Развитие театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста

Курсовая работа

театрализованной деятельности в развитии

деятельности авторов

развития детей в театрализованной деятельности

театрализованная деятельность не входит в систему

деятельности

театрализованной деятельности

Дошкольная, Театрализованная деятельность

В работах современных педагогов Л. В. Артемовой «Театрализованные игры дошкольников » , Т. Н. Дороновой «Играем в театр » , М. Д. Маханевой «Театрализованные занятия в детском саду» рассмотрены особенности организации театрализованной деятельности детей в дошкольном возрасте , определены содержание и задачи работы в разных возрастных группах , выделены основные принципы организации театрализованной деятельности , предложена методика работы , выявлены особенности проведения театрализованных занятий , разработаны сценарии , пособия, конспекты занятий.

Цель исследования : выделить педагогические условия, способствующие развитию театрализованной деятельности и изучить влияние театрализованной деятельности на развитие детей старшего дошкольного возраста .

развития театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста

театрализованная деятельность

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования мы сформировали следующие задачи :

  • изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;

развития театрализованных игр у дошкольников

развития театрализованной деятельности у детей старшего возраста

Методами исследования были :

  • анализ психолого-педагогической литературы по проблеме;

— *педагогический эксперимент с использованием игр, упражнений, анализом полученных результатов, выводы.

Глава I. Теоретические основы создания педагогических условий для развития театрализованной деятельности

1.1. Сущностная характеристика театрализованной деятельности старших дошкольников

театральной деятельности

театрализованная игра

театрализованные

театрализованная деятельность дошкольников

Театрализованные игры назвали так

театрализованными

Театрально-игровая деятельность

театрализованных игр

21 стр., 10021 слов

Особенности познавательно-речевого развития детей дошкольного ...

... из важнейших разделов дошкольной педагогики является познавательно - речевое развитие и он направлен на умственное развитие ребенка. Успешность школьного обучения зависит от организованной познавательно речевой деятельности детей. В настоящее время познавательно - речевое развитие детей дошкольного возраста ложится на плечи ...

театрализованная

театрализованные

театральной деятельности в дошкольных

К первой группе – режиссерским играм в детском саду можно отнести настольный, теневой театр , театр на фланелеграфе . Здесь ребенок или взрослый не является действующим лицом, он создает сцену, ведет роль игрушечного персонажа – объемного или плоскостного. Он действует за него, изображает его мимикой, интонацией, жестами. Пантомимика ребенка ограничена. Ведь он действует неподвижной или малоподвижной фигурой, игрушкой. На первый план здесь выступает речь, ее темы, интонация выразительность, дикция [1; 5].

работах Е

В жизни ребенка режиссерская игра возникает раньше, чем сюжетно-ролевая. Но у той и другой общие корни : сюжетно-отобразительная игра, в процессе которой ребенок раннего возраста усваивает способы действия с предметами, овладевает последовательностью игровых действий при изображении какого-либо знакомого ему по личному опыту события (кормление куклы, укладывание спать, купание, осмотр доктором и т. п.) . С помощью взрослых ребенок обогащается простейшими игровыми сюжетами, начинает отражать не только действия с предметами, но и такие, которые связаны с выполнением роли. Таким образом создаются предпосылки для перехода к сюжетно-ролевой игре со сверстниками. Но ребенок еще не полностью «созрел» для такой деятельности , поскольку у него недостаточно развиты навыки общения . Поэтому и возникают режиссерские игры, в которых ребенок от действия с отдельной игрушкой переходит к игре по своему замыслу, включая в его канву несколько персонажей, связанных определенными отношениями. Таким образом, в режиссерской игре ребенок начинает использовать приобретенный ранее социальный опыт, привлекает партнеров.

(игрушки, их заместители)

детей в среднем и старшем дошкольном возрасте

дошкольного возраста развитие

деятельность

старшем дошкольном возрасте

Вторая группа – игры-драматизации, которые основаны на собственных действиях исполнения роли. При этом могут быть использованы на собственных действиях исполнения роли. При этом могут быть использованы куклы – би-ба-бо, шапочки. Ребенок в этом случае играет сам, преимущественно используя свои средства выразительности – интонацию, пантомимику. Участвуя в этих играх, ребенок как бы входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью. Это, пожалуй, самое сложное исполнение, так как оно не опирается ни на какой общественный образ.

Игра-драматизация способствует воспитанию и развитию интересной самостоятельной, творческой личности и обеспечивает проявление индивидуальных склонностей каждого ребенка, меняет поведение детей : застенчивые становятся более активными, раскрепощенными, а подвижные, несдержанные дети учатся подчинять свои желания, волю интересам коллектива, то есть происходит воспитание взаимопомощи, уважение к товарищу, взаимовыручки.

Развитая игра-драматизация – это уже своеобразная предэстетическая деятельность . Ее главными признаками являются, во-первых, то, что в отличие от ролевых игр и ранних драматизаций, она обобщенно не отражает действий воображаемого персонажа, но воспроизводит типичное для него. С другой стороны, это и не непосредственное подражание,не непосредственное имитирование : наоборот, мы имеем здесь дело с произвольным творческим построением, руководимым тем или иным исходным творческим построением, руководимым тем или иным исходным представлением ребенка. Вторым главным признаком истинной игры-драматизации является то, что ребенок изображает тот персонаж, роль которого он сам на себя берет, но и то, ка он это делает, открывает, на сколько совершенна передача объективного содержания, выраженного в данной роли. Игра-драматизация является, таким образом, одной из возможных форм перехода к продуктивной, а именно, к эстетической деятельности с характерным для нее мотивом воздействия других людей.

7 стр., 3473 слов

Игра как ведущий вид деятельности ребёнка дошкольного возраста

... что в дошкольном возрасте игра является тем видом деятельности, в котором формируется личность, обогащается ее внутреннее содержание. Основное значение игры, связанной с деятельностью воображения, состоит в том, что у ребенка развиваются ...

(и явно, и открыто)

театрализованной игре

старше становятся дети

переработка

Советский психолог А. Н. Леонтьев рассматривал различные по своему содержанию и происхождению формы игры. Наиболее развитой он считал игру-драматизацию, видя в ней не подражание, а произвольное творческое построение, руководимое определенным исходным представлением ребенка. Игра-драматизация является, таким образом, формой перехода к эстетической деятельности [23] .

Развитие проблемы театрализованных игр дошкольников рассматривала Л

театрального творчества

театрализованная игра способствует развитию

1.2. Психолого — педагогические условия развития театрализованной деятельности у старших дошкольников

театрально-игровой деятельности в детском саду

Благодаря специальным педагогическим исследованиям, проведенным Н. Карпинской, Л. Фурминой и другими, было установлено :

театрализованные игры даже дети старшего дошкольного возраста не играют

театрализованной деятельности

3) В этом же возрасте становится возможным включать фрагменты театрализованной деятельности с использованием разных видов театра в систему занятий по обучению детей рассказыванию , а также использовать занятия по развитию речи для обогащения театрализованных игр .

разработана методика работы с детьми по театральной деятельности на занятиях

на первом – дети коллективно воспроизводят текст сказки;

  • на втором – предлагается одному ребенку читать за всех персонажей сказки;
  • (выразить радость, страх и т. п.)

на четвертом – осуществляется чтение сказки по ролям и т. п. [12; 8].

театрализованной деятельности

работников

работы показывает

  • самостоятельно придумать сюжет к двум воображаемым игрушкам и обыграть его;
  • чтение знакомой сказки и предложение детям придумать новую сказку, но с теми же персонажами;
  • предложить детям нетрадиционный набор кукол для сочинения сценок и пьес для разноконтекстных ролей – Дед Мороз и Лягушка, Снегурочка и Петушок;
  • предоставить возможность для выполнения контрастных ролей – старого медведя и маленького медвежонка, злой собаки и беззащитного щенка и многое другое.

работа с детьми по театрализованной деятельности

Ученые единодушны во мнении, что театр является одним из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребенка сфер искусства. Он доставляет детям радость, развивает воображение и фантазию, способствует творческому развитию ребенка и формированию базиса его личностной культуры. По эстетической значимости и влиянию на общее развитие ребенка театрализованной деятельности по праву принадлежит почетное место рядом с музыкой, рисованием и лепкой.

10 стр., 4563 слов

Система коррекционной помощи детям с отклоняющимся развитием

... ­ вместного с нормально развивающимися детьми) воспитания. Интеграция дошкольников с отклонениями в развитии возможна при соблюдении следующих условий: осуществление ранней (с первых недель жизни) коррекции отклонений в развитии и формирование компенсаторных механиз­мов; обеспечение обязательной коррекционной помощи каждому ...

развития дошкольника

дошкольном возрасте

развития дошкольника

деятельности [8

Итак, наличие в жизни ребенка трудных ситуаций, вызывающих определенное эмоциональное напряжение, является одним из важнейших условий становления творческой личности. Большую роль здесь играет создание на занятиях положительного фона настроения, который повышает эффективность решения ребенком тех или иных проблем и трудных ситуаций. В этом плане особое значение приобретает личность взрослого, взаимодействующего с ребенком. У педагогов и родителей должна присутствовать ориентация на жизнь. Иными словами, взрослые должны иметь такие личностные качества, как жизнелюбие, оптимизм, жизнерадостность, способность быть счастливыми и чувство юмора, которые напрямую связаны с проблемами психического здоровья.

Творчество – одна из содержательных форм психической активности детей , которую можно рассматривать как универсальное средство развития индивидуальности , обеспечивающее устойчивую адаптацию к новым условиям жизни; как необходимый резерв сил для преодоления стрессовых ситуаций и активного творческого отношения к действительности. Именно творческая деятельность , по мнению Л. С. Выготского, делает человека существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее [8].

Американский психолог Дж. Смит выпустил книгу по творческому воспитанию детей . Книга эта интересна тем, что она особенно ярко выражает типичный подход к обучению, существующий у большинства зарубежных авторов.

развитию детей

1. Физические условия, то есть наличие материалов для творчества и возможности в любую минуту действовать с ними.

2. Социально-эмоциональные условия, то есть создание взрослыми у ребенка чувства внешней безопасности, когда он знает, что его творческие проявления не получат отрицательной оценки взрослых.

3. Психологические условия, сущность которых заключается в том, что у ребенка формируется чувство внутренней безопасности, раскованности и свободы за счет поддержки взрослыми его творческих начинаний.

4. Интеллектуальные условия, которые создаются путем решения творческих задач.

По мнению Дж. Смита, роль взрослого заключается в том, что он должен создать для ребенка все группы условий.

По нашему мнению, данный подход является прогрессивным, так как он подразумевает не просто зависимое от взрослых развитие некоторых природных творческих возможностей каждого ребенка, а подчеркивает влияние среды на развитие творчества у детей .

развитию ребенка

Развитие творческой активности и игровых умений, по мнению наших ученых, происходит под непосредственным руководством педагога. Он побуждает детей к неформальному общению в игре, творческому воспроизведению текста, к использованию средств театральной выразительности : мимики, жеста, позы, движения, интонации. Для этого педагог использует этюды, тренинги, упражнения, которые развивают навыки театрально-игровой деятельности .

34 стр., 16834 слов

Театрализованная игра как средство развития творческих способностей ...

... театрализованной игры». 3. Определить условия организации театрализованных игр и особенности их проведения в ДОУ. 4. Провести диагностическое исследование творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Гипотеза: если в работе с детьми старшего дошкольного возраста в творческих способностей использовать театрализованную деятельность, то ...

«увиденные»

развитии интонации

Педагог использует диалоги для вовлечения детей в ролевое взаимодействие. Для этого взрослый берет стихи с ясно выраженной формой диалога. Вопросно-ответные интонации легко усваиваются играющими, вопросы и ответы дети могут исполнять по очереди, меняясь. В играх педагог может использовать сюжеты, близкие сюжетно-ролевой игре, особенно с дошкольниками младших и средних групп : «В парикмахерской» , «У доктора» и др.

Для работы над продолжительным действием берут обычно народные сказки. Очень оправдывает себя такая работа над сказкой , которая от начала обращения к произведению и до показа готового спектакля занимает несколько недель. В этот период сказка легко запоминается детьми, не требуется специального разучивания текста, так как он непроизвольно запоминается сам. В обозначенный период педагоги обеих смен читают сказку, фрагментально обыгрывают ее, делят на эпизоды, занимаясь поиском выразительных интонаций и движений вместе с детьми. Персонажи сказки обыгрываются всеми детьми по очереди. Таким образом, текст осваивается на этапе знакомства с сюжетом, постепенно, не второпях. Дети, по нескольку раз сыгравшие роли, запоминают их,поэтому проблема замены отсутствующего ребенка в день премьеры решается сама собой : любой может сыграть за товарища. Детей будет интересовать игра по сказке довольно долгое время,если постоянно менять подходы к ней : то это чтение сказки, то обыгрывание эпизодов, то проведение этюдов и упражнений на тему из сказки , то работа над оформлением . В средних и старших группах надо привлекать детей к оформлению спектакля. Л. С. Выготский считает, что спектакль от занавеса и до развязки должен быть сделан руками детей , тогда это представление будет по-настоящему дорого детям[8; 61].

театром не только узнают театральные профессии

работу творческих групп

театр знакомит детей с серией постановок

театральной деятельности

развитию театрализованной деятельности у дошкольников

1.3. Влияние театрализованной игры на развитие общих способностей ребенка

дошкольный

театрального

На определенной ступени психического развития в результате воспитания у дошкольника , как отмечает А. В. Запорожец, открывается та сторона эстетического восприятия, которая дает толчок развитию его познавательной действительности. Происходит это благодаря тому, что художественное произведение (изобразительное, музыкальное, литературное) не только знакомит ребенка с новыми явлениями и расширяет круг его представлений, но также предмете, понять его художественный образ. В воображаемых обстоятельствах сказки, которая чаще всего лежит в основе детского его обычаи и характер деятельности , стремления и идеалы, жизнь животных и природного мира [15].

3 стр., 1093 слов

Развитие творчества у детей средней группы в конструировании ...

... ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА СРЕДСТВАМИ КОНСТРУИРОВАНИЯ ИЗ ПРИРОДНОГО МАТЕРИАЛА 1.1. Значение конструирования из природного материала в развитии детей дошкольного возраста Природный материал природы в развитии Чтобы совершенствовать мысль и слово ребенка, необходимо обогащать ...

Эстетическое восприятие детей , в том числе восприятие театра , не сводится к пассивной констатации известных сторон действительности. Ребенку-дошкольнику доступна внутренняя активность содействия, сопереживания, способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец и др.) . Старшие дошкольники обладают также способностью понимать внутренний мир персонажей и их противоречивый характер. Это позволяет использовать театрализованную игру в нравственном воспитании детей , когда разнополярные эталоны становятся для ребенка значимыми не только при соотнесении себя с положительным персонажем, но и с отрицательным, непривлекательным (Л. Г. Лысюк, С. Г. Якобсон) . Благодаря этому зарождаются социальные чувства, эмоциональное отношение к событиям и поступкам, имеющим значение не только для ребенка лично, но и для окружающих

(Л. И. Божович)

Театрализованная игра – деятельность

театрализованная

Основные способы развития эмпирического обобщения у детей – наблюдение и экспериментирование, утверждает Н. Н. Поддъяков [33; 15]. Взрослый помогает анализировать и обобщать этот опыт, устанавливать объективные зависимости, определять его важность, затем фиксировать результаты в виде условных знаков. Другим способом развития обобщения у ребенка является «проживание» им различных ситуаций, когда взрослый предлагает ребенку выражать впечатление от музыки языком движений. Театрализованная игра представляется именно такой формой «проживания» , хотя и в процессе игры имеется возможность понаблюдать за выделенными автором в сценарии объективными закономерностями действительности и экспериментировать вместе с автором над реальностью, описанной в сценарии.

развития детей

В младшем возрасте заместитель сохраняется сходство с моделируемым объектом по внешним признакам, в 5-6 лет заместители становятся все более условными, символическими. В заданиях на замещение формируется умение применять «опредмеченный» образ, т. е. ребенок находится на этапе построения общей идеи создания продукта воображения, который в 6-7 лет строится способом «включения» в ситуацию, например при сочинении сказок (О. С. Ушакова и др.) . При использовании наглядной модели возможно формирование второго компонента процесса воображения – плана реализации идеи.

развития деятельности

развития речи в онтогенезе

театрализованных

Таким образом, при общении с искусством человек участвует в этом процессе как личность, реализуя не какой-то элемент знания о действительности, а систему отношений к действительности, включая и эмоциональные переживания.

театрализованной

Не вызывает в настоящее время сомнений ценность использования игры в воспитательной и психотерапевтической работе . По мнению представителей вальдорфской школы, чем больше образов пройдет через душу ребенка, чем разнообразнее будут сценические ситуации, тем шире будет мир чувств и поступков, тем совершеннее, гармоничнее станет его душа. Театральный процесс рассматривается как эстетизированная практическая психология, как процесс решающий «проблемы психологической реабилитации личности на театре… .» [20; 309].

8 стр., 3953 слов

«Типы стран мира по уровню их экономического развития» ...

... Классификация стран по экономическому потенциалу и уровню экономического развития Об экономичес ... территории развивающихся стран, как правило, сосуществуют ареалы с различными социально экономическими укладами — ... низкие, чем в группе экономически развитых стран, подушевые показатели ВНД. Некоторые страны, относящиеся к категории развивающихся, по ряду показателей (ВВП на душу населения, развитию ...

Театрализованные, Театрализованные

театрализованная

Выводы по первой главе

В результате анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования мы можем сделать следующие выводы :

Театрально-игровая деятельность

театральные

3. Игра-драматизация способствует воспитанию и развитию интересной самостоятельной, творческой личности и обеспечивает проявление индивидуальных склонностей каждого ребенка, меняет поведение детей : застенчивые становятся более активными, раскрепощенными, а подвижные, несдержанные дети учатся подчинять свои желания, волю интересам коллектива, то есть происходит воспитание взаимопомощи, уважение к товарищу, взаимовыручки.

театрализованные игры даже дети старшего дошкольного возраста не играют

театрализованной деятельности

театрализованной деятельности

развитие ребенка театрализованной деятельности

театральной деятельности

театрализованных

Театрализованная

Глава II Организация театрализованной деятельности в дошкольном образовательном учреждении

2.1. Констатирующий эксперимент

старшего дошкольного возраста

театрализованной деятельности на развитие детей старшего дошкольного возраста

Структуру исследования можно представить в виде следующего плана :

возрастной группе

детей старшей группы № 7

  • для проведения сравнительного анализа, сначала провели констатирующий эксперимент с отобранными детьми для определения первоначального уровня подготовки детей по выбранным для исследования параметрам;
  • следующая основная и объемная часть работы , формирующий эксперимент – это разработка методов , приемов и создание педагогических условий по театрализованной деятельности для всестороннего развития старших дошкольников ;
  • особое значение имеет следующий этап работы – применение методов и приемов, проведение занятий кружка и создание педагогических условий;
  • для оценки результатов проделанной работы проводим контрольный эксперимент в экспериментальной группе;
  • и в заключение эксперимента подводим итоги в виде сравнительного анализа результатов полученных в контрольном эксперименте и вывода об эффективности проведения подобранных методов, приемов и созданных условий.

старших дошкольников

«Дорисовывание фигур»

развития воображения

(примерно 1х2 см)

Ход исследования:

Ребенку говорят : «Сейчас ты будешь дорисовывать волшебные фигурки. Волшебные они потому, что каждую фигурку можно дорисовать так, что получиться какая-нибудь картинка — любая, какую ты захочешь». Затем дают листок с фигуркой. После того как ребенок дорисовал фигурку, его

«Как называется картинка? Что это?»

Оценка результатов

Для оценки уровня выполнения задания каждым ребенком подсчитывают коэффициент оригинальности (КО) — количество неповторяющихся изображений. Одинаковыми считаются изображения, в которых фигура для дорисовывания превращается в один и тот же элемент. Например, превращение и квадрата, и треугольника в экран телевизора считается повторением, и оба эти изображения не засчитываются ребенку. Затем сравнивают изображения, созданные каждым из детей обследуемой группы на основании одной и той же фигурки для дорисовывания. Если двое детей превращают квадрат в экран телевизора, то этот рисунок не засчитывается ни одному из этих детей . Таким образом, КО равен количеству рисунков, не повторяющихся по характеру использования заданной фигурки у самого ребенка и ни у кого из детей группы .

27 стр., 13217 слов

Взаимосвязь уровня притязаний и самооценки подростков

... результатами своей деятельности Самооценка зависит от многих факторов. Это и уровень развития способностей и притязаний, и средний уровень оценок в коллективе и другие. Источниками самооценки могут быть близкие ... 3) Социометрия. 4) Методы качественной и количественной обработки данных. Структура работы: Курсовая работа состоит из введения, теоретической и практической глав с выводами. Основные ...

По горизонтали расположены фигурки для дорисовывания, по вертикали – имена детей . Под каждой фигуркой записывается, какие изображения выполнил ребенок. Названия повторяющихся изображений по горизонтали (повторы у одного ребенка) и по вертикали (повторы по одной и той же фигурке у разных детей ) выделяют (например, зачеркивают) . Количество не зачеркнутых ответов — КО каждого ребенка. Затем выводят средний КО по группе (индивидуальные величины КО суммируются и делятся на количество детей в группе ).

Н и з к и й у р о в е н ь выполнения задания – КО меньше среднего по группе на 2 и более балла.

С р е д н и й у р о в е н ь – КО равен среднему по группе или на один балл выше или ниже среднего.

В ы с о к и й у р о в е н ь – КО выше среднего по группе на 2 и более балла.

обработкой

Можно выделить следующие уровни :

«такой узор»

При с р е д н е м у р о в н е дети дорисовывают большинство фигурок однако, все рисунки схематичные, без деталей. Всегда есть рисунки повторяющиеся – самим ребенком или другими детьми группы.

(не повторяющиеся самим ребенком или другими детьми группы)

В результате проведенной диагностики с десятью детьми старшей группы на начало года были получены следующие результаты (см. Приложение 1,таблица 1) :

Таблица 1

обработки

на начало учебного года

Ф. И.

ребенка КО Фигуры для дорисовывания

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

1. Роман А. 5 домик домик корабль дерево кошечка девочка моряк стакан кресло динозавр

2. Никита Л. 5 дом домик корабль буква К утка девочка человек горы мышка двойка

3. Вика Х. 4 бильярд дом кораблик дерево уточка человек бабочка жук штанга шляпа

4. Екатерина Г. 3 домик домик корабль дерево котенок с

бабочкой девочка мальчик волна цифра 5 цифра 5

5. Люда М. 5 дом дом корабль елочка змейка принцес-

са шарик облако просто

так домик

6. Валера Ш. 5 домик домик домик дерево овечка Буратино

бабочка сердечко тело кофта

7. Максим Д. 3 домик человек тележка елка лошадь человек человек заяц домик валенок

8. Алина С. 5 телеви-

зор мальчик корабль дерево лошадка девочка девочка бинокль стул лестница

9. Эмиль С. 3 дом дом столб елка снеговик дом шапка зайка яблоко яблоко

10. Лиза Б. 7 дом ведро лодочка кустик зайчик девочка человек зубы культу-

9 стр., 4416 слов

Особенности совладающего поведения у неуспевающих студентов с ...

... внутреннее переживание. "Самооценка психических состояний" Айзенка Предлагается описание различных психических состояний. Если это состояние часто наблюдается, то ставится 2 балла, если это состояние бывает, но ... баллов - не имеете высокой самооценки, устойчивы к неудачам, не боитесь трудностей; 8...14 баллов - средний уровень, фрустрация имеет место; 15...20 баллов - у вас низкая самооценка, ...

рист котик

обработка

средний КО – 4,5;

  • низкий уровень – нет;
  • средний уровень – 90 %;
  • высокий уровень – 10 %.

Качественная характеристика уровней :

  • низкий уровень – нет;
  • средний уровень – 90 %;
  • высокий уровень – 10 %.

развития воображения

«Способность к построению речевого высказывания»

Цель : диагностика развития способности ребенка к построению речевого высказывания.

Материал : 6 карточек, размером с половину стандартного листа (А5, на каждой из которых нарисованы 7 картинок, простой карандаш.

Ход исследования:

Ребенку предлагается из предложенных картинок на листе составить предложение. Рядом с выбранной картинкой нужно поставить галочку. Надо отметить столько картинок, сколько слов в предложении.

Оценка результатов

Задание 1 является тренировочным. Оно не оценивается. Оценка выполнения ребенком методики строится на анализе результатов пяти заданий. Задание выполнено правильно, если каждому слову соответствует отдельная картинка.

Задание выполнено неправильно, если несколько слов обозначены одной картинкой, одно слово обозначено несколькими картинками.

3 балла – ребенок допустил ошибку только в одном задании.

2 балла – ребенок допустил ошибки в 2-3 заданиях.

1 балл – ребенок допустил ошибки в 4-5 заданиях.

Соответственно :

3 балла – высокий уровень

2 балла – средний уровень

1 балл – низкий уровень

В результате проведенной диагностики с десятью детьми старшей группы на начало учебного года были получены следующие результаты (таблица 2) :

Таблица 2

обработки

на начало учебного года

Ф. И.

ребенка оценка Задание Уровень

развития

1 2 3 4 5

Вика Х. 2 — — — средний

Роман А. 2 — — средний

Алина С. 2 — — — средний

Люда М. 2 — — средний

Лиза Б. 3 — высокий

Валера Ш. 3 — высокий

Екатерина Г. 1 — — — — низкий

Эмиль С. 2 — — — средний

Ф. И. ребенка Оценка Задание Уровень

развития

1 2 3 4 5

Максим Д. 2 средний

Никита Л. 2 — — средний

«Выучи слова»

развития памяти

Материал : карточка со словами для педагога.

Ход исследования:

Ребенок получает задание за несколько попыток выучить наизусть и безошибочно воспроизвести ряд, состоящий из 12 слов : дерево, кукла, вилка, цветок, телефон, стакан, птица, пальто, лампочка, картина, человек, книга.

Запоминание ряда производится так. После каждого очередного его прослушивания ребенок пытается воспроизвести весь ряд. Экспериментатор отмечает количество слов, которое ребенок во время данной попытки вспомнил и назвал правильно, и вновь зачитывает тот же самый ряд. И так шесть раз подряд, пока не будут получены результаты воспроизведения ряда за шесть попыток.

Результаты заучивания ряда слов представляются на графике, где по горизонтали указаны последовательные попытки воспроизведения ребенком ряда, а по вертикали – количество слов, правильно им воспроизведенных в каждой попытке.

Оценка результатов

10 баллов – ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел все 12 слов за 6 или меньше попыток.

8-9 баллов – ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 10-11 слов.

6-7 баллов – ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 8-9 слов.

4-5 баллов — ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 6-7 слов.

2-3 балла — ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 4-5 слов.

0-1балл — ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток не более 3 слов.

Выводы об уровне развития

10 баллов – очень высокий.

8-9 баллов – высокий.

4-7 баллов – средний.

2-3 балла – низкий.

0-1 балл – очень низкий.

В результате проведенной диагностики с десятью детьми старшей группы на начало учебного года были получены следующие результаты (таблица 3) :

Таблица 3

обработки

№п\п Ф. И. ребенка Номер попытки Кол-во баллов Уровень развития

1 2 3 4 5 6

1. Роман А. 3 4 6 7 9 9 7 средний

2. Никита Л. 4 5 7 8 9 11 9 высокий

3. Лиза Б. 6 7 9 10 12 10 Очень высокий

4. Екатерина Г. 2 3 3 4 4 4 2 низкий

5. Максим Д. 3 5 6 7 7 8 6 средний

6. Люда М. 2 3 3 4 5 5 3 низкий

7. Алина С. 4 5 6 8 9 10 8 высокий

8. Эмиль С. 3 5 6 7 8 10 8 высокий

9. Вика Х. 4 5 7 9 10 11 9 высокий

10. Валера Ш. 5 6 8 10 11 12 10 Очень высокий

«Выбор гостя»

детей дошкольного возраста

Материал : лист бумаги, ручка.

Ход исследования:

Каждому ребенку, наедине, задается один и тот же вопрос : Кого из детей группы ты хотел бы пригласить на свой день рождения? Ребенок должен назвать три имени по степени значимости этих детей для него .

После того, как все дети назовут имена товарищей по группе, педагог определяет социальный статус ребенка в группе.

Социометрический статус ребенка определяется при помощи формулы :

С= К : п-1 х 100%, где С — статус ребенка в группе, К — количество выбранных раз, п – количество детей в тестируемой группе.

Оценка результатов

10 баллов – показатель С ребенка равен 100%.

8-9 баллов – показатель С находится в пределах от 80% до 99%.

6-7 баллов – показатель С располагается в интервале от 60% до 79%.

4-5 баллов – показатель С находится в пределах от 40% до 59%.

2-3 балла – показатель С располагается в пределах от 20% до 39%.

0-1 балл – показатель С находится в интервале от 0% до 19%.

Выводы об уровне развития

Очень низкий социальный статус -0-1 балл.

Низкий социальный статус – 2-3 балла.

Средний социальный статус — 4-7 баллов.

Высокий социальный статус 8-9 баллов.

Очень высокий статус – 10 баллов.

(таблица 4)

Таблица 4

обработки

п/п Ф. И.

ребенка Роман А. Лиза Б. Катя Г. Максим Д. Никита Л. Люда М. Алина С. Вика Х. Валера Ш. Эмиль С. Статус ребенка в гр. Уровень развития

1. 1. Роман А. * * * 33% низкий

2. 2.4. Лиза Б. * * * 66% Средний

3. 5. Катя Г. * * * 0% Очень низкий

4. 6. Максим Д. * * * 33% низкий

5. 9. Никита Л. * * * 22% низкий

6. 12. Люда М. * * * 0% Очень низкий

7. 14. Алина С. * * * 33% низкий

8. 17. Вика Х. * * * 44% средний

9. 19. Валера Ш. * * * 44% средний

10. 20. Эмиль С. * * * 55% средний

Итого : 3 6 0 3 2 0 3 4 4 5

В результате проведенной диагностики с десятью детьми старшей группы на начало учебного года были получены следующие результаты :

  • средний уровень развития воображения был выявлен у 90 % детей ;
  • высокий уровень развития воображения составили 10 % детей от общего количества.

развития воображения

  • низкий уровень способности к построению речевого высказывания был выявлен у 10% детей ;
  • средний уровень способности к построению речевого высказывания составил 70% детей от общего количества;
  • высокий уровень – 20% детей .

Следовательно, преобладают дети со средним уровнем способности к построению речевого высказывания (70%) .

  • низкий уровень памяти был выявлен у 20% детей ;
  • средний уровень памяти составили 20% детей от общего количества;

детей данной группы

  • очень высокий уровень – 20% детей .

Таким образом преобладают дети с высоким и очень высоким уровнем памяти (60%) .

  • средний уровень межличностных отношений у 40% детей ;
  • низкий уровень межличностных отношений выявлен у 40% детей ;
  • очень низкий уровень – 20% детей .

Но нужно отметить, что в группе Лиза Б. является безусловным лидером группы, а Люда М. и Катя Г. Явные аутсайдеры.

развития детей

развитию театрализованной деятельности у детей старшего возраста

работает по

детей насыщена игрой

театрализованных игр

театрализации

дошкольников

Театрализованные, Театрализованные

театрализации

деятельности

Содержание занятий включает в себя :

  • просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
  • игры-драматизации;
  • разыгрывание разнообразных сказок и сценок, небольших этюдов и малых литературных форм;
  • упражнения по формированию выразительности исполнения;
  • упражнения, направленные на развитие социально-эмоциональной сферы детей дошкольного возраста ;
  • упражнения и творческие задания имитационного характера с опорой на опыт;
  • речевые упражнения;
  • разыгрывание пластических и мимических этюдов;
  • знакомство с музыкальными средствами выразительности;
  • развитие певческих способностей;
  • упражнения релаксационного характера на снятие внутренних и поведенческих зажимов, преодоление скованности и неуверенности в своих артистических способностях.

Структура занятия может быть разной.

На занятиях мы работали над техникой кукловождения, изготавливали куклы из картона, пластмассовых бутылок, паралона. В работу брала сюжеты стихов , песенок, потешек, сказок доступных детям по содержанию и технике исполнения, привлекала детей к кукловождению и проговариванию диалогов. Для большей эмоциональности, использовала музыкальное сопровождение, которое по моей просьбе подбирала музыкальный руководител