«Изучение взаимосвязи личностных качеств с уровнем жизнестойкости у подростков»

Актуальность данной темы определяется экономическими, политическими, демографическими процессами, происходящими в России, коренным образом изменившие социальную сферу жизни общества. Растущая быстрыми темпами дифференциация населения, безработица, появление беженцев, вынужденных переселенцев, неблагоприятная экологическая обстановка и сложная демографическая ситуация — это реалии сегодняшнего дня.

Условия, в которых протекает жизнедеятельность современного человека, часто по праву называют экстремальными и стимулирующими развитие стресса. Это приводит к общему снижению чувства безопасности и защищенности современного человека. Ситуация угрозы жизни в современном мире все больше становится привычным атрибутом так называемой мирной жизни.

Проблема поведения человека в жизненных ситуациях в последнее время очень актуальна, что объясняется информационной насыщенностью и ускорением ритма жизни современного человека. Возникло новое общество, которое предъявляет к человеку новые требования. Ответственность за свою жизнь, за ее успешность ложится на самого человека. Чтобы приспособиться, адаптироваться к такому напряжению, успешно реализовывать себя человеку необходимо вырабатывать навыки решения проблем, приобрести такое качество, свойство личности, которое позволило бы эффективно самореализовываться.

Все это обусловливает необходимость изучения феномена жизнестойкости (hardiness), который предложил американский психолог Сальвадоре Мадди, и который понимается им как паттерн структуры установок и навыков, позволяющий превратить изменения окружающей действительности в возможности человека. В отечественной психологии проблема жизненных ситуаций, и особо — трудных и экстремальных жизненных ситуаций разрабатывается многими авторами, опирающимися на такие понятия, как копинг-стратегии, стратегии совладания с трудными жизненными ситуациями, посттравматическое стрессовое расстройство: это Ф.Е. Василюк, Ерина С.И., Козлов В.В., Ц.П. Короленко, Ш. Магомед-Эмгаюв, К. М. Муздыбаев, В. Лебедев, Н.Н. Пуховский, М.М. Решетников, Н.В. Тарабрина, и другие. Но данная проблематика по большей части рассматривается в направлении профилактики психических нарушений, возникающих в результате воздействия экстремальных факторов. Другими словами, трансординарное существование, по словам М. Магомед-Эминова, все больше вторгается в ординарное существование, наделяя его чертами аномальности, катастрофичности. Угроза небытия становится неспецифической характеристикой не только экзистенциальной ситуации, но и обыденной жизненной ситуации и определяет существование человека. Тем более эта проблема актуальна для людей молодого и раннего взрослого возраста, для которых проблемы активности в профессиональном становлении и социальной адаптации наиболее значимы.

4 стр., 1919 слов

Проблемы и перспективы современной цивилизации

... и сотни миллионов людей не имеют возможности пользоваться благами цивилизации, влачат существование ... современной мировой цивилизации, охвативший природу, мировую экономику, политические отношения, культуру, и особенно самого человека. ... проблема. Наконец, четвертая, не менее страшная угроза–кризис человеческой духовности. Практически все светские и религиозные, глобальные и региональные, древние и ...

Анализ зарубежных экспериментальных исследований, посвященных

изучению жизнестойкости, показывает, что большая часть работ носит односторонний характер, поскольку в них основное внимание уделяется изучению жизнестойкости как общей меры психического здоровья человека. Большое количество исследователей рассматривает «hardiness» в связи с проблемами преодоления стресса, адаптации-дезадаптации в обществе, физическим, психическим и социальным здоровьем.

Не разработаны методы диагностики жизнестойкости, адекватные нашей культуре, что значительно сужает возможности изучения данного феномена. Необходимо расшить понимание феномена жизнестойкости, в том числе за счет введения понятия (определения) связи жизнестойкости с личностными качествами.

В отечественной психологии разработка этой проблематики связана с исследованиями совладания со сложными ситуациями (Либин А.В., Либина Е.В.), смысла жизни и акме (Чудновский В.Э.), с проблемой жизнетворчества (Леонтьев Д.А.), личностно-ситуационного взаимодействия (Коржова Е.Ю.), самореализации личности (Коростылева Л.А.), саморегуляции активности личности (Осницкий А.К., Моросанова В.И.).

В связи с этим ц ель данного исследования заключается в изучении взаимосвязи личностных качеств с уровнем жизнестойкости у подростков.

Объект исследования:, Предмет исследования:, Гипотеза исследования:

Существует взаимосвязь между жизнестойкостью и личностными качествами у подростков.

Задачи исследования:

1. Провести теоретический анализ проблем жизнестойкости и личностных качеств в психологии.

2. Эмпирически исследовать жизнестойкость и личностные качества у подростков.

3. Выявить взаимосвязь между уровнем жизнестойкости и качествами личности у подростков.

4. Обобщить и проанализировать полученные данные, сформулировать основные выводы.

Методологическая основа.

При изучении жизнестойкости личности и личностных качеств использовалась следующая методологическая основа: принцип единства психики и деятельности (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, А.В. Брушлинский, В.П. Зинченко, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн и др.); аспекты психологической устойчивости Л.В. Куликова; подход к жизнестойкости С.Мадди и Д.А. Леонтьева; классификация стратегий совладания Т.Л. Крюковой; критерии эффективности совладания, «дополнительные» личностные ресурсы Шелли Тейлор; виды копинг-ресурсов по А.Н. Демину и Е.Ю. Кожевниковой и др.

11 стр., 5463 слов

Исследования. Методы исследования — анализ теоретических ...

... тревожности младших школьников; 4. Подобрать комплекс диагностических методик по теме исследования. Методы исследования - анализ теоретических источников, наблюдение и диагностика. Теоретическое и практическое значение работы ... временем становления тревожности, как устойчивого личностного образования. первоначального складывания личности. Нарушение Таким образом, тревожность младших школьников ...

Методы исследования:

1. Общенаучные методы: теоретический анализ литературы, синтез, обобщение, сравнение;

2. Методы сбора информации: тестирование (Опросник жизнестойкости С. Мадди; Методика «Большая пятерка» личностных качеств (А. Г. Грецов)).

3. Методы статистической обработки и интерпретации полученных данных:

Научно-практическая значимость работы.

В практике психодиагностики опросник жизнестойкости, используемый в качестве интегральной характеристики личности, заменит применение диагностического инструментария отдельных или частных компонентов.

В работе социального психолога для профессиональной ориентации определение уровня развития жизнестойкости поможет осуществлять прогноз профессиональной пригодности и социальной успешности в тех сферах деятельности, где имеется социальная напряженность, риск, экстремальные или около экстремальные ситуации.

Структура и объем работы.

Курсовая работа состоит из титульного листа, содержания, введения, основной части, в которую входят 2 главы (теоретическая и эмпирическая), заключения, списка использованных источников и приложения. Полный объем работы составляет 54 страницы; 1 приложение; количество использованных источников – 34.

Глава I . Теоретический обзор исследований жизнестойкости и личностных качеств в психологии

1.1 Сущность жизнестойкости личности: понятие, структура, модели

Вопросы жизнестойкости личности имеют огромное практическое значение, поскольку устойчивость охраняет личность от дезинтеграции и личностных расстройств, создает основу внутренней гармонии, полноценного психического здоровья, высокой работоспособности. Дезинтеграцию личности понимают как потерю организующей роли высшего уровня психики в регуляции поведения и деятельности, распад иерархии жизненных смыслов, ценностей, мотивов, целей. Психологическая устойчивость индивидуума непосредственно определяет его жизнеспособность, психическое и соматическое здоровье [8].

Слово «устойчивый» во многих языках мира означает «стабильный, стойкий, твердый, прочный, крепкий». В «словаре синонимов русского языка» дается два синонима этого слова: «стабильность, равновесие» [27].

Термин stability переводится как: 1) устойчивость, стабильность, состояние равновесия; 2) постоянство, твердость; а mental stability — психическая стабильность (устойчивость) [20].

В словаре А. Ребера «устойчивый» понимается как характеристика индивида, поведение которого относительно надежно и последовательно. Его антоним — термин «неустойчивый», имеющий в психологии несколько значений. Два основных таковы: 1) «неустойчивый» — это индивид, демонстрирующий беспорядочные и непредсказуемые модели поведения и настроения; 2) «неустойчивый» — это индивид, склонный демонстрировать невротические, психотические или просто опасные для других модели поведения.

15 стр., 7485 слов

Содержание и способы профессионального самосовершенствования. ...

... своих способностей и возможностей, уровня развития требуемых качеств личности. Без этого невозможно эффективное самосовершенствование. Методически правильно организованное самопознание осуществляется по трем ... может стать основой повышения уровня квалификации и общего профессионализма. Зачем преподавателю нужно саморазвитие? В принципе, основной причиной необходимости проведения процедуры ...

«Стабильный» в этом словаре объясняется как черта (в теориях личности), характеризующаяся отсутствием чрезмерных эмоциональных изменений. В этом случае часто используется уточняющее слово «эмоциональная» (стабильность).

Психологическая устойчивость личности является сложным и емким качеством личности. В нем объединен целый комплекс способностей, широкий круг разно уровневых явлений. Бытие личности разнопланово, что находит отражение в разных аспектах ее психологической устойчивости [10].

Л.В.Куликов, описывая психологическую устойчивость личности, на передний план выводит три аспекта психологической устойчивости:

— стойкость, стабильность;

— уравновешенность, соразмерность;

— сопротивляемость (резистентность).

По словам Л.В. Куликова [10], стойкость проявляется в преодолении трудностей как способность сохранять веру в себя, быть уверенным в себе, своих возможностях, как способность к эффективной психической саморегуляции. Стабильность проявляется в сохранении способности личности функционировать, осуществлять самоуправление, развиваться, адаптироваться. Сниженная стойкость приводит к тому, что, оказавшись в ситуации риска (ситуации испытаний, ситуации потерь, ситуации социальной деривации) человек преодолевает ее с негативными последствиями для психического и соматического здоровья, для личностного развития, для сложившихся межличностных отношений.

Уравновешенность Куликов Л.В. определяет как — способность соразмерять уровень напряжения с ресурсами своей психики и организма. Уровень напряжения всегда обусловлен не только стрессорами и внешними обстоятельствами, но и их субъективной интерпретацией, оценкой. Уравновешенность, как составляющая психологической устойчивости, проявляется в способности минимизировать негативное влияние субъективной составляющей в возникновении напряжения, в способности удерживать напряжение в приемлемых пределах. Уравновешенность — это также способность избегать крайностей в силе отклика на происходящие события [10].

Сопротивляемость это способность к сопротивлению тому, что ограничивает свободу поведения, свободу выбора, как в отдельных решениях, так и в выборе образа жизни в целом. Важнейшей стороной сопротивляемости является индивидная и личностная самодостаточность в аспекте свободы от зависимости [10].

Таким образом,

Наиболее полно и точно, по мнению Д.А. Леонтьева, понятие жизнестойкости описал С. Мадди. Жизнестойкость представляет собой систему убеждений человека о себе, о мире и об отношениях с ним, которая состоит из 3 компонентов (вовлеченности, контроля, принятия риска) и способствует оценке событий как менее травматических и успешному совладению со стрессом.

Компонент

9 стр., 4169 слов

Контроль качества социально-медицинского обеспечения населения, ...

... Задачи данной работы: Изучить контроль качества социально-медицинского обеспечения населения; изучить организационно-правовое обеспечение в учреждениях здравоохранения. 1. Контроль качества социально-медицинских услуг 1. При контроле качества услуг по оказанию помощи населению всех ...

Контроль

Принятие риска

Важна выраженность всех трех компонентов для сохранения здоровья и оптимального уровня работоспособности и активности в стрессогенных условиях. Так, например Мадди в одном из своих первых исследований вывел модель стресса. В крупной телекоммуникационной компании возникла стрессогенная ситуация, которая спровоцировала у сотрудников реакцию дистресса, соматические заболевания и психические нарушения у многих работников. Исследование, проведенное Мадди, обнаружило четкую обратную зависимость между выраженностью компонентов жизнестойкости и вероятностью серьезного заболевания в течение года после возникновения стрессовой ситуации у менеджеров компании [13].

При низкой выраженности всех трех компонентов жизнестойкости вероятность заболевания оказалась равна 92,5 %, при высоком уровне одного из компонентов — 71,8 %, при высоком уровне двух компонентов — 57,7 %, и при высоком уровне всех трех компонентов — 1,1%. Эти цифры говорят не только о значимости компонентов жизнестойкости в предотвращении стрессогенных расстройств, но и о системном, синергическом характере их взаимодействия между собой, при котором суммарный эффект превышает сумму эффектов каждого компонента в отдельности [13].

Большое количество исследователей рассматривает «hardiness» в связи с проблемами преодоления стресса, адаптации — дезадаптации в обществе, физическим, психическим и социальным здоровьем. Сам С. Мадди рассматривает открытый им феномен гораздо шире, включая его в контекст социальной экологии, считая, что это качество является основой жизнестойкости не только индивидуальной, но и организационной. Развитие личностных установок, включаемых им в понятие «hardiness», могло бы стать основой для более позитивного мироощущения человека, повышения качества жизни, превратить препятствия и стрессы в источник роста и развития. А главное — это тот фактор, внутренний ресурс, который подвластен самому человеку, это то, что он может изменить и переосмыслить, то, что способствует поддержанию физического, психического и социального здоровья, установка, которая придает жизни ценность и смысл в любых обстоятельствах.

Жизнестойкие убеждения, с одной стороны, влияют на оценку ситуации — благодаря готовности активно действовать и уверенности в возможности влиять на ситуацию она воспринимается как менее травматичная. С другой стороны, жизнестойкость способствует активному преодолению трудностей. Она стимулирует заботу о собственном здоровье и благополучии (например, ежедневная зарядка, соблюдение диеты, тренировки и т.п.), за счет чего напряжение и стресс, испытываемые человеком, не перерастают в хронические и не приводят к психосоматическим заболеваниям, как это часто бывает в современном мире.

1.2 Понятие о личностных качествах в отечественной и зарубежной психологии

3 стр., 1281 слов

Формы социально-культурной деятельности

... социально-культурной деятельности. 2. Раскрыть основные формы социально-культурной деятельности. 3. Рассмотреть праздник как одну из форм социально- культурной деятельности. Объектом курсовой работы является социально-культурная деятельность. Предметом - формы социально-культурной деятельности. Глава 1. Теоретические аспекты социально-культурной деятельности 1.1 Социально-культурная деятельность ...

Качества личности совокупность всех социально и биологически обусловленных компонентов личности, предопределяющих ее устойчивое поведение в социальной и природной среде.

Существует интересная классификация: все качества можно поделить на две большие категории: внутренние качества (образуют богатый внутренний мир человека), и внешние (поведение и имидж), которые формируют красивую вывеску. Под душевным миром мы понимаем те качества, который в глаза не бросаются, но делают человека желанным гостем в любой компании.

Качества, работающие на яркую вывеску: артистичность, умение выступать; красивая внешность, умение одеваться; поставленная, четкая речь; красивая жестикуляция. Качества, работающие на богатое содержание: позиции восприятия, умение посмотреть на ситуацию с разных сторон; умение заботиться об окружающих; умение думать, свобода мышления; позитивное мировосприятие; мудрость. Некоторые из качеств, характерные для развитой личности и менее распространенные у массовой личности, можно отнести в раздел самосовершенствование. К таким чертам относят позитив, конструктив, ответственность, энергичность, целеустремленность, любовь к порядку, готовность сотрудничать, а также умение и привычку жить с любовью – к сожалению, этих черт явно недостает, по крайней мере, российским людям как в рабочих, так и близких отношениях. Очень многие свои личностные качества можно успешно развивать, работая со своим телом. В частности, постановка нужных жестов (внешних жестов, а потом — внутренних жестов) вырабатывает нужные качества личности. Есть и много других методов работы над собой.

Волевые качества личности

Целеустремленность

Инициативность

Самостоятельность

Выдержка

Решительность

Смелость

Качествами, противоположными решительности, с точки зрения волевого регулирования, с одной стороны, выступают импульсивность, понимаемая как торопливость в принятии и осуществлении решений, когда человек действует, не задумываясь о последствиях, под влиянием сиюминутных импульсов, выбирая первое попавшееся под руку средство или цель. С другой стороны, решительности противостоит нерешительность, проявляющаяся как в сомнениях, в длительных колебаниях до принятия решения, так и в непоследовательности при претворении их в жизнь.

Энергичность

Настойчивость

Организованность

Дисциплинированность — это качество личности, проявляющееся в сознательном подчинении своего поведения общепринятым нормам, установленному порядку, требованиям ведения дела.

Самоконтроль

Воля

При общей неразработанности проблемы качеств личности достаточно трудно обозначить круг ее социально-психологических качеств. Не случайно в литературе имеются разные суждения по этому вопросу, зависящие от решения более общих методологических проблем. Самыми главными из них являются следующие:

9 стр., 4349 слов

Личность как субъект профессиональной деятельности

... работы с человеком, направленный на развитие в его личности качеств, формировании у него способности сопереживать другим людям—близким, товарищам ... выки, требующихся обычно человеку для успешного выполнения предметной деятельности. Какие требования предъявляют окружающие человека люди к ... дня в день надо было с небольшим числом лиц, не представляющих различные воз­растные, половые, профессиональные и ...

1. Различение трактовок самого понятия «личность» в общей психологии, о чем речь уже шла выше. Если «личность» — синоним термина «человек», то, естественно, описание ее качеств (свойств, черт) должно включать в себя все характеристики человека. Если «личность» сама по себе есть лишь социальное качество человека, то набор ее свойств должен ограничиваться социальными свойствами.

2. Неоднозначность в употреблении понятий «социальные свойства личности» и «социально-психологические свойства личности». Каждое из этих понятий употребляется в определенной системе отсчета: когда говорят о «социальных свойствах личности», то это обычно делается в рамках решения общей проблемы соотношения биологического и социального; когда употребляют понятие «социально-психологические свойства личности», то чаще делают это при противопоставлении социально-психологического и общепсихологического подходов (как вариант: различение «вторичных» и «базовых» свойств).

Но такое употребление понятий не является строгим: иногда они используются как синонимы, что также затрудняет анализ.

3. Наконец, самое главное: различие общих методологических подходов к пониманию структуры личности — рассмотрение ее то ли как коллекции, набора определенных качеств (свойств, черт), то ли как определенной системы, элементами которой являются не «черты», а другие единицы проявления.

До тех пор, пока не получены однозначные ответы на принципиальные вопросы, нельзя ждать однозначности и в решении более частных проблем. Поэтому на уровне социально-психологического анализа также имеются противоречивые моменты, например, по следующим пунктам: а) сам перечень социальнопсихологических качеств (свойств) личности и критериев для их выделения; б) соотношение качеств (свойств) и способностей личности (причем имеются в виду именно «социально-психологические способности).

Психологические качества и способности группируются по следующим 11 категориям: вербальная — способность понимать значение слов, понятий, владение языком; числовая — способность быстро и точно выполнять арифметические действия; способность представлять предмет в двух или трех измерениях; способность различать даже незначительные детали объектов, графических изображений; способность корректировать слова, буквы, цифры; способность быстро и точно координировать работу рук, пальцев и глаз в движениях — моторная координация; способность быстро и точно манипулировать небольшими предметами (ловкость пальцев); способность ловко действовать руками (ловкость рук); способность согласовывать движения глаз, рук и ног в соответствии со зрительными сигналами; способность воспринимать, сравнивать и различать цвета и оттенки; обучаемость — способность понимать, рассуждать, делать выводы (общий интеллект).

Что касается перечня качеств, то зачастую предметом анализа являются все качества, изучаемые при помощи личностных тестов (прежде всего тестов Г.Айзенка и Р.Кеттелла).

4 стр., 1864 слов

Направленность личности несовершеннолетних правонарушителей и ...

... дипломной работы – технологии социально-педагогической работы по предупреждению десоциализации несовершеннолетних подростков. Задачи исследования: 1. Рассмотрение особенностей социализации личности несовершеннолетних. 2. Анализ основных нарушений социализации. 3. Изучение особенностей личности несовершеннолетних подростков. 4. Проектирование социально-педагогической работы ...

В других случаях к социально-психологическим качествам личности относятся все индивидуальные психологические особенности человека, фиксируется специфика протекания отдельных психических процессов (мышление, память, воля и т.п.).

Во многих зарубежных исследованиях при описании методик для выявления качеств личности употребляется термин «прилагательные» (не наименование качеств, а «прилагательные», их описывающие), где в одном ряду перечисляются такие, например, характеристики, как «умный», «трудолюбивый», «добрый», «подозрительный» и т.п.

Лишь иногда выделяется какая-то особая группа качеств. Так, социально-психологические свойства личности рассматриваются как «вторичные» по отношению к «базовым» свойствам, изучаемым в общей психологии. Эти социально-психологические свойства сведены в четыре группы: 1) обеспечивающие развитие и использование социальных способностей (социальной перцепции, воображения, интеллекта, характеристик межличностного оценивания); 2) формирующиеся во взаимодействии членов группы и в результате ее социального влияния; 3) более общие, связанные с социальным поведением и позицией личности (активность, ответственность, склонность к помощи, сотрудничеству); 4) социальные свойства, связанные с общепсихологическими и социально-психологическими свойствами (склонность к авторитарному или демократическому способу действия и мышления, к догматическому или открытому отношению к проблемам и т.д.).

Очевидно, что при всей продуктивности идеи вычленения социально-психологических свойств личности, реализация этой идеи не является строгой: вряд ли в предложенной классификации выдержан критерии «вторичности» перечисленных свойств, да и основание классификации остается не вполне ясным.

Социально-психологические качества личности – это качества, которые формируются в совместной деятельности с другими людьми, а также в общении с ними. И тот, и другой ряды качеств формируются в условиях тех реальных социальных групп, в которых функционирует личность.

Качества, непосредственно проявляющиеся в совместной деятельности, в своей совокупности обусловливают эффективность деятельности личности в группе. Категория «эффективность деятельности» обычно используется для характеристики группы. Вместе с тем вклад каждой личности является важной составляющей групповой эффективности. Этот вклад определяется тем, насколько личность умеет взаимодействовать с другими, сотрудничать с ними, участвовать в принятии коллективного решения, разрешать конфликты, соподчинять другим свой индивидуальный стиль деятельности, воспринимать нововведения и т.д. Во всех этих процессах проявляются определенные качества личности, но они не предстают здесь как элементы, из которых «складывается» личность, а именно, лишь как проявления ее в конкретных социальных ситуациях. Эти проявления определяют как направленность эффективности личности, так и ее уровень. Группа вырабатывает свои собственные критерии эффективности деятельности каждого из своих членов и с их помощью либо позитивно принимает эффективно действующую личность (и тогда это признак благоприятно развивающихся отношений в группе), либо не принимает ее (и тогда это сигнал о назревании конфликтной ситуации).

8 стр., 3678 слов

Оценка личности и деятельности Петра I

... сыграл в русской историографии. Н. В. Карамзина I. Оценка личности и деятельности Петра I с точки зрения В.О. Ключевского 1. Петр Великий, его наружность, привычки, образ жизни и мыслей, ... царь-мастеровой. Итак, Ключевский, описывая личность Петра, награждает его такими качествами как трудолюбие, усидчивость, энергичность. Возможно, именно из-за этого Петр преуспел во многом. Историк приписывает ...

Та или иная позиция группы в свою очередь влияет на эффективность деятельности каждой отдельной личности, и это имеет огромное практическое значение: позволяет увидеть, стимулирует ли группа эффективность деятельности своих членов или, напротив, сдерживает ее.

В теоретическом плане этот подход позволяет более тонко различать эффективность деятельности личности и ее общую активность, которая не обязательно направлена на предмет совместной деятельности и не обязательно приводит к продуктивному результату. Нет сомнения в том, что и общая активная жизненная позиция личности весьма важна, но не менее важно и выявление условий, при которых личность оказывается успешной в конкретном виде совместной деятельности, будь то трудовой коллектив или любая другая группа.

Качества личности, проявляющиеся в общении (коммуникативные качества), описаны гораздо полнее. Однако и в этой области существуют еще достаточно большие исследовательские резервы.

1.3 Особенности личностного развития подростков и их специфика жизнестойкости

Подростничество — это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. В этом возрасте складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношение к себе, к людям, к обществу. Кроме того, в данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. Среди многих личностных особенностей, присущих подростку, особо выделим формирующиеся у него чувство взрослости и «Я-концепцию».

Главные мотивационные линии этого возрастного периода, связанные с активным стремлением к личностному самосовершенствованию,— это самопознание, самовыражение и самоутверждение.

После относительно спокойного младшего школьного возраста подростковый кажется бурным и сложным. Главная особенность подросткового возраста — личностная нестабильность. Противоположные черты, стремления, тенденции сосуществуют и борются друг с другом, определяя противоречивость характера и поведения взрослеющего ребенка.

Одним из личностных новообразований подросткового возраста является чувство взрослости. Конечно, подростку еще далеко до истинной взрослости — и физически, и психологически, и социально. Он объективно не может включиться во взрослую жизнь, но стремится к ней и претендует на равные со взрослыми права. Новая позиция проявляется в разных сферах, чаще всего — во внешнем облике, в манерах.

Самый легкий способ достичь цели «быть как взрослый» состоит в подражании внешним формам наблюдаемого поведения.

Подростки, начиная с 12—13 лет (девочки несколько раньше, мальчики позднее), копируют поведение взрослых, которые пользуются авторитетом в их кругу. Сюда входит мода в одежде, прически, украшения, косметика, особый лексикон, манера поведения, способы отдыха, увлечения и т. п. Подражание идет и по линии развлечений, романтических отношений. Независимо от содержания этих отношений копируется «взрослая» форма: свидания, записки, поездки за город, дискотеки и т.п.

Для мальчиков-подростков объектом подражания часто становится тот человек, который ведет себя «как настоящий мужчина», обладает силой воли, выдержкой, смелостью, мужеством, выносливости, верностью дружбе. У девочек развивается тенденция подражать тем, кто выглядит «как настоящая женщина»: старшим подругам, привлекательным, пользующимся популярностью взрослым женщинам.

Помимо взрослых образцами для подражания со стороны подростков могут стать их более старшие сверстники. Тенденция походить на них, а не на взрослых в подростковой среде с возрастом увеличивается.

К своему физическому развитию мальчики-подростки относятся очень внимательно, и, начиная с V—VI классов, многие из них приступают к выполнению специальных физических упражнений, направленных на развитие силы и выносливости.

У девочек же больше наблюдается подражание внешней атрибутике врослости: одежде, косметике, приемам кокетства и т. п.

Подросток, считая себя уникальной личностью, в то же время стремится внешне ничем не отличаться от сверстников. Он может переживать отсутствие куртки — такой же, как у всех в его компании, — как трагедию. Желание слиться с группой, ничем не выделяться, отвечающее потребности в безопасности, психологи рассматривают как механизм психологической защиты и называют социальной мимикрией.

Одновременно с внешними проявлениями взрослости возникает и чувство взрослости — отношение подростка к себе как к взрослому, представление, ощущение себя в какой-то мере взрослым человеком. Чувство взрослости становится центральным новообразованием подросткового возраста. Он претендует на равноправие в отношениях со старшими и идет на конфликты, отстаивая свою «взрослую» позицию. Чувство взрослости проявляется и в стремлении к самостоятельности, желании оградить какие-то стороны своей жизни от вмешательства родителей.

Кроме того, появляются собственные вкусы, взгляды, оценки, собственная линия поведения. Подросток с жаром отстаивает их, даже несмотря на неодобрение окружающих. Поскольку в подростковом возрасте все нестабильно, взгляды могут измениться через пару недель, но защищать противоположную точку зрения ребенок будет столь же эмоционально.

Развитие взрослости в разных ее проявлениях зависит от сферы самоутверждения подростка. Это могут быть отношения со сверстниками, использование свободного времени, различные занятия, домашние дела. Важно и то, удовлетворяет его формальная самостоятельность, внешняя, кажущаяся сторона взрослости, или нужна самостоятельность реальная.

Но встречаются и по-настоящему ценные варианты взрослости, благоприятные для личностного развития подростка. Это включение во взрослую интеллектуальную деятельность, когда ребенок интересуется определенной областью науки или искусства, глубоко занимаясь самообразованием. Или забота о семье, участие в решении как сложных, так и ежедневных рутинных проблем, помощь тем, кто в ней нуждается — младшему брату, уставшей на работе маме или больной бабушке. Впрочем, лишь небольшая часть подростков достигает высокого уровня развития морального сознания, и немногие способны принять на себя ответственность за благополучие других. Более распространенной в наше время является социальная инфантильность.

В конце подросткового возраста, на границе с ранней юностью, представления о себе стабилизируются и образуют целостную систему — «Я- концепцию». «Я-концепция» — система внутренне согласованных представлений о себе, образов «Я». У части детей «Я-концепция» может формироваться позже, в старшем школьном возрасте. Но в любом случае — это важнейший этап в развитии самосознания.

Физическое «Я», т.е. представления о собственной внешней привлекательности, представления о своем уме, способностях в разных областях, о силе характера, общительности, доброте и других качествах, соединяясь, образуют большой пласт «Я-концепции» — так называемое реальное «Я».

«Я-концепция» включает три компонента: когнитивный, оценочный и поведенческий.

Познание себя, своих различных качеств приводит к формированию когнитивного компонента «Я-конпеппии». Оценочный компонент связан с тем, что для ребенка важно не только знать, какой он есть на самом деле, но и насколько значимы его индивидуальные особенности. Оценка своих качеств зависит от системы ценностей, сложившейся, главным образом, благодаря влиянию семьи и сверстников. Разные дети, поэтому, по-разному переживают отсутствие красоты, блестящего интеллекта или физической силы. Кроме того, представлениям о себе должен соответствовать определенный стиль поведения. Девочка, считающая себя очаровательной, держится совсем иначе, чем ее сверстница, которая находит себя некрасивой, но очень умной.

Помимо реального «Я», «Я-концепция» включает в себя «Я»-идеальное. При высоком уровне притязаний и недостаточном осознании своих возможностей идеальное «Я» может сильно отличаться от реального. Тогда переживаемый подростком разрыв между идеальным образом и действительным своим положением приводит к неуверенности в себе, что внешне может выражаться в обидчивости, упрямстве, агрессивности. Когда идеальный образ представляется достижимым, он побуждает к самовоспитанию.

Подростки не только мечтают о том, какими они будут в ближайшем будущем, но и стремятся развить в себе желательные качества. Если мальчик хочет стать сильным и ловким, он записывается в спортивную секцию, если хочет быть эрудированным — начинает читать художественную и научную литературу.

Общая логика развития всех волевых качеств может быть выражена следующим образом: от умения управлять собой, концентрировать усилия, выдерживать и выносить большие нагрузки до способности управлять деятельностью, добиваться в ней высоких результатов.

Соответственно этой логике совершенствуются приемы развития волевых качеств. Вначале подросток просто восхищается ими у других людей, по-хорошему завидует тем, кто обладает этими качествами (10—11 лет).

Затем подросток заявляет о желании иметь такие качества у себя (11—12 лет) и, наконец, приступает к их самовоспитанию (12—13 лет).

Наиболее активным периодом волевого самовоспитания у подростков считается возраст от 13 до 14 лет.

В подростковом возрасте происходит формирование системы личностных ценностей, которые определяют содержание деятельности подростка, сферу его общения, избирательность отношения к людям, оценки этих людей и самооценку.

В подростковом возрасте проблемные ситуации связаны с фрустрацией шести основных потребностей: физиологической, запускающей физическую и сексуальную активность подростков; потребности в безопасности, реализующуюся через принадлежность к группе; потребности в независимости от семьи; потребности в привязанности; потребности в успехе; потребности в развитии собственного Я. Ситуации неудовлетворенности основных жизненных потребностей личности «запускают» совладающее поведение. В подростковом и юношеском возрасте наиболее типичным является стремление к эмоциональному разрешению жизненных трудностей.

По мнению А. Г. Асмолова, подростковый возраст является своеобразной точкой «бифуркации», дающей «основу для формирования личностного выбора как критерия зрелости». В этом возрасте ребенок переходит на полное волеизъявление, связанное с личностной саморегуляцией [2].

В свете проблемы развитии феномена жизнестойкости в подростковом возрасте, важно отметить, что это возраст, когда происходит изменение прежних ценностей и «разравнивается площадка» для будущего «смыслостроительства»; время, когда сосуществуют парадоксально противоположные смыслы, время конгломерата смыслов, которые еще не стали устойчивой иерархией, но существенно обусловливают характер дальнейшего «смыслостроительства».

Постепенно жизнестойкость личности подростка начинает укрепляться за счет возникающих смыслов, формирующихся ценностей, которые являются базой для поддержания собственной устойчивости в мире.

Зарубежные и отечественные психологи обращают внимание на то, что в этот период активного смыслообразования подрастающий человек должен быть снабжен определенными психологическими средствами для разрешения возрастных кризисов. В работе с подростками по преодолению возрастно-психологических критических ситуаций многие практические психологи основное внимание обращают на развитие социальных умений, создающих высокий уровень «Я могу».

В этот период перехода к взрослости важнейшим способом преодоления трудностей является совместная деятельность со значимым взрослым. В своей теории эпигенетического развития Э. Эриксон отмечает, что успешное преодоление первых четырех кризисов в жизни человека связано, прежде всего, с внешними факторами, а последующие четыре – с внутренними. По полученным экспериментальным данным, пятый возрастной кризис в жизни современного человека также во многом определяется внешней поддержкой более взрослых и опытных людей.

Однако философ А. С. Арсеньев отмечал, что для личностного развития более важно помочь подростку почувствовать свою «выключенность» из социума, из существующих форм коллективности, «это уход от внешнего функционирования, самоуглубление – необходимая фаза личностного развития». Такое сознание своей обособленности помогает человеку сохранять свою самостоятельную целостность. Здесь мы видим аналогию с тактикой совладающего поведения неуязвимых детей.

Становление осмысленности жизни, когда смысложизненные ориентации не могут быть еще опорой в жизни подростка отражаться на уровне его жизнестойкости, отмечено в исследовании Т. Наливайко [19].

В. Э. Чудновским обращается внимание на то, что поиск смысла жизни – прерогатива взрослого и взрослеющего человека [29].

Осознавание подростком своего образа и рефлексия этого образа глазами близких людей является значимым моментов в мотивационных изменениях, которые задают определенную планку социальных достижений и личностных смыслов. Понимание особенностей эмоционального взаимодействия с миром в различных жизненных ситуациях и выражение собственного отношения к этому эмоциональному состоянию дает возможность подростку включиться в познание неоднозначности эмоциональных переживаний действительности. Актуализация смыслов в метафорической форме выявляет становление механизмов смысловой саморегуляции. Можно отметить, что уже в подростковом возрасте уровень жизнестойкости личности может быть достаточно высок за счет проявления зрелых личностных образований. Однако модели жизнестойкости, связанные с активно-агрессивным поведением в процессе занятия определенной социальной ниши, являются наиболее типичными.

В подростковом и юношеском возрасте, когда возникают критические жизненные ситуации, связанные с межличностными отношениями (любовь, непонимание близких, предательство друзей) недостаточно развита смысловая саморегуляция, связанная именно со смыслопорождением, поэтому подросткам достаточно сложно переосознать, переоценить сложную, конфликтную ситуацию, найти новый смысл во всем происходящем.

Немаловажен вопрос, насколько выполнение жизненных функций как проявление жизнестойкости юного существа выводит на понимание его жизни как реализации хорошо сформированной личности. По С. А. Рубинштейну, «личность характеризуется таким уровнем психического развития, который позволяет ей сознательно управлять собственным поведением и деятельностью. В ребенке заложены огромные потенциальные возможности. И то, как он их сможет реализовать, какой личностью станет, зависит от общества и его культуры, системы воспитания и обучения».

В подростковом возрасте на первый план в развитии жизнестойкого поведения и отношения выходят навыки самоуправления, саморегуляции, которые постепенно начинают управляться смыслами, обнаруженными подростком при взаимодействии с миром.

Таким образом, по результатам первой главы можно сформулировать следующие выводы:

  1. Жизнестойкость — это качество личности, отдельными аспектами которого являются стойкость, уравновешенность, сопротивляемость. Оно позволяет личности противостоять жизненным трудностям, неблагоприятному давлению обстоятельств, сохранять здоровье и работоспособность в различных испытаниях.

  2. Качества личности совокупность всех социально и биологически обусловленных компонентов личности, предопределяющих ее устойчивое поведение в социальной и природной среде. Социально-психологические качества личности – это качества, которые формируются в совместной деятельности с другими людьми, а также в общении с ними. И тот, и другой ряды качеств формируются в условиях тех реальных социальных групп, в которых функционирует личность.

  3. Подростковый возраст является своеобразной точкой «бифуркации», дающей «основу для формирования личностного выбора как критерия зрелости». В этом возрасте ребенок переходит на полное волеизъявление, связанное с личностной саморегуляцией.

  4. Подростковый возраст — это возраст, когда происходит изменение прежних ценностей и «разравнивается площадка» для будущего «смыслостроительства»; время, когда сосуществуют парадоксально противоположные смыслы, время конгломерата смыслов, которые еще не стали устойчивой иерархией, но существенно обусловливают характер дальнейшего «смыслостроительства». В подростковом возрасте на первый план в развитии жизнестойкого поведения и отношения выходят навыки самоуправления, саморегуляции, которые постепенно начинают управляться смыслами, обнаруженными подростком при взаимодействии с миром.

Глава II . Эмпирическое исследование взаимосвязи личностных качеств с уровнем жизнестойкости у подростков

2.1 Описание базы, методов и выборки исследования

Всего было опрошено 58 человек в возрасте от 14 до 16 лет: подростки 8-ых классов МБОУ СОШ № 32 города Ангарска. Из них девочки 30 человек и мальчики 28 человек. Все испытуемые были разделены на 3 выборки в зависимости от уровня жизнестойкости: низкий уровень, средний уровень, высокий уровень.

В данной работе целью исследования является изучение взаимосвязи личностных качеств с уровнем жизнестойкости у подростков, где объект – это жизнестойкость и личностные качества человека, а предмет исследования — взаимосвязь личностных качеств с уровнем жизнестойкости у подростков.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие эмпирические задачи:

1. Эмпирически исследовать жизнестойкость и личностные качества у подростков.

2. Выявить взаимосвязь между уровнем жизнестойкости и качествами личности у подростков.

3. Обобщить и проанализировать полученные данные, сформулировать основные выводы.

Была выдвинута гипотеза о том, существует взаимосвязь между жизнестойкостью и личностными качествами у подростков.

Для решения поставленных выше задач были выбраны следующие методики:

1. Опросник жизнестойкости С. Мадди;

2. Методика «Большая пятерка» личностных качеств (А. Г. Грецов).

Тест жизнестойкости представляет собой адаптацию опросника Hardiness Survey, разработанного американским психологом Сальваторе Мадди. Жизнестойкость – это система убеждений о себе, мире, отношениях с ним, которые позволяют человеку выдерживать и эффективно преодолевать стрессовые ситуации. В одной и той же ситуации человек с высокой жизнестойкостью реже испытывает стресс и лучше справляется с ним. Жизнестойкость включает в себя три сравнительно самостоятельных компонента: вовлеченность, контроль, принятие риска. Соответственно, тест жизнестойкости включает как общий показатель, так и три показателя по отдельным компонентам (субшкалам).

Тест включает 45 пунктов, содержащих прямые и обратные вопросы всех трех шкал опросника (вовлеченность, контроль и принятие риска).

Вовлеченность – это активная жизненная позиция личности, уверенность в том, что только деятельный человек может найти в жизни стоящее и интересное. Контроль – это уверенность в том, что, только борясь и преодолевая трудности, можно изменить происходящее и быть хозяином своей судьбы. Принятие риска – готовность рисковать, убежденность в том, что на любых ошибках можно учиться. Из всего, что случается, как положительного, так и отрицательного, можно извлечь новый опыт, знания.

Пятифакторный личностный опросник или тест Большая пятерка, разработан американскими психологами Р. МакКрае и П. Коста в 1983-1985 гг. Позднее методику дорабатывали и в окончательном виде он был представлен NEO-личностным опросником или NEO-PI-R (от англ. нейротизм, экстраверсия, открытость – личностный опросник).

Авторы опросника Р. МакКрае и П. Коста убеждены, что выделенных пяти независимых переменных, точнее личностных факторов темперамента и характера (нейротизм, экстраверсия, открытость опыту, сотрудничество, добросовестность) достаточно для объективного описания психологического портрета — модели личности.

Таким образом,

Пятифакторный тест-опросник состоит из 75 парных, противоположных по своему значению, стимульных высказываний, характеризующих поведение человека. Стимульный материал имеет пятибалльную оценочную шкалу (-2; -1; 0; 1; 2) для диагностики степени выраженности каждого из пяти факторов:

  1. экстраверсия – интроверсия;

  2. привязанность – обособленность;

  3. самоконтроль – импульсивность;

  4. экспрессивность – практичность.

В настоящее время тест-опросник Большая пятерка стал популярным и приобрел большое практическое значение как за рубежом, так и в России.

Достоверность полученных результатов

Критерий Н-Краскала-Уоллеса

H -Краскала-Уоллеса по идее сходен с критерием U -Манна-Уитни. Как и последний, он оценивает степень пересечения (совпадения) нескольких рядов значений измеренного признака. Чем меньше совпадений, тем больше различаются ряды, соответствующие сравниваемым выборкам. Основная идея критерия H -Краскала-Уоллеса основана на представлении всех значений сравниваемых выборок в виде одной обшей последовательности упорядоченных (ранжированных) значений, с последующим вычислением среднего ранга для каждой из выборок. Если выполняется статистическая гипотеза об отсутствии различий, то можно ожидать, что все средние ранги примерно равны и близки к общему среднему рангу.

2.2 Эмпирическое исследование уровней жизнестойкости и личностных качеств у подростков

Первым проводилось исследование жизнестойкости по С. Мадди. Жизнестойкость включает в себя три сравнительно самостоятельных компонента: вовлеченность, контроль, принятие риска. Соответственно, тест жизнестойкости включает как общий показатель, так и три показателя по отдельным компонентам (субшкалам).

Целью этой части исследования было выявить у всех опрошенных подростков уровень жизнестойкости.

Подросткам был предложен тест из 45 пунктов, содержащих прямые и обратные вопросы всех трех шкал опросника (вовлеченность, контроль и принятие риска).

После проведения тестирования всей параллели восьмых классов (58 человек) были получены следующие результаты:

Таблица 1

Показатели жизнестойкости по методике С. Мадди

Подросткам с высокими показателями жизнестойкости свойственна уверенность в том, что даже в неприятных и трудных ситуациях и отношениях стоит быть «внутри» событий и в контакте с окружающими людьми, активно участвовать в происходящем, потому как убеждены – в происходящем всегда есть нечто стоящее и интересное для личности (ресурсы развития).

Подростки со средним уровнем жизнестойкости верят в себя, они трудолюбивы, уверены, что могут добиться всего, чего захотят, умеют принимать самостоятельные решения. Они готовы к деятельности, связанной с преодолением трудностей, готовности к самостоятельному планированию и ответственности. Им свойственна экстернальность в сфере достижений, отрицание активности.

Подросткам с низкими показателями жизнестойкости свойственно испытывать отчужденность. Отсутствие убежденности, что происходящее предстает как пространство выбора и возможностей развития порождает чувство отвергнутости, ощущение себя «вне» жизни. Для этой группы характерна как неуверенность в выборе деятельности, так и отсутствие чувства собственной предназначенности. Подростки мало рассматривают жизнь как способ приобретения опыта, не склонные идти на риск и узнавать новое, а скорее стремятся к простому комфорту и безопасности, потому что новое для них может нести в себе элемент угрозы.

Также были выявлены среднеарифметические показатели уровня жизнестойкости среди мальчиков и девочек отдельно.

Таблица 2

Среднее значение у мальчиков и девочек при исследовании жизнестойкости

Ниже на диаграмме (рис. 1) наглядно показано, все показатели как вовлеченности, контроля, принятия риска, так и жизнестойкости у мальчиков и девочек имеют схожие позиции. Высокий показатель по такому жизнестойкому убеждению, как вовлеченность отражает интерес подростков к своей жизнедеятельности, отражает связь с жизнью общества. Вовлеченность в жизнь общества позволяет им сформировать смысложизненные установки.

Принятие риска означает, что молодые люди готовы воплощать новые идеи, стремятся самореализовать свои возможности, в ухудшающихся условиях социальной и культурной среды. Отсутствие стабильности не останавливает их, не является препятствием на пути достижения определенно поставленной цели. Принятие риска открывает для них новые возможности, позволяет выжить не деградируя, помогает им самоутвердиться, сохранить свою индивидуальность, свою позицию. Позволяет получить опыт. А человек, рассматривающий жизнь как способ приобретения опыта, готов действовать в отсутствии надежных гарантий успеха, на свой страх и риск, считая стремление к простому комфорту и безопасности обедняющим жизнь личности.

Такое жизнестойкое убеждение как контроль также схож у подростков. Высокий показатель контроля говорит о том, что учащиеся могут повлиять на результат происходящего, пусть, даже если это влияние не абсолютно и успех не гарантирован. Человек с сильно развитым компонентом контроля ощущает, что сам выбирает собственную деятельность, свой путь.

Уровень жизнестойкости у мальчиков практически такой же, как и у девочек. Высокий уровень жизнестойкости отражает, что молодые люди способны встать в практическое отношение к своей жизнедеятельности. Они сами контролируют ситуацию, ставят цели и добиваются их, воплощают в жизнь задуманное. Высокие показатели у учащихся отражают их сильный характер, целеустремленность. Они готовы преобразовывать окружающую действительность отстаивая свой личностный выбор.

Рисунок 1. Показатели выраженности жизнестойкости

Таким образом, с помощью методики С. Мадди мы смогли определить уровень жизнестойкости у всех опрошенных (58 человек).

По итогам, мы получили 3 группы испытуемых:

  • Испытуемые с низким уровнем жизнестойкости (19 человек);

  • Испытуемые со средним уровнем жизнестойкости (18 человек);

  • Испытуемые с высоким уровнем жизнестойкости (21 человек).

Полученные группы подростков нам понадобятся для выявления взаимосвязи их уровня жизнестойкости с личностными качествами, которые будут исследоваться далее.

Далее проводилось исследование личностных качеств подростков с помощью «Пятифакторного опросника личности». Опросник включает в себя следующие пять факторов:

  • экстраверсия – интроверсия;

  • привязанность – обособленность;

  • самоконтроль – импульсивность;

  • эмоциональная устойчивость – эмоциональная неустойчивость;

  • экспрессивность – практичность.

Целью этой части исследования было выявить у всех опрошенных подростков степень выраженности всех пяти факторов.

Подросткам был предложен тест, состоящий из 75-и противоположных по значению высказываний, каждое из которых выявляет важные свойства личности и особенности поведения человека в некоторых жизненных ситуациях.

После проведения тестирования всей параллели восьмых классов (58 человек) были получены следующие результаты:

Фактор «экстраверсия – интроверсия»:

  • Высокая степень выраженности – 56,8 % учащихся;

  • Средняя степень выраженности – 29,4 % учащихся;

  • Низкая степень выраженности – 17,8 % учащихся.

Фактор «привязанность – обособленность»:

  • Высокая степень выраженности – 56,8 % учащихся;

  • Средняя степень выраженности – 40,0 % учащихся;

  • Низкая степень выраженности – 5,2 % учащихся.

Фактор «самоконтроль – импульсивность»:

  • Высокая степень выраженности – 63,8 % учащихся;

  • Средняя степень выраженности – 25,9 % учащихся;

  • Низкая степень выраженности – 10,3 % учащихся.

Фактор «эмоциональная неустойчивость – эмоциональная устойчивость»:

  • Высокая степень выраженности – 40,0 % учащихся;

  • Средняя степень выраженности – 40,3 % учащихся;

  • Низкая степень выраженности – 19,7 % учащихся.

Фактор «экспрессивность – практичность»:

  • Высокая степень выраженности – 79,3 % учащихся;

  • Средняя степень выраженности – 20,7 % учащихся;

  • Низкая степень выраженности – 0 % учащихся.

Целью нашего исследования является изучение взаимосвязи личностных качеств с уровнем жизнестойкости у подростков. Поэтому мы сделали сравнительный анализ трех групп испытуемых, составленных ранее, с личностными качествами, свойственных им.

По результатам сравнительного анализа мы получили следующее:

Таблица 3

Показатели степени выраженности личностных качеств

в. п. — 31,6%

с. п. — 31,6%

н. п. — 36,8%

в. п. — 42,1%

с. п. — 52,6%

н. п. — 5,3%

в. п. — 36,8%

с. п. — 47,4%

н. п. — 15,8%

в. п. — 63,2%

с. п. — 26,3%

н. п. — 10,5%

в. п. — 73,7%

с. п. — 26,3%

н. п. — 0%

Группа со средним уровнем жизнестойкости

в. п. — 66,7%

с. п. — 33,3%

н. п. — 0%

в. п. — 50%

с. п. — 50%

н. п. — 0%

в. п. — 77,8%

с. п. — 22,2%

н. п. — 0%

в. п. — 38,9%

с. п. — 38,9%

н. п. — 22,2%

в. п. — 77,8%

с. п. — 22,2%

н. п. — 0%

Группа с высоким уровнем жизнестойкости

в. п. — 71,4%

с. п. — 23,8%

н. п. — 4,8%

в. п. — 76,2%

с. п. — 14,3%

н. п. — 9,5%

в. п. — 76,2%

с. п. — 9,5%

н. п. — 14,3%

в. п. — 14,3%

с. п. — 57,1%

н. п. — 28,6%

в. п. — 85,7%

с. п. — 14,3%

н. п. — 0%

Примечание: в. п. – высокий показатель; с. п. – средний показатель; н. п. – низкий показатель.

По фактору «экстраверсия – интроверсия» в группе с низким уровнем жизнестойкости показатели распределились практически равнозначно (31,6%; 31,6%; 36,8%).

Но все же на 5,2% учащихся больше в категории интроверсии. То есть для подростков с низким уровнем жизнестойкости в большей степени характерна интровертированность характера.

Низкие показатели в этом факторе говорят об отсутствии у них уверенности в отношении правильности своего поведения и невнимании к происходящим вокруг событиям; большая опора на собственные силы и желания, чем на взгляды других людей; предпочтение абстрактных идей конкретным явлениям действительности.

Интроверты обладают ровным, несколько сниженным фоном настроения. Они озабочены своими личными проблемами и переживаниями. Такие люди обычно сдержанны, замкнуты, избегают рассказывать о себе, не интересуются проблемами других людей. Они предпочитают книги общению с людьми. Интроверты отдают предпочтение теоретическим и научным видам деятельности. В учебе они достигают более заметных успехов, чем экстраверты.

В группах со средним и высоким уровнями жизнестойкости основная часть опрошенных (66,7% и 71,4%) набрали большое количество баллов по этому фактору. Это говорит о том, что они экстраверты. Отличаются общительностью, любят развлечения и коллективные мероприятия, имеют большой круг друзей и знакомых, ощущают потребность общения с людьми, с которыми можно поговорить и приятно провести время, стремятся к праздности и развлечениям, не любят себя утруждать работой или учебой, тяготеют к острым, возбуждающим впечатлениям, часто рискуют, действуют импульсивно, необдуманно, по первому побуждению.

Такие подростки беззаботны, оптимистичны и любят перемены. У них ослаблен контроль над чувствами и поступками, поэтому они бывают склонны к вспыльчивости и агрессивности.

В работе, как правило, ориентированы на скорость выполнения задания, от однообразной деятельности у них быстрее развивается состояние монотонны. Предпочитают работать с людьми.

В деятельности экстраверты быстрее, чем интроверты, извлекают информацию из памяти, лучше выполняют трудные задания в ситуации дефицита времени. Они чувствуют себя бодрее вечером и лучше работают во второй половине дня. Такие люди чувствительны к поощрению.

По фактору «привязанность – обособленность» в группе с низким уровнем жизнестойкости дела обстоят следующим образом: половина всех подростков имеет средний уровень выраженности данного качества. Остальные же, за исключением 5,3%, имеют высокий уровень.

Во второй группе испытуемых (испытуемые со средним уровнем жизнестойкости) картина выглядит таким же образом, как и в первой. Но зато в третьей группе основная масса мальчиков и девочек имеют высокий уровень выраженности. Это свидетельствует о том, что большая часть подростков испытывают потребность быть рядом с другими людьми. Как правило, это добрые, отзывчивые люди, они хорошо понимают других людей, чувствуют личную ответственность за их благополучие, терпимо относятся к недостаткам других людей.

Умеют сопереживать, поддерживают коллективные мероприятия и чувствуют ответственность за общее дело, добросовестно и ответственно выполняют взятые на себя поручения.

Взаимодействуя с другими, такие люди стараются избегать разногласий, не любят конкуренции, больше предпочитают сотрудничать с людьми, чем соперничать. В группе такие люди, как правило, пользуются уважением.

По фактору «самоконтроль – импульсивность» в первой группе 47,4% подростков показали средние результаты, 36,8% — высокие. И лишь у 15,8% испытуемых низкий уровень выраженности данного качества.

Во второй и третьей группах больше 2/3 участников имеют высокие показатели. Это свидетельствует об их добросовестности, ответственности, обязательности, точности и аккуратности в делах.

Такие люди любят порядок и комфорт, они настойчивы в деятельности и обычно достигают в ней высоких результатов. Они придерживаются моральных принципов, не нарушают общепринятых норм поведения в обществе и соблюдают их даже тогда, когда нормы и правила кажутся пустой формальностью.

Как и свойственно основной массе подростков, мы видим, что 63,2% опрошенных в первой группе имеют высокие показатели по фактору «эмоциональная неустойчивость – эмоциональная устойчивость». Высокие значения по этому фактору характеризуют лиц, неспособных контролировать свои эмоции и импульсивные влечения. В поведении это проявляется как отсутствие чувства ответственности, уклонение от реальности, капризность.

Такие люди чувствуют себя беспомощными, неспособными справиться с жизненными трудностями. Их поведение во многом обусловлено ситуацией. Они с тревогой ожидают неприятностей, в случае неудачи легко впадают в отчаяние и депрессию.

Такие люди хуже работает в стрессовых ситуациях, в которых испытывают психологическое напряжение. У них, как правило, занижена самооценка, они обидчивы и в неудачах.

Во второй и третьей группах основная масса испытуемых имеют средние показатели. Оставшиеся распределились следующим образом: 38,9% во второй группе набрали высокие баллы, что тоже говорит об эмоциональной неустойчивости, и 22,2% набрали низкие баллы, что свидетельствует об обратном. А в третей группе к эмоционально неустойчивым относится всего 14,3% учащихся. Остальные 28,6% опрошенных все же имеют низкую степень выраженности качества по данному фактору. Такие результаты, по интерпретации опросника, говорят о людях уверенных в своих силах, эмоционально зрелых, смело смотрящих в лицо фактам, спокойных, постоянных в своих планах и привязанностях, не поддающихся случайным колебаниям настроения.

На жизнь такие люди смотрят серьезно и реалистично, хорошо осознают требования действительности, не скрывают от себя собственных недостатков, не расстраиваются из-за пустяков, чувствуют себя хорошо приспособленными к жизни. Эмоционально устойчивые люди сохраняют хладнокровие и спокойствие даже в самых неблагоприятных ситуациях. Они чаще пребывают в хорошем расположении духа, чем в плохом.

И, наконец, по фактору ««экспрессивность – практичность» практически все учащиеся трех групп (73,7%; 77,8% и 85,7%) имеют высокие показатели. Эти подростки удовлетворяют свое любопытство, проявляя интерес к различным сторонам жизни. Они легко обучаются, но недостаточно серьезно относятся к систематической научной деятельности.

Эти мальчики и девочки часто не отличают вымысел от реальностей жизни. Они чаще доверяют своим чувствам и интуиции, чем здравому смыслу, мало обращают внимания на текущие повседневные дела и обязанности, избегают рутинной работы. Это эмоциональные, экспрессивные, с хорошо развитым эстетическим и художественным вкусом люди.

Как ни странно, ни один опрошенный не показал низкий результат по этому фактору. А значит, среди учащихся нет негибких и неартистичных. Нет таких, которые лишены чувства юмора в обычной жизни, проявляют постоянство своих привычек и интересов. А также нет таких людей, которые не любят резких перемен в своей жизни, предпочитают постоянство и надежность во всем, что его окружает. Ко всем жизненным событиям подходят с логической меркой, ищут рациональных объяснений и практической выгоды.

По результатам нашего полного исследования всей выборки (58 человек) мы пришли к выводам, что по среднеарифметическим показателям основная часть всех мальчиков и девочек имеют высокую степень выраженности всех пяти личностных качеств.

В первой группе испытуемых с низким уровнем жизнестойкости основная масса подростков имеют низкую степень выраженности по фактору «экстраверсия – интроверсия». Это означает, что большая часть опрошенных в первой группе интроверты.

По факторам «привязанность – обособленность» и «самоконтроль – импульсивность» половина мальчиков и девочек имеют средние показатели. Но 42,1% подростков по первому фактору и 36,8% по второму набрали высокие баллы. Это говорит о том, что, не смотря на основную массу испытуемых со средними показателями, значительная часть опрошенных все же обладают такими качествами, как привязанность и самоконтроль в высокой степени выраженности.

Так же мы пришли к выводу, что основная часть подростков с низким уровнем жизнестойкости эмоционально неустойчивы и экспрессивны.

Во второй группе испытуемых со средним уровнем жизнестойкости большая часть опрошенных являются экстравертами.

По фактору «привязанность – обособленность» показатели в этой группе разбились 50% на 50%. Что означает высокую степень выраженности привязанности половины группы (вторая половина имеют средние значения).

Кроме этого, мы пришли к выводу, что у подростков со средним уровнем жизнестойкости развито такое личностное качество, как самоконтроль и экспрессивность. Эмоциональная устойчивость наблюдается всего у 22,2% учащихся.

И, наконец, в третьей группе испытуемых с высоким уровнем жизнестойкости у основной массы мальчиков и девочек наблюдается яркая степень выраженности таких качеств, как экстраверсия, привязанность, самоконтроль и экспрессивность. Эмоциональная устойчивость наблюдается у 28,6%. А практически половина данной группы имеют средние показатели (таблицы с уровнями выраженности по всем пяти факторам трех групп представлены в приложении 1).

2.3 Выявление и анализ взаимосвязи уровня жизнестойкости и личностных качеств у подростков

Целью нашего исследования является изучение взаимосвязи личностных качеств с уровнем жизнестойкости у подростков.

Нашей задачей является выявить, с какими личностными качествами подростков взаимосвязан показатель жизнестойкости. В исследовании был применен ранговый критерий Крускала-Уоллиса. Это позволило определить, с какими личностными качествами имеет взаимосвязь жизнестойкость.

Был произведен подсчет по критерию, результат которого представлен в таблице.

Таблица 4

Эмпирические значения критерия Н – Критерий Крускала –Уоллиса,

полученные по пятифакторному опроснику

Н

значение

Уровень

значимости

«Экстраверсия – Интроверсия»

36,8

р = 1 %

«Привязанность – Обособленность»

28,7

р = 1 %

«Самоконтроль – Импульсивность»

31,9

р = 1 %

«Эмоциональная устойчивость – Эмоциональная неустойчивость»

35,7

р = 1 %

«Экспрессивность – Практичность»

28,0

р = 1 %

Полученные статистически значимые результаты позволяют сделать следующие выводы:

Между первой, второй и третьей выборками существуют неслучайные различия по уровню выраженности всех представленных выше личностных качеств.

По фактору «экстраверсия – интроверсия» среди трех выборок существуют достоверные различия на 1 % уровне значимости. То есть группе с низким и средним уровнями жизнестойкости свойственна интровертированность, а группе с высоким уровнем жизнестойкости – экстравертированность. Это означает, что чем выше уровень жизнестойкости у человека, тем больше у него выражено такое качество, как экстраверсия.

По фактору «привязанность – обособленность» также существуют достоверные различия на 1 % уровне. Различия наблюдаются между третьей группой и двух оставшихся. То есть в группе с высоким уровнем жизнестойкости ярко выражено такое качество, как привязанность. Первой и второй группе больше свойственна обособленность. Значит, чем выше уровень жизнестойкости, тем больше потребность быть рядом с другими людьми.

Также мы пришли к выводу, что по фактору «самоконтроль – импульсивность» имеются достоверные различия, но вероятность того, что мы ошибаемся, составляет 1 %. В группе с высоким уровнем жизнестойкости четко выражено качество самоконтроля. В двух других – импульсивность. Это говорит о том, что чем выше уровень жизнестойкости, тем больше у человека развита волевая регуляция поведения.

По фактору «эмоциональная устойчивость – эмоциональная неустойчивость» имеются существенные различия на 1 % уровне. Результаты показали, что в группе с низким уровнем жизнестойкости испытуемые имеют эмоциональную неустойчивость, в принципе, так же, как и испытуемые со средним уровнем жизнестойкости. Подростки с высоким уровнем жизнестойкости, как свидетельствуют данные, более эмоционально устойчивы. То есть, чем выше уровень жизнестойкости, тем выше способность контролировать свои эмоции и импульсивные влечения.

И, наконец, было выявлено, что по фактору «экспрессивность – практичность» наименее тесная взаимосвязь между ним и уровнем жизнестойкости. Данные показали, что во всех трех группах ярко выражено такое качество, как экспрессивность, независимо от уровня жизнестойкости, что скорее обусловлено возрастными особенностями подростков. Так как именно этот возрастной период характеризуется как период повышенной эмоциональности, что проявляется в легкой возбудимости, изменчивости настроения и т. д.

На основе результатов исследования были сделаны «портреты» испытуемых по каждой группе. Получились следующие результаты:

Подростки с низкой жизнестойкостью отличаются: низкой общительностью, часто высокой тревожностью, они живут сегодняшним или вчерашним днем, часто испытывают неудовлетворенность своей жизнью, неверие в свои силы контролировать события собственной жизни. Часто им присущ фатализм, убежденность в том, что жизнь человека неподвластна сознательному контролю, что свобода выбора иллюзорна, и бессмысленно что-либо загадывать на будущее. Они предпочитают не задумываться о своем будущем, цели выдвигают ситуативно и обычно несамостоятельно. Они более зависимы от ситуации и мнения окружающих людей, часто подвержены «самокопанию» и самобичеванию, не умеют ценить себя и принимать себя такими, каковы они есть. Эти люди интроверты, чаще всего обособлены, импульсивны, эмоционально неустойчивые и экспрессивны.

Подростки со средним уровнем жизнестойкости в быту и привычных ситуациях не подвержены стрессу. Попадая в незнакомые стрессовые ситуации, они достаточно активны и уверены в себе, однако, могут быстро утомляться. При высоком напряжении у них могут появляться усталость, депрессия, сбои в учебе, ухудшаться здоровье. Они верят в себя, они трудолюбивы, уверены, что могут добиться всего, чего захотят, умеют принимать самостоятельные решения. В целом, такие люди остаются активными и деятельными, хотя перед лицом стресса могут потерять самообладание, стать пассивными и опустить руки. Подростки со средней жизнестойкостью готовы рисковать и совершать ошибки, однако их авантюризм имеет серьезные ограничения: в стрессовой или рискованной ситуации они могут поддаваться панике, принимать решения случайно или оттягивать решение. Они интроверты, взаимодействуя с другими, стараются избегать разногласий, имеют довольно высокий уровень самоконтроля. Их эмоциональное состояние колеблется от плохого до хорошего, экспрессивны.

Подростки с высокой жизнестойкостью характеризуются: общительностью, открытостью внешнему миру, раскованностью в проявлениях чувств, самобытностью, уникальностью, как для себя, так и для окружающих, умением принять себя таким, каков есть, неподверженностью самобичеваниям и самообвинениям, ощущением, что жизнь наполнена смыслом и имеет цель. Эти люди — хозяины жизни, отвечающие и несущие ответственность за свои поступки и поступки других, и жизнь в целом, за все, что с ними происходит. Они ощущают себя уверенными и независимыми, ориентируются на собственные взгляды и ценности. Они умеют регулировать свое поведение, моделируя ситуации и заранее оценивая результаты, умея их прогнозировать. Подростки с высоким уровнем жизнестойкости экстраверты, испытывают потребность быть рядом с другими людьми, имеют высокую волевую регуляцию поведения, эмоционально устойчивые и экспрессивные.

И в итоге, мы получили следующие выводы:

  1. Была проведена методика жизнестойкости С. Мадди, где мы определили у всех испытуемых уровень жизнестойкости. В результате, это помогло нам определить 3 группы испытуемых: испытуемые с низким уровнем жизнестойкости; испытуемые со средним уровнем жизнестойкости и испытуемые с высоким уровнем жизнестойкости.

  2. Сделан сравнительный анализ трех групп испытуемых с личностными качествами, свойственных им, с помощью «Пятифакторного опросника личности». Опросник включал в себя следующие пять факторов: экстраверсия – интроверсия; привязанность – обособленность; самоконтроль – импульсивность; эмоциональная устойчивость – эмоциональная неустойчивость; экспрессивность – практичность.

  3. Существует взаимосвязь между уровнем жизнестойкости и таким личностным фактором, как «экстраверсия – интроверсия» на 1 % уровне значимости. Это означает, что чем выше уровень жизнестойкости у человека, тем больше у него выражена экстраверсия.

  4. Существует взаимосвязь между уровнем жизнестойкости и таким личностным фактором, как «привязанность – обособленность» на 1 % уровне значимости. Значит, чем выше уровень жизнестойкости, тем больше потребность быть рядом с другими людьми.

  5. Существует взаимосвязь между уровнем жизнестойкости и таким личностным фактором, как «самоконтроль – импульсивность» на 1 % уровне значимости. Это свидетельствует о том, что чем выше уровень жизнестойкости, тем больше у человека развита волевая регуляция поведения.

  6. Существует взаимосвязь между уровнем жизнестойкости и таким личностным фактором, как «эмоциональная устойчивость – эмоциональная неустойчивость» на 1 % уровне значимости. То есть, чем выше уровень жизнестойкости, тем выше способность контролировать свои эмоции и импульсивные влечения.

  7. Было выявлено, что по фактору «экспрессивность – практичность» наименее тесная взаимосвязь между ним и уровнем жизнестойкости. Данные показали, что во всех трех группах ярко выражено такое качество, как экспрессивность, независимо от уровня жизнестойкости, что скорее обусловлено возрастными особенностями подростков.

  8. На основе результатов исследования были построены «портреты» испытуемых по каждой группе. Полученные и обработанные в ходе исследования результаты подтвердили первоначально выдвинутую гипотезу о взаимосвязи между уровнем жизнестойкости и личностными качествами, где гипотеза подтверждается на 1%-ном уровне значимости.

Заключение

Результаты проведенного исследования, целью которого было

Мы выяснили, что понятие жизнестойкости было введено С. Кобейса и С. Мадди и возникло в связи с разработкой проблем творческого потенциала личности и регулирования стресса. Жизнестойкость, по мнению Д.А. Леонтьева, Е.И. Рассказовой, включает в себя три сравнительно автономных компонента: вовлеченность, контроль и принятие риска, выраженность которых важна для сохранения здоровья и оптимального уровня работоспособности и активности в стрессогенных условиях.

Так же было выяснено, что качества личности это совокупность всех социально и биологически обусловленных компонентов личности, предопределяющих ее устойчивое поведение в социальной и природной среде. Некоторые из качеств, характерные для развитой личности и менее распространенные у массовой личности, можно отнести в раздел самосовершенствование.

В подростковом возрасте происходит формирование системы личностных ценностей, которые определяют содержание деятельности подростка, сферу его общения, избирательность отношения к людям, оценки этих людей и самооценку.

В подростковом возрасте на первый план в развитии жизнестойкого поведения и отношения выходят навыки самоуправления, саморегуляции, которые постепенно начинают управляться смыслами, обнаруженными подростком при взаимодействии с миром.

Нами была проведена методика жизнестойкости С. Мадди, где мы определили у всех испытуемых уровень жизнестойкости. В результате, это помогло нам определить 3 группы испытуемых: испытуемые с низким уровнем жизнестойкости; испытуемые со средним уровнем жизнестойкости и испытуемые с высоким уровнем жизнестойкости.

Сделан сравнительный анализ трех групп испытуемых с личностными качествами, свойственных им, с помощью «Пятифакторного опросника личности». Опросник включал в себя следующие пять факторов: экстраверсия – интроверсия; привязанность – обособленность; самоконтроль – импульсивность; эмоциональная устойчивость – эмоциональная неустойчивость; экспрессивность – практичность.

Кроме этого, мы пришли к выводу, что существует взаимосвязь между уровнем жизнестойкости и таким личностным фактором, как «экстраверсия – интроверсия» на 1 % уровне значимости. Это означает, что чем выше уровень жизнестойкости у человека, тем больше у него выражена экстраверсия.

Существует взаимосвязь между уровнем жизнестойкости и таким личностным фактором, как «привязанность – обособленность» на 1 % уровне значимости. Значит, чем выше уровень жизнестойкости, тем больше потребность быть рядом с другими людьми.

Существует взаимосвязь между уровнем жизнестойкости и таким личностным фактором, как «самоконтроль – импульсивность» на 1 % уровне значимости. Это свидетельствует о том, что чем выше уровень жизнестойкости, тем больше у человека развита волевая регуляция поведения.

Существует взаимосвязь между уровнем жизнестойкости и таким личностным фактором, как «эмоциональная устойчивость – эмоциональная неустойчивость» на 1 % уровне значимости. То есть, чем выше уровень жизнестойкости, тем выше способность контролировать свои эмоции и импульсивные влечения.

Было выявлено, что по фактору «экспрессивность – практичность» наименее тесная взаимосвязь между ним и уровнем жизнестойкости. Данные показали, что во всех трех группах ярко выражено такое качество, как экспрессивность, независимо от уровня жизнестойкости, что скорее обусловлено возрастными особенностями подростков.

На основе результатов исследования были построены «портреты» испытуемых по каждой группе. Полученные и обработанные в ходе исследования результаты подтвердили первоначально выдвинутую гипотезу о взаимосвязи между уровнем жизнестойкости и личностными качествами, где гипотеза подтверждается на 1%-ном уровне значимости.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/lichnostnyie-kachestva/

1. Абульханова К. А., Березина, Т. Н. Время личности и время жизни. СПб.: Алетейя, 2001

2. Асмолов А. Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. — М.: Смысл, 2001. — 416 с

3. Гримак Л. Резервы человеческой психики: Введение в психологию активности. – М.: Политиздат, 1989. – 319 с

4. Гришиной Н.В. Психология социальных ситуаций/ Сост. и общая редакция СПб.: Питер, 2001. – 416.: ил. – (Серия “Хрестоматия по психологии”)

5. Горбатовой М.М., А.В.СерогоА.В., Яницкого М.С. Сибирская психология сегодня: Сб. научн. трудов. Вып. 2 / Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. С. 82-90.

6. Дружинин В. Н. Варианты жизни М: «ПЕР СЭ» – СПб.: «ИМАТОН-М», 2000

7. Ионин Л. Г. Социология культуры. — М., 1996

8. Коржова Е.Ю. Психология жизненных ориентаций человека.- СПб.: Изд-во СПбГУ 2006г. 382 с

9. Крюкова Т.Л. Психология совладающего поведения. – Кострома: Студия оперативной полиграфии «Аквантитул», 2004. – 344с

10. Куликов Л. В. Психогигиена личности: Основные понятия и проблемы.- СПб, Изд-во СПбГУ, 2000

11. Куликов Л. В. Здоровье и субъективное благополучие личности //Психология здоровья /Ред. Г. С. Никифоров. — СПб., Изд-во СПбГУ, 2000. С. 405–442

12. Куликов Л. В. Психология настроения. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1997

13. Леонтьев Д. А., Рассказова Е. И. Тест жизнестойкости. – М.: Смысл, 2006 – 63с.

14. Логинова

15. Логинова Н. А. Психобиографический метод исследования и коррекции личности: Учебное пособие. — Алматы: Казак университет i , 2001. — 172 с

16. Майерс Д. Социальная психология. СПб: Питер, 1997

17. Маклаков А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях// Психологический журнал. – 2001. – Т. 22. – № 1. – С. 16 – 24.

18. Муздыбаев К. Стратегия совладания с жизненными трудностями // Журнал социологии и социальной антропологии. 1998, том 1, вып. 2. С.

19. Наливайко Т.В. Исследование жизнестойкости и ее связей со свойствами личности: дис. канд. психол. наук: 19.00.05 / Наливайко Татьяна Викторовна. — Челябинск, 2006. — 175 с.

20. Никифоров Г. С. Психология здоровья. — СПб., 2002.

21. Никошкова Е. В. Англо-русский словарь по психологии. М., 1998.

22. Оллпорт Г. Личность в психологии. М.–СПб., 1998.

23. Психология конфликта / Серия «Хрестоматия по психологии» — СПб.: Питер, 2001. — 448 с.

24. Психогигиена личности: Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики: Учебное пособие. СПб., 2004. с. 87-115.

25. Психология совладающего поведения: материалы Международ. Науч. – п6акт. конф./отв. ред.: Е.А. Некрасова, 2007. – 426с.

26. Ребер А. Большой толковый психологический словарь. М., 2000.

27. Туманова Е.Н. Помощь подростку в кризисной ситуации жизни. – Саратов, 2002

28. Чешко Л. А.

29. Чудновский В.Э. Нравственная устойчивость личности /М.: Педагогика, 1981 — 208 с.

30. Шамионов Р.М., Голованова А.А. Социальная психология личности: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведения. – Саратов: Изд-во Сарат. Ун-та, 2006.

31. Шкуратова. И. П., Анненкова Е. А.. Личностные ресурсы как фактор совладания с кризисными ситуациями // Психология кризиса и кризисных состояний. Междисциплинарный ежегодник. 2007. Вып.4, С. 17-23.

32.

33.

34.

Приложение 1

Показатели выраженности пяти факторов в каждой группе

Показатели выраженности факторов

1

Лера З.

высокий

в, в, с, с, в

2

Степан К.

высокий

в, в, в, с, в

3

Илья К.

высокий

в, в, в, с, в

4

Лера К.

высокий

в, в, в, с, в

5

Любовь Т.

высокий

в, в, в, в, в

6

Лилия П.

высокий

в, в, в, с, в

7

Алина А.

высокий

с, в, в, в, в

8

Лера А.

высокий

в, в, в, н, в

9

Саша П.

высокий

с, в, в, н, в

10

Евгений В.

высокий

в, н, н, с, с

11

Маргарита К.

высокий

с, с, в, в, в

12

Илья К.

высокий

с, с, н, н, с

13

Алексей Н.

высокий

в, в, в, н, в

14

Саша Б.

высокий

в, н, н, с, в

15

Вика А.

высокий

н, в, в, с, в

16

Саша Е.

высокий

в, в, в, с, в

17

Дарья Д.

высокий

с, в, в, с, в

18

Лена Б.

высокий

в, в, в, с, в

19

Николай С.

высокий

в, в, в, н, в

20

Алина П.

высокий

в, в, с, н, с

21

Жаргал Т.

высокий

в, с, в, с, в

Примечание: в – высокий, с – средний, н – низкий. Показатели представлены в следующем порядке:

  1. экстраверсия – интроверсия;

  2. привязанность – обособленность;

  3. самоконтроль – импульсивность;

  4. эмоциональная устойчивость – эмоциональная неустойчивость;

  5. экспрессивность – практичность.