Внеурочная деятельность как средство развития познавательного интереса у младших школьников методическая разработка

В решении социально — экономических, культурных и духовных преобразований нынешней России особое место отводится школе. Задачи демократического преобразования нашего общества и будущего его процветания требуют подготовки поколения с высоким нравственным и интеллектуальным потенциалом, раскрывающиеся через познавательный интерес. Целью образования становится не передача знаний и социального опыта, а развитие личности ученика, что невозможно без развития интереса у младших школьников">познавательного интереса. В реализации идеи интеграции учебного и воспитательного элементов школьной деятельности, внеурочной деятельности, разработке ее технологии особое место отводится феномену познавательного интереса. Проблема познавательного интереса всегда находила широкое исследовательское внимание.

Проблемой учения с интересом занимались выдающиеся педагоги прошлого И. Гербарт, А. Дистервег, Я.А. Коменский, Д. Локк, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой и другие.

Современная педагогическая наука подчеркивает, что «успехов в преподавательской деятельности добиваются, прежде всего, учителя, которые владеют педагогическим умением развивать и поддерживать познавательный интерес у детей. Это говорит о том, что не преподавательские умения, а умения воспитательной работы являются первичными в содержании профессиональной готовности учителя».

Необходимость разработки образовательной программы начальной школы связана с внедрением федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, призванных обеспечивать развитие системы образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства в сфере образования, что больше всего реализуется во внеучебной деятельности.

Проблема: учитель в современной начальной школе в настоящий момент находится в сложной ситуации, так как он не до конца определен с выбором такой программы, которая удовлетворяла бы требования ФГОС, а именно, сочетала в себе воспитательные элементы и развитие познавательного интереса, актуальность вышеизложенной проблемы, недостаточная научная разработанность данного вопроса и отсутствие обоснованной технологии реализации идеи, в которой нуждается учитель начальной школы, позволили нам сформулировать следующую тему исследования: «Внеурочная деятельность в начальной школе как средство развития познавательного интереса к процессу обучения».

18 стр., 8699 слов

Развитие познавательного интереса у младших школьников

... познавательного интереса у школьника, например, наблюдения за миром с помощью учителя, могут породить у ребенка интерес к явлениям окружающей среды. Что позволяет нам говорить о широте интересов младших ... естественно возбуждает их интерес» [6]. Заметим, что познавательный интерес, являясь включённым в познавательную деятельность, тесным образом связан с формированием и развитием таких личностных ...

Цель исследования: Выявить особенности развитие познавательного интереса младших школьников к внеурочной деятельности.

В соответствии с целью исследования были сформулированы следующие задачи :

  • отобрать и изучить литературу по развитию познавательного интереса у младших школьников;
  • выявить влияние внеурочной деятельности на развитие познавательного интереса у младших школьников;
  • обобщить результаты исследования;
  • сделать вывод по проблеме исследования.

При исследовании вопроса использовались следующие методы теоритического исследования:

  • отбор и чтение методической литературы;
  • анализ и сравнение точек зрения ученых;
  • сопоставление данных из различных источников;
  • систематизация материала;
  • обобщение материала.

Глава 1

Организация внеурочной деятельности

1.1 Виды и направления внеурочной деятельности

Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности и на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.

Виды и направления внеурочной деятельности. Для реализации в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности:

  • игровая деятельность;
  • познавательная деятельность;
  • проблемно — ценностное общение;
  • досугово — развлекательная деятельность (досуговое общение);
  • художественное творчество;
  • социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность);
  • трудовая (производственная) деятельность;
  • спортивно-оздоровительная деятельность;
  • туристско-краеведческая деятельность.

В базисном учебном плане выделены основные направления внеурочной деятельности:

11 стр., 5159 слов

Внеурочная деятельность школьников по географии

... систему внеурочной деятельности по географии, вот почему внеклассная работа была важным звеном учебно-воспитательного процесса и остается актуальной в наше время. Целью данной курсовой является: отразить сущность понятия и значимость внеурочной деятельности по географии ...

  • спортивно-оздоровительное,
  • художественно-эстетическое,
  • научно — познавательное,
  • военно-патриотическое,
  • общественно полезная и проектная деятельность.

Виды и направления внеурочной деятельности школьников тесно связаны между собой. Например, ряд направлений совпадает с видами деятельности (спортивно-оздоровительная, познавательная деятельность, художественное творчество).

Военно-патриотическое направление и проектная деятельность могут быть реализованы в любом из видов внеурочной деятельности. Они представляют собой содержательные приоритеты при организации внеурочных занятий. Общественно полезная деятельность может быть определена в таких видах внеурочной деятельности, как социальное творчество и трудовая (производственная) деятельность.

Следовательно, все направления внеурочной деятельности необходимо рассматривать как содержательный ориентир при построении соответствующих образовательных программ, а разработку и реализацию конкретных форм внеурочной деятельности школьников основывать на видах деятельности. (1. стр. 7-8)

1.2 Результаты и эффекты внеурочной деятельности учащихся.

При организации внеурочной деятельности школьников необходимо понимать различие между результатами и эффектами этой деятельности.

Результат — это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности. Например, школьник, пройдя туристический маршрут, не только переместился в пространстве из одной географической точки в другую, преодолел сложности пути (фактический результат), но и приобрёл некое знание о себе и окружающих, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрёл опыт самостоятельного действия (воспитательный результат).

Эффект — это последствие результата. Например, приобретённое знание, пережитые чувства и отношения, совершенные действия развили человека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности.

Итак, воспитательный результат внеурочной деятельности — непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности.

Воспитательный эффект внеурочной деятельности — влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребёнка.

В сфере школьного воспитания и социализации имеет место серьёзная путаница понятий «результат» и «эффект». Привычны утверждения, что результатом воспитательной деятельности педагога является развитие личности школьника, формирование его социальной компетентности и т. д. При этом упускается из виду (вольно или невольно), что развитие личности ребёнка зависит от его собственных усилий по само строительству, от воспитательных «вкладов» в него семьи, друзей, ближайшего окружения, других факторов, т. е. развитие личности ребёнка — это эффект, который стал возможен благодаря тому, что ряд субъектов воспитания и социализации (в том числе сам ребёнок) достигли своих результатов. Тогда в чём же результат воспитательной деятельности педагога? Невнятность понимания самими учителями результатов своей деятельности не позволяет уверенно предъявлять эти результаты обществу, рождает общественное сомнение и недоверие к педагогической деятельности.

14 стр., 6755 слов

Формы внеурочной воспитательной деятельности с младшими школьниками

... виды внеурочной деятельности младших школьников. Ознакомится с организацией внеурочной воспитательной деятельности младших школьников. Проанализировать опыт работы внеурочной деятельности с младшими школьниками, на базе МАОУ «СОШ №2» г. Стерлитамак (2013-2014 уч. год). Провести мониторинг удовлетворенности родителей организацией внеурочной деятельности с младшими школьниками. Методы исследования: ...

Но может быть, гораздо более серьёзное последствие не различения педагогами результатов и эффектов в том, что утрачивается понимание цели и смысла педагогической деятельности (особенно в сфере воспитания и социализации), логики и ценности профессионального роста и самосовершенствования. Например, сегодня в школьном образовании резко обострилась борьба за так называемого хорошего ученика, в том числе и потому, что такой ученик гарантированно показывает высокие результаты обученное и воспитанности. Не вполне понимая результаты и эффекты своей работы, не умея внятно предъявить их социуму и при этом, испытывая давление с его стороны, учителя таким непедагогичным образом страхуются от профессиональных неудач.

Становится ясным, что педагог-профессионал видит результаты своей работы прежде эффектов. Никакая увлечённость процессом деятельности не отменяет для него необходимости добиваться воспитательного результата. В любом воспитательном эффекте он различает свой вклад и вклад других субъектов воспитания и социализации. (1. стр. 8 – 9)

1.3 Классификация результатов внеурочной деятельности учащихся.

Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням.

Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном в дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Например, в беседе о здоровом образе жизни ребёнок не только воспринимает информацию от педагога, но и невольно сравнивает её с образом самого педагога. Информации будет больше доверия, если сам педагог культивирует здоровый образ жизни.

Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

16 стр., 7624 слов

Роль трудовой деятельности в коррекции личности школьника с нарушением ...

... особенности при обучении и воспитании младших школьников вкоррекционной школе 8 вида. 1.2 Виды труда в специальной коррекционной школе 8 вида Как и массовая школа, специальная школа призвана уделять большое внимание тому, чтобы психологически подготовить учащихся к трудовой деятельности [2 ...

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т. е. в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества. Очевидно, что для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.

Достижение трёх уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации детей. У учеников могут быть сформированы коммуникативная, этическая, социальная, гражданская компетентности и социокультурная идентичность в её становом, этническом, гендерном и других аспектах.

Например, неоправданно предполагать, что для становления гражданской компетентности и идентичности школьника достаточно уроков граждановедения, занятий по изучению прав человека и т. п. Даже самый лучший урок граждановедения может дать школьнику лишь знание и понимание общественной жизни, образцов гражданского поведения (конечно, это немало, но и не всё).

А вот если школьник приобретёт опыт гражданских отношений и поведения в дружественной среде (например, в самоуправлении в классе) и уж тем более в открытой общественной среде (в социальном проекте, в гражданской акции), то вероятность становления его гражданской компетентности и идентичности существенно возрастает.

При организации внеурочной деятельности младших школьников необходимо учитывать, что, поступив в 1 класс, дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Педагог должен поддержать эту тенденцию, обеспечить используемыми формами внеурочной деятельности достижение ребенком первого уровня результатов. Во 2 и 3 классах, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создаёт благоприятную ситуацию для достижения во внеурочной деятельности школьников второго уровня результатов. Последовательное восхождение от результатов первого к результатам второго уровня на протяжении трёх лет обучения в школе создаёт у младшего школьника к 4 классу реальную возможность выхода в пространство общественного действия (т. е. достижение третьего уровня результатов).

Такой выход для ученика начальной школы должен быть обязательно оформлен как выход в дружественную среду. Свойственные современной социальной ситуации конфликтность и неопределённость должны быть в известной степени ограниченны. (1. стр. 9 — 11)

20 стр., 9508 слов

Педагогические условия организации внеурочной деятельности как ...

... личностных результатов во внеурочной деятельности. Предмет исследования: педагогические условия достижения личностных результатов младших школьников во внеурочной деятельности. Цель исследования: выявить педагогические условия достижения личностных результатов младших школьников. Гипотеза : достижение личностных результатов младших школьников будет проходить эффективней, если в работе будут ...

1.4 Взаимосвязь результатов и форм внеурочной деятельности.

Каждому уровню результатов внеурочной деятельности соответствует своя образовательная форма (точнее, тип образовательной формы, т. е. ряд содержательно и структурно близких форм).

Первый уровень результатов может быть достигнут относительно простыми формами, второй уровень — более сложными, третий уровень — самыми сложными формами внеурочной деятельности.

Например, в такой форме проблемно-ценностного общения, как этическая беседа, вполне можно выйти на уровень знания и понимания школьниками обсуждаемого жизненного сюжета (проблемы).

Но поскольку в этической беседе основной канал общения «педагог — дети», а непосредственное общение детей друг с другом ограничено, то в этой форме довольно трудно выйти на ценностное отношение школьников к рассматриваемой проблеме (именно в общении со сверстником, таким же, как он сам, ребёнок устанавливает и проверяет свои ценности).

Для запуска ценностного самоопределения нужны уже другие формы — дебаты, тематический диспут. Участвуя в дебатах, школьники получают возможность с разных сторон посмотреть на проблему, обсудить положительные и отрицательные моменты, сравнить своё отношение к проблеме с отношением других участников. Однако дебаты, будучи во многом игровой формой коммуникации, не ставят ребёнка перед необходимостью лично отвечать за свои слова, перейти от слов к делу (т. е. эта форма не нацелена на выход школьника в самостоятельное общественное действие, хотя это и может случиться с конкретным школьником в силу его личных особенностей).

Такая необходимость диктуется другой формой — проблемноценностной дискуссией с участием внешних экспертов, где участники высказываются только от себя лично, а любое наигрывание с их стороны чревато разоблачением и критикой со стороны внешних экспертов, не заинтересованных в искусственной поддержке детских мнений. Проблемноценностная дискуссия выводит участников на ту грань, когда за словами «Я считаю…» следуют слова «и я готов это сделать».

Итак, практически невозможно достигнуть результата второго и тем более третьего уровня формами, соответствующими первому уровню результатов. В то же время в формах, нацеленных на результат высшего уровня, достижимы и результаты предшествующего уровня. Однако важно понимать: форсирование результатов и форм не обеспечивает повышения качества и эффективности деятельности. Педагог, не владеющий формами деятельности для достижения результатов первого уровня, не может действенно выйти на результаты и формы второго и тем более третьего уровня. Он может это сделать только имитационно.

Понимание взаимосвязи результатов и форм внеурочной деятельности должно позволить педагогам: разрабатывать образовательные программы внеурочной деятельности с чётким и внятным представлением о результате; подбирать такие формы внеурочной деятельности, которые гарантируют достижение результата определённого уровня; выстраивать логику перехода от результатов одного уровня к результатам другого; диагностировать результативность и эффективность внеурочной деятельности; оценивать качество программ внеурочной деятельности (по тому, на какой результат они претендуют, соответствуют ли избранные формы предполагаемым результатам и т.д.) Это лежит в основе построения стимулирующей системы оплаты труда педагогов за организацию внеурочной деятельности школьников. (1. стр. 11 – 12)

14 стр., 6838 слов

Использование исследовательской деятельности для развития познавательной ...

... процесс развития познавательной активности дошкольников в процессе исследовательской деятельности. Методы исследования теоретический анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования; практическое изучение развития познавательной активности старших дошкольников средствами исследовательской деятельности. Структура работы Проблема формирования и развития познавательной активности ...

1.5 Программа организации внеурочной деятельности по ФГОС

Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников и предназначена для реализации в одном отдельно взятом классе.

Программа рассчитана на 66 ч в первом классе, 68 часов во втором классе и предполагает равномерное распределение этих часов по неделям и проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками (2 ч в неделю)

Программа состоит из 5 относительно самостоятельных разделов, каждый из которых предполагает организацию определённого вида внеурочной деятельности первоклассников и направлена на решение своих собственных педагогических задач.

Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать во внеурочной деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.

Цель внеурочной деятельности:

  • создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта;
  • формирования принимаемой обществом системы ценностей;
  • создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время;
  • создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность.

Задачи внеурочной деятельности:

  • организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся совместно со школьной организацией, библиотеками, программами дополнительного образования, семьями учащихся.
  • включение учащихся в разностороннюю деятельность.
  • формирование навыков позитивного коммуникативного общения.
  • развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.
  • развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, отечество, природа, мир, знания, труд, культура)- для формирования здорового образа жизни.
  • укрепление здоровья учащихся, приобщение их к занятиям физической культурой и здоровому образу жизни, содействие гармоническому, физическому развитию.
  • воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата.
  • воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, формирование коммуникативных компетенций.

Принципы программы:

19 стр., 9206 слов

Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста ...

... программу развития творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности и определить ее эффективность. Методы исследования:, Новизна исследования:, Практическая значимость:, База исследования:, Структура курсовой работы Глава 1. Теоретические основы реализации творческих способностей детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности 1.1 Творческие способности: сущность, ...

  • включение учащихся в активную деятельность.
  • доступность и наглядность.
  • связь теории с практикой.
  • учёт возрастных особенностей.
  • сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.

Программа организации внеурочной деятельности, в соответствии с приоритетными направлениями программы развития школы, состоит из подпрограмм, в рамках которых реализуются направлений деятельности.

Выводы по I главе

Подводя итоги мы можем сделать вывод, что благодаря внеурочной деятельности учитель может решать следующие задачи:

  • обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
  • оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
  • улучшить условия для развития ребенка;
  • учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся

Рассмотрены виды и направления внеурочной деятельности. Мы убедились, что использование внеурочной деятельности позволяет детям более раскрыться для своих одноклассников и для учителя.

В результате проделанной работы можно отметить, что внеурочная деятельность для детей начальной школы способствует улучшению учёбы и интереса к новым знаниям.

Глава 2

Теоретические основы развития познавательного интереса у младших школьников во внеурочной деятельности

2.2 Познавательные интерес и особенности его формирования в младшем школьном возрасте

Познавательные интерес человека — это свойство мозга изучать и анализировать окружающую действительность, находя способы применения полученной информации на практике.

38 стр., 18587 слов

Развитие музыкально-творческих способностей учащихся начальной ...

... пор отсутствует единая методика формирования и развития музыкально-творческих способностей учащихся, их устремлений к музыкально-творческой деятельности. Актуальность темы дипломной работы обусловлена поисковым характером современной музыкальной педагогики, ищущей пути совершенствования учебного процесса ...

Познание — сложный и многоуровневый процесс. Можно выделить четыре основных аспекта, формирующих познавательный процесс и отвечающих за познавательные способности каждого человека: память, мышление, воображение, внимание. В нашей работе мы опирались на определения Р.С. Немова, который считает, что память — процессы запоминания, сохранения, воспроизводства и переработки человеком разнообразной информации; мышление — психологический процесс познания, связанный с открытием субъективно нового знания, с решением задач, с творческим преобразованием действительности; воображение — это познавательный процесс, заключающийся в создании новых образов путём переработки материала, полученного в предшествующем опыте; внимание — состояние психологической концентрации, сосредоточенности на каком-либо объекте.

Приступая к педагогической работе с детьми, прежде всего, нужно разобраться в том, что ребенку дано от природы и что приобретается под воздействием среды.

Развитие человеческих задатков, превращение их в способности — одна из задач обучения и воспитания, решить которую без знаний и развития познавательных процессов нельзя. По мере их развития, совершенствуются и сами способности, приобретая нужные качества. Знание психологической структуры познавательных процессов, законов их формирования необходимо для правильного выбора метода обучения и воспитания. Большой вклад в изучение и развитие познавательного интереса внесли и такие ученые, как: JI.C. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.В. Занков, А.Н. Соколов, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин , С.Л. Рубинштейн и др.

Учеными, представленными выше, были разработаны различные методики и теории развития познавательного интереса (зона ближайшего развития — Л.С. Выготский, развивающее обучение — Л.В.Занков, В.В. Давыдов и Д.Б. Эльконин).

И сейчас, чтобы успешно развивать познавательный интерес во внеурочной деятельности, необходимо, искать более современные средства и методы воспитания. Это невозможно без рассмотрения особенностей основных составляющих познавательных способностей младших школьников.

Л.С. Выготский считает, что детский интерес приобретает чрезвычайное педагогическое значение как самая частая форма проявления непроизвольного внимания. Он подчеркивает, что детское внимание, направляется и руководствуется почти всецело интересам, и поэтому естественной причиной рассеянности ребенка всегда является несовпадением двух линий в педагогическом деле: собственно интереса и тех занятий, которые предлагает учитель как обязательные.

В дальнейшем интересы школьников дифференцируются и постоянно приобретают познавательный характер. В связи с этим дети становятся более внимательны при одних видах работы и отличаются рассеянностью при другого рода учебных занятиях.

В младшем школьном возрасте, кроме того, происходит активное развитие воссоздающего воображения. У детей младшего школьного возраста различают несколько видов воображения. Оно может быть воссоздающим (создание образа предмета по его описанию) и творческим (создание новых образов, требующих отбора материала в соответствии с замыслом).

Основная тенденция, возникающая в развитии детского воображения — это переход к всё более правильному и полному отражению действительности, переход от простого произвольного комбинирования представлений к комбинированию логически аргументированному.

Согласно исследованиям Л.С. Выготского, ребенок дошкольного возраста и младшего школьного может вообразить себе гораздо меньше, чем взрослый человек, но он больше доверяет продуктам своего воображения и меньше их контролирует, а потому воображения в житейском, культурном смысле этого слова, т.е. чего-то такого, что является настоящим, вымышленным, у ребенка, конечно, больше чем у взрослого человека. Однако не только материал, из которого строит воображение, у ребенка беднее, чем у взрослого человека, но и характер комбинаций, которые присоединяются к этому материалу, их качество и разнообразие значительно уступают комбинациям взрослого. Из всех форм связи с реальностью, которые мы перечислили выше, воображение ребенка обладает в одинаковой степени с воображением взрослого только первой, именно реальностью элементов, из которых оно строится.

В.С. Мухина отмечает, что в младшем школьном возрасте ребенок в своем воображении уже может создавать разнообразнейшие ситуации. Формируясь в игровых замещениях одних предметов другими, воображение переходит и в другие виды деятельности.

Таким образом, изучив особенности внеурочной деятельности младших школьников и познавательного интереса и особенности их формирования в младшем школьном возрасте, мы пришли к выводу, что необходимо разработать программу развития познавательных способностей младших школьников во внеурочной деятельности.

2.3 Программа развития познавательных способностей младших школьников во внеурочной деятельности

Пояснительная записка.

Программа «Развиваемся и познаем вместе» основана на ФГОС второго поколения, основная цель которой — развитие познавательных способностей младших школьников. В содержание занятий во внеурочной деятельности мы включили работу по развитию познавательных способностей через работу в группах. Особенность организации такой деятельности в том, что в ней могут участвовать не только сильные учащиеся, но и отстающие.

Актуальность, педагогическая целесообразность, новизна программы. Настоящая программа обращена к актуальной проблеме процесса развития познавательной сферы учащихся начальной школы. В жизни ребёнку нужны не только базовые навыки, такие как, умение читать, писать, решать, слушать и говорить, но и умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, умение дать адекватную самооценку, уметь творить и сотрудничать и т.д. Хорошее внимание, память, — важнейшее условие успешного школьного обучения. В школе ребёнок должен сосредоточиться на объяснениях учителя и выполнении заданий, удерживать свое внимание в течение длительного времени, запоминать много важной информации. Недостаточная сформированность познавательных способностей создают проблемы в обучении младшего школьника. Важно сформировать у ребёнка внимательность, умение рассуждать, анализировать и сравнивать, обобщать и выделять существенные признаки предметов, развивать познавательную активность. Преобразование познавательной сферы, происходящие в младшем школьном возрасте, имеют важное значение для дальнейшего полноценного развития. Исходя из этого, можно предположить, что целенаправленное развитие познавательных процессов детей — достаточно важная задача. Программа «Развиваемся и познаем вместе» является одной из программ, которая может помочь выполнить эту задачу.

Новизна программы «Развиваемся и познаем вместе» состоит в том, что она строится с использованием модульных технологий, благодаря чему обеспечивается интеграция различных видов деятельности, необходимых для достижения учащимися целей обучения. Разработана система творческих заданий, которая целенаправленно развивает познавательные процессы детей: значительно расширяет объём и концентрацию внимания. Учащиеся овладевают простыми, но необходимыми для них приёмами зрительного запоминания и сохранения увиденного в памяти. Значительно обогащается запас и умение оформлять в словесной форме свои рассуждения, объяснения. Работа в группах предполагает обмен информацией друг с другом в непринужденной обстановке.

Цель программы: развитие познавательного интереса детей во внеурочной деятельности с использованием модульных технологий.

Для достижения этой цели сформулированы следующие задачи:

Обучающие:

  • формирование общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов);
  • углубление и расширение знаний учащихся исходя из интересов и специфики их способностей. Развивающие:
  • формирование и развитие логического мышления;
  • развитие внимания (устойчивость, концентрация, расширение объёма, переключение и т.д.);
  • развитие памяти (формирование навыков запоминания, устойчивости, развитие смысловой памяти);
  • развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации;
  • развитие психологических предпосылок овладения учебной деятельностью (умение копировать образец, умение слушать и слышать учителя, т.е. умение подчиняться словесным указаниям учителя; умение учитывать в своей работе заданную систему требований);
  • развитие речи и словарного запаса учащихся;
  • развитие быстроты реакции.

Воспитательные:

  • формирование положительной мотивации к учению.
  • формирование адекватной самооценки, объективного отношения ребёнка к себе и своим качествам;
  • формирование умения работать в группе.

Ожидаемые результаты:

  • В результате обучения по программе учащиеся должны научиться: логически рассуждать, пользуясь приёмами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации;
  • увеличить скорость и гибкость мышления
  • выделять существенные признаки и закономерности предметов;
  • сравнивать предметы, понятия;
  • обобщать и классифицировать понятия, предметы, явления;
  • определять отношения между понятиями или связи между явлениями и понятиями;
  • концентрировать, переключать своё внимание;
  • развивать свою память;
  • улучшить уровень пространственной сообразительности, зрительно моторной координации;
  • уметь копировать, различать цвета, уметь анализировать и удерживать зрительный образ;
  • самостоятельно выполнить задания;
  • осуществлять самоконтроль, оценивать себя, искать и исправлять свои ошибки;
  • решать логические задачи на развитие аналитических способностей и
  • способностей рассуждать;
  • находить несколько способов решения задач;
  • работать в группе.

Программа строится на следующих принципах:

1. Принцип гуманизации и гуманитаризации способствует правильной ориентации обучающихся в системе ценностей и содействует включению обучающихся в диалог разных культур.

2. Принцип внешней и внутренней дифференциации — выявление и развитие у школьников склонностей и способностей к работе в различных направлениях творческой деятельности, предоставление возможности обучающимся выбора ряда дисциплин или возможности работать на разных уровнях глубины освоения каждого конкретного предмета

3. Принцип свободы выбора — предоставление учащимся возможности самостоятельного выбора форм и видов внеурочной деятельности, формирование чувства ответственности за его результаты.

4. Возможность свободного самоопределения и самореализации;

5. Ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка

6. Принцип единства — единство обучения, воспитания, развития.

Методы: проблемный и исследовательский.

Срок реализации программы: 1 год.

Количество часов в неделю: 1 час.

Время занятия: 35 минут.

Общее количество часов: 25 часов.

Выводы по II главе

Особенностью внеурочной деятельности младших школьников является объединение всех видов деятельности кроме урочной (экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д.), в которых возможно и целесообразно решение задач их развития, воспитания и социализации.

С учетом вышеизложенного, и на основании ФГОС, была разработана программа развития познавательных способностей младших школьников во внеурочной деятельности, характерной чертой которой является применение модульных технологий.

Заключение

В решении социально — экономических, культурных и духовных преобразований нынешней России особое место отводится школе. Задачи демократического преобразования нашего общества и будущего его процветания требуют подготовки поколения с высоким нравственным и интеллектуальным потенциалом, раскрывающиеся через познавательные способности. Целью образования становится не передача знаний и социального опыта, а развитие личности ученика, что невозможно без развития познавательных способностей. Необходимость разработки образовательной программы начальной школы связана с внедрением федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, призванных обеспечивать развитие системы образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства в сфере образования, что больше всего реализуется во внеучебной деятельности.

Изучение литературы, анализ и обобщение собранных по проблеме материалов дали нам возможность определить теоретические основы развития познавательного интереса младших школьников во внеурочной деятельности.

В результате работы нами было рассмотрены понятия «познавательные способности» и «внеурочная деятельность» в психолого-педагогической литературе, определены особенности развития познавательных способностей младших школьников и особенности внеурочной деятельности младших школьников.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/poznavatelnaya-vneurochnaya-deyatelnost/

  1. Григорьев Д.В. Степанова П.В Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Москва «Просвещение» 2013
  2. Брагуца, А.В. Развитие сотрудничества младших школьников во внеурочной деятельности 2011
  3. Сабельникова, С. И. Организация внеурочной деятельности. Управление начальной школой 2011
  4. Созонова, В. П. Примерная программа школьников во внеурочной деятельности в начальной школе 2011.
  5. Шмалькова, Л.В. Планирование и анализ реализаций внеурочной деятельности 2011
  6. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психол. очерк: Кн. для учителя. — 3-е изд. Л.С. Выготский. М.: 2007. — 94 с.
  7. Выготский Л.С. Память и ее развитие в детском возрасте Лекции по психологии. Л.С. Выготский. М.: Владос, 2008. — 234 с.
  8. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. Д.В. Григорьев М.: Просвещение, 2007. — 223с.
  9. Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. Д. В. Григорьев, П. В. Степанов -М., Владос, 2010. -233 с.
  10. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. Л.В. Занков. М.: Просвещение, 2011. — 486 с.
  11. Кикоин Е. И. Младший школьник: возможности изучения и развития. Е. И. Кикоин М.: Просвещение,2009. — 89 с.
  12. Кулагина И.Ю. Младшие школьники: особенности развития. И.Ю. Кулагина. М.: Эксмо, 2009. — 176с.
  13. .. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество С. В. Мухина. М. : Академия, 2007. — 452 с.
  14. . Немов Р.С. Психология. Книга 1: Основы общей психологии. Р.С. Немов. М.: Просвещение, 2009.-398с.
  15. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения).

Интернет ресурсы:

https://www.bibliofond.ru/ Библиофонд

http:// – Социальная сеть работников образования

http://goznak-diplomans.com/ – Учительская копилка