«Формирование нравственно-волевых качеств у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности»

Содержание скрыть

Актуальность темы данной работы заключается в том, что на современном этапе общество поглощено проблемами финансовых отношений, нестабильностью экономики, политическими сложностями, которые разрушают социальные связи и нравственные устои. Это ведет к нетерпимости и ожесточению людей, разрушает внутренний мир личности.

Решая задачи воспитания, необходимо опереться на разумное и нравственное в человеке, определить ценностные основы собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ общества. Этому поможет нравственное воспитание.

Исследуемая проблема нашла отражение в исследованиях таких философов античности как Пифагор, Демократ, Аристотель. Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н. Толстой: «Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра».

Нравственное воспитание закладывается в дошкольном детстве и продолжается всю жизнь. Взрослый человек также способен принять нравственные ценности, даже если они не были заложены у него в детстве. Для этого может послужить как нравственный пример другого человека, так и работа над собой через обретение духовности, сострадания к ближнему.

Воспитание нравственно-волевых качеств личности подрастающего поколения является актуальным во все времена. Нравственность передается из поколения в поколение и поддерживается общественным мнением. Каждый человек, усваивая нравственность общества, начинает сам регулировать своё поведение и оценивать поведение других. Развитие воли и её воспитание является одной из неотъемлемых задач процесса воспитания.

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности в различных формах: экскурсии, кружки, соревнования, олимпиады. Поэтому эффективно осуществлять нравственно-волевое развитие во внеурочной деятельности.

Цель исследования: теоретически обосновать влияние внеурочной деятельности на формирование нравственно-волевых качеств личности у детей младшего школьного возраста.

Объект исследования: формирование нравственно-волевых качеств у детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования: внеурочная деятельность в формировании нравственно-волевых качеств у детей младшего школьного возраста.

Задачи исследования:

1. На основе анализа научной литературы рассмотреть проблемы формирования нравственно-волевых качеств личности.

6 стр., 2610 слов

Связь нравственного и физического воспитания персонала

... ее системообразующий признак – нравственное воспитание. «Сердцевина нравственного воспитания – развитие нравственных чувств личности». «Нравственное воспитание» – это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали». ...

2. Изучить особенности формирования нравственно-волевых качеств у детей младшего школьного возраста.

3. Рассмотреть сущность, особенности организации и проведения внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

4. Изучить роль внеурочной деятельности в формировании нравственно-волевых качеств у учащихся начальных классов.

5. Подобрать диагностические методики на выявление уровня сформированности нравственно-волевых качеств у младших школьников.

Теоретико-методологическая основа: теоретические положения М.И. Шиловой о воспитании и самовоспитании деятельностью волевых черт характера младших школьников; теоретические положения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования о внеурочной деятельности и ее организации в начальных классах.

Структура работы: введение, основная часть, состоящая из двух глав, заключение, библиографический список, приложения.

1.1 Содержание понятий «нравственность», «нравственно-волевые качества»

Само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательнос­ти к каждому человеку. По мнению В.А. Сухомлинского «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания» [12].

Исследуемая нами проблема нашла отражение в фундаментальных работах А.М.Архангельского, Н.М.Болдырева, Н.К.Крупской, А.С.Макаренко, И.Ф.Харламова и др., в которых выявляется сущность основных понятий теории нравственного воспитания, указываются способы дальнейшего развития принципов, содержания, форм, методов нравственного воспитания.

В.И. Даль толковал слово мораль как «нравственное ученье, правила для воли, совести человека»[4].

«Нравственный — противоположный телесному, плотскому, духовный, душевный. Нравственный быт человека важнее быта вещественного.» «Относящийся к одной половине духовного быта, противоположный умственному, но сопоставляющий общее с ним духовное начало, к умственному относится истина и ложь, к нравственному — добро и зло. Добронравный, добродетельный, благонравный, согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека с долгом честного и чистого сердцем гражданина. Это человек нравственный, чистой, безукоризненной нравственности. Всякое самоотвержение есть поступок нравственный, доброй нравственности, доблести».

С годами понимание нравственности изменилось. «Нравственность – это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами» [10].

Мыслители разных веков трактовали понятие нравствен­ности по-разному. Еще в древней Греции о нравственном человеке говорилось: «Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства … Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями человека[3].

14 стр., 6542 слов

Исследовательская работа для диплома «Человек. Индивид. Личность. ...

... о человеке, как личности, индивидууме, о моральной оценке личности. 2- 3. Основная часть: Глава. Вступительная часть. Из данной схеме видно, что: 1. Человек как индивид отражает ... причем в условиях современной цивилизации в силу воспитания, законов, моральных норм социальное начало человека контролирует биологическое. Человек — живое разумное общественное существо, субъект общественно-исторической ...

Из всего этого мы можем сделать вывод, что нравственно неустойчивому человеку порой трудно выбирать, как поступить в той или иной ситуации, не потеряв своего достоинства.

Здесь необходимо подключить такое качество личности как воля. В сочетании с нравственностью воля образует интегративное свойство личности – нравственно-волевые качества, которые представляют собой совокупность социально и биологически обусловленных компонентов, позволяющих личности действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия.

«Незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает». «Никто не учит маленького человека: «Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь свое личное». Все дело в одной, в очень важной закономерности нравственного воспитания. Если человека учат добру- учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу — все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать» [12].

В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль. «Мораль (латинское mores-нравы) — нормы, принципы, правила поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом).»

Понятие «нравственное воспитание» всеобъемлюще. Оно пронизывает все стороны жизнедеятельности человека. Именно поэтому выдающийся педагог современности В.А. Сухомлинский, разработав воспитательную систему о всестороннем развитии личности, вполне обосновано считал, что ее системообразующий признак – нравственное воспитание[12].

«Сердцевина нравственного воспитания – развитие нравственных чувств личности». «Нравственное воспитание» – это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали».

Воспитанность – это соответствие неким принятым в данном обществе правилам хорошего тона [10].

Милосердие – это готовность помочь или простить кого – то из сострадания или соображений гуманности [13].

Нравственность – внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. Человек безупречной нравственности [11].

Трудолюбие – готовность отдавать время, силы, энергию для производства общественно-полезного продукта [13].

Основные понятия, термины в описании педагогического опыта являются общепринятыми и широко используются в педагогической литературе.

Воспитание нравственно-волевых качеств ребенка следует рассматривать как одну из основных задач образовательного учреждения и семейного воспитания. Нравственно-волевые качества личности – это , совокупность социально и биологически обусловленных компонентов, позволяющих ему действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия [13].

8 стр., 3924 слов

Воспитание и развитие личности ребенка

... личности ребенка Процесс становления личности ребенка осуществляется в условиях воспитания и обучения путем присвоения общественно - исторического опыта человечества. Это происходит в разных видах деятельности. В итоге ребенок ... Отбор доступного ребенку содержания осуществляется взрослым в процессе воспитания и обучения. Этим и определяется ведущая роль воспитания в развитии личности ребенка. В связи ...

В педагогическом процессе без сформированности нравственно-волевых качеств (настойчивость, выдержка, организованность, решительность, целеустремленность и т. д.) воспитаннику трудно реализовать свои потенциальные возможности в полном объеме.

Особенно ярко проявляется неустойчивость волевого усилия в младшем школьном возрасте, основной причиной которого является преобладание возбуждения над торможением. В этом возрасте нужно вырабатывать у детей умение управлять собой, поэтому необходимо помогать детям выполнять установленные правила поведения, предупреждать возможности нарушения, формировать умение сдерживать себя, не поддаваться отрицательному примеру сверстников.

Каковы же основные черты нравственной личности? Это доброта, ответственность, честность, душевность, трудолюбие, щедрость, патриотизм, вежливость, преданность, любовь к природе.

Таким образом, единство нравственного сознания, нравственных чувств и нравственного поведения, воплощенное в нравственно-волевых качествах – важнейший показатель соответствия между процессом воспитания и нравственным развитием ребенка.

1.2 Сущность, особенности организации и проведения внеурочной деятельности младших школьников

Школа является основным звеном в системе воспитания подрастающего поколения. На каждом этапе обучения ребенка доминирует своя сторона воспитания. «В воспитании младших школьников такой стороной будет нравственное воспитание: дети овладевают простыми нормами нравственности, учатся следовать им в различных ситуациях. Учебный процесс тесно связан с нравственным воспитанием. В условиях современной школы, когда содержание образования увеличилось в объеме и усложнилось по своей внутренней структуре, в нравственном воспитании возрастает роль учебного процесса. Содержательная сторона моральных понятий обусловлена научными знаниями, которые учащиеся получают, изучая учебные предметы. Сами нравственные знания имеют не меньшее значение для общего развития школьников, чем знания по конкретным учебным предметам» [2].

Учителю принадлежит приоритетная роль в воспитании и обучении школьников, в подготовке их к жизни и общественному труду. Учитель всегда является для учащихся примером нравственности и преданного отношения к труду. Проблемы нравственности школьников на сегодняшнем этапе развития общества особенно актуальны. Специфической особенностью процесса нравственного воспитания следует считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени.

Существенным признаком процесса нравственного воспитания является его концентрическое построение: решение воспитательных задач начинается с элементарного уровня и заканчивается более высоким. Для достижения целей используются все усложняющиеся виды деятельности. Этот принцип реализуется с учетом возрастных особенностей учащихся.

11 стр., 5158 слов

Внеурочная деятельность как средство развития познавательного ...

... развитие познавательного интереса младших школьников к внеурочной деятельности. В соответствии с целью исследования были сформулированы следующие задачи : отобрать и изучить литературу по развитию познавательного интереса у младших школьников; выявить влияние внеурочной деятельности на развитие познавательного ... основном в дополнительном образовании) как значимыми для ... и эффекты своей работы, не умея ...

В младшем школьном возрасте интенсивно развивается самосознание: ребенок начинает понимать, что она является индивидуальностью, которая подвергается социальным воздействиям: она обязана учиться и в процессе учения с изменять себя, коллективные понятия, знания, идеи, которые существуют в обществе, систему социальных ожиданий в отношении поведения и ценностных ориентаций; ребенок переживает свою уникальность, свою самостью, стремится утвердить себя среди взрослых и сверстников.

В учебной деятельности у школьника складываются представления о себе, самооценку, формируются навыки самоконтроля и саморегуляции

Развитие самооценки, ее адекватность, усидчивость, обобщенность во многом зависят от того, насколько содержательным является представление ребенка о самом себе: самооценка может быть адекватной устойчивой, с завышенной стойкой или неустойчивой, заниженной неустойчивой в связи с тем, что представления о себе могут быть адекватными и устойчивыми, неадекватными и неустойчивыми, могут содержать характеристики, данные другими людьми (взрослыми).

Существует взаимосвязь особенностей самооценки младших школьников и уровней сформированности учебной деятельности: у детей с высоким уровнем сформированности учебной деятельности наблюдается относительно устойчивая а адекватная и рефлексивная самооценка; низкому уровню сформированности учебной деятельности отвечает недостаточная рефлексивность самооценки, ее высокая категоричность и неадекватность в младшем школьном м возрасте происходит переход от конкретно-ситуативной в обобщенную самооценку.

В этом возрасте развивается самопознание и личностная рефлексия как способность самостоятельно устанавливать границы своих возможностей Рефлексия проявляется в возможности выделять особенности собственных действий и делать и их предметом анализа Очень важно, чтобы ребенок знал, что он может и умеет делать, в том числе, лучше всех Способность делать что-то лучше всех принципиально важна для младших школьников для развития в них чувство умелости, компетентности, полноценности.

Для развития воли младших школьников важна доступность цели деятельности, оптимальная по сложности задача, тогда как слишком легкие или сложные задачи тормозят развитие волевых качеств и действий Условием развития волевых качеств является такая организация деятельности, при которой ребенок видит собственное продвижение к цели и осознает его как следствие собственных усилий В этом возрасте формируются способы волевой регуляции: вначале это словесная инструкция учителя, затем, с развитием самосознания, волевой акт вызывается собственными потребностями ребенка.

К концу младшего школьного возраста формируются такие волевые качества характера, как самостоятельность, настойчивость, выдержка.

5 стр., 2467 слов

Содержание, формы и средства внеурочной работы по обществознанию, ...

... 2. Рассмотреть модели внеурочной деятельности по обществознанию. Сущность внеурочной деятельности в системе образования РФ Воспитание в ... системах как основного, так и дополнительного образования) как значимыми для него носителями ... образования, где внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено пространство и время в образовательном процессе. При организации внеурочной работы ...

Процесс нравственного воспитания динамичный и творческий: учителя постоянно вносят в него свои коррективы, направленные на его совершенствование.

Одна из задач воспитания — правильно организовать деятельность ребенка. В деятельности формируются нравственные качества, а возникающие отношения могут влиять на изменение целей и мотивов деятельности, что в свою очередь влияет на усвоение нравственных норм и ценностей организаций. Деятельность человека выступает и как критерий его нравственного развития.

Внеурочная работа как никакая другая дает простор для формирования нравственных качеств личности у детей. Именно вне урока наиболее полно проявляется характер школьника, именно вне урока учитель может наиболее глубоко увидеть отношения между детьми.

Принципы внеурочной деятельности:

Принцип открытости. Учащиеся планируют жизнь в классе совместно с классным руководителем, вносят коррективы в предложения взрослого с учетом своих интересов, потребностей и желаний. Если классный руководитель хочет включить в план, какие — то мероприятия, в которых ребята не хотели бы участвовать, он должен быть убедителен и использовать в своем арсенале аргументы убеждения, соответствующие принципу привлекательности.

Принцип привлекательности будущего дела. Классный руководитель может убедить и заинтересовать учащихся, показав им привлекательность выполняемого дела, которое у них получится в конечном результате. Ребятам в любом возрасте не интересны абстрактные и расплывчатые цели. Их увлекает конкретный результат выполняемого дела.

Принцип деятельности. Ребятам нужна активная, полезная и значимая Внеурочная деятельность. Внеклассную деятельность необходимо строить, используя знания, умения и навыки учебной деятельности. Словом, все, что изучено на уроке можно практически «потрогать» вне его. Этому могут служить конкурсы «почемучек» — живая и конкретная деятельность.

Принцип обратной связи. Большое значение в работе классного руководителя имеет принцип обратной связи. Проведя любое внеклассное мероприятие — классный час, праздник или экскурсию — классный руководитель обязан побеседовать с учащимися и изучить их мнение, их настроение, степень их участия в проведенном мероприятии. Если ребята видят, что классный руководитель не воспринимает результат формально и безразлично, то у них тоже формируется неформальное отношение к порученному делу.

Принцип сотворчества. В этом принципе соединяется два слова: сотрудничество и творчество. Сотрудничество — в подготовке внеклассного мероприятия — это право выбора учащимися себе партнеров по выполняемому делу. Стимулом творчества учащихся может служить возможность внесения корректив в сценарий внеклассного мероприятия самими учащимися, проявления самостоятельности и инициативы в порученном деле.

Принцип успешности. И взрослому, и ребенку нужно чувствовать собственную значимость и успешность. Инструментом оценки успешности учащихся может служить слово классного руководителя, его интонация, жесты, мимика. Очень важно, если классный руководитель будет оценивать и успешность развития и совершенствования каждой личности по мере развития классного коллектива.

6 стр., 2981 слов

Мотивация деятельности личности в организации

... объясняют поведение и активность человека. Рассмотрению всех этих факторов и посвящена данная работа. 1. Мотивация деятельности личности в организации 1.1 Формы и факторы мотивации персонала в организациях Мотивационная ... определенном уровне поведенческую активность индивида. Она охватывает систему стимулирующих факторов (потребности, мотивы, цели, намерения и т.д.), способных влиять на поведение ...

Формы, используемые при внеурочной деятельности:, Творческие методы (сочинения, рисунки, театрализованные представления, музыка)., Методы создания воспитывающих ситуаций (модели ситуаций, ролевые игры, конкурсы).

Информационно-развивающие методы (рассказ учителя, беседы, информация о событиях в мире, стране, школе).

Психологические тренинги (Игра «Мы с тобой одной крови», игра «О ком я говорю?», игра «Кто нуждается в помощи?»)

Практическая работа (благотворительные акции, поздравления ветеранов, воинов, помощь одноклассникам, родителям, учителю, школе).

2.1 Направления внеурочной деятельности по ФГОС НОО

Приказом Министерства образования и науки РФ № 1241 от 26 ноября 2010 внесены изменения в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373

В учебном плане (пункт 19.3 стандарта) не предусмотрены обязательные 1350 часов для осуществления внеурочной деятельности (10 часов на каждый класс), как это было первоначальной редакции стандарта. Учебный план начальной школы определяет (как и в стандарте 2004 г.) объем аудиторной учебной нагрузки по обязательным предметным областям.

Содержание пунктов 16 и 17 ФГОС НОО означает, что, во-первых, основная образовательная программа начального общего образования должна быть реализована образовательным учреждением через учебный план и внеурочную деятельность по обозначенным ранее направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).

Кроме того, в пункте 17 сказано, что в образовательной программе должно быть предусмотрена внеурочная деятельность.

Так как реализация основной образовательной программы начального общего образования осуществляется самим образовательным учреждением, то при отсутствии возможности для реализации внеурочной деятельности образовательное учреждение в рамках соответствующих государственных (муниципальных) заданий, формируемых учредителем, использует возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта.

Для организации внеурочной деятельности в период каникул используются возможности организаций отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных смен, летних школ, создаваемых на базе общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей.

план внеурочной деятельности.

Анализ результатов апробации нового стандарта в пилотных школах позволил выделить две основные модели организации внеурочной деятельности:

  1. Внутришкольная модель – ориентация на внутренние материально-технические, кадровые, финансовые ресурсы ОУ. Для организации внеурочной деятельности в такой модели в рамках субвенции финансируются часы:

    20 стр., 9508 слов

    Педагогические условия организации внеурочной деятельности как ...

    ... внеурочной деятельности. Предмет исследования: педагогические условия достижения личностных результатов младших школьников во внеурочной деятельности. Цель исследования: выявить педагогические условия достижения личностных результатов младших школьников. Гипотеза : достижение личностных результатов младших школьников будет проходить эффективней, если в работе ...

внеаудиторной занятости;

  • на различные виды деятельности в каникулярное время (в рамках установленной тарификации);
  • в рамках групп продленного дня;

— на организацию воспитательной работы в рамках осуществления функций классного руководителя.

  1. Интегрированная модель обеспечивает организацию внеурочной деятельности за счет внутренних ресурсов ОУ и во взаимодействии с учреждениями дополнительного образования, культуры, спорта, здравоохранения, социальной защиты, общественными объединениями и организациями. Соответственно, часть часов финансируется за счет субвенции, часть из муниципального бюджета (учреждения дополнительного образования), часть часов может никем не финансироваться (волонтерские движения, общественные организации и др.).

Одним из способов реализации воспитательной составляющей ФГОС может быть интеграция общего и дополнительного образования через организацию внеурочной деятельности.

содержательных механизмов

организационных механизмов

разработка и осуществление совместных программ внеурочной деятельности в таких формах, как социальное проектирование, коллективные творческие дела, акции и др., направленных на решение воспитательных задач;

кооперация ресурсов и обмен ресурсами учреждений общего и дополнительного образования детей (интеллектуальными, кадровыми, информационными, финансовыми, материально-техническими и др.);

предоставление услуг (консультативных, информационных, технических и др.);

  • взаимообучение специалистов, обмен опытом;
  • совместная экспертиза качества внеурочной деятельности.

Для использования возможности учреждений дополнительного образования, культуры, спорта и других организаций образовательному учреждению целесообразно заключать договор о реализации внеурочной деятельности младших школьников. При этом необходимо учитывать п. 1.6. раздела I «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования СанПиН 2.4.4.1251-03″(Постановление от 3 апреля 2003 г. № 27) о наполняемости групп.

направлениям

  • Спортивно-оздоровительное

  • Духовно-нравственное

  • Социальное

  • Общеинтеллектуальное

  • Общекультурное

Направления

Приобретение

В связи с этим педагогам рекомендуется инициировать и организовывать работу школьников с воспитывающей информацией, предлагая им обсуждать её, высказывать своё мнение, вырабатывать по отношению к ней свою позицию. Это может быть информация о здоровье и вредных привычках, нравственных и безнравственных поступках людей, героизме и малодушии, войне и экологии, классической и массовой культуре и других экономических, политических или социальных проблемах нашего общества. Поиск и предъявление школьникам этой информации не должны затруднять педагога, так как её можно найти в самых разных предметных областях познания.

5 стр., 2007 слов

Реализация механизма самооценки для совершенствования деятельности организации

... деятельности в организации. Системный подход. Направления работы при самооценке и ее результаты играют определенную роль для организации как системы в целом, а также для составляющих ее процессов и уровней ... цель и задачи самооценки деятельности организации Самооценка организации является всесторонним и систематическим анализом деятельности организации и результатов по отношению к системе менеджмента ...

При обсуждении такой информации эффективны внутригрупповые дискуссии.

В качестве примера назовём несколько потенциально дискуссионных тем из разных областей познания: заседания кружка любителей литературы, организуемые для воспитанников ДОУ, могут стать фактором приобретения школьниками опыта социального действия.

Общественно – полезная деятельность:

Проблема формирования сознательного гражданина с прочными убеждениями по праву стоит во главе угла идейного и нравственного воспитания и является основной проблемой воспитания в целом. Важно воспитывать с ранних лет коллективизм, требовательность к себе и друг другу, честность и правдивость, стойкость, трудолюбие, потребность приносить пользу окружающим, целенаправленно формировать мотивационную сферу растущего человека.

Без усвоения норм взаимоотношений невозможно формирование социальной активности, в процессе развития которой происходит повышение уровня самоопределения ребенка, расширение понимания им своего места в системе отношений «я и мои сверстники», «я и взрослые», «я и общество». Критерием оценки общественно полезной деятельности младшего школьника является не просто ее продукт (он может быть минимален), а степень сформированности ответственного отношения к общему делу.

Направление внеурочной работы, связанное с общественно-полезной деятельностью, может быть представлено следующими видами деятельности: социальное творчество, волонтёрская деятельность, трудовая деятельность и др. с учетом имеющихся в распоряжении ресурсов, желаемых результатов и специфики образовательного учреждения. Общественно-полезная деятельность школьников уже в начальных классах должна учить детей самостоятельности в организации собственной индивидуальной, групповой и коллективной деятельности.

Особое внимание необходимо обратить на нормативные документы, регламентирующие использование детского труда в школе.

Согласно п.14 ст. 50. Закона «Об образовании» привлечение обучающихся, воспитанников гражданских образовательных учреждений без согласия обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается. Аналогичная норма закреплена в п. 50 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утверждённого постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 №196, согласно которому общеобразовательному учреждению запрещается привлекать обучающихся к труду, не предусмотренному образовательной программой, без их согласия и согласия родителей (законных представителей).

Следовательно, при создании

Место проведения

Время проведения

Формы организации

Школа

Вторая половина учебного дня

Работа в рамках проекта «Благоустройство школьной территории»; работа по озеленению класса, школы; организация дежурства в классе; профориентационные беседы, встречи с представителями разных профессий; выставки поделок и детского творчества; трудовые десанты, субботники; социальные пробы (инициативное участие ребенка в социальных акциях, организованных взрослыми); КТД (коллективное творческое дело); социально-образовательные проекты; сюжетно-ролевые продуктивные игры («Почта», «Город мастеров», «Фабрика») и др.

Семья

Вторая половина учебного дня, выходные дни

Учреждения дополнительного образования, культуры, спорта, общественных объединений и организаций

Школьные оздоровительные лагеря

Каникулы

различение результатов и эффектов

Результат – это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности (например, школьник приобрел некое знание, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрел опыт действия).

Эффект – это последствие результата; то, к чему привело достижение результата. Например, приобретенное знание, пережитые чувства и отношения, совершённые действия развили человека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности.

В сфере школьного воспитания и социализации имеет место серьезная путаница результатов и эффектов. Привычны утверждения, что результатом воспитательной деятельности педагога является развитие личности школьника, формирование его социальной компетентности и т.д. При этом упускается из виду (вольно или невольно), что развитие личности ребенка зависит от его собственных усилий по самостроительству, от «вкладов» в него семьи, друзей, ближайшего окружения, других факторов. То есть развитие личности ребенка – это эффект, который стал возможен благодаря тому, что ряд субъектов воспитания и агентов социализации (в том числе, сам ребенок) достигли своих результатов. Тогда в чем же результат воспитательной деятельности педагога?.. Невнятность понимания самими профессиональными педагогами результатов своей деятельности не позволяет уверенно предъявлять эти результаты обществу, рождает общественное сомнение и недоверие к педагогической деятельности.

Образовательные результаты внеурочной деятельности школьников могут быть трех уровней:

1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь;

2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь;

3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни.

Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления образовательных эффектов этой деятельности (эффектов воспитания и социализации детей), в частности:

  • формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников;

— формирования у детей социокультурной идентичности: страновой (российской), этнической, культурной, гендерной и др.

Например, неоправданно предполагать, что для становления гражданской компетентности и идентичности школьника достаточно уроков граждановедения. Даже самый лучший урок граждановедения может дать школьнику лишь знание и понимание общественной жизни, образцов гражданского поведения (конечно, это немало, но и не всё).

А вот если школьник приобретет опыт гражданских отношений и поведения в дружественной среде (например, в самоуправлении в классе), и уж тем более в открытой общественной среде (в социальном проекте, в гражданской акции), то вероятность становления его гражданской компетентности и идентичности существенно возрастает.

Используя методический конструктор, данный в приложения (приложение 2) (Григорьев Д. В., Степанов П. В. «Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности в школе») педагоги смогут самостоятельно разрабатывать образовательные программы внеурочной деятельности с учетом имеющихся в их распоряжении ресурсов, желаемых результатов, специфики образовательного учреждения.

2.2 Диагностическая методика исследования нравственно-волевой сферы младших школьников

Диагностика нравственной воспитанности по методике М.И.Шиловой

Диагностическая таблица уровней нравственной воспитанности (УНВ) отражает пять основных показателей нравственной воспитанности школьника (см. Приложение 2 ):

  • Отношение к обществу, патриотизм;

  • Отношение к умственному труду, любознательность;

  • Отношение к физическому труду, трудолюбие;

  • Отношение к людям (проявление нравственных качеств личности);

  • Саморегуляция личности (самодисциплина)

По каждому показателю сформулированы признаки и уровни формирующихся качеств (от 3-го уровня до нулевого уровня).

Баллы по каждому показателю независимо друг от друга выставляют учитель и родители. Полученные в ходе диагностики баллы суммируются по каждому показателю и делятся на два (вычисляем средний балл).

Полученные средние баллы по каждому показателю вносятся в сводный. Затем средние баллы по всем показателям суммируются. Полученное числовое значение определяет уровень нравственной воспитанности (УНВ) личности ученика:

Низкий (0) уровень — невоспитанность (от 0 до 10 баллов), Уровень воспитанности ниже среднего (1 уровень — от 11 до 20 баллов), Средний (2) уровень воспитанности (от 21 до 30 баллов), Высокий (3) уровень воспитанности (от 31 до 40 баллов)

Таким образом, формируется оценка нравственных качеств личности. Необходимо, однако, помнить, что средний балл, выявляемый с помощью «сводного листа», помогает лишь выделить тенденцию, общую характеристику положения дел в классе и предусмотреть целенаправленную работу как с классом в целом, так и с отдельными детьми.

Преобладание ярких проявлений (3 уровень) отражает самостоятельность, высоконравственность деятельности и поведения, признаки продуктивного, деятельного характера. В таком случае говорят: «серьезный, самостоятельный, хорошо воспитанный ребенок».

Преобладание признаков 2 уровня: ребенок недостаточно самостоятелен, и не всегда саморегулирует свою деятельность, активную нравственную позицию. В этом случае «воспитанный ребенок».

Преобладание признаков 1 уровня: преобладание внешней регуляции его деятельности и отношений. Такой обучающийся нуждается в побуждении и контроле. О таких детях говорят: «недостаточно воспитанный ребенок».

Преобладание отрицательных проявлений 0 уровня, вредных привычек в поведении ребенка характеризует его как невоспитанного.

Наиболее яркими качествами формирующейся нравственности у данной возрастной группы детей являются отношение к умственному труду, отношение к физическому труду, отношение к людям. Следует обратить внимание на развитие у ребят отношений к обществу и отношения к себе.

Анализ психологических и нравственных качеств ребенка, отслеживаемых по данным методикам, позволяет определить процесс развития личности, динамический аспект ее становления. Содержательная сторона, направленность действий и поступков характеризуют человека, его нравственную воспитанность. По уровню воспитанности учащихся и общей диагностической картине в коллективе, учитель — воспитатель может моделировать воспитательную концепцию как в отношении всего класса, так и индивидуальные подходы к воспитанию каждого отдельного ребенка в классе.

Опыт исследования свидетельствует о том, что у современных детей стало теряться понятие нравственности, духовности, на второй план отходит воспитание собственного «я». Дети легко поддаются вредным привычкам, отношения друг с другом строятся очень тяжело. Они часто грубят взрослым, обзываются, между собой общаются жаргонами. Учащиеся практически не читают дополнительной литературы, если их к этому не подталкивать, а значит не пополняются их знания о духовности, красоте. Дети мало посещают дополнительные кружки, спортивные секции. Всё это говорит о том, что необходима определённая система занятий, которые помогут детям подняться нравственно и воспитать себя, как личность.

  1. Амонашвили, Ш. А. Педагогическая симфония. — Екатеринбург, 1993.- Ч. 2. – с. 39 – 48.

  2. Бабанский, Ю.К. Система работы школы по оптимизации учения школьников. – М.: Серия Знание: Педагогика и психология, 2004. – 56 с.

  3. Бернс, Р. Развитие «Я – концепции» и воспитание.- Москва, 1986.

  4. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка, тт. 1-4. – М., 1978 г.

  5. Каирова, И.А., Богданова, О.С. Азбука нравственного воспитания. – М.: Просвещение, 1975. – С. 237 – 268.

  6. Краткая философская энциклопедия -М., Прогресс, 1994 г.

  7. Маленкова Л. В. В одном классе — два разных мира // Народное образование, 2002. – № 1.

  8. Научно – практический журнал «Завуч начальной школы». – № 6, 2003г. – С. 36 – 41.

  9. Научно – практический журнал «Семья и школа» — М., №11-12, 2001г., –С. 36-40.

  10. Ожегов С.И., Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка, 3-е издание, стереотипное. — М, 1995.

  11. Свободный энциклопедический словарь.

  12. Сухомлинский В. А. О воспитании. – М., 1979, — с.43.

  13. Ушаков С.И. Толковый словарь.

  14. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: в 6 т., т. 5/ Сост. С.Ф. Егоров. – М.: Педагогика, 1990. – 528 с.

  15. Шилова М.И. Учителю о воспитанности школьников. – М., 1990.

Приложение 1, Положение об организации внеурочной деятельности в условиях введения

ФГОС НОО

1. Общие положения

1.1.

1. 2.

1.3.

учебный план определяет введение в действие и реализацию требований Стандарта, определяет общий объём учебной нагрузки, объём максимальной аудиторной нагрузки, состав и структуру обязательных предметных областей, направления внеурочной деятельности.

1.4

1.5

1.6

1.7

1.8.

2

2.1

2.2. Занятия внеурочной деятельности способствуют приобретению образовательных результатов, направленных на формирование первичных представлений о гражданственности и патриотизме, формирование нравственных чувств и этического сознания, формирование творческого отношения к учению, труду, жизни, формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни, ценностного отношения к природе, окружающей среде, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.

2.3

3. Направления, формы и виды организации внеурочной деятельности

3.1

3.2

3.3

3.4

3.5

3.6

3.7

3.8

3.9

3.10

4. Организация внеурочной деятельности

4.1

4.2

  • Комплексные образовательные программы предполагают последовательный переход от воспитательных результатов первого уровня к результатам третьего уровня в различных видах внеурочной деятельности.

  • Тематические образовательные программы направлены на получение воспитательных результатов в определенном проблемном поле и используются при этом возможности различных видов внеурочной деятельности.

  • Образовательные программы, ориентированные на достижение результатов определенного уровня (первого, первого и второго, второго и третьего и т. д.), могут иметь возрастную привязку, например: 1-й класс — первый уровень, 2-3-й классы — второй уровень, 4-й класс — третий уровень и др.).

  • Образовательные программы по конкретным видам внеурочной деятельности — игровая, познавательная, спортивно-оздоровительная и др.

  • Возрастные образовательные программы могут соотноситься с возрастными категориями: для младших школьников и др.

  • Индивидуальные образовательные программы для обучающихся — программы для детей с неординарными способностями, особенностями состояния здоровья, развития.

4.3

Программа внеурочной деятельности включает в себя следующие обязательные разделы:

титульный лист, пояснительную записку, планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности, учебно-тематический план, содержание, список литературы.

Требования к оформлению и содержанию структурных элементов программы внеурочной деятельности.

На титульном листе программы внеурочной деятельности указывается: наименование образовательного учреждения; где, когда и кем утверждена программа; название программы; направление внеурочной деятельности; Ф.И.О., должность, автора (авторов) программы; название города, в котором реализуется программа; год разработки программы внеурочной деятельности.

В пояснительной записке к программе внеурочной деятельности следует раскрыть: цели и задачи обучения, воспитания и развития детей по реализуемому направлению внеурочной деятельности; соответствие содержания программы внеурочной деятельности цели и задачам основной образовательной программы, реализуемой в данном образовательном учреждении; связь содержания программы с учебными предметами (единство учебной и внеучебной деятельности); особенности реализации программы: форма, режим и место проведения занятий, виды деятельности; количество часов и их место в учебном плане

Раздел Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности представляет собой: описание требований к знаниям и умениям, которые должен приобрести обучающийся в процессе занятий по программе; перечисление качеств личности, которые могут быть развиты у обучающихся в результате занятий данным видом деятельности; описание формы учета знаний, умений; системы контролирующих материалов (тестовых материалов) для оценки планируемых результатов освоения программы; описание формы подведения итогов.

Основанием для выделения требований к уровню подготовки обучающихся выступает основная образовательная программа образовательного учреждения.

Система планируемых результатов даёт представление о том, какими именно универсальными учебными действиями — познавательными, личностными, регулятивными, коммуникативными, преломлёнными через специфику содержания программы внеурочной деятельности овладеют обучающиеся в ходе ее реализации

Учебно-тематический план, Содержание, Список литературы

В каждой части целесообразно выделить основную и дополнительную литературу. Литература оформляется в соответствии с ГОСТом.

4.4

4.5

5

Контроль проведения занятий внеурочной деятельности осуществляет заместитель директора по учебно-воспитательной работе по плану, утвержденному директором школы, по следующим направлениям: оценка содержания и качества программ внеурочной деятельности, организация проведения занятий внеурочной деятельности, система оценивания обучающихся.

5. 1

5.1.1

5.1.2

5.1.3

5.1.4

5.1.5.

5.1.6.

5.2

5.3

5.3.1

5.3.2.

5.4

5.4.1

5.4.2

5.4.3

5.5

5.5.1

  • обсуждение программ на МО ,

  • внутреннее рецензирование, если программа не выпущена официальными издательствами, определёнными МО и науки РФ и не рекомендованы Департаментом образования и науки КО,

  • рассмотрение программы внеурочной деятельности на научно- методическом совете школы,

  • утверждение директором школы,

  • внешнее рецензирование, если программа авторская.

5.5.2.

Приложение 2, Диагностическая программа изучения уровней проявления

нравственной воспитанности младшего школьника (методика М.И. Шиловой)

Фамилия , Имя ______________________________ Класс __________

Основные отношения-показатели воспитанности

Признаки и уровни формирующихся качеств (от 3-го уровня до нулевого уровня), Отношение к обществу

1. Патриотизм

1. Отношение к родной природе

3 — любит и бережет природу, побуждает к бережному отношению других;

2 — любит и бережет природу;

1 — участвует в деятельности по охране природы под руководством учителя;

0 — природу не ценит и не бережет.

2. Гордость за свою страну

3 — интересуется и гордится историческим прошлым Отечества, рассказывает об этом другим;

2 — интересуется историческим прошлым;

1 — знакомится с историческим прошлым при побуждении старших;

0 — не интересуется историческим прошлым.

3. Служение своими силами

3 — находит дела на службу малому Отечеству и организует других;

2 — находит дела на службу малому Отечеству;

1 — участвует в делах на службу малому Отечеству при организации и поддержке со стороны учителей;

0 — не принимает участия в делах на пользу малому Отечеству

4. Забота о своей школе

3 — участвует в делах класса и привлекает к этому других

2 — испытывает гордость за свою школу, участвует в делах класса;

1 — в делах класса участвует при побуждении;

0 — в делах класса не участвует, гордости за свою школу не испытывает.

Отношение к умственному труду

2. Любознательность

5. Познавательная активность

3 — сам много читает и знает, обсуждает с друзьями узнанное;

2 — сам много читает;

1 — читает при побуждении взрослых, учителей

0 — читает недостаточно, на побуждения учителя не реагирует

6. Стремление реализовать свои интеллектуальные способности

3 — стремится учиться как можно лучше, помогает другим;

2 — стремится учиться как можно лучше

1 — учиться при наличии контроля;

0 — плохо учится даже при наличии контроля

7. Саморазвитие

3 — есть любимое полезное увлечение, к которому привлекает товарищей;

2 — есть любимое полезное увлечение;

1 — нет полезного увлечения, во внеурочной познавательной деятельности участвует при наличии побуждения со стороны учителя;

0 — во внеурочной деятельности не участвует.

8. Организованность в учении

3 — работу на уроке и домашнее задания выполняет внимательно, аккуратно, помогает товарищам;

2 — работу на уроке и домашнее задания выполняет внимательно, аккуратно

1- Работу на уроке и домашнее задания выполняет под контролем;

0 — на уроках невнимателен, домашнее задания не выполняет

Отношение к физическому труду

3. Трудолюбие

9. Инициативность и творчество в труде

3 — находит полезные дела в классе, школе и организует товарищей на творческий труд;

2 — находит полезные дела в классе, школе, выполняет их с интересом;

1 — участвует в полезных делах в классе, в школе, организованных другими;

0 — в полезных делах не участвует, позитивную инициативу и творчество не проявляет.

10. Самостоятельность

3 — хорошо трудится без контроля со стороны старших и побуждает к этому товарищей;

2 — сам хорошо трудится, но к труду других равнодушен;

1 — трудится при наличии контроля;

0 — участия в труде не принимает

11. Бережное отношение к результатам труда

3 — бережет личное и общественное имущество, стимулирует других;

2 — бережет личное и общественное имущество;

1 — требует контроля в отношении к личному и общественному имуществу;

0 — небрежен, допускает порчу личного и общественного имущества.

12. Осознание значимости труда

3 — осознает знание труда, сам находит работу по своим силам и помогает товарищам;

2 — осознает значение труда, сам находит работу по своим силам;

1 — не имеет четкого представления о значимости труда; при выполнении работ по силам нуждается в руководстве;

0 — не осознает значимости труда, не умеет и не любит трудиться.

Отношение к людям