Самооценка и самоконтроль и особенности их развития у младших школьников

педагогический общеобразовательный школа самооценка

В Концепции модернизации российского образования сформулирована основная цель современной общеобразовательной школы — «формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личностной ответственности обучающихся» [10].

Акцент в содержании современного образования перемещается с предметных знаний, умений и навыков учащихся как основной цели на развитие самостоятельности учебных действий.

Актуальность работы

В педагогической науке проблема оценивания в разных аспектах получила отражение в трудах ученых-педагогов, психологов Б.Г. Ананьева, Ю.К. Бабанского, П.П. Блонского, В.М. Полонского и др. Вопросы необходимости формирования контрольно-оценочных навыков у учащихся рассматривались в работах Д.Б. Эльконина, А.Б. Воронцова, способность учащихся к оценке и ее влияние на развитие самоконтроля — в работах А.В. Савенкова, А.М. Матюшкина.

Цель работы

В соответствии с целью определены задачи работы:

  • охарактеризовать проблему развития самоконтроля и самооценки у детей младшего школьного возраста;


1. Проблема развития самоконтроля и самооценки у детей младшего школьного возраста

Организация учебной деятельности формирует у учащихся умение самостоятельно ставить перед собой учебные задачи; планировать учебную деятельность, выбирать соответствующие учебные действия для ее реализации, осуществить контроль по ходу выполняемой работы и умение оценить полученные результаты. В условиях современной школы ученик освобождается от необходимости контролировать и оценивать. В связи с этим учебная работа ребенка постепенно лишается собственно контролирующего и оценивающего компонентов и, следовательно, внутренней мотивирующей и направляющей основы [2; с. 41].

Появление действий самоконтроля означает, что «структура учения наполняется всеми компонентами и происходит обобщение способов осуществления отдельных систем учебных действий в целостное образование, обеспечивающее то, что обычно называют умением учиться» [4; с. 61].

Необходимо отметить, что в обычной практике работы, как правило, преобладает внешний контроль по результату, где проверяется не правильность проведения отдельных операций и их последовательность, умение контролировать каждый свой шаг, а полученный результат, что не позволяет развиваться самоконтролю в младшем школьном возрасте.

12 стр., 5964 слов

Внеклассная музыкально-воспитательная работа с учащимися в начальной школе

... развития учащихся начальной школы; представить общую характеристику программы по музыке для начальных классов; дать характеристику форм внеклассной работы с учащимися в начальной школе; раскрыть методы преподавания музыки во внеклассной работе в начальной школе; провести опытно-экспериментальную работу по музыкальному развитию младших школьников во внеклассной музыкально ...

Современная начальная школа должна обеспечивать целостное формирование личности школьника, развитие его индивидуальности, самостоятельности в учебной деятельности, способности к самообучению и самосовершенствованию. Результатом образования являются не только предметные знания, но, прежде всего, универсальные учебные действия. Под универсальными учебными действиями в современных педагогических исследованиях понимается «совокупность обобщенных действий учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и компетентностей, к сознательному и активному присвоению нового социального опыта, к саморазвитию и самосовершенствованию» [10; с. 72]. В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, выделяют четыре блока: личностный; регулятивный; познавательный; коммуникативный. Особое место занимает регулятивный блок, направленный на организацию и становление ученика в роли субъекта учебной деятельности, что невозможно без овладения им действиями самоконтроля и самооценки. От того, насколько полноценно младшие школьники освоят действия самоконтроля и самооценки, будет зависеть их дальнейшее успешное обучение.

К основным этапам формирования самоконтроля и самооценки учебных действий младших школьников относятся: мотивационно — ориентировочный; операционно — исполнительский; заключительный (таблица 1).

Таблица 1 — Этапы формирования самоконтроля и самооценки учебных действий младших школьников [9; с. 38]

Этап

Характеристика этапа

1

Мотивационно — ориентировочный 1 — 2 классы

Побуждение учащихся к самоконтролю и самооценке учебных действий, формирование умения сопоставлять работу с образцом, освоение деятельности оценивания

2

Операционально — исполнительский 2 — 3 классы

Формирование умения осуществлять пооперационный и планирующий самоконтроль и самооценку. Школьники овладевают умениями определять и воспринимать предмет оценки, анализировать ошибки.

3

Заключительный 3- 4 класс

Формирование умений сопоставления прогнозируемых и полученных результатов, анализ причин успехов и неудач. Большое значение приобретает индивидуальная форма самоконтроля и самооценки. Самоконтроль и самооценка превращаются в необходимый элемент учебной деятельности.

Анализ современных нормативных документов, в частности ФГОС НПО, а так же состояния теории и практики формирования самоконтроля и самооценки учебных действий младших школьников, позволили выявить противоречие между потребностями общества и школы в этой работе, с одной стороны, и уровнем научно-методического обеспечения этой проблемы с другой, между возможностями содержания, методов и форм обучения естествознанию в начальной школе и недостаточной разработанностью средств обучения и методических рекомендаций, помогающих реализовать эти возможности [11].

Охарактеризуем критерии самоконтроля и самооценки.

Критерий 1. Наличие потребности в самоконтроле и самооценке учебных действий предполагает готовность учащихся выполнять действия по самоконтролю и самооценке без побуждения извне. Критерий определяют следующие показатели: стремление к самопроверке и самооценке; отношение к внешнему контролю и оценке.

Критерий 2. Оперативность, т.е. знание учащимися всех видов самоконтроля и самооценки, овладение приемами по их использованию. Он определяется показателями: способность контролировать и оценивать работу по результату, на основе сопоставления с образцом; способность контролировать и оценивать работу в процессе деятельности; самоконтроль и самооценка до начала работы.

Критерий 3. Произвольность контрольно — оценочной деятельности. Определяется показателями: принятие учебной задачи; сохранение учебной задачи; самостоятельность; сосредоточенность и включаемость. В рассматриваемой модели мы выделили три уровня сформированности контрольно — оценочной деятельности младших школьников: низкий, средний и высокий [9; с. 39].

Наиболее часто встречающейся причиной низкого уровня сформированности самоконтроля в младшем школьном возрасте является чрезмерная активность, которая сопровождается серьезными задержками эмоционального, умственного интеллектуального развития. У детей с повышенной активностью нередко возникают трудности при выполнении заданий, так как им нелегко концентрировать внимание и сидеть спокойно. И как следствие возникают трудности в освоении действия контроля и что еще более важно самоконтроля. А он является одним из важнейших компонентов учебной деятельности.

Действие контроля традиционно рассматривается внутри целостной структуры учебной деятельности школьников, выделенной и описанной Д.Б. Элькониным и В.В. Давыдовым. Так согласно мнению Д.Б. Эльконина [4; с. 65], под самоконтролем контролем следует понимать, прежде всего, контроль за правильностью и полнотой выполнения операций, входящих в состав собственных действий. В действии выполняются ориентировочные, исполнительные и контрольные функции. Согласно Л.А. Читсяковой, «Любое действие человека представляет собой своеобразную микросистему управления, включающую «управляющий орган» (ориентировочную часть действия), исполнительный «рабочий орган» (исполнительная часть действия), следящий и сравнивающий механизм (контрольная часть действия)» [12; с. 145]. Отмечалось, что всякое внимание есть контроль, но не всякий контроль есть внимание. Это положение соответствует пониманию особенностей контроля в учебной деятельности. Так, по мнению А.Б. Воронцова [4], если человек сопоставляет свое действие с готовым образцом, то он пользуется контролем в форме произвольного внимания. Но в специфической учебной деятельности, где учащийся осуществляет поиск адекватных способов своего действия (образцов, которых у него ещё нет), он не может пользоваться контролем в форме произвольного внимания. Контроль в учебной деятельности состоит в соотнесении предметного действия с конкретными условиями его выполнения и с ожидаемыми результатами. Выделяют упреждающий и рефлексивный контроль. Так, в процессе поиска адекватных способов решения учебной задачи учащимся необходимо во внутреннем плане проиграть различные предполагаемые способы действия и сопоставить их с ожидаемыми результатами. Это упреждающий контроль. Другой вид контроля учащийся использует, когда ему приходится перестраивать способ действия или строить его заново: в этом случае он не выбирает из известных ему способов какой-либо способ, более адекватный условиям задачи, а самостоятельно, (или с помощью учителя) строит его. Здесь осуществляется рефлексивный контроль [6; с. 228]:

Е.Г. Матвиевская [8] описала основные характеристики формирования у младших школьников самоконтроля при усвоении ими теоретических знаний. Он связан с апробированием детьми ранее освоенного общего способа предметного действия в новых условиях его использования, с поиском нового способа действия применительно к этим условиям.

Самоконтроль предполагает три звена:

. Модель, образ потребного, желаемого результата действия;

. Процесс сличения этого образа и реального действия;

. Принятие решения о продолжении и коррекции действия [4; с. 66].

Они представляют собой структуры внутреннего контроля субъекта деятельности за ее реализацией. Основным условием нормального протекания учебных действий является наличие контроля за их выполнением.

Особенности действия самоконтроля контроля у младших школьников проявляются в степени автоматизированности его протекания, в его направленности, в критериях, на основе которых строится контроль, во времени его осуществления. С первых дней в школе дети начинают овладевать самоконтролем, но только ко 2-3 классу он становится «составной частью» учебной деятельности. У школьников начинает все заметнее проявляться тенденция подвергать действию контроля не только результаты учебной деятельности, но и проверять свои действия в самом процессе ее выполнения. К концу младшего школьного возраста у детей постепенно развивается способность к волевой регуляции собственного поведения, умение контролировать свои поступки и в целом подчинять их принятым правилам. На начальном этапе обучения действие самоконтроля реализуется по конкретному образцу, затем по представлению о нем и на завершенном этапе — на основании обобщенного представления образцов. Умение самостоятельно сопоставлять результаты выполненных заданий с особенностями производимых действий свидетельствует, по мнению В.В. Давыдова [4; с. 69], о том, что исходные виды самоконтроля в его учебной деятельности сформированы.

Можно выделить уровни развития самоконтроля в младшем школьном возрасте: отсутствие контроля, контроль на уровне непроизвольного внимания (неустойчивый и неосознанный), потенциальный контроль на уровне произвольного внимания (может допустить ошибку, но при самостоятельной проверке находит ее и исправляет, при этом объяснить свои действия), актуальный контроль на уровне произвольного внимания (ориентируется на хорошо осознанную и усвоенную им обобщенную схему действия, успешно соотносит с ней процесс решения задачи), потенциальный рефлексивный контроль, актуальный рефлексивный контроль (решая новую задачу, самостоятельно обнаруживает ошибки, возникающие из-за несоответствия применяемого им способа действия) [6; с. 228].

Формирование самоконтроля в учебной деятельности у младших школьников проходит путь от контроля со стороны взрослых (от внешней формы) к собственно самоконтролю (к внутренней форме).

Следовательно, в процессе обучения действие контроля постепенно превращается в необходимый элемент учебной деятельности, включенный в процесс ее выполнения, контрольное действие приобретает предупредительный и пооперационный характер. Овладение умениями самоорганизации учебной деятельности у младших школьников является обязательным минимумом. Выпускник начальной школы должен уметь определять цели выполнения учебного задания, планировать его выполнение, целесообразно выполнять учебное задание, контролировать и оценивать ход и результаты выполнения учебного задания.

Надо отметить, что сложившаяся система оценки качества учебных достижений учащихся имеет серьёзный недостаток. Это направленность оценки исключительно на внешний контроль, а не на поддержку улучшения результатов, ориентация преимущественно на проверку репродуктивного уровня усвоения знаний, умений и навыков. Роль оценки сводится к постоянному принуждению. В результате этого у многих учащихся возникает пренебрежение к качеству полученных знаний. Необходимо перейти на такую систему оценивания учебных достижений школьников, которая требует отказа от отметки, а оценку делает более доступной и содержательной. В такой системе обучения приоритетной становится самооценка как результат оценочной деятельности ученика. Данный подход к оцениванию позволяет устранить негативные моменты в обучении, способствует индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации, сохранению и укреплению здоровья. Отметка — это зафиксированный результат процесса оценивания. Оценка — мнение о ценности, уровне или значении чего-либо, сравнение результата с эталоном [10; 152].

Таким образом, самоконтроль в учебной деятельности — соотнесение собственного предметного действия с конкретными условиями его выполнения и с ожидаемыми результатами. Развитый самоконтроль предполагает умение предвидеть результаты своих действий, сопоставлять выполняемые действия с образцом, предотвращать появление ошибок.

Самооценка не связана с выставлением отметок, а связана с процедурой оценивания себя. Самооценивание меньше всего связано с выставлением баллов, в большей мере с характеристикой выполнения задания. Преимущество самооценки заключается в том, что она позволяет увидеть ученику свои слабые и сильные стороны. На основе рефлексивной деятельности ребёнок пытается выстроить свою собственную программу развития.

Безотметочное обучение — это система контроля и самоконтроля учебных достижений младших школьников, которая отражает качественный результат процесса обучения, включает уровень усвоения учеником знаний по предметам и уровень его развития. Эта система ориентирована на обучение по адаптивной модели — обучение всех и каждого, а каждого в зависимости от его индивидуальных особенностей. Проблему безотметочного обучения необходимо рассматривать исключительно в контексте другой более серьёзной, более масштабной проблемы — формирование оценочной самостоятельности младших школьников, закладывающей основы учебной самостоятельности школьников (основы умения учиться).

В связи с этим безотметочное обучение становится лишь базовым педагогическим условием для решения этой проблемы. Главная задача учителя — научить учеников самостоятельно оценивать свой труд, так как формирование адекватной самооценки — залог успешности ученика. Каждый школьник должен пройти все этапы оценочной деятельности, для того, чтобы осознать, что нужно оценивать, как оценивать, зачем оценивать, какие формы оценок существуют. Оценивание достижений происходит не в сравнении с другими, а с самим собой, сегодняшний результат с предыдущим, где поощряется любое незначительное достижение.

2. Примеры из педагогической практики формирования самооценки и самоконтроля учащихся начальных классов

Формирование оценочной самостоятельности начинается с первых дней пребывания ребёнка в школе. Обучаясь в первом классе учащиеся приобретают следующие умения: оценивать свою работу по заданным учителям критериям с помощью «Волшебных линеечек», цветовой радуги и т.д. соотносить свою оценку с оценкой учителя; договариваться о выборе образца для сопоставления работ; обнаруживать совпадение и различие своих действий с образцом. Таким образом, первоклассники оценивают свою работу, как сумму многих умений, каждое из которых имеет свой критерий оценивания.

Во втором классе оценочная деятельность учащихся становится более осознанной. Например, по русскому языку предлагается задание: «Подобрать пять слов с парной согласной в корне слова». Вначале необходимо выяснить, что необходимо знать и уметь для достижения цели: знание парной согласной; умение выделять и находить корень; подбирать проверочные слова [8; с. 19]. Затем составляется план совместных действий, определяется последовательность. После завершения работы идёт самопроверка, где ребёнок учится контролировать самого себя. На полях тетради фиксирует знаком, символом результат выполнения задания. Проверив работу, учитель может согласиться или не согласиться с поставленной ребёнком оценкой. При таком несовпадении идёт разъяснительная работа с учащимся. Ошибки, исправленные детьми, считаются их достоинством, так как в большинстве случаев своих ошибок дети не видят. Особое внимание необходимо уделять и взаимооценке. Оценка одноклассника воспринимается как более конкретная, деловая. Негативная оценка лишь фиксирует сам факт ошибки. Одноклассники говорят, что и как нужно сделать, дают рекомендации. При этом у ребёнка всегда есть право выбора: отказаться от оценки одноклассника, не согласиться с ней или, наоборот, согласиться. Приведем пример урока литературного чтения, где проверяется мастерство чтения учащихся. Сначала дети по желанию выступают со стихами, затем даётся оценка услышанного. Оценочные суждения бывают разные: «Было интересно слушать Машу, хотя некоторые слова произносились невнятно. Мне понравилось, как Алёша громко, выразительно рассказывал стихотворение. Хочу сделать замечание Насте, чтоб она не торопилась и читала громко» [3; с. 19].

Систематическое вовлечение детей в оценочную деятельность даёт возможность формировать адекватную самооценку, поскольку, оценивая ответ других, он оценивает относительно себя. На уроках необходимо использовать прогностическую и ретроспективную самооценку.

При ретроспективной самооценке ученик проверяет работу и сдаёт на проверку. Учитель исправляет ошибки и возвращает тетрадь. Ученик, видя исправленные ошибки, соотносит с критериями оценивания и результат символом фиксирует на полях.

Формирование прогностической самооценки осуществляется следующим образом. Ученику предлагается выполнить задание, он внимательно знакомится с содержанием задания, соотносит свои возможности с работой и до выполнения себя оценивает. После выполнения задания снова идёт оценивание.

Таким образом, сравнение прогностической оценки с ретроспективной, позволяет ребёнку увидеть свои успехи и затруднения.

Первый и второй этап формирования оценочной самостоятельности целесообразно проводить в 1-2 классах. Критерием того, что первые два этапа становления оценочной самостоятельности завершены, может служить умение учащихся по выработанным критериям произвести оценку своей работы, соотнести её с оценкой учителя. Третьему этапу можно посвятить третий и четвёртый годы обучения. Данный этап можно считать завершённым, когда учащиеся не только сами могут по своим критериям оценить работу в баллах, но и могут составить индивидуальную программу подготовки к аналогичной работе (определить объём и содержание требуемой дополнительной тренировки).

Последний этап необходимо организовать при переходе из начальной в основную школу (4 класс — II полугодие, 5 класс — I полугодие) При такой этапности формирования оценки переход на любую нормативную систему оценивания в основной школе не будет травмирующим для учащихся и будет способствовать дальнейшему формированию учебной самостоятельности при определении учащимися своей границы знания — незнания [9; с. 43].

Алгоритм самооценки «сворачивается» после предложения учителя: «Оценить свой ответ». Ответ ученика: «Цель достигнута, ошибок нет». «Решение получил, но с помощью класса». «Полностью решил без ошибок задачу необходимого уровня, что соответствует отметке «4» — хорошо».

Если мнение ученика и учителя совпадает, можно вести урок дальше. Если мнение учителя отличается от мнения ученика, который завысил или занизил свою оценку, необходимо вернуться к алгоритму и согласовать позиции. Составляется оценочный лист к работе, где учащиеся фиксируют свою оценку.

Например: Тема: «Использование схем при решении задач»

Цель: проверить уровень сформированности умений решать задачи по схемам, сопоставлять схему с задачей, схемы по формулам.

Во 2 классе учащиеся самостоятельно определяют критерии учебной деятельности, готовы предъявлять результат своей деятельности, определяют границы своих возможностей, границу своего «знания — незнания», используя прогностическую оценку. Инструментом оценивания становится «Волшебная линеечка». С помощью линеечки можно «измерить»:

. Правильность

. Аккуратность

. Уровень сложности

. Заинтересованность

Результат: такая оценка помогает ученику увидеть свои успехи, так как всегда есть критерий по которому можно оценить успешность ученика.

Результаты ученика, как он усвоил материал, можно определить по его самооценке «Оценочная лесенка» [3; с. 22].

Нижняя ступенька — не понял

ступенька — усвоил хорошо и работу могу выполнять самостоятельно

Например, при выполнении работы с парными согласными на конце и в середине слова, обсуждаем, как правильно найти эту орфограмму и выделить ее в слове [9; 42].

План работы:

. Произнеси слово с пропущенной буквой.

. Определи слабую позицию в слове.

. Определи, что это за орфограмма.

. Вспомни правило.

. Подбери проверочное слово.

. Что изменилось?

. Подчеркни орфограмму.

Лист самооценки

№пп

Шаги разбора

Результат

1

Определяю слабую позицию в слове

+

2

Определяю орфограмму

+

3

Вспомнил правило

+

4

Подобрал проверочное слово

+

5

Могу сделать вывод

+

6

Определяю в какой части слова эта орфограмма

+

7

Нахожу корень и выделяю орфограмму в проверяемом слове

+

8

Нахожу корень и выделяю орфограмму в проверочном слове

+

Вывод: учащиеся видят наглядно, какой вид работы вызывает затруднение, а какой получается, делают выводы о том, с чем м.б. связана ошибка и как ее можно избежать.

Например: «Решение уравнений»

Цель: научить как находить неизвестный компонент «+» и «-» и правильно оформить. Алгоритм решения уравнения

№пп

У + 17 = 65

Результат

1

Определи, что неизвестно

+

2

Как найти неизвестное (вспомнить правило)

+

3

Запиши решение

+

4

Найди неизвестное

+

5

Подставь значение «У»

+

6

Сделай проверку

+

7

Сравни результат выражения с числом

+

8

Мой результат (получилось или нет)

+

Вывод: молодец!

Алгоритм сложения и вычитания двухзначных чисел с переходом через десяток

Шаги рассуждений

Прогн. Оценка

Итоговая оценка

1

Складываю единицы

+

+

2

Результат6 записываю ед. под ед., десят. записываю над десят.

+

+

3

Складываю десятки

+

+

4

Результат записываю под десятками

+

?

5

Мой ответ

+

?

Вывод: пошаговые алгоритмы помогают ребенку при выполнении самостоятельных работ. Практика показывает: если детьми усвоен пошаговый контроль, то контроль по результату становится неформальным, так как они научены фиксировать ошибки. Например, на уроке закрепления материала (рефлексии), после самостоятельной работы учащиеся проверяют по образцу (совпал их ответ с тем, что представлен в образце, или нет и фиксирует это с помощью знаков «+» и «?»

Самооценка

№пп

1

Трудным ли было это задание?

2

В чем его трудность?

3

Успешно ли ты с ним справился?

4

Трудно было тебе проверить себя?

Самоконтроль

№пп

1

Каким способом ты работал?

2

Какие еще способы ты применял?

3

Какой способ работы был самым успешным?

4

Как ты сможешь себя проверить сейчас?

5

Как ты теперь думаешь, для чего надо выполнять такие упражнения?

6

В каких ситуациях это может пригодиться?

Приведем пример фрагмента урока, на котором учащиеся совместно с учителем анализируют свои достижения [3; с. 24].

Какой вид работы мы проводили вчера? (Проверочная работа)

Зачем необходимо иногда выполнять такие работы? (Чтобы мы поняли сами: усвоен материал или нет и где еще нужно потренироваться)

Сегодня мы еще раз поработаем с теми заданиями, которые вы вчера выполняли, я тоже их проверила, оценила и поставила отметку. Как мы построим работу? 1. Сравним оценку учителя и свою оценку.

. Посмотрим, какие ошибки допустили.

. Увидим, что хорошо получается.

Откройте тетради и посмотрите на первое задание. Что проверяем мы этим заданием? (Умение сложения и вычитания чисел с переходом через десяток).

В чем особенность этого задания?* (Надо не только правильно записать пример в столбик, но и правильно сосчитать единицы и десятки).

Сколько баллов можно было набрать за это задание? (По количеству всех правильных примеров — 7 баллов).

Посмотрите, сколько баллов вы себе поставили, а рядом, сколько поставила я.

У кого оценки своя и моя совпали? Какой можно сделать вывод? (Я правильно оценил выполнение первого задания).

У кого получилось несовпадения? Подумайте почему? Какой вывод вы для себя сделаете по оценке задания?

Запишите итоговый результат в таблицу.

«Как я изучаю математику» III четверть

№пп

Предметные умения

Янв.

Февр.

Март

1

Решение примеров на «+» и «-» двузн. Чисел с переходом через десяток 47 +39 7б

2

Умение находить неизвестные комп. Сложения и вычитания. Решение уравнений. 2б

3

Решение задач в два действия. 4б

4

Нахождение периметра прямоугольника. 3б

Приведем приемы оценочной деятельности, используемые на уроке при безотметочном обучении [12; с. 59].

«Лесенка» — ученики на ступеньках лесенки отмечают как усвоили материал: нижняя ступенька — не понял, вторая ступенька — требуется небольшая помощь или коррекция, верхняя ступенька — ребёнок хорошо усвоил материал и работу может выполнить самостоятельно.

«Волшебная линеечка» — на полях тетрадей чертят шкалы и отмечают крестиком, на каком уровне, по их мнению, выполнена работа. При проверке учитель, если согласен с оценкой ученика, обводит крестик, если нет, то чертит свой крестик ниже или выше

«Светофор» — оценивание выполнения заданий с помощью цветовых сигналов: красный — я умею сам, жёлтый — я умею, но не уверен, зелёный — нужна помощь.

«Символы» — Фиксация оценки производится следующим образом: + + ученик хорошо знает материал, умеет использовать знания в нестандартной ситуации; + — ученик знает материал, но применяет знания по образцу в нестандартной ситуации;

  • + ученик испытывает затруднения в выполнении задания;
  • — — ученик не знает материал и не справляется с заданием;

«Балловая оценка» — процент выполнения:

— 100% — высокий уровень усвоения

— 84% — средний уровень

— 64% — уровень ниже среднего

меньше 40% — низкий уровень

«Словесное оценивание» — устным ответам учитель даёт словесную оценку: если очень хорошо — «Умница!», «Молодец!», «Отлично!», если есть маленькие недочёты — «Хорошо» и т.д.

Таким образом, поворот образовательного процесса в начальной школе к формированию учебной самостоятельности требует серьёзных изменений в содержании и организации образовательного процесса:

Разгрузка предметного содержания с целью высвобождения времени по формированию оценочной самостоятельности (специальные уроки по выработке правил оценочной безопасности, средств и форм контроля и оценки) работа с оценочными листами, с тетрадями «Открытий», «Моих достижений. Проведение проверочных работ с учётом всех этапов (минимум 3 урока), уроки предъявления личных достижений учащихся, в том числе уроки на формирование «портфеля» ученика и его презентацию.

Переход на особые ритмы в построении учебного плана, учебного расписания. Особое место в образовательном процессе должно быть уделено первому месяцу учебного года, когда должна идти работа по фиксации «стартовых» для данного учебного года достижений учащихся, необходимая коррекционная работа, определение задач учебного года, а также второй половине апреля — мая (рефлексивной фазе учебного года), когда идёт работа по подведению итогов года, оформлению портфеля ученика, проводится итоговая работа.


Заключение

В работе изучены особенности развития самооценки и самоконтроля у младших школьников. При этом охарактеризована проблема развития самоконтроля и самооценки у детей младшего школьного возраста; приведены примеры из педагогической практики формирования самооценки и самоконтроля учащихся начальных классов.

Подводя итоги, можно заключить, что важным моментом учебного процесса является формирование самоконтроля и самооценки у младших школьников. Без этих качеств нельзя говорить о полноценном умении учиться. Самоконтроль у школьника — это способность контролировать себя, сделал ли он то или иное действие. А самооценка — это способность оценивать качество выполнения того или иного действия. Исходя из этого, эти два понятия тесно переплетаются друг с другом и формируются контроль и самооценка у младших школьников также совместно.

Главная задача учителя — научить учеников самостоятельно оценивать свой труд, так как формирование адекватной самооценки — залог успешности ученика. Каждый школьник должен пройти все этапы оценочной деятельности, для того, чтобы осознать, что нужно оценивать, как оценивать, зачем оценивать, какие формы оценок существуют. Оценивание достижений происходит не в сравнении с другими, а с самим собой, сегодняшний результат с предыдущим, где поощряется любое незначительное достижение. Самооценка не связана с выставлением отметок, а связана с процедурой оценивания себя. Самооценивание меньше всего связано с выставлением баллов, в большей мере с характеристикой выполнения задания. Преимущество самооценки заключается в том, что она позволяет увидеть ученику свои слабые и сильные стороны. На основе рефлексивной деятельности ребёнок пытается выстроить свою собственную программу развития.

Список использованной литературы:

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kontrolnaya/samokontrol-i-samootsenka/

1. Ананьев Б.Г. Проблема оценивания в педагогической психологии. — СПб, Питер, 2009. — 388 с.

2. Батий Ю.Ю. Самоконтроль учащихся при выполнении заданий // Начальная школа. — 2013. — №4. — С. 41-43.

. Бороздина Л.В. Что такое самооценка учащихся // Психологический журнал. — 2012. — №2. — С. 18-24.

. Воронцов А.Б. Некоторые подходы к вопросу контроля и оценки учебной деятельности учащихся. // Начальная школа. — 2010. — №7. — С. 61-71.

. Иващенко А.В. «Я — концепция»: методология, теория, структура. Хрестоматия. — М., Наука, 2012. — 238 с.

. Ковалева Г.С. Логинова О.Б. Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. — М., Педагогика, 2010. — 336 с.

. Костылев В.Ф. Педагогическая психология. — Ростов — на — Дону, 2011. — 326 с.

. Матвиевская Е.Г. Формирование оценочной деятельности учащихся. — Оренбург, 2011. — 183 с.

. Мор Г.Я. Формирование навыков самоконтроля и взаимоконтроля у учащихся // Начальная школа — 2013 — №11 — С. 38-43.

. Рогозина Т.В. Проблема оценочной системы в начальной школе. — СПб, Питер, 2013. — 175 с.

. ФГОС. Начальная школа. 1-4 классы Утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. №373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. №1241, от 22 сентября 2011 г. №2357.

. Чистякова Л.А. Начальная школа: опыт инновационного развития. — Иркутск, 2013. — 194 с.