» Нравственное воспитание учащихся»

СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

  1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ЗАДАЧИ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ

нравственность»

Вместе с тем моральные требования, нормы, нравы получают определенное обоснование в виде представлений о том, как надо человеку жить, вести себя в обществе и так далее.

Мораль исторически конкретна, она изменяется с развитием общества. Нет единой морали для всех времен и народов. По мере смены общественно-экономических формаций менялись представления о нравственности, приличествующих нормах и нравах поведения в общественной среде.

нравственность

И.С. Марьенко обозначил «нравственность – как неотъемлемую сторону личности, обеспечивающую добровольное соблюдение ею существующих норм, правил, принципов поведения. Они находят выражение в отношении к Родине, обществу, коллективу, отдельным людям, к самому себе, труду …»

Нравственные нормы, Воспитание

Обширнее понятие воспитание раскрывает М.Г. Яновская — «это двусторонний процесс, основанный на взаимодействии воспитателя и воспитуемых, а если речь идет о взаимодействии, школьник уже не только объект воспитания. Он субъективно идет на встречу воспитательным влияниям педагога, он их принимает. А еще лучше, если школьник просто не замечает педагогических воздействий; ему кажется, что он сам так хотел, он сам к этому стремился, потому что для него это и важно, и интересно. В такой ситуации школьник — уже субъект собственного развития. Это важнейшая педагогическая закономерность, следование которой строго обязательно».

нравственное воспитание

« Нравственное воспитание – это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали».

Нравственное воспитание, основанное на диалоге, общении, сотрудничестве, становится для школьника значимым и привлекательным, а потому и эффективным, если педагог выполняет следующие условия:

  • «Опирается на положительные возрастные потребности и интересы, создающие эффект актуальности.

    12 стр., 5652 слов

    Гражданско – патриотическое воспитание школьников

    ... гражданско – патриотического воспитания актуальными, а их последовательную реализацию неотложной общественной и педагогической задачей. 3. Содержание, цели и задачи гражданско – патриотического образования и воспитания школьников. ... коллективистских начал и моделей поведения, отчуждение людей от гражданских идеалов и общественных ценностей; - нравственное воспитание личности не могут рассматриваться ...

  • Обеспечивает эмоциональную насыщенность общей деятельности, организует совместные коллективные усилия и переживания, объединяющие их участников.

  • Создает атмосферу эмоционально-волевого напряжения, ведущего к успеху.

  • Утверждает радостный стиль жизни детского коллектива и каждой личности.

  • Учитывает положительное воздействие общественного мнения (интересно, важно), выполняющего функцию эмоционального заражения.

  • Заботится о создании атмосферы доброжелательного взаимопонимания».

Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный педагогической процесс, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни учащихся: деятельности, отношений, общения с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Результатом этого процесса является формирование нравственно цельной личности, в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек, общественно ценного поведения.

Нравственное воспитание включает: формирование у школьников осознания связи с обществом, зависимости от него, необходимости согласовывать свое поведение с интересами общества; ознакомление с нравственными идеалами, требованиями общества, доказательство их правомерности и разумности; превращение нравственных знаний в нравственные убеждения, создание системы этих убеждений; формирование устойчивых нравственных чувств, высокой культуры поведения как одной из главных проявлений уважения человека к людям; формирование нравственных привычек.

Нравственное воспитание личности – сложный и многогранный процесс, включающий педагогические и социальные явления. Однако процесс нравственного воспитания автономен. На эту его специфику в свое время указывал А.С. Макаренко.

Основные задачи нравственного воспитания:

« Нравственное сознание – активный процесс отражения ребенком своих нравственных отношений, состояний. Субъективной движущей силой развития нравственного сознания является нравственное мышление – процесс постоянного накопления и осмысления нравственных фактов, отношений, ситуаций, их анализ, оценка, принятие нравственных решений, осуществление ответственных выборов. Нравственные переживания выражаются единством чувственных состояний, отраженных в сознании, и их осмыслением, оценкой, нравственным мышлением. Нравственность личности складывается из субъективно освоенных моральных принципов, которыми она руководствуется в системе отношений и постоянно пульсирующего нравственного мышления».

6 стр., 2855 слов

Типы нравственной личности

... социальной средой, хотя большие социальные группы часто разделяют единый моральный стереотип. Хочется разграничить нравственные типы личности не по внешним морали критериям (историческим периодам, социальному ... главным образом в процессе воспитания путем многократного повторения и в процессе межличностного общения методом «проб и ошибок». [3] Нравственные типы личности В культурологии XX ...

Нравственные чувства, сознание и мышление являются основой и стимулом проявления нравственной воли. Вне этой воли и действенно практического отношения к миру не существует реальной нравственности личности. Она реализуется в единстве нравственного чувства и сознательной непреклонной решимости осуществить свои нравственные убеждения в жизни.

нравственного чувства

Нормы морали преобразуются в субъективную нравственность благодаря их чувственному освоению ребенком. Нравственность для него, прежде всего живое чувство, реальное состояние и переживание глубокого удовлетворения или, напротив, дискомфорта, страдания, физического отвращения, самоосуждения и раскаяния. Нравственное чувство является системообразующим началом человеческой морали. Благодаря нему сознание, знание норм поведения, привычные поступки приобретают нравственный смысл. Нравственное воспитание, игнорирующее эмоциональную сферу, эстетическое отношение к действительности является слабосильным, неспособным формировать внутренние стимулы и побуждения высоконравственных поступков детей, управлять их поведением.

«Источник моральных привычек – в единстве глубокой сознательности и личной эмоциональной оценки явлений, взаимоотношений между людьми, их моральных качеств. Моральные привычки – это азбука моральных идей и убеждений. Формирование моральных привычек – это тот путь проникновению воспитателя в духовный мир воспитанника, без которого невозможно понимание человека и влияние на него тончайшими средствами – словом красотой». Благодаря моральной привычке нормы общественной сознательности и общественной нравственности становятся духовным приобретением личности. Без моральной привычки невозможны самоутверждение, самовоспитание и уважение к самому себе.

Оценка нравственного чувства как основообразующего начала не означает пренебрежения нравственным сознанием. Развитое нравственное сознание предполагает знание моральных принципов, норм и одновременно, постоянное осознание и осмысление своего положения в обществе, морального состояния, ощущения, чувства.

«Нравственное поведение личности имеет следующую последовательность:

Важнейшим средством нравственного воспитания является использование созданных в культуре на разных этапах исторического развития нравственных идеалов, т.е. образцов нравственного поведения, к которому стремится человек. Как правило, нравственные идеалы формируются в рамках гуманистического мировоззрения как обобщенной системы взглядов и убеждений, в которой человек выражает свое отношение к окружающей его природной и социальной среде. При этом отношение человека содержит не только оценку мира как объективной реальности, но и оценку своего места в окружающей действительности, связей с другими людьми.

2.СОДЕРЖАНИЕ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

Остро стоящая в наши дни проблема морального воспитания нашла отражение в работах таких философов античности как: Пифагор, Демокрит, Аристотель.

Пифагор говорил, что главное для человека «наставить душу к добру и злу». Другой выдающийся философ античности – Демокрит писал: «Воспитание есть украшение в счастье и прибежище в несчастье». Выдающийся мыслитель античности Аристотель в сочинении «Политика» отмечал, что «законодатель должен отнестись с исключительным вниманием к воспитанию молодежи, так как в тех государствах, где этого нет, и сам государственный строй терпит ущерб».

12 стр., 5847 слов

Нравственная культура личности

... саморегуляции, в поведении, общении и деятельности личности. Структуру нравственной культуры личности составляют: а) развитость нравственного сознания (нравственные знания о добре; чести и т.д.; нравственные чувства и эмоции, нравственная воля, нравственные ценности); б) развитость нравственного мировоззрения (нравственные идеалы, ...

Ряд советских исследователей, таких как: А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Н.И. Болдырев, И.Ф. Харламов, И.С. Марьенко, а так же ряд российских ученных: Б.Т. Лихачев, Л.А. Попов, Л.Г. Григорович, И.П. Подласый и другие, освящают в своих работах сущность основных понятий теории нравственного воспитания, содержания, методов нравственного воспитания.

К выдающимся исследователям и методистам относится так же К.Д. Ушинский, который писал о нравственности следующее: «…Убежденные в том, что нравственность есть необходимое последствие учености и умственного развития, мы еще убеждены и в том, что … влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями …»

А.С. Макаренко указывал на то, что, на нравственное развитие человека воздействует не только воспитание, но и другие системы влияний. Он писал: « Нет ни одного акта, ни одного слова, ни одного фактора в нашей истории, которые кроме своего прямого хозяйственного, или военного, или политического значения, не имели бы и значения воспитательного, которые не были бы вкладом в новую этику и не вызывали бы нарастания нового морального опыта».

Л.А. Григорович рассматривал содержание нравственного воспитания через гуманность.

«Гуманность

Особой воспитательной силой обладает пример гуманного отношения учителя к ученикам. Другое средство воспитания гуманности – морально-этическое посвящение (изучение биографий великих людей, их творческой деятельности, жизненных принципов, нравственных поступков).

Важным условием воспитания гуманности является организация коллективной учебной, общественно полезной деятельности, особенно таких ее видов, где учащиеся поставлены в ситуации непосредственного проявления заботы о других, оказания помощи и поддержки, защиты младшего, слабого. Такие ситуации могут непосредственно возникать в процессе совместной деятельности, а могут быть специально предусмотрены педагогом. Кроме гуманности в содержание нравственного воспитания входит воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения. Дисциплинированность как качество личности характеризует ее поведение в различных сферах жизни и деятельности и проявляется в выдержанности, внутренней организованности, готовности подчиняться личным и общественным целям, установкам, нормам, принципам. «Являясь составной частью нравственности, дисциплина основана на личной ответственности и сознательности, она готовит школьника к социальной деятельности. Нравственной предпосылкой ответственности за свои поступки является способность личности выбирать свою линию поведения в различных обстоятельствах».

Дисциплинированность как личностное качество имеет разные уровни развития, что находит свое отражение в понятии культуры поведения. Оно включает в себя:

  • «культуру речи (умение вести дискуссию, понимать юмор, использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения, владеть нормами устного и письменного литературного языка);

    6 стр., 2694 слов

    Русские народные сказки как средство воспитания нравственных ...

    ... народных сказок. Содержание работы со сказкой распределяется по таким линиям развития ребенка, как познавательное, социальное, художественно-эстетическое развитие. Экспериментальную работу можно проводить через все виды деятельности детей. Так, в ... то в старшем дошкольном возрасте дети самостоятельно анализируют поступки героев, соотнося свое поведение с нравственными эталонами. В процессе ...

  • культуру общения (формирование навыков доверия к людям, вежливости, внимательности в отношениях с родными, друзьями, знакомыми и посторонними людьми, умение дифференцировать свое поведение в зависимости от окружающей обстановки – дома или в общественных местах, от цели общения – деловое, личное и т.д.)

  • культуру внешности (формирование потребности соблюдать личную гигиену, выбирать свой стиль, умение управлять своими жестами, мимикой, походкой);

  • бытовую культуру (воспитание эстетического поведения к предметам и явлениям повседневной жизни, рациональная организация своего жилища, аккуратность в ведении домашнего хозяйства и т.п.)»

Культура поведения детей в значительной мере формируется под влиянием личного примера учителей, родителей, а также традиций, сложившихся в школе и семье.

По И.Ф. Харламову содержание нравственности заключается в следующем:

  1. В отношении к Родине (патриотизм) – любовь к своей стране, истории, обычаям, языку, желание стать на ее защиту, если это потребуется.

  2. В отношении к труду (трудолюбие) – предполагает наличие потребности в созидательной трудовой деятельности и ее, понимание пользы труда для себя и общества, наличие трудовых умений и навыков и потребность в их совершенствовании.

  3. В отношении к обществу (коллективизм) – умение согласовывать свои желания с желаниями других, умение координировать свои усилия с усилиями других, умение подчинятся и умение руководить.

  4. В отношении к себе – уважение себя при уважении других, высокое сознание общественного долга, честность и правдивость, нравственная чистота, скромность.

  5. В человеколюбии или гуманности.

Нравственная воспитанность

Нравственным следует считать такого человека, для которого нормы, правила и требования выступают как его собственные взгляды и убеждения, как привычные формы поведения. Говоря точнее, в своем истинном значении нравственность не имеет ничего общего с послушно-механическим исполнением, вынужденным только внешними требованиями установленных в обществе моральных норм и правил. Она есть как не что иное, как внутренний категорический императив личности, в качестве побудительных сил которого выступают ее здоровые общественные потребности, связанные с ними моральные знания, взгляды, убеждения и идеалы.

    1. КРИТЕРИИ НРАВСТВЕННОЙ ВОСПИТАННОСТИ

      7 стр., 3415 слов

      Трудовое воспитание и профессиональная ориентация учащихся

      ... деятельности. Всё это показывает, какую огромную роль играет трудовое воспитание в умственном, нравственном формировании и всестороннем развитии учащихся. В этом смысле особое значение приобретают слова К.Д. ... быстрому овладению более совершенными трудовыми умениями и навыками. Вот почему приобщения учащихся в той или иной форме к производительному труду, организация трудового воспитания всё более и ...

Целостным и общим в личности является, определяющие качества и свойства, такие, как убежденность, стойкость, целеустремленность, выражающие ее направленность и сущность. Производным, индивидуальным, неразрывно связанным с основными качествами личности являются такие показатели жизнедеятельности, как прилежание и успешность. Они могут быть выражены в виде качественных оценок или баллами. Любой вид деятельности школьника: учение, труд, общественная работа, общение, внеучебная деятельность, творчество, обязанности в семье может быть оценен с точки зрения прилежания и успешности. Показатели данных критериев опосредованно свидетельствуют о степени развития его природных способностей и нравственной зрелости.

Для эффективного осуществления воспитательного процесса в

Основные моральные

В конкретных условиях работы каждой школы, с учетом возра­

Рассмотрим

От

«знать, что они граждане своей страны;

уметь воспитывать в себе волю и мужество, твердый

любить Родину, людей, способных своим трудом беззаветно

дружить с ребятами всех национальностей верно и предан­

бороться с проявлениями в себе и своих товарищах тщесла­

беречь свое человеческое достоинство и честь; все добро,

помогать всем,

творить в учебе, в искусстве, в любом деле, в котором

В подростковый период в личности ребенка происходят

Глава II

МЕТОДЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

В условиях существующего общественного кризиса «… разрешение противоречий

Другой подход — деятельностно-мероприятийный. Он противо­поставляется вербальному и заключается в вовлечении детей в специально разработанную систему деятельности и отработке по­веденческих умений и навыков. Деятельностный подход в воспи­тании школьников, как и вербальный, будучи абсолютизированным, искажает процесс нравственного воспитания. Между деятельностью ребенка и его нравственным сознанием нет прямой связи.

Оптимальным в данном случая является подход целостности, органического единства нравствен­ного воспитания и жизни. Целостность нравственного воспитания детей достигается, когда основой, источником и материалом педагогиче­ского процесса является сама сложная и противоречивая жизнь. Нравственность формируется не на словесных или деятельностных мероприятиях, а в повседневных отношениях и сложностях жизни, в которых ребенку приходится разбираться, делать выбор, прини­ мать решения и совершать поступки. В результате зреет мораль­ ное сознание детей, укрепляются принципы поведения и умение владеть собой. Подлинный, глубинный, действенный меха­низм нравственного воспитания заключается в разрешении проти­ воречий между ребенком, его самоутверждением и жизнью. Школьник обретает хорошие или дурные моральные качества бла­ годаря тому, каким он выходит из жизненных ситуаций, какой делает нравственный выбор, какие совершает поступки. Либо он приобретает умение управлять собой, преодолевать внешние пре­ пятствия и внутренние слабости, либо ситуация захватывает его, порождает растерянность и страх, подавляет, заставляет обманы­ вать и лицемерить. В процессе преодоления жизненных трудностей и противоречий, глубоких эмоциональных переживаний ребенок развивает в себе основу нравственности — эстетическое чувство, потребность моральном удовлетворении.

13 стр., 6067 слов

Духовно-нравственное воспитание младших школьников

... духовно- нравственной воспитанности младших школьников 3. Сделать анализ опытно-экспериментальной работы по определению духовно- нравственной воспитанности младших школьников Методы исследования: Теоретический (теоретический анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы;). Эмпирический (наблюдение- целенаправленное пассивное изучение личности учащихся, ...

Методы нравственного воспитания

Ускорение и углубление нравственного формирования лич­

Выбор методов нравственного воспитания во многом зависит от возраста учащихся и жизненного опыта.

Характер методов нравственного воспитания изменяется и в зависимости от развития детского коллектива. Если коллектив еще не сформирован, воспитатель предъявляет в твердой и категоричной форме требования ко всем детям. Как только коллектив начинает заметную роль играть актив учащихся, методика работы меняется. Педагог стремится в своих требованиях опираться на мнение школьников, советуется с ними.

Формы организации и методы нравственного воспитания изменяются от индивидуальных особенностей детей. Воспитательная работа проводится не только со всем классом, но и принимает индивидуальные формы. Конечная цель работы с коллективом – воспитание личности каждого ребенка. Этой цели подчиняется вся воспитательная система. Создание коллектива это не самоцель, а лишь наиболее эффективный и действенный путь формирования личности.

9 стр., 4167 слов

«Методы формирования сознания личности»

... Личность – является результатом воспитания. Смысл воспитания это воспитание такой личности, которая бы гармонично влилась бы в общество. 3. Методы формирования сознания личности Методами формирования сознания являются: 1. обучение – это целенаправленный процесс двусторонней деятельности педагога и учащихся ... этого метода при его применении в воспитательной работе: вызвать положительные нравственные ...

упражнение и убеждение.

Упражнение

Самостоятельное решение учащимся нравственных

И.Г. Щукина выделяет три группы методов: «методы формирования сознания (рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, увещевание, внушение, диспут, доклад, пример); методы организации деятельности и формирования опыта поведения (упражнение, поручение, воспитывающие ситуации); методы стимулирования (соревнование, поощрение, наказание)».

В процессе нравственного воспитания применяются и такие вспомогательные методы как поощрение и наказание. Они служат для одобрения положительного и суждения отрицательных поступков и действий учащихся. К методам нравственного воспитания относится так же личный пример, который оказывает огромное влияние на сознание и поведение учащихся, на формирование их морального облика.

В системе основных методов воспитательного воздействия

В реальном педагогическом процессе методы и методические приемы выступают не изолировано, а в различных сочетаниях. Бывают случаи, когда и методы и методические приемы образуют сложные переплетения, поэтому создается впечатление об обилии методов нравственного воспитания.

  1. САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ И САМОВОСПИТАНИЕ

Работа по стимулированию самовоспитания

В процессе диагностики педагогу целесообразно организовать:

  • «анализ мотивов самовоспитания; поведения учащихся в

  • наблюдение, представляющее собой организованную, це­

  • беседу, являющуюся одновременно и методом изучения,

анализ сочинений учащихся, их размышлений о себе;

  • экспресс-опрос учащихся, родителей, позволяющий по­

  • хронометраж времени, позволяющий довольно быстро по­

  • обобщение независимых характеристик — сравнение и со­

  • педагогический консилиум — совместное обсуждение ин­

нравственное самовоспитание и самосовершенст­

13 стр., 6458 слов

Нравственное воспитание педагогически запущенных подростков

... проблему; 2. охарактеризовать «трудных» подростков; 3. проанализировать формы и методы работы учителя с «трудными» подростками в процессе нравственного воспитания; Для достижения поставленной цели ... поведения. Социальная запущенность противоположна воспитанности, она становится основой трудновоспитуемости учащихся.[1, с.4] Педагогическая запущенность — это состояние, противоположное развитости, ...

Нравственное воспитание детей, осуществляемое в школе, общественных организациях, внешкольных учреждениях и семье, обеспечивает у подавляющей массы школьников форми­рование любви к Родине, бережного отношения ко всему много­образию собственности и творческого отношения к труду. Его ре­зультатом является коллективизм, здоровый индивидуализм, вни­ мательное отношение к человеку, требовательность к себе, высокие нравственные чувства патриотизма, сочета­ ние общественных и личных интересов.