и темп игры вновь замедляется. Не следует допускать излишней медленности и ненужного обострения темпа игры. Убыстренный темп вызывает иногда растерянность детей, неуверенность, несвоевременное выполнение игровых действий, нарушение правил. Дошкольники не успевают втянуться в игру. Замедленный темп игры возникает тогда, когда даются чересчур подробные объяснения, делается много мелких замечаний. Это приводит к тому, что игровые действия как бы отдаляются, правила вводятся несвоевременно, и дети не могут руководствоваться ими, допускают нарушения, ошибаются. Они быстрее утомляются, однообразие снижает эмоциональный подъем.

Руководя дидактической игрой, педагог использует разнообразные формы организации детей. Если необходим близкий контакт, то дошкольников усаживают на стульчики, поставленные в круг или полукруг, а педагог садится в центре. В дидактической игре всегда имеется возможность неожиданного расширения и обогащения ее замысла в связи с проявленной детьми инициативой, вопросами, предложениями. Умение удерживать игру в пределах установленного времени – большое искусство. Воспитатель уплотняет время прежде всего за счет сокращения своих объяснений. Ясность, краткость описаний, рассказов, реплик является условием успешного развития игры и выполнения решаемых задач.

Заканчивая игру, педагог должен вызвать у детей интерес к ее продолжению, создать радостную перспективу.

Дидактическая игра как одна из форм обучения проводится во время, которое отводится в режиме на занятия. Игра может чередоваться с занятиями, когда необходимо усилить самостоятельную деятельность детей, организовать применение усвоенного в игровой деятельности, подвести итог, обобщить изученный на занятиях материал.

Дидактические игры проводятся в групповой комнате, в зале, на участке, в лесу, в поле и т.д. Этим обеспечивается более широкая двигательная активность детей, разнообразные впечатления, непосредственность переживаний и общения.

Дети старшего дошкольного возраста уже способны к самостоятельным выводам, заключениям, обобщениям. Неоценимую помощь оказывают для развития этих способностей дидактические игры.

Задания многих игр, рассчитанных на детей старшей группы, предполагают сотрудничество ребят, совместный выбор картинок, игрушек, маршрутов, их сравнение, обсуждение особенностей предметом, способов их классификации. Это способствует активизации имеющихся у детей знаний, способов их применения в реальной и условной ситуациях. В процессе совместного выполнения задания происходит взаимный обмен знаниями, опытом.

Развивающее значение игры многообразно. В игре ребёнок познаёт окружающий мир, развиваются его мышление, чувства, воля, формируются взаимоотношения со сверстниками, происходит становление самооценки и самосознания. Но ограничимся рассмотрением того значения, которое игра имеет для умственного развития. С этой точки зрения наиболее важны формирующиеся в ней представления детей о мире взрослых и складывающиеся под её влиянием умственные способности. Исследованиями психологов З.А. Зак, А.Н. Поливанова, С.С. Степанова подтверждено, что в игре у детей складывается символическая (знаковая) функция сознания, состоящая в использовании вместо реальных предметов их заменителей. Действительно, именно в игровой ситуации ребёнок начинает использовать предметные (кубик вместо мыла, стул вместо автомобиля) и ролевые замещения. И это начало пути, ведущего к усвоению и использованию всего богатства человеческой культуры, закреплённой и передающейся из поколения в поколение в виде таких систем знаков, как устная и письменная речь, математическая символика, нотные записи и т.п. Использование внешних реальных заместителей переходит в использование заместителей внутренних, образных, а это перестраивает все психические процессы ребёнка, позволяет ему строить в уме представления о предметах и явлениях действительности и применять их при решении разнообразных умственных задач. Наиболее типичная для детей дошкольного возраста форма таких представлений — построение и использование наглядных моделей (типа схемы, плана, чертежа).

Исследования, выполненные в лаборатории психологии детей дошкольного возраста НИИ дошкольного воспитания АПН России, показали, что способность к наглядному пространственному моделированию является одной из важнейших интеллектуальных способностей, складывающихся в дошкольном детстве. Уровень её развития в значительной степени определяет общий уровень интеллектуального развития ребёнка. Способность к наглядному моделированию обусловлена как раз тем, что сама деятельность детей носит моделирующий характер и что в ней преобладает игра. Вот почему особую ценность для интеллектуального развития ребёнка имеет игровое моделирование действительности.

Ещё одно приобретение в интеллектуальном развитии, непосредственно связанное с игрой, — формирование способности становиться на точку зрения другого человека, смотреть на вещи его глазами. Замещение и моделирование явлений, действительности, формирующиеся в игре, носят не пассивный, а активный характер. Так, необходимость использовать в игре не те предметы, которые употребляются в деятельности взрослых, а другие, лишь напоминающие их и позволяющие выполнять игровые действия, толкает детей на путь поиска подходящих заменителей; один и тот же заменитель начинает использоваться для обозначения разных предметов, и наоборот. А это уже элементы воображения, творчества. Ещё больший толчок развитию воображения даёт сопоставление модели, создаваемой в игре, с самой моделируемой действительностью. За собственными игровыми действиями и действиями партнёров ребёнок начинает видеть второй, воображаемый план.

Таким образом, развитие мышления в игре неразрывно связано с развитием воображения. Разумеется, что было сказано выше о развивающем значении игры, действительно при условии, когда сама игра достигает у дошкольников достаточно высокой степени развития. А для этого систематическое и умелое руководство ею со стороны взрослых. Да и при наличии такого руководства те интеллектуальные качества, которые несёт в себе игра, развиваются не у всех детей в одинаковой мере: это зависит от того места, которое занимает ребёнок в совместных играх, от его индивидуально-психологических особенностей и от ряда других причин. Но важно подчеркнуть: эти качества имеют непреходящее значение, составляют золотой фонд личности. Так, способность к наглядному моделированию, развитое воображение необходимы в различных видах труда, и, если они не будут сформированы в дошкольном детстве, наверстать это потом чрезвычайно трудно. Как уже отмечалось, игра — не просто любимое занятие детей, это ведущий вид деятельности дошкольников. Именно в ней формируются основные новообразования, подготавливающие переход ребёнка к младшему школьному возрасту. Игра является и первой школой воли; именно в игре первоначально проявляется способность добровольно, по собственной инициативе подчиняться различным требованиям.

Дидактические игры помогают усвоению, закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельности. Дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать. Использование дидактической игры повышает интерес детей к занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала. Особенно эффективны эти игры на занятиях по ознакомлению с окружающим, по обучению родному языку, формированию элементарных математических представлений. В дидактической игре учебные, познавательные задачи взаимосвязаны с игровыми, поэтому при организации игры следует особое внимание обращать на присутствие в занятиях элементов занимательности: поиска, сюрпризности, отгадывания и т.п. Дидактические игры, направленные на умственное развитие дошкольников (в процессе их дети овладевают определёнными умениями, приобретают новые знания, закрепляют их), в наибольшей степени могут быть приближены к учебным занятиям. Проводя дидактические игры, педагог целенаправленно воздействует на детей, продумывает методические приёмы проведения, добивается, чтобы дидактические задачи были приняты всеми детьми. Систематически усложняя материал с учётом требований программы, воспитатель через дидактические игры сообщает доступные знания, формирует необходимые умения, совершенствует психические процессы (восприятие, мышление, речь и др.)

В наше время возникает новый вид игр — компьютерные. Они имеют самое прямое отношение к интеллектуальному развитию. С одной стороны, они требуют психологической готовности ребёнка, заключающейся в развитии наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, с другой стороны, — могут стать важным средством развития основ логического мышления. Однако компьютерные игры, их содержание требуют серьёзного научного обоснования и пока могут использоваться в детских садах в экспериментальном порядке, под наблюдением специалистов — педагогов, психологов. Но, несомненно, недалёк день, когда они пополнят арсенал средств, направленных на интеллектуальное развитие ребёнка.

Многие игры предполагают взаимный контроль и оценку действий, решений сверстников. Роль воспитателя состоит в основном в том, чтобы помочь ребенку сделать правильный выбор, поддержать и активизировать положительное влияние детей друг на друга, предупредить или нейтрализовать – отрицательное.

Необходимость повышения культуры игры, как формы организации интересной детской деятельности, ставит перед воспитателем сложные задачи, решать которые можно только при условии умения его вести наблюдения за детскими играми фиксировать их при учете воспитательной работы и умело применять при обучении. Педагог должен уяснить для себя следующие вопросы:

В какие игры дети любят играть и какова длительность этих игр? Каков уровень взаимоотношений детей в игре? Наблюдается ли творческий элемент в совместных играх детей, существует ли «борьба мнений» в них, как обычно разрешаются возникающие споры, ссоры, умеют ли дети считаться с мнением товарищей, с их интересами? Как развивается сюжет игры, есть ли в его развитии инициатива детей и в чем она проявляется? Как отражают дети в играх знания, полученные на занятиях? Намечают ли дети план игры? Какое применение’ находит в играх конструктивная деятельность детей? (Сочетается ли игра с поделками игрушек, умеют ли дети строить из Строительного материала, подчиняют ли свои постройки замыслу игры или игра развивается вокруг постройки, как ребята помогают друг другу в строительстве?) Какие дети в играх активные, а какие — малоактивные?

Давая анализ игровой деятельности детей своей группы, воспитатель может наметить задачи по развитию игры и вместе с этим по формированию личности ребенка.

Содержание дидактических игр формирует у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира, систематизирует и углубляет знания о Родине, Армии, людях разных профессий и национальностей, представление о трудовой деятельности. Тесная связь воспитания с жизнью российского народа – источник направленности воспитания. Знания об окружающей жизни даются детям по определённой системе. Так, ознакомление детей с трудом проходит в такой последовательности: детей сначала знакомят с содержанием определённого вида труда:(строителей, хлеборобов, овощеводов), затем – с машинами, помогающими людям в их труде, облегчающими труд, с этапами производства при создании необходимых предметов, продуктов (строительство дома, выращивание хлеба), после чего раскрывают перед детьми значение любого вида труда. Многие дидактические игры направлены на усвоение, уточнение, закрепление этих знаний. Такие игры, как «Кто построил этот дом?», «От зёрнышка до булочки», « Откуда стол пришёл?», « Кем рубашка сшита?», содержат дидактические задачи, при решении которых дети должны проявить конкретные знания о труде строителей, хлеборобов, плотников, ткачей. С помощью дидактических игр педагог приучает детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей. Многие дидактические игры ставят перед детьми задачу рационально использовать имеющиеся знания в мыслительных операциях: находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира; сравнивать, группировать, классифицировать, предметы по определённым признакам, делать правильные выводы, обобщения. Дидактические игры развивают сенсорные способности детей. Процессы ощущения и восприятия лежат в основе познания ребёнком окружающей среды. Ознакомление дошкольников с цветом, формой, величиной предмета позволило создать систему дидактических игр и упражнений по сенсорному воспитанию, направленных на совершенствование восприятия ребёнком характерных признаков предметов. Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. Дидактические задачи многих игр составлены так, чтобы научить детей составлять самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в природе и общественной жизни. Нравственное воспитание: У дошкольников формируются нравственные представления о бережном отношении к окружающим их предметам, игрушкам как продуктам труда взрослых, о нормах поведения, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности. В воспитании нравственных качеств ребёнка особая роль принадлежит содержанию и правилам игры. В работе с детьми младшего возраста основным содержанием дидактических игр является усвоение детьми культурно-гигиенических навыков, культуры поведения. Это хорошо известные игры: «Уложим куклу спать», «Завтрак куклы», День рождения Машеньки», «Оденем куклу на прогулку». Само название игр направляет внимание воспитателя на то, чтобы дети, играя, усваивали культурно-гигиенические навыки, нормы поведения, чтобы у них развивались положительные игровые взаимоотношения. Использование дидактических игр в работе с детьми более старшего возраста решает несколько иные задачи. В центре внимания педагога- воспитание у детей нравственных чувств и отношений: уважение к людям труда, защитникам нашей Родины, любви к Родине, родному краю. Наблюдая за поведением детей в играх, воспитатель отмечает их поступки. Например, играя в какую-либо настольную игру, один из играющих(назовём его Дима) всё время выигрывает. Затем ему становится неинтересно играть, и он хочет бросить игру. «Давай ещё раз сыграем,- просит его товарищ. Пожалуйста, Дима, поиграй ещё немного». И Дима снова включается в игру, помогает товарищу советом, как надо играть, чтобы стать победителем. Наконец, тот тоже стал победителем в игре. Оба довольны. Воспитатель рассказывает детям, как хорошо играли вдвоём два мальчика. Трудовое воспитание: Многие дидактические игры формируют у детей уважение к трудящемуся человеку, вызывают интерес к труду взрослых, желание самим трудиться. Например, в игре «кто построил этот дом?» дети узнают о том, что, прежде чем строить дом, архитекторы- проектировщики работают над чертежом, затем приступают к делу строители: каменщики, штукатуры, сантехники, маляры, и другие рабочие. Дети усваивают знания о том, какие машины помогают людям в строительстве дома. Так у детей пробуждается интерес к людям этих профессий, появляется желание играть в строительство домов, мостов, железной дороги. Некоторые навыки труда дети приобретают при изготовлении материала для дидактических игр. Старшие дошкольники отбирают иллюстрации, природный материал, изготавливают карточки, фишки, настольные игры для детей младших групп. Если ребята сами готовят атрибуты для игры, они потом бережнее к ним относятся. Так наряду с готовыми играми можно выполнять вместе с детьми полезные для работы материалы. Кроме того, это является хорошим средством воспитания первоначального трудолюбия, бережного отношения к продуктам труда. Эстетическое воспитание: Дидактический материал должен соответствовать гигиеническим и эстетическим требованиям: игрушки должны быть разрисованы яркими красками, художественно оформлены, помещены в удобные для хранения коробки и папки. Яркие, красивые дидактические игрушки привлекают внимание детей, вызывают желание играть сними. Весь материал для дидактических игр храниться в группе в определённом месте, доступном детям для его использования. Физическое воспитание. Игра создаёт положительный эмоциональный подъём, вызывает хорошее самочувствие и вместе с тем требует определённого напряжения нервной системы. Двигательная активность детей во время игры развивает мозг ребёнка. Особенно важны игры с дидактическими игрушками, в процессе которых развивается и укрепляется мелкая мускулатура рук, что также благоприятно сказывается на умственном развитии детей, на подготовке руки ребёнка к письму, к изобразительной деятельности. Многие дидактические игры формируют культурно- гигиенические навыки. В игре дети ярко выражают социальные чувства, стремятся делать всё сообща. Игра укрепляет коллективные эмоции, коллективные переживания. В играх проявляются и такие черты характера ребёнка, которые могут служить примером для других: товарищество, отзывчивость, скромность, честность. Воспитатель обращает внимание играющих на эти качества, делая это очень осторожно. Так, с помощью игр выявляются индивидуальные особенности детей, посредством этих же игр педагог устраняет нежелательные проявления в характере своих воспитанников.

Заключение.

Тема данной работы весьма актуальна и востребована. Применение игры в работе с детьми — дошкольниками, у которых она является ведущей деятельностью, является незаменимым фактором осуществления и реализации личностного подхода в обучении.

В итоге проведенной работы хочется отменить, что для работы по обучению, воспитанию и развитию детей — дошкольников разработано множество видов игр, особое внимание следует обратить на дидактические игры, с помощью которых при умелом руководстве педагога можно эффективно обучать детей, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка. В этом педагогу помогает игра, созданная ей сказочная, фантастическая атмосфера, в которой ребенок чувствует себя спокойно, уверенно, уходит напряжение, страх. Педагог мастер использует игру — наибольше эффективное средство обучения дошкольников, успешно решая поставленные задачи. Мы выполнили цель исследования, теоретически изучили использование игры при личностном подходе в обучении.

В данной работе раскрыты: суть понятия игры, теоретические обоснования, роль игры — как фактора в реализации индивидуального подхода к ребёнку в обучении, выявлены преимущества использования игры при обучении детей, рассмотрены и проанализированы материалы по применению игр на занятиях с дошкольниками с учетом индивидуального подхода к детям.

Работа, проделанная в ходе изучения игры, как факторы реализации личностного подхода в обучении детей дошкольного возраста весьма актуальна и востребована, особенно применение компьютерных игр на практике при работе с дошкольниками. Этот материал будет интересен и педагогам, и психологам, и родителям. Применение игры в обучении — это развивающееся направление в работе с детьми, постоянно разрабатывающееся и совершенствующееся.

Игра вырабатывает у ребенка умения выделять в окружающем существенное, характерное, помогает ему глубже и полнее осознать явления действительности. Игра способствует развитию творческого воображения, которое необходимо для последующей учебной и трудовой деятельности ребенка.

Игра формирует у детей волевые качества: умение подчинять свои действия определенным правилам, согласовывать свое поведение с задачами целого коллектива. Наконец, в игре ребенок овладевает нравственными нормами и правилами поведения, играющими решающую роль в формировании его личности.

Игра – важное средство умственного воспитания. Воспроизводя различные события жизни, эпизоды из сказок, ребенок размышляет над тем, что видел, о чем ему читали и говорили. Таким образом, через игру закрепляется и углубляется интерес детей к разным профессиям, воспитывается уважение к труду.

Правильное руководство играми имеет решающее значение в развитии психики ребенка, в формировании его личности.

Литература.

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/diplomnaya/na-temu-igra-kak-sredstvo-i-sposob-obucheniya-doshkolnikov/

1. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. – М., 1992.

2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М., 1990.

3. Васильева М.А. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях. – М., 1986.

4. Гербова В.В. Воспитание детей. – М., 1981.

5. Гришина Г.Н. Любимые детские игры. – М., 1997.

6. Запорожец А.В. Психология. – М., 1965.

7. Менжерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. – М., 1982.

8. Мухина В.С. Психология дошкольника. – М., 1975.

9. Пидкосистый П.И. Технология игры в обучении и развитии. – М., 1996.

10. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. – М., 1976.

11. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. – М., 1982.

12. Хейзинг И. Человек играющий. – М., 1992.

13. Шмаков С.А. Ее величество игра. – М., 1992.

14. Штерн В. Психология раннего детства. – М., 1993.

15. Флерина Е.А. Игра и игрушка. – М., 1973.

16. Умственное развитие. / под редакцией В.М. Ольшанского. М., 2000.

17. Щедровицкая Г.В. Игра и её особенности в дошкольном возрасте. М., 1997.

18. Юголаева Н.Г. Методика работы с дидактическими материалами в детском саду. Тбилиси, 2000.

19 Якунина Л.Ф. Этапы развития детского мышления. М., 1994.

Приложение I

Игра «Почта»

Цель: Углублять представления детей о способах отправки и получения корреспонденции, воспитывать уважение к труду работников почты, желание подражать им. Развивать связную речь детей.

Игровое задание: Прочитать письмо или описать посылку.

Правила игры: Правильно подготовить к отправке письмо, бандероль. Умело и внимательно обслужить адресатов.

Материал: Рисунки, аппликации, поделки, журналы, газеты, выполненные самими детьми на занятии по рисованию и упакованные в бандероли. Марки, конверты. Почтовый ящик, весы, номера-медальоны для каждого ребенка.

Игра. Дети надевают номера-медальоны, обозначающие их адрес. Игра начинается стихами С.Маршака и загадками.

Затем каждый решает, кому он хочет отправить письмо или бандероль, и проставляет соответствующий номер-адрес. Конверты опускают в почтовый ящик, а бандероли несут на почту, где их взвешивают. Во время игры нужно заметить номера детей, которым никто ничего не послал, и нужно отправить им самим.

Почтальон раздает письма и бандероли. Дети обсуждают полученное, загадывают загадки. Остальные участники игры должны догадаться, что принес почтальон.

Приложение II

Игра «Кто быстрее построит дом»

Цель: Учить различать способы строительства многоэтажных и одноэтажных зданий; творчески изображать характерные трудовые действия каменщиков, монтажников, крановщиков, водителей грузовых машин и панелевозов, кровельщиков, плотников; воспитывать привычку к совместному труду.

Игровое задание: Построить дом.

Правила игры: Интересно рассказать о строительстве.

Материал: Строительный материал: кирпичи, панели, блоки; подъемный кран, грузовые машины, различные инструменты, которыми пользуются рабочие на стройке; картинки, изображающие стройку, различные виды работ, производимых на ней.

Игра. Создайте ситуацию, цель которой обсудить, какой дом можно быстрее построить – панельный или кирпичный. Если дети единодушны в своем решении, введите в игру Незнайку, который попытается доказать им, что кирпичный дом растет быстрее. Остается одно – на деле проверить кто прав. Сначала одни дети строят кирпичный дом; потом другие – панельный. Воспитатель засекает время, вместе с детьми отмечает, какой дом можно быстрее построить. Затем дети соревнуются друг с другом: кто, обсуждают полученное, загадывают загадки. Остальные участники игры должны догадаться, что принес почтальон.

Приложение III

Игра «Дорожные знаки»

Цель: Научить детей ориентироваться по дорожным знакам, соблюдать правила дорожного движения. Воспитывать умение быть вежливым, внимательным друг к другу.

Игровое задание: Ориентироваться в дорожной ситуации.

Правила игры: Соблюдать правила дорожного движения. Контролировать выполнение правил другими.

Материал: Медальоны – дорожные знаки: «светофор», «пешеходный переход», «дети», «въезд запрещен», «место стоянки», «Пункт медицинской помощи», «Движение прямо», «телефон» и т.д.; медальона – легковые и грузовые машины различного назначения. Контрольные талоны с отрывными лепестками. Зверюшки.

Игра. Дети делятся на пешеходов, дорожные знаки, автомобили и надевают на себя соответствующие медальоны-атрибуты. Дорожные знаки занимают свои места. Вначале в путь отправляются пешеходы. Нарушивших правила движения знаки задерживают. Автомобили оценивают правильность поведения пешеходов и требования дорожных знаков. Потом они сами отправляются в путь. Недисциплинированных или невнимательных знаки задерживают, а их поведение оценивают пешеходы. Игру повторяют до тех пор, пока все не научатся выполнять правила дорожного движения.