Педагогический процесс. Методы, приёмы, средства организации и управления педагогическим процессом

Тема контрольной работы «Педагогический процесс» является одной из самых актуальных на сегодняшний день, поскольку педагогика — наука о воспитании, то понятия «воспитательный процесс», «воспитательная система» отождествляются с понятиями «педагогический процесс», «педагогическая система».

Сущность воспитательного процесса составляет практическая реализация целей воспитания со всеми необходимыми для этого средствами. Педагогическим процессом называют развивающееся взаимодействие, воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых. Иными словами, образовательный процесс, в котором педагогическое взаимодействие субъектов осуществляется в целостном сочетании процессов воспитания, обучения, развития.

Педагогический процесс это системы, в которой воедино связаны процессы формирования, развития, воспитания и обучения вместе со всеми условиями, формами и методами их осуществления.

Педагогический процесс характеризуют цели, задачи, содержание, методы и приёмы, средства организации и управления.

Поэтому главная задача как можно подробнее рассмотреть сущность и принципы педагогического процесса, а также методы и приёмы обучения.

  1. СУЩНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

ХХ в. преобразовал мир качественно, создав совершенные средства преобразования, которые продолжают работать и совершенствоваться, изменяя своего создателя – человека. Процесс изменения внутреннего образа человека есть не что иное, как образовательный процесс. В этом смысле наука об образовании нуждается в пересмотре базовых категорий, в переосмыслении их сущности и проявлений. Прежде всего, необходимо учесть, что в ХХ в. произошла трансформация предназначения образования, его функций, обусловливающих модели и технологии педагогического процесса, его принципы, толкование результата.

Как всякая наука, педагогика, будучи «сферой исследовательской деятельности, направленной на производство новых знаний о природе, обществе и мышлении», изучает явления действительности, их отношения, изменения в процессах. Предмет исследования в каждой науке свой, специфический, в его основе – специфика процессов. Педагогика исследует педагогические процессы. Она обеспечивает понимание их структуры, разрабатывает модели, описывает технологии.

Педагогический процесс – специально организованный, позитивно-результативный образовательный процесс, в котором педагогическое взаимодействие субъектов осуществляется в целостном сочетании процессов воспитания, обучения, развития. Их можно определить следующим образом (с позиции субъекта):

2 стр., 975 слов

Основные категории педагогики воспитание, обучение, образование, социализация

... педагогических процессов. Эффективность управления процессом обучения определяется качеством дидактической подготовки педагога. Одной из основных задач дидактической подготовки учителя выступает выявление сущности процесса обучения. В данной работе были проанализированы основные педагогические категории: воспитание, обучение, ... процесса обучения. - М., 1981. 2.Кроль В.М. Психология ... взаимодействию ...

Воспитание – специально организованный процесс управления субъектом собственными потребностями.

Обучение – специально организованный процесс усвоения субъектом новых (социокультурных) норм, новой информации.

Развитие – специально организованный процесс выращивания субъектом собственных способностей, овладения способами цивилизованного взаимодействия с окружающим миром путем совершения действий.

Каждый из этих процессов обеспечивает два других (и обеспечивается двумя другими).

В этом их единство и целостность.

Воспитание как направленность потребностей, интереса обеспечивает обучение (какие нормы хочу усвоить) и развитие (какие способности хочу развить) – с одной стороны. С другой стороны – оно обеспечивается обучением, если в технологии обучения каждая доза содержания актуализируется преподавателем до осознания значимости каждым обучающимся. Оно обеспечивается и развитием, теми действиями, которые совершаются в педагогическом процессе, если они ориентированы на нравственность, гуманизм, творчество, свободу.

Обучение определенному содержанию воздействует на потребности, их напряженность, обеспечивая воспитание, а способ усвоения содержания через то или иное действие обеспечивает развитие – это с одной стороны. С другой стороны – фактическое, реальное обучение (а не только формальное) состоится только тогда, когда предлагаемая новая информация, содержание востребованы (есть в них потребность), осмыслена их значимость (воспитание); когда предлагаемая информация усваивается в активном действии, сочетающем мысль, слово, движение, т.е. обучение обеспечивается воспитанием и развитием.

Развитие происходит в действии, которое, будучи разумным, осознанным, начинается с вопросов «для чего?», «с какой целью?», т.е. активизирует потребности в определенном содержании (воспитание), «что могу приобрести, каким содержанием овладеть, какую информацию усвоить?» (обучение).

С другой стороны – развитие обеспечивается потребностью в действии, если мотивировано понимание, что для приобретения содержания (материального, интеллектуального, эмоционального) необходимо совершить действие. Несомненно, в студенческом возрасте имеются наибольшие возможности развития, именно в этом возрастном диапазоне расположены сенситивные (наиболее благоприятные) периоды, которыми еще недостаточно воспользовались при обучении.

  1. Единство и целостность воспитания, обучения, развития предполагает их равнозначность, что и обеспечивает гармонию педагогического процесса, его внутреннюю непротиворечивость, бесконфликтность.

    ПОНЯТИЕ О МЕТОДАХ И ПРИЕМАХ ОБУЧЕНИЯ

Традиционно метод обучения определяют как способ взаимосвязанной и взаимоообусловленной деятельности педагога и обучаемых, направленной на реализацию целей обучения, или как систему целенаправленных действий педагога, организующих познавательную и практическую деятельность обучаемых и обеспечивающих решение задач обучения.

11 стр., 5427 слов

Понятие и цели воспитания и обучения. Цель и задачи воспитания и обучения

... навыках, системе отношений и общем развитии учащегося. 3. Цели и задачи воспитания и обучения Воспитание начинается с определения его целей. Главная задача воспитания - формирование и развитие ребенка ... воспитание практически отождествляется с социализацией. Воспитание в узком смысле рассматривается как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников по реализации целей образования ...

Чтобы раскрыть метод более конкретно, нужно рассмотреть его на уровне приемов – конкретных способов организации деятельности обучаемых, учебных действий школьника или студента. Исследователи насчитывают до 50 различных методов обучения: рассказ, беседа, работа над источником, демонстрации, самостоятельная работа, диспут и т.д. Но каждый метод в конкретных обстоятельствах реализуется в своеобразных сочетаниях нескольких приемов. Прием чаще всего определяется как составная часть или конкретная разновидность метода.

Система общих методов обучения имеет следующий вид:

  • методы формирования сознания (рассказ, объяснение, беседа, учебные дискуссии, лекции, диспуты);
  • методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (упражнения, педагогическое требование, лабораторные работы, проблемно-поисковые методы, создание воспитывающих ситуаций);
  • методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения (соревнование, познавательная игра, поощрение, наказание);
  • методы контроля (специальная диагностика, устный и письменный опрос, самопроверка, тестирование).

Поиск путей совершенствования обучения направлен на выявление путей и условий развития познавательной самостоятельности, активности и творческого мышления обучаемых. Эти задачи наиболее успешно решаются в рамках проблемно-поискового обучения. Методы проблемного обучения опираются на понятия «задача» и «действие», т.е. на то, что в полной мере характеризует деятельностный подход. Проблемная ситуация – это познавательная задача, которая характеризуется противоречием между имеющимися у обучаемых знаниями, умениями, отношениями и предъявляемыми требованиями. Значение познавательной задачи состоит в том, что она вызывает у обучаемых стремление к самостоятельным поискам ее решения путем анализа условий и мобилизации имеющихся у них знаний. Использование методов проблемного обучения обусловлено:

  • современной ориентацией образования на воспитание творческой личности;
  • проблемным характером современного научного знания;
  • проблемным характером социальной практики (особенно в переломные, кризисные моменты);
  • закономерностями развития личности, человеческой психики, в частности мышления и интереса, формируемых именно в проблемных ситуациях.

Структуру проблемного обучения можно схематично представить как систему проблемных ситуаций, каждая из которых включает в себя соответствующую задачу (или вопрос), систему средств обучения и деятельность по преобразованию условий задачи и получению искомых результатов.

Предъявление или конструированием задачи цикл проблемного обучения только начинается. Необходимо обеспечить руководство анализом задачи, ее решением, воплощением полученных результатов в практику. Все основные звенья анализа и решения задачи представляют собой структурные элементы проблемного обучения:

24 стр., 11653 слов

«Методы практической деятельности во внеклассной воспитательной ...

... АСПЕКТЫ МЕТОДОВ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 1.1 Цели и содержание внеклассной работы Одним из способов создания мотивации является включение ученика в процесс внеклассной работы. Учитывая практическое, воспитательное, общеобразовательное и развивающее значение внеклассной работы в деле обучения ...

1. Обнаружение противоречий, несоответствий, неизвестных моментов в подлежащем изучению материале, осознание их как трудностей, возникновение стремления к их преодолению.

2. Анализ условия задачи, установление зависимостей между данными, между условием и вопросом.

3. Членение основной проблемы на подпроблемы и составление плана, программы решения.

4. Актуализация знаний и способов деятельности или приобретение недостающих знаний и соотнесение их с условием решаемой задачи.

5. Выдвижение гипотезы или гипотез, поиск «ключа», идеи решения.

6. Выбор и осуществление системы действий и операций по обнаружению искомого (собственно решение).

7. Проверка решения.

8. Конкретизация полученных результатов, а также установление связи полученных выводов с известными ранее теоретическими положениями, законами, зависимостями и возможных следствий, вытекающих из полученных результатов, выявление новых проблем, подлежащих решению.

Рассматривая приведенную структуру как структуру учебного поиска, следует иметь в виду, что содержание поисковой деятельности вовсе не исчерпывается элементами ее структуры. Также как и в научном поиске, здесь постоянно функционируют и играют важную роль в достижении решения и так называемые неструктурные элементы поисковой деятельности: воображение, сомнение, интуитивная догадка, оценка и т.д. Названые элементы не связаны с определенными этапами поиска, они пронизывают весь поиск.