Основные категории педагогики воспитание, обучение, образование, социализация

категориями

К основным педагогическим категориям относятся — воспитание, образование, обучение, самовоспитание, социализация, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогический процесс . Педагогика также оперирует и некоторыми общенаучными категориями – развитие и формирование. В данном реферате предпринята попытка раскрыть сущность основных вышеперечисленных категорий — воспитание, обучение, образование, социализация, в рамках педагогической дисциплины.

1. Основные категории педагогики

1.1 Воспитание, Воспитание

1) определенных отношений к предметам, явлениям окружающего мира;

2) мировоззрения;

3) поведения (как проявления отношений и мировоззрения).

Его также рассматривают как социальное, целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для усвоения новым поколением общественно-исторического опыта с целью подготовки его к общественной жизни и производственному труду. Поэтому, характеризуя объем понятия, выделяют воспитание в широком социальном смысле, включая в него воздействие на личность общества в целом , и воспитание в узком смысле – как целенаправленную деятельность, призванную сформировать систему качеств личности, взглядов и убеждений; это специально организованное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс. Воспитание часто трактуется в еще более локальном значении – как решение какой-либо конкретной воспитательной задачи (например, воспитание определенных черт характера, познавательной активности и т.д.).

Педагогика исследует сущность воспитания, его закономерности, тенденции и перспективы развития, разрабатывает теории и технологии воспитания, определяет его принципы, содержание, формы и методы.

Воспитание,

В процессе воспитания через передачу накопленного опыта предшествующих поколений осуществляется развитие личности. Развитие – это объективный процесс внутреннего последовательного количественного и качественного изменения физических, психических, социальных и духовных начал человека. Развитие связано с постоянными и непрекращающимися изменениями, переходами из одного состояния в другое.

4 стр., 1952 слов

Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста

... благоприятный для развития памяти. Память в этом возрасте приобретает доминирующую функцию среди других познавательных процессов. Ни до, ... самостоятельной; повышается физическая и умственная работоспособность. Умственное развитие дошкольников набирает высокий темп. В этот период ... либо запомнить. Развитие произвольной памяти у ребенка в дошкольный период начинается в процессе его воспитания и ...

Формирование, Важная функция воспитания

1.2 Обучение

образовании

Основу обучения составляют ЗУН:

знания – отражение человеком объективной действительности в форме фактов, представлений, понятий, законов науки;

умения – готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний, жизненного опыта и приобретения навыков;

навыки – компоненты практической деятельности, проявляющиеся при выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства путем многократного упражнения, т.е. это умения, доведенные до автоматизма. Обучение носит воспитывающий характер, т.к. сообщая знания, педагог всегда придает им необходимую направленность, формируя мировоззренческие, социальные, идеологические, нравственные и другие установки.

обучением

1.3 Образование, Образова́ние

В широком смысле слова, образование — процесс или продукт «…формирования ума, характера или физических способностей личности…

Образование

1.4 Социализация, Социализация

  • макрофакторы (космос, планета, мир, страна, общество, государство);
  • мезофакторы (этнос, место и тип поселения, региональные условия, средства массовой информации)
  • микро-факторы (семья, микросоциум, институты воспитания, религиозные организации).

    Воспитание выступает своеобразным механизмом управления процессами социализации.

Социализация выполняет в общество три основных задачи:

1) интегрирует индивида в общество, а также в различные типы социальных общностей через усвоение им элементов культуры, норм и ценностей;

2) способствует взаимодействию людей вследствии принятия ими социальных ролей;

3) сохраняет общество, производит и передает культуру поколений

через убеждения и показ соответствующих образцов поведения.

По мнению Ч. Кули, личность проходит следующие стадии социализации:

1)имитацию — копирование детьми поведения взрослых;

2) игровую — детское поведение как исполнение роли со значением;

3) групповые игры — роль как ожидаемое от нее поведение.

первичные

Первичная (внешняя) социализация, Вторичная социализация

Важнейшими факторами социализации личности выступает феномен нахождения индивида в группе и самореализации через нее, а также вхождение индивида в более сложные структуры общества. Группа выступает в качестве социальной ниши, обеспечивающей личности определенный уровень комфорта. Но этот уровень обеспечен лишь при соблюдении необходимых условий бесконфликтного включения человека в группу — при соответствии личностных ожиданий и требований группы к возможностям личности.

на внеличностном

межличностном

На личностном уровне

В результате социализации формируются различные типы личности, социальные характеры, разнообразные потребности, ценностные ориентации.

10 стр., 4786 слов

Личность и ее роль в обществе

... в другой -- как друг, в третьей -- как начальник, т. е. выступать в разных ролях. Социальная роль -- Освоение социальных ролей -- часть процесса социализации личности, непременное условие «врастания» человека в общество себе подобных. Социализацией ... предпосылки, 2) наличие социальной среды, мира человеческой культуры, с которым ребенок взаимодействует. Каждая личность обладает совокупностью ...

Рассмотрим различные подходы к описанию механизмов социализации. Так, согласно Э. Фромму, при различных способах социализации, указанных в левой части, возникают, соответственно, пять способов адаптации к социуму:

Э. Фромм считал, что доминирующий тип социального характера совпадает с типов самоотчуждения личности на различных исторических этапах развития общества, делая тем самым акцент на биопсихологических факторах.

Заключение

Обучение наряду с воспитанием и развитием личности принадлежит к числу основных педагогических процессов. Эффективность управления процессом обучения определяется качеством дидактической подготовки педагога. Одной из основных задач дидактической подготовки учителя выступает выявление сущности процесса обучения.

В данной работе были проанализированы основные педагогические категории:

воспитание, обучение, образование, социализация. Кратко, охарактеризуем их.

В широком социальном смысле воспитание

Обучение — это специально организованный, целенаправленный, систематический процесс взаимосвязанной деятельности учителя и ученика, направленный на усвоение школьниками системы знаний, умений, навыков, развитие их умственных сил и способностей. Формула педагогической деятельности: обучая — воспитываем, воспитывая — обучаем.

Образование

Развитие самое широкое понятие, характеризующее становление личности. Развитие это сложный, противоречивый, скачкообразный процесс количественных и качественных изменений в человеке, в ходе которого человек совершенствует имеющиеся свойства, качества своей личности, а также приобретает новые свойства, качества.

Формирование, Социализация, Список используемой литературы

1.Баранов С.П. Сущность процесса обучения. — М., 1981.

2.Кроль В.М. Психология и педагогика: Учебное пособие для технических вузов/ 2-е изд., переработанное и дополненное, М.: Высшая школа, 2004. — 325 с.

3.Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: Академия, 2001. — 480с.

4.Справочник. Психология. М., 2006.

5.Столяренко А.М. Психология и педагогика: Учебное пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. — 423С.

6.ru.wikipedia.org/wiki/