«Формирование личностных универсальных учебных действий на х литературного чтения»

Курсовая работа
Содержание скрыть

Ф.И.О. Бугрова Екатерина Евгеньевна

Обучающаяся 2-11П учебной группы

Специальность:

« 050146 ПРЕПОДАВАНИЕ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ»

Руководитель:

Ермохина Марина Анатольевна,

преподаватель

подпись руководителя _____________

Санкт-Петербург

2016

С введением новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) к деятельности учителя стали предъявляться новые требования. Одним из таких требований является реализация универсальных учебных действий в процессе обучения, поэтому тема «Формирование личностных универсальных действий (УУД) уроках литературного чтения в начальной школе» очень актуальна, поскольку в основной школе ФГОС стал реализовываться сравнительно недавно.

Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться».

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности УУД, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Тема нашего исследования: «Формирование личностных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения»

Термин «универсальные учебные действия» ученые определяют, как умение учиться, т. е. «способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. УУД обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты. Они создают условия развития личности и ее самореализации.

Объект – формирования универсальных учебных действий на уроках в начальной школе

Предмет – процесс формирования личностных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения.

19 стр., 9292 слов

«Формы и методы рефлексий на уроке.» учебно-методический материал

... для достижения успешной учебной деятельности. I. Теоретические основы организации рефлексивной деятельности учащихся 1.1 Сущность рефлексивной деятельности Переход от образования, ориентированного на формирование ... жизни, действий, блокировать неэффективные. Важнейшей особенностью рефлексии является способность учащихся управлять собственной активностью в соответствии с личностными ценностями ...

Цель исследования:

В соответствии с целью исследования были сформулированы следующие задачи :

  1. Раскрыть сущность понятия «универсальные учебные действий».

  2. Рассмотреть личностные универсальные учебные действия.

  3. Изучить возрастные особенности развития личностных универсальных учебных действий у младших школьников.

  4. Рассмотреть способы формирования личностных универсальных учебных действий.

  5. Разработать уроки литературного чтения, направленные на формирование личностных универсальных учебных действий.

0.1 Сущность понятия «универсальные учебные действия»

В широком значении термин «универсальные учебные

Выделяют следующие виды универсальных учебных действий:

  1. Личностные.

  2. Регулятивные.

  3. Познавательные.

  4. Коммуникативные

Функции универсальных учебных действий:

  • обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
  • создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

К универсальным учебным действиям относятся следующие действия:

личностные (самоопределение, нравственно-этическое оценивание);

познавательные (общеучебные, постановка и решение практических задач, логические);

регулятивные (целеполагание, планирование, самоконтроль, самооценка);

коммуникативные (построение речевых высказываний, работа с информацией…).

4 стр., 1517 слов

Формирование личностных универсальных учебных действий у младших ...

... процессе достижения результата, уметь работать в команде и др. [2]. Личностные универсальные учебные действия отражают систему ценностных ориентаций младшего школьника, его отношение к различным сторонам окружающего мира. К личностным УУД относятся: ...

Личностные универсальные учебные действия

личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

смыслообразование, т.е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросам: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? – и уметь на него отвечать.

  • нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

Регулятивные универсальные учебные действия

целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;

  • планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата;
  • составление плана и последовательности действий;
  • прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
  • коррекция – внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
  • внесение изменений в результат своей деятельности, исходя из оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;
  • оценка – выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
  • оценка результатов работы;
  • саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.

Познавательные универсальные учебные действия

Общеучебные универсальные действия

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

структурирование знаний;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

  • смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;
  • извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;
  • определение основной и второстепенной информации;
  • свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;
  • понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
  • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные универсальные учебные действия

4 стр., 1878 слов

Учебная деятельность детей с нарушением слуха

... познавательную деятельность, так и личность ребенка в целом. Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами (далее – дети с ... порога слышимости сохраняется некоторое время после прекращения действия мешающего фактора, а затем постепенно возвращается к ... речи только в условиях специального обучения. 2. Позднооглохшие дети, «глухие, сохранившие речь» – те, кто потерял слух в ...

К коммуникативным действиям относятся:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка его действий;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

Критерии оценки сформированности универсальных учебных действий учащихся:

соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям;

соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям. Возрастно-психологические нормативы формулируются для каждого вида универсальных учебных действий с учетом определенной стадии их развития.

Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития. Общение выступает основой дифференциации и развития форм психической деятельности в раннем онтогенезе (Л.С. Выготский, М.И. Лисина).

Так, происхождение личностных, познавательных и регулятивных действий определяется развитием коммуникации и общения ребенка с социальным (учитель) и близким (родители) взрослым и сверстниками. Из общения и сорегуляции вырастает способность ребенка регулировать свою деятельность. Из оценок окружающих и в первую очередь оценок близкого взрослого формируется представление о себе и своих возможностях, появляется самопринятие и самоуважение, т. е. самооценка и Я концепция как результат самоопределения. Из ситуативно-познавательного и внеситуативно познавательного общения формируются познавательные действия ребенка (М.И. Лисина).

11 стр., 5382 слов

Формирование коммуникативной культуры у детей дошкольного возраста ...

... – формирование ребенка, образование воспитанность, культура. В настоящее время современное общество, находящееся в условиях радикальных перемен в политико-экономической, социокультурной сферах, требует усиления гуманистических тенденций, возрастания роли и значения общения ...

В теории привязанности (Д. Боулби, М. Эйнсворт) было показано, что автономия ребенка и его познавательное развитие в значительной степени предопределены типом его привязанности, особенностями его взаимоотношений и сотрудничества с близким взрослым. Можно утверждать, что содержание и способы общения и коммуникации обусловливают развитие способности ребенка к регуляции поведения и деятельности, познанию мира, определяют образ «Я» как систему представлений о себе, отношений к себе. Именно поэтому особое внимание в концепции развития универсальных учебных действий уделяется становлению коммуникативных универсальных учебных действий. По мере становления личностных действий ребенка (смыслообразование и самоопределение, нравственно-этическая ориентация) функционирование и развитие универсальных учебных действий (коммуникативных, познавательных и регулятивных) претерпевает значительные изменения. Регуляция общения, кооперации и сотрудничества проектирует определенные достижения и результаты ребенка, что вторично приводит к изменению характера его общения и Я концепции. Познавательные действия также являются существенным ресурсом достижения успеха и оказывают влияние как на эффективность самой деятельности и коммуникации, так и на самооценку, смыслообразование и самоопределение учащегося.

Таким образом, универсальные учебные

0.2 Личностные универсальные учебные действия

Личностные универсальные учебные действия

(ценностные установки, нравственная ориентация)

Оценивать поступки, в том числе неоднозначные, как «хорошие» или «плохие», разрешая моральные противоречия на основе:

— общечеловеческих ценностей и российских ценностей, в том числе человеколюбия, уважения к труду, культуре;

— важности исполнения роли «хорошего ученика», важности учёбы и познания нового;

— важности бережного отношения к здоровью человека и к природе;

— важности различения «красивого» и «некрасивого», потребности в «прекрасном» и отрицания «безобразного»;

— важности образования, здорового образа жизни, красоты природы и творчества.

Прогнозировать оценки одних и тех же ситуаций с позиций разных людей, отличающихся национальностью, мировоззрением, положением в обществе и т.п.

Учиться замечать и признавать расхождения своих поступков со своими заявленными позициями, взглядами, мнениями.

Объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей

(личностная саморефлексия, способность к саморазвитию, мотивация к познанию, учёбе)

Осмысление

Объяснять положительные и отрицательные оценки, в том числе неоднозначных поступков, с позиции общечеловеческих и российских гражданских ценностей.

Объяснять отличия в оценках одной и той же ситуации, поступка разными людьми (в т.ч. и самим собой), как представителями разных мировоззрений, разных групп общества.

4 стр., 1642 слов

Виды занятий на х чтения и письма в букварный период в школе для детей с ТНР

... реферата является рассмотрение вопроса об обучения детей с ТНР чтению и грамоте в букварный период. Для достижения поставленной цели решались рассмотреть каким образом происходит обучение грамоте детей с ТНР. рассмотреть каким образом происходит обучение чтению детей с ТНР. Структурно реферат ...

Самосознание

Объяснять самому себе:

— «что во мне хорошо, а что плохо» (личные качества, черты характера), «что я хочу» (цели, мотивы), «что я могу» (результаты).

(на словах)

Самоопределение

Осознавать себя гражданином России и ценной частью многоликого изменяющегося мира, в том числе

— объяснять, что связывает тебя:

— с твоими близкими, друзьями, одноклассниками,

— с земляками, народом,

— с твоей Родиной,

— со всеми людьми,

— с природой;

— объяснять, что связывает тебя с историей, культурой, судьбой твоего народа и всей России;

— испытывать чувство гордости за свой народ, свою Родину, сопереживать им в радостях и бедах и проявлять эти чувства в добрых поступках;

— отстаивать (в пределах своих возможностей) гуманные, равноправные, гражданские демократические порядки и препятствовать их нарушению;

— искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений;

— стремиться к взаимопониманию с представителями иных культур, мировоззрений, народов и стран, на основе взаимного интереса и уважения;

— уважать иное мнение, историю и культуру других народов и стран, не допускать их оскорбления, высмеивания;

— осуществлять добрые дела, полезные другим людям, своей стране, в том числе отказываться ради них от каких-то своих желаний.

Вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения, способствующие ненасильственному и равноправному преодолению конфликта.

Поступки

Характеризовать свой поступок, в том числе в неоднозначно оцениваемых ситуациях, на основе:

— культуры, народа, мировоззрения, к которому ощущаешь свою причастность,

— базовых российских гражданских ценностей,

Гражданская идентичность

Достижение гражданской идентичности — важная задача развития юношеского возраста.

Вместе с тем о предпосылках или основах становления гражданской идентичности можно говорить уже в начальной школе.

В младшем школьном возрасте в связи с систематическим изучением школьных предметов, в первую очередь таких, как «Литературное чтение» специфической формой самоопределения является формирование основ гражданской идентичности личности.

Структура

  • когнитивный (знание о принадлежности к данной социальной общности);

    4 стр., 1919 слов

    «Воображение как основа творческой деятельности»

    ... на основе факторного анализа были выделены отдельные компоненты творческого воображения, которые признаются общими для детей и взрослых и характеризуют любые формы продуктивной деятельности: -интеллектуальная творческая ... Ж. Пиаже воображение связывалось с развитием символической функции у ребёнка и рассматривалось как особая форма репрезентативного мышления, позволяющего предвосхищать ...

  • ценностно – смысловой (позитивное, негативное или двойственное отношение к принадлежности);

  • эмоциональный (принятие или непринятие своей принадлежности);

  • деятельностный (поведенческий – гражданская активность).

Планируемые результаты по формированию личностных УУД на ступени начального общего образования.

У выпускника будут сформированы:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;

  • широкая мотивационная основа учебной деятельности;

  • основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России;

  • развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

  • установка на здоровый образ жизни;

  • чувство прекрасного и этические чувства на основе знакомства с мировой и художественной культурой;

  • эмпатия как понимание чувства других людей и сопереживание им;

Выпускники получат возможность для формирования

  • положительной адекватной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивиции;

  • установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении и поступках;

Таким образом, личностные универсальные учебные действия

0.3Возрастные особенности развития личностных универсальных учебных действий у младших школьников

соподчинение мотивов с доминированием учебно-познавательных

освоении ребенком социальных норм проявления чувств и в способности регулировать свое поведение

Социальная ситуация развития при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту характеризуется, с одной стороны, объективным изменением места ребенка в системе социальных отношений, с другой стороны, субъективным отражением этого нового положения в переживаниях и сознании ребенка. Именно неразрывное единство двух этих аспектов определяет перспективы и зону ближайшего развития ребенка в этом переходном периоде. Фактического изменения социальной позиции ребенка недостаточно для изменения направленности и содержания его развития. Для этого необходимо, чтобы эта новая позиция была принята и осмыслена самим ребенком и отражена в обретении новых смыслов, связанных с учебной деятельностью и новой системой школьных отношений. Только благодаря этому становится возможной реализация нового потенциала развития субъекта. Внутренняя позиция выступает центральным компонентом структуры психологической готовности к школе, определяя динамику освоения ребенком действительности школьной жизни.

9 стр., 4370 слов

Психологическая служба в школе

... ребенка, эффективности педагогической деятельности конкретного учителя, функционирования школы как целого). Итак, мы кратко рассмотрели два основных направления работы психолога в школе — проектирование и консультирование. Школьная психологическая служба должна осуществлять работу, ...

Отношение к школе, учению и поведение в процессе учебной деятельности, характеризующее сформированность внутренней позиции школьника, исследовали такие ученые, как М.Р. Гинзбург, Н.И. Гуткина, В.В. Давыдов, А.З. Зак, Т.А. Нежнова, К.Н. Поливанова, Д.Б. Эльконин. Во многих исследованиях была выявлена сложная динамика формирования внутренней позиции школьника, которая находит отражение в мотивационно -смысловой сфере и в отношении к школьным предметам. В начале обучения в 1 классе полностью сформированная внутренняя позиция школьника была констатирована лишь у 45% обследованных учащихся. В случае частичной сформированности внутренней позиции школьника (45%) эмоционально положительное отношение к школе, своему новому социальному статусу сочеталось с ориентацией на внеучебные стороны школьной жизни — новые знакомства и контакты, игры, прогулки, возможность посещения школьных кружков и пр.

Согласно полученным данным у 11,4% детей внутренняя позиция школьника еще не была сформирована, что нашло отражение в предпочтении игровой деятельности и отношений дошкольного типа, отсутствии желания ходить в школу, негативных установках в отношении школы и учебы (О.А. Карабанова, 2002).

Непринятие нового социального статуса и роли ученика, незрелость школьной мотивации, двойственное, а в некоторых случаях негативное отношение ребенка к школе значительно осложняет ход нормативного возрастного развития в младшем школьном возрасте и адаптацию к школе.

Критерии сформированности внутренней позиции школьника:

положительное отношение к школе, чувство необходимости учения, т. е. в ситуации необязательного посещения школы ребенок продолжает стремиться к занятиям специфически школьного содержания;

  • проявление особого интереса к новому, собственно школьному содержанию занятий, что отражается в предпочтении уроков школьного типа урокам дошкольного типа, в наличии адекватного содержательного представления о подготовке к школе;
  • предпочтение классных коллективных занятий индивидуальным занятиям дома, положительное отношение к школьной дисциплине, направленной на поддержание общепринятых норм поведения в школе;
  • предпочтение социального способа оценки своих знаний — отметки дошкольным способам поощрения (сладости, подарки) (Д.Б. Эльконин, А.Л. Венгер, 1988).

Можно выделить следующие уровни сформированности внутренней позиции школьника на седьмом году жизни:

отрицательное отношение к школе и поступлению в школу;

12 стр., 5863 слов

Педагогические условия формирование личностных универсальных ...

... личностных УУД; - описать опыт педагогов- практиков по формированию личностных УУД. В нашей работе мы использовали следующие методы : -изучение и анализ научной литературы; -изучение и обобщение опыта педагогов практиков. Курсовая работа ... 4 блока УУД: личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные. Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним ...

положительное отношение к школе при отсутствии ориентации на содержание школьно-учебной действительности (сохранение дошкольной ориентации).

Ребенок хочет пойти в школу, но при сохранении дошкольного образа жизни;

  • возникновение ориентации на содержательные момен ты школьной действительности и образец «хорошего ученика», но при сохранении приоритета социальных аспектов школьного образа жизни по сравнению с учебными;

сочетание ориентации на социальные и собственно учебные аспекты школьной жизни. Развитие мотивов учения является важным показателем сформированности внутренней позиции школьника. Старших дошкольников привлекает учение как серьезная содержательная деятельность, имеющая социальное значение (Л.И. Божович, 1968).

Решающую роль для формирования мотивационной готовности к обучению имеет развитие познавательной потребности ребенка, а именно интерес к собственно познавательным задачам, к овладению новыми знаниями и умениями. Произвольность поведения и деятельности обеспечивает соподчинение мотивов — способность ребенка подчинять свои импульсивные желания сознательно поставленным целям. В этой связи возникают и формируются новые моральные мотивы — чувство долга и ответственность.

Общий перечень мотивов, характерных для перехода от предшкольного к начальному образованию:

1. Учебно-познавательные мотивы.

2. Широкие социальные мотивы (потребность в социально значимой деятельности, мотив долга).

3. Позиционный мотив, связанный со стремлением занять новое положение в отношениях с окружающими.

4. Внешние мотивы (власть и требования взрослых)

5. Игровой мотив.

снижению мотивации

Таким образом, важно, чтобы учитель учитывал возрастные особенности, потому что он должен уметь определять готовность учащихся к формированию личностных универсальных действий. Для этого существуют различные способы формирования личностных универсальных действий.

0.4Способы формирования личностных универсальных учебных действий

Личностные универсальные учебные действия отражают систему ценностных ориентаций младшего школьника, его отношение к различным сторонам окружающего мира.

К личностным УУД относятся:

  • положительное отношение к учению, к познавательной деятельности,

  • желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся,

  • осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению,

  • осваивать новые виды деятельности,

  • участвовать в творческом, созидательном процессе;

  • осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков;

  • осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам;

  • стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.

Современный урок отличается информационной насыщенностью, увеличением доли самостоятельной учебной деятельности с различными источниками информации, высокой интерактивностью взаимодействия участников образовательного процесса, я делаю всё, чтобы образовательный процесс был творческим.

Процесс формирования личностных универсальных учебных действий младших школьников будет эффективен при реализации психолого-педагогических условий:

1) актуализация положительной внутренней мотивации младших школьников к развитию личностных универсальных учебных действий;

2) целенаправленная программируемая деятельность по развитию личностных универсальных учебных действий младших школьников на основе субъект-субъектного взаимодействия;

3) реализация развивающей деятельности, направленной на формирование внутренней позиции обучающегося, адекватной мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение;

4) создание в группе атмосферы психологической безопасности, взаимоподдержки и доверия, отсутствие оценивания, открытость личности новому опыту, внутреннее позитивное оценивание достижений.

личностных

— участие в проектах;

— творческие задания;

— зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки;

— мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма;

— самооценка события, происшествия;

— дневники достижений.

Все задания на уроках, сопровождаемые инструкцией «Сравни свою работу с работами других ребят», взаимопроверка учит уважать и принимать чужое мнение, если оно обосновано; позволяет повышать самооценку учащихся, формировать у них чувство собственного достоинства, понимание ценности своей и чужой личности.

Для достижения указанных личностных результатов в систему учебников «Школа России» с 1 по 4 класс введены соответствующие разделы и темы, разнообразные по форме и содержанию тексты, упражнения, задания, задачи.

Учитель играет ведущую роль в формировании учебных действий у учащихся. Поэтому подбор содержания урока, разработка конкретного набора наиболее эффективных учебных заданий в рамках литературного чтения, определение планируемых результатов, выбор методов и форм обучения – всё это требует от педагога грамотного подхода.

Учебный предмет «Литературное чтение» обеспечивает

формирование следующих универсальных учебных действий:

— смыслообразования через прослеживание «судьбы героя» (П.Я. Гальперин) и ориентацию учащегося в системе личностных смыслов;

— самоопределения и самопознания на основе сравнения «Я» с героями литературных произведений посредством эмоционально-действенной идентификации;

основы гражданской идентичности путем знакомства в контексте художественных произведений с героическим историческим прошлым России и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям ее граждан;

  • действия нравственно-этического оценивания через выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей;
  • смыслообразование через прослеживание «судьбы героя» и ориентация учащегося в системе личностных смыслов;
  • самоопределение и самопознание на основе сравнения «Я» с героями литературных произведений посредством эмоционально-действенной идентификации;
  • эмоционально-личностная децентрация на основе отождествления себя с героями произведения, соотнесения и сопоставления их позиций, взглядов и мнений;

эстетические ценности и на их основе эстетические критерии;

— умение понимать контекстную речь на основе воссоздания картины событий и поступков персонажей;

умение произвольно и выразительно строить контекстную речь с учётом целей коммуникации,

особенностей слушателя, в том числе используя аудиовизуальные средства;

умение устанавливать логическую причинно-следственную последовательность событий и действий героев произведения;

умение строить план с выделением существенной и дополнительной информации.

Система таких заданий позволяет учащимся осознавать себя гражданами страны, формировать общечеловеческую идентичность коллектив в целом.

Таким образом, существуют разные способы формирование личностных УУД. Учитель, как неотъемлемая часть педагогического процесса, должен знать, при каких условиях у учащихся возможно сформировать личностные УУД. Во-первых, должна быть положительная внутренняя мотивация к развитию личностных УУД. Во-вторых, должна быть целенаправленная деятельность на основе взаимодействий. В-третьих, должна быть специальная атмосфера, где бы учащиеся чувствовали себя в безопасности.

Универсальные учебные

Личностные универсальные учебные действия

Важно, чтобы учитель учитывал возрастные особенности, потому что он должен уметь определять готовность учащихся к формированию личностных универсальных действий. Для этого существуют различные способы формирования личностных универсальных действий.

Таким образом, существуют разные способы формирование личностных УУД. Учитель, как неотъемлемая часть педагогического процесса, должен знать, при каких условиях у учащихся возможно сформировать личностные УУД. Во-первых, должна быть положительная внутренняя мотивация к развитию личностных УУД. Во-вторых, должна быть целенаправленная деятельность на основе взаимодействий. В-третьих, должна быть специальная атмосфера, где бы учащиеся чувствовали себя в безопасности.

0.5Конспект урока по литературному чтению №1

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Ф.И.О.

Бугрова Екатерина Евгеньевна

Класс:

3

Предмет:

Литературное чтение

Тема:

И. А. Крылов «Мартышка и Очки»

Тип урока:

Урок обобщения и систематизации знаний

Цель:

Создать условия для изучения учащимися творчество И.А. Крылова и басни «Мартышка и очки»

Планируемые результаты: предметные

Знать:

Что такое басня

Уметь:

Определять основную мысль басни

Применять:

Читать разной интонацией

Анализировать:

Поступки героев

Синтезировать:

Выразительное чтение

Оценивать:

Значение басни в повседневной жизни

Метапредметные

Регулятивные:

Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.

Познавательные:

Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.

Коммуникативные:

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

Личностные

Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей.
Межпредметные связи:

Литература, история, русский язык

Основные понятия:

Басня, мартышка, очки, И.А. Крылов, мораль, смысл, идея

Методы, технологии:

Беседа, рассказ, выборочное чтение, иллюстрация

Ресурсы

Презентация

Ресурсы

Учебник

Оформление доски:

Портрет И.П. Крылова, орфографические слова

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учеников

Формирование УУД

1. Актуализация необходимых знаний

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Екатерина Евгеньевна, и сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. Проверьте, чтобы на парте у вас были учебник, дневник пенал. Молодцы!

Ребята на доске зашифрованы названия литературных жанров. Расшифруйте их и определите, с каким из них мы ещё не встречались в этом году?

ЛИНАЫБ, КЗАСАК, ХОТИСВОРТЕЕНИ, АСНЯБ, ГАЗАДАК

Ребята, скажите, с какими баснями вы уже знакомы?

Какие басни Льва Николаевича Толстого вы помните?

А какие басни И.А.Крылова вы знаете?

Сегодня мы познакомимся ещё с одной басней И.А.Крылова.

Учащиеся проверяют свою готовность к уроку.

Былина, сказка, стихотворение, басня, загадка.

«Дуб и трость», « Лев, Медведь и Лиса», «Лиса и виноград»

«Как мужик убрал камень, «Лисица и Журавль», ««Волк и Лисица».

Лебедь, рак и щука», «Стрекоза и муравей», «Ворона и лисица».

Личностные : самоопределение к деятельности; включение в учебную деятельность.

2. Мотивация познавательной деятельности

-А чтобы узнать о ком она, найдите лишнее животное в этой группе и объясните, по какому признаку вы его выделили:

Собака, кошка, мартышка, корова, овца, коза.

Какое слово лишнее?

Лишнее слово «мартышка» Это дикое животное, а все остальные домашние животные.

-Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока?

Молодцы! Сегодня мы с вами познакомимся с басней И.А.Крылова «Мартышка и очки», а познакомиться с басней Крылова – значит стать умнее, узнать что – то новое, важное о себе и людях.

Мартышка

Ученики определяют тему урока.

3. Организация познавательной деятельности

-Что вы знаете о И.А. Крылове?

-Вспомним вместе. И. А. Крылов родился в 1769 году, А. С. Пушкин – в 1799году. Значит, был современником И. А. Крылова, очень любил его басни и назвал его «истинно народным поэтом». (вывешиваю портрет)

Посмотрите на его портрет. Каким он вам представляется по характеру?

Мы видим открытое лицо, добрые и проницательные глаза мудрого человека. Таким же мудрым и проницательным запечатлён баснописец в бронзе. На каждой стороне высокого постамента, на котором размещён памятник, барельефные изображения животных – персонажей его басен. (показываю иллюстрации) Памятник построен в С.-П. в Летнем саду. Почему народ так высоко чтит память о великом баснописце?

Родился И.А.Крылов в Москве 13 февраля 1768 года. Отец его был военным, а мать была неграмотной женщиной. Образованию будущего баснописца уделялось много внимания. Но уже в 10 лет И.А.Крылов остался без отца и пошёл работать в магистрат, переписывать бумаги. Ещё через 4 года семья Крыловых переезжает в Петербург. Иван Андреевич уже в это время начинает писать стихи, пьесы, но они не имели успеха. Трижды Крылов издавал свои собственные журналы в период с 1789 по 1793 год. Но они закрывались властями. Иван Андреевич становится домашним учителем детей князя Голицына и его личным секретарём. После Крылов работал в Публичной библиотеке в Петербурге, занимается литературной деятельностью. К нему приходит успех и признание, карьера его развивается успешно, он получает различные награды. В Публичной библиотеке Крылов проработал до 1844 года (До 73 лет!).

Вышел в отставку, переехал жить на Васильевский остров. Умер И.А.Крылов 21 ноября 1844года, в зените славы, дожив до глубокой старости.

-Ребята, а что такое басня? Как вы думаете?

-Итак, чтобы точно знать значение слова «»басня», ваш одноклассник расскажет всем об этом.

Басня – это небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются недостатки людей;

В баснях обычно действуют животные, в которых мы легко узнаём людей;

Басня начинается или заканчивается моралью – выводом, поучением, где объясняется смысл басни.

-Итак, кто слушал внимательно? Что такое басня? Что высмеивает басня? Чем начинается или заканчивается басня?

-На какой жанр похожа басня, если животные там разговаривают и действуют, как люди?

-Верно, молодцы!

-Теперь откройте свои учебники на странице 134.

П очему слова Мартышка и Очки написаны с большой буквы?

Можно ли по названию определить, о чём будет произведение?

Попробуйте описать мартышку. Какая она? (вывешиваю на доску иллюстрацию)

Мартышка – это маленькая обезьяна с длинными задними ногами, длинным хвостом. Она, действительно, быстрая и шустрая.

-Ребята, посмотрите на доску, здесь вывешены слова. Поднимите руку, кто не знает об их значении?

-Хорошо, попробуем вместе понять, что они значат.

дюжина – 12 штук

полдюжины – шесть штук

темя — верхняя часть головы

нанижет — наденет подряд на нитку, проволоку

к худу клонит — к плохому

невежда – необразованный человек невежа, грубый, невоспитанный человек

познатней — знать

-А сейчас я включу аудиозапись этой басни, а вы внимательно слушайте, потому что после басни нам нужно будет обсудить и ответить на некоторые вопросы из учебника.

(Один ученик читает по одному вопросу)

-Прочтите первый вопрос.

-Прочтите второй вопрос.

-Прочтите третий вопрос.

-Прочтите четвертый вопрос.

-Прочтите пятый вопрос.

Теперь я включаю аудиозапись, а вы следите по тексту.

Понравилось ли вам исполнение басни?

-Теперь обратимся к вопросам по учебнику.

2. Подумайте, почему баснописец выбрал для своей басни именно Мартышку.

3. Обратите внимание на те действия, которые совершала Мартышка с очками. Соответствуют ли эти действия тому, что обычно делают с очками? Почему Мартышка решила, что люди её обманули? Кто виноват в том, что очки не действовали?

4. В чём комичность ситуации? Что тебя в басне забавляет, смешит?

5. Перечитай мораль басни и сделай вывод. Подтверди примерами, что твой вывод правилен, что он очень важен для сегодняшнего дня.

-Молодцы!

С каким человеческим пороком боролся Крылов, создавая эту басню?

-Что же автор хотел сказать нам, читателям?

-Верно! Нужно учиться, чтобы стать образованным человек, поэтому постараемся оправдать надежды И.А. Крылова?

-Хотите отдохнуть? Сейчас мы побудем в роли мартышки и сможем повеселиться немного!

Звать мартышку Шалунишкой,

Очень любит пошалить,

Веселится, коротышка,

Хочет всех нас рассмешить.

Ведущий продолжает говорить, а дети выполняют движения.

То присядет, то подпрыгнет,

(Приседают и подпрыгивают.)

То закружится юлой,

(Кружатся на месте.)

То начнет ногами дрыгать,

(Трясут попеременно ногами.)

То качает головой.

(Качают головами.)

То забегает вприпрыжку,

(Бегут на месте, прыгают.)

То покажет десять рож,

(Делают смешные гримасы.)

Вот такая Шалунишка.

Впрочем, что с неё возьмешь?

-Понравилось вам? Вы можете сесть.

-Вернемся к басне. Прочитайте теперь про себя, обратите внимание на композицию.

-Прочитайте первую часть. Как она называется?

-Прочитайте вторую часть. Как она называется?

— Прочитайте третью часть. Как она называется?

-Прочитайте четвертую часть. Как она называется?

-А как называется следующая часть?

-Замените слово мораль синонимом.

-Прочитайте мораль.

-В чем аллегоричность этой басни?

-Сейчас поработаем над языком басни.

-Прочитайте завязку, найдите фразеологические обороты речи.

-Верно. Зло не так большой руки.

-Как вы думаете, что это означает?

-Замените одним словом выражение “Лишь стоит завести очки”.

-Прочитайте развитие действия.

-Как вы понимаете? «Очков с полдюжины себе она достала?»

-Очки не действуют никак?

-Подберите синоним к слову, «нанижет».

-Прочитайте кульминацию. Какие фразеологические обороты речи встретились?

-Подберите синонимы к словам: прок, враки, налгали.

-Прочитайте развязку. Подберите синоним к слову, «хватила».

-Как понимаете выражение, брызги засверкали.

-Название басни “Мартышка и очки” выражает идею или тему произведения?

-В каких строчках заключена идея басни?

-Прочитайте мораль. Назовите фразеологические обороты.

-Подберите синоним к слову, «познатней».

-Перескажите своими словами мораль басни.

-Ребята, а если бы не было морали в басне, то вы бы догадались, какие недостатки людей высмеиваются?

-Чему учит мораль?

Что можно сказать о таких людях, которые поступают также как Мартышка?

— Какой совет можно им дать?Встречали ли вы в жизни таких людей?

-Да, ребята, Крылов помогает увидеть в себе недостатки и подсказывает, как можно избавиться от них. Его басни высмеивают не людей, а их пороки: жадность, глупость, бахвальство, лень, невежество, ложь.

-Ребята давайте прочтём выразительно басню.

-А теперь с разной интонацией.

Ученики отвечают и вспоминают биографию И.А. Крылова.

Ученики высказывают свое мнение.

Один ученик рассказывает по заранее заготовленной карточке.

Басня – это небольшое произведение, написанное стихами или прозой. В баске высмеиваются недостатки людей. Басня начинается или заканчивается моралью – выводом, поучением, где объясняется смысл басни

Ученики открывают учебники.

Потому что это герои басни.

О мартышке и о том, как она пыталась примерить очки.

Шустрая, быстрая, гибкая.

Ученики рассказывают о своих предположениях.

Один ученик читает вопрос из учебника.

Один ученик читает вопрос из учебника.

Ученики слушают аудиозапись и следят за текстом.

Потому, что мартышка любопытная, любит гримасничать, подвижная

С необразованностью.

Надо учиться, чтобы быть образованными, стыдно быть невеждами.

Ученики повторяют движения за учителем.

Читают басню про себя.

Завязка.

Развитие действий.

Кульминация.

Развязка.

Мораль.

Нравоучение.

Читают мораль.

Мартышка олицетворяет собой – невежду.

Читают завязку.

Зло не так большой руки.

Не такое уж большое горе.

Купить, достать, приобрести.

Читают развитие действий.

Приобрела 6 штук очков.

Не помогают.

Наденет.

Проку на волос нет – очень мало пользы.

Прок- неправда, враки- обман, ложь, налгали – обманули.

Швырнула, бросила.

Разлетелись на мелкие кусочки, похожие на капли воды.

Тему.

В морали.

Цены не зная ей – чем полезна вещь, для чего нужна вещь.

К худу клонит – говорит плохо о ней.

То он ее еще и гонит – призывает других не пользоваться этим предметом, вещью. Изгоняет из жизни, из обихода.

Богаче, выше титулом.

-Пересказывают по желанию мораль своими словами.

-Нет.

— Высказывание детей о том, что люди не знают правильной цены вещам.

Чтение басни с разной интонацией.

Личностные: формирование гражданских качеств путем знакомства с достопримечательностями России

Личностные : проявление интереса к новому жанру.

Личностные: стремление к речевому самосовершенствованию

Личностные:

выражать положительное к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше.

Личностные: эмоциональное восприятие поступков героев литературных произведений.

\

Личностные: мотивация учащихся к самостоятельному выполнению учебного действия

Личностные: стремление к речевому самосовершенствованию

Личностные: стремление к речевому самосовершенствованию

Личностные:

выражать положительное отношение к процессу познания.

Личностные: стремление к речевому самосовершенствованию

4. Подведение итогов

— Над каким жанром художественной литературы мы работали на уроке?

-Кто такой И.А. Крылов?

— С какой басней познакомились?

-Кто главный герой басни?

Что такое басня?

Для чего люди читают басни И. А. Крылова? Чтение басен Крылова обогащает нас знанием жизни, родного языка. Басни учат нас мудрости жизни. Познакомиться с новой басней, значит стать умнее, узнать что-то новое и важное о себе и о людях. Вот почему народ высоко чтит память о великом баснописце.

-Ребята! Вы сегодня молодцы! На парте у вас лежат карточки с незаконченными предложениями. Ваша задача дописать их.

Басня.

Баснописец.

«Мартышка и очки»

Мартышка

Чтобы стать умнее, лучше, не совершать подобных ошибок.

Ученики заканчивают предложения.

Сегодня на уроке я…

Самым интересным для меня было…

Я встретился с трудностями при…

У меня хорошо получилось….

Личностные: соотношение своей части работы с общим замыслом

Таким образом, в ходе урока по литературному чтению на тему: И.П. Крылов «Мартышка и очки» у учеников третьего класса будут сформированы следующие личностные универсальные учебные действия.

самоопределение к деятельности; включение в учебную деятельность.

формирование гражданских качеств путем знакомства с достопримечательностями России

Проявление интереса к новому жанру., Стремление к речевому самосовершенствованию., Выражать положительное к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше., Эмоциональное восприятие поступков героев литературных произведений., Мотивация учащихся к самостоятельному выполнению учебного действия.

соотношение своей части работы с общим замыслом.

0.6Конспект урока по литературному чтению №2

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Ф.И.О.

Бугрова Екатерина Евгеньевна

Класс:

1

Предмет:

Литературное чтение

Тема:

Творчество Агнии Барто

Тип урока:

Изучение нового материала

Цель:

Создать условия для изучения учащимися творчество Агнии Барто и стихотворение «Сережа учит уроки»

Планируемые результаты: предметные

Знать:

Имя писательницы

Уметь:

Выразительно читать стихотворения

Применять:

Основную идею стихотворения

Анализировать:

Стихотворение «Сережа учит уроки»

Синтезировать:

Выразительно читать стихотворение «Сережа учит уроки»

Оценивать:

Значение стихотворений Агнии Барто

Метапредметные

Регулятивные:

Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

Познавательные:

Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.

Коммуникативные:

Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

Ли чностные

Оценивать жизненные ситуаций и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм
Межпредметные связи:

Литература, история

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/formirovanie-lichnostnyih-uud-na-urokah-literaturnogo-chteniya/

Основные понятия:

Стихотворение, идея,

Методы, технологии:

Беседа, рассказ, выборочное чтение, иллюстрация

Ресурсы

Презентация

Ресурсы

Учебник

Оформление доски:

Портрет

Ход урока:

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Екатерина Евгеньевна, и сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. Проверьте, чтобы на парте у вас были учебник, дневник пенал. Молодцы!

-Сейчас я вам прочту одно стихотворение, а вы попробуйте вспомнить автора этого стихотворения.

Идет бычок качается…

Вздыхает на ходу:

— Ох, доска кончается,

Сейчас я упаду!

Как называется это стихотворение?

-Кто помнит автора этого стихотворения, поднимите руку?

-Молодцы! Это стихотворение называется «Бычок», автор которого А. Барто.

-Ее стихотворения вы знаете с раннего детства, так попробуем вместе вспомнить некоторые. Я начинаю стихотворение, вы продолжаете.

-Наша Таня громко плачет…

Как называется это стихотворение?

-Нет, напрасно мы решили…

Как называется это стихотворение?

Зайку бросила хозяйка…

Как называется это стихотворение?

Ученики проверяют свою готовность к уроку.

Ученики вспоминают автора стихотворения «Бычок»

Бычок

Агния Барто

Уронила в речку мячик.

— Тише, Танечка, не плачь:

Не утонет в речке мяч.

Мячик

Прокатить кота в машине:

Кот кататься не привык —

Опрокинул грузовик.

Грузовик

Под дождём остался зайка.

Со скамейки слезть не мог,

Весь до ниточки промок

Зайка

Личностные: мотивация учащихся к самостоятельному выполнению учебного действия

Личностные:

выражать положительное отношение к процессу познания.

2. Мотивация познавательной деятельности

-Молодцы! Вы догадались о теме нашего урока?

-Расскажи, что вы знаете об этой писательнице?

-Хотите подробнее узнать о ней?

-Тогда я вам расскажу, кто же такая Агния Барто.

А. Барто и ее стихотворения.

Личностные: стремление к речевому самосовершенствованию

3. Организация познавательной деятельности

Стихи Агнии Барто знают не только ваши мамы и папы, но даже бабушки и дедушки. В них есть маленький секрет – они запоминаются сразу и на всю жизнь. Агния Львовна Барто родилась 4 февраля 1906 года в Москве в семье врача. Начальное образование в биографии Агнии Барто было получено дома. Затем она поступила учиться в гимназию, а также посещала хореографическое училище. Агния Львовна мечтала стать балериной. Но желание писать детские стихи оказалось сильнее. Действительно, большая часть стихотворений Агнии Барто посвящена жизни детей, их интересам, занятиям, радостям, бедам и обидам. Поэтесса встречалась с тысячами ребят. Хорошо узнала мир детства и о самом интересном написала стихи. Первая её книга вышла в 1925году. С тех пор для многих поколений людей книги Агнии Барто были весёлыми и умными друзьями, хорошими советчиками. Надеюсь, такими они станут и для вас.

-Сегодня на уроке мы прочитаем одно интересное произведение Агнии Барто. Но перед этим, я бы хотела узнать, что вы знаете о словах, которые размещены на доске. Как вы думаете, кто такой монтер?

-А что такое счетчик?

-Кто знает, кто такой вратарь?

-Это стихотворение называется «Сережа учит уроки». Как вы думаете, о чем оно может быть? Итак, возьмите распечатки, на которых находится текст, и следите за тем, где я читаю. Постарайтесь запомнить свои мысли, которые возникли.

Сережа взял свою тетрадь —

Решил учить уроки:

Озера начал повторять

И горы на востоке.

Но тут как раз пришел монтер.

Сережа начал разговор

О пробках, о проводке.

Через минуту знал монтер,

Как нужно прыгать с лодки,

И что Сереже десять лет,

И что в душе он летчик.

Но вот уже зажегся свет

И заработал счетчик.

Сережа взял свою тетрадь —

Решил учить уроки:

Озера начал повторять

И горы на востоке.

Но вдруг увидел он в окно,

Что двор сухой и чистый,

Что дождик кончился давно

И вышли футболисты.

Он отложил свою тетрадь.

Озера могут подождать.

Он был, конечно, вратарем,

Пришел домой не скоро,

Часам примерно к четырем

Он вспомнил про озера.

Он взял опять свою тетрадь —

Решил учить уроки:

Озера начал повторять

И горы на востоке.

Но тут Алеша, младший брат,

Сломал Сережин самокат.

Пришлось чинить два колеса

На этом самокате.

Он с ним возился полчаса

И покатался кстати.

Но вот Сережина тетрадь

В десятый раз открыта.

— Как много стали задавать!-

Вдруг он сказал сердито. —

Сижу над книжкой до сих пор

И все не выучил озер.

Правы ли вы были, когда пытались догадаться, о чем это стихотворение могло быть? Что вы можете сказать о Сереже? Понравился вам герой?

-Молодцы! Ребята, наступило время небольшого отдыха! Встаньте из-за парт и повторяйте за мной.

Вот большая пирамидка (потянуться вверх)

И веселый мячик звонкий (прыжки на месте)

Мягкий мишка косолапый (шаги на месте, на внешней стороне стопы)

Все живут в большой коробке (показать большой квадрат)

Но когда ложусь я спать (руки под щеку, закрыть глаза)

Начинают все играть (изобразить любое движение)

-Молодцы. Вы можете сесть. Вернемся к стихотворению. Как вы думаете, как относится автор к Сереже? Чтобы это узнать, нам нужно еще раз прочесть это стихотворение.

-Как вы думаете, почему Сережа так и не выучил уроки? Что его отвлекало? (Выборочное чтение) Какие черты характера увидела А. Барто в Сереже и докажите строками стихотворения.

– Какие слова повторяются в стихотворении? Прочитайте.

– Что хотела показать поэтесса таким повторением?

– Как, по-вашему, их надо читать?

Почему некоторые дети, слушая в первый раз, улыбались? Вы почувствовали насмешку А. Барто над Сережей?

– В каких словах выразилась насмешка поэтессы. Попробуйте в паре найти.

-Легко вам было найти слова, выражающие насмешку автора? Почему?

-Верно! А. Барто изображает Сережу с иронией, иронически.

-Кто знает, что такое ирония?

-Ирония – это скрытая насмешка.

-Что же высеивает поэтесса? Для чего она это делает?

-Агния Львовна Барто написала очень много стихов для детей. В них она часто высмеивала недостатки людей – жадность, лень, грубость и другие. Смеётся Агния Львовна над недостатками людей очень просто, легко, незлобно, с лукавинкой, так, чтобы не обидеть человека, но чтобы он понял, что делать и поступать так больше не стоит, это нехорошо!

Ученики слушают биографию о поэтессе.

Специалист по электрическому оборудованию, проводке

Прибор для измерения расхода электричества

Игрок, защищающий ворота

Ученики следят по тексту за учителем.

Ученики повторяют за учителем.

Ученики по цепочке читают стихотворение.

Сережа взял свою тетрадь

Решил учить уроки:

Озера начал повторять

И горы на востоке.

Недостатки. Чтобы люди стали лучше.

Личностные: стремление к речевому самосовершенствованию

Личностные:

Оценивать жизненные ситуаций и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

Личностные: мотивация учащихся к самостоятельному выполнению учебного действия

4. Подведение итогов

Ребята, о какой поэтессе вы сегодня узнали? А какие стихотворения мы вспомнили? Какое стихотворение мы прошли? Чему учат нас стихи А. Л. Барто? Стихи Агнии Барто рассказывают о славных, добрых делах ребят. А дел для маленьких умелых рук у ребят очень много. Они ждут вас, только надо быть внимательными и чуткими.

-Вы сегодня молодцы !Сейчас я вам раздам карточки, на которых написаны незаконченные предложения. Ваша задача – закончить эти предложения и сдать их мне. Урок окончен.

Ученики выполняют рефлексию.

Сегодня я много узнал о….

Я запомнил…

Мне было интересно…

Личностные: стремление к речевому самосовершенствованию

Личностные: соотношение своей части работы с общим замыслом

В ходе урока по литературному чтению на тему «Сережа учит уроки» А. Барто в первом классе у обучающихся могут быть сформированы следующие личностные УУД.

мотивация учащихся к самостоятельному выполнению учебного действия.

выражать положительное отношение к процессу познания.

стремление к речевому самосовершенствованию.

Оценивать жизненные ситуаций и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм. Ученики анализируют поступки героя из произведения «Сережа учит уроки»

Мотивация учащихся к самостоятельному выполнению учебного действия.

стремление к речевому самосовершенствованию

Таким образом, в ходе урока по литературному чтению у учеников первого и третьего класса будут сформированы следующие личностные универсальные учебные действия.

самоопределение к деятельности; включение в учебную деятельность

формирование гражданских качеств путем знакомства с достопримечательностями России

— проявление интереса к новому жанру.

— стремление к речевому самосовершенствованию,

соотношение своей части работы с общим замыслом.

Универсальные учебные

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают положительное отношение к учению, познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Также осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом процессе. Осознание себя как индивидуальности и одновременно члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий и поступков; осознание себя как гражданина, как представителя определенного народа, определенной культуры, интерес и уважение к другим народам; стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего народа. Важно, что, формируя личностные УУД нужно также учитывать возрастные особенности, поскольку все учащиеся индивидуальны, и нужно применять индивидуальный подход.

Важно, чтобы учитель учитывал возрастные особенности, потому что он должен уметь определять готовность учащихся к формированию личностных универсальных действий. Для этого существуют различные способы формирования личностных универсальных действий.

Таким образом, существуют разные способы формирование личностных УУД. Учитель, как неотъемлемая часть педагогического процесса, должен знать, при каких условиях у учащихся возможно сформировать личностные УУД. Во-первых, должна быть положительная внутренняя мотивация к развитию личностных УУД. Во-вторых, должна быть целенаправленная деятельность на основе взаимодействий. В-третьих, должна быть специальная атмосфера, где бы учащиеся чувствовали себя в безопасности.

Чтобы доказать слова, были составлены конспекты по литературному чтению для 1 и 3 класса.

В ходе урока по литературному чтению на тему: И.П. Крылов «Мартышка и очки» у учеников третьего класса будут сформированы следующие личностные универсальные учебные действия.

самоопределение к деятельности; включение в учебную деятельность.

формирование гражданских качеств путем знакомства с достопримечательностями России

Проявление интереса к новому жанру., Стремление к речевому самосовершенствованию., Выражать положительное к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше., Эмоциональное восприятие поступков героев литературных произведений., Мотивация учащихся к самостоятельному выполнению учебного действия.

соотношение своей части работы с общим замыслом.

В ходе урока по литературному чтению на тему «Сережа учит уроки» А. Барто в первом классе у обучающихся могут быть сформированы следующие личностные УУД.

мотивация учащихся к самостоятельному выполнению учебного действия.

выражать положительное отношение к процессу познания.

стремление к речевому самосовершенствованию.

Оценивать жизненные ситуаций и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм. Ученики анализируют поступки героя из произведения «Сережа учит уроки»

Мотивация учащихся к самостоятельному выполнению учебного действия.

стремление к речевому самосовершенствованию

Формирование личностных универсальных учебных действий младших школьников на основе литературных произведений на предмете « Литературное чтение » позволяет повышать уровень нравственного развития детей, “относительно самого себя”, создать для каждого целостную картину мира. Способствует личностному развитию ученика, поскольку обеспечивает понимание литературы как «средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций», даёт возможность для формирования «первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности». Приобщение к литературе как искусству слова формирует индивидуальный эстетический вкус.

Таким образом, в результате исследования можно сделать вывод, что

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации.- [ Электронный документ ] :

  2. Абакумова, И.В. Обучение и смысл: смыслообразование в учебном процессе [Текст] / И.В. Абакумова. – Ростов н/Д., 2003

  3. Азбука 1 класс Часть 2 . Автор учебника Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., 2011 – с. 104-105

  4. Виды универсальных учебных действий. // Как проектировать учебные действия в начальной школе. От действия к мысли / Под ред. А.Г. Асмолова. — М., 2010. – 27-37 с.

  5. Кузнецов, А.А. О школьных стандартах второго поколения / А.А. Кузнецов. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – М.: Просвещение, 2008. С. 1-2

  6. Мишакина, Т.Л., Гладкова, С.А. Формирование универсальных учебных действий.– М.: Ювента, 2009

  7. Неткасова, И.А. Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе. Студенческий научный форум. [Электронный ресурс] / И.А. Неткасова.

  8. Петрова, И. В. Средства и методы формирования универсальных учебных действий школьника [Текст] / Петрова И. В. // Молодой ученый. – 2011. – №5. Т.2. – С. 151-155.

  9. Программы по учебным предметам 1-4 класс. Сост. Р.Г. Чуракова М.: Академкнига / Учебник, 2012.

  10. Реализация Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения: на основе учебно-метод. комплекта «Школа России» // Нач. шк.: журн. — 2009. — № 9. — С. 3-25.

  11. Учебник по Литературе за 3 класс Климанова Л.Ф. Часть 1.// Авторы: Климанова Л.Ф. Горецкий В.Г. и др. Издание: 2-е изд. — М.: Просвещение, 2013// — с. 134-135

  12. Белова, Н. Ю., Чибрина, С. Д., Василовская, Л.А. От ОУУН к УУД. // Первое сентября. [Электронныйресурс]: https://docviewer.yandex.ru/?url=http%3A%2F%2Ftannagasheva.ucoz.ru%2Fseminar.pptx&name=seminar.pptx〈=ru&c=57139ee2febd&page=6

  13. Карабанова, О.А. Учимся учиться! Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны. [Электронный ресурс]:

  14. Корчагина, М. В. Значение универсальных учебных действий для успешности изучения литературы. // Первое сентября. 2012 г- [Электронный документ]:https://docviewer.yandex.ru/?url=http%3A%2F%2Fschool-utes.narod.ru%2Fdoc%2Foop_noo.doc&name=oop_noo.doc〈=ru&c=570bc6e41988

  15. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте [Текст]: Пособие для учителя. / А.К. Маркова. – М.: Просвещение, 1983. – 96 с.

  16. Скоморохова, М.И. Теоретико-методические основы формирования общеучебных умений у младших школьников [Текст] / М.И. Скоморохова, С.П. Леонюк. // Начальная школа, 2009. – №4. – с. 14-17