«Самоанализ современного «

Содержание скрыть

«Каждый урок должен быть для наставника задачей,

которую он должен выполнять, обдумывая это заранее:

на каждом уроке он должен чего-нибудь достигнуть,

сделать шаг дальше и заставить весь класс сделать этот шаг»

К. Д. Ушинский

Самоанализ урока является важнейшим элементом педагогической деятельности регламентированной ФГОС. Именно самоанализ позволяет педагогу выявить собственные ошибки и приложить максимум усилий для их преодоления. Каждый педагог должен уделять время самоанализу урока, так как это позволит изучить свои результаты и повысить эффективность уроков. По причине часто смены подходов и требований к современному уроку у учителя могут возникнуть проблемы с распределение времени и структурой занятий. Зачем нужен самоанализ урока? Все очень просто. Учитель, который не умеет анализировать и выявлять недочеты в своей деятельности, не сможет в полной мере соответствовать идеологии стандартов второго поколения.

Сегодня в условиях инновационного развития страны школа нуждается в новом учителе — не только профессиональном и компетентном, но прежде всего обладающим новым мышлением, владеющим новыми технологиями и готовом к дальнейшему освоению инновационных методов в образовательном процессе. В ходе внедрения ФГОС 2 поколения одной из задач современного учителя является развитие у учащихся универсальных учебных действий, которые включают в себя умение анализировать и проводить самоанализ. К сожалению, не каждый учитель сам в действительности владеет этим умением, так как в институтах этому не учат, но именно от этого зависит качество обучения. Всем нам хорошо известно, что урок — это логически законченный, целостный, ограниченный определенными рамками отрезок учебно-воспитательного процесса. В нем в сложном взаимодействии находятся основные элементы учебного процесса: цели, задачи, содержание, методы, средства, формы, взаимосвязанная деятельность учителя и учащихся. Урок представляет собой творчество учителя, опирающегося с одной стороны на психолого-педагогические закономерности обучения, и с другой стороны на предъявленные требования образовательными стандартами.

26 стр., 12773 слов

«Правонарушения и юридическая ответственность» Учитель

... ИКТ в различных сферах деятельности учителя позволит повысить эффективность процесса.» Целью выполнения работы является изучение возможностей применения ИКТ в профессиональной деятельности учителя экономики. Объектом исследования является – учебно-воспитательный процесс в ... на территории Германии. Книги стали производиться массово и это стало новым этапом становления естествознания. Качество ...

Анализ и самооценка урока есть необходимый элемент педагогического творчества. Эта тема очень актуальна в наше время. В ходе анализа учитель получает возможность взглянуть на свой урок как бы со стороны, осознать его как явление в целом, осмыслить совокупность собственных теоретических знаний, способов, приемов работы в их практическом преломлении во взаимодействии с классом и конкретными учениками. Это — рефлексия, позволяющая оценить свои сильные и слабые стороны, определить нереализуемые резервы, уточнить отдельные моменты индивидуального стиля деятельности. Оценка профессионального мастерства учителя — позволяет постоянно выявлять профессиональные затруднения, своевременно оказывать учителю помощь, видеть его рост, способствовать успешной аттестации.

Самоанализ урока по ФГОС в классе позволяет:

  • формулировать реальные учебные цели и определять, насколько быстро они были достигнуты;

  • осознавать эффективность отдельных педагогических методов и приемов;

  • определить, несколько сильно условия педагогической деятельности сказываются на достижении поставленных задач;

  • формировать умение планировать этапы урока и предвидеть результаты образовательной деятельности;

  • выработать стратегию ведения педагогического труда, стимулировать развитие профессионального мастерства и талантов учителей.

  1. Самоанализ урока – важнейший элемент педагогической деятельности

1.1 Определение, сущность и возможности самоанализа урока.

В современной педагогике существует четко обозначенное определение самоанализ урока. Данное определение зафиксировано во ФГОС второго поколения и позволяет полностью осознать сущность и роль самоанализа урока в деятельности педагога. Самоанализ урока – инструмент самосовершенствования учителя, формирования и развития его профессиональных качеств. Важно понимать, что именно самоанализ урока играет важную роль в выявлении недостаточно эффективных методов и приемов, которые мешают добиться поставленных учебных задач в отведенные временные сроки.

При переходе на новые стандарты, учитель может испытывать затруднения в ходе конструирования урока, при создании моделей уроков разного типа в соответствии с основными идеями ФГОС. Не вызывает сомнений, что совершенствование мастерства учителя и учебного процесса в целом во многом зависит от грамотно организованного самоанализа урока. Самоанализ может позволить выявить причины недостаточной эффективности при решении тех или иных учебно-воспитательных задач, принять их во внимание при дальнейшем проектировании учебно-воспитательного процесса.

11 стр., 5050 слов

Характеристика и анализ педагогических форм

... рассмотреть структуру обучения и основы использования различных форм организации учебных занятий. 2. Приведите примеры классификаций педагогических форм. Предложите способ их ... группу и дифференцированную группу. Связывание образовательных форм предполагает организацию образовательной деятельности постоянных студенческих коллективов. В бригадной форме организована деятельность временных ...

Учитель, не владеющий навыками осмысления своих профессиональный действий, не умеющий мысленно оглянуться и восстановить ход проведенного урока, не сможет в полной мере соответствовать идеологии стандартов второго поколения.

Систематическое самооценивание качества ведения урочной деятельности позволяет педагогу: выявлять наиболее эффективные методы педагогической работы с классом; своевременно устранять недостатки организации учебно-воспитательного процесса; определять перспективные направления для самообразования, повышать уровень профессионального мастерства.

Самоанализ урока дает возможность:

  1. правильно формулировать и ставить цели своей деятельности и деятельности учащихся на уроке;

  2. развивать умения устанавливать связи между условиями своей педагогической деятельности и средствами достижения целей;

  3. формировать умения четко планировать и предвидеть результаты своего педагогического труда;

  4. формировать самосознание ученика, когда он начинает видеть связь между способами действий и конечным результатом урока.

1.2.Уровни и виды самоанализа урока.

Уровни самоанализа урока

1. Эмоциональный – непроизвольный уровень, когда учитель чувствует удовлетворенность или неудовлетворенность своей педагогической деятельностью.

2. Оценочный, когда оценивается соответствие результата урока намеченному целям и плану.

3. Методический, когда анализируется урок с позиций существующих требований к уроку.

4. Рефлексивный, когда определяются причины и вытекающие из них последствия. Это высший уровень анализа, для осуществления которого необходимо привлечь психолого-педагогическую теорию.

Среди основных недостатков анализа уроков педагогами являются: бессистемный характер анализа, слишком общие замечания по уроку, стремление пересказать урок, выдвижение на передний план несущественных достоинств и недостатков, нерешительный характер анализа и др.

При самоанализе многие учителя затрудняются объяснить (доказать) целесообразность выбора тех или иных методов обучения и структуры урока, их обусловленность содержанием учебного материала, целевыми установками урока, уровнем подготовки учащихся конкретного класса.

7 стр., 3342 слов

Исследовательская деятельность учащихся: структура, критерии ...

... исследовательской деятельности. Основной формой контроля освоения учащимися содержания курса является подготовка реферата и его защита, а также взаиморецензирование и оппонирование. Критерии оценивания исследовательских работ учащихся ... сравнениями, интерпретациями фактов, поэтому установить объективность данных позволит анализ позиции автора. Если выявится противоречивая информация, возможно ...

Самоанализ урока дает возможность:

— правильно формулировать и ставить цели своей деятельности и деятельности учащихся на уроке;

— развивать умения устанавливать связи между условиями своей педагогической деятельности и средствами достижения целей;

— формировать умения четко планировать и предвидеть результаты своего педагогического труда;

— формировать самосознание ученика, когда он начинает видеть связь между способами действий и конечным результатом урока.

2. Самоанализ урока – средство самосовершенствования учителя

Перед нами часто встает проблема: по каким критериям оценивать современный урок, как лучше анализировать его эффективность и качество? На уроке, как в фокусе, концентрируется вся деятельность педагога, его научная подготовка, педагогические навыки, методические умения, способность организовать самостоятельную работу всех школьников. Реальная ценность урока — его результат; степень усвоения материала учениками. К числу основных критериев оценки урока относится в первую очередь соблюдение на нем принципов обучения, а также критериев оценки деятельности школы, утвержденных Министерством просвещения. Опираясь на эти требования, мы можем проанализировать само построение учебного процесса на уроке, выявить оптимальность задач, рациональность избранного учителем содержания урока, форм и методов обучения. Но эффективность обучения в конечном счете определяется не тем, что хотел дать учитель, а тем, что получили ученики во время урока. Поэтому при оценке урока надо выявлять уровень решения всех его основных задач – образовательных, воспитательных, а также задач развития школьников. Анализ и самоанализ урока должен быть направлен на сопоставление выдвинутых общеобразовательных, воспитательных и развивающих целей с достигнутыми результатами. Цель анализа заключается в выявлении методов и приемов организации деятельности учителя и учащихся на уроке, которые приводят или не приводят к позитивным результатам. Основной же задачей при этом является поиск резервов повышения эффективности работы учителя и учащихся.

3.Виды анализа и самоанализа урока

1 – краткий

2 – структурный (

3 – системный анализ –

4 – полный анализ

5 – структурно-временной анализ

6 – комбинированный анализ это оценка (одновременная) основной дидактической цели урока и структурных элементов;

7 – психологический анализ

8 – дидактический анализ –

9 – аспектный анализ –

10- комплексный анализ —

полный, комплексный, краткий и аспектный.

3.1.Основные виды анализа современного урока

Краткий анализ — проводится сразу после урока и не является окончательным. Он дает начало другому анализу. Наблюдая урок, анализирующий оценивает выполнение поставленной цели или урока и сопоставляет задачи и полученный результат с прогнозируемым.

7 стр., 3454 слов

Психологический анализ деятельности

... на себя и природу. Всем этим человеческая деятельность отличается от активности животных, которые не производят ничего подобного. Для удовлетворения своих потребностей животные пользуются только тем, ... учения состоят в том, что оно прямо служит средством психологического развития индивида. Особое место в системе человеческой деятельности занимает труд. Именно благодаря труду человек постро

Структурный анализ — является основой для всех анализов и проводится вслед за кратким. Он определяет логическую последовательность и взаимосвязь структурных элементов урока и выделяет доминирующие этапы урока.

Системный анализ это рассмотрение урока как единой системы с точки зрения решения главной дидактической задачи и одновременно решения развивающих задач урока, обеспечения формирования знаний, умений и навыков учащихся, усвоения ими способов учения.

Комбинированный анализ — это оценка основной дидактической цели урока и структурных элементов.

Аспектный анализ — осуществляется на основе структурного. Главное внимание уделяется анализу одного из аспектов урока:

  • цель урока;

  • структура и организация урока;

  • содержания урока;

  • деятельность учителя на уроке;

  • деятельности учащихся на уроке;

  • домашнее задания;

  • санитарно-гигиенические условия урока;

  • психологического аспекта урока.

Комплексный анализ — это одновременный анализ дидактических, психологических и других основ урока (чаще всего системы уроков)

Полный анализ — это система аспектных анализов. Полный анализ может быть осуществлен одновременно несколькими анализирующими или является суммой обобщенных выводов по всем аспектам урока. Проводится при аттестации педагога, при обобщении педагогического опыта, конфликтной ситуации с педагогом.

3.2. План, карта самоанализа урока.

Самоанализ урока -это мысленное разложение проведенного урока на его составляющие с глубоким проникновением в их сущность, задачи с целью оценить конечный результат своей деятельности путем сравнения запланированного с осуществленным, учитывая успехи и продвижения учащихся.

Без самоанализа невозможно:

  • построить целостную систему обучения;

  • повысить мастерство, развить творческие способности;

  • обобщить передовой педагогический опыт;

  • сократить затраты времени на техническую работу;

3 стр., 1211 слов

Формы и виды контроля знаний и умений учащихся

... для успешного управления обучением, воспитанием и развитием учащихся. контроль знание опрос тест 2. Формы контроля знаний Формы контроля знаний и умений учащихся - многочисленные, разнообразные виды деятельности учащихся при выполнении контрольных заданий. Существует множество форм контроля, так как каждый ...

  • обеспечить психологический комфорт и самозащиту учителя.

Самоанализ урока, как один из инструментов самосовершенствования учителя, формирования и развития его профессиональных качеств дает возможность :

формировать и развивать творческую сознательность, проявляющуюся в умении сформулировать и поставить цели своей деятельности и деятельности учеников;

развить умения устанавливать связи между условиями своей

формировать умение четко планировать и предвидеть результаты своего педагогического труда;

формировать педагогическое самосознание учителя, когда он постепенно начинает видеть, понимать необходимую и существенную связь между способом его действий и конечным результатом урока.

От умения анализировать свой собственный урок, конкретные педагогические ситуации, возникающие на нем, результаты педагогических воздействий на ученика, результаты своего труда во многом зависит умение учителя спланировать” организовать, проконтролировать, отрегулировать свою педагогическую деятельность. От самоанализа урока во многом зависят педагогическое мастерство учителя, производительность его педагогического труда.

3.3.Основные требования к анализу урока учителем:

  • цель и задача анализа темы;

  • знание основ дидактики, психологии, методики, программ, нормативных требований и методических рекомендаций;
  • умение выделять позиции и показатели, по которым необходимо анализировать свой урок;

  • характеристика особенностей учащихся и их учет в работе на уроке;

  • обоснование образовательных, воспитательных и развивающих задач урока;

  • обоснованность намеченного плана урока, его типа, структуры, содержания, методов и средств;

  • психологическая и педагогическая оценка системы учебных задач, заданий и упражнений, выполняемых учащимися на уроке;
  • оценка развития самостоятельности мышления учащихся на различных этапах урока;

  • выполнение намеченных задач урока;

  • оценка педагогической целесообразности действий и фактов на уроке;

  • умение показать взаимосвязь этапов урока и оценить их;

  • удовлетворенность (неудовлетворенность) проведенным уроком (или его отдельными этапами);
  • намечаемые меры по устранению недостатков.

4. Самоанализ и самооценка урока преподавателем.

При самоанализе урока преподаватель дает:

3 стр., 1314 слов

Психология профессиональной деятельности

... на человека; распространенность профессии; предмет труда в профессии; профессиональные знания; деятельности, действия, приемы, умения, способы работы, применяемые в данной профессии для достижения результата; ... профессии. Модуль профессии — это «единица анализа профессии, типовой элемент». Модуль профессии включает в себя две части: объективные характеристики типового элемента и психологические ...

  • краткую характеристику целям, которые ставил и анализирует их достижение;

  • информацию об объеме материала и качестве его усвоения учащимися;

  • характеристику применяемых методов работы с учащимися и оценивает их;

  • оценку активности учащихся и обосновывает использованные приемы организации их труда;

  • самооценку отдельных аспектов своей деятельности (речь, логика, характер отношений с учениками).

В заключении преподаватель высказывает свои предложения по улучшению качества урока и намечает меры по совершенствованию своего педагогического мастерства.

4.1. Самоанализ урока в классе

Применимо к урочной деятельности понятие «самоанализ» стало широко использоваться в отечественной педагогической практике после утверждения образовательных стандартов второго поколения, основанных на реализации системно-деятельностного подхода. Документация ФГОС регламентирует практику самоанализа уроков как ключевой элемент самосовершенствования педагогов. Проведение такого типа рефлексии также дает возможность обеспечить решение ряда ключевых задач:

  1. Осуществлять последовательное совершенствование качества школьного образования через поступательное повышение уровня профмастерства педработников.

  2. Реализовать последовательный отказ от традиционных технологий организации занятий в школе в пользу инновационных педагогических приемов, позволяющих повысить результативность учебной деятельности.

  3. Создать оптимальные условия для освоения педагогами практик рефлексии, конструирования, перспективного моделирования, необходимых для достижения программных требований и понимания принципов ФГОС второго поколения. Очень важно, чтобы самоанализ педагогом урока в классе проводился с учетом типа, структуры, особенностей организации занятия.

самоанализ педагогом урока в классе

Организационный этап, постановка учебных целей и задач.

Актуализация знаний. Усвоение нового учебного материала.

Первичная проверка и закрепления новых знаний.

Работа по подготовке к выполнению домашнего задания, рефлексия.

Наиболее эффективные приемы работы, использованные при обработке нового материала.

7 стр., 3109 слов

Формы построения занятий в физическом воспитании

... занятий (домашние задания по школьному курсу физического воспитания и в спорте); 2) Незначительная продолжительность занятий (от 2—3до 15— 20 мин); 3)Отсутствие или невыраженность структуры построения занятия, ... 2) Уроки закрепления и совершенствования учебного материала; 3) Контрольные уроки предназначены для определения уровня подготовленности занимающихся, проверки усвоения ими знаний, умений и ...

Удалось ли обеспечить понимание учащимися новых правил, алгоритмов.

Методы реализации предметных и метапредметных связей.

Комплексное применение знаний и умений

  1. Организационный этап.

  2. Воспроизведение опорных знаний и умений. Проверка домашнего задания.

  3. Постановка целей урока, учебных задач.

  4. Закрепление знаний (в привычных и измененных учебных ситуациях).

  5. Выполнение проблемных заданий с целью самостоятельного освоения учащимися новых знаний.

  6. Работа по подготовке к выполнению домашнего задания, рефлексия.

Какие приемы, методы работы позволили добиться правильного воспроизведения образцов выполнения заданий.

Анализ педагогической практики по организации работы с проблемными заданиями.

Актуализация знаний и умений (урок повторения)

  1. Организационный этап.

  2. Воспроизведение опорных знаний и умений, необходимых для творческого решения учебных задач. Проверка домашнего задания.

  3. Применение знаний в новой ситуации с целью подготовки к тематическому контролю.

  4. Обобщение и систематизация знаний. Контроль усвоения учебного материала, коллективное обсуждение и коррекция ошибок.

  5. Работа по подготовке к выполнению домашнего задания, рефлексия.

Анализ эффективных методов индивидуальной и коллективной работы с классом.

Систематизация знаний и умений

  1. Организационный этап. Мотивация учебной деятельности, актуализация знаний.

  2. Воспроизведение тематического материала на новом уровне (переформулированные вопросы).

  3. Контроль усвоения знаний, обсуждение допущенных ошибок.

  4. Рефлексия. Формирование выводов по изученному материалу.

Методы систематизации предметных знаний.

Приемы обучения школьников формулированию обобщенных выводов.

7 стр., 3255 слов

Профессиональная деятельность мастера производственного обучения ...

... этому поводу наука сказать не может. 2.3. Личностные качества мастера производственного обучения. Педагогические способности являются важной предпосылкой успешного ... касаются трёх взаимосвязанных сторон деятельности по приобретению знаний, умений, навыков : обучения, учения и научения . Определ ... также мимики и пантомимики. Речь способного мастера п/о на уроке всегда обращена к учащимся. Выражение ...

Определение уровня сформированности УУД.

Контроль знаний и умений

  1. Организационный этап.

  2. Мотивация учебной деятельности, постановка целей и задач занятия.

  3. Проведение устного или письменного контроля, в ходе которого выполняется определение уровня сформированности знаний

  4. школьников.

Анализ эффективности методов контроля учащихся.

Коррекция знаний, навыков и умений.

  1. Организационный этап.

  2. Определение целей занятия, мотивация учебной деятельности.

  3. Диагностика контроля знаний. Определение типичных ошибок, путей их устранения.

  4. Инструктаж по выполнению домашнего задания. Рефлексия.

Корректировка коллективных и индивидуальных способов обучения на основании данных проведенной диагностики.

Комбинированный урок.

  1. Организационный этап.

  2. Определение целей занятия, мотивация учебной деятельности.

  3. Первичное усвоение знаний, первичный контроль и закрепление умений, навыков.

  4. Контроль усвоения знаний, коррекция ошибок.

  5. Инструктаж по выполнению домашнего задания. Рефлексия.

Анализ эффективности использования методов комплексного обучения.

4.2.Самоанализ урока по ФГОС

Это мысленное разложение проведенного урока на его составляющие с глубоким проникновением в их сущность, задачи с целью оценить конечный результат своей деятельности путем сравнения запланированного с осуществленным, учитывая успехи и продвижения учащихся.

Без самоанализа невозможно:

построить целостную систему обучения;

повысить мастерство, развить творческие способности;

обобщить передовой педагогический опыт;

сократить затраты времени на техническую работу;

обеспечить психологический комфорт и самозащиту учителя.

Критерии урока, соответствующего ФГОС, которые должны быть учтены при самоанализе:

  1. Структура занятия обеспечивает передачу активной позиции учащимся, а не педагогу, как это было ранее.

  2. Учитель последовательно обучает школьников рефлексивным практикам (учащимся предлагается оценить уровень готовности, знаний по конкретной теме, выявить причины затруднений с выполнением разных заданий и наметить пути их преодоления).

  3. Осуществляется использование разнообразных приемов обучения, стимулирующих активность детей.

  4. Реализуется адекватное сочетание репродуктивной и проблемной учебной деятельности, что обеспечивает развитие критического мышления учащихся.

  5. Школьникам озвучиваются строгий регламент проведения работы по самооценке. При выполнении самоанализа урока по требованиям ФГОС важно обратить внимание, внедряется ли система устных поощрений за достижение новых образовательных результатов, способствующая реальному продвижению каждого ученика, повышению общего уровня мотивации.

  6. Создаются условия для обеспечения осмысленного понимания темы занятия. При работе с учащимися используются разные педагогические приемы для достижения этой цели.

  7. Выполняется планирование коммуникативных целей: педагог вовлекает класс в диалог, учит грамотно строить вопросы и отвечать на них.

  8. Учитель поощряет выражение мнения учеников, помогает составлять корректные, содержательные высказывания.

  9. Образовательная работа проходит в атмосфере дружелюбия, равноправия, сотворчества, взаимоуважения.

4.3.План самоанализа урока

Анализ характера собственной педагогической деятельности, который является важным условием успешного прохождения аттестации, вызывает сложности не только у начинающих, но и у опытных педработников. Причины такой ситуации кроются в отсутствии тематических методических разработок в образовательных организациях, авторитарном стиле управления, неуверенности специалистов в собственных силах. И если последние два вопроса должны решаться на общешкольном уровне по инициативе школьной администрации, но представление план проведения самоанализа урока — простой методической разработки, которая может быть использована всеми учителями-предметниками — не вызывает трудностей.

4.4. Схема полного анализа урока.

  • Анализ цели урока.

  • Анализ структуры, организации урока.

  • Анализ содержания урока.

  • Анализ методики проведения урока (деятельность учителя).

  • Анализ работы учащихся на уроке.

  • Анализ домашнего задания.

  • Оценка санитарно-гигиенических условий урока.

  • Психологический анализ урока.

  • Общие выводы по уроку.

Примерный план самоанализа урока

  1. Общая характеристика класса (отношения в классном коллективе, особенности психофизиологического развития, уровень подготовленности по предмету).

  2. Место урока в изучаемой теме, короткий анализ предметных и межпредметных связей.

  3. Рассмотрение общей цели в рамках образовательной, воспитательной, развивающей направленности.

  4. Характеристика плана занятия, разрабатываемого с целью поиска наиболее эффективных путей достижения учебных целей (оценка содержания учебного материала, методов и приемов обучения, форм организации самостоятельной познавательной деятельности).

  5. Соответствие проведенного занятия составленному плану (важно рассмотреть, удалось ли достичь учебных целей, последовательно разобрать все этапы с целью оценки использования ресурсов, выделить наиболее эффективные приемы обучения).

  6. Структурный аспект самоанализа, в рамках которого выполняется рассмотрение каждого отдельного элемента занятия с целью определения его вклада в достижение общей цели, приводятся доказательства правильности выбора используемой методики (или рассматривается возможность использования альтернативы).

  7. Функциональный аспект, основанный на рассмотрении соответствия выбранной структуры образовательным целям, возможностям класса. Дополнительно оценивается стиль общения педагога с классом, влияние характера общение на порядок реализации программного минимума.

  8. Оценка конечного результата занятия (формирование УУД, определение разрыва между образовательными целями и достигнутыми результатами, анализ причин разрыва, разработка возможностей преломления сложившейся учебной ситуации).

    Выводы и самооценка.

4.5.Карта самоанализа урока

Заполнение схемы — еще один простой способ проведения содержательной деятельности по самоанализу, которая может быть выполнена в короткие сроки.

Карта-схема самоанализа урока

Класс:______ Предмет:________ ФИО педагога:____________________

Тема урока:___________________________________________________

Типы школьных занятий согласно системно-деятельностному подходу по ФГОС:

  • усвоение новых знаний и умений;

  • формирование компетенций;

  • обобщение и систематизация знаний и умений;

  • комбинированный.

Формулировка целей и задач учебной деятельности

Типы задач, которые должны быть реализованы:

  • образовательные (усвоение законов и занятий, формирование ЗУНов);

  • воспитательные (коррекция поведенческих реакций, формирование мировоззрения);

  • задачи речевого развития (привитие навыков формировать связные высказывания, выделять главное, формулировать выводы и обобщения);

  • задачи волевого воспитания (развитие целеустремленности, взаимоуважения, выдержки);

  • развитие когнитивных способностей и интересов.

Краткая характеристика класса, особенности психофизического развития

Активность и работоспособность классного коллектива, отношение к воспитательно-образовательному процессу, интерес к предмету, сформированность общеучебных и специальных умений.

Трудности в работе по предмету с данным классом.

Выбор и обоснование структуры занятия

Этапы урока:

  • тема, цели, мотивация к учебной деятельности;

  • проверка домашнего задания, актуализация ЗУНов;

  • изучение новой темы;

  • систематизация ЗУН, применение полученных знаний на практике;

  • проверка усвоения нового материала;

  • подведение итогов урока, рефлексия.

Анализ содержания этапов урочной деятельности

На данном этапе саморефлексии важно выделить задачи занятия, соответствие использованных педагогических методов и приемов программным требованиям, принципам научности, последовательности, доступности; указать межпредметные связи и связь изучаемой темы с реальной жизнью.

Оценка оптимальности выбранных форм и методов обучения, обоснование педагогической целесообразности

Указание реализованных форм работы (общеклассных, групповых и индивидуальных).

Обоснование использованных комплексов методов, к числу которых следует отнести:

  • словесные (беседа, лекция, объяснения);

  • наглядные (демонстрация, презентация, иллюстрация);

  • практические (проведение исследований, опытов, экспериментов);

  • индуктивные и дедуктивные;

  • поисковые, репродуктивные;

  • приемы организации самостоятельной работы;

  • приемы стимулирования активности учащихся (квесты, экскурсии, создание ситуаций успеха);

  • контрольная деятельность — устная и письменная.

5. Самоанализ уроков в начальной школе

Главной тенденцией последних лет в образовательной среде стало включение начальной школы в общий воспитательно-образовательный комплекс. Обучение в младших классах в соответствии с ФГОС признано базовым этапом освоения программного материала. В связи с этим изменились требования к наполненности, глубине урочного содержания в начальной школе.

На уроке фокусируется деятельность педагога.

  • Научная подготовка

  • Педагогические навыки.

  • Методические умения.

  • Способность организовать самостоятельную работу всех школьников.

Реальная ценность урока – его результат; степень усвоения материала учениками.

Самоанализ проведенного урока в начальной школе, помимо выше изложенных компонентов, должен включать такие аспекты:

  • Оценку точности формулировки целей и установок занятия, которые могут касаться всего класса или отдельных групп учащихся.

  • Проговаривание задач вслух позволяет всем участникам образовательного процесса фиксировать учебные неудачи и прогресс, облегчает подведение итогов.

  • Анализ оптимальной плотности урочной деятельности с учетом возрастного и индивидуального фактора.

  • Определение сформированности у детей общеучебных умений, к числу которых следует отнести умение читать бегло и выразительно, вычленять из текста главную информацию, делать выводы, задавать содержательные вопросы и отвечать на них.

  • Использование во время занятий максимального количества каналов информирования младших школьников (посредством чтения, восприятия на слух).

  • Отметить факты привлечения детей к обучению в качестве помощников педагогов, консультантов, тренеров.

  • Использование методов организации самостоятельной работы малышей (чтение, выполнение письменных заданий, подготовка мини-докладов).

  • Разделение программного материала на основной и дополнительный, внедрение принципа дифференциации в процесс обучения.

Включение в структуру занятия элементов физической активности, способствующих сохранению и укреплению психофизического здоровья детей (гимнастика для глаз, физкультминутка, переключение внимания).

5.1.Самоанализ открытого урока

Открытые уроки являются одной из важнейших составляющих в системе методической работы современной образовательной организации. В отличие от обычных занятий, данная составляющая воспитательно-образовательного комплекса реализуется с целью демонстрации педагогического мастерства на примере реального учебного процесса. Открытую урочную работу следует рассматривать, в первую очередь, как средство распространения инновационного опыта в сфере образования, что определяет особые требования и к последующей рефлексии.

Занятия, нацеленные на распространение передового образовательного опыта, должны проводиться педагогами, имеющими высокий уровень методической подготовки и способными предлагать эффективные приемы работы в условиях нового времени. Рефлексия, выполненная на основе широко распространенной практики обучения, не представляет интереса для большинства учителей (если только речь не идет о начинающих педагогах).

1 уровень – учителем подготовлен самоанализ урока как формальный пересказ.

2 уровень – в ходе анализа и рефлексии дано обоснование отдельных параметров урока.

3 уровень – в ходе анализа и рефлексии дано обоснование всех позиций анализа урока, выражена логика «цель – средства – результат»

4 уровень – учитель в ходе анализа и рефлексии продемонстрировал способность самостоятельного адекватного обоснования всех структурных элементов урока — с учетом изменений плана: с различением замысла и реализации урока, запланированных и достигнутых учащимися результатов.

Самоанализ проведенного открытого урока имеет ряд особенностей, о которым важно помнить и ответственному педработнику, его коллегам, и представителям проверяющих органов:

Самоанализ не является обязательной составляющей открытого занятия. Если в регламенте мероприятия не предусмотрен данный вид активности, педагог может сделать выводы по результатам урочной деятельности в индивидуальном порядке и не выносить личное мнение, выводы на суд учительской общественности.

Выполнять рефлексию следует последовательно, в соответствии с общепризнанным планом, чтобы слушатели могли зафиксировать свое мнение по ряду пунктов и позже организовать дискуссию, обмен мнениями.

Рекомендуется выделить новизну занятия (необычная структура урочного блока, особые приемы обработки учебного материала) и продемонстрировать эффективность использования новации, которая может быть использована в стандартных условиях обучения. Отдельно следует обратить внимание на сочетаемость инноваций с традиционными методиками обучения.

При самоанализе важно учитывать два аспекта: средства достижения методической цели и уровень усвоения учебного материала. Системно-деятельностный подход предусматривает актуализацию внимания только на последнем пункте, но в условиях актуальной образовательной действительности очень важно фиксировать и распространять методы повышения качества образовательной практики.

5.2. Самоанализа урока по ФГОС

Класс________ Предмет_________

Тема урока___________________________________________________

(Вывод о степени её соответствия стандарту, учебной программе и учебно-тематическому планированию)

1.Место данного урока в теме.

2.Особенности обучающихся, которые преподаватель учитывал при подготовке к уроку.

3.Соответствие целей теме и типу урока.

4.Содержание урока в соответствии с поставленной целью.

5. Организационное начало урока

6. Мотивация

7. Каким образом происходит обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности

8. Методы обучения, выбранные для объяснения нового материала.

9. Формы обучения, выбранные учителем

10. Средства обучения, выбранные учителем.

11. Отражение на уроке основных дидактических принципов

12. Педагогические технологии, применяемые на уроке

13. Как учитель стимулирует интерес к учению.

14. Какие именно личностные результаты и УУД формируются в процессе урока

15. Проверка усвоения учебного материала.

16. Работа с классом

17.Психологические основы урока

18. Результативность урока

19. Домашнее задание

20. Подведение итогов деятельности

21. Наличие элементов нового в педагогической деятельности учителя.

Памятка учителю при анализе своего урока

Приучите себя к самоанализу урока.

Пусть не уйдут из поля вашего зрения следующие вопросы:

1. Работа по формированию учебных навыков и умений:

  • работа с книгой;

  • использование справочников и словарей;

  • развитие устной и письменной речи учащихся;

  • самоконтроль учащихся за своей учебной деятельностью;

  • самостоятельная работа.

2.Сколько учащихся не справилось с самостоятельной работой? Как вы поработали с учащимися по ликвидации пробелов в их знаниях?

3.Планомерно ли осуществляли контроль за знаниями учащихся на уроке? Учли ли вы следующее:

  • не преобладали ли фронтальные опросы?

  • как давно вы использовали ТСО, наглядные средства для оптимизации учебно-воспитательного процесса?

  • включили ли вы повторение в опрос? Делаете ли вы это в системе?

каково соотношение в составе опрошенных слабых и сильных учеников?

6. Примеры самоанализа уроков

Переосмысление качества педагогической деятельности удобнее всего проводить на основе примера, позволяющего не только наметить направления рефлексии, но и подобрать оптимальные формулировки. Анализ школьных занятий может выполняться устно или письменно, в описательной или табличной форме. Педагогу рекомендуется найти для себя оптимальную форму работы по рефлексии и выработать собственные алгоритмы по ее осуществлению, чтобы включить этот вид деятельности в ежедневную практику.

6.1.Пример

Тема урока:

Цели урока:

Образовательные : :

  • закрепить умение решать задачи на движение арифметическим способом с опорой на схемы, таблицы, краткие записи, используя знание зависимости между величинами, характеризующими процессы движения ( пройденный путь, скорость, время)

— создать условия для формирования умения видеть, сравнивать, обобщать и делать выводы;

Развивающие:

— развивать вычислительные навыки путём привлечения занимательного материала, создания проблемных ситуаций;

  • развивать логическое мышление, воображение, восприятие, речь.

Воспитательные:

воспитывать ответственность, коллективизм, взаимопомощь, аккуратность, самостоятельность, дисциплину, наблюдательность)

  • воспитывать желание учиться и делать открытия;
  • воспитывать умение слушать других.

В процессе обучения формирую следующие блоки УУД.

Личностные УУД:

-внутренняя позиция школьника;

— учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

-самоанализ и самоконтроль результата;

-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Познавательные УУД:

-поиск и выделение необходимой информации;

-применение методов информационного поиска;

— способность и умение учащихся производить простые логические действия ( анализ, сравнение).

Коммуникативные УУД:

формирую умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; умение работать в парах, в группах, учитывая позицию собеседника; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные УУД:

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;

  • коррекция;
  • оценка.

Ресурсы: Компьютер, проектор, презентация. Учебник «Математика», 3 класс

Тип урока:

Свой урок я строила в соответствии с ФГОС, используя информационно-коммуникативные технологии.

Данный урок представлен по ходу изучения раздела «Задачи на движение».

На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержание урока я включила элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: цели урока определяли сами ученики, исходя из соответствующей проблемной ситуации.

На данном уроке применялся деятельностный метод обучения, который был реализован в следующих видах деятельности: учебной и учебно-исследовательской.

Любой процесс познания начинается с импульса, побуждающего к действию. Необходима мотивация, побуждающая ученика к вступлению к деятельности. Помня об этом, я продумывала каждый этап урока, составляла задания, подбирала вопросы, использовала различные приёмы активизации учеников.

На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера, детям надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия.

Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими.

Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению.

При постановке вопросов и определении заданий на уроке я учитывала индивидуальные особенности учеников, давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке.

Учебная информация была привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке.

Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей детей.

Самоанализ урока по теме

В соответствии с принципами системно-деятельностного подхода, являющегося методологической основой ФГОС, одной из ключевых задач реализации воспитательно-образовательного комплекса является овладение школьниками деятельностными умениями, которые впоследствии будут применены в реальной жизни, при решении каждодневных профессиональных и личностных задач.

Деятельностные навыки, основанные на умении переходить от общего к частному, обобщать, вычленять важные факты из большого информационного потока, первоочередно формируются во время уроков открытия новых знаний.

Соответственно, самоанализ урока по новой теме должен выполняться с особой тщательностью, поскольку результативность такого типа занятий является ключевым показателем педагогического мастерства.

При планировании и рефлексии важно учитывать способности детей к усвоению нового материала. Исследования, проведенные ведущими педагогами-психологами, свидетельствуют, что процесс формирования ключевых компетенций напрямую зависит от временных рамок:

  1. В начале школьного занятия (1-4 минуты) усваивается 60 % учебного материала.

  2. 2. Основной процесс формирования ЗУН (усвоение 80 % озвученной информации) осуществляется в первой половине урочного часа (5-23 минут).

    3.

  3. Во второй половине урока (24-34 минуты) способность учеников к восприятию информации снижается (усваивается не более 50 % информации).

    4.

  4. В конце занятия (35-45 минут) дети фактически не воспринимают новые знания (усваивается около 5% информации).

В связи с этим самоанализ может считаться удовлетворительным при условии, что структура занятий по новой теме выстроена согласно рекомендациям, представленным в таблице.

6.2. Пример самоанализа урока по окружающему миру (2 класс).

Тема урока: «Про собак и кошек».

Выбрано занятие, подразумевающее изучение нового материала. Урок тесно перекликается с предыдущим материалом, является звеном к следующим занятиям по окружающему миру.

Целью являлось обучение младших школьников работе с дополнительными литературными источниками, формирование навыков систематизации информации, основанной на научных фактах. На уроке были решены следующие задачи:

расширены представления обучающихся о домашних животных;

сформированы знания о породах собак и кошек;

даны представления об истории развития отношений между человеком и домашними питомцами;

сформированы познавательные процессы (внимание, мышление, память), коммуникативные навыки;

воспитывалось чувство ответственности за питомцев.

Для урока был использован учебник «Окружающий мир» А. Плешакова.

Предполагалось включение учащихся в виде субъектов деятельности на определенных этапах данного урока. В ходе занятия использовался компетентностно-ориентированный подход к обучению.

Для достижения поставленных целей, применялись следующие методики:

словесные беседы на этапе рефлексии, а также для активизации познавательной деятельности;

наглядные пособия при объяснении нового материала;

практическая работа с элементами исследования.

Проблемно-поисковый метод позволил решить задачи, поставленные на урок. Учителю удавалось поддерживать познавательную активность обучающихся. Высокую работоспособность удавалось поддерживать с помощью реализации личностно-ориентированного подхода, рационально подобранных вопросов и заданий. Динамичность обеспечивалась сменой видов деятельности, высокой степенью самостоятельности школьников.

Учитель дал возможность каждому ребенку проявить его творческие способности, проанализировать личностные достижения. Урок в полной мере достиг цели.

Важные моменты самоанализа по ФГОС

Как провести самоанализ урока русского языка?

Пример, предложенный для урока по окружающему миру, содержит структуру, которая является универсальной для любой учебной дисциплины. Безусловно, в зависимости от специфики предмета, в ходе самоанализа педагог отмечает определенные детали, но общая схема пояснения своей деятельности коллегам, остается неизменной.

Пример самоанализа урока литературы должен содержать информацию, касающуюся использования чтения для формирования и развития коммуникативных навыков. Учитель химии в самоанализе учитывает сформированность практических умений обучающихся, преподаватель обществознания выделяет моменты, касающиеся социализации подрастающего поколения.

Заключение

Зачем нужен самоанализ урока по ФГОС? Образец структуры, предложенный выше, в полной мере отвечает на данный вопрос. Педагог, рассказывая коллегам о результатах своей деятельности, отмечает все положительные и отрицательные моменты. Среди обязательных элементов, включаемых в самоанализ урока, выделим проработку методов деятельности педагога на учебном занятии. Учитель рассказывает коллегам о том, какими способами учащиеся привлекались к усвоению материала. Оценивается в самоанализе и свобода владения темой школьников, учителя.

Не остается без пристального внимания и рациональность организации разноуровневых заданий, создание условий для помощи слабым ученикам. Самоанализ включает материал, касающийся методов закрепления и формирования интереса у учеников к преподаваемой дисциплине. Особое место в оценке своей деятельности педагог должен уделять обратной связи со школьниками, созданию им условий для полноценного саморазвития каждого ученика. В выводах к проведенному занятию учитель отмечает полноту выполнения плана занятия, достижение цели, интересные и поучительные моменты. Важна и та атмосфера, которая будет царить в процессе проведения анализа урока.

Если коллеги настроены доброжелательно и объективно, аттестуемому педагогу намного проще и комфортнее отметить недостатки, которые он для себя выявил в проведенном уроке (мероприятии).

После введения федеральных государственных стандартов второго поколения в структуру самоанализа были внесены некоторые изменения. Классический вариант в новых реалиях уже не позволяет получать полноценную картину деятельности педагога, поэтому не применяется при диагностике профессионализма современного школьного учителя.

Было бы наивно думать, что учительство в своей основной массе само овладеет методикой системного самоанализа урока. Этому надо учить, настойчиво и систематически. И первыми учителями должны стать руководители школ, овладевшие методикой системного анализа урока. Методика системного самоанализа урока в своей основе мало чем отличается от методики системного подхода к анализу урока руководителем школы, но, тем не менее, имеет свою определенную специфику, связанную с субъектом анализа — учителем. Поэтому умение провести самоанализ принесёт плоды тому, кто его будет регулярно использовать в своей работе.

Любой пример самоанализа урока по ФГОС является важным элементом педагогической деятельности. С его помощью педагог выявляет свои ошибки, прикладывает определенные усилия для того, чтобы справиться с ними.

Самоанализ является важным элементом федеральных стандартов нового поколения. При правильном и полном составлении оценки собственной деятельности, педагог получает гораздо больше шансов на признание его профессионализма, компетентности. Проведя самоанализ, учитель может самостоятельно оценить свою работу, внести определенные корректировки в методику преподавания предмета.

Если учитель не умеет проводить анализ своей работы, он не соответствует профессиональным требованиям, выдвигаемым федеральными стандартами второго поколения. Сложнее всего оценивать свой урок молодым специалистам, так как у них нет опыта по распределению временных рамок каждого этапа, внедрению методических приемов, выбору методик преподавания.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/diplomnaya/samoanaliz-diplomnoy-rabotyi-primer/

1 .Зотов Ю.Б. Организация современного урока /Под ред. П.И.Пидкасистого, М., 2004.

2 .Ильина Т.А. Педагогика. Курс лекций. М., 2004.

3 .Кириллова Г.Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения. М., 2000.

4 .Культура современного урока /Под ред. Н.Е.Щурковой. — М., 2004.

5 .Махмудов М.И. Современный урок 2-е изд.. — М., 2005.

6 .Омищук В.А. Урок в современной школе. — М., 2005.

7 .Селевко Г.К. тестовый аспектный анализ урока. — М., 2006.

8 .Канаржевский Ю.А. Анализ урока М., 2008.

9 .Педагогика. УМП. А. Я. Варламова, П. В. Кириллов. – Волгоград, 2004.

10 . В. Илюхина. Как провести анализ урока. Газета «Начальная школа», №5, 2007.