Формирование приёмов самооценки и самоконтроля»

Содержание скрыть

На современном этапе на первое место выдвигается развивающая функция обучения, которая способствует становлению личности младшего школьника и обеспечивает раскрытие его личностных способностей.

В младшем школьном возрасте формирование главных качеств личности и психологических процессов протекает в процессе учебной деятельности как деятельности по самоизменению ребенка. Ввиду этого является закономерным закономерно желание учителя начальных классов к культивированию у ребят способности к самоорганизации и регуляции работы, в первую очередь, учебной.

Изучению роли самоконтроля и самооценки в учебной деятельности посвящено множество психологических исследований. Действие самоконтроля рассматривается в качестве необходимого условия успешности обучения, отмечается его роль для предупреждения психологических перегрузок, повышенной утомляемости.

Известно, что эффективность и качество обучения математики обусловливается не только прочностью усвоенных знаний, умений и навыков, которые предусмотрены программой, однако и развитием школьников, ввиду этого реализация развивающего обучения в практике является потребностью сегодняшнего дня. Как демонстрирует практика начального обучения, у многих школьников навыки самоконтроля и самооценки слабо развиты или же их совершенно нет. По этой причине развитие навыков самооценки и самоконтроля, воспитание привычки оценивать результаты собственного труда является наиболее важной задачей, которые стоят перед педагогом.

Целью курсовой работы является обобщение способов развития самоконтроля и самооценки, а также их применение на практике в начальной школе на уроках математики.

Для достижения цели поставлены следующие задачи

  • изучить психолого-педагогическую, методическую литературу;

  • дать определение понятиям самоконтроля и самооценки;

  • определить педагогическое значение самоконтроля и самооценки;

  • систематизировать приемы развития самоконтроля и самооценки на уроках математики в начальной школе.

Глава 1. Понятие самооценки и самоконтроля и их роль в развитии детей 1.1Определение понятий самооценка и самоконтроль

Задача формирования и развития учебной деятельности учеников занимает важное место в жизни школы. Ее решением должны заниматься с тех самых пор, как только ребята приходят в школу, поскольку именно «учебная деятельность считается главной в младшем школьном возрасте» и, соответственно, от характера ее становления будет непосредственно зависеть успешность будущего обучения школьников.

32 стр., 15705 слов

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

... процессы [15, с.38]. Учебная деятельность - это специфическая форма индивидуальной активности младшего школьника, сложная по своей структуре. В этой структуре Д.Б. Эльконин выделяет: учебные ситуации, учебные действия, действия самоконтроля и самооценки. Учебные ситуации характеризуются некоторыми ...

Д.Б. Эльконин рассматривал учебную деятельность в качестве особой работы школьника, которая сознательно направленная им на реализацию целей обучения, что принимаются учеником как собственные личные цели. Предметом такой деятельности является сам школьник, она направлена на самоизменение учащегося.Оценка изменений в ходе овладения знаниями является собственным предметом учебной деятельности. Именно по этой причине любая учебная деятельность начинается с того, что ребенку дают оценку. Через оценку ребенок выделяет себя в качестве предмета изменений в учебной деятельности. Изменения можно достичь сравнением желаемого и достигнутого.

За последнее время проблема самоконтроля становится довольно актуальной в психологических и педагогических исследованиях. Это обстоятельство можно определить тем, что самоконтроль является наиболее важным фактором, который обеспечивают самостоятельную работу школьников. Его назначение состоит в своевременном предотвращении или выявлении уже совершенных ошибок. Формирование учебной деятельности рационально начинать с формирования самостоятельного контроля. Также проверка демонстрирует, что именно навык самоконтроля, как правило, оказывается наиболее слабо сформированным у учащихся [11, c. 87].

Авторы, которые пользуются понятием самоконтроля, понимают его по-разному. Однако при всем разнообразии определений это понятие обязательно включает в себя такой признак, как сопоставление собственного действия — его хода, или его результата, или того и другого вместе — с эталоном, образцом. Важность формирования самоконтроля для успешного исполнения признают абсолютно все исследователи. Во всех работах идет речь, что самоконтролю необходимо обучать специально.

Рассмотрим, как некоторые ученые определяют понятие самоконтроля.

«Самоконтроль представляет собой умение школьника оценивать собственную работу с двух точек зрения: правильно ли я ответил? На все ли я дал ответы?» Довольно близко к такому определению самоконтроля является определение В.И.Страхова, который полагает, что «самоконтроль является формой деятельности, которая проявляется в процессе проверки поставленной задачи, в критической оценке процесса работы, в исправлении ее недочетов».

Д.Б. Эльконин несколько по-другому формулирует понятие самоконтроля, однако смысл его в этом случае остается прежним: «Действие контроля заключается в сравнении воспроизводимого ребенком действия и его результата с образцом посредством предварительного образа».

В следующих определениях самоконтроль рассматривается более широко. Таким образом, в определении, которое было предложено И.И. Кувшиновым, самоконтроль отождествляется с сознательной деятельностью в целом: «Самоконтроль являет собой сознательное регулирование и организацию деятельности на основе анализа происходящих в предмете труда изменений, которые дают возможность достичь поставленной цели”. Г.А.Соболева полагает, что «самоконтроль является умением критически относиться к собственным поступкам, действиям, чувствам и мыслям, управлять своим поведением и регулировать его. Самоконтроль находится в непосредственной связи с человеком» [14, c. 56].

35 стр., 17048 слов

Дошкольное образование » Развитие певческих способностей ...

... Глава 1. Теоретические аспекты развития певческих способностей у детей старшего дошкольного возраста 1.1 Развитие певческих способностей детей старшего дошкольного возраста Педагоги, музыканты пришли к мнению о том, что задатки к музыкальной деятельности имеются у каждого. Именно они ...

Самоконтроль является самостоятельной процедурой. В психолого-педагогическом словаре самоконтроль рассматривается в качестве сознания оценки субъектом своих действий, которые подразумевают наличие эталона и возможности получения сведений о контролируемых действиях и состояниях.

Оценка представляет собой процесс сопоставления реальных результатов с планируемыми целями.

Отметка – это результат данного процесса, его условно-формальное проявление.

Самооценка представляет собой компонент деятельности, который связан не с выставлением себе отметок, а с самой процедурой оценивания. Самооценка находится в непосредственной связи с характеристикой процесса выполнения заданий, его позитивными и негативными сторонами и менее всего с баллами.

Самоконтроль и самопроверка являются неотъемлемыми частями самооценки.

Основными функциями самооценки являются:

  • констатирующая – на основе самоконтроля (что из уже раньше изученного материала я знаю хорошо, а что недостаточно?);
  • мобилизационно-побудительная (я много смогла сделать в работе, однако в этом вопросе я разобралась не до конца);
  • проектировочная (чтобы не испытывать затруднений в предстоящей работе, мне обязательно необходимо повторить…).

Основной смысл самооценки состоит в самоконтроле школьника, его саморегуляции, самостоятельной экспертизе, своей деятельности и в самостимуляци.

1.2 Виды самоконтроля и уровни сформованности

В учебной деятельности самоконтроль является процессом сопоставления достигнутых результатов с заданной программой на определенном этапе обучения.

Галустян О.В. придерживается мнения, что существует три важных компонента самоконтроля: мотивационный, процессуальный и волевой.

Мотивационный компонент самоконтроля — внутренние побуждения, которые возникает в результате осознания противоречия между знаниями и умениями, которыми дети обладают и необходимостью овладеть новыми, более глубокими умениями, и качественно их совершенствовать.

В Процессуальный компонент включено овладение системой базовых знаний и способов учебно-познавательной деятельности.

Волевой компонент основывается на готовности совершить волевые усилия для преодоления познавательного затруднения и осуществить его в деятельности. Каждый из компонентов играет определённую роль, и если нет в наличии одного компонента, то и самоконтроль не может быть осуществлён в полной мере.

В соответствии с уровнем сформированности действия выделяют некоторые виды самоконтроля:

Лукьянова М.И. и Калинина Н.В.выделяют аффективный и когнитивный вид самоконтроля.

В первом случае человек акцентируется на своих эмоциональных процессах и побуждениях. В когнитивном самоконтроле в качестве предмета выступают собственные представления и мысли.

Так как действия, которые совершает человек, в некоторых случаях бывают не совсем адекватными наличному эмоциональному состоянию, неискренними по “отношению” к собственным мыслям, то можно отметить еще один вид самоконтроля — поведенческий.

Как правило, в учебной деятельности преобладает контроль результатов, который называют итоговый контроль. Он является первоначальной и простейшей формой самоконтроля, которую осваивают ученики. Его функция заключается в сличении результата с заданным образцом, происходит проверка. Взрослые сами учат детей именно такому контролю. Когда проверяется не то правильный ли ход проведения отдельных операций и их последовательность, а лишь полученный результат.

12 стр., 5962 слов

Характеристика контроля деятельности социального учреждения

... контроля в учреждении; Рассмотреть организационную структуру и систему осуществления контроля Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области; Проанализировать деятельность отдела организации социального обслуживания населения и социальной поддержки отдельных категорий граждан в Министерстве социального ...

Функция пооперационного контроля применяется для выявления полноты, правильности и последовательности произведенных действий. В психологической литературе этот вид контроля обозначается пошаговым. В первую очередь акцентируется внимание учеников на способ, который они использовали при осуществлении действий.

Овладение планирующим контролем свидетельствует о приобретение необходимых черт саморегуляции учебной деятельностью. Ученики сознательно начинают строить свою учебную деятельность, они могут предвидеть возможные ошибки и затруднения, и своевременно отметить меры для их предупреждения.

Достаточно сложной формой контроля является предваряющий контроль, который также называют прогнозирующим. Эта форма дает ученику возможность предвосхищать результаты действия, которое еще не осуществлено. В учеников появляется возможность прогнозировать результаты деятельности, также могут предвидеть самые трудные этапы решения учебной задачи, и определить пути своего совершенствования.

По элементам которые входят в самоконтроль различают:

  • констатирующий;
  • корректирующий.

Исходя из способа получения информации о том, как протекает выполнение операции:

  • непосредственный
  • опосредованный.

Из того, какие органы чувств принимают участие участвуют в оценке выполняемой операции самоконтроль бывает:

  • мышечно-двигательный;
  • зрительный;
  • слуховой;
  • комбинированный.

Самоконтроль также классифицируют по формам организации работы учеников, и делятся на следующие типы проверки:

  • фронтальная;
  • индивидуальная;
  • взаимная.

При фронтальной проверке коллективно осуществляется разбор правильности написанного текста, упражнение, которое ученики выполняли на уроке или дома. Такая форма достаточно простая и используется при начальном обучении учеников самоконтролю.

Взаимный контроль проводится для того, чтоб проверить письменные и графические работы, а также для рецензирования устных ответов и сообщений. Взаимный контроль дает возможность углубить знания и умения учеников, влияет на развитие внимания, ответственности по отношению к делу, формирование навыка самоконтролю.

В индивидуальном контроле включены все виды самоконтроля, которые проводятся по этапам выполняемой деятельности. Она является основной и самой сложной формой самоконтроля. Каждый выполняет все его элементы самостоятельно.

Необходимым условием формирования самоконтроля является вовлечение учеников в различные формы проверки.

В разных приемах присутствуют неодинаковые возможности в формировании разных видов самоконтроля. Но, обучение детей приемам проверки является средством формирования самоконтроля как компонента учебной деятельности.

Г.В. Репкиной и Е.В.Заика разработали уровни сформированности действия, но при этом необходимо учитывать, что в «чистом виде» они практически никогда не встречаются.

Первый уровень — отсутствие контроля.

Действия, которые совершают ученики не контролируются абсолютно, поэтому ошибки допущенные детьми никак не замечаются и не исправляются. Часто они допускают ошибки даже решая задания, которые им очень хорошо знакомы. Неоднократно также повторяются одни и те же ошибки даже после того, как их исправляет учитель, и ученик не может объяснить, почему он должен решать именно таким образом. Ученик также не замечает ошибки, которые допускают его сверстники. Не придерживается никакой последовательности при проверке своей работы.

13 стр., 6202 слов

Особенности педагогического контроля в физическом воспитании

... работы: педагогический контроль в процессе физического воспитания. Предмет работы: средства и методы педагогического контроля в процессе физического воспитания. Цель работы: изучить особенности педагогического контроля в физическом воспитании. Задачи работы: 1. Раскрыть сущность и значение контроля в физическом воспитании и его ...

Второй уровень — контроль на уровне непроизвольного внимания.

Ученики выполняют контроль неосознанно. Действия, которые ему знакомы он совершает без ошибок, при допущении может ее найти, но делает это не систематически. Ученик не способен объяснить ни саму ошибку, ни какой должен быть правильный вариант, только может уверенно сказать, что там ошибка присутствует.

Третий уровень — потенциальный контроль на уровне произвольного внимания.

При выполнении нового задания, ученик может допускать ошибки, но по просьбе учителя проверить свою работу или найти и исправить ошибку, ученик, практически всегда ее находит и может исправить при этом дает объяснение этому исправлению В часто повторяемых действиях ученик практически никогда не допускает ошибок

Четвертый уровень – актуальный контроль на уровне произвольного внимания.

При выполнении задания ученик ориентируется на хорошо осознанную и усвоенную им обобщенную схему действия и успешно соотносит с ней процесс решения задачи. В результате, его действия безошибочны. Если ошибка все же допускается, то ученик самостоятельно ее находит и исправляет. Одну и ту же ошибку ученик повторяет крайне редко.

Однако, при столкновении с новым видом упражнения или изменением условий выполнения, которые требуют внесения корректив в саму схему действия, ученик становится беспомощным.

Пятый уровень– потенциальный рефлексивный контроль.

Когда ученику приходится столкнуться с новым заданием, которое имеет внешнюю схожесть с тем, которое он выполнял ранее, ученик выполняет это задание по прежней схеме, даже не замечая, что схема не соответствует условиям. Допущенные ошибки он обнаруживает лишь при помощи учителя, при ответе на наводящие вопросы. После этого ученик пытается самостоятельно исправить свои действия, перестроить способ, который он применял, но пока он может сделать лишь при участии учителя. Задания, которые соответствуют схеме действий ученика, как знакомые ему, так и незнакомые, он выполняет регулярно и безошибочно, при этом контролирует свои действия непосредственно при выполнении. Ученик уверенно отстаивает свои результаты, при обосновании отталкивается от способов выполнения [2,c.47].

Шестой уровень – актуальный рефлексивный контроль.

При выполнении нового задания, которое внешне похожее на те, которые ученик выполнял ранее, он способен самостоятельно находить ошибки, которые возникают при применении неверной схемы действий. Самостоятельно корректирует эту схему. Иными словами, ученик умеет контролировать как соответствие выполняемых действий обобщенной их схеме, так и соответствие самой обобщенной схеме условиям задачи которые были изменены.

Если ученик владеет актуальным рефлексивным контролем, способен самостоятельно обнаруживать и исправлять ошибки, а также отслеживать и контролировать свои действия, если он может сделать анализ деятельность с точки зрения полноты ее компонентов и при этом вычислить, каких именно звеньев не хватает в составе его умений, то можно быть уверенным, что в ученика формируется один из компонентов учебной деятельности –самоконтроль.

Упражнения для развития умений самоконтроля, творческие задания, упражнения для развития психических процессов и другие формы и методы работы можно применять на любых уроках, которые органично будут вплетаться в их контекст.

В подготовительный период и в период адаптации действия направленные на развитие самоконтроля интегрируется в курсе необходимо наблюдать за поведением детей, более глубоко изучать и познавать их характер и, при учете этих знаний, направлять развитие детей.

Задача учителя начальных классов — развивать как умственную активность учеников, выработать прочные и глубокие знания, так и формировать навыки самоконтроля [2, c. 82].

На современном уроке должно происходить усвоение основ науки, выработка умений и навыков, которые специфические для каждого предмета, развитие эмоциональной восприимчивости, мотивация самостоятельного добывания знаний и использование их в теоретических и практических задачах.

Невозможно развить навык самоконтроля без развития внимания, воображения, мышления и память. Поэтому на уроках необходимо использовать задания для их формирования и совершенствования.

Для этого, к примеру, можно предложить детям памятки “Как учить стихотворение”, “Как решать задачу”, “Как правильно списывать” и прочие.

Существует ряд приемов, которые дают возможность учителю организовать урок, таким образом, чтоб дети могли практически тренироваться контролировать товарищей и одновременно формировать навык самоконтроля:

Самоконтроль является одним из важнейших факторов, которые обеспечивают самостоятельную деятельность учеников. Он необходим для своевременного предотвращения или обнаружение уже совершенных ошибок. У учеников первого класса еще не сформирован навык самоконтроля. Ученики не всегда могут без сторонней помощи найти ошибки в своей работе и сделать исправления основываясь на сопоставлении собственных действий с конкретным или обобщенным образцом. В то время как умение сличить свою работу с образцом и сделать выводы является необходимым элементом самоконтроля, которому необходимо учить.

Так как ученики первого класса еще плохо осознают важность самоконтроля для решения поставленных перед ними задач, необходимо систематически и последовательно контролировать учеников, этот контроль может выполнять учитель, родители или же весь классный коллектив.

Контроль извне является тем обязательным условием, при соблюдении которого создается необходимая основа для формирования самоконтроля. Таким образом, самоконтроль учеников не отменяет необходимый контроль учителя и не уменьшает его значимость, а наоборот усиливает его. Учителю необходимо систематически изучать и анализировать ошибки учеников, обращать внимание на внутреннее содержание, и выявлять причины их появления, а также принимать необходимые меры для предупреждения будущих ошибок.

Очень важным приемом обучения первоклассников самоконтролю является применение коллективных проверок в сочетании с контролем педагога, так как в первую очередь ученика необходимо научить находить ошибки у человека (контроль).

Со временем ученик начинает переносить полученные умения на собственную деятельность (самоконтроль).

Таким образом, формирование контроля идет от контроля за действиями других к самоконтролю. Наиболее естественная ситуация возникает тогда, когда весь класс слушает ответ ученика у доски. Под руководством учителя анализируется ответ или на доске выполняются упражнения, устанавливаются допущенные ошибки и затем ученики коллективно их исправляют. На первых порах ученикам по окончании ответа можно задать такие вопросы: Верен ли окончательный ответ? Правильный ли ход решения?

В начальных классах дети учатся :

  • сравнивать результат своей деятельности с образцом, который задан в материальной форме;
  • воспроизводить состав контрольных действий и операций, которые задает учитель;
  • выполнять действия по развернутой инструкции;
  • осуществлять самопроверку по плану, который включает 1-2 пункта;
  • использовать для самоконтроля схемы-модели, которые заранее составляет учитель.

1.3 Значение обучения самоконтроля учеников в начальной школе

В современной дидактике достаточно много внимания уделяют развивающей функции обучения, что содействует становлению личности школьника и обеспечивает полноценное развитие его способностей, а также самостоятельности. Развитие склонностей и способностей человека в разнообразных сферах, главным образом, зависит от способности к самоанализу, самоконтролю, самооценке собственных возможностей.

Самоконтроль как интегративное учебно-деятельностное умение, суть которого заключается в определении цели выполняемой работы, сопоставлении результатов своей учебной деятельности с заданным образцом, выявлении своих ошибок и неправильных действий и своевременной реализации их коррекции.

Самоконтроль является наиболее важным компонентом учебной деятельности, однако даже при наличии соответствующих предпосылок учебная деятельность появляется у ребенка далеко не сразу. Ребенок, который вот-вот пришел в школу, хотя и начинает учиться под внимательным руководством учителя, однако еще не умеет учиться, его учебная деятельность формируется в ходе обучения под руководством педагога. Формирование учебной деятельности представляет собой наиболее важную задачу школьного обучения, такую же важную, как усвоение знаний, умений и навыков.

Как продемонстрировал анализ психолого-педагогической литературы, существует две причины неполноценного развития самоконтроля у школьников младшего возраста:

1) импульсивность характера ребенка, которая определяется динамическими особенностями нервной системы;

2) несформированность приемов и способов организации работы, отсутствие соответствующих педагогических условий в семье и школе, недостаточно квалифицированный личностный подход.

Соответственно, деятельность педагога реализуется по двум главным направлениям.

Первое направление непосредственно связано с профилактикой появления внешних причин неполноценного развития самоконтроля. Успешному формированию самоконтроля содействуют общие методы, среди которых выделяют создание благоприятной психологической атмосферы в классе, понижение эмоционально-психологических перегрузок ребят. Также этому способствуют и овладение основами организации работы учителя и учеников на уроке стимулирующей раскрытие возможностей школьника младшего возраста; работа в условиях позитивного познавательного конфликта; обращение к диалогическим формам взаимодействия; согласование ожиданий от ребенка со стороны семьи и школы.

Второе направление находится в связи с предупреждением появления внутренних причин становления самоконтроля. Среди субъективных условий и мер профилактики необходимо отметить следующие: актуализацию потребностей младших школьников в познании, поощрении проявлений самоконтроля; планирование ситуаций, которые стимулируют развитие самоконтроля; многообразие интеллектуальной и практической работы, которая направлена на выявление значения самоконтроля в учебной деятельности.

Процесс формирования у школьников младшего возраста самоконтроля в учебной деятельности содержит в себе три этапа [7, c. 69]:

  • а) возбуждение у школьников потребности в выработке у себя навыка самоконтроля;
  • б) обучение учащихся системой знаний, раскрывающие суть самоконтроля, методы и способы его формирования;
  • в) реализация длительной тренировочной работы, которая направлена на выработку умений самоконтроля.

Самоконтроль у школьников младшего возраста играет ведущую роль, ввиду того, что:

  • овладение учениками действиями самоконтроля общего характера содействует осознанию процессуальной стороны учебной деятельности, что способствует активизации их учебно-познавательной деятельности;
  • овладение этими действиями предоставляет возможность школьникам грамотно и правильно планировать свою учебную деятельность, осознанно корректировать все составляющие ее действий;
  • освоение действий контроля содействует формированию следующих качеств человека: инициативы, самостоятельности, ответственности и т.п.

Характерные особенности действия самоконтроля у различных школьников могут быть самыми разными, и они также могут находить свое проявление в уровне автоматизированности его протекания и является ли он самостоятельным развернутым действием или включен ли в процесс исполнения учебных действий; в его направленности контролируется весь процесс выполнения действий или только их результаты, в критериях, на основе которых строится контроль материализованная или идеально представленная схема-образец, во времени ее реализации после действия, в процессе действия и до его начала.

Эти и остальные особенности контроля и являются предметом его диагностики.

Овладение умением самоконтроля обеспечивает комфорт в обучении, снимает стресс и предоставляет возможность школьникам учиться с огромным интересом и желанием, а также дает ученикам реальный «инструмент», посредством которого они способны управлять процессом собственного учения на дальнейших этапах.

Характеризуя типовую начальную школу, необходимо выделить следующие особенности конструирования его содержания:

  • во-первых, в течение многих десятилетий изменялось лишь предметное содержание обучения;

•в-третьих, происходило “ущемление” одних предметов за счет других, то есть создавался некий “флюс” в содержании, например, одни предметы считались «главными», а другие – не очень…

Причиной этого было недостаточное внимание к целеполаганию – определению приоритетных, наиболее важных для развития младшего школьника целей образования.

Педагогическое сообщество в настоящий момент осознало, что коренные изменения в системе образования связаны не с корректировкой его предметного содержания– эти изменения возможны на основе целевой ориентировки всех компонентов методической системы на формирование тех психических новообразований, которые характеризуют статус ребенка младшего школьного возраста и обеспечивают в полной мере его личностное и психическое развитие.

Достоинством стандартов второго поколения можно считать то, что их разработчики попытались расшифровать и конкретизировать приоритетную цель образования: обобщенный результат освоения учащимися основной образовательной программы начального общего образования представлен как сплав личностных, метапредметных и предметных требований к младшему школьнику, который завершил обучение в начальной школе. Очень важен и следующий шаг разработчиков стандартов – создание программы универсальных учебных действий разных видов, которая с очевидностью может стать основой для получения высоких результатов начального образования. Но такая перспективная идея требует существенных изменений в построении процесса обучения младших школьников. Выделим некоторые, наиболее значимые, с нашей точки зрения, необходимые изменения.

Принципиально важным является изменение отношения учителей к контролирующей и оценочной деятельности в начальной школе. Опять речь идет об осознании важности формирования у школьника самоконтроля и самооценки, развития у него адекватного понимания причин успешности или не успешности учебной деятельности, формировании умений осуществлять пошаговый контроль своих учебных действий.

Не секрет, что решение этой задачи требует психологической перестройки учителя, осознания им того, что контроль и оценка педагога не только не противоречат, но и тесно связаны с уровнем сформированности самоконтроля и самооценки ученика. Гармония их “отношений” является условием успешности обучения, формирования учебно-познавательных мотивов и эмоционального благополучия всех участников образовательного процесса.

В младшей школе необходимо обращать отдельное внимание на развития самоконтроля и саморазвитие. На протяжении обучения в начальной школе необходимо сформировать определенные умения (таблица 1,2)[12, c. 241].

Таблица 1. Развитие навыков самоконтроля младших школьников

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

1.Умение понимать и принимать контроль учителя.

2. Умение использовать приемы проговаривания для проверки написанного.

3. Умение владеть элементарными приёмами контроля, самоконтроля: взаимопроверка или самопроверка выполненной работы по предложенному учителем образцу.

4. Умение наблюдать и анализировать учебную деятельность своих товарищей под руководством учителя.

1.Умение наблюдать и анализировать учебную деятельность своих товарищей под руководством учителя и самостоятельно по памятке.

2. Умение осуществлять взаимопроверку и самопроверку выполненной работы (контроль по результату).

3. Умение выполнять работу над ошибками по данному учителем образцу и алгоритму.

1. Умение осуществлять самоконтроль с помощью вопросов и заданий учебника.

2. Умение осуществлять пооперационный контроль с ориентированием на план выполнения действий.

3. Умение систематически выполнять работу над ошибками по памятке.

1. Умение осуществлять наблюдение за своей учебной деятельностью, проводить её самоанализ, самооценку и самокоррекцию.

2. Умение соотносить свои действия и их результаты с заданным способом действия, обнаружение их соответствия или несоответствия.

3. Умение самостоятельно проверять выполненную работу и исправлять ошибки.

4. Умение систематически выполнять работу над ошибками по памятке.

Таблица 2. Оценка и самооценка своей деятельности.

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

1. Умение принимать внешние критерии оценки, предложенные учителем

2. Умение овладевать элементарными приёмами взаимооценки и самооценки результатов деятельности по предложенным критериям (под руководством учителя).

1. Умение коллективно осуществлять определение критериев оценки результатов деятельности.

2. Умение использовать выбранные критерии для взаимооценки и самооценки выполненной работы.

1. Умение предварительно определять свои возможности решения учебной задачи.

2. Умение адекватно использовать заданные учителем критерии оценки.

3. Умение вырабатывать свои критерии для оценки результатов деятельности.

1. Умение прогнозировать самооценку до начала выполнения задания.

2.Умение осуществлять адекватную взаимооценку и самооценку отдельных операций и результатов учебной деятельности.

Глава 2. Развитие самооценки и самоконтроля младших школьников.

2.1 Приемы самооценки и самоконтроля в начальной школе.

Система контроля и оценивания учебной работы школьника не может ограничиваться узкой целью – проверкой усвоения знаний и выработки умений и навыков по конкретному учебному предмету. Она ставит более важную социальную задачу: развить у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, устанавливать ошибки и находить пути их устранения.

Приемы и способы для формирования самоконтроля

  • комментирование выполняемого задания (в т. ч. по цепочке)
  • сопровождение комментариев действиями (показать руками целое, части)
  • придумывание «ловушек» (2-х=5)
  • письмо с сомнением (где сомневаюсь, пропускаю)
  • пошаговая сверка с образцом (например, при списывании)
  • составление заданий для одноклассников (диктанты, словарные диктанты, уравнения и т.

п.), предварительно обговариваются критерии

  • составление задачи по данной схеме
  • составление задачи подобной данной
  • составление алгоритмов по разным видам работ

Приобретенные умения и навыки самооценки совершенствуются в ходе взаимоконтроля при различных видах деятельности.

Частота применения контроля: чаще процессуальный и предварительный контроль.

критериальном оценивании.

Содержательный контроль и оценка строится на критериальной, выработанной совместно с учащимися основе. Критерии должны быть однозначными и предельно четкими.

Критериальное оценивание подразумевает ряд установок:

1 .оцениваться с помощью отметки может только работа учащегося, а не его личность и личные качества (темп работы, особенности памяти, внимания, восприятия).

2 .работа учащегося сравнивается не непосредственно с работами других учеников, а с эталоном (образцом отлично выполненной работы);

— При критериальном оценивании нет условий для сравнения себя с другими. Ты успешен по одному критерию, а я – по другому. Такие ярлыки, как «отличник», «троечник», «хорошист», отпадают сами собой, зато появляются дополнительные возможности оценивать и наращивать свои достижения по тому или иному критерию. Важно только, чтобы каждый балл был содержательно наполнен и им обозначался конкретный уровень достижений (Критериальное оценивание не предполагает отказа от цифровой, формальной отметки, от балльной системы, поэтому вы можете использовать его и при традиционном «пятибалльном» оценивании).

эталон известен учащимся заранее;

  • разработан четкий алгоритм выведения отметки, по которому учащийся может сам определить свой уровень достижения и определить свою отметку;

Критерии не должны быть спущены сверху

Они должны быть четкими, ясными, понятными

На 1 этапе нет смысла брать много критериев, достаточно 1-2, которые определяют это умение (в начальном звене достаточно 3-4).

На этапе предварительного контроля нужно научить детей выделять критерии задания, ответа и т. д.:

  • Что будем оценивать?
  • Как будем оценивать?
  • Почему ты думаешь, что эти критерии будут важными?
  • Кто смог себя оценить?

определяют требования

правильным

В процессе обсуждения на доске записываются критерии оценки., Критерии оценки ответа на тему:

1.Правильность ответа.

2.Полнота ответа.

3.Наличие примеров.

Аналогичный прием используется для оценки устных ответов, содержащих последовательность действий, которые нужно совершить.(н-р, для решения грамматической или орфографической задачи или вида языкового разбора)

Критерии оценки «ответа-действий»

1.Правильность выполнения каждого действия

2.Соблюдение нужного порядка действий, Например, критерии оценки для задания «Подобрать как можно больше однокоренных слов к слову, Доказательство правильности подбора каждого из слов: объяснение его с помощью слова лес, Количество подобранных слов.

Таким образом для каждого задания вместе с детьми определяются критерии оценки.

Инструментом оценивания стали шкалы, которые напоминают ребенку измерительный прибор. С ее помощью можно измерить разные параметры выполненной работы (правильность решения учебной задачи, аккуратность, уровень сложности, заинтересованность и т.д.).

Количество шкал зависит от количества критериев, вырабатываемых учителем и учениками в ходе их совместной деятельности на уроке.

Оценочные шкалы представляют собой отрезки, которые дети чертят в тетради, непосредственно рядом с работой.

 соблюдение нужного порядка действий 1

Самооценка представляет собой постановку ребенком крестика на данной шкале, зная, что вверху ставят крестик в том случае, если данный критерий выполнен полностью, соответственно внизу – если данный критерий не выполнен вообще. Учитель, в свою очередь рассматривает адекватность самооценки с каждым ребенком индивидуально, корректируя при необходимости.

в первом классе

  • оценивать свою работу по заданным учителям критериям с помощью шкалы;
  • соотносить свою оценку с оценкой учителя;
  • договариваться о выборе образца для сопоставления работ;
  • обнаруживать совпадение и различие своих действий с образцом.

На первых уроках работая над этим можно выяснить, какой элемент в написании буквы у детей не получается и почему, что необходимо сделать, чтобы добиться соответствия образцу. Необходимо обсудить, что даёт красиво выполненная работа самому себе. Напоминать о том, что все работы нужно делать аккуратно, чисто и в соответствии с образцом. Итак, вырабатывается первый критерий аккуратность. После выполнения предложенного задания ученик может зафиксировать на полях тетради мнение о красоте своей работы. Затем в совместной деятельности вырабатываются другие понятные детям критерии для оценки устных ответов и письменных работ. Каждый раз ученики совершенствуются в умении оценивать свою работу, ищут причины, которые пока не позволяют достичь желаемого результата. Таким образом, первоклассники оценивают свою работу, как сумму многих умений, каждое из которых имеет свой критерий оценивания.

Наряду с оценочной шкалой используется также трехцветный индикатор, для обратной связи на уроке, когда учитель должен увидеть весь класс:

  • красный – я не знаю, прошу помощи,
  • синий – сомневаюсь, не уверен,
  • зеленый – знаю, умею, могу помочь другим.

Во втором классе

ЗУ, З, С, НЗУ.

Таким образом, ребенок видит, какие именно умения ему надо отработать.

Учитель создает сводную ведомость знаний и умений по классу.

Такая таблица помогает учителю определить, какие умения надо отработать с каждым конкретным ребенком.

— Для этого может быть предложена дифференцированная работа по группам, где каждая группа отрабатывает свое конкретное умение. Контроль работы в каждой группе может осуществлять сам учитель, либо в каждую группу будет назначен ребенок, хорошо владеющий данным умением. Он будет выступать в роли учителя.

  • Может быть предложено дифференцированное домашнее задание на отработку определенных умений.
  • Это может быть индивидуальная или парная работа по карточкам.

Оценки за текущие работы не выставляются в журнал, они нужны учителю и ребенку для того, чтобы видеть, какие умения вызывают трудности и над чем необходимо работать. Отработка идет в процессе изучения темы до проведения контрольной работы. Промежуточное оценивание небольших самостоятельных работ показывает, насколько успешно ученик осваивает изучаемый материал данной темы. Одновременно оно выполняет функцию обратной связи, когда ученик получает информацию о своих успехах и неуспехах. При этом у него есть время до итоговой работы, чтобы улучшить то, что в промежуточной работе оказалось выполненным недостаточно хорошо. Соответственно, любые, даже самые неудовлетворительные результаты промежуточной работы воспринимаются учеником лишь как рекомендации для улучшения собственных результатов, так как оценки за них в журнал не выставляются. Таким образом, получая оценку за промежуточную работу, ученик получает четкие ориентиры, что надо сделать, чтобы повысить свою оценку за итоговую работу. При критериальном оценивании учитываются результаты только итоговых работ.

Контрольная работа оценивается уровневой отметкой: в , с , н . Если ребенок желает исправить оценку, он имеет право переписать контрольную работу.

2.2 Система работы направленная на развитие навыка самоконтроля на уроках математики.

Для развития навыка самоконтроля существуют методы и приемы, которые необходимо включать в учебно-воспитательный процесс. Эти методы и приемы необходимо использовать как на уроках так и во внеклассной работе.

Среди основных методов и приемов можно выделить:

  • сверка с написанным образцом;
  • проверка по инструкции;
  • взаимопроверка с товарищем;
  • коллективное выполнение задания и коллективная проверка;
  • сочетание коллективной и индивидуальной работы;
  • выполнение задания по алгоритму;
  • проверка с помощью сигнальных карточек;
  • подбор нескольких способов выполнения задания и выбор самого рационального.

Учащимся для осознания самой цели самоконтроля постоянно нужен внешний контроль, поэтому в начале работы с учащимся превалирует контроль учителя, а также взаимоконтроль по продукту и взаимоконтроль по процессу.

На уроках математики нужно использовать методы и приемы, направленные на развитие самоконтроля у учащихся, как на этапе чистописания, проверки домашнего задания, объяснения новой темы, так и при выполнении различных упражнений на этапе закрепления.

В уроки математики на различных этапах также включаются методы и приемы развития самоконтроля. Например, при проведении устного счета эффективным методом формирования навыка является проверка с помощью сигнальных карточек. Когда красная карточка — это неверный ответ, а зеленая — верный.

А при закреплении нового материала необходимо выбирать метод, с помощью которого учащиеся учатся отбирать из предложенных вариантов решения поставленной задачи самый оптимальный.

Для того чтобы научить учащихся проверять свою работу самостоятельно, а не надеяться на родителей, можно предложить им алгоритмы проверки домашнего задания. На уроке нужно объяснить и показать, как работать с этим алгоритмом.

Пример алгоритма по математике:

Прочитай еще раз задание.

Проверь, правильно ли ты списал данные.

Если ты решаешь задачу, проверь, правильно ли ты записал ответ, на все вопросы ответил.

Если ты решаешь пример, содержащий несколько действий, проверь порядок действий.

Если ты решаешь примеры, выполни устную проверку своих вычислений.

Если ты решаешь уравнение, подставь значение Х в начальное уравнение.

Когда выполнил всю работу, проверь, все ли задания ты сделал и все ли ты проверил.

Проверка домашнего задания может осуществляться во время проведения устного счета, учащимся задаются вопросы по тому, как он осуществляет проверку своей работы.

Приведу примеры для развития навыков самоконтроля у детей младшего школьного возраста на занятиях математики.

Для развития самоконтроля ученикам можно предложить сложить самые простые узоры или рисунки из геометрических фигур, которые есть у ребят, к примеру:

а) квадрат из треугольников по заданному образцу: система работы направленная на развитие навыка самоконтроля на уроках математики  1

б) елку из треугольников:

 система работы направленная на развитие навыка самоконтроля на уроках математики  2

в) узор из геометрических фигур:

 система работы направленная на развитие навыка самоконтроля на уроках математики  3

г) композицию:

 система работы направленная на развитие навыка самоконтроля на уроках математики  4

 система работы направленная на развитие навыка самоконтроля на уроках математики  5

д) расставить геометрические фигуры в необходимом порядке:

 система работы направленная на развитие навыка самоконтроля на уроках математики  6

Все задания можно очень легко изменить. К примеру, задание с пирамидкой: учитель ставит пирамидку с пятью кольцами разных цветов, которые он набрал в определенном порядке. Дети уже довольно хорошо знакомы с этой игрушкой, лишь в основу сбора уже необходимо положить последовательность, не обращая внимания на размеры колец.

Все дети обязаны собрать пирамидку соответственно образцу. После этого задания несколько усложняют. К примеру, ученику дают карточку с нарисованными цветными кольцами, а также с учетом их размеров:

 система работы направленная на развитие навыка самоконтроля на уроках математики  7

Дети должны надеть кольца так же, как и на образце, затем пишут на карточке, каким по счету было кольцо каждого цвета, при этом считают их сверху вниз.

Это задание также усложняют. Каждому ученику предоставляется карточка, где изображены нарисованные незакрашенные кружочки.

 система работы направленная на развитие навыка самоконтроля на уроках математики  8

Школьники их закрашивают соответственно образцу:

5 – красный

4 – синий

3 — желтый

2 — коричневый

1 – черный

Выполнив работу, ученики сами ее проверяют.

2. Игра «Лесенка».

Каждой паре детей дают одну карточку с примерами[1, c. 46]:

 система работы направленная на развитие навыка самоконтроля на уроках математики  9

Они составлены так, что ответ одного – это начало другого. Ответы всех примеров школьники записывают на необходимой ступеньке. Каждый ученик самостоятельно может себя контролировать. Также можно составить и таким образом, что ответ каждого будет соответствовать номеру ступеньки, где его записали:

 система работы направленная на развитие навыка самоконтроля на уроках математики  10

Отмечая ответы примеров на каждой ступеньке, ребята контролируют себя: по порядку ли они идут.

В таких упражнениях присутствуют огромные возможности для развития у ребят приемов самоконтроля. В частности, продуктивными считаются те из них, где ребенок может сравнить учебные действия и их конечный результат с заданным образцом [1, c. 52].

Задача

1) В одной вазе 10 роз, во второй вазе на 4 больше. Сколько роз в двух вазах?

Приемы и способы для формирования самоконтроля

  • комментирование выполняемого задания (в т. ч. по цепочке)
  • сопровождение комментариев действиями (показать руками целое, части)
  • придумывание «ловушек» (2-х=5)
  • письмо с сомнением (где сомневаюсь, пропускаю)
  • пошаговая сверка с образцом (например, при списывании)
  • составление заданий для одноклассников (диктанты, словарные диктанты, уравнения и т.

п.), предварительно обговариваются критерии

  • составление задачи по данной схеме
  • составление задачи подобной данной
  • составление алгоритмов по разным видам работ

Приобретенные умения и навыки самооценки совершенствуются в ходе взаимоконтроля при различных видах деятельности.

Частота применения контроля: чаще процессуальный и предварительный контроль.

критериальном оценивании.

Содержательный контроль и оценка строится на критериальной, выработанной совместно с учащимися основе. Критерии должны быть однозначными и предельно четкими.

Критериальное оценивание подразумевает ряд установок:

1 .оцениваться с помощью отметки может только работа учащегося, а не его личность и личные качества (темп работы, особенности памяти, внимания, восприятия).

2 .работа учащегося сравнивается не непосредственно с работами других учеников, а с эталоном (образцом отлично выполненной работы);

— При критериальном оценивании нет условий для сравнения себя с другими. Ты успешен по одному критерию, а я – по другому. Такие ярлыки, как «отличник», «троечник», «хорошист», отпадают сами собой, зато появляются дополнительные возможности оценивать и наращивать свои достижения по тому или иному критерию. Важно только, чтобы каждый балл был содержательно наполнен и им обозначался конкретный уровень достижений (Критериальное оценивание не предполагает отказа от цифровой, формальной отметки, от балльной системы, поэтому вы можете использовать его и при традиционном «пятибалльном» оценивании).

  1. эталон известен учащимся заранее;

  • разработан четкий алгоритм выведения отметки, по которому учащийся может сам определить свой уровень достижения и определить свою отметку;

  • Критерии не должны быть спущены сверху

  • Они должны быть четкими, ясными, понятными

  • На 1 этапе нет смысла брать много критериев, достаточно 1-2, которые определяют это умение (в начальном звене достаточно 3-4).

На этапе предварительного контроля нужно научить детей выделять критерии задания, ответа и т. д.:

  • Что будем оценивать?
  • Как будем оценивать?
  • Почему ты думаешь, что эти критерии будут важными?
  • Кто смог себя оценить?

определяют требования

правильным

В процессе обсуждения на доске записываются критерии оценки., Критерии оценки ответа на тему:

1.Правильность ответа.

2.Полнота ответа.

3.Наличие примеров.

Аналогичный прием используется для оценки устных ответов, содержащих последовательность действий, которые нужно совершить.(н-р, для решения грамматической или орфографической задачи или вида языкового разбора)

Критерии оценки «ответа-действий»

1.Правильность выполнения каждого действия

2.Соблюдение нужного порядка действий, Например, критерии оценки для задания «Подобрать как можно больше однокоренных слов к слову

  1. Доказательство правильности подбора каждого из слов: объяснение его с помощью слова лес

  2. Количество подобранных слов.

Таким образом для каждого задания вместе с детьми определяются критерии оценки.

Инструментом оценивания стали шкалы, которые напоминают ребенку измерительный прибор. С ее помощью можно измерить разные параметры выполненной работы (правильность решения учебной задачи, аккуратность, уровень сложности, заинтересованность и т.д.).

Количество шкал зависит от количества критериев, вырабатываемых учителем и учениками в ходе их совместной деятельности на уроке.

Оценочные шкалы представляют собой отрезки, которые дети чертят в тетради, непосредственно рядом с работой.

 соблюдение нужного порядка действий 1

Самооценка представляет собой постановку ребенком крестика на данной шкале, зная, что вверху ставят крестик в том случае, если данный критерий выполнен полностью, соответственно внизу – если данный критерий не выполнен вообще. Учитель, в свою очередь рассматривает адекватность самооценки с каждым ребенком индивидуально, корректируя при необходимости.

в первом классе

  • оценивать свою работу по заданным учителям критериям с помощью шкалы;
  • соотносить свою оценку с оценкой учителя;
  • договариваться о выборе образца для сопоставления работ;
  • обнаруживать совпадение и различие своих действий с образцом.

На первых уроках работая над этим можно выяснить, какой элемент в написании буквы у детей не получается и почему, что необходимо сделать, чтобы добиться соответствия образцу. Необходимо обсудить, что даёт красиво выполненная работа самому себе. Напоминать о том, что все работы нужно делать аккуратно, чисто и в соответствии с образцом. Итак, вырабатывается первый критерий аккуратность. После выполнения предложенного задания ученик может зафиксировать на полях тетради мнение о красоте своей работы. Затем в совместной деятельности вырабатываются другие понятные детям критерии для оценки устных ответов и письменных работ. Каждый раз ученики совершенствуются в умении оценивать свою работу, ищут причины, которые пока не позволяют достичь желаемого результата. Таким образом, первоклассники оценивают свою работу, как сумму многих умений, каждое из которых имеет свой критерий оценивания.

Наряду с оценочной шкалой используется также трехцветный индикатор, для обратной связи на уроке, когда учитель должен увидеть весь класс:

  • красный – я не знаю, прошу помощи,
  • синий – сомневаюсь, не уверен,
  • зеленый – знаю, умею, могу помочь другим.

Во втором классе

ЗУ, З, С, НЗУ.

Таким образом, ребенок видит, какие именно умения ему надо отработать.

Учитель создает сводную ведомость знаний и умений по классу.

Такая таблица помогает учителю определить, какие умения надо отработать с каждым конкретным ребенком.

— Для этого может быть предложена дифференцированная работа по группам, где каждая группа отрабатывает свое конкретное умение. Контроль работы в каждой группе может осуществлять сам учитель, либо в каждую группу будет назначен ребенок, хорошо владеющий данным умением. Он будет выступать в роли учителя.

  • Может быть предложено дифференцированное домашнее задание на отработку определенных умений.
  • Это может быть индивидуальная или парная работа по карточкам.

Оценки за текущие работы не выставляются в журнал, они нужны учителю и ребенку для того, чтобы видеть, какие умения вызывают трудности и над чем необходимо работать. Отработка идет в процессе изучения темы до проведения контрольной работы. Промежуточное оценивание небольших самостоятельных работ показывает, насколько успешно ученик осваивает изучаемый материал данной темы. Одновременно оно выполняет функцию обратной связи, когда ученик получает информацию о своих успехах и неуспехах. При этом у него есть время до итоговой работы, чтобы улучшить то, что в промежуточной работе оказалось выполненным недостаточно хорошо. Соответственно, любые, даже самые неудовлетворительные результаты промежуточной работы воспринимаются учеником лишь как рекомендации для улучшения собственных результатов, так как оценки за них в журнал не выставляются. Таким образом, получая оценку за промежуточную работу, ученик получает четкие ориентиры, что надо сделать, чтобы повысить свою оценку за итоговую работу. При критериальном оценивании учитываются результаты только итоговых работ.

Контрольная работа оценивается уровневой отметкой: в , с , н . Если ребенок желает исправить оценку, он имеет право переписать контрольную работу.

Взаимоконтроль

Особое внимание необходимо уделять и взаимооценке. Оценка одноклассника воспринимается как более конкретная, деловая. Негативная оценка вовсе не означает, что ты плохой ученик, а лишь фиксирует сам факт ошибки. Одноклассники говорят, что и как нужно сделать, дают рекомендации. При этом у ребёнка всегда есть право выбора: отказаться от оценки одноклассника, не согласиться с ней или, наоборот, согласиться. Вот ещё один пример с урока литературного чтения, где проверяется мастерство чтения учащихся. Сначала дети по желанию выступают со стихами, затем даётся оценка услышанного. Оценочные суждения бывают разные: «Было интересно слушать Машу, хотя некоторые слова произносились невнятно. Мне понравилось, как Алёша громко, выразительно рассказывал стихотворение. Хочу сделать замечание Насте, чтоб она не торопилась и читала громко».

Критерии должны отражать не только знание программного материала, но и такие как аккуратность, внимание, умение слушать и слышать, высказывать свое мнение.

Такая оценка

  • позволяет ребенку увидеть свои успехи, так как всегда есть критерий, по которому можно оценить успешность обучающегося;
  • носит информативный характер;
  • способствует формированию позитивной самооценки.

Критерии оценивания некоторых форм работ в начальной школе, Умение слушать

1. Смотреть на говорящего.

2.Сидеть спокойно.

3.Молчать в то время, когда кто-то говорит.

4.Задавать вопросы говорящему (если что-то непонятно или на уточнение).

Умение прочитать стихотворение

1.Все слова должны быть понятны.

2. Выделение голосом знаков препинания.

3.Должно быть все слышно.

4.Плавность чтения.

5. Хорошо знать стихотворение наизусть.

6. передать настроение стихотворения («нарисовать» голосом картину)

Критерии устного ответа

1.Соответствует ли ответ заданному вопросу?

2. Последовательно ли отвечал?

3. Можно ли считать ответ убедительным?

4. Достаточно ли было приведено примеров, фактов для подтверждения изложенного?

5. Были ли ошибки по существу изложения?

Критериальное оценивание позволяет оценивать действия не только в письменных работах, но и при выполнении заданий в группах и парах.

По каким критериям группа должна оценить свою деятельность?

Предлагаем вам составить в группах критерии для оценки группы.

Критерии оценки работы в группе

  1. Организация работы (тихо, не мешать другим, каждый должен быть услышан)

  2. Стиль общения (вежливо, тактично, не перебивать)

  3. Ответ команды (четко, убедительно, доказательно)

  4. Участие в оценке других групп (одобрение, исполнение, дополнение

Наша школа работает по УМК «Школа 2100». Авторы уМК разработали правила формирования с/о, которые пришлись нам по душе, и мы начали использовать их в работе.

«Учитель и ученик по возможности определяют оценку в диалоге. У ученика право аргументировано оспорить отметку»

Основа алгоритма самооценки

(вопросы, на которые отвечает ученик)

1 шаг. Что нужно было сделать в этой задаче (задании)? Какая была цель, что нужно было получить?

2 шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?

3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)?

4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)?

5 шаг. Каким умением пользовался?

6 шаг. На каком уровне успешности выполнено задание?

КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПРАВИЛОМ «САМООЦЕНКА», Подготовка к урокам, на которых будет формироваться умение самооценки

1шаг Учитель выбирает уроки, на которых можно ограничить предметный материал до минимума (принцип минимакса).

Оставшееся время отводится на выработку у учеников умения с/о (в дальнейшем менее подробное изучение нескольких тем компенсируется более осознанным отношением детей к учебе).

2шаг При планировании урока учитель выбирает для первой демонстрации алгоритма с/о легко выполнимое задание по изученному материалу и ученика, психологически готового к публичному анализу результатов своей работы.

Формирование умения самооценки (окончание)

  • 3 шаг. На последующих уроках самооценку по алгоритму предлагается произвести по очереди всем ученикам класса.

  • 4 шаг. Постепенно вместо проговаривания вопросов, учитель предлагает ученикам самим, глядя на опорные сигналы, задавать себе эти вопросы и отвечать на них.

Примечание: Помимо диалога самооценка может производиться при коллективной проверке письменных заданий. На доске появляется эталон правильного ответа, и каждый ученик в своей тетради оценивает свое решение .

  • 5 шаг. Когда ученики начинают оценивать себя, не глядя на опорные сигналы, учитель может убрать их и доставать, только если у кого-то возникают затруднения.

Базовое умение самооценки сформировано.

Использование сформированного умения самооценки (начало)

  • 1 шаг. Планируя урок, учитель перестает сокращать предметный материал.

  • 2 шаг. Алгоритм самооценки сворачивается: после предложения учителя: «оцени свой ответ», следует краткая фраза ученика: «цель достигнута, ошибок не было», или «решение я получил, но с помощью класса», или «полностью без ошибок решил задачу необходимого уровня, что соответствует отметке «4» — хорошо» и т.п.

Если мнение ученика и учителя совпадают, можно вести урок дальше.

Если мнение учителя отличается от мнения ученика, который завысил или занизил свою оценку, необходимо пройти по алгоритму и согласовать позиции

Использование сформированного умения самооценки (окончание)

  • 3 шаг. После проверки письменных работ, ученик получает право аргументировано оспорить оценку и отметку учителя: после фразы ученика «я не согласен с выставленной отметкой», учитель предлагает ему объяснить свое мнение, используя алгоритм самооценки.

Если ученик прав, учителю стоит поблагодарить его за то, что он помог учителю найти собственную ошибку при проверке.

Если ученик не прав, учителю необходимо объяснить ему на основании чего он принял соответствующее решение, постараться согласовать позиции.

!!! Не все ученики будут готовы признать свои ошибки. Однако равный и честный разговор с ними, даже если он не заканчивается компромиссом, все равно способствует выработке у них адекватной самооценки, а авторитарное решение учителя – нет!

Мы занимаемся на уроках формированием с/к и с/о. Помогают ли нам в этом учебники? И способствуют ли задания в контрольных и проверочных работах самоконтролю и самооценке выполняемых детьми заданий?

Если такие задания есть, то это, конечно, большая помощь для учителя. А если нет, то учителю приходится дорабатывать задания учебника и проверочных работ.

Предлагаем задания по группам, посмотреть учебники и тетради, есть ли в них задания для с/к и с/о. Если есть, привести примеры, если нет, на примере одного задания составить такие вопросы.

Формирование мотивации к осуществлению контрольно-оценочной деятельности на основе нашей методики и с использованием рабочей тетради самоконтроля и самооценки способствует появлению у младших школьников потребности и желания осуществлять контроль и давать оценку своей деятельности. Во-вторых, поэтапное формирование контрольно-оценочных умений с постепенным усложнением требований к ним способствует эффективному достижению самостоятельности в контрольно-оценочной деятельности учащихся.

Современная начальная школа должна заложить основы самостоятельности

учащихся, а это является залогом не только успешного обучения, но и успешного построения любой деятельности.