Игровая деятельность детей раннего и младшего дошкольного возраста

Курсовая работа

Актуальность темы исследования заключается в том, что в раннем возрасте основой становления личности ребенка является игровая деятельность, но у современных дошкольников она недостаточно сформирована. Большое значение имеет игровая деятельность для развития ребёнка, и в настоящее время дети дошкольного возраста овладевают недостаточным уровнем развития игры. Игра — это сложный социокультурный феномен, неотъемлемая часть жизни человека от рождения до последних дней [8].

В исследованиях Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, игра определяется как ведущий вид деятельности ребенка, который возникает не путем спонтанного созревания, а формируется под влиянием социальных условий жизни и воспитания. В игре создаются благоприятные условия для формирования способностей производить действия в умственном плане, осуществлять психологические замены реальных объектов [5,8,18]. Невозможно изучать психологические аспекты деятельности ребенка, не анализируя ее как деятельность личности. Особый интерес представляют работы, изучающие проблемы интеллектуальной активности, в структуру которой входят как качественные способности, так и мотивационные факторы. Уже в раннем детстве мы находим у детей творческие процессы, которые лучше всего выражается в играх (Л.С. Выготский) [6].

Ранний возраст является самым ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. В раннем детстве ребёнок как губка впитывает все впечатления и по определению ученых, они являются самыми сильными. В этот период закладываются такие качества как познавательная активность, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, общая жизненная активность, и многое другое. В раннем возрасте ведущей деятельностью является игра, а любая игра по своему происхождению и содержанию уже социальна и поэтому как справедливо отметил Д. Б. Эльконин, имеет большое значение для социально-личностного развития детей [18].

Игровая деятельность влияет на развитие творческих способностей детей, личностных качеств, игра создает положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. В последнее время наблюдаются тенденции к снижению сроков начального обучения и повышенное внимание к различным видам обучения дошкольников, что неизбежно ведет к вытеснению игровой деятельности [3].

11 стр., 5451 слов

Влияние ролевых компьютерных игр на формирование психологической ...

... и звуковым оформлением. С каждым скачком в области компьютерных технологий растет количество людей, которых в народе называют "компьютерными фанатами" или "гамерами" (от английского "game" - игра). Основной деятельностью этих людей является игра ... - люди с известными психологическими проблемами: несложившаяся личная жизнь, неудовлетворенность собой, и, как следствие, утеря смысла жизни и нормальных ...

Формирование игры у детей раннего возраста процесс многоплановый. Сложность заключается в том, что психологический механизм, необходимый для игры, психические процессы находиться в стадии становления. В игре совершенствуется речь, воображение, наглядно-образное мышление ребёнка, поэтому так важно создать условия для ее систематического последовательного развития [3].

Проблема организации педагогических условий развития игровой деятельности в раннем возрасте является актуальной, поскольку она менее изучена. Ее изучение помогло бы решению задач развития игровой деятельности в раннем возрасте, дало бы возможность использовать новые методы и приемы воспитания и обучения детей в процессе игровой деятельности.

Объект исследования: игровая деятельность детей раннего и младшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: особенности игровой деятельности детей раннего и младшего дошкольного возраста.

Цель исследования: изучить особенности игровой деятельности детей раннего и младшего дошкольного возраста.

В соответствии с поставленной целью исследования решаются следующие задачи:

1. Выявить исторические предпосылки возникновения игровой деятельности.

2. Охарактеризовать основных видов игр и их классификации.

3. Определить этапы и условия развития игровой деятельности детей раннего и младшего дошкольного возраста.

Понятие «игра» включает в себя огромный диапазон представлений, а разные авторы по-своему подходят к интерпретации этого определения. Например, по словам Д. Мида, игра представляет собой процесс, в котором ребенок, имитирующий взрослых, воспринимает свои ценности, отношения и исследования, играет определенные роли.

Ушинский отмечает, что «игра — это развитие души», а Л.С. Выготский [6] описал игру как первую школу детского образования, как арифметику общественных отношений. Существуют оригинальные формулировки термина «игра». Х. Хогланд считает, что «понимание атома — игра ребенка по сравнению с пониманием игры ребенка». Мы не можем не согласиться с мнением Дж. Колларитиса о том, что «невозможно точно определить игру, любой поиск таких определений должен квалифицироваться как «научные игры» самих авторов [1, с. 14-15].

Исследования теории игр начались во второй половине XIX века, и наиболее значительными, на наш взгляд, являются работы К. Гросса, Х. Спенсера, Ф. Бойтендака, Э.Л. Покровский, Ф. Шиллер, Ф. Фробель, К. Бюлер и многие другие.

С. Гросс в работах создает теорию появления игры как упражнений, навыков обучения, необходимых человеку для провала жизни.

Теория Дж. Спенсера основана на том, что появление игры связано с «избытком власти», которую человек не тратит в течение своей жизни. Это противоречие опровергается мнением немецкого психолога М. Лазора, который пришел к выводу, что для восстановления силы, затраченной в процессе работы, человек играет.

Многие советские ученые в 1920-х и 1930-х годах также работали над развитием теории игры как важнейшего средства всестороннего развития и воспитания человека. Но научные исследования в основном были сосредоточены на изучении игры как метода самообразования.

Если вы перейдете к расшифровке понятия «игра», русский энциклопедический словарь 1877 года относится к хоровым играм, спортивным, гладиаторским походам, спискам лошадей и даже демонстрациям животных в цирке.

4 стр., 1728 слов

Роль деятельности в психическом развитии ребенка

... зависит процесс самого развития. Таким образом, исследования отечественных психологов открыли роль деятельности ребенка в его психическом развитии. Благодаря работам Леонтьева, ведущая деятельность рассматривается как критерий периодизации психического развития, как показатель психологического возраста ребенка. Объектом Предметом Цель: ...

В Большой энциклопедии под редакцией С. Южакова (1902) понятие игры определяется как занятие, которое не имеет практической цели и служит для развлечений или развлечений, а также применения на практике определенных искусств.

Наиболее подробное определение понятия «игра» дается VI. Он дал в своем толковом словаре живого великорусского языка. «Игра … это то, что они играют, и то, что они играют: веселье, установленное в направлениях, и то, что служит» [4].

Современные подходы к понятию «игра» рассматриваются в работах Э. Берна, И. Хейзинга, А. Леонтьева, Д. Эльконина, [19] И. Кон, С. Шмакова, П. Ершова.

Создатели теории психоанализа определяют три основные мотивации, которые заставляют человека играть. Во-первых, это привлечение повторения, косвенно связанное с теорией упражнений Гросса. Второе — это притяжение к свободе, устранение препятствий, которые связывают свободу, указывая на психологически индивидуальный характер потребности в игре. И третья определяется желанием слиться с сообществом и окружающим миром.

В опубликованном издании «Потребности человека» П.М. Ершов, опубликованный в 1990 году, автор предлагает рассматривать игру как одно из преобразований потребностей, присущих всем высшим животным и человеком, — потребность в вооружении (вспомогательные потребности для накопления и улучшения средств для удовлетворения их потребностей.

А.Н. Леонтьев считает, что игра — свобода личности в образе, «иллюзорная реализация неосуществимых интересов». Но независимо от того, как разные авторы рассматривают термин «игра», он всегда был одной из ведущих форм развития психических функций человека и способа реального познания мира. Игра представляет собой вид деятельности, которая происходит на определенном этапе онтогенеза и направлена на воссоздание и ассимиляцию социального опыта, в котором развивается развитие и совершенствование поведения местных органов власти.

Попытка определить свое определение в самых разных терминах «игры», сделанных учеными XIX-XX веков, считается неуместной, поскольку она может просто пополнить ряд терминов. Однако мы остановимся на ряде положений, в которых излагаются пределы этого явления (согласно Т. С. Бибарцевой):

  • Игра — это определенное действие: физическое, эмоциональное, умственное, социальное или иное;
  • игра инициируется внутренней потребностью чего-то: отдыха, тренировки и т. д., но без энергетического заряда мотивационной сферы игра не может иметь места;
  • Игра — это не только «школа» общения, но и школа взаимодействия между конкретными игроками;
  • Игра является необязательной и некоторой безответственной деятельностью, потому что она всегда выполняется не в реальном, а в условной преднамеренной вымышленной ситуации [5, 17-18].

Термин «игра» тесно связан с термином «игровая деятельность». В человеческой практике игровые мероприятия занимают ведущее место, особенно в детстве, и включают в себя такие функции, как: развлекательная, социальная, культурная, диагностическая, коррекционная, коммуникативная, социальная, образовательная, познавательная, самореализация и азартные игры. Последнее из вышеизложенного играет важную роль, поскольку оно помогает преодолеть различные трудности, возникающие в других видах человеческой деятельности.

14 стр., 6650 слов

Становление и развитие сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста

... Важная роль в дошкольной жизни ребенка отводится сюжетно-ролевой игре. Сюжетно-ролевая игра - деятельность, в которой дети берут на себя трудовые или социальные функции взрослых людей и в специально создаваемых ... Исходя из этого, мы решили выяснить особенности становления сюжетно-ролевой игры и на этой основе определить ее развитие в педагогическом процессе. Цель исследования, Объект исследования, ...

Учитывая, что игры всегда являются добровольными и включают элементы конкуренции и возможности для самоактуализации, структура игры как деятельности определяется как формулирование и реализация цели, планирование, анализ результатов.

Игра является важным средством освоения различных жизненных ситуаций. В процессе игры человеческие способности не только реализуются и стимулируются, но также активизируется сознание, освобождается бессознательное. Это игровая активность, которая облегчает быструю ассимиляцию и консолидацию информации, используемой в игре. Не случайно недавно популярны ролевые игры и деловые игры, используемые в учебном процессе.

Игра представляет собой особую деятельность, которая рассветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Детские игры явление неоднородное. Даже глаз непрофессионала заметит, насколько разнообразны игры по своему содержанию, степени самостоятельности детей, формам организации, игровому материалу.

Разные авторы по-своему рассматривают классификацию игр и дают определение самого понятия «игра». Рассмотрим классификацию игр по С.Л. Новоселовой [16].

В основе классификации лежит представление о том, что по чьей инициативе возникают игры (ребенка или взрослого).

Выделяет три класса игр:

1. Игры, возникающие по инициативе ребенка

Самостоятельные игры

Игра — экспериментирование;

Самостоятельные сюжетные игры

Сюжетно-отобразительные,

Сюжетно-ролевые (творческие) Режиссерские

Театрализованные;

1.игры, возникающие по инициативе взрослого, который внедряет их с образовательной и воспитательными целями:

  • игры обучающие:
  • дидактические,
  • сюжетно-дидактические,
  • подвижные;

досуговые игры:

  • игры — забавы,
  • игры — развлечения
  • интеллектуальные
  • празднично-карнавальные
  • театрально-постановочные

2.игры, идущие от исторически сложившихся традиции, этноса (народные), которые могут возникать по инициативе как взрослого, так и более старших детей: традиционные или народные (исторически они лежат в основе многих игр, относящихся к обучающим и досуговым).

В режиссерских играх, как и во всех творческих играх, есть мнимая или воображаемая ситуация. Ребенок проявляет творчество и фантазию, придумывая содержание игры, определяя ее участников (роли, которые «исполняют» игрушки).

Само название режиссерской игры указывает на ее сходство с деятельностью режиссера спектакля, фильма. В основе сценария лежит непосредственный опыт ребенка: он отражает событие, зрителем или участником которого был сам.

Нередко сюжетом игры становятся знания, почерпнутые ребенком из просмотренного мультфильма, прочитанной книги. Сюжеты режиссерских игр представляют собой цепочки действий. В игре главным компонентом является речь. В ролевых режиссерских играх ребенок использует речевые и выразительные средства для создания образа каждого персонажа: меняются интонация, ритм высказываний, логические ударения и. т.д. Особенностью режиссерской игры является то, что партнеры (игрушки, и.т.д.) — неодушевленные предметы и не имеют своих желаний, интересов, претензии.

4 стр., 1563 слов

Режиссерские игры, их сущность, назначение и особенности

... собой типичную особенность индивидуальной игры дошкольника. 3. Режиссерские игры детей разного возраста имеют свою специфику. Особенности развития этих игр у детей четвертого года жизни: В их основе лежит непосредственный опыт ребенка, т. е. события, ...

Режиссерские игры возникают как индивидуальная деятельность и остаются такими в младшем школьном возрасте.

Важнейшее условие для развития режиссерских игр — создание детям индивидуального пространства, обеспечение места и времени для игры.

На протяжении детства, пока ребенок растет и развивается, приобретает новые знания и умения, сюжетно — ролевая игра остается наиболее характерным видом его деятельности. Основой сюжетно — ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке. Самостоятельность детей в сюжетно — ролевой игре — одна из ее характерных черт. Дети сами выбирают тему игры, определят линии ее развития, решают, как станут раскрывать роли, где развернут игру и т.д.

Но самое главное в игре ребенок воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает. На эту особенность игры указывал К.Д.Ушинский: «в игре же дитя — зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями». Как всякая творческая деятельность, сюжетно — ролевая игра эмоционально насыщена и доставляет каждому ребенку радость и удовольствие уже самим своим процессом. Сюжет игры — это та сфера действительности, которая воспроизводится детьми.

Сюжеты игр разнообразны. Условно сюжеты делятся на бытовые, производственные (больница, магазин), общественные (школу, полет на Луну).

Содержание игры, отмечает Д. Б.Эльконин, — это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношении между взрослыми в их бытовой, трудовой, общественной деятельности.

Основными особенностями режиссерской игры являются:

— Соблюдение правил. Правила регламентируют действия ребенка и воспитателя и говорят, что иногда надо делать то, чего совсем не хочется. Взрослым сложно сделать то, что им не нравится, а ребенку это в сотни раз сложнее. Просто так умение действовать по правилу у ребенка не появляется. Важным этапом дошкольного развития является сюжетно-ролевая игра, где подчинение правилу вытекает из самой сути игры.

Осваивая в игре правила ролевого поведения, ребенок осваивает и моральные нормы, заключенные в роли. Дети осваивают мотивы и цели деятельности взрослых, их отношение к своему труду, к событиям и явлениям общественной жизни, к людям, вещам: в игре формируется положительное отношение к образу жизни людей, к поступкам, нормам и правилам поведения в обществе.

-Социальный мотив игр. Социальный мотив закладывается в режиссерской игре. Игра — это возможность для ребенка оказаться в мире взрослых, самому разобраться в системе взрослых отношений. Когда игра достигает своего пика, то ребенку становится недостаточно заменять отношения игрой, вследствие чего зреет мотив сменить свой статус. Единственный способ, как он это может сделать, — это пойти в школу.

В режиссерской игре идет эмоциональное развитие.

Игра ребенка очень богата эмоциями, часто такими, которые в жизни ему еще не доступны. Многие психологи задавались следующими опросами: «Испытывает ли ребенок чувства или только изображает их? Какое влияние оказывают они на формирование морального облика ребенка?» В самой глубине генезиса игры, в самые ее истоки имеются эмоциональные основания. Изучение детских игр подтверждает правильность этой мысли. Ребенок отличает игру от действительности, в речи дошкольников часто присутствуют такие слова: «как будто», «понарошку» и «по — правде». Но несмотря на это, игровые переживания всегда искренни. Ребенок не притворяется: мама по-настоящему любит свою дочку — куклу, водитель серьезно озабочен тем, удастся ли спасти попавшего в аварию товарища.

6 стр., 2676 слов

Особенности развитие игры детей 3-4 лет

... наиболее значимыми конструктами саморазвития и самореализации у детей 3 – 4 лет, оказывающими влияние на развитие ролевой игры, выступают: В 3 года – самоощущение и самопроявление. Это можно объяснить ... самосознания ребенка и обусловливает невозможность полноценного развертывания в игровой деятельности позиций «Я сам» и «подражание взрослому», что приводит к задержке формирования ролевой игры. Исходя ...

Хотя ребенок создает в ходе режиссерской игры воображаемые ситуации, чувства, которые он при этом испытывает, самые настоящие. «Катя — мама» — говорит крошечная девочка, и, примеряя на себя новую роль, погружается в воображаемый мир. И, независимо от того, куплена ли ее «дочка» в дорогом игрушечном магазине или сшита заботливой бабушкой из Катиных же старых колготок, маленькая мама не просто повторяет за старшие манипуляции, которые положено совершать над младенцами, а испытывает настоящее чувство материнской любви к своему «ребеночку».

С усложнением игры и игрового замысла чувства детей становятся более осознанными и сложными. Игра и выявляет переживания ребенка, и формирует его чувства. Когда ребенок подражает космонавтам, он передает свое восхищение ими, мечту стать таким же. А при этом возникают новые чувства: ответственность за порученное дело, радость и гордость, когда оно успешно выполнено. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка. Многократное повторение действий взрослых, подражание их моральным качествам влияют на образование таких же качеств у ребенка.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что режиссерская игра — это школа чувств, в ней формируется эмоциональный мир малыша. [2]

В ходе режиссерской игры происходит развитие интеллекта дошкольника.

Развитие замысла в режиссерской игре связано с общим умственным развитием ребенка, с формированием его интересов. У детей дошкольного возраста возникает интерес к различным событиям жизни, к разным видам труда взрослых; у них появляются любимые герои книг, которым они стремятся подражать. Вследствие чего и замыслы игр становятся более стойкими, иногда на длительное время овладевают их воображением. Некоторые игры (в «моряков», «летчиков», «космонавтов») продолжаются неделями, постепенно развиваясь. Появление длительной перспективы игры говорит о новом, более высоком этапе развития игрового творчества. При этом наблюдается не повторение изо дня в день одной и той же темы, как это бывает у малышей, а постепенное развитие, обогащение задуманного сюжета. Благодаря этому мышление и воображение детей становятся целенаправленными. Продолжительное пребывание ребенка в одной роли заставляет его глубже вникать в смысл того, что он изображает.

В режиссерской игре развивается воображение и творчество.

Плановость, согласованность действий в длительных режиссерских играх сочетается с импровизацией. Дети намечают общий план, последовательность действий, а во время игры возникают новые идеи, новые образы. Так, во время многодневного «морского путешествия» то один, то другой участник игры придумывал новые интересные эпизоды: водолазы опускались на дно моря и находили сокровища, в жарких странах ловили львов и отвозили их в зоопарк, в Антарктике кормили белых медведей. Развитие игрового творчества сказывается и в том, как в содержании игры комбинируются различные впечатления жизни. Уже в конце третьего и на четвертом году жизни детей можно наблюдать, что они объединяют в игре разные события, а иногда могут включать эпизоды из сказок, которые им показывали в кукольном театре. Для детей этого возраста важны яркие зрительные впечатления. В дальнейшем (на четвертом и пятом году жизни) у детей новые впечатления включаются в старые любимые игры. Отражение жизни в игре, повторение жизненных впечатлений в разных комбинациях — все это помогает образованию общих представлений, облегчает ребенку понимание связи между разными явлениями жизни. [3]

Для осуществления замысла в режиссерской игре ребенку необходимы игрушки и разные предметы, которые помогают ему действовать в соответствии со взятой на себя ролью. Если под рукой нужных игрушек нет, то дети заменяют один предмет другим, наделяя его воображаемыми признаками. Эта способность видеть в предмете несуществующие качества составляет одну из характерных особенностей детства. Чем дети старше и более развиты, тем требовательнее они относятся к предметам игры, тем больше сходства ищут с действительностью.

Развитие речи.

В создании образа особенно велика роль слова. Слово помогает ребенку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнеров, согласовать с ними свои действия. Развитие целенаправленности, способности комбинирования связано с развитием речи, со все возрастающей способностью облекать в слова свои замыслы.

Развитие детского воображения непосредственно связано с усвоением речи. Задержанные в своем речевом развитии дети оказываются отсталыми и в развитии воображения.

Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой — сама игра развивается под влиянием развития речи. Ребенок словом обозначает свои действия, и этим самым осмысливает их; словом он пользуется и чтобы дополнить действия, выразить свои мысли и чувства. В старшем дошкольном возрасте иногда целые эпизоды игры создаются с помощью слова. Особенно заметна роль слова в так называемых режиссерских играх, где ребенок не берет на себя роли, как в обычной игре, а передвигает кукол и другие игрушки, говорит о них. Элемент режиссуры содержится в каждой игре с куклами. «Мама» говорит и действует и за себя, и за свою дочку-куклу.[4]

Выполнение роли ставит ребенка перед необходимостью действовать не так, как он хочет, а так, как это предписано ролью, подчиняясь социальным нормам и правилам поведения.

Дошкольник встает на позицию другого человека, причем не одного, а разных. В пределах одного сюжета ребенок «смотрит» на ситуацию глазами нескольких людей. Сегодня девочка играет роль мамы, а завтра — дочки. Перед ребенком открываются не только правила поведения, но и их значение для установления и поддержания положительных взаимоотношений с другими людьми. Осознается необходимость соблюдать правила, т.е. формируется сознательное подчинение им. Выполняя роли, ребенок сдерживает свои непосредственные побуждения, поступаясь личными желаниями, демонстрирует общественно одобряемый образец поведения, выражает нравственные оценки.

Режиссерские игры построены на замысле. Замысел является результатом наблюдения ребенка за окружающей действительностью. Осуществляя замысел, ребенок действует по определенным правилам. Чем старше дети, тем шире их опыт, круг знаний, тем больше значение правил в игре. Поскольку эти игры создаются на основе наблюдения за окружающим миром, то они тесно связывают каждого ребенка с тем обществом, в котором он живет.

В режиссерской игре и правила, и роли, и сюжет изобретаются детьми, а, следовательно, ими же определяются и взаимоотношения друг с другом.

Определить сущность режиссерской игры не просто. Эта деятельность содержит в себе несовместимые и противоречивые начала. Она является одновременно свободной и жестко регламентированной, непосредственной и опосредованной, фантастической и реальной, эмоциональной и рациональной.

Режиссерская игра является выражением возрастающей связи ребёнка с обществом — особой связи, характерной для детского возраста. Её возникновение связано не с действием каких-то внутренних, врожденных, инстинктивных сил, а с вполне определенными условиями жизни ребёнка в обществе. [5]

Виды сюжетно-ролевых игр:

Игры на бытовые сюжеты: в «дом», «семья», «праздники», «дни рождения». И в этих играх большое место занимают игры с куклами, через действия с которыми дети передают то, что знают о своих сверстниках, взрослых, их отношениях.

Игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей. Для этих игр темы берутся из окружающей жизни (школа, магазин, библиотека, почта, парикмахерская, больница, транспорт (автобус, поезд, самолет, корабль), милиция, пожарные, цирк, театр, зверинец, завод, фабрика, шахта, строительство, колхоз, армия).

Игры на героико-патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа (герои войны, космические полеты и т. д.).

Игры на темы литературных произведений, кино, теле- и радиопередач: в «моряков» и «летчиков», в Зайца и Волка, крокодила Гену и Чебурашку (по содержанию мультфильмов), в четырех «танкистов» и собаку (по содержанию кинофильма) и др. В этих играх ребята отражают целые эпизоды из литературных произведений, подражая действиям героев, усваивая их поведение.

«Режиссерские» игры, в которых ребенок заставляет говорить, выполнять разнообразные действия кукол. Действует он при этом в двух планах — и за куклу и за себя, направляя ее действия. Участники игры заранее продумывают сценарий, в основу которого могут быть положены эпизоды из знакомых сказок, рассказов, или собственной жизни. Дети «учат» кукол кукольного и пальчикового театров, театра игрушек «действовать» в соответствии с взятой на себя ролью, наделяют их литературными или воображаемыми признаками. Режиссерские игры детей среднего дошкольного возраста не просто копируют окружающую жизнь ребенка, они являются проявлением свободной деятельности детей, в которой, фантазируя и подражая, они раскрывают свой характер, свое понимание жизни. Все это детям запрещено во взрослой, логической действительности, где все разумно и нет места волшебству. Но ролевую игру нельзя считать только экспериментальной площадкой, где дети проверяют, подвергают анализу накопленную информацию о жизни; в этих играх формируется и проявляется потребность ребенка воздействовать на мир активно, переосмысливать его.

Установлены следующие разновидности ролей, которые принимают на себя дети среднего возраста в режиссерских играх: роль конкретного взрослого, роль профессии обобщенного типа, роль детей, семейные роли, роли сказочного, карнавального характера.

Смена ролей в игре есть смена мотивов. Ребенок удовлетворяется игрой только в том случае, если ролевые действия привлекательны для него. Если по ходу игры развивается сюжет, где ребенок не может через свою роль отобразить то, что является для него привлекательным, он берет другую роль.[8]

Наиболее характерным моментом роли является то, что она не может осуществляться вне практического игрового действия. Это действия со значением, они носят избирательный характер. Игровое действие является способом осуществления роли. Между ролью и игровыми действиями имеется тесная взаимосвязь и противоречивое единство. Чем обобщеннее и сокращеннее игровые действия, тем глубже отражена в игре система отношений деятельности взрослых.

И, наоборот, чем конкретнее игровые действия, тем больше на первый план выходит предметное содержание воссоздаваемой деятельности, а на второй план уходят отношения между людьми.

Другой компонент игры — правила. Благодаря им возникает новая форма удовольствия ребенка — радость оттого, что он действует так, как требуют правила. Исполняя ту или иную роль, дети внимательно следят, насколько их действия и действия их партнеров соответствуют общепринятым правилам. Факт выделения правила свидетельствует о том, что у ребенка появляются первые формы самоконтроля и, следовательно, его поведение поднялось на новый уровень произвольности не только в игре, но и в других, неигровых ситуациях. Игра с правилами дает ребенку две необходимые (для школы и для жизни в целом) способности: во-первых, выполнение правил в игре всегда связано с их осмыслением и воспроизведением воображаемой ситуации; во-вторых, коллективная игра с правилами учит общаться.

Отличительным признаком режиссерской игры является наличие сюжета. Сюжет — предмет игрового изображения, последовательность и связь изображаемых событий, их совокупность, способ развертывания темы игры.

Сюжет игры узнаваем, но вместе с тем в нем присутствуют условия преодоления стереотипов поведения в повседневной жизни, к которым можно отнести неопределенность, самостоятельный выбор, риск, неожиданность, эмоциональную увлеченность. Поскольку деятельность людей и их отношения, которые являются содержанием режиссерской игры детей, чрезвычайно разнообразны, то и сюжеты детских игр разнообразны и изменчивы. [7]

Таким образом, организуя жизнь и деятельность детей в форме игры, последовательно развивается активность и инициатива, формируются навыки самоорганизации в игре.

Уровни развития режиссерской игры.

Первый этап. Основным содержанием игры являются действия с предметами. Они осуществляются в определенной последовательности, хотя эта последовательность часто нарушается. Цепочка действий носит сюжетный характер. Основные сюжеты — бытовые. Действия детей однообразны и часто повторяются. Роли не обозначены. По форме это игра рядом или одиночная игра. Дети охотно играют со взрослым. Самостоятельная игра кратковременна. Как правило, стимулом возникновения игры является игрушка или предмет-заместитель, который ранее использовался в игре.

Второй этап. Основное содержание игры — действия с предметом. Эти действия развертываются более полно и последовательно в соответствии с ролью, которая уже обозначается словом. Последовательность действий становится правилом. Возникает первое взаимодействие между участниками на основе использования общей игрушки (или направленности действия).

Объединения кратковременны. Основные сюжеты — бытовые. Одна и та же игра может многократно повторяться. Игрушки заранее не подбираются, но дети чаще используют одни и те же — любимые. В игре уже могут объединяться 2-3 человека.

Третий этап. Основное содержание игры — также действия с предметами. Однако они дополняются действиями, направленными на установление разнообразных контактов с партнерами по игре. Роли четко обозначены и распределяются до начала игры. Игрушки и предметы подбираются (чаще всего по ходу игры) в соответствии с ролью. Логика; характер действий и их направленность определяются ролью. Это становится основным правилом. Игра чаше протекает как совместная, хотя взаимодействие перемежается с параллельными действиями партнеров, не связанных друг с другом, не соотнесенных с ролью. Продолжительность игры увеличивается. Сюжеты становятся более разнообразными: дети отражают быт, труд взрослых и яркие общественные явления.

Четвертый этап. Основное содержание игры — отражение отношений и взаимодействий взрослых друг с другом. Тематика игр может быть разнообразной: она определяется не только непосредственным, но и опосредованным опытом детей. Игры носят совместный, коллективный характер. Объединения устойчивы. Они строятся или на интересе детей к одним и тем же играм, или на основе личных симпатий и привязанностей. Игры одного содержания не только длительно повторяются, но и развиваются, обогащаются, существуют долгое время.

В игре на этом этапе четко выделяется подготовительная работа: распределение ролей, отбор игрового материала, а иногда и его изготовление (игрушек-самоделок).

Требование соответствия жизненной логике распространяется не только на действия, но и на все поступки и ролевое поведение участников. В игру вовлекаются до 5-6 человек.

Исходя из концепции Н. Я. Михайленко развитие режиссерской игры на разных возрастных этапах можно представить в следующей сводной таблице.

детский игра ролевой педагогический

Таблица 1- Развитие сюжетной игры на разных возрастных этапах

раст

Характер игровых действий

Выполнение роли

Развитие сюжета в воображаемой ситуации

3-4 гола

Отдельные игровые действия, носящие условный характер

Роль осуществляется фактически, но не называется

Сюжет — цепочка из двух действий, воображаемую ситуацию удерживает взрослый

4-5 лет

Взаимосвязанные игровые действия, имеющие четкий ролевой характер

Роль называется, дети могут по ходу игры менять роль

Цепочка из 3-4 взаимосвязанных действий, дети самостоятельно удерживают воображаемую ситуацию

5-6 лет

Переход к ролевым действиям, отображающим социальные функции людей

Роли распределяются до начала игры, дети придерживаются своей роли на протяжении всей игры

Цепочка игровых действий, объединенный одним сюжетом, соответствующим реальной логике действий взрослых

6-7 лет

Отображение в игровых действиях отношений между людьми (подчинение, сотрудничество).

Техника игровых действий условна

Не только роли, но и замысел игры проговариваются детьми до ее начала

Сюжет держится на воображаемой ситуации, действия разнообразны и соответствуют реальным отношениям между людьми

Вышеперечисленные уровни отражают общее развитие режиссерской игры, однако в конкретной возрастной группе смежные уровни сосуществуют.

Становление игры — одно из главных достижений раннего возраста. Игра — одно из важных средств познания окружающего мира и любимый вид детской деятельности.

Внутри игры развивается наглядно-образное мышление, воображение, речь, способность к творчеству. Дети с хорошо развитым воображением обладают более высоким интеллектом, лучше ориентируются в нестандартных ситуациях, успешнее учатся.

В раннем возрасте ребенок овладевает предметной деятельностью, которая в наибольшей степени способствует его психическому развитию. В процессе активного овладения предметной деятельностью у ребенка возникает противоречие между бурным развитием потребности в действии с предметами, с одной стороны, и развитием осуществляющих эти действия операций (т. е. способов действия) — с другой. Ребенок хочет сам управлять автомобилем, сам грести на лодке, но он не может осуществить этого действия, потому что не владеет самостоятельно теми операциями, которые для этого требуются. Как же разрешается это противоречие?

Оно может разрешиться только в игровой деятельности. Д. Н. Леонтьев и Д. Б. Эльконин объясняют это тем, что игра не является продуктивной деятельностью, ее мотив лежит не в ее результате, а в содержании самого действия.

Игровые действия возникают у ребенка путем наблюдения деятельности взрослых и переноса. В ходе развития игры возникают два типа переноса. В одних случаях освоенное действие переносится в другие условия. Например, научившись причесывать себя, ребенок начинает расческой причесывать куклу, игрушечную лошадку, медведя. В других случаях действие переносится на какие-то предметы — заместители реальных предметов.

Например, ребенок причесывает куклу не расческой, а деревянной палочкой. Или сначала укладывает спать только куклу, а позднее медведя, собачку, палочку, кубик и все равно приговаривает: «Бай, бай».

Типичным для употребления замещающих предметов в игре является то, что неоформленные предметы (палочки, щепочки, кубики) вносятся в игру как дополнительный материал к сюжетным игрушкам (куклам, животным) и выступают как средства выполнения того или иного действия с основными сюжетными игрушками.

В самом начале игра представляет собой элементарное действие с одним предметом. Это действие может повторяться много раз. Такое же элементарное одноактное действие может производиться с различными игрушками: меняются объекты действий, а само действие повторяется без изменений, меняются игрушки, с которыми действует ребенок, но действие остается тем же, не усложняется, строение его не меняется.

Следующую ступень в развитии сюжета представляют игры, состоящие из ряда различных элементарных действий, еще не связанных между собой, но которые когда-то раньше производились.

Например, игра с куклой (кормят, заворачивают, укачивают).

Лишь к концу раннего детства можно наблюдать отдельные игры, отражающие такую цепочку действий.

Логика игровых действий начинает отражать логику жизни человека. В 2- 2,5 года появляются первые воображаемые ситуации. О появлении игровых, воображаемых ситуаций говорит и называние воображаемых состояний куклы, свойств предметов (суп горячий, кисель вкусный и т. д.).

Таким образом, развитие строения игрового действия в раннем возрасте является переходом от действия, однозначно определяемого предметом, через многообразное использование предмета к действиям, отражающим логику реальных жизненных отношений.

Руководство развитием игрового сюжета берет на себя взрослый — он подсказывает действие, предлагает игрушку ребенку, когда его игра представляет собой ряд элементарных, не связанных между собой действий (1,5 года).

Эффективным оказывается и такой прием — взрослый предлагает новую игрушку, связанную с действием ребенка, но наталкивающую на новое действие, ничего при этом не говоря. Так, когда ребенок «купает» куклу, взрослый кладет рядом полотенце и ребенок вытирает куклу. Затем взрослый переводит ребенка к игре, состоящей из 2-3 действий, связанных по содержанию. Он подхватывает начатую ребенком самостоятельную игру и, не разрушая ее, усложняет сюжет.

На первых порах Н. Михайленко и И. Пантина предлагают давать детям готовый сюжет — простой по строению и доступный по тематике; создавая игровую обстановку сначала полностью, затем частично.

Например, детям до 1 года 6 месяцев предлагается сюжет «Мишка и кукла обедают»: за столом сидят кукла, мишка, расставлены чашки, тарелки. Девочка взяла ложку и стала кормить куклу, а затем мишку. Взрослый хвалит ее. Эффективным способом разворачивания сюжета является образец игры, предлагаемый взрослым.

Привлекать ребенка к игре как бы случайно, мимоходом: «Помоги мне завязать салфетку» или «Подержи мишку, я ему другой стул поставлю». Большие возможности для создания сюжета игр несут в себе детские рассказы, сказки, стихи, песни, прибаутки.

Таким образом, главным в развитии игры ребенка раннего возраста является развитие сюжета по мере освоения ребенком свойств предметов и многообразия действий с ними. Направление развитию сюжетной игре должен задавать взрослый.

В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.

Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями, ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Продолжительность игры небольшая, а игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.

По мере того, как ребенок растет, меняется и организация их практического опыта, который направлен на активное познание реальных взаимоотношений людей в процессе совместной деятельности. Взрослые, могут выступать в роли одного из участников игры, побуждая детей к совместным обсуждениям, высказываниям, спорам, беседам, способствуя коллективному решению игровых задач, в которых отражается совместная общественно-трудовая деятельность людей. По мере взросления ребенка, усложняются игры.

Опираясь на теоретические положения ученых А.А. Люблинской, А.В.Запорожца, В.В.Давыдова, исследования педагогов-практиков и можно отметить, что условиями развития игровой деятельности могут служить следующие позиции:

  • подбор разнообразных дидактических игрушек, для обогащения сенсорного опыта и уточнения представлений детей о способах действий с различными предметами и игрушками;
  • организации различных игр-занятий по сенсорному воспитанию и индивидуальных игр с ребенком, показа данных занятий родителям;
  • использование в работе с детьми народных и сюжетных игрушек;
  • использование в работе с детьми проблемных ситуаций, словесных (простых и сложных) инструкций, конфликтных ситуаций, предметов — заместителей.

Исходя из этого, были определены этапы формирования игрового пространства и игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста:

1 этап — обогащение предметной развивающей среды посредством создания условий для игр и занятий детей в режиме дня;

2 этап — работа с детьми по следующим направлениям:

  • а) содержание игры;
  • б) выполнение взятой на себя роли;
  • в) реализация игровых действий;
  • г) взаимоотношения детей в игре.

3 этап — работа с родителями по организации и проведению игровой деятельности с детьми в детском саду и дома.

Предметно-игровая деятельность является ведущей для ребенка раннего возраста и оказывает особое влияние на его развитие. Сенсорный опыт детей — основа познавательного развития. Дидактические игрушки, которые были подобраны для детей нашей группы, развивают наглядно-действенное мышление, обогащают чувственный опыт ребенка, учат их мыслить, рассуждать. Игрушки для развития мелкой моторики, вызывают у них желание экспериментировать, выполнять различные конструктивные действия. Игры с предметами помогают ребенку запоминать и воспроизводить способы действий, которые мы показывали детям на занятиях и в самостоятельной деятельности.

Главной задачей в работе воспитателя является — активизировать внимание ребенка на различные свойства предметов, научить его выполнять задачи на подбор предметов и мелких игрушек по сходству и различию. Для детей были подобраны игрушки, отличающиеся по цвету, форме, величине, качеству и количеству.

В младшей группе необходимо подобрать самые разнообразные игрушки для организации игр-занятий по сенсорному развитию:

  • для нанизывания предметов различных форм, имеющих сквозное

отверстие разнообразные пирамидки, конусы и т.д.;

  • для проталкивания и вкладывания предметов различных форм в соответствующие отверстия;
  • для прокатывания предметов по дорожкам, игрушки каталки и т.д.;
  • образные фигурки со шнуровками, с застегивающимися и прилипающими элементами (пуговицами, шнурками, кнопками, липучками, молнией);
  • игрушки и фигурки разной величины, формы, цвета для сравнения и раскладывания предметов, резко различающихся по форме (куб), и т.д.

В практических действиях детей на соединение, разъединение, нанизывание предметов развиваются мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения.

В группе должна быть коллекция народных игрушек (матрешки, яйца, лошадки, качалки и др.), изготовленных из дерева, глины, стекла, яркие иллюстрации народных промыслов. В беседах с родителями обязательно нужно говорить о роли игрушки из натуральных материалов. Для развития режиссерской игры в группе имеются разнообразные сюжетные игрушки (куклы, машины, животные, предметы быта и др.), мебель, конструкторы, модули.

В плане воспитания здорового и физически развитого ребенка необходимо проводить различные подвижные игры с целью профилактики плоскостопия, нарушений осанки, координации движений и развития разных видов двигательной активности.

Игры для развития речи имеют особое значение в развитии детей раннего возраста поскольку в данном возрасте идет ее становление. Если взрослый мало говорит с ребенком, то этот малыш может не получить опыта восприятия речи, достаточного, чтобы научиться говорить. В своей работе необходимо учитывать речевые возможности ребенка, подбирать и проводить разнообразные игры для речевого развития детей раннего возраста.

В исследованиях Н.Н. Поддьякова отмечается, что ребенок присваивает себе знания, которые не всегда отчетливы и вполне правильны. Ученый отмечает, что именно они, не сформированные знания детей, являются основой активной детской деятельности. Подсказка взрослого в виде проблемной ситуации дает детям возможность активного поиска решения игровых проблем.

В работе по разработке педагогических условий для игровой деятельности детей раннего возраста, также можно использовать метод проблемных ситуаций и систему постепенно усложняющихся словесных инструкций в процессе игровых действий детей.

На первом этапе детям даются прямые инструкции. Например, «Дай кукле пить из чашки». Данная словесная инструкция побуждает ребенка к активной игровой деятельности. При этом сами игровые ситуации могут различаться по сложности. Наиболее простой можно считать ту, в которой предметы находятся рядом с ребенком.

Проблемные ситуации и словесные инструкции постепенно усложняются. В игру вводятся предметы-заместители или воображаемые предметы.

С возрастом возможности организации детских игр и формы руководства игрой могут быть более разнообразными. Постепенно усложняются и проблемные ситуации, они уже требуют более активного использования предметов-заместителей.

Дети 2-3 года жизни начинают сами ставить перед собой проблемы и решать их либо самостоятельно, либо с помощью взрослого.

Использование детьми предметов-заместителей в период до 2-х лет носит единичный характер. В игре 3-летних детей предметы-заместители становятся многофункциональными:

  • один предмет-заместитель заменяет несколько предметов (палочка — нож, ложка, градусник, ручка, игла;
  • бумага — полотенце, билет, рецепт, одеяло);
  • дети самостоятельно могут предложить любой предмет (цилиндр) и его замещение других предметов (мороженое, хлеб).

Таким образом, проблемное руководство игрой уже в раннем возрасте стимулирует игровую деятельность детей, их интеллектуальную активность, инициативность, умение самостоятельно принимать решение, опираясь на жизненный опыт.

К педагогическим условиям развития игровой деятельности детей 3-го года жизни можно отнести:

  • использование различных приемов и форм комплексного руководства игрой;
  • создания разнообразной, многофункциональной игровой среды;
  • обогащение игрового опыта детей через наблюдения, показы, совместные игры;
  • включение в педагогический процесс проблемных ситуаций (простых и сложных) и словесных инструкций;
  • педагогическое просвещение родителей по организации игровой деятельности детей в домашних условиях.

Особое значение имеет активное участие самого ребенка в игре, взрослый лишь вызывает инициативные действия, постепенно усложняя игровые задачи.

Заключение

На основании изучения научно-методической литературы, можно сделать вывод, что режиссерская игра проходит длительный и сложный путь развития, начинаясь в младшем дошкольном возрасте с простейшей ролевой игры и игры «рядом», в старшем дошкольном возрасте она достигает наиболее высокого развития, трансформируясь в длительную коллективную творческую игру с развернутым сюжетом, игровые замыслы у детей становятся все интереснее и разнообразнее.

Режиссерская игра — это основной вид игры детей дошкольного возраста. Ей присущи основные черты: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество.

Режиссерская игра по своему характеру — деятельность отражательная. Основной источник, питающий игру ребенка, — это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.

Режиссерская игра имеет структурные компоненты: сюжет или ее содержание, игровые действия, роли, правила.

Содержание игр в дошкольном возрасте меняется от предметных действий людей к отношениям между ними, а затем к выполнению правил, регулирующих поведение и отношения людей. Содержание сюжетно-ролевой игры воплощается ребенком с помощью роли, которую он берет. Роль является средством реализации режиссерской игры.

Выполнение роли, будучи эмоционально привлекательным для дошкольника, оказывает стимулирующее влияние на выполнение действий, в которых роль находит свое воплощение. Введение сюжета меняет смысл действий для ребенка, и правило поведения, неразрывно слитое с привлекательной ролью и сюжетом, становится мотивом его деятельности.

Одновременно, игра является основой творческого развития ребенка, развития умения соотнесения творческих навыков в реальной жизни. Режиссерская игра основана на восприятии представленных правил, тем самым ориентирует ребенка на соблюдение определенных правил взрослой жизни.

От правильного руководства игрой, от своевременного обогащения сюжетно-ролевых игр, зависит успех выполнения игровых действий, умение детьми жить в едином детском коллективе.

Через игру ребенок познает мир, готовится к взрослой жизни, поэтому в подборе игрушек следует исходить из особенностей возраста: малышам нужны свои игрушки, которые помогут ориентироваться в окружающем мире и будут стимулировать его самостоятельную деятельность, направлять ее в определенное русло, а для старших дошкольников необходимы игрушки, которые помогают изучать окружающую действительность, стимулировать коллективные игры. Предметно-игровая среда является средством воздействия взрослого на самостоятельную игру ребенка, на степень овладения им игровым опытом и обогащением содержания игры; побуждает детей к развитию высокого уровня игровых умений в игровой деятельности.

Таким образом, для того чтобы реализовать потенциал, заложенный в режиссерских играх дошкольников и осуществлять адекватные педагогические воздействия по отношению к сюжетной игре детей, необходимо хорошо понимать ее специфику, иметь представления о ее развивающем значении, о том, какой она должна быть на каждом возрастном этапе, и уметь играть соответствующим образом с детьми разных дошкольных возрастов.

На каждом возрастном этапе педагогический процесс организации игры должен включать моменты формирования игровых умений в совместной игре воспитателя с детьми, где взрослый является партнером, и создания условий для самостоятельной детской игры.

Своевременное изменение игровой среды направляет ребенка на самостоятельный поиск и активное решение игровых задач, побуждает к различным способам воспроизведения действительности в игре.

1. Арсентьева В.П. Игра — ведущий вид деятельности в дошкольном детстве. Учеб. пособие / В. П. Арсентьева. — М.: ФОРУМ, 2010. — 144 с.

2. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1991. — 206 с.

3. Бойко Е.А. (ред. — сост.) Лучшие подвижные и логические игры для малышей от 3 до 6 лет. М.: РИПОЛ Классик, 2008. — 256 с.

4. Виноградова Н.А., Позднякова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников. М.: Айрис-пресс, 2009. — 128 с.

5. Выготский Л.С. Психология М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. — 1008 с.

6. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. М.: Мозаика-Синтез, 2012. — 128с.

7. Зажигина О.А. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. СПб: Детство-пресс, 2013. — 96 с.

8. Запорожец А.В. Психология действия М., Воронеж: МПСИ, МОДЭК, 2000. 720 с.

9. Карабанова О.А. Развитие игровой деятельности детей 2-7 лет: метод. пособие для воспитателей. (Радуга) М.: Просвещение, 2010. — 96 с.