Профессиональные и личностные качества социального работника

Актуальность. Последние десятилетия наша страна переживает очень сложные времена в социально-экономическом, политическом, демографическом, национально-этническом плане. Людям приходится сталкиваться с рядом сложных жизненных проблем и особенно сильно страдают социально незащищенные категории населения: инвалиды, участники ВОВ, ветераны труда, дети-сироты, матери-одиночки, малоимущие граждане, лица без определенного места жительства, несовершеннолетние и т.д. Возникла острая нужда в профессиональных кадрах для социальной поддержки нуждающихся слоев населения.

Эффективность социальной работы во многом зависит от профессиональной подготовки кадров, их теоретической и практической базы знаний, наличия компетентности и готовности специалиста к этой работе. Социальный работник должен соответствовать профессиональным требованиям, которые закреплены законодательно в приказе Минтруда России «Об утверждении профессионального стандарта «Социальный работник»» от 18.11.2013 N 677н и в Письме Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 января 2013 г. N 14-3/10/1-212 «О рекомендациях для определения функциональных обязанностей и квалификационных требований работников организаций социального обслуживания населения»

Данная профессия требует не только определенных профессиональных знаний, умение использовать самые эффективные для каждой конкретной ситуации формы, методы, технологии социальной работы, но и соответствующих личностных качеств, без которых многим она может показаться рутинной, слишком обременительной и морально тяжелой. Если специалист как личность не подходит для данной профессии, то о высокой эффективности его профессиональной деятельности не может быть и речи.

Степень научной изученности.

Вместе с тем изучение вопросов формирования профессионально-личностных качеств социального работника на наш взгляд, недостаточно глубоко изучена в трудах отечественных исследователей, нет четкого представления, как именно происходит процесс формирования профессионализма и личности социальных работников.

Объектом исследования, Предмет исследования, Цель данной работы

следующие задачи:

  • Изучить научную литературу по теме исследования;
  • Раскрыть содержание и структуру профессиональной деятельности и личности социального работника;
  • Охарактеризовать основные требования, предъявляемые к личности социального работника;

— Установить, какие профессиональные качества личности способствуют эффективной деятельности социальных работников.

9 стр., 4208 слов

Социальное обеспечение населения: опыт Японии

... в населении Японии почти равно единице. В последние годы процесс “старения” населения, как результат снижения рождаемости и роста продолжительности жизни, становится острой проблемой в Японии. ... ненужными. Важным критерием и основой социальной политики Японии, согласно концепции «Good Governance», явилась ... новых рабочих мест, переквалификации своих работников, к использованию рабочей силы, занятой ...

Структура курсовой работы., Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ

1.1 Деятельность социальных работников в современных условиях

Начало социальной работы в России принято связывать с событиями 1991 г., когда 23 апреля 1991 г. в квалификационный перечень специальностей Советского Союза была введена специальность «социальный работник».

25 ноября 1991 г. в России под руководством ректора-организатора, доктора исторических наук, а в настоящее время академика РАН В.И. Жукова было создано первое высшее учебное заведение по подготовке специалистов для социальной сферы — Московский государственный социальный институт (в настоящее время — Российский государственный социальный университет).

На сегодняшний день с точки зрения профессиональной подготовки, социальных работников учреждений социального обслуживания можно разделить на специалистов и неспециалистов. Не следует забывать, что специалисты социальной сферы имеют высшее и среднее профессиональное образование, профильное и непрофильное.

Социальных работников, работающих в учреждениях социального обслуживания, можно подразделить на 3 группы: квалифицированные, полуквалифицированные и неквалифицровнные работники. Все они имеют различный уровень профессиональной квалификации, подготовки и опыта. Необходимо отметить, что, к сожалению, далеко не все специалисты по социальной работе готовы к успешному выполнению должностных обязанностей и обладают высоким профессионализмом.

На современном этапе формирования и развития социальной работы закономерно, что большая роль отведена проблеме становления профессионализма социальных работников, расширению кадрового потенциала органов социальной защиты. путей ее улучшения, профессиональной подготовки и переподготовки специалистов в области социальной работы. Вызвано это тем, что в органах социальной защиты населения зачастую работают работники, не имеющие установленного законодательно уровня профессионального образования, что снижает эффективность социальной поддержки населения, престиж и статус социальной работы как профессиональной деятельности.

На данный момент, профессиональная подготовка специалистов по социальной работе — это вполне ожидаемый ответ на сложившуюся непростую социально-экономическую и духовно-нравственную ситуацию в нашей стране, дорога к более полному удовлетворению социальных потребностей различных категорий населения.

Первой особенностью модели социальной работы на современном этапе ее развития является возрождение профессий «социальный педагог» и «социальный работник». Данное явление имеет вполне закономерное объяснение, ведь история развития социальной помощи в нашей стране показательна своей широтой деятельности, яркими примерами благотворительности, которая послужила предтечей отечественной системы социальной работы.

6 стр., 2816 слов

Социальное развитие Японии

... Япония превратилась после второй мировой войны в ведущую страну мира по многим показателям до сих пор остаётся загадкой для многих. Цель курсовой работы: изучить социально-экономическое развитие Японии, ... многом уроки японского пути «догоняющего развития». Социальная структура и трудовые отношения Для Японии характерен большой социальный слой мелкого предпринимательства. Частные предприятия семейного ...

Вторая особенность определяется тем, что возникла ситуация противоречия богатого исторического опыта социальной помощи нашей страны и утратой этой самой традиции на практике. Сложилась довольно печальная ситуация: мы имеем такой богатый исторический опыт и не можем, как следует, применить его на практике в современных условиях без кардинальных перемен в сфере оказания социальной помощи. Россия вынуждена заново создавать современную систему социальной работы, в лице непосредственно специалистов социальной сферы.

Третья особенность неотделимо связана со второй; т.к. бремя нерешённых проблем в социальной сфере изначально ставит социальных работников перед сложной проблемой: они вынуждены одновременно налаживать эффективную систему социальной защиты, одновременно с этим занимаясь разработкой научной системы, отвечающей требованиям современности. Можно смело утверждать, что становление социальной работы как профессиональной сферы деятельности идёт одновременно с научно-практической разработкой основных методологических, концептуальных положений, определяющих сущность таких сложных явлений, как социальная работа и социальная педагогика.

И, наконец, четвёртая особенность проявляется в тесной связи таких социальных понятий как «социальная работа» и «социальная педагогика». Исторически так сложилось, что социальная работа в России — это не только деятельность по оказанию непосредственной социальной помощи нуждающимся, но и работа по созданию благоприятных условий для развития и становления личности в социальном, психологическом, экономическом и правовом смысле.

Социальная работа и социальная педагогика в нашей стране, безусловно связаны друг с другом, имеют множество точек соприкосновения. Часто используемое противопоставление этих понятий учеными-исследователями и самими специалистами данных профессий как показывает опыт, приносит больше вреда, чем пользы. Можно ли причислять социальную работу и социльную педагогику к одной деятельности и рассматривать их в симбиозе, или это всё же различные сферы, использующие разные методы и техники работы?

До сих пор в науке нет единого мнения по данному вопросу. Сейчас можно сказать одно: суть социальной работы нельзя рассматривать как понимание только одного из видов помощи или же к теоретическим исследованиям специфики социальной политики и способам её организации.

Таким образом, выявленные тенденции развития социальной работы на современном этапе, позволяют охарактеризовать процесс становления профессии как противоречивый и разноплановый, значимыми факторами которого являются противоречия двух уровней: институционального и организационно-профессионального. Препятствиями развития профессии социального работника остаются рассогласованность в понимании самой сути социальной работы, специфический профессиональный статус, а также недостаточно выраженные условия обретения социальной работой статуса самостоятельной профессии.

1.2 Профессиональная характеристика социального работника

Профессиональная характеристика — это описательная модель профессии, определяющая ее место в народном хозяйстве, содержание трудовой деятельности, требования к профессиональной подготовке и контингенту обучаемых по данной специальности.

12 стр., 5740 слов

Семья и её социальные функции

... Общество кровно заинтересовано в прочной, духовно и нравственно здоровой семье. Она требует внимания и помощи со стороны государства в выполнении социальных функций, воспитании детей, в улучшении материальных, жилищных ... роль мужчины (добытчика и главы) привела к тому, что уже не муж переселялся к жене, а жена жила у мужа. Установление патриархата сопровождалось постепенным ухудшением семейного и ...

Социальный работник — это специалист, который оказывает помощь в быту, а также моральную и правовую поддержку нуждающимся гражданам.

Объектами профессиональной деятельности работника сферы социальной защиты, являются граждане и категории лиц, нуждающиеся в социальной защите.

Согласно федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования по направлению подготовки «Социальная работа» выпускник по данной специальности должен быть готов к выполнению задач профессиональной деятельности следующих типов:

  • социально-технологический;
  • организационно-управленческий;
  • проектный;
  • научно-исследовательский.

Функциональные обязанности и квалификационные требования работников организаций социального обслуживания населения прописаны в Письме Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 января 2013 г. N 14-3/10/1-212 «О рекомендациях для определения функциональных обязанностей и квалификационных требований работников организаций социального обслуживания населения», а также в профессиональном стандарте социального работника.

Сфера деятельности социального работника очень широка:

  • по месту жительства выявляет граждан, нуждающихся в социально-медицинской, социально-бытовой, психологической и иных видах помощи;
  • содействует объединению различных государственных организаций и учреждений по оказанию социальной помощи нуждающимся категориям насления;
  • помогает в воспитании детей внутри социально ослабленной семьи;
  • проводит работу с пенсионерами, инвалидами, детьми;
  • участвует в работе по созданию центров социальной помощи, социальной реабилитации;
  • работает с несовершеннолетними нарушителями закона, с людьми, вернувшимися из мест заключения свободы.

Исходя из должностных обязанностей социального работника, можно выделить следующие задачи, возлагаемые на работника социальной сферы:

  • оказывать помощь индивидам и группам, осознавать и устранять затруднения личного, социального и духовного характера, неблагоприятно влияющие на него;
  • помогать людям справляться с этими затруднениями с помощью мер поддерживающего, реабилитирующего, защитного и исправительного воздействия;
  • защищать нуждающихся граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • способствовать самостоятельность получателя социальной помощи, реализации обучения их навыков самопомощи по мере возможностей гражданина, испытывающего трудности его жизнедеятельности;
  • использовать в рамках законодательства РФ все средства и источники для социальной поддержки нуждающихся категорий населения.

Требования к квалификации социального работника содержатся в Письме Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 января 2013 г. N 14-3/10/1-212 «О рекомендациях для определения функциональных обязанностей и квалификационных требований работников организаций социального обслуживания населения».

Требования к квалификации:

  • начальное профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или среднее полное (общее) образование и стаж работы по профилю не менее 3 лет;
  • среднее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или начальное профессиональное образование и стаж работы по профилю не менее 3 лет;
  • высшее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное образование и стаж работы по профилю не менее 3 лет;
  • высшее профессиональное образование и стаж работы по профилю не менее 5 лет.

Социальный работник должен знать:

2 стр., 848 слов

Труд и развитие личности работника

... и индивидуально-типологических особенностей личности, важность рассматриваемых в данной работе вопросов соотношения компонентов жизнестойкости с индивидуально-типологическими особенностями личности требует продолжения исследований. Цель исследования: изучение труда и развития личности работника у сотрудников МЧС и работников ...

  • Специальность социального работника совмещает в себе ряд знаний по другим специальностям. В первую очередь по медицине, психологии, социологии, юриспруденции, педагогике, экономике и по ряду других специальностей. Будущие социальные работники должны уметь оказывать первую медицинскую помощь, так как их профессия сопряжена с незащищенными категориями граждан, которые часто страдают тяжелыми заболеваниями и не могут обеспечить себя, также социальный работник должен оказывать психологическую помощь;
  • осуществлять консультативную деятельность по юридическим и экономическим вопросам в области социальной защиты населения, помощь клиенту в процедуре сбора необходимых документов для предоставления в органы социальной защиты населения.

П.Д. Павленок перечисляет следующие профессиональные функции специалиста социальной работы.

  • Диагностическая функция предполагает изучение социальным работником особенностей нуждающегося гражданина , степени и влияния на него окружающей их среды и постановку «социального диагноза»;
  • Предупредительно-профилактическая функция выражается в организации социальным работников мероприятий, препятствующих возникновению негативных ситуаций, могущих в значительной мере оказать социально неблагоприятное влияние на получателя социальных услуг.

Реализация данной функции посредством оказания социально-медицинской, психолого-консультативной, юридической помощи;

  • Правозащитная функция в социальной работе предполагает использования законодательных актов в сфере социальной защиты граждан;
  • Социально-педагогическая функция — выявление интересов и потребностей людей в различных видах деятельности и привлечение к работе с ними различных организаций культурно-досугового характера;
  • Психологическая функция предполагает различные виды консультирования, социализации человека, адаптации его к изменившимся условиям жизни;
  • Социально-медицинская функция проявляется в организации работы по профилактике здоровья, помощи в овладении основами первой медицинской помощи, культурой питания, санитарно-гигиеническими нормами, полового воспитания молодежи, развитию трудотерапии, способствовании формированию здорового образа жизни;
  • Социально-бытовая функция. Социальный работник обязан в соответствии со своими должностными обязанностями способствовать в оказании необходимой помощи и поддержки незащищенным категориям населения в улучшении их жилищных условий, организации нормального быта, помощи в поддержании чистоты и порядка в дома человека;
  • Коммуникативная функция;
  • Рекламно-пропагандистская функция социальной работы выражается в организации рекламы услуг служб социальной помощи, пропаганде социальной поддержки граждан;
  • Нравственно-гуманистическая функция придаёт социальной работе высокие гуманистические цели, создаёт условия для достойной жизнедеятельности личности, групп и категорий общества;

— Организационная функции состоит в том, чтобы способствовать организации социальных служб на предприятиях и в учреждениях, а также по месту жительства, привлекать к их работе общественность, направлять деятельность социальных служб на оказание различных видов помощи и социальных услуг населению, в первую очередь слабо защищённым слоям и группам, отдельным личностям.

4 стр., 1661 слов

Психологические особенности профессиональной деятельности специалиста ...

... работников МЧС Психологические различия между людьми могут быть настолько значительны, что некоторые сотрудники, несмотря на достаточное здоровье и активное стремление овладеть определенной деятельностью, ... что профессиональная деятельность специалистов пожарно-спасательных ... первой медицинской помощи, обладать ... деятельности пожарных-спасателей зависит как от генетически обусловленных свойств личности, ...

Таким образом профессионализм специалиста в области социальной работы выражается. прежде всего, в результате его деятельности, стабильности полученного результата и, что не мало важно, в выработке и реализации индивидуального стиля деятельности.

Глава II. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЛИЧНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА

2.1 Условия формирования личности социального работника

Л.Н. Топчий отмечает, что в формировании профессионализма личности большую роль играет профессиональное призвание личности. Профессиональное призвание социального работника — это сложнейшая разновидность комплекса развитых качеств личности специалиста; внутренняя социально-психологическая готовность к профессиональной деятельности.

Конечно, кто-то должен помочь молодому человеку выбрать именно эту профессию, исходя из реальных возможностей самого человека. Реальная возможность того, что человек выберет профессию социального работника невелика, т.к. престиж данной профессии не высокий, а заработная плата низкая. В данной ситуации следует помочь сделать будущему студенту правильный выбор будущей профессии, следует избавить его сознание от стереотипов и штампов, касающихся данной профессии. Будущему социальному работнику крайне важно уже на этапе школьного образования, дать возможность проявить себя в общественной, волонтерской и добровольческой деятельности, чтобы он смог уже тогда проявить себя и понять, подходит ли ему данная профессия.

Таким образом, проблема выбора профессии и формирования профессионально важных качеств зависит от хорошо налаженной системы профессиональной ориентации.

Большое значение в формировании профессионально значимых качеств имеет образовательная среда. От уровня подготовки специалиста, качества его знаний зависит его умение работать с людьми, оказывать им социальную помощь в преодолении различных жизненных трудностей. Кроме того, одна из важнейших функций системы образования — воспитание творческой личности, формирование у нее чувства ответственности за происходящее в обществе. В отношении будущего социального работника эта функция является особо значимой.

Задача профессионального становления может быть решена лишь посредством реализации правильно организованной системы педагогики в отношении профессионального воспитания личности. На социального работника возлагается особая миссия, выполнить которую он может только при условии формирования особых личностных качеств.

Одним из важных условий подготовки личности профессионала является развитие у студентов профессиональной направленности, которая определяется эмоциональным отношением к выбранной профессии, интересом к ней, желанием реализоваться. Направленность на значимую для личности деятельность выражается в осознании себя как будущего специалиста, творческой личности, созданием в сознании конкретного образа профессии, эмоциональном отношении студента к данной профессионально деятельности, желанием работать именно в системе социальной поддержки населения.

10 стр., 4700 слов

Профессиональная деформация личности социального работника

... И ДЕФОРМАЦИЮ ЛИЧНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ Основными факторами негативного влияния трудового процесса на личность социального работника являются когнитивные, поведенческие, аффективно-мотивационные и другие стереотипы. Полноценная профессиональная деятельность выражается в том, что социальный работник как ...

Следующим фактором профессионального роста является способность к саморазвитию, или творческая активность. Развитие творческой направленности личности играет важную роль в деятельности социального работника. Поиск новых путей решения проблем, разрушение стереотипов и штампов, наложенных в отношении самой социальной работы и ее клиентов, инновации в реализации технологий помощи — все эти положительные моменты присутствуют в деятельности высококлассного специалиста.. Следует отметить мнение И.С. Кона о том, что «творческая активность предполагает, с одной стороны, умение освободиться из-под власти обыденных представлений и запретов (часто неосознанных), искать новые ассоциации и неповторимые пути, а с другой стороны — развитый самоконтроль, организованность, умение себя дисциплинировать».

Утверждение себя в профессиональной сфере как личности невозможно без адекватной оценки себя как профессионала, без познания своей личности и профессионального развития. Познание себя как профессионала важно для эффективности деятельности социального работника, развития его как личности, и для оценки его уровня профессионализма клиентами и руководством органов организации системы социальной защиты, в которой специалист работает.

Профессиональное самопознание — представление о себе как о профессионале, это целостный образ себя как профессионала, система отношений и установок к себе. Верное представление о себе как о профессионале, играет очень важную роль в становлении специалиста. Профессиональная самооценка является главным элементом профессионального самосознания, она также отражает уровень развития профессионала, активизирует творческую, социально активную личность.

Если субъект обучения не имеет мотивационной направленности на овладение выбранной профессией, то и учебный процесс будет малоэффективным, даже если учащийся изначально обладает интеллектуальными и творческими способностями. По утверждению известного советского социолога и психолога И.С. Кона: «У студентов смыслообразующим мотивом должен выступать мотив самоопределения, утверждения себя в выбранной профессии, а его проявление будет зависеть от уровня профессионального самосознания».

При создании условий для развития личности профессионала необходимо учитывать специфику профессии социального работника и ряд условий, выдвигаемых новым временем, несоблюдение которых сделает процесс формирования личности профессионала достижимым и эффективным. В этой связи следует рассмотреть два уровня формирования личности социального работника как профессионала.

Первый из них связан с осознанием выдвигаемых временем новых статусных потребностей, второй — с формированием индивидуального творческого метода, а значит, с ростом профессионального самосознания. Первый уровень в большей степени реализуется через формирование внутренних установок, через нормативные теории социального работника.

Второй уровень профессионального роста личности молодого специалиста связан с преодолением стереотипов, предрассудков, овладение новым опытом и выходом на новый уровень профессионального мастерства.

Следовательно, студентов уже с первых курсов необходимо ориентировать на личностный и профессиональный рост путем утверждения положительного мировоззрения и развития творческой индивидуальности. Рассмотрим конкретные пути и средства позитивного развития личности специалиста.

4 стр., 1881 слов

Социальная защита работника

... в качестве подходящей может считаться работа, требующая предварительной профессиональной подготовки, а в случае невозможности ее предоставления - другая оплачиваемая работа (включая работу временного характера) с учетом возрастных и иных особенностей граждан и ...

В соответствии с вышеизложенным, будущему специалисту уже со студенческих лет необходимо воспитывать свой характер, формировать новое позитивное мироощущение, позитивный образ мышления путем новых положительных установок, моделей развития профессионализма: «То, что мы видим, тесно взаимосвязано с тем, какие мы есть. Нельзя существенно изменить свое мировоззрение, не изменив свою сущность, и, наоборот».

Таким образом, молодым специалистам необходимо принять за должное то, что происходит сегодня в реальной жизни, в реальном производственном коллективе, и попытаться найти свое место в профессиональной деятельности, где они смогут проявить в полной мере знания и умения. Одним словом те, кто развил в себе способность адекватно воспринимать образ профессии. Тот, кто четко построил свой образ профессионала, кто находит в приобретении знаний о профессии личностной смысл, кто имеет позитивные жизненные установки и способен к саморазвитию и самоконтролю — тот способен развить в себе личность профессионала.

2.2 Формирование профессионально важных качеств личности социального работника

В статье 25 Федерального закона «Об основах социального обслуживания в РФ» говорится: «Эффективность деятельности социальных служб обеспечивают специалисты, имеющие профессиональное образование, соответствующие требования к характеру выполняемой работы, опыт работы в области социального обслуживания и склонные по своим личным качествам к оказанию социальных услуг».

Таким образом, социальная работа относится к тем редким видам профессиональной деятельности, где личностные качества специалиста в большей степени определяют успешность работы.

Работа, связанная с сферой социальной защиты требует высокого качества образовательного процесса. В процессе формирования специалиста в стенах учебного заведения формируется не только его профессиональные качества, но и происходит развитие творческой личности специалиста, развиваются позитивные личностные качества, необходимые социальному работнику.

До настоящего времени в теории и практике социальной работы преобладал и преобладает функциональный подход, который рассматривается с позиции того, что получаетль социальной помощи сам отвечает за свой собственный выбор, личностный рост, сам отвтественен за процесс своего развития что на человека с самого начала жизни воздействует не только окружающая его среда, но и внутрення энергия. То есть получатель социальной помлощи В этом подходе нет ничего предосудительного, если он позволяет создать общий портрет технологии социальной работы как профессиональной деятельности, рассматривая технологии социальной работы. Но так как профессией социального работника можно овладеть лишь на духовном и личностном плане, — отмечает В. А. Сластенин, — профессиональное образование должно быть ориентировано, прежде всего, на личность социального работника.

Анализ личностных качеств специалиста по социальной работе, осуществленный Т. Шевеленковой, позволил предложить один из вариантов Квалификационной характеристики социального работника.

Данный автор выделяет следующие характеристики:

1. Личная и социальная ответственность;

2. Гуманистическая направленность личности;

3. Уважение себя и других людей;

4. Наличие эмпатии у специалиста;

5. Готовность к пониманию и оказанию социальной помощи и поддержки;

5 стр., 2075 слов

Социальная педагогика и социальная работа сущность и различия

... в качестве социального работника, ибо он занимается деятельностью по разрешению педагогических проблем клиента. В данной работе представлен, теоретический анализ понятий «социальная педагогика» и «социальная работа» на основе работ различных исследователей, где социальная работа и социальная педагогика рассматриваются и в качестве науки и ...

6. Психологическое здоровье личности социального работника;

7. Эмоциональная устойчивость;

8. Адекватная самооценка уровня собственных профессиональных навыков и профессионализма;

  • Е.И. Холостова выделяет 3 основные группы личностных качеств социального работника:

К первой группе относятся психофизиологические характеристики, от которых зависят способностиличности к социальной работе. Ко второй — психологические качества, которые отражают особенности специалиста как личности. К третьей группе — психолого-педагогические качества.

Качества первой группы отражают психические процессы, к которым относятся: восприятие, память, воображение, мышление, психические состояния — тревожность, усталость, апатия, стресс, депрессия, внимание как состояние сознания, эмоциональные и волевые проявления (сдержанность, настойчивость, последовательность, импульсивность) должны отвечать требованиям, предъявляемым к профессиональной деятельности социального работника. Некоторые из этих психологических профессиональных требований являются основными, т.к. без них не может быть возможна высокоэффективная профессиональная деятельность в целом, вне зависимости от вида профессии.

В работе с людьми необходимы внимательность и организованность, умение выслушать и понять клиента, умение быть настоящим другом, который сможет помочь снять внутреннюю тревогу у человека. Также очень важны и волевые качества личности специалиста социальной работы: выдержка, дисциплинированность, самоконтроль, целеустремленность. Данные качества помогут специалисту более эффективно оказывать помощь нуждающемуся, возможно, стать для него примером.

Чем труднее для освоения профессия, чем более значима она для общества, тем крупнее должен быть комплекс личностных свойств, принимаемый в качестве основы профессиональной пригодности. Когда же дело касается социального работника, то при подборе кадров следует оценивать целый образ личности, в формировании которого, с одной стороны, существенную роль играет опыт работы с людьми, а с другой — собственные личностные установки и ценностные ориентации кандидата на должность.

Ко второй группе качеств относятся такие психологические качества, как самоконтроль, самокритичность, самооценка своих поступков, а также стрессоустойчивые качества — физическая тренированность, самовнушаемость, умение переключаться и управлять своими эмоциями.

К третьей группе качеств относятся: коммуникабельность, эмпатичность (улавливание настроения людей, выявление их установок и ожиданий, сопереживание их нуждам); внешняя привлекательность личности; грамотная речь.

Объединение всех качеств личности позволяет оценить личность социального работника, создать его психологический портрет и оценить, насколько велики его шансы стать настоящим профессионалом своего дела, уровень его профессионально значимых качеств личности.

Опираясь на профессиональные качества личности, И.А. Зимняя разработала четырехзвенную сферу характеристик социального работника, включающую в себя деятельностные и интерактивные особенности. Деятельностные особенности, в свою очередь, были разделены на социально-конвенциональные знания и умения.

Социально-конвенциональные знания представляют собой знания должностных обязанностей и умение их исполнять: знания нормативно-правовой базы сферы социальной поддержки; организации социально-значимой деятельности среди населения; социально-правовая защита интересов клиента и соответствующие умения оформления и ведения документации, контроля за грамотностью ведения документации и выполнению поручений по ней.

Группа деятельностно-ролевых умений предполагает сформированность умений: устанавливать равноправные отношения как с клиентами, так и с коллегами; легко и беспрепятственно менять ролевые и отношения, а также формировать новые социальные роли у клиентов. В группу коммуникативных особенностей И.А. Зимняя включает коммуникативно-информационные и социально-перцептивные умения. Они предполагают: владение культурой межличностного общения; фасилитативные умения; навыки оптимизации общения с клиентами, представителями различных социальных групп. Особенности социального взаимодействия включают умения: координировать социальные связи и отношения; координировать взаимодействия с разными клиентами на основе навыков наблюдения, отбора и анализа социально-значимой информации.

По мнению Н.Б. Шмелевой, решающую роль в развитии человека играют его представления о самом себе — его «Я-концепция», центральным понятием которой является самоценность. Адекватное представление специалиста о самом себе, правильное толкование своей личности ведет к более глубокому пониманию клиента и повышает эффективность помощи, оказываемой ему.

Социальная работа относится к тем профессиям, где не только необходима готовность к работе, здесь важную роль играют компетентность социального работника, его личностные, профессиональные качества, именно они во многом определяют успешность и эффективность профессиональной деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема формирования профессиональных и личностных качеств социального работника остается актуальной во все времена, так как от этого во многом зависит эффективность деятельности специалиста.

Изучение сущности понятий «личностные качества» и «профессиональные качества» показали, что под личностными качествами понимают врожденные или приобретенные особенности характера человека. Одни могут меняться в течение жизни, особенно под влиянием социума, другие остаются неизменными, а профессиональное воспитание способствует формированию личности обучающихся в учреждениях профессионального образования, подготовке их к активной профессиональной деятельности, развитию их на личностном уровне. Следовательно, можно сделать вывод, что человек, для успешного существования и исполнения своих функций в обществе, должен иметь целый набор соответствующих качеств. Приобретаются они, чаще всего, в процессе жизнедеятельности.

Проведя данное исследования, мы можем сделать вывод о том, что профессиональный социальный работник должен быть носителем этических и квалификационных стандартов, касающихся отношений между людьми, между людьми и обществом, отношений в семье, трудовом коллективе и других сферах жизнедеятельности людей. К претендентам на профессиональную деятельность в области социальной работы предъявляется целая система требований: их практическому опыту, психологическим качествам личности, общему и физическому развитию.

Также мы выяснили, какими качествами должен обладать социальный работник согласно приказу Минтруда России «Об утверждении профессионального стандарта «Социальный работник»» от 18.11.2013 N 677н и в Письме Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 января 2013 г. N 14-3/10/1-212 «О рекомендациях для определения функциональных обязанностей и квалификационных требований работников организаций социального обслуживания населения».

Специальность социального работника совмещает в себе ряд знаний по другим специальностям. В первую очередь по медицине, психологии, социологии, юриспруденции, педагогике, экономике и по ряду других специальностей. Будущие социальные работники должны уметь оказывать первую медицинскую помощь, так как их профессия сопряжена с той категорией граждан, которые в этом нуждаются; оказывать психологическую помощь, т.к. лица, нуждающиеся в социальной поддержке очень часто находятся в сложных стрессовых условиях. Также социальный работник дожжен осуществлять консультативную деятельность по социально-правовым, социально-экономическим и иным вопросам, касающимся социальных услуг.

В формировании личности социального работника огромную роль играет образовательная среда. Именно в учебном заведении студент формируется как творческая личность, именно в учебном заведении воспитывается чувство личной и социальной ответственности за происходящее, что очень важно для специалиста социальной сферы.

Социальный работник — это особая профессия, это люди особого душевного склада, милосердные, умеющие сострадать и оказать реальную помощь тем, кому трудно, помогают им решать сложные жизненные вопросы и стать их другом а иногда и их спасителем, когда жизненная ситуация очень сложная и человек остался один на один с жизненным испытанием.

В социальной работе случайных людей не бывает или они быстро уходят, а остаются только те, для кого социальная работа — это необходимость, потребность души, призвание. Именно поэтому личность социального работника, его духовный портрет так важны в деятельности социальной работы, для решения поставленных перед нею задач.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/professionalno-znachimyie-kachestva-sotsialnogo-rabotnika/

Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.12.2013 N 442-ФЗ (последняя редакция) // СПС КонсультантПлюс».

Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения работников органов управления социальной защиты населения и учреждений социального обслуживания: Приказ Минтруда России от 31 декабря 2013 г. № 792 // СПС «Гарант».

Об утверждении профессионального стандарта «Социальный работник»: Приказ Минтруда России от 18.11.2013 N 677н (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2013 N 30627) // СПС КонсультантПлюс.

Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования — бакалавриат по направлению подготовки 39.03.02 «Социальная работа»: Приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 N 76 // СПС КонсультанПлюс.

Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 января 2013 г. N 14-3/10/1-212 «О рекомендациях для определения функциональных обязанностей и квалификационных требований работников организаций социального обслуживания населения» // СПС «Гарант».

Бюндюгова Т.В. Управление персоналом в социальных службах. Учебное пособие. — Таганрог: Ид-ль С.А Ступин, 2016. — 368 с.

Воронцова М.В. Профилактика и преодоление профессиональной деформации специалистов социальной работы. Учебно-методическое пособие. — Таганрог: Изд-ль А.Н. Ступин, 2013. — 272 с.

Гаранин С.А. Самооценка профессионального мастерства как отражение уровня развития профессионального самосознания учителя физической культуры: автореферат дис. канд пед. наук : 13.00.04. — Санкт-Петербург, 1993.— 22 с.

Давиденко С.А. Состояние, проблемы и перспективы подготовки специалистов по социальной работе // Вестник Нижневартовского университета — 2012. — №2. — С. 5-9.

Жуков В.И. История социальной работы: Учебник. — М.: Изд-во РГСУ, 2015. — 440 с.

Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов 2004.— 40 с.

Жуков В.И. Теория социальной работы: учебник. — М.: Издательство РГСУ, 2017. — 500 с.

КовиHYPERLINK «https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%B2%D0%B8,_%D0%A1%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%B5%D0%BD» С. Р. Семь навыков высокоэффективных людей: Мощные инструменты развития личности. — М.: Альпина Паблишер, 2018. — 398 с.

Козловская С.Н. Профессиограмма социального работника : Учебник . — 2-е изд., доп. — М.: ИНФРА-М, 2017. — 174 с. — (Высшее образование: Бакалавриат).

Кон И.С. Психология юношеского возраста: Проблемы формирования личности: Учеб. пособ. для пед. ин-тов / И.С. Кон. — М: Просвещение, 1979. — 175 с.

Москаленко О.В. Личностно-профессиональное развитие современного человека // Мир психологии. — № 4.— 2010. — С. 166-172.

Невлева И.М. Теория социальной работы: Учебное пособие / И.М. Невлева, Л.В. Соловьева — Белгород: Кооперативное образование, 2005. — 431 с.

Павленок П.Д. Теория, история и методика социальной работы: Учеб. пособие. — М.: Издатель- скоторговая корпорация «Дашков и Ко», 2012. — 592 с.

Песчанская В.О. Роль ВУЗа в профессиональном становлении социальных работников — 2017. Сборник статей международной научной конференции. Россия, Москва, 2 сессия — 20 мая 2017 г. — М.: РусАльянс Сова, 2017. — 242 с.

Профессиональное взаимодействие в социальной работе: Учебно-метод. комплекс. — УО «ВГУ им. П.М. Машерова». — Витебск, 2013. — 57 с.

Сластенин, В. А. Социальный работник: личность и профессия // Социальная работа. 1992. — № 6. — С. 52.

Уфимцева Н.Ф., Блинова М.Г. Профессиональная деятельность специалистов социальной сферы: сборник научных трудов студентов и аспирантов. — ФГАОУ ВПО «Рос. Гос. Проф. пед. Ун-т». — Екатеринбург, 2014. — 206 с.

Холостова Е.И. Теория социальной работы: Учебник. — Юристь, 2010. —

Топчий Л.В. Методологические проблемы теории социальной работы. — М.: Квант Медия. — 2017. — 310 с.

Турчанинова Т. В. Социально-личностные предпосылки формирования профессиональной компетентности будущего социального работника // Молодой ученый. — 2010. — №10. — 379 с.

Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы: учебник. — Москва: КноРус, 2018. — 322 с. — Для бакалавров.

Шило А.С. Профессия социального работника в России: противоречия современного этапа развития // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал).

— № 6 (50).— 2015. — С. 111-123.

Шмелева Н. Б. Введение в професиию «Социальная работа»: Учебник. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашкови Ко», 2013. — 224 с.