Творческая (ролевая) игра дошкольника. Формирование взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в творческих играх

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Введение

«Игра возникает в ходе исторического развития общества

в результате изменения места ребенка

в системе общественных отношений».

(Д.Б.Эльконин)

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре. Именно игра является основным видом деятельности детей в дошкольном возрасте. В процессе игры формируется личность дошкольника, его морально-волевых качества, в игре реализуется потребность воздействия на мир.

Игра – самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. В игре дошкольников объединяет единая цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания. В процессе игры ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные. Иными словами, игра является первым проживанием реального опыта, репетицией взрослой жизни. Задача педагога помочь детям сформировать продуктивные взаимоотношения в рамках игры, которые станут основой умения строить адекватные взаимоотношения с окружающими во взрослой жизни. А для того, что бы помочь детям сформировать взаимоотношения, необходимо разобраться в механизмах их формирования. Именно поэтому проблема изучения механизмов формирования взаимоотношений дошкольников в творческих играх не теряет свою актуальность.

В данной работе был сделан акцент на изучение социометрических статусов старших дошкольников, проявляющихся в процессе творческих игр, а так же на изучении наличия и характера взаимосвязи социометрического статуса и уровня тревожности у старших дошкольников.

Цель исследования — выявить особенности взаимоотношений старших дошкольников в творческих играх и их влияние на психологическое состояние (в частности, на уровень тревожности).

Объект исследования — старшие дошкольники.

Предмет исследования — взаимоотношения старших дошкольников в творческих играх.

Гипотеза исследования — особенности взаимоотношений в творческих играх взаимосвязаны с уровнем тревожности у старших дошкольников.

7 стр., 3086 слов

Воспитание культуры общения у старших дошкольников. проект (старшая группа)

... приемов воспитания культуры общения дошкольников. Актуальность и практическая значимость обусловила выбор темы: "Воспитание культуры общения у детей старшего ... старшего дошкольного возраста. Предмет исследования – воспитание культуры общения у детей старшего дошкольного возраста. Тип проекта: творческий ... изучали проблему взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в игре Коломинский Я.А., ...

Задачи:

1. Провести теоретический анализ проблемы формирования взаимоотношений старших дошкольников в творческих играх.

2. Провести социометрический анализ взаимоотношений в коллективе старших дошкольников.

3. Изучить проявления тревожности старших дошкольников.

4. Установить наличие, характер и степень взаимосвязи социометрического статуса и тревожности у старших дошкольников.

Методы исследования:

  • теоретический анализ литературы по проблеме исследования;
  • изучение характера взаимоотношений старших дошкольников при помощи социометрической методики «Капитан корабля»;
  • изучение уровня тревожности у старших дошкольников при помощи методики «Признаки тревожности»;
  • анализ эмпирических данных с помощью методов математической статистики: корреляционный анализ (с расчетом коэффициента ранговой корреляции Спирмена).

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Глава 1. Понятие «игра», взаимоотношение детей дошкольного возраста в творческих играх.

Существует большое количество определений понятия «игра».

Игра – форма деятельности в условных ситуациях, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры. В игре как особом исторически возникшем виде общественной практики воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, подчинение которым обеспечивает познание и усвоение предметной и социальной действительности, интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности [3].

Игра – один из основных видов деятельности человека, наряду с учением и трудом.

Игра – это особая деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем рационально осваивает всю систему человеческих отношений.

Игра – это особая форма освоения действительности путем ее воспроизведения, моделирования [11].

По определению Г.К. Селевко – игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправле ние поведением.

По мнению психологов, игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Именно игра определяет психическое развитие ребенка, поэтому успешное решение задач воспитания требует пристального внимания к проблемам детской игры. Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.

Следует отметить, что дети играли не всегда. По мнению Д.Б. Эльконина: «Игра возникает в ходе исторического развития общества в результате изменения места ребенка в системе общественных отношений» [22,5].

Игра – подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников, Поэтому столь актуальной для дошкольного возроста является проблема использования игры в целях всестороннего воспитания, и в первую очередь формирования нравственной стороны личности.

22 стр., 10687 слов

Роль воспитателя в обогащении содержания сюжетно-ролевых игр ...

... осознают свою роль в обогащении ролевых игр современных дошкольников. Поэтому перед нами встала проблема значения роли воспитателя в обогащении сюжетно-ролевых игр старших дошкольников. Объект исследования : процесс обогащения содержания сюжетно-ролевых игр детей старшего дошкольного ...

В настоящее время перед дошкольными специалистами стои т задача дальнейшего изучения игры как формы организации жизнедеятельности детей [1, 92].

В советской психологии теорию игры, исходящую из признания ее социальной природы, разрабатывали Е.А.Аркин, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев. Связывая игру с ориентировочной деятельностью, Д. Б. Эльконин определяет игру как деятельность, в которой складывается и совершенствуется управление поведением. Отличительными признаками развертывания игры являются быстро меняющиеся ситуации и быстрое приспособление действий к новой ситуации [3].

Рубинштейн С.Л. выделил основные положения, характеризующие сущность игры. Первое положение, определяющее сущность игры, состоит в том, что мотивы игры заключаются не в утилитарном эффекте и вещном результате, не в самой деятельности безотносительно к ее результату, а в многообразных переживаниях сторон действительности, значимых для ребенка.

Для осуществления в практическом плане тех действий, которые ребенок переносит в игровой план, человечество выработало в процессе развития науки и техники необходимые для практической эффективности сложные способы их осуществления. Эта техника, недоступная ребенку, оказывается по самому смыслу игры и не нужной для выполнения игрового действия, поскольку игровое действие не стремится к вещному результату и к утилитарному эффекту. Этим определяется вторая – характерная – особенность игры: в игровой деятельности действия являются скорее выразительными актами, чем оперативными приемами.

Именно в силу этой своей особенности игра является деятельностью, в которой разрешается противоречие между быстрым ростом потребностей и запросов ребенка, определяющим мотивацию его деятельности, и ограниченностью его оперативных возможностей. Игра – способ реализации потребностей и запросов ребенка в пределах его возможностей.

Из этой особенности игры, вытекает то, что одни предметы могут в игровой деятельности замещаться другими (палка – лошадь, стул – автомобиль и т.д.).

Поскольку в игре существенны не абстрактные свойства предмета, а отношение человека к предмету, изменяются требования, предъявляемые к предмету. Во-первых, предметы должны удовлетворять тем условиям, которые существенны для игрового действия и во-вторых, оперирование данным предметом должно быть доступно для ребенка [4].

Игры детей отличаются большим разнообразием. Создано множество классификаци й детских игр [5, 6, 7]. Игры различны по содержанию и организации, правилам, характеру проявления психологических особенностей, по воздействию на ребенка, по видам используемых предметов, происхождению и т.д. Все это затрудняет классификацию игр, однако для правильного руководства играми группировка их необходима. Каждый вид игры выполняет свою функцию в развитии ребенка. Наблюдаемое сегодня в теории и практике стирание граней между самодеятельными и обучающими играми недопустимо. Можно выделить три основных класса игр, характерных для детей дошкольного возраста:

  • игры, возникающие по инициативе ребенка – самодеятельные игры;
  • игры, возникающие по инициативе взрослого, внедряющего их с образовательной и воспитательной целью;
  • игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса – народные игры, которые могут возникать как по инициативе взрослого, так и более старших детей.

Творческие сюжетно-ролевые игр.

10 стр., 4702 слов

Реализация индивидуального и дифференцированного подходов в обучении ...

... на ребенка, и именно потому это общий принцип воспитания. Вместе с тем в разных сферах воспитания и обучения этот подход проявляется в разной мере. Индивидуально-дифференцированный подход нацелен в первую ... тко, ясно, правильно, избегая многословия. В утренний отрезок времени в совместной деятельности мы организуем различные игры со всеми детьми. Это могут быть различные игры: речевые (на разви­тие ...

Понятие «творческая игра» охватывает сюжетно-ролевые игры, игры драматизации, строительно-конструктивные игры. Содержание творческих игр придумывают сами дети. Свобода, самостоятельность, самоорганиз ация и творчество детей в этой группе проявляется с особой полнотой. Разнообразные жизненные впечатления не копируются, они перерабатываются детьми, одни из них заменяются другими и т.д.

Сюжетно-ролевая игра – это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество. Первые сюжетные игры протекают как игры безролевые или игры со скрытой ролью. Действия детей приобретают сюжетный характер и объединяются в цепочку, имеющей жизненный смысл. Действия с предметами, игрушкой осуществл яются каждым из играющих самостоятельно. Совместные игры возможны при участии взрослого [9, 14].

Игры драматизации: им присущи основные черты творческих игр: наличие замысла, сочетание ролевых и реальных действий и отношений и других элементов воображаемой ситуации. Игры строятся на основе литературного произведе ния: сюжет игры, роли, поступки героев и их речь определяются текстом произведения. Игра драматизация оказывает большое влияние на речь ребенка. Ребенок усваивает богатства родного языка, его выразительные средства, использует различные интонации, соответствующие характеру героев и поступкам, старается говорить четко, чтобы его все поняли. Начало работы над игрой-драматизацией состоит в подборе художественного произведения. Важно, чтобы оно заинтересовало детей, вызвало сильные чувства и переживания. Воспитатель принимает участие в сговоре и подготовке игры. На основе содержания произведения с детьми составляется сюжет игры, распределяются роли, отбирается речевой материал.