«ВОСПИТАНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Содержание скрыть

30

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность.

Укрепление здоровья включено в число основных функций, возлагаемых на физическое воспитание. Считается, что выполнение данной функции осуществляется путем систематического вовлечения учащихся в двигательную деятельность, заполнения свободного времени учащихся занятиями, физическими упражнениями, что относится к одному из средств отвлечения от вредных привычек и тем самым является профилактической мерой.

Волейбол — один из самых распространенных и доступных видов спорта, являющийся отличным средством приобщения молодежи к систематическим занятиям физической культурой и спортом, к активному отдыху.

Высокий уровень развития современного волейбола, как вида спорта, делает его одним из эффективных средств всестороннего развития личности. Известно, что современный волейбол предъявляет высокие требования к функциональному состоянию организма, к физическим качествам человека [12].

Разнообразие двигательных навыков и игровых действий, отличающихся не только по интенсивности усилий, по их координационной структуре, способствует развитию всех физических качеств: силы, выносливости, быстроты, ловкости в гармоничных сочетаниях. Способность волейболиста быстро ориентироваться в постоянно изменяющейся ситуации, выбирать из богатого арсенала разнообразных технических средств наиболее рациональные, быстро переходить от одних действий к другим приводит к развитию высокой подвижности нервных процессов. Помимо этого игра в волейбол способствует развитию опорно-двигательного аппарата, укрепляет дыхательную, сердечно-сосудистую, мышечную и другие системы организма.

Цель исследования, Объект исследования, Предмет исследования

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи :

  1. Рассмотреть понятие физических качеств и их формирование в школьном возрасте.

  2. Определить влияние волейбола на развитие физических качеств детей школьного возраста.

  3. Рассмотреть методику воспитания физических качеств и оценку уровня физической подготовленности волейболистов школьного возраста.

    9 стр., 4444 слов

    Физические качества человека и методы их воспитания

    Термин развитие характеризует естественный ход изменений физического качества, а термин воспитание предусматривает активное и направленное воздействие на рост показателей физического качества. В современной литературе используют термины «физические качества» и «физические (двигательные) способности». Однако они нетождественны. В ...

ГЛАВА 1. ВОСПИТАНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1. Характеристика физических качеств

Термины «физическое качество» и «двигательное качество» используются как равнозначные. Они определяют стороны двигательных возможностей человека. Освоение двигательного действия связано не только с формированием навыка, но и с развитием тех качественных особенностей, которые позволяют выполнять физическое упражнение с необходимой силой, быстротой, выносливостью, ловкостью [14].

Итак, под двигательными (физическими) качествами понимают качественные особенности двигательного действия: силу, быстроту, выносливость, ловкость, гибкость.

Под силой как физическим качеством необходимо понимать преодоление внешнего сопротивления или противодействия ему путем мышечных усилий.

Быстрота как физическое качество — это способность совершать двигательные действия в минимальный для данных условий отрезок времени.

Выносливость — это способность организма преодолевать утомление при сохранении необходимой интенсивности, точности, маневренности и быстроты. Большое значение в борьбе с утомлением имеют и волевые усилия занимающихся. В качестве средств развития выносливости используются: кроссы, бег с изменением темпа и преодолением препятствий, бег по отрезкам на скорость с повторением через 5-10 секунд, упражнения в технике и тактике с различными действиями по характеру и интенсивности, различными спортивными играми [18].

Ловкость — это способность быстро и точно реагировать на неожиданно возникающие ситуации, искусное владение движениями в сложных изменяющихся ситуациях. Без развитого в достаточной степени качества ловкости невозможно добиться высоких спортивных показателей. Для развития ловкости используются гимнастические и акробатические упражнения, упражнения в технике и тактике игры с неожиданно изменяющимися ситуациями, различные подвижные и спортивные игры.

Гибкость — это умение хорошо расслаблять мышцы, выполнять движения по большим амплитудам. Одновременно с этим правильное сочетание напряжения с расслаблением снижает энергетические затраты и предупреждает травмы мышечно-связочного аппарата. Развитию гибкости помогают специальные упражнения на растягивание. Эти упражнения выполняются с постепенным увеличением амплитуды движения [7].

Все физические качества взаимосвязаны. Поэтому можно говорить лишь о преимущественном развитии того или иного качества. Развитие одного физического качества в ущерб другим отрицательно сказывается на подготовке занимающихся.

Оба термина — «двигательные» и «физические» качества — правомерны в науке о физическом воспитании, так как акцентируют внимание на различных факторах, определяющих эти качественные особенности. С точки зрения связи с центрально-нервными регуляторными процессами управления движениями употребляют термин «двигательные качества». Если же следует выделить биомеханическую характеристику движений, используют термин «физические качества». Нельзя не упомянуть и то, что, рассматривая качественные особенности двигательного действия с позиций психологического и физиологического регулирования, употребляется третий термин — «психомоторные качества» [14].

10 стр., 4936 слов

Индивидуальные качества и стиль деятельности человека

... стиль деятельности любого человека зависит от его индивидуальных качеств. Индивидуальный стиль деятельности человека - это устойчивая индивидуально ... своей способности легко ускорять действия и ... движений, достигнув своей цели, не прекратила занятия — двигательная ... всех её проявлениях, необходимо раскрыть ... личности. С точки зрения самовоспитания личности, ... содержательность дальнейшей жизни этого молодого ...

Двигательные качества принято делить на относительно самостоятельные группы (скоростные, силовые качества и т. д.).

Однако у ряда качеств наблюдаются сходные психофизиологические механизмы, и поиск общих компонентов и механизмов проявления различных качеств приводит к их дифференциации.

Целесообразно различать также простые и сложные двигательные качества. К последним относятся, например, ловкость, меткость. Непременным компонентом некоторых из них являются психические качества (например, в меткости — качество глазомера).

Как простому, так и сложному двигательному качеству присуще свойство специфичности (ловкость баскетболиста не равнозначна ловкости гимнаста).

Развитие физического качества в процессе физического воспитания происходит с учетом возрастных особенностей занимающихся [7].

Во всем разнообразии задач физического воспитания ведущей является формирование системы двигательных умений и навыков в движении. Процесс овладения самим двигательным действием начинается с формирования умения, основанного на предварительно полученных знаниях и ранее приобретенном опыте выполнения движения. Двигательное умение есть способность выполнить двигательное действие (решить двигательную задачу) при условии концентрированного внимания ученика на каждом движении, входящем в изучаемое двигательное действие.

Многократное систематическое проявление двигательного умения при относительно постоянных условиях обучения приводит к тому, что умение превращается в двигательный навык. Двигательный навык — это способность выполнить двигательное действие, позволяющая акцентировать внимание на условиях и результате действия, а не на отдельных движениях, входящих в него. Эта способность достигается за счет наступившей автоматичности процесса выполнения движений. Автоматическое выполнение движения приобретается в результате обучения или в жизненной практике, но автоматизм не снимает ведущей роли созидания при выполнении двигательного действия. Сознательное и автоматическое в двигательных навыках предстает в диалектическом единстве [11].

1.2. Влияние волейбола на развитие физических качеств детей школьного возраста, Волейбол — одна из широко распространенных игр, пользующихся успехом у людей всех

Особенность игры в волейбол связана с необходимостью поддерживать мяч в воздухе и, передавая его друг другу, обеспечить наиболее удобное положение, при котором нападающий может выполнить эффективный прием и забить соперникам штрафное очко. Достоинством волейбола является не выполнение удара с особой силой, а применение обманного движения в самый неожиданный момент. Это дает возможность самодозирования нагрузки, что позволяет игре быть доступной для людей всех возрастов [16].

В то же время, продолжает автор, двигательные действия волейболиста достаточно многообразны, включают в себя различные короткие пробежки, скачки, прыжки, прием мяча у самого пола. Это требует таких специфических движений, как падение с перекатом на спину, падение в сторону и вперед, на бедро, с перекатом на грудь. Таким образом, овладение элементарными акробатическими упражнениями является важной частью физической и психологической подготовки волейболиста.

12 стр., 5747 слов

Подвижные игры физического воспитания детей дошкольного возраста

... использования подвижных игр с заранее обозначенными правилами в практике физического воспитания дошкольников отмечается многими специалистами (Э. Й. Адашкявичене; Г. Доман; А. Н. Ноткина; Л. Н. Волошина и др.). Ценность подвижных игр для ...

Ведущими двигательно-координационными качествами, характерными для этой игры, является ловкость, подвижность, точность движений, гибкость. В то же время хорошо подготовленные игроки обладают высоким уровнем специфической прыгучести. Игроку нужно выпрыгнуть как можно выше без заметной предварительной подготовки, сделать энергичный замах рукой, после которого логично ждать мощного удара по мячу, но игрок зачастую одним пальцем направляет его в другую сторону и мягко приземляется, погасив скорость [22].

Таким образом, считает автор, для волейбола характерны контрастные движения: очень высокие выпрыгивания в сочетании с перекатами и падениями на пол; сокрушающие удары по мячу и чуть заметные касания его одним пальцем, а также необходимость длительного «разыгрывания» мяча (передача друг другу) до тех пор, пока не наступит момент провести неожиданный эффективный прием.

Игра в волейбол требует укрепления и развития мелких мышечных групп. Неправильное положение кистей может привести к травмированию пальцев. Поэтому опытные игроки овладевают способами приема и передачи мяча основанием кисти, основанием соединенных вместе кистей и предплечьями.

По мнению специалистов, в волейболе сочетаются высокий динамизм и замедленный темп, остановки, паузы, резкие мощные выпрыгивания, требующие высокого мышечного напряжения. Постоянная смена характера деятельности, изменчивость ситуации и условий игры, неожиданность приемов делают игру высоко эмоциональной, обеспечивающей способность к многократному переживанию различных стрессов, что имеет важное значение для тренировки психических процессов [31].

Они отмечают, что эта игра, воздействуя разнохарактерными нагрузками на мышцы ног, заставляя включать в игровую деятельность акробатические элементы, способствует укреплению позвоночника, мышц туловища, а многообразные способы приема, подачи и пробивания мяча эффективно развивают верхний плечевой пояс. Все это делает волейбол универсальной игрой, комплексно воздействующей на все функции и системы организма.

Существуют различные разновидности этой игры: дворовый волейбол, пляжный волейбол и др. С использованием различных передач мяча проводятся многие подвижные игры, эстафеты. Все это ставит волейбол в число самых популярных и распространенных игр, используемых для решения разнообразных задач физического воспитания [15].

Волейбол включен в содержание школьной программы по физической культуре, что подчеркивает не только его большую оздоровительную направленность, но и важное прикладное значение. В процессе систематических занятий волейболом развивается способность к самоконтролю за психофизиологическим состоянием, так как только в состоянии уравновешенности можно адекватно оценить действия партнеров и соперников, быстро уловить их суть, отличить обманные движения от истинных [14].

Клещев Ю.Н., Фурманов А.Г. утверждают, что, комплексно воздействуя на весь организм, волейбол обеспечивает его разностороннее развитие, прирост практически всех двигательно-координационных качеств, отдавая предпочтение скоростно-силовым: прыгучести, гибкости, ловкости, точности [5].

12 стр., 5747 слов

Спортивные игры как средство воспитания у детей дошкольного возраста ...

... спортивных игр с дошкольниками (элементы техники, обучение способам действия, подводящие упражнения, организация игры) Дать общую характеристику условиям проведения спортивных игр в детском саду Практическая значимость: материалы данной курсовой работы могут быть рекомендованы для ... на участников и зрителей. Различают спортивные игры: командные (например, волейбол, гандбол, крикет, все виды хоккея); ...

Волейбол — один из наиболее увлекательных и массовых видов спорта, получивших всенародное признание. Его отличает богатое и разнообразное двигательное содержание. Эмоциональные напряжения, испытываемые во время игры, вызывают в организме занимающихся высокие сдвиги в деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Качественные изменения происходят и в двигательном аппарате. Прыжки при передачах мяча, нападающих ударах блокировании укрепляют костную систему, суставы становятся более подвижными, повышается сила и эластичность мышц.

Постоянные взаимодействия с мячом способствуют улучшению глубинного периферического зрения, точности и ориентировки в пространстве.

Также Клещев Ю.Н., Фурманов А.Г. отмечают, что игра в волейбол развивает мгновенную реакцию на зрительные и слуховые сигналы, повышенное мышечное чувство и способность к быстрым чередованиям напряжений и расслаблений мышц. Небольшой объем статических усилий и нагрузок в игре благотворно влияет на рост юных спортсменов [4].

В процессе игровой деятельности занимающиеся проявляют положительные эмоции: жизнерадостность, бодрость, инициативу, желание победить.

Волейбол, как составная часть программы по физической культуре в школе, является одним из средств решения основных задач физического воспитания: укрепления здоровья школьников, формирования и совершенствования двигательных умений и навыков, воспитания основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости) [6].

Занятия волейболом способствуют решению оздоровительных, образовательных и воспитательных задач физического воспитания.

При построении системы многолетней подготовки волейболистов важно четко определить ее составные части, установить связи и взаимоотношения между ними. Можно выделить три составные части системы подготовки волейболистов: подготовку волейболистов высших разрядов, подготовку спортивных резервов и подготовку в сфере массовой физкультурно-спортивной работы [10].

Еще к вышесказанному Ю.Н. Клещев и А.Г. Айриянц добавляют следующие достоинства волейбола — сравнительная простота оборудования мест для игры и правил ее ведения, большая зрелищность. Велико и эстетическое воздействие волейбола на человека. Оно не ограничивается тем, что в процессе занятий волейболом спортсмен достигает гармонического развития тела, красоты и выразительности движений. Глубокое наслаждение доставляют слаженность действий в выполнении тактичных комбинаций, сама спортивная борьба и радость победы [16].

Игра в волейбол стала не только чисто спортивной, но и происходит развитие волейбола как игры ради отдыха, игра в волейбол стала средством организации досуга, поддержания здоровья и восстановления работоспособности [4].

1.3. Особенности физического развития детей школьного возраста

Отличительная особенность среднего школьного возраста состоит в том, что именно в это время наступает период полового созревания организма.

10 стр., 4973 слов

Воспитание физических качеств дошкольников

... спортивные упражнения, а также используются при самостоятельной двигательной деятельности детей на прогулке [18, стр.84]. Остановимся более подробно на процессе развития каждого физического качества у детей дошкольного возраста. Быстрота рассматривается в теории физического воспитания как ...

В подростковом периоде значительно увеличиваются темпы роста скелета до 7-10 см, массы тела — до 4,5-9 кг в год. Мальчики отстают в темпах прироста массы и длины тела от девочек на 1—2 года. Еще не закончен процесс окостенения. Длина тела увеличивается в основном за счет роста туловища. Мышечные волокна, развиваясь, не успевают за ростом трубчатых костей в длину. Изменяются состояние натяжения мышц и пропорции тела. Мышечная масса после 13—14 лет у мальчиков увеличивается быстрее, чем у девочек. К 14-15 годам структура мышечных волокон приближается к морфологической зрелости [8].

Сердце интенсивно растет, растущие органы и ткани предъявляют к нему усиленные требования, повышается его иннервация. Рост кровеносных сосудов отстает от темпов роста сердца, поэтому повышается кровяное давление, нарушается ритм сердечной деятельности, быстро наступает утомление. Ток крови затруднен, нередко возникает одышка, появляется ощущение сдавленности в области сердца.

Морфологическая структура грудной клетки ограничивает движение ребер, потому дыхание частое и поверхностное, хотя легкие растут и дыхание совершенствуется. Увеличивается жизненная емкость легких, окончательно формируется тип дыхания: у мальчиков — брюшной, у девочек — грудной.

Половые различия мальчиков и девочек влияют на размеры тела и функциональные возможности организма. У девочек по сравнению с мальчиками формируется относительно длинное туловище, короткие ноги, массивный тазовый пояс. Все это снижает их возможности в беге, прыжках, метаниях по сравнению с мальчиками. Мышцы плечевого пояса развиты слабее, чем у мальчиков, и это влияет на результаты в метании, подтягивании, упорах, лазании, но им лучше даются ритмичные и пластичные движения, упражнения в равновесии и на точность движений. [31].

Функциональное состояние нервной системы находится под усиленным влиянием желез внутренней секреции. Для подростков характерна повышенная раздражительность, быстрая утомляемость, расстройство сна. Очень чутки подростки к несправедливым решениям, действиям. Внешние реакции по силе и характеру неадекватны вызывающим их раздражителям.

Мальчики часто переоценивают свои двигательные возможности, пытаются разобраться во всем сами, сделать все своими силами. Девочки менее уверенны в своих силах.

Подростки очень чувствительны к оценкам взрослых, остро реагируют на какие-либо ущемления их достоинства, не терпят поучений, особенно длительных.

При организации физического воспитания в этом возрасте нежелательны чрезмерные нагрузки на опорно-двигательный, суставно-связочный и мышечный аппарат. Они могут спровоцировать задержку роста трубчатых костей в длину и ускорить процесс окостенения. Упражнения на гибкость требуют предварительного проведения подготовительных упражнений, разогревающих мышцы и связки, и упражнений на расслабление задействованных мышечных групп. Нельзя выполнять движения слишком резко. Продолжать уделять внимание правильной осанке. Упражнения, оказывающие значительные нагрузки на сердце, чередовать с дыхательными упражнениями. Плохо переносятся продолжительные интенсивные нагрузки, поэтому, например, интенсивный бег рекомендуется чередовать с ходьбой [21].

11 стр., 5265 слов

Развитие театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста

... и изучить влияние театрализованной деятельности на развитие детей старшего дошкольного возраста . развития театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста театрализованная деятельность В соответствии с целью, объектом и предметом исследования мы сформировали следующие задачи : изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования; развития театрализованных игр у ...

Необходимо широко использовать специальные дыхательные упражнения с целью углубления дыхания. Учить дышать глубоко, ритмично, без резкой смены темпа.

Нельзя объединять в одну группу мальчиков и девочек. Одинаковые для мальчиков и девочек упражнения выполняются с разной дозировкой и в разных упрощенных для девочек условиях. Нагрузка дозируется с учетом индивидуальных данных каждого учащегося. Для девочек рекомендуется использовать различные виды аэробики и упражнения, выполняемые под музыку.

Задачи физического воспитания в среднем школьном возрасте:

  • содействовать укреплению здоровья и нормальному физическому развитию;

  • способствовать развитию двигательных качеств: быстроты, скоростно-силовых, мышечной силы, выносливости и подвижности в суставах;

  • закреплять навык правильной осанки при передвижениях и в статических позах;

  • формировать рациональные и сложные жизненно-прикладные, а также спортивные виды движений в игровой и соревновательной обстановке;

  • обучать основам техники выполнения отдельных упражнений гимнастики, легкой атлетики, плавания, лыжного и конькобежного спорта, спортивных игр (баскетбол, волейбол, гандбол, футбол);

  • ознакомить с основами самоконтроля и дозирования нагрузки по ЧСС во время занятий физическими упражнениями [25].

Средства физического воспитания в среднем школьном возрасте — основные циклические упражнения, упражнения в метаниях, прыжках, лазании, преодоление вертикальных и горизонтальных препятствий, основы техники спортивных игр, а также новые технологии двигательной активности: аэробика, фитнесс и др.

Роль учителя на уроках физической культуры в среднем школьном возрасте становится иной, он уже организатор и помощник. При проведении занятий учитель акцентирует внимание на приобретении навыков самостоятельных занятий физическими упражнениями и их влиянии на различные системы организма.

Старший школьный возраст относится к началу юношеского (у девушек — с 16, а у юношей — с 17 лет) и совпадает с окончанием периода полового созревания. Рост и развитие организма продолжаются, но уже в более замедленном темпе по сравнению с предыдущими периодами. Строение и пропорции тела юношей и девушек практически не отличаются от взрослых. В этот период заканчивается процесс окостенения большей части скелета. Утолщается и укрепляется костяк скелета. Пропорции тела приближаются к показателям взрослых [31].

У девушек и юношей большая разница в развитии мускулатуры, у юношей она нарастает равномерно, у девушек центр тяжести несколько опущен за счет непропорционального развития мускулатуры, в меньшей степени развита масса мышц рук и плечевого пояса, в большей — мышц таза. У девушек масса мышц на 13 % меньше, они уступают в силе юношам.

17 стр., 8423 слов

По Педагогике «Роль пальчиковых игр и упражнения для развития ...

... деятельность коллективная. Занятия на развитие моторики рук проходят страстно и занимательно, потому что не существует более притягательного материала для творчества. Цель нашей работы: определение своеобразия «пальчиковых» игр в развитии мелкой моторики и речи ...

Масса сердца у девушек на 10-15 % меньше, чем у юношей. Частота сердечных сокращений выше, чем у юношей, дыхание чаще, а жизненная емкость легких на 1 л меньше.

Завершается развитие ЦНС. Процессы возбуждения и торможения уравновешиваются. Увеличивается способность мозга к аналитической и синтезирующей деятельности. Учащиеся способны выполнять упражнения на основе только словесных указаний учителя.

У юношей быстро увеличивается мышечная масса; эластичность мышц и их нервная регуляция находятся на оптимальном уровне; опорно-двигательный аппарат способен выдержать значительные нагрузки.

Продолжают увеличиваться масса сердца, скорость сокращений сердечной мышцы, минутный объем крови, улучшается нервная и гормональная регуляция сердечно-сосудистой системы [21].

Юноши и девушки очень чувствительны к восприятию своей внешности, сравнивают свои физические данные с данными однолеток.

Юноши переоценивают свои силы, часто берут высокий темп при беге. Девушки недооценивают свои силы, не уверены в себе, особенно в упражнениях, требующих смелости и решительности, более эмоциональны и чувствительны.

При организации физического воспитания в старшем школьном возрасте методика проведения урока приближается к методике занятий со взрослыми. Динамика нагрузок достигает уровня, характерного для спортивной тренировки.

При занятиях с девочками щадить мышцы и органы малого таза, избегать упражнений, вызывающих повышенное внутрибрюшное давление. Это касается упражнений с задержкой дыхания, натуживанием, подниманием тяжестей, прыжков в глубину.

Содержание уроков, дозирование нагрузок и оценка физической подготовленности дифференцируются в зависимости от пола.

В этом возрасте необходимо развивать способность к самостоятельному анализу занятий физическими упражнениями, опираясь на знания учащихся, полученные на уроках физики, химии, биологии.

Используются высокие нагрузки и упражнения, требующие статических усилий. Характерны упражнения с отягощениями, которые выполняются с ускорением. Хорошо развиваются скоростно-силовые способности [29].

Создаются условия для развития общей и скоростной выносливости, что способствует повышению работоспособности, развитию волевых качеств. Необходимо формировать интерес и мотивацию к физическому совершенствованию и занятиям разными видами спорта. Также важно обучать школьников методам самоконтроля на занятиях. При длительных упражнениях интенсивность нагрузки не должна превышать 80—85 % максимальной. Рекомендуется применять различные виды аэробики, бодибилдинга, упражнений, выполняемых под музыку.

В старших классах используется весь арсенал средств физического воспитания, который значительно расширяется по сравнению со средним школьным возрастом. Широко используются технические приемы спортивных игр; для девушек — различные виды аэробики, художественная гимнастика; для юношей — элементы борьбы, строевые приемы военной подготовки и преодоление препятствий, упражнения на тренажерах, атлетизм.

Задачи физического воспитания в старшем школьном возрасте:

  • укреплять здоровье, содействовать всестороннему физическому развитию, достижению и поддержанию высокой работоспособности в процессе обучения;

    7 стр., 3053 слов

    Влияние игры на развитие дошкольника

    ... роль игры в развитии личности дошкольника. Курсовая работа состоит из вступления, 2-ух глав, заключения, перечня литературы. Фрагмент работы для ознакомления Представления прикладывают отпечаток на целый ... особенности отлично в критериях умышленно организованного сенсорного обучения. При обучении рисованию, в процессе дидактических игр дошкольников планомерно знакомят с системами сенсорных эталонов, ...

  • обеспечивать всестороннее развитие всех двигательных качеств;

  • углублять знания основ спортивной тренировки и самоконтроля;

  • формировать устойчивую привычку к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, умение составлять индивидуальную программу занятий физическими упражнениями и систематически использовать ее в процессе самосовершенствования [21].

Физическое воспитание в 9—10-х классах проводится по двум разным программам: для юношей и для девушек. Урок физкультуры проводят два преподавателя.

В старшем школьном возрасте используются групповой и индивидуальный методы организации занимающихся, а при развитии двигательных качеств — посменный и самостоятельный. Уроки носят характер спортивной тренировки. Учитель физкультуры выполняет функции тренера-методиста.

ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

2.1. Методика воспитания физических качеств волейболистов школьного возраста

Основополагающую роль в построении процесса обучения навыкам игры в волейбол играют структура соревновательной деятельности и факторы, определяющие её эффективность в волейболе. Следует выделить такие основные положения.

Основу волейбола составляет игровая деятельность, которая носит характер соревновательного противоборства, регламентируемого специальным кодексом правил. Речь идет о соревновательной игровой деятельности волейболистов [14].

Для игровой деятельности характерны постоянно изменяющиеся условия борьбы на площадке в связи с тем, что действия игроков и команды находятся под непрерывным контролем соперника, старающегося разрушить защиту, атаку и т.п., навязать свой план игры и этим нанести поражение. Этим объясняется характерная для волейбола черта – сложность и быстрота решения двигательных задач в непрерывно изменяющихся условиях. Волейболист должен учитывать расположение игроков на площадке (своих и команды противника) и положение мяча, предугадывать действие партнеров и разгадывать замысел противника, быстро реагировать на изменения в сложившейся обстановке и принимать решение о наиболее целесообразном действии, своевременно (как правило, очень быстро) и эффективно его выполнять. При скоростной игре степень и срочность решения задач, которая зависит от быстроты действия игроков, значительно повышается.

Коллективный характер действий игроков команд определяет требования к их игровой организации. Владение техникой, индивидуальной тактикой и наличие достаточной физической подготовленности являются условиями, лишь необходимыми для успешной игры команды, но далеко не достаточными. Помимо этого, необходимы отлаженные взаимодействия и отношения между отдельными игроками внутри звеньев, между звеньями и в команде в целом [11].

Особенность структуры соревновательной игровой деятельности состоит в большом количестве (арсенале) соревновательных действий – тактических приемов и тактических действий, а также в необходимости выполнять их многократно в процессе соревнования (в одной встрече, в серии встреч) для достижения спортивного результата (выигрыша встречи, соревнования).

В видах спорта с единичными соревновательными упражнениями (например, прыжки, метания) оптимальное сочетание двух факторов – двигательного потенциала и рациональной структуры движения в принципе даже при однократной попытке приводит к фиксации спортивного результата (высота прыжка, дальность метания).

В волейболе, кроме этого, важнейшее значение имеют тактические действия как форма реализации технико-физического потенциала спортсменов в специфической – игровой – соревновательной деятельности. К этому надо добавить, что соревнование, как правило, состоит из нескольких игр и длится несколько дней.

Специфика волейбола отчасти заключена в самом названии игры: «волей» в переводе с английского означает «на лету», «бол» — «мяч». Суть в том, что все технические приемы выполняются в условиях кратковременного прикосновения руками к мячу. Этим обусловлено наличие в движениях волейболистов ударных действий [7].

С учетом структуры соревновательной игровой деятельности можно определить круг факторов, влияющих эффективность соревновательной игровой деятельности. Наиболее существенными факторами являются:

— оснащенность спортсменов техническими приемами и тактическими действиями (арсенал техники и тактики);

— «применяемость» технико-тактического арсенала (умение применять в игре и соревнованиях изученные технические приемы и тактические действия);

  • эффективность (выигрыш, ошибка) игровых действий;
  • мастерство выполнения игровой функции;

— активность («агрессивность», творчество) в игре – с учетом избранного тактического плана и соблюдения игровой дисциплины;

  • уровень развития специальных качеств и способностей;
  • морфологические признаки (в первую очередь длина тела);
  • морально-волевые качества.

Таким образом, специфика игры обусловливает следующие основные направления методики обучения волейбола:

1. Развитие у учащихся способности согласовывать свои действия с учетом направления и скорости полета мяча (дифференцировка пространственно-временных отношений).

2. Развитие специальных физических качеств, главным образом силы и быстроты сокращения мышц, от которых зависит овладение умением точно определять момент собственно воздействия руками на мяч.

3. Развитие быстроты сложных реакций, зрительной ориентировки, наблюдательности и других качеств, которые лежат в основе тактических способностей.

4. Овладение широким арсеналом (набором) технико-тактических действий, необходимых для успешного ведения игры [1].

Таким образом, как видим, отмеченные особенности игры предъявляют исключительно высокие требования к разносторонней подготовке занимающихся: уровню их физических и интеллектуальных качеств, навыков игры. Понятно поэтому, что высокая степень мастерства в волейболе может быть достигнута только при длительном планомерном и квалифицированном обучении начиная с детского возраста.

Начинать заниматься волейболом предпочтительно с 10-12 лет. В этом возрасте уровень развития высшей нервной деятельности позволяет успешно формировать у детей « волейбольные» двигательные навыки и обучение их спортивной технике проходит успешнее, чем новичков более старшего возраста и взрослых. Объясняется это большой пластичностью нервной системы детей. Развитие интеллекта, волевых качеств, способностей к более устойчивому вниманию также дает возможность проводить занятия достаточно эффективно. Уровень физического развития и двигательных качеств позволяет (при соблюдении определенных методических правил) успешно овладеть рациональной техникой волейбола. У детей 10-12 лет имеются благоприятные физиологические условия для деятельности организма благодаря гармоничности и пропорциональности в развитии внутренних органов по сравнению с последующим периодом – периодом полового созревания [26].

Следует добавить, что вообще игры у детей составляют одну из основных форм появления их жизненной активности. Благоприятен для детского возраста и сам характер двигательной деятельности в спортивных играх, в первую очередь наличие частых остановок, пауз.

Говоря о спортивной подготовке волейболистов в условиях школы, необходимо отметить, что это многолетний процесс. Он строится с учетом возрастных особенностей детей школьного возраста и их возможностей на каждом возрастном этапе. Продолжительность многолетней подготовки резервов находится в пределах границ: верхняя – период включения в составы команд высших разрядов и нижняя – предельный возраст, позволяющий успешно решать задачи специализированной спортивной подготовки (правильное овладение спортивной техникой прежде всего).

При определении оптимальной нижней возрастной границы для начала занятий волейболом важно учитывать два важнейших фактора: занятия не должны наносить ущерб здоровью занимающихся и должны быть ощутимы эффективными с точки зрения решения специальных задач спортивной подготовки.

На занятиях в спортивных кружках, отмечает С.М. Зверев, решаются следующие основные задачи:

укрепление здоровья, закаливание организма, содействие правильному физическому развитию школьников;

обучение жизненно важным двигательным навыкам и умениям;

подготовка разносторонне физически развитых, волевых, смелых и дисциплинированных юных спортсменов;

воспитание привычки к систематическим самостоятельным занятиям физической культурой и спортом и привитие необходимых гигиенических навыков и умений [15].

В волейбольном кружке могут заниматься дети в возрасте от десяти до шестнадцати лет.

Программа кружка предусматривает распределение учебно-тренировочного материала на четыре года обучения.

В соответствии с годами обучения, отличает А.В. Долинская, занимающиеся в кружке, в зависимости от возраста, делятся на четыре учебные группы: группы начальной подготовки первого года обучения (10 — 11 лет) и второго года обучения (12 — 13 лет); учебно-тренировочные группы первого года обучения (14 — 15 лет) и второго года обучения (16 — 17 лет).

Программа предусматривает проведение теоретических и практических занятий, сдачу занимающимися контрольных нормативов, участие в соревнованиях.

По словам А.В. Долинской, задачи кружка заключаются в содействии физическому развитию детей и подростков, в сохранении и укреплении здоровья [28].

Непосредственными условиями выполнения этих задач является многолетняя, целенаправленная подготовка учащихся: привитие интереса к систематическим занятиям физической культурой и спортом, сохранение и укрепление здоровья, подготовка физкультурных организаторов (инструкторов и судей) по волейболу для школьных коллективов физкультуры, помощников в детских лагерях отдыха.

Основной принцип работы кружка по волейболу — выполнение программных требований по физической, технической, тактической подготовке, выраженных в количественных (часах) и качественных (нормативные требования) показателях.

А.В. Долинская утверждает, что основой подготовки занимающихся в кружке волейболом является универсальность в овладении технико-тактическими приемами игры, процесс формирования здорового образа жизни [28].

В связи с этим для групп начальной подготовки первого и второго годов обучения ставятся следующие задачи: укрепление здоровья и содействие правильному разностороннему физическому развитию; укрепление опорно-двигательного аппарата; развитие быстроты, гибкости, ловкости (соответственно группам здоровья); обучение основам техники перемещений и стоек, подачи мяча, приема и передачи мяча, нападающего удара; начальное обучение простейшим тактическим действиям в нападении и защите; привитие интереса к соревнованиям; выполнение нормативных требований по видам подготовки.

Основной задачей работы в учебно-тренировочных группах является дальнейшая технико-тактическая подготовка юных волейболистов, а также знакомство с игровой специализацией по функциям игроков.

Спортивные занятия по волейболу эффективно содействуют решению задач физического воспитания школьников. Прежде всего надо привить учащимся интерес к волейболу .Беседы о знаменитых игроках страны и мира, о крупнейших соревнованиях, встречи с сильнейшими волейболистами являются достаточно эффективными средствами. Полезны показательные встречи взрослых команд [15].

Организация работы по волейбольной секции на первый взгляд может показаться сложной и доступной только для тренеров или учителя-волейболиста. Это не так. Достаточно внимательно изучить настоящее пособие и убедиться, что такую работу могут проводить и учителя – неспециалисты по волейболу.

По своей направленности в работе волейбольной секции можно выделить три возрастных этапа

Первый этап по праву можно назвать этапом мини-волейбола. Только в школьной секции имеются такие благоприятные возможности для развития мини-волейбола. Занятия и соревнования проводятся для 9 – 10-летних ребят. По программе последних можно проводить работу с ребятами 11 – 12 лет, особенно там, где нет полного состава учебных групп (в соответствии с программой).

У ребят на этом этапе создается стойкий интерес к волейболу, им прививаются основы навыков технических приемов игры.

Второй этап охватывает возраст 11 – 14 лет, когда школьники овладевают основами техники и тактики игры в волейбол, впервые начинают участвовать в официальных соревнованиях по волейболу (с 13 лет).

На третьем этапе – в 15 – 17 (18) лет задачи иные: это особый этап становления игроков, их спортивной зрелости. Здесь ребята прочно овладевают основами техники и тактики, приобщаются к спортивному волейболу (участие в ответственных соревнованиях), каждому волейболисту определяется игровая функция, которую он может выполнять в команде. Особенно остро стоит вопрос о подготовке талантливых связующих (разыгрывающих).

Волейболисты с таким амплуа – дефицит не только в командах высших разрядов, но и в сборных командах страны [11].

Расписание занятий должно быть стабильным. Всякое нарушение графика, установленного порядка немедленно сказывается на отношении юных волейболистов к работе. Надо стремиться к тому, чтобы во всех группах занятия проводились 3 раза в неделю: по 60 – 90 мин в группах 9 – 12 лет, по 90 мин в группах 13 – 14 и 15 – 17 лет.

Известно, что учитель физической культуры очень загружен. Без помощи общественного актива ему мало что удается сделать. Поэтому старшим школьникам – опытным волейболистам ( для них надо регулярно проводить семинары) можно поручать проводить занятия не только в младших группах, но и со своими сверстниками.

Успешная работа секции зависит от умелого планирования материала. Распределять его нужно так, чтобы основная работа по обучению технике и тактике игры приходилось на первое полугодие, а на второе – совершенствование. Нельзя забывать об общей и специальной физической подготовке, о подводящих упражнениях и специально подобранных играх (особенно на начальном этапе обучения).

Многие учителя уделяют внимание физической подготовке ребят только в сентябре – октябре, а затем (особенно в период соревнований) о ней забывают. Физическая подготовка должна органически входить в учебно-тренировочный процесс в течение всего года.

Распределение учебного времени по разделам работы раскрывается в учебном плане, более детально это отражается в графиках, поурочных планах и конспектах тренировочных занятий [10].

Одним из основных приемов организации обучения и совершенствования юных волейболистов является комбинированная форма поведения занятий. Она заключается в том, что несколько подгрупп выполняют различные задания. Например, группа в 12 человек разбивается на 4 полгруппы, по 3 человека в каждой. Первая подгруппа совершенствуется в навыках второй передачи у сетки, располагаясь в зонах 4, 3 и 2. Из зоны 4 учащийся посылает мяч в зону 6, туда перемещается учащийся из зоны 3 и второй передачей точно посылает мяч обратно в зону 4. После этого он остается на месте, а мяч из зоны 4 вдоль сетки направляется в зону 2. Из зоны 2 следует передача в зону 3, из зоны 6 учащийся выходит в зону 3 к сетке и выполняет вторую передачу в зону 2. После этого упражнения повторяются, начинаясь из зоны 2. Усложняется упражнение передачей у сетки назад, за голову. Вторая подгруппа совершенствуется в навыках приема мяча снизу. Двое выполняют удары и прием, третий (с набивными мячами в руках) – ускорения, остановки, перемещения переставными шагами с изменением направления. После перемещений игрок идет на прием мяча, после приема – на удар, с удара – на перемещение. Третья подгруппа совершенствуется в навыках нападающего удара: один школьник выполняет удары по мячу, подвешенному на амортизаторах, второй – броски набивного мяча из-за головы двумя руками на месте и в прыжке, третий – упражнения для развития прыгучести (прыжки со скамейки с отягощением и т.д.).

Затем происходит смена: от бросков набивного мяча юный волейболист последовательно переходит к ударам по мячу, к упражнениям на прыгучесть, к упражнениям с набивным мячом. Четвертая подгруппа выполняет акробатические упражнения (например, различные кувырки и перекаты) [15].

Разделение на подгруппы производится или по силам занимающихся, или с учетом игровых функций в команде (нападающие в одной подгруппе, связующие в другой и т.д.).

Продолжительность выполнения отдельных заданий зависит от периода тренировки и конкретных задач урока. Нападающие, например, больше внимания уделяют нападающему удару, связующие (защитники) – приему мяча и совершенствованию во второй передаче. При таком построении занятий время используется предельно производительно. Кроме того, проводить их – причем весьма эффективно – можно в маленьком в спортивном зале или на открытом воздухе, когда в школе всего одна площадка.

2.2. Оценка уровня физической подготовленности

учащихся школьного возраста

Для оценки общей физической подготовки используется общепринятая методика. Уровень развития специальных физических качеств можно оценить по показателям быстроты передвижения, динамической силы и прыгучести. Использование большого количества теста в рамках учебных занятий трудно осуществимо и вряд ли оправдано. Быстрота передвижения оценивается по времени пробегания «елочкой» к 6 набивным мячам, расположенным на волейбольной площадке. Место старта служит набивной мяч, расположенный за серединой лицевой линии. Учитывается лучший результат из 2 попыток [17].

Динамическую силу лучше оценивать по средствам броска набивного мяча 2 руками из-за головы в прыжке с места. Учитывается лучший результат, показанный учащимся, из 3 попыток.

Для оценки прыгучести следует использовать «Экран прыгучести» конструкции В.М. Абалакова.

Достоинство этого приспособления заключается в том, что, с одной стороны, оно позволяет оценивать прыгучесть в условиях, специфических для волейбола, а с другой – вызывает живой интерес у учащихся к систематической тренировке. Оценка определяется по разности доставания отметок на ленте – поднятой рукой стоя на месте и в прыжке после разбега в 1 – 2 шага. Учитывается лучший результат из 3 попыток.

Для занимающихся в секции волейбола, кроме контрольных упражнений, представленных выше, можно дополнительно использовать бег на 30 м, прыжок в длину с места, тройной прыжок с места, метание теннисного мяча из-за головы на дальность (правой рукой, левая нога впереди; левой рукой, правая нога впереди).

Для усиления процесса обучения служат количественные показатели, получаемые в результате контрольных испытаний и наблюдений в игре [18].

ВЫВОДЫ

Курсовая работа посвящена теме воспитания физических качеств волейболистов школьного возраста. Анализ педагогической литературы позволяет сделать следующие выводы.

1. Под физическими качествами понимают качественные особенности двигательного действия: силу, быстроту, выносливость, ловкость, гибкость.

Все физические качества взаимосвязаны. Поэтому можно говорить лишь о преимущественном развитии того или иного качества. Развитие одного физического качества в ущерб другим отрицательно сказывается на подготовке занимающихся.

Развитие физического качества в процессе физического воспитания происходит с учетом возрастных особенностей занимающихся.

2. Волейбол — одна из широко распространенных игр, пользующихся успехом у людей всех возрастов. Эта игра является универсальной.

Комплексно воздействуя на весь организм, волейбол обеспечивает его разностороннее развитие, прирост практически всех двигательно-координационных качеств, отдавая предпочтение скоростно-силовым: прыгучести, гибкости, ловкости, точности.

Волейбол, как составная часть программы по физической культуре в школе, является одним из средств решения основных задач физического воспитания: укрепления здоровья школьников, формирования и совершенствования двигательных умений и навыков, воспитания основных физических качеств.

3. Специфика игры обусловливает следующие основные направления методики обучения волейбола:

— развитие у учащихся способности согласовывать свои действия с учетом направления и скорости полета мяча (дифференцировка пространственно-временных отношений);

— развитие специальных физических качеств, главным образом силы и быстроты сокращения мышц, от которых зависит овладение умением точно определять момент собственно воздействия руками на мяч;

— развитие быстроты сложных реакций, зрительной ориентировки, наблюдательности и других качеств, которые лежат в основе тактических способностей;

— овладение широким арсеналом (набором) технико-тактических действий, необходимых для успешного ведения игры.

Для оценки общей физической подготовки используется общепринятая методика. Уровень развития специальных физических качеств можно оценить по показателям быстроты передвижения, динамической силы и прыгучести.

Таким образом, цели и задачи, поставленные в нашей работе, достигнуты., СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Ахмеров Э.К. Волейбол для начинающих. — Минск: Полымя, 2012 — 78 с.

  2. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в ФВ. — М., ФиС, 2010. – 125 с.

  3. Вайнбаум Я.С. Физические упражнения и здоровье школьников //Физическая культура в школе, М., 2013 – С.62-64.

  4. Вехов А. Здоровье и школа / Образование и здоровье: Дайджест психолого-педагогической литературы — Екатеринбург: ГОУ «Центр»Учебная книга», 2011 – 68 с.

  5. Волейбол. Учебник для физ. ин-тов. Изд. 2-е, доп. Под ред. А.Г. Айриянца. — М., «Физкультура и спорт», 2011. — 230 с.

  6. Волейбол: Сб. статей / Сост.: Ю.Н. Клещев — М.: Физкультура и спорт, 2013. — 93 с.

  7. Волейбол: Учебник для ин-тов физ. культ. / Под ред. Ю.Н. Клещева, А.Г. Айриянца. — 3-е изд., испр., доп. — М.: ФиС, 2012. — 270 с.

  8. Гальперин С.И. Анатомия и физиология человека (возрастные особенности с основами школьной гигиены).

    Изд. 2-е, перераб. и доп. Учеб. пособие для пед. ин-тов. — М., «Высш. Школа», 2014. – 156 с.

  9. Горячев В. Здоровье — категория педагогическая / Образование и здоровье: Дайджест психолого-педагогической литературы — Екатеринбург: ГОУ «Центр «Учебная книга», 2011. – 68 с.

  10. Железняк Ю.Д. Юный волейболист: Учеб. пособие для тренеров. — М.: Физкультура и спорт, 2010. — 192 с.

  11. Железняк Ю.Д., Ивойлов А.В. Волейбол: Учебник для институтов физической культуры. — М.: Физкультура и спорт, 2011 — 239 с.

  12. Железняк Ю.Д., Слупский Л.Н. Волейбол в школе: Пособие для учителя. — М.: Просвещение, 2010. — 128 с.

  13. Иванов А.А. Программа физического воспитания учащихся 1-11 классов общеобразовательной школы. — Екатеринбург, 2013. — 52 с.

  14. Ивенских В.М. Волейбол: Методические рекомендации. — г. Новая Ляля, 2013. — 40 с.

  15. Ивойлов А.В. Волейбол: очерки по биомеханике и методике тренировки. — М.: Физкультура и спорт, 2011. — 152 с.

  16. Клещев Ю.Н., Фурманов А.Г. Юный волейболист. — М.: ФиС, 2011. — 231 с.

  17. Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников: Пособие для учителя. М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1998. — 272 с.

  18. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. — М.: ФиС, 2010. – 268 с.

  19. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учеб. для ин-тов физ. культуры. — М.: Физкультура и спорт, 2011. — 543 с.

  20. Московский комитет образования. Центр организационно-методического обеспечения физического воспитания. — Урок физической культуры в современной школе. — Издательство Советский спорт, М. 2012. – 240 с.

  21. Настольная книга учителя физической культуры / Под ред. проф. И.Б. Кормана, Авт. — сост. Г.И. Погадаев, Предисл. В.В. Кузина, Н.Д. Никандрова. — М.: Физкультура и спорт, 2011. — 496 с.

  22. Озолин Н.Г. Молодому коллеге. — М.: Физкультура и спорт, 2012. — 288 с.

  23. Оранский И.Е. Будьте здоровы! — Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 2011. — 288 с.

  24. Пименов М.П. Волейбол: специальные упражнения. — Киев, 2011. — 188 с.

  25. Смирнов В.М., Дубровский В.И. Физиология физического воспитания и спорта: Учеб. для студ. сред. и высш. учебных заведений. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2012. — 608 с.

  26. Спортивные игры: Техника, тактика, методика обучения: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова. — М.: Издательский центр «Академия», 2012. — 520 с.

  27. Татарникова Л. Гуманная школа — путь формирования здорового образа жизни ребенка / Образование и здоровье: Дайджест психолого-педагогической литературы — Екатеринбург: ГОУ «Центр»Учебная книга», 2011. – С.14-16.

  28. Теория и методика физического воспитания: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов и пед. уч-щ. / Под ред. Б.М. Шияна. — М.: Просвещение, 2010. — 224 с.

  29. Физиология человека / Под ред. В.П.Филина. – М., Физкультура и спорт, 2010. – 256 с.

  30. Физическая культура. 1-11 кл.: Программы для общеобразовательных учреждений / Авт. — сост. А.П. Матвеев, Т.В. Петрова. — 2-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2014. — 96 с.

  31. Фомин Н.А. Основы юношеского спорта. — М., ФиС, 2010. – 132 с.

  32. Халиков В., Халикова Г. Здоровье подрастающего поколения — фактор национальной безопасности / Образование и здоровье: Дайджест психолого-педагогической литературы — Екатеринбург: ГОУ «Центр»Учебная книга», 2011. — 68 с.

  33. Ямбург Е. Школа для всех / Образование и здоровье: Дайджест психолого-педагогической литературы — Екатеринбург: ГОУ «Центр»Учебная книга», 2012. — 68 с.