Воспитание младших школьников

Введение, Актуальность.

Одной из основных функций государства является прогнозирование развития общества во всех сферах его жизнедеятельности. Прогнозирование развития российского образования и особенно того, как будет и будет ли целенаправленно в федеральном масштабе осуществляться воспитание молодежи в России XXI века, встречается с целым рядом проблем: каким должен быть «идеал» воспитания, предъявляемый общественным сознанием; проблема возможности разработки общей стратегии воспитания. Возможность разработки общей стратегии воспитания в непрерывном образовании современной России подкрепляются большим и ценным материалом многочисленных исследований в области воспитания детей и юношества (П.И. Бабочкин, Е.В. Бондаревская, В.М. Коротов, В.Т. Лисовский, Б.Т. Лихачев, Л.И. Новикова, М.И. Рожков, Н.Л. Селиванова, Н.М. Таланчук, Т.А. Флоренская и многие другие).

Разработка и тем более реализация единой общей стратегии воспитания в системе непрерывного образования сталкивается с рядом трудностей. Во-первых, социальная стратификация современного российского общества. Во-вторых, затруднение разработки общеконцептуальной стратегии вызывает отсутствие общенародной общероссийской совокупности ценностей. В третьих, затруднение вызывает многообразие трактовок самого понятия «воспитание».

Воспитание как явление педагогической действительности является субъектом изучения педагогики и психологии. Вместе с тем, определение понятия «воспитания» по-прежнему остается до конца неизученной. В связи с этим тема «Воспитание младших школьников» является актуальной и своевременной.

Цель исследования: выявить особенности педагогического руководства воспитанием современных младших школьников.

Объект исследования — воспитание младших школьников.

Предмет исследования — эффективные формы и методы воспитания младших школьников.

Задачи исследования:

  • анализировать теорию воспитания в отечественной педагогике;
  • охарактеризовать воспитание в российском образовательном пространстве, определить его цель, задачи, особенности, принципы, результаты;
  • выявить технологии воспитания младших школьников.

Структура работа: состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Глава I. Теоретические основы проблемы воспитания младших школьников

1.1 Сущность и содержание воспитания

воспитание школьник развитие

15 стр., 7044 слов

Экологическое воспитание младших школьников

... в первую очередь из того, как он осознаёт ценность природы и насколько глубоко будет развито его нравственное отношение к природным объектам. Цель исследования: Изучить экологическое воспитание младших школьников. Объект исследования: ... Самосовершенствование в интеллигентной сфере также не продлит существование людей на планете. Стратегия и тактика жизни современного цивилизованного человека, в ...

Воспитание — целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями [8].

В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» [10, с. 23] воспитание рассматривается как «целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития духовности обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей; оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении; создание условий для самореализации личности. Следовательно, государство и его институты являются важнейшими субъектами воспитания современной молодежи, осуществляют воспитательные функции в социально значимых сферах их жизнедеятельности, а так же создают условия для функционирования неправительственных организаций» [18, с. 12].

По определению многих авторов (П.И. Бабочкин, Е.В. Бондаревская, И.А.Зимняя, В.М. Кротов, В.Т. Лисовский, Б.Т. Лихачев и др.), это и целенаправленное формирование личности, и управление процессом формирования и развития личности, и поддержка в самоактуализации, и создание условий: а) для самоактуализации или б) для формирования и развития личности и т. д. Такое разночтение содержания понятия «воспитание» не способствует концентрации усилий исследователей в решении общих проблем.

Наиболее приемлемым в узком смысле представляется определение И.А. Зимней: воспитание — это непосредственное или опосредствованное, прямое («директное» или косвенное («индиректное») целенаправленное педагогическое воздействие на обучающегося посредством создания определенных условий, способствующих его самоактуализации и социализации [14, с.72].

Концепции воспитания — воспитательный процесс, его сущность, цель, принципы, содержание и способы организации, критерии и показатели его эффективности. Концепция — система взглядов на что-нибудь, основная идея, ведущий замысел, руководящая идея. В концепции воспитания — целенаправленное управление процессом развития личности. Главное в нем — это «создание условий для целенаправленного систематического развития человека как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности» [44, с. 160].

Типы (модели) воспитания обусловлены уровнем развития обществ, их социальной стратификацией (соотношением социальных групп и слоев) и социально-политическими ориентациями. Поэтому воспитание осуществляется по-разному в тоталитарном и демократическом обществах. В каждом из них воспроизводится свой тип личности, своя система зависимостей и взаимодействий, степень свободы и ответственности личности [33].

«Место воспитания в иерархии общественных ценностей, с одной стороны, зависит, а с другой — определяет готовность общества уделять ему большее или меньшее внимание, выделять большие или меньшие ресурсы на развитие воспитания». С этим же и связана мера подготовленности обществ к выдвижению и формированию задач воспитания, к поискам и реализации эффективных путей их решений [40, с. 20]. Содержание воспитания представлено тремя составляющими: ценностями; личностными чертами (качествами) и саморегуляцией (эмоционально-волевой), как ответом на вопрос, что воспитывается вообще и в образовательной системе в частности.

9 стр., 4472 слов

Взаимосвязь воспитания, обучения и развития личности

... являются понятия «воспитание», «развитие» и «обучение» личности в педагогике и их взаимодействие. Исследование данной работы предопределило ряд задач : определить характерные черты личности; проанализировать процесс взаимодействия воспитания, обучения и развития личности; выявить основные (внутренние и внешние) факторы развития личности. В качестве ...

Основу содержания воспитания составляют общечеловеческие ценности. Один из авторов концепции В.А. Караковский полагает, что в процессе воспитательной деятельности необходимо обратиться к ценностям фундаментальным, ориентация на которые и должна рождать в человеке добрые черты, высоконравственные потребности и поступки. Из всего спектра общечеловеческих ценностей он выделяет восемь, таких, как Человек, Семья, Труд, Знания, Культура, Отечество, Земля, Мир, и показывает их значение для содержания и организации воспитательного [6].

Сущностью же воспитания является врастание во взрослое — врастание ребенка в качественно иные виды деятельности, мотивы и эмоции; это врастание является всегда процессом взаимодействия ребенка и взрослого, или ребенка и взрослых, или ребенка и созданных взрослыми условий, вещей, феноменов культуры [35].

Отношение выступает в качестве основного механизма воспитания. Механизм воспитания есть механизм формирования отношения через: а) установление смысловой (личностно значимой) связи субъект-объект; б) ее осмысливание как включение в уже существующую систему связей в индивидуальном опыте; в) переживание факта установления этой связи и г) ее принятие, «присвоение», в терминах А. Н. Леонтьева.

Воспитание осуществляется посредством (средствами) семи основных факторов, в качестве которых выступает: личность воспитателя; содержание образовательного процесса; организация учебно-воспитательного процесса; специальная программа воспитательной работы в образовательном учреждении; дополнительное внешкольное образование; самоуправление и практическая (общественная) работа. Степень участия и воспитательного воздействия каждого из этих факторов предусматривается общей стратегией воспитания [13].

Результатом воспитания является адекватная сфера поведения человека, характеризующаяся соблюдением принятых в обиходе социальных норм поведения и выявляющая его социально-психологическую защищенность.

Виды воспитания человека [28, с.167]:

1).

«По содержанию воспитания: умственное, трудовое, физическое, нравственное, духовно-нравственное, эстетическое, правовое, половое и полоролевое, экономическое, экологическое (автор концепции — Е.К. Янакиева) и т. д.

2) По институциональному признаку: семейное, религиозное, социальное (в узком смысле), дизсоциальное (асоциальное), коррекционное.

3).

По доминирующим принципам и стилю отношений (это разделение не является ни общепринятым, ни чётким): авторитарное, свободное, демократическое.

4).

В российской педагогике выделяется также понятие, как социальное воспитание — целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для развития человека».

Воспитание — чрезвычайно сложное явление, имеющее, как минимум, социальный, психологический, педагогический, философский, культурологический, естественно-научный аспекты. Воспитание является двусторонним процессом, включающим в себя, с одной стороны, воспитательную работу педагога, с другой — объект этой работы — детей, участвующих в активной деятельности под влиянием воспитателя, его целенаправленных педагогических воздействий. Сложность воспитания как реального явления обусловлена тем, что оно одновременно:

5 стр., 2079 слов

Особенности познавательной деятельности детей с задержкой психического развития

... на уровне языковой компетентности; 3. речевая деятельность коррелирует с процессами познавательной деятельности. Внимание характеризуется неустойчивостью, что приводит к неравномерной работоспособности, детям с ЗПР трудно собрать, сконцентрировать внимание, удержать на протяжении той ...

  • характеризует специфически человеческий способ бытия;
  • оказывается органической составляющей человеческого образа жизни;
  • позволяет каждому человеку реализовать врожденную потребность быть воспитанным, исполнить его прирожденный долг — воспитывать себя и свое потомство;
  • представляет собой специальный, отличающийся от других содержанием, методами, технологией, социально ценный вид деятельности.

Воспитание — это процесс, одновременно синкретичный и дифференцированный, направленный не только на детей. В него включены люди любого возраста, процессии, уровня развития. Оно не только влияет на каждого человека, создает условия для существования и развития, но и сохраняет и совершенствует гуманистическую сущность любого сообщества [23].

Воспитание является процессом целостным, разумным, духовным, креативным, незавершенным, динамичным и противоречивым. Наиболее эффективным для человека и общества является воспитание, логика которого антропологична, т. е. природо- и культуросообразна.

Антропологический подход делает отношения младшего школьника с учителем более содержательными, глубокими, продуктивными и позволяет:

  • учить младших школьников без школьной отметки (Ш. А. Амонашвили, Л. В. Занков, С. Френе и др.);
  • организовать учебную деятельность как совместно распределенную, коллективную (В. В. Давыдов, М. Д. Виноградова, И. Б. Первин и др.);
  • превратить внеурочные и внешкольные занятия младших школьников в личностно значимую творческую деятельность (С. Г. Глухова, И. В. Грузина, Е. А. Андреева и др.);
  • создать в детском объединении здоровую психологическую атмосферу.

Антропологический подход позволяет педагогу исключить из жизни младших школьников такое опасное явление, как дидактогения. Дидактогения — устойчивый страх перед школой, утрата интереса к учебной деятельности. Ребенок, подверженный дидактогении, уклоняется от занятий, теряет возрастной оптимизм и уверенность в себе, испытывает тяжелое чувство полной эмоционально-личностной зависимости от учителя, безысходности. Между тем известно, что подобные отрицательные эмоции в 1,5 раза снижают производительность учебного труда, а отрицательное отношение к учителю в 10 раз уменьшает усвоение младшим школьником учебного материала [35].

Определим условия, при которых происходит превращение педагогической деятельности в гуманистическую систему воспитания [2]:

1) осознание педагогами, что цель их деятельности — не знания, не развитие интеллекта только, но развитие ребенка как целостного человека;

2) четкая вербализация принципов педагогической деятельности (природосообразность, антропологизм, позитивизм и т. д.) и реализация возрастного, дифференцированного, личностного, деятельностного подхода;

3) владение технологией сотрудничества, содействия, постановки перспектив, создания относительно высокого уровня трудностей, высоконравственной атмосферы, опоры на жизненный опыт ребенка и доверие к нему, организации совместной и индивидуальной творческой деятельности;

4) систематическая фиксация изменений и в коллективных отношениях, и в личности каждого ребенка.

Организуя воспитательные воздействия, педагоги должны знать внутренний мир ребенка, те изменения, которые в нем происходят под влиянием внешних факторов.

27 стр., 13428 слов

Нравственное воспитание младших школьников в учебно-воспитательном процессе

... возможности нравственного воспитания в процессе учебно-воспитательной деятельности. Объект исследования – учебно-воспитательная деятельность младших школьников. Предмет исследования - нравственное воспитание учащихся начальных классов в учебно-воспитательном процессе. Гипотеза исследования: 1. В содержание работы учителя ...

Таким образом, воспитание — это целенаправленное педагогическое воздействие на обучающегося на основе общечеловеческих и отечественных ценностей посредством создания определенных условий, способствующих его самоактуализации и социализации. Организация воспитания связана с построением такой общественной практики, которая направляет развитие субъективного мира человека, содействуя осознанному принятию им общечеловеческих ценностей, самостоятельности. Способствует решению задач воспитания выявление психологией законов развития личности, характера ее становления на разных возрастных этапах онтогенеза с учетом объективных и субъективных факторов.

1.2 Особенности развития младших школьников

Младший школьный возраст связан с обучением детей в начальных классах. Важными особенностями характеризуется их физическое развитие. К этому времени в основном заканчивается окостенение черепа головы, закрываются роднички, оформляются черепные швы и продолжается упрочение скелета в целом. Однако развитие и окостенение конечностей, позвоночника и тазовых костей находятся в стадии большой интенсивности. При неблагоприятных условиях эти процессы могут протекать с большими аномалиями (от греч. апогпана — отклонение от нормы).

Вредные влияния, в частности, могут оказывать физические перегрузки (например, продолжительное письмо, утомительная физическая работа).

Неправильная посадка за партой во время занятий может привести к искривлению позвоночника, образованию впалой груди и т.д.

Существенной особенностью младших школьников является усиленный рост мускулатуры, увеличение массы мышц и значительный прирост мышечной силы. Антропометрические исследования показывают, что дети-семилетки в состоянии поднять правой рукой от 9 до 12 кг, а десятилетние ребята поднимают 16-19 кг. Повышением мышечной силы и общим развитием двигательного аппарата обусловливается большая подвижность младших школьников, их стремление к беганию, прыжкам, лазанию и неумение продолжительное время пребывать в одной и той же позе. В этой связи весьма важно практиковать на занятиях различные виды учебной работы (чередовать письмо с чтением, с выполнением упражнений и других практических занятий, применять наглядность, методы объяснения сочетать с беседой и т.д.), проводить физкультпаузы («физкультминутки»), в теплое время заниматься при открытых форточках или окнах, а в прохладную погоду чаще проветривать классы и обеспечивать достаточный приток свежего воздуха в рекреационные (от лат. recrealio — восстановление сил) помещения и коридоры. Необходимо также заботиться, чтобы дети могли поесть в школьном буфете или столовой во время перемен, в хорошую погоду проводить с ними прогулки или спокойные игры на свежем воздухе, а после занятий организовывать экскурсии на природу, приучать их ежедневно дома заниматься утренней гимнастикой и т.д. [27].

Необходимым элементом санитарно-гигиенической работы в младших классах является регулярное (не менее одного раза в учебную четверть) проведение медицинских осмотров, проверка веса ребят, их слуха, зрения. Учителям также следует иметь в виду, что когда ребенок вдруг становится замкнутым или сверх обычного подвижным, когда он с трудом сосредоточивается на восприятии изучаемого материала, страдает забывчивостью и снижает качество успеваемости, причины всех этих аномалий подчас могут быть связаны с физическим недомоганием и ухудшением состояния здоровья. В этих случаях нужно своевременно обращаться за помощью к врачу.

16 стр., 7846 слов

Роль семьи в воспитании школьников младших классов

... роль семьи в воспитании детей младшего школьного возраста, мы должны обратиться за тем, что обозначает каждое из этих категориальных понятий. Исходя из этого, мы имеем право на ... обеспечивающий всестороннее, гармоничное развитие личности, подготовку её к трудовой и общественной деятельности. Понятие "воспитание" в узком значении тождественно понятию "воспитательная работа", в процессе которой ...

Не менее важное значение имеют особенности развития психики и познавательной деятельности младших школьников. Существенным фактором в этом отношении является связанное с развитием мозга совершенствование их нервной системы. Развитие головного мозга у младших школьников проявляется как в увеличении его веса, так и в изменении структурных связей между нейронами (нервными клетками).

К концу младшего школьного возраста вес мозга достигает 1400-1500 г и приближается к весу мозга взрослого человека, при этом относительно быстрее других частей развиваются его лобные доли. Совершенствуются также периферические нервные ответвления. Все это создает биологические предпосылки для развития нервно-психической деятельности ребят. У них усиливается контроль сознания над поведением, развиваются элементы волевых процессов. Отмечается также функциональное развитие мозга и, в частности, его аналитико-синтетические функции. Происходят сдвиги во взаимоотношениях процессов возбуждения и торможения: процессы торможения усиливаются, однако по-прежнему преобладающим в поведении остается возбуждение. Интенсивное развитие нервно-психической деятельности, высокая возбудимость младших школьников, их подвижность и острое реагирование на внешние воздействия сопровождаются быстрым утомлением, что требует бережного отношения к их психике, умелого переключения их с одного вида деятельности на другой.

Совершенствование нервно-психической деятельности младших школьников происходит также под влиянием обучения и воспитания. В психологии и педагогике утвердилась идея Л.С. Выготского о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии детей [7; 3]. Вот почему усилия учителей должны направляться па то, чтобы, учитывая особенности и возрастные возможности ребят, использовать учебно-воспитательную работу для их интенсивного умственного развития.

Большое значение для умственного развития младших школьников имеет правильная организация и совершенствование их познавательной деятельности. Прежде всего важно развивать те психические процессы, которые связаны с непосредственным познанием окружающего мира, т.е. ощущения и восприятия. Однако их восприятия характеризуются недостаточной дифференцированностью. Воспринимая предметы и явления, они допускают неточности в определении их сходства и различия, зачастую акцентируют внимание на второстепенных деталях и не замечают существенных признаков. Например, при письме они нередко путают буквы «з» и «е», цифры «б» и «9». Первоклассники часто путают слова «круг» и «шар». Поэтому в процессе обучения нужно обращать внимание на формирование у школьников точности восприятии предметов и явлений и тем самым развивать так называемое конкретное мышление.

«У младших школьников интенсивно развивается вторая сигнальная система, связанная с абстрактным мышлением и речью». Это создает условия для усвоения многих вопросов программного материала не только на уровне представлений, но и на уровне теоретических понятий, особенно по языкам и тематике. Но здесь нужна определенная мера. Попытка в 60-70-с гг. повысить теоретический уровень образования в начальных классах оказалась неудачной: она привела к перегрузке ребят и снижению качества их знаний. Это, однако, не снимает задачи развития у младших школьников аналитико-синтетического мышления при усвоении изучаемого материала, необходимости учить их разделять целое па части, вычленять существенные и менее существенные признаки изучаемых предметов и явлений, делать сравнения, выводы и теоретические обобщения, формулировать правила и т.д. Опытами профессора Л.В. Занкова и его сотрудников установлено, что при целенаправленном развитии у ребят формируются способности к восприятию и определению существенных признаков изучаемых предметов и явлений, они приучаются охватывать большее количество этих признаков и раскрывать наиболее важные из них [12, с. 107].

9 стр., 4024 слов

Организация учебно-познавательной деятельности младших школьников

... логических рассуждений; развитие познавательных способностей учеников начальных классов и умений использования всех источников познания; формирование мировоззрения младших школьников. Анализ научных психолого-педагогических исследований позволил выделить следующие основные уровни учебно-познавательной деятельности школьников: репр

Под влиянием улучшения обучения и придания ему развивающего характера качественные сдвиги происходят в совершенствовании памяти младших школьников. У учащихся этого возраста обычно преобладает механическая память, причем ребята сравнительно быстро запоминают изучаемый материал. Осмысленное же усвоение знаний требует значительной аналитико-синтетической познавательной деятельности, что, естественно, вызывает у отдельных учащихся определенные трудности. Поэтому вместо преодоления этих затруднений они предпочитают механическое заучивание материала, что, как правило, ведет к отставанию в учении. Предотвратить эти недочеты можно только путем побуждения ребят к глубокому осмыслению знаний и развития логической памяти.

Успешная организация учебной работы младших школьников требует постоянной заботы о развитии у них произвольного внимания и формировании волевых усилий в преодолении встречающихся трудностей в овладении знаниями. Зная, что у детей этой возрастной группы преобладает непроизвольное внимание и что они с прудом сосредоточиваются на восприятии «неинтересного» материала, учителя стремятся использовать различные педагогические приемы, чтобы сделать учение более занимательным. Не следует, однако, забывать, что не все в учении имеет внешнюю занимательность и что у детей нужно формировать понимание своих школьных обязанностей. Об этом, в частности, писал еще К.Д. Ушинский: «Конечно, сделав занимательным свой урок, вы можете не бояться наскучить детям, но помните, что не все может быть занимательным в ученье, а непременно есть и скучные вещи, и должны быть приучите же ребенка делать не только то, что его занимает, но и то что не занимает, — делать ради удовольствия исполнить свою обязанность» [42, с. 216].

Важными особенностями характеризуется организация практической деятельности младших школьников. В дошкольном возрасте основным видом деятельности ребят является игра. Даже простейшие виды труда лучше и охотнее выполняются ими, когда они облекаются в игровую форму. У младших школьников в этом отношении происходят значительные сдвиги. Хотя и в их жизни игра занимает заметное место, они начинают осознавать значение производительного труда, труда по самообслуживанию, помощи взрослым и стремятся к приобретению доступных для них трудовых умений и навыков. Вот почему так важно расширять сферу трудовой деятельности младших школьников, особенно ее коллективных форм. Специфическим для младших школьников является то, что именно на основе включения их в учение и трудовую деятельность у них формируется осознание своих общественных обязанностей, складывается интерес и стремление к участию в общественной жизни.

Заметным своеобразием отличается нравственное развитие младших школьников. В их моральном сознании преобладают главным образом императивные (повелительные) элементы, обусловливаемые указаниями, советами и требованиями учителя. Их моральное сознание фактически функционирует в форме этих требований, причем при оценке поведения они исходят главным образом из того, чего не надо делать. Именно поэтому они замечают малейшие отклонения от установленных норм поведения и немедленно стремятся доложить о них учителю. С этим связана и другая черта: остро реагируя на недочеты в поведении своих товарищей, ребята зачастую нс замечают собственных недочетов и некритически относятся к себе. Самосознание и самоанализ у младших школьников находятся на низком уровне, и их развитие требует от учителей внимания и специальной педагогической работы.

Некоторая внешняя повернутость морального сознания и недостаточный уровень развития самосознания имеют своим следствием, то, что их регулятивная роль в поведении младших школьников называется слабой. Поступки ребят этого возраста зачастую носят подражательный характер или вызываются спонтанно возникающими внутренними побуждениями. Это нужно учитывать в процессе воспитания. Весьма важно, в частности, развивать нравственное сознание ребят и обогащать их яркими нравственными представлениями по различным вопросам поведения. С другой стороны, следует умело использовать нравственные упражнения для выработки и закрепления у детей устойчивых форм поведения. Разъяснительная работа, не подкрепленная приучением и нравственными упражнениями, слабо влияет на улучшение поведения младших школьников. На воспитание и развитие младших школьников весьма большое влияние оказывает личность учителя, а также родителей и взрослых. Их чуткость, внимание и умение стимулировать и организовывать как коллективную, так и индивидуальную деятельность ребят и решающей мере определяет успех воспитания.

Таким образом, важными особенностями характеризуется физическое развитие младших школьников: заканчивается окостенение черепа головы, закрываются роднички, оформляются черепные швы и продолжается упрочение скелета в целом, усиленно растет мускулатура, увеличивается масса мышц и мышечная сила, совершенствуется нервная система. Совершенствование нервно-психической деятельности младших школьников происходит под влиянием обучения и воспитания. Важными особенностями характеризуется также организация практической деятельности младших школьников, облекаемая в игровую форму.

1.3 Характеристика младшего школьника как участника воспитательного процесса

Многие педагоги обращали внимание не необходимость глубокого изучения и правильного учета возрастных и индивидуальных особенностей детей в процессе воспитания. Эти вопросы, в частности, ставили Я.А. Коменский, Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо, а позже А. Дистервег, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой и др.

В возрастной и педагогической психологии принято выделять следующие периоды развития детей и школьников: младенчество (до 1 года), ранний детский возраст (2-3 года), преддошкольпый возраст (3-5 лет), дошкольный возрост (5-6 лет), младший школьный возраст (6-10 лет), средний школьный, или подростковый возраст (11-15 лет), старший школьный возраст, или ранняя юность (15-18 лет).

Младший школьный возраст не просто период детства и один из многих этапов развития человека. Это чрезвычайно значимый период человеческой жизни, очередной ее старт и одновременно вершина.

О хронологических рамках данного возраста в научной литературе существуют разночтения, а в зарубежных исследованиях дебатируется еще и его название: «раннее школьное детство» (Д. Бромлей), «второй период детства» (Г. Гримм), «препубертатный возраст» (Э. Эриксон) и пр. В России принято считать «младший школьный возраст» — период между 6,5 и 10,5 годами — время начала и окончания ребенком начальной школы по официальным документам [9].

С поступлением ребенка в школу игра постепенно теряет «главенствующую роль в его жизни, хотя и продолжает занимать в ней важное место. Ведущей деятельностью младшего школьника становится учение» [45, с. 81].

Учебная деятельность требует от ребенка новых достижений в развитии речи, психики, личности. Она, как отмечает Л. Ф. Обухова, поворачивает ребенка на самого себя, требует рефлексии, понимания того, «чем я был и чем стал». Вот почему учебная деятельность становится в этот период жизни ведущей [29].

В построении учебной деятельности заключается «задача начальной школы — прежде всего ребенка надо научить учиться» [24, с. 322].

Согласно Д.Б. Эльконину, с поступлением ребенка в школу возникает новая система отношений, то есть система «ребенок — взрослый» дифференцируется и образует две системы отношений: «ребенок — родитель» и «ребенок — учитель». Система «ребенок — родитель» определяет отношение ребенка к родителям. Система «ребенок — учитель» занимает центральное место в жизни младшего школьника [45, с. 80-81].

От системы «ребенок — учитель» зависит совокупность всех благоприятных для жизни условий, то есть впервые отношения «ребенок — учитель» становится отношение «ребенок — общество». В пределах взаимоотношений в семье имеется неравенство отношений, в детском саду взрослый выступал как индивидуальность, а в школе действует принцип «все равны перед законом». В учителе воплощены требования общества, в школе существует система одинаковых эталонов, одинаковых мер для оценки [24, с. 321].

Основными новообразованиями младшего школьного возраста являются произвольность, внутренний план действий и рефлексия.

Благодаря им, психика младшего школьника достигает уровня развития, необходимого не только для дальнейшего обучения в среднем звене школы, но и для реализации сохранения своего здоровья.

Появление новых качеств обусловлено выполнением требований, предъявляемых школьнику учебной деятельностью. «Предметом изменений в учебной деятельности впервые становится сам ребенок, сам субъект, осуществляющий эту деятельность. Впервые субъект сам для себя выступает как самоизмеряющийся. Учебная деятельность есть такая деятельность, которая поворачивает ребенка на самого себя, требует рефлексии, оценки того, «чем я был» и «чем я стал» [38, с.324]. В ходе учебной деятельности формируется произвольность как особое качество психических процессов. Она проявляется «в умении сознательно ставить цели действия и преднамеренно искать и находить средство их достижения, преодоления трудности и препятствия» [45, с. 82].

В его жизни возникают трудности, которых раньше не было: снижение двигательной активности, увеличение статической нагрузки, повышение интенсивности и экстенсивности умственной деятельности и др. Перед ним встают новые задачи — задачи возраста, успешности решения которых с очевидностью начинает определять и отношение к нему взрослых, и положение среди сверстников, и его собственную самооценку.

Понятие «задачи возраста» введено в педагогику А. В. Мудриком. Оно означает, что на каждом этапе жизни перед человеком встает целый ряд особых задач, решение которых объективно необходимо для его дальнейшего развития. Эти задачи принимают вид портрета идеального сверстника, требований, которым должны соответствовать физический и нравственный облик, социальное поведение, знания, достижения, положение в обществе человека определенного возраста и пр. [28].

В ходе решения различных учебных задач у младшего школьника формируется способность к планированию и выполнению действия про себя, во внутреннем плане. Важным требованием учебной деятельности является то, что школьник должен уметь развернуто обосновывать справедливость своих высказываний и действий. Многие приемы такого обоснования указывает учитель. Необходимость различать образцы рассуждения и самостоятельные попытки их строить предполагают формирование у младших школьников умение как бы со стороны рассматривать собственные мысли и действия. Это умение лежит в основе рефлексии как важного качества, позволяющего разумно и объективно анализировать свои суждения и поступки с точки зрения их соответствия замыслу и условиям деятельности [45].

По мере формирования учебной деятельности школьник приучается управлять своим вниманием, ему необходимо научиться внимательно, слушать учителя и следовать его указаниям, так как без этого невозможен и процесс усвоения знаний. У детей, приходящих в школу, преобладает непроизвольное внимание. Ребенок в большой степени реагирует на яркие, эмоциональные признаки информации, чем на ее содержание, он обращает внимание на то, что ему непосредственно интересно. В ходе учебной деятельности ребенок учится управлять и устойчиво сохранять внимание на нужных, а не просто привлекательных предметах, формируется произвольное внимание [45].

Развитие отдельных психических процессов происходит на протяжении всего младшего школьного возраста. Восприятие младшего школьника в учебной деятельности сводится лишь к узнаванию и называнию формы и цвета. У первоклассников присутствуют недостатки «дифференцированности» восприятия, так как еще не сформирована способность к систематическому анализу своих воспринимаемых свойств и качеств предмета. Возможности ребенка анализировать и дифференцировать, воспринимаемые предметы, связаны с формированием у него более сложного вида деятельности, чем ощущение и различение отдельных непосредственных свойств вещей. Этот вид деятельности, называемый наблюдением, особенно интенсивно складывается в процессе школьного учения. На занятиях ученик получает, а затем и сам развернуто формирует задачи восприятия тех или иных предметов и пособий. Благодаря этому восприятие становится целенаправленным. Такое восприятие, синтезируясь с другими видами познавательной деятельности (вниманием и памятью), приобретает форму целенаправленного и произвольного наблюдения [45, с. 91].

В процессе становления в младшем школьном возрасте находится память. Память приобретает ярко выраженный познавательный характер.

К особенностям памяти младших школьников относят:

  • Наглядный материал запоминается лучше, чем словесный;
  • Название предметов запоминается лучше, чем абстрактные понятия;
  • Абстрактный материал, обобщающий ряд фактов, запоминается лучше, чем абстрактный материал, не подкрепленный фактами.

«Конкретно-образный характер памяти младших школьников проявляется в том, что дети справляются даже с такими трудными приемами запоминания, как соотнесение, деление на части текста, если при этом есть опора на наглядность, например на соответствующие иллюстрации» [24, с. 190.].

Специфика учебной деятельности помогает развить у детей такую важную психическую особенность, как воображение. Большинство сведений, сообщаемых школьникам учителем и учебником, имеет форму словесных описаний, картин и схем. Школьники каждый раз должны воссоздавать себе образ действительности (поведение герое рассказа, события прошлого, ландшафты и т.д.).

В процессе школьных занятий развивается воссоздающее воображение, которое перерабатывает образы действительности. Дети изменяют сюжетную линию рассказов, представляют события во времени, изображают ряд объектов в обобщенном сжатом виде (этому во многом способствует формирование приемов смыслового запоминания).

Постепенное «совершенствование воссоздающего, или репродуктивного воображения в младшем школьном возрасте создает условия для развития у школьников творческого (продуктивного) воображения» [45, с. 94.].

Мышление в младшем школьном возрасте приобретает абстрактный и обобщенный характер. Выполнение интеллектуальных операций маленькими школьниками связано с трудностями:

Мыслительная деятельность младших школьников (приблизительно первый и второй класс) еще во многом напоминает мышление дошкольника. Анализ учебного материала производится здесь по преимуществу в наглядно-действенном плане.

К третьему классу учащиеся овладевают родовидовыми соотношениями между отдельными признаками понятий, то есть классификацией. В основе суждения младших школьников о признаках и свойствах предметов и явлений лежат чаще всего наглядные изображения и описания.

По мере того как ребенок учится классифицировать определенные предметы и явления появляются все более сложные формы умственной деятельности, которые становятся относительно самостоятельным процессом работы над учебным материалом, независящим непосредственно от восприятия. «Постепенно растет количество суждений, в которых наглядные моменты сведены до минимума и объекты характеризуются по более или менее существенным связям» [24, с. 96.].

На протяжении младшего школьного возраста наблюдается «усиление сдержанности и сознательности в проявлениях эмоций», повышения устойчивости эмоциональных состояний. Младшие школьники уже умеют управлять своим настроением, а иногда даже скрывать, маскировать его [24, с. 100].

По замечанию Б. Г. Ананьева, любой возраст отличается и специфической чувствительностью, отзывчивостью, особой направленностью активности, т.е. сензитивностью. Возрастная сензитивность обусловлена сплетением органического и социального рядов в целостном психологическом развитии ребенка: сплетением процессов созревания с культурными накоплениями ребенка, с педагогическим мастерством воспитателей Обостренная отзывчивость, чувствительность ребенка, особая направленность его активности, в свою очередь, обусловливают меру готовности к преобразованиям в ходе воспитания [1].

Н. С. Лейтес отмечает, что младший школьник чрезвычайно сензитивен к искусству, природе, отношению взрослых, что является своеобразной детской одаренностью [21].

Воспитание, опирающееся на эту особенность, оказывается чрезвычайно эффективным, а ее излишняя эксплуатация взрослыми пагубно сказывается на развитии детей.

По определению А. В. Мудрик, дети младшего школьного возраста характеризуются особыми отношениями «к миру (картина мира) и с миром (чем мир является для человека), к себе (образ «Я») и с собой (чем человек является для себя)» [41, c.56]:

  • Картина мира у большинства младших школьников яркая, включающая реальное воображаемое бытие, насыщенная радужными красками и радостными эмоциями, но упрощенная, плоская, не объемная.

— Мир является перед ребенком как бесконечное многогранное, защищенное взрослыми пространство для игр и дружбы, познания и взаимодействия с природой. Адекватно оценивая значимость взрослых в своей жизни и почти полную зависимость от них, младший школьник в то же время осознает и свое значение в жизни взрослых людей.

— Образ «Я» младшего школьника гармоничен, но при этом односторонен. Гармоническое отношение к себе проявляется в том, что наличное, желаемое, представляемое другими «Я» в этом возрасте совпадают. Объективным основанием для этого служит непротиворечивое состояние организма ребенка в данный период. Субъективным — его представление о себе как ученике.

  • Отношение младшего школьника к себе можно назвать уважительным, так как он принят в мир взрослых, занят трудным и вызывающим уважение окружающих делом, соблюдает школьную дисциплину, что тоже нелегко;
  • ему свойственны высокие нравственные качества (честность, доброта, щедрость и пр.), он верный друг не только людей, но и животных, природы в целом, надежный помощник взрослых и т. д. Исследователи со времен Ж. Пиаже отмечают такую интересную социально-психологическую особенность этого возраста, как динамичность нравственных представлений.

Воспитательная деятельность педагога охватывает множество проблем и является исключительно многогранной как по содержанию, так и по разнообразию методов, форм и средств педагогического воздействия на ребенка.

Основополагающее значение в работе педагога состоит в том, что ведущим направлением деятельности его является формирование у детей основ научного мировоззрения, воспитание их в духе общественной морали, работа по идейно-нравственному убеждению учащихся. Воспитательная система охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей (не только досуг), разнообразную деятельность и общение за пределами школы.

Таким образом, ценность новой социальной ситуации (включения ребенка в систематический образовательный процесс), как и ответственность взрослых, находящихся рядом с младшим школьником, трудно переоценить. В это время может быть продуктивно использован потенциал развития, накопленный в предыдущие годы, сформирован фундамент эффективного развития ребенка как ученика и основательно укреплен фундамент его личностного совершенствования. А может произойти блокирование индивидуальных возможностей ребенка; торможение его интеллектуального, нравственного, социального и даже физического развития; формирование множества комплексов, которые долгие годы будут осложнять жизнь человека. Вот почему учителю начальных классов важно, с одной стороны, знать специфику данного возраста, а с другой — осмыслить, преодолеть распространенные, но неправильные по своей сути стереотипы общественного и педагогического сознания.

Выводы по первой главе

Учебная деятельность для младшего дошкольника имеет огромное значение для него самого, его родителей, для учителей и воспитателей. Он впервые включается в общественно значимую деятельность — учение. Основная задача школы состоит в том, чтобы вооружить учащихся знанием основ наук, сформировать личность, гармонически сочетающую в себе духовное богатство, моральную чистоту, физическое совершенство.

Важной задачей воспитания является развитие у всех школьников самостоятельности, инициативы, активной позиции по отношению к окружающему миру. Позиция личности — это устойчивая, осознанная система отношения личности к обществу, труду, другим людям, самому себе, обусловленная системой социальных ценностей данного общества. В младшем школьном возрасте такая позиция только складывается, формируется. Этот процесс длительный, его течение определяется не только школой, но и семьей, влиянием всей окружающей ребенка среды. Протекает он далеко не гладко, и школе ежедневно приходится решать целый ряд сложных воспитательных проблем. Комплексный подход предполагает учет в воспитании возрастных особенностей детей, соблюдение принципа преемственности.

Для воспитания огромное значение имеют содержание образования, методика преподавания, личность и знания учителя — воспитателя, взрослого человека, который передает свое мировоззрение, культуру, жизненный опыт следующему поколению. Все это составляет систему воздействий, которые направляют развитие детей и определяют особенности их формирования.

Глава II. Методы, формы и технологии воспитания младших школьников

2.1 Анализ методов и форм воспитания в психолого-педагогической литературе

Методы воспитания — это конкретные пути влияния на сознание, чувства, поведение школьников для решения педагогических задач в совместной деятельности (общении) последних с учителем-воспитателем. Методы воспитания следует отличать от средств воспитания, с которыми они связаны. Средствами воспитания являются, прежде всего, предметы материальной и духовной культуры, которые используются для решения педагогических задач. Метод воспитания реализуется через деятельность педагога-воспитателя, средство же (книга, кинофильм и пр.) может влиять и вне деятельности педагога, без педагога [15].

Методов воспитания не менее пятисот. Использовать отдельные методы, не сознавая при этом всей системы, применяемой на практике, — трудно. Систематизация методов также нужна для лучшего запоминания [34].

Самая простая и доступная классификация, широко применяемая на практике — это словесные, практические и наглядные методы (табл. 1).

Таблица 1. Классификация методов по источникам передачи содержания

Группы методов

Виды методов

I группа

Словесные методы

Рассказ, беседа, инструктаж и др.

II группа

Практические методы

Упражнения, тренировка, самоуправление и др.

III группа

Наглядные методы

Иллюстрирование, показ, предъявление материала и др.

Г.И. Щукина предлагает следующую классификацию методов воспитания: методы формирования сознания; методы формирования поведения; методы формирования чувств и отношений.

Методы формирования сознания учащихся предназначены для того, что передавать информацию от учителя к учащемуся и обратно. Сознание как знание и понимание — это основа мировоззрения, поведения, отношений [25].

Среди этой группы методов центральное место занимает метод убеждений.

Метод убеждения в воспитании — это путь воздействия на знание школьника для разъяснения фактов и явлений общественной или личной жизни, формирования взглядов [31].

Самоутверждение и самовыражение личности школьника происходит в условиях нечетко им осознанных и сформулированных представлений, понятий, принципов [20].

Одним из основных противоречий, которые разрешаются в процессе воспитания, является противоречие между примитивными представлениями школьника о сущности происходящих событий и теми знаниями, которые вносит в его сознание извне организованная система воспитания.

2. Методы организации деятельности и формирования поведения — это практические методы. К этой группе методов относятся: упражнение, приучение, поручение, педагогическое требование, воспитывающие ситуации и др. Данные методы используются непосредственно для формирования поведения и деятельности учащихся, но косвенно они влияют и на формирование сознания человека.

Метод упражнений — это метод управления деятельностью школьников при помощи разнообразных и повторяющихся дел, где каждый выполняет определенные поручения (задания).

Этот метод способствует формированию сознания и поведения.

Метод упражнений в воспитании реализуется через поручения. Поручения (практические задания) создают и расширяют опыт учащихся в различных видах деятельности [16].

3. Методы формирования чувств и отношений, стимулирующие познание и деятельность, используются в единстве с методами формирования сознания и деятельности. К стимулирующим методам относятся поощрение, порицание, наказание, создание ситуаций успеха, контроль, самоконтроль, оценка и самооценка и др. [17].

Разнообразные приемы педагогического влияния могут быть сведены к двум основным методам — требованию и оценке. Педагогические требования разделяются на побуждение к действию (в зависимости от степени категоричности — просьба, задание, приказ) и запрещающие действовать (указание, соответствующий приказ, наказание).

Оценки делятся на позитивные (поощрение) и негативные (порицание).

С помощью методов оценки производится оценка поступков, стимулирование деятельности, оказывается помощь воспитуемым в саморегуляции их поведения (критика, поощрение, замечания, наказания, ситуации доверия, контроля, самоконтроля, самокритики)

Влияние в воспитании — деятельность воспитателя в едином процессе социального взаимодействия, приводящая к изменению каких-либо аспектов индивидуальности воспитуемого, его поведения и сознания, форма осуществления функций педагога [36].

Традиционно выделяются 4 основных способа влияния: убеждение; внушение; заражение; подражание. Все они тесно переплетаются в каждом акте человеческого взаимодействия [43].

Убеждение включает в себя систему доводов, которые обосновывают выдвигаемые пожелание, предложение и т.п. Обычно убеждение ведет к определенной трансформации взглядов воспитуемого, а значит, и мотивационной основы его поведения. Наиболее легко поддаются убеждению люди, имеющие заниженную самооценку и ориентирующиеся на адаптацию к социальной среде. Напротив, труднее всего убеждать тех, кто враждебен по отношению к другим и стремится доминировать над окружающими [11].

Внушение (суггестия), как и убеждение, направлено на снятие своеобразных фильтров, стоящих на пути к новым сведениям и оберегающих человека от заблуждений и ошибок. Если убеждение апеллирует в основном к знаниям и опыту воспитуемого, то внушение, носящее эмоционально-волевой характер, основывается на доверии.

Степень внушаемости человека определяется уровнем развития его личности, его самосознания и самооценки, силой воли, а также особенностями межличностных отношений в группе, в частности отношением к внушающему. Чаще всего доверие к тем или иным сведениям возникает в том случае, если они передаются значимым для воспитуемого лицом.

Феномен заражения чаще всего возникает в группе людей, которые руководствуются в своем поведении эмоциональным состоянием, действуют на основе сведений, принятых без должного анализа, либо повторяют действия других людей. Различие между внушением и заражением заключается также в том, что заражение носит спонтанный характер, а внушение почти всегда — акт преднамеренный. Внушение, как правило, представляет собой речевое воздействие, в то время как заражение предполагает использование невербальных средств (напр., жестов, музыки и т.п.).

Подражание — это следование примеру или образцу, которое проявляется в повторении одним человеком каких-либо поступков, жестов, интонаций и даже в копировании определенных черт характера другого человека. Подражание может быть произвольным и непроизвольным. Младший школьник начинает копировать и перенимать личностные качества взрослого.

Формы воспитания — это способы организации воспитательного процесса, способы целесообразной организации коллективной и индивидуальной деятельности учащихся. Используют и термины «воспитательное мероприятие, организационные формы воспитания». Мероприятие — организованное действие коллектива, направленное на достижение каких-либо воспитательных целей.

Заслуживает внимания подход к определению форм воспитательной работы, связанный с направлениями воспитательной деятельности. Например, для организации познавательно-развивающей деятельности учащихся более подходят такие формы, как викторина, аукцион знаний, конкурс знатоков «Что? Где? Когда?», конкурс проектов, деловые игры, научные конференции учащихся, конкурс изобретателей и фантазеров и т.п.

При осуществлении задач нравственного воспитания могут применяться такие формы, как диспуты, круглый стол, беседа на этические темы, телемосты, акции милосердия, литературно-музыкальные композиции и т. п.).

Для каждого детского коллектива следует выбирать наиболее подходящие формы. Чем разнообразнее и богаче по содержанию формы организации воспитательного процесса, тем он эффективнее. В основе выбора форм воспитательной работы должна находиться педагогическая целесообразность [4].

Сам ребенок активен уже с рождения, он рождается со способностью к развитию. Основными факторами развития человека являются самовоспитание, самообразование, самообучение, самосовершенствование [46].

Самовоспитание — это деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями [16].

Самообразование — это система внутренней самоорганизации не усвоению опыта поколений, направленной на собственное развитие. Самообучение — это процесс непосредственного получения человеком опыта поколений посредством собственных устремлений и самим выбранных средств [22].

Самовоспитание осуществляется в процессе самоуправления, которое строится на основе сформулированных человеком целей, программы действий, контроля за выполнением программы, оценки полученных результатов, самокоррекции [26].