Взаимосвязь смысложизненного кризиса с деформацией субъективной картины жизненного пути личности

Курсовая работа

В нашем современном мире проблема смысла жизни наиболее важная. Найти универсальный смысл, доказать его существование или отсутствие совершались величайшими мыслителями и философами древности. Этот извечный вопрос переходил из одной эпохи в другую, из поколения в поколение, но XXI век сделал проблему поиска смысла жизни актуальной. Бесспорно, что современный мир способен дать человеку очень многое, облегчить его жизнь, сделать ее комфортной и яркой. Но с другой стороны, человек теряет нечто несоизмеримо большее. Осознание того, для чего он живет, к чему ему стоит стремиться, он теряет смысл жизни. Тогда потеря смысла жизни служит причиной возникновения смысложизненного кризиса. Прогрессивными мыслителями по-разному оценивается роль кризиса смысла в становлении личности. Одни придерживаются мнения о том, что кризис смысла жизни является самостоятельным клиническим симптомом, другие считают смысложизненный кризис состоянием, сопутствующим нарушениям психологического здоровья. Но понятно лишь то, что наличие смысла жизни является признаком нормального развития личности. Отсутствие же ведет к нарушению психологического здоровья личности, а также к деформации субъективной картины жизни.

Таким образом, объектом исследования является смысложизненный кризис и его влияние на субъективную картину личности.

Предметом исследования является проявления смысложизненного кризиса.

Цель нашей работы: исследовать проявления смысложизненного кризиса и установить взаимосвязь с деформацией субъективной картины мира личности.

Научная новизна

проведено комплексное эмпирическое исследование связи особенностей смысложизненного кризиса студентов, обучающихся в колледже, с их деформацией картины жизненного пути; установлены субъективные оценки различных сторон жизни, связанные с деформацией картины жизненного пути; на выборке студентов колледжа эмпирически подтверждены положения Б.Г Ананьева о взаимосвязи смысложизненного кризиса на субъективную картину жизненного пути личности.

Практическая значимость

Гипотеза исследования: существует ли взаимосвязь смысложизненного кризиса с деформацией субъективной картины мира жизненного пути личности.

10 стр., 4567 слов

Кризисы личности и психосексуального развития у детей по З. Фрейду, Э. Эриксону

... и правильную последователь­ность развития. Эриксон разделил жизнь человека на восемь отдельных стадий психосоциального развития эго. Согласно его утверждению, эти стадии являются результатом эпигенетически развертывающегося «плана личности», который наследуется генетически. Эпигенетическая ...

Для исследования представлена выборка студентов радиотехнического колледжа г. Екатеринбурга в количестве 20 человек.

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПРОБЛЕМЕ СМЫСЛОЖИЗНЕННОГО КРИЗИСА И ЕГО ВЗАИМОСВЯЗИ С ДЕФОРМАЦИЕЙ СУБЪЕКТИВНОЙ КАРТИНЫ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ ЛИЧНОСТИ

К раскрытию проблемы смысла жизни обращались многие мыслители философской мысли, но существует немало разногласий в её понимании.

З. Фрейд пришёл к выводу, что ответа нет на существующий вопрос. Он не пришёл к ответу на этот вопрос. Он старался разрешить на поведении людей, с их жизненными целями и поступками. Люди хотят пребывать в состоянии счастья. Но это состоянием то омрачается неудовольствиям, то состоянием сильных чувств наслаждения. Главное, чтобы быть счастливым, надо испытывать удовольствия и избегать несчастья. Но, наверняка, это сделать невозможно, так как жизнь наполнена различного рода испытаний, и у каждого они свои. Как говорится, под каждой крышей свои мыши. [43,с.46]

Но каждый человек всё-таки наполняет жизнь смыслом. Интересную идею выдвинул российский философ Ю.Кудрявцев. Под смыслом жизни он видит в высоком предназначении: в нравственности, справедливости, честности, идейности. Он отрицательно относился к людям с низкой нравственностью, аморальным людям, которые считают смыслом жизни деньги, женщины и власть.[21,с.223]

В. Франкл, рассматривая проблему поиска смысла жизни человеком, отрицает это. Самореализация вообще важны для человеческой жизни, они достижимы как результат. [37, с.119]. По мнению А. Т. Москаленко и В. Ф. Сержантова [26,с.125], смысл жизни состоит в развитии человека, соответствующем его собственной природе.

Если потребность смысла жизни существует, то свойство индивида, которое обусловливает тот факт, что без возникновения в его жизнедеятельности таких ценностей, которые он признает или может признавать создающими смысл его жизни, он не может правильно воспринимать жизнь. В таком случае его жизнедеятельность не соответствует его возможностям и отрицательно им оценивается в реальности. [27,с38]

На протяжении жизненного пути человек стремится обрести смысл жизни. Он испытывает фрустрацию. Это стремление остаётся нереализованным. Осознав свое предназначение, человек может реализовать себя.

О смысле жизни пишет Б. Братусь. Смысл жизни — это насущная потребность, которая основывается на огромном противоречии между ограниченностью, смертностью, индивидуального бытия и универсальностью родовой сущности человека. [10,с.56]

В сферу интересов психологии личности входит вопрос о том, какое влияние оказывает смысл жизни или переживание его отсутствия на жизнь человека, а также проблема психологических причин утраты и путей обретения смысла жизни. Смысл жизни изучается преимущественно под влиянием каких-либо факторов, происходит формирование смысла жизни в индивидуальном развитии. Как сформировавшийся смысл жизни или его отсутствие влияет на жизнедеятельность и сознание личности [23,с.143].

3 стр., 1165 слов

Жизнь и деятельность А. Бине

Состояние семьи Бине позволило молодому ученому посвятить жизнь самообразованию, из-за чего, в будущем, биографы означат его как «психолога-самоучку». С 1882 года Альфред Бине, под влиянием таких ... перемены в жизни, такие, к примеру как места жительства, работы, либо, в отдельных случаях -- медикаментозное лечение. Столкнувшись с проблематикой индивидуального развития детской психологии, Бине ...

В. Франкл утверждает, раскрывая эту проблему, что не существует универсального смысла жизни. Смысл жизни всегда уникален для каждого человека. Ценности можно определить как универсалии смысла, кристаллизирующиеся в типичных ситуациях. С ними сталкивается общество или даже все человечество» [38,с.288]. В. Франкл выделяет пути, посредством которых человек может найти смысл своей жизни. Сделать жизнь осмысленной можно с помощью своих творений, которые он отдает миру. Сделать жизнь с помощью того, что он берет от мира. Сделать жизнь можно с помощью позиции, которую он занимает по отношению к судьбе, изменить которую он не в состоянии. Исходя из этого, можно выделить три категории ценностей: созидательные, переживания и отношения.

Когда человек не может уклониться от выбора ценностей, то он принимает решение, какая из имеющихся возможностей достойна реализации, а какая является необходимостью. Когда человек осуществляет смысл и реализует ценности, то он реализует самого себя. Если человек хочет стать тем, чем хочет стать, то ему надо делать то, что он должен делать. Тогда человек может прийти к самому себе. [39, с.120]. Человек находит смысл жизни в создании творческого продукта, совершении дела, в переживании истины, добра и красоты, в переживании природы и культуры, во встрече с другим уникальным человеком, в любви. И главное лежит в особенностях взаимосвязи понятий «самоактуализация» и «смысл жизни». Самоактуализация — это лишь результат, следствие осуществления смысла, лишь в той мере, в какой человеку удается осуществить смысл. Этот смысл он находит во внешнем мире. «Если он намеревается актуализировать себя вместо осуществления смысла, смысл актуализации сразу теряется» [40, с.59].

Некоторые авторы утверждают, что ввиду отсутствия актуальной необходимости смысл жизни может недостаточно осознаваться, находясь в потенциальном состоянии. Здесь существуют опасения человека выявить собственную несостоятельность. Но в кризисные периоды возникает потребность осознать смысл своей жизни. Понимание своей жизни является необходимым условием полноценного функционирования личности [27,с.38].

И. С. Кон отмечает, что целостное осмысление жизни придает ей направленность, обеспечивает преемственность отдельных этапов жизненного пути и насыщая ее содержанием [17,с.34]. В жизненном процессе осуществления намеченной программы человек может испытывать затруднения. Предпринимая определённые действия, изменяющие и жизненную ситуацию, и его самого, и направление собственных мыслей.

Подробнее остановимся на таком аспекте, что жизненная позиция определяет склонность человека к жизнетворчеству. По мнению К. А. Абульхановой-Славской, стратегия жизни человека имеет три основных признака. Первый состоит в выборе основного направления жизни, в выявлении ее целей и этапов их достижения, их соподчиненности. Стратегия возникает сначала как идеальный план. Второй признак стратегии жизни состоит в решении проблем, которые возникают при противоречии между намерениями человека и их воплощением в жизнь. Отсюда следует, что с необходимостью разрешения таких противоречий в жизнедеятельности вырабатываются особые качества. Жизненная задача человека состоит в решении возникающих противоречий, в определении пути самореализации, в создании для этого условий, которых нет в наличии. Третий признак стратегии жизни состоит в непрерывном жизнетворчестве, потому что только в процессе жизненного поиска человек постоянно делает для себя открытия. Такое творчество может представлять для человека особую ценность жизни, ее неотъемлемый атрибут. Однако мера подобного творчества может отличаться у разных людей. К. А. Абульханова-Славская рассматривает стратегию жизни в широком ее понимании. Жизненная позиция реализуется в различных жизненных условиях, обстоятельствах. Личность способна к соединению своей индивидуальности с условиями жизни, к ее продожению и развитию. [3,с.245].

6 стр., 2871 слов

Повседневная жизнь советских людей по материалам советской прессы

... СССР как самого прогрессивного общества развитого социализма. 3. Образ в СМИ передового советского человека и его жизни в индустриальном городе Жизнь советского человека ... положительного образа советского человека, вместе с тем поддерживая негативное освещение западного мира, что отразилось на характере ... давно граждане СССР пережили столкновение с разрушительной силой войны, многие из детей оказались ...

Интересна мысль, что субъективно-личностный есть аспект смысложизненной рефлексии. Далеко не всегда выбор смысложизненных ориентаций носит рациональный характер. Иногда человеку тесно в перемещениях своего внутреннего мира, в особенности глубинных установок, к которым относятся и смысложизненные. Представления человека, убеждения, вкусы не являются полным результатом самостоятельной «выделки» в соответствии с некоторой сознательно избираемой моделью. Они сложились в итоге длительного предшествующего жизненного опыта. Скорее всего, до юношеского возраста, в котором личность обычно и начинает творить свой жизненный путь и его жизненный смысл осознанно и целенаправленно».[8,с.137].

В научной литературе ещё не достаточно изучен субъективно-личностный аспект смысложизненной рефлексии, в частности, наличие смысла жизни во внутреннем мире субъекта. В некоторых исследованиях констатируется, что степень личностной зрелости человека в значительной степени обусловливает его отношение к жизненным инновациям, предопределяет возникновение внутриличностных конфликтов. В процессе самореализации человек осуществляет смысл, который он вкладывает в понимание своей жизни. Он реализует свое пристрастное отношение к действительности, воплощенное в его системе личностных смыслов. [24,с.18]. Здесь следует учитывать взаимосвязь жизненного пути и онтогенеза в индивидуальном развитии человека.[35,с.15].

Итак, самореализация как предмет психологического исследования предполагает, прежде всего, исследование структуры личностных смыслов в образе мира человека, особенностей внутреннего мира лиц с разным уровнем самореализации в различных сферах жизнедеятельности во взаимосвязи с их индивидными и личностными свойствами.

В психологической литературе также подчеркивается огромная значимость для личности феномена смысла жизни. Этому вопросу посвящали работы отечественные учёные и зарубежные, а именно, С. А. Чудновский, Д. Леонтьев, В. Рубинштейн, А. Франкл и другие.