Личность, право, государство правовое государство, права и свободы человека и гражданина

Человечество с древнейших времён ищет оптимальные формы соотношения личности (как представителя и первичной «клеточки» всего общества) и государства, сочетания их интересов. В идеальном варианте интересы личности должны стоять на первом месте, благо народа должно представлять собой высший закон для государства. Однако практика далеко не всегда достигала таких высокий идеалов и обычно «останавливалась» на более низких — выгоде для государства, отдельных слоев, облечённых публичной властью.

Ещё Аристотель выделяя два рода правления, один из которых направлен к выгоде правителя, другой — подданных, общества. Ведь государство, так же как и всякий иной социальный институт, можно использовать по–разному, в различных целях. Оно может служить и некоторым политическим группировкам, элитам, партиям, классам и т.п., но может действовать и в интересах всего общества.

В первом случае оно выступает в роли «хозяина», во втором — в роли «слуги» общества. То есть государство, подобно любому явлению, способно привносить в жизнедеятельность не только плюсы (позитивные результаты — упорядоченность, гарантированность прав и свобод человека и гражданина,

безопасность и т.п.), но и минусы (негативные последствия — бюрократизм,

произвол, злоупотребления властью, коррупцию, террор и т.д.).

С возникновением государства значительная часть оказалась

неудовлетворённой тем, что данный социальный институт использовался

вовсе не всегда в общественных интересах, что его сила, энергия, власть

употреблялись не на общее благо, а в целях узкого круга лиц, групп,

классов. В таких ситуациях государство из «слуги» общества превратилось

в его «хозяина», навязывало волю большинству, подавляло его, чинило

произвол. Подобные обстоятельства, откладывающие существенный отпечаток на взаимоотношения человека и государства, давали весомые основания для обозначения данных государств в виде тираний и деспотий.

Цель контрольной работы: исследование личности, права, государства: правовое государство, права и свободы человека и гражданина.

Задачи работы:

1. Раскрыть сущность правового государства как организацию политической власти и обеспечения прав и свобод человека.

2. Охарактеризовать отличительные признаки правового государства: признание и защита прав человека и гражданина, верховенство закона, суверенная государственная власть. Принцип разделения властей.

3 стр., 1252 слов

Гуманизм как принцип права — Курсовая — — Теория ...

... Дядюн К.В. Принципы равенства граждан перед законом, справедливости и гуманизма: понятие и сущность в уголовном праве /К.В. Дядюн // ... формировании отечественной уголовной политики /П.В. Жестеров // Государство и право. Юридические науки. - 2015. - № 6. - ... правовые акты 1. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. [Электронный ... исследования послужили работы таких авторов ...

3. Рассмотреть человека как субъекта права. Историю формирования и эволюции представлений о правах человека – от примитивных до современных. Конституцию Российской Федерации о правах и свободах человека и гражданина.

Теоретическая база работы состоит из научных работ и учебных пособий.


1. Правовое государство как организация политической власти и обеспечение прав и свобод человека

Правовое государство можно определить как такую форму организации и деятельности государственной власти, при которой государство и граждане связаны взаимной ответственностью при безусловном главенстве Конституции, демократических законов и равенства всех перед законом.

Формирование представлений о государстве как организации, осуществляющей свою деятельность на основе закона, начало происходить более 2 тыс. лет назад. С идеей правового государства связывались поиски более совершенных и справедливых форм общественной жизни. Мыслители античности (Сократ, Цицерон, Демокрит, Аристотель, Платон) считали, что наиболее разумна и справедлива лишь та политическая форма общежития людей, при которой закон общеобязателен как для граждан, так и для самого государства.

Государственно-правовые институты Древней Греции и Рима оказали заметное влияние на становление и развитие более поздних учений о правовом государстве. Здесь достаточно вспомнить знаменитое Римское право. Новый подход к правовому государству возникает в период перехода от феодальных отношений к капиталистическим. Центральное место теперь занимают требования исключения монополизации власти сосредоточенной в руках одного лица или властного органа, утверждение равенства всех перед законом, обеспечение индивидуальной свободы человека посредством права.

Наиболее известные идеи правовой государственности изложили Н. Макиавелли и Ж. Боден. В своей теории Макиавелли на основе опыта существования государств прошлого и настоящего объяснил принципы политики. Цель государства он видел в возможности свободного пользования имуществом и обеспечении безопасности для каждого. Ж. Боден определяет государство как правовое управление многими семействами и тем, что им принадлежит. Задача государства состоит в том, чтобы обеспечить права и свободы граждан.

В период буржуазных революций в разработке концепции правовой государственности значительный вклад внесли ученые Б. Спиноза, Дж. Локк, Т. Гоббс, Ш. Монтескье. Надо отметить, что среди русских философов идеи правового государства тоже нашли свое отражение. Они излагались в трудах П.И. Пестеля, Н.Г. Чернышевского, Г.Ф. Шершеневича.

Сам термин «правовое государство» утвердился в XIX в. в трудах немецких юристов К.Т. Велькера, Р. фон Моля и др.

В общественном сознании правовое государство означает такой тип государства, власть которого основана на праве, им ограничивается и через него реализуется. Но такое представление, хотя и верное по сути, разумеется, недостаточно для адекватного понимания феномена правового государства, представляющего собой сложную, многофакторную систему.

В понятии правового государства можно выделить два главных элемента:

1)свободу человека, наиболее полное обеспечение его прав, и

2) ограничение правом государственной власти.

20 стр., 9514 слов

Права человека и правовой статус личности

... гражданства), защищаемые государством , составляющие ядро правового статуса личности .” Перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина . Об ...

В общефилософском смысле свобода может быть определена как способность человека действовать в соответствии со своими интересами, опираясь на познание объективной необходимости. В правовом государстве в отношении человека надо создавать условия для его юридической свободы, своеобразный механизм правового стимулирования, в основе которого лежит принцип «дозволено все, что не запрещено законом».

Человек как автономный субъект свободен распоряжаться своими силами, способностями, имуществом, совестью.Право же, являясь формой и мерой свободы, должно максимально раздвинуть границы возможностей личности прежде всего в экономике, сфере внедрения научно-технического прогресса в производство и т.п. Не случайно в Российской Федерации принят целый пакет приоритетных экономических законов, посвященных собственности, земле, налоговой системе, приватизации государственных предприятий и т.д., которые фиксируют многообразие форм собственности, открывают простор для инициативы людей, дают возможность почувствовать себя хозяином.

Хорошую базу для отмены устаревших правотормозящих факторов создает Конституция Российской Федерации (далее – Конституция РФ), которая в ч. 1 ст. 34 устанавливает, что «каждый имеет права на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности». Обобщенно- правовые аспекты личности воплощаются в формуле «права человека», которые являются фундаментальными в том смысле, что призваны обеспечивать первичные предпосылки достойного человеческого существования и лежат в основе конкретных и многообразных субъективных прав личности. Права человека как главное звено правового режима стимулирования для индивида есть источник постоянного воспроизводства его инициативы, предприимчивости, инструмент саморазвития гражданского общества. В современный период проблемы прав человека выходят на международный, межгосударственный уровень, что подтверждает правомерность их приоритета над проблемами государства, свидетельствует об их общенациональном характере. Они все прочнее становятся точкой отсчета в национальных правовых системах системах, правовом регулировании.

Права человека и правовое государство, несомненно, характеризуются общими закономерностями возникновения и функционирования, ибо существовать и действовать они могут только в одной «связке». Оба феномена (как отражено в названии) имеют в своей основе право, хотя его роль для них неодинакова, несмотря на существующие точки соприкосновения. Это свидетельствует о том, что соединяющим звеном между человеком и государством должно выступать именно право, а отношения между ними должны быть истинно правовыми.

Именно в связывании, ограничении правом государства и заключается сущность правового государства. Право здесь выступает как антипод произвола и как барьер на его пути. Поскольку государственная власть (особенно и главным образом власть исполнительная) имеет склонность вырождаться в различные злоупотребления, для нее необходимы надежные правовые рамки, ограничивающие и сдерживающие подобные негативы, возводящие заслон ее необоснованному и незаконному превышению, попранию прав человека.

Правовые ограничения необходимы для того, чтобы недостатки властной личности не превратились в пороки государственной власти. Вот почему можно сказать, что правом ограничиваются не собственно управляющие воздействия со стороны государственных структур на личность, а лишь необоснованные и противоправные ущемления интересов граждан. По сути дела право, ограничивая власть, бережет ее от саморазрушения.

14 стр., 6730 слов

Усыновление (удочерение) детей по российскому семейному праву

... исследования, является юридическая конструкция усыновления и возможности реализации защиты прав детей по законодательству РФ. Целью данной дипломной работы является всесторонне изучение института усыновления (удочерения) детей по семейному законодательству Российской Федерации, а также внесение предложений ...

Поэтому в условиях демократии право «меняется местами» с государством — утверждается его верховенство.

Итак, правовое государство – это организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права государственной власти в целях недопущения злоупотреблений. Из определения правового государства можно выделить два главных принципа (две стороны, сущности) правового государства:

1) наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина (содержательная сторона);

2) наиболее последовательное связывание с помощью права политической власти, формирование для государственных структур правового ограничения (формально-юридическая сторона).

2. Отличительные признаки правового государства: признание и защита прав человека и гражданина, верховенство правового закона, суверенная государственная власть. Принцип разделения властей

В соответствии со ст. 2 Конституции РФ Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства.

Провозглашение в Конституции человека, его прав и свобод высшей ценностью означает, что во взаимоотношениях человека, общества и государства приоритет принадлежит правам и законным интересам человека.

Из содержания статьи усматривается, что в Конституции закреплена концепция «естественных прав» человека, поскольку они не «даруются» человеку государством или его главой, а признаются. Обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина означает, что государство (в том числе его органы и должностные лица):

  • признает принадлежащие человеку и гражданину в силу рождения или в силу гражданства неотъемлемые и неотчуждаемые права и свободы;
  • соблюдает эти права и свободы, т.е.

не вмешивается в сферу самостоятельного осуществления человеком и гражданином своих прав и свобод и пользования ими, но создает условия для их реализации (например, государство не осуществляет контроль за волеизъявлением избирателя, но создает условия для проведения свободных, демократических выборов);

  • защищает права и свободы от всяческих посягательств и нарушений.

В правовом государстве ни один государственный орган, должностное лицо, коллектив или общественная организация, ни один человек не вправе посягать на закон. За его нарушение они несут строгую юридическую ответственность. Когда мы ведем речь о верховенстве закона как нормативно-правового акта, обладающего высшей юридической силой, то имеем в виду, что все подзаконные акты должны строго соответствовать ему, а должностные лица не уклонятся от его исполнения и тем более не нарушать его. Правовое государство также предполагает правовую устойчивость Конституции. Недопустимо ее постоянное изменение, дополнение и обновление. Ибо тогда она перестает быть Основным Законом государства, обладающим долгосрочным характером. Вот почему бесконечные изменения, которые вносил Верховный Совет Российской Федерации в Конституцию Российской Федерации противоречили природе правового государства и делали нестабильной внутриполитическую обстановку в обществе. Если конституция выражает государственную волю общества, то ее изменение, обновление должно осуществляться в соответствии с ней, а не волей. Укрепление законности остается актуальнейшей задачей, это — центральная категория правового государства. Новая Конституция Российской Федерации в соответствии с принципом разделения властей внесла коррективы в иерархию нормативно-правовых актов. Конституцией Российской Федерации к федеральным законам отнесены: федеральные конституционные законы и федеральные законы. Статья 76 устанавливает, что по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации — федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации. Вне пределов ведения Российской Федерации субъекты Федерации осуществляют собственное правовое регулирование. К правовым актам субъектов Федерации отнесены конституции республик, уставы краев, областей, городов федерального значения, автономных областей и автономных округов, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации.

10 стр., 4819 слов

Роль судов в защите прав человека

... и практике гражданские права понимаются как свобода человека, принимать решения независимо от государства. Российское государство, зафиксировав права и свободы человека в Конституции, обязуется через деятельность органов государственной власти, управления, суды, прокуратуры, охраны ...

Все правовые акты, издаваемые в Российской Федерации, не могут противоречить Конституции Российской Федерации, федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам (ч. 3 ст.76).

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Конституция Российской Федерации — юридическая база всего законодательства, в которой закреплены основы экономической, социальной и политической организации общества, устанавливается механизм государственной власти и управления, основные права и обязанности граждан. Отсюда и значение Конституции как Основного Закона государства. Необходимо максимально стремиться к тому, чтобы Конституция занимала реальное место в правовой системе, имела практическую ценность. Конституция закрепляет основные положения всех сторон государственной и общественной жизни, поэтому для практической реализации ее норм, как правило, необходимы вторичные законодательные акты, детализирующие конституционные установления в такой мере, в какой это необходимо для их претворения в жизнь.

В современном демократическом государстве эффективность правового закона сопряжена с наличием единого правового пространства, в котором приоритетное значение имеет принцип верховенства законов, принимаемых от имени народа и выражающих его суверенную волю, над всеми действующими в стране нормативными актами. Подзаконные акты, включая ведомственные распоряжения, приказы, инструкции, подлежат конституционному контролю. Это означает, что они могут быть опротестованы, обжалованы и аннулированы по мотивам нарушения законности или, напротив, после определенной судебной процедуры подтверждены как соответствующие конституции и иным законам.

Власть всегда означает, с одной стороны, навязывание чьей-то воли, а с другой — подчинение ей. Государство диктует свою волю гражданам и соответственно обществу в целом. Поэтому государственную власть можно определить как руководство обществом при помощи государственного аппарата при опоре на особые отряды вооруженных людей, на специальные принудительные учреждения.

6 стр., 2738 слов

Охрана прав и защита интересов детей

... положения детей в Российской Федерации и качества материалов, подготавливаемых федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, научными и другими организациями, занимающимися проблемами детства, к государственному докладу о положении детей в Российской Федерации, который ...

В различных обществах и государствах характер государственной власти различен: в одних «руководство» со стороны государства означает прямое насилие, в других скрытое принуждение, в третьих — организаторскую деятельность. Имеет место и сочетание различных средств проведения государственной воли. Если законы, издаваемые законодательной властью, не исполняются, принимаемые правительственными учреждениями постановления и приказы в жизнь не претворяются, если вовремя и с должным эффектом не выносятся или не исполняются приговоры и решения судебных властей, то имеет место атрофия государственной власти, наблюдается анархия (безвластие) или возвышение какой-то иной власти. Большое значение имеет легитимность, то есть формирование ее на основе закона и с учетом общественного волеизъявления.

Государственная власть в правовом государстве не является абсолютной. Это обусловлено не только господством права, связанностью государственной власти правом, но и тем, как организована государственная власть, в каких формах и какими органами она осуществляется. Здесь необходимо обратиться к теории разделения властей. Согласно этой теории смешение, соединение властей (законодательной, исполнительной, судебной) в одном органе, в руках одного лица чревато опасностью установления деспотического режима, где невозможна свобода личности. Поэтому для того, чтобы предотвратить возникновение авторитарной абсолютной власти, не связанной правом эти ветви власти должны быть разграничены, разделены, обособлены.

С помощью разделения властей правовое государство организуется и функционирует правовым способом: государственные органы действуют в рамках своей компетенции, не подменяя друг друга; устанавливается взаимный контроль, сбалансированность, равновесие во взаимоотношениях государственных органов, осуществляющих законодательную, исполнительную и судебную власть. Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную означает, что каждая из властей действует самостоятельно и не вмешивается в полномочия другой. При его последовательном проведении в жизнь исключается всякая возможность присвоения той или иной властью полномочий другой. Принцип разделения властей становится жизнеспособным, если он еще и обставляется системой «сдержек и противовесов» властей. Подобная система «сдержек и противовесов» устраняет всякую почву для узурпации полномочий одной власти другой и обеспечивает нормальное функционирование органов государства.

Основываясь на Конституции Российской Федерации рассмотрим принцип разделения властей в России. Ст. 10 Конституции Российской Федерации гласит: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны».

К органам законодательной власти в Российской Федерации относятся: Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума — две палаты Собрания), Законодательные Собрания республик, входящих в состав Российской Федерации; органы власти других субъектов Российской Федерации; местные органы государственной власти.

13 стр., 6248 слов

Права человека в социально-ориентированном государстве

... развивающиеся в процессе реализации социальных прав человека и гражданина в Российском государстве. Предметом исследования является конституционно-правовая модель социальных прав человека и гражданина, развивающая ее положения в федеральном законодательстве и законодательстве субъектов Российской Федерации о социальном ...

К органам исполнительной власти в Российской Федерации относятся: Президент Российской Федерации; Совет Министров Российской Федерации; Высшие должностные лица республик, избираемые гражданами или Законодательными Собраниями; Правительство республик; Органы администрации других субъектов Российской Федерации.

К органам судебной власти в Российской Федерации относятся: Конституционный Суд Российской Федерации; Верховный Суд Российской Федерации; Высший Арбитражный Суд Российской Федерации; суды республик и других субъектов РФ; районные народные суды; суды специальной юрисдикции.

Для демократического общества принцип разделения властей особо важен и значим. Он выражает не только разделение труда между государственными органами, но и умеренность, «рассредоточенность» государственной власти, предупреждающую ее концентрацию, превращение ее в авторитарную и тоталитарную власть. Этот принцип в демократическом обществе предполагает, что все три власти одинаковы, равновелики по силе, служат противовесами по отношению друг к другу и могут «сдерживать» одна другую, не допускать доминирования одной из них. Например, превращения управленческой власти в авторитарную, а законодательной – во «всевластие», в тоталитарную власть, подчиняющую себе и управление, и правосудие. Но даже если соблюдено требование разделения властей, задействована система «сдержек и противовесов», то государство еще не обязательно является правовым.

3. Человек как субъект права. История формирования и эволюция представлений о правах человека — от примитивных до современных. Конституция Российской Федерации о правах и свободах человека и гражданина

Права человека — явление социально-историческое. Не отрицая большой новизны, специфики и богатства содержания современных развитых представлений о правах человека, следует вместе с тем иметь в виду и момент исторической преемственности этих представлений с предшествующими правовыми воззрениями на человека как участника социальной жизни. В самом общем виде можно сказать, что степень и характер развитости прав человека определяются уровнем развития права в соответствующем обществе. Право вообще и права человека — это не различные (по своей сути, функциям и назначению) феномены, ведущие независимую друг от друга жизнь, а явления принципиально одного порядка и одного типа.

Права человека (в тех или иных формах и объемах их бытия и выражения) — это необходимый, неотъемлемый и неизбежный компонент всякого права, определенный (а именно субъектно-человеческий) аспект выражения сущности права как особого типа и специфической формы социальной регуляции. Право без прав человека так же невозможно, как и права человека вне права. Основной принцип любого права, выражающий специфику права и его отличие от всех иных видов социальных норм и типов социальной регуляции, — это принцип абстрактного, формального равенства фактически различных людей, выступающих в роли участников определенного круга отношений.

Древнегреческие воззрения о правах человека сформировались в общем русле мифологических представлений о том, что полис (город-государство) и его законы имеют божественное происхождение и опираются на божественную справедливость. Право вообще и права отдельных людей — членов полиса восходят, согласно подобным представлениям, не к силе, а к божественному порядку справедливости. Процесс становления и углубления теоретических концепций права и прав человека в Древней Греции развивался в целом в русле поисков объективных естественноправовых основ полиса и его законов.

13 стр., 6020 слов

Основные права, свободы и обязанности граждан РФ

... человека и общества Конституция закрепляет те права и свободы, которые жизненно важны и в наибольшей мере социально необходимы людям и государству. То есть основные права и свободы. Для человека они служат необходимыми источниками обеспечения условий достойного существования личности; ...

Полис и его закон — это, по Гераклиту, нечто общее, одинаково божественное и разумное по их истокам и смыслу. «Ведь все человеческие законы питаются единым божественным, который простирает свою власть, насколько желает, всему довлеет и над всем одерживает верх» 1 . Божественный (разумный, космический) закон как источник человеческих законов — то же самое, что в других случаях обозначается Гераклитом как логос, разум, природа2 . Этот божественный закон дает разумный масштаб и меру человеческим явлениям, делам и отношениям, в том числе и человеческим законам.С учетом последующей эволюции правовой мысли можно сказать, что к гераклитовской концепции восходят все те доктрины античности и нового времени, которые под естественным правом людей понимают некое разумное начало (норму всеобщего разума), подлежащее выражению в позитивном законе.

Естественноправовые идеи древнегреческих мыслителей о свободе и равенстве всех людей получили дальнейшее развитие в Древнем Риме.Так, положения греческих стоиков (Зенона, Хрисиппа и др.) о мировом естественном законе («общем законе» для всех людей и народов) были использованы римскими стоиками (Сенекой, Эпиктетом, Марком Аврелием) для обоснования универсальной концепции естественного права и космополитических идей, согласно которым все люди (по своей природе и по законам мироздания в целом) — граждане единого мирового государства и что человек — гражданин вселенной.

Античные идеи свободы и равенства людей были восприняты и развиты светскими и религиозными мыслителями средневековья.

Так, представители ряда юридических школ того времени (X—XIвв.), в своем правопонимании ориентировались на идею правовой справедливости (aequitas) и связанные с ней естественно-правовые представления и концепции. В данной связи И. А. Покровский отмечал, что «в юриспруденции Павийской школы рано образовалось убеждение, что римское право есть общее право, lex generalis omnium…Отсюда и дальнейшее воззрение, что и внутри каждой отдельной правовой системы всякая норма подлежит оценке с точки зрения той же aequitas,что норма несправедливая при применении может быть отвергнута и заменена правилом, диктуемым справедливостью…». Применительно к государству такой естественноправовой подход означал приоритет (и верховенство) естественного права перед государством.

В историческом и теоретическом развитии новых представлений о правах и свободах человека в эпоху перехода от феодализма к капитализму решающее значение приобретают проблемы политической власти и ее формально равной для всех правовой организации в виде упорядоченной системы раздельных государственных властей, соответствующей новому соотношению социально-классовых и политических сил и вместе с тем исключающей монополизацию власти в руках одного лица, органа или союза. Юридическое мировоззрение нового восходящего строя утверждало новые представления о свободе человека посредством господства режима права и в частных, и в публично-политических отношениях. Новая рационалистическая теория прав человека была разработана в трудах Г. Греция, Б. Спинозы, Д. Локка, Ш. Монтескье, Т. Джефферсона, И. Канта и других мыслителей. Своей критикой феодального строя и обоснованием новых концепций о правах и свободах личности, о необходимости господства права в отношениях между индивидом и государством эта теория внесла большой вклад в формирование нового юридического мировоззрения, в идеологическую подготовку буржуазных революций и юридическое закрепление их результатов.

9 стр., 4263 слов

Учение Аристотеля о человеке, обществе и государстве

... подразделялась им на философию теоретическую (умозрительную), практическую, связанную с общением людей, и изобразительную. Научная сфера знания подразделялась на отдельные науки не только ... включает в себя категориальный анализ сущего, каузальный анализ субстанции и учение о возможности и действительности [11,26]. Сам Аристотель пользовался термином "первая философия". Предмет первой философии ( ...

Важным составным моментом этого процесса стала концепция общественного договора как источника происхождения и правовой основы деятельности государства. Разрабатывая договорную концепцию государства, Г. Гроций (1583-1645) писал: «Государство есть совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы». С таким пониманием государства, содержавшим идею правовой государственности, связано и положение о естественном человеческом праве оказывать сопротивление насилию властей, нарушающих условия общественного договора.

Под заметным влиянием передовой европейской политико-правовой мысли и революционных преобразований в XVIII в. в США и во Франции естественноправовые идеи о равенстве всех людей, о неотчуждаемых правах и свободах человека постепенно получили распространение и в царской России.

Одним из первых защитников таких идей в России был А. Н. Радищев (1749 — 1802).

Эти идеи он использовал для критики российского самодержавия и крепостничества. С естественноправовых позиций он развивал представления о свободе и равенстве всех людей в естественном состоянии, о договорном происхождении государства, о неотчуждаемых правах человека на свою жизнь, собственность, равный суд, свободу мысли и слова, о суверенитете народа и его праве свергнуть несправедливый строй 1 .

Естественную свободу и равенство всех людей, неотчуждаемые права человека на «безопасность, жизнь и собственность» отстаивали и декабристы.

Так, например Б.Н. Чичерин (1829—1904), с либерально-индивидуалистических позиций защищал свободу, равенство и права людей. Характеризуя человека как свободную метафизическую сущность и носителя разумной воли, он писал: «Свободная воля составляет, таким образом, основное определение человека как разумного существа. Именно вследствие этого он признается лицом и ему присваиваются права. Личность, как сказано, есть корень и определяющее начало всех общественных отношений…».

Таким образом, историческое развитие начал свободы и права в человеческих отношениях представляет собой прогресс равенства людей в качестве формально (юридически) свободных личностей. Через механизм права — формального (правового) равенства — первоначально несвободная масса людей постепенно преобразуется в свободных индивидов. В целом историческая эволюция содержания, объема, сферы действия принципа формального равенства не опровергает, а, наоборот, подкрепляет значение данного принципа (и конкретизирующей его системы норм) в качестве отличительной особенности права в его соотношении и расхождении с иными видами социальной регуляции (моральной, религиозной и т. д.).

Конституционным правам и свободам присущи особые юриди­ческие свойства, которые проявляются в следующем:

  • а) конституционные права и свободы составляют ядро правово­го статуса личности, лежат в основе всех других прав и свобод, за­крепляемых иными отраслями права;
  • б) основные права и свободы адресованы самому широкому кругу субъектов. Они закрепляются за каждым человеком и гражда­нином либо за каждым гражданином;
  • в) характерной чертой основных прав и свобод является их все­общность.

Они равны и едины для всех без исключения, соответственно для каждого человека, для каждого гражданина. Признавая то или иное право основным, государство исходит из возможности осуществления его всеми. Этим обусловливается процесс расшире­ния основных прав и свобод по мере создания соответствующих со­циально-экономических предпосылок;

  • г) основные права и свободы граждан РФ отличаются от других прав и свобод основанием возникновения. Единственным таким основанием является принадлежность к гражданству РФ. Они не связаны с осуществлением гражданином своей правоспособности и присущи всякому гражданину как субъекту права. Это свидетельст­вует о том, что основные права и свободы выражают главные связи человека с государством, его статус как гражданина;
  • д) основные права и свободы гражданина РФ не приобретаются и не отчуждаются по его волеизъявлению. Они принадлежат ему в силу гражданства, неотделимы от его правового статуса и могут быть утрачены только вместе с утратой гражданства;
  • е) основные права и свободы характеризуются особым механиз­мом реализации. Все другие права и свободы могут стать достояни­ем человека и гражданина в процессе реализации его правоспособ­ности через участие в конкретном правоотношении. Основные же права и свободы выступают в качестве предпосылки любого право­отношения в конкретной сфере, постоянного, неотъемлемого права каждого участника правоотношения;
  • ж) специфической чертой основных прав и свобод является осо­бая юридическая форма их закрепления. Они фиксируются в право­вом акте государства, имеющем высшую юридическую силу, — в Конституции РФ.

Конституционными правами и свободами человека и гражданина являются неотъемлемые права и свободы, принадлежащие ему от ро­ждения (в надлежащих случаях — в силу его гражданства), защищае­мые государством, составляющие ядро правового статуса личности. Зна­чимость конституционно закрепленных прав и свобод выражается в том, что именно их реализация необходима для претворения в жизнь сущностных свойств государства как демократического и правового.

Права, традиционно делятся на три группы :

1. Личные права включают: право на жизнь (ст. 20); право на свободу и личную неприкосновенность ч.1 ст. 22); право на неприкосновенность частной жизни, жилища (ст. 23); право на личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ч.1 ст. 23); право определять и указывать свою национальную принад­лежность (ч.1 ст. 26); право на пользование родным языком, свободный выбор язы­ка общения, воспитания, обучения и творчества (ч.2 ст. 26); право на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства; право на свободу совести, свободу вероисповедания (ст. 27); право на свободу мысли и слова (ст.28); право на информацию (ст.29).

2. Политические права включают: право на массовую информацию(ч.5 ст.29); право на объединение (ст. 30); право на проведение собраний, митингов и демонстраций, ше­ствий и пикетирование (ст. 31); право граждан на участие в управлении делами государства (ч.1 ст. 32); право избирать и быть избранным, участвовать в референдуме (ч. 2 ст. 32); право участвовать в отправлении правосудия (ч.5 ст. 32); право на обращение (ст. 33).

3. Экономические, социальные и культурные права, свободы и принципы человека и гражданина включают: право на свободное использование своих способностей и имущества для экономической деятельности (ч.1 ст. 4); право частной собственности (ч.1 ст.35); права в сфере труда (ст.37); принцип защиты материнства и детства (ч.1 ст.38); принцип гарантии социального обеспечения (ч.1 ст. 39); право на жилище (ч.1 ст.40); право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ч.1 ст. 41); право на благоприятную окружающую ст.42); право на образование (ч.1 ст.43); право на участие в культурной жизни (ч. 2 ст. 44); принцип защиты прав и свобод (ч. 1 ст. 45); право на получение квалифицированной юридической помо­щи (ч. 1 ст. 48); принцип презумпции невиновности (ч. 1 ст. 49); право на пересмотр приговора вышестоящим судом (ч. 3 ст. 50); право на возмещение государством вреда (ст. 53).

Итак, важнейшие отличительные особенности закрепленных в Конституции РФ основных прав и свобод состоят в том, что они даны человеку от природы, носят естественный и неотчуждаемый характер, выступают в качестве высшей социаль­ной ценности, являются непосредственно действующими, находят­ся под защитой государства, соответствуют международным стандартам.

Заключение

Подведем итог работы.

Итак, правовое государство – это организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права государственной власти в целях недопущения злоупотреблений.

Первооснова правового государства — признание прав и свобод человека и гражданина, их уважение, соблюдение и защита со стороны государства. Правовое государство исходит из того, что права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат ему от рождения; права и свободы предоставлены в равной мере всем и каждому; осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать прав и свобод других лиц.

Верховенство правового закона, выражает правовые принципы общества. Законы правового государства опираются на Конституцию страны и обладают наивысшей обязательной силой по сравнению со всеми иными нормативными актами, издаваемыми государственными органами. Закон не может быть отменен, изменен или приостановлен ни ведомственными актами, ни правительственными распоряжениями, ни решениями партий.

В соответствии с принципом разделения властей власть не должна быть сосредоточена в руках одного лица или одного органа, а должна быть рассредоточена между различными ветвями власти, чтобы избежать деспотизма. Принцип разделения властей требует самостоятельности, независимости, строгого разграничения функций этих трех властей, невмешательства в деятельность друг друга. Большое значение придается созданию системы сдерживания и противовесов каждой власти для того, чтобы ни одна из них не приобрела абсолютного значения. Важную роль играет выделение в сфере судебной власти конституционного суда как арбитра в отношениях между властями. Принцип разделения властей действует и в вертикальном аспекте как сбалансированное соотношение центральной власти с региональной, местной властью. Сосредоточение слишком большой власти у центра может приводить к игнорированию местных интересов, и наоборот, чрезмерная компетенция местных органов может сказаться отрицательно на общенациональных интересах.

История прав человека свидетельствует о том, что сформировавшиеся в русле естественноправовых идей представления о прирожденных и неотчуждаемых правах человека лежат в основе и современных положении о правах человека и гражданина, современных концепций о правовом статусе личности,о господстве права и верховенстве закона, о гражданском обществе и правовом государстве. Этот естественноправовой подход (в современной модификации) нашел свое признание в новой Конституции Российской Федерации, согласно которой именно человек, его права и свободы являются высшей ценностью.

Список использованных источников

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/prava-i-svobodyi-cheloveka-gosudarstvo-i-lichnost/

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. (в ред. от 27.07.20007 г.) // Российская газета. – 25.12.1993. — № 237.

  1. Аристотель. Афинская полития. — М., 1996. — С. 319 с.
  2. Батурин Ю.М., Лившиц Р.З. Социалистическое правовое государство: от идеи к осуществлению. — М., 1989. – 288 с.

4. Барнашов А.М. Теория разделения властей: становление, развитие, применение. – Томск, 1988. – 172 с.

  1. Гроций Г. О праве войны и мира. — М., 1956. – 400 с.

6. Кудрявцев В.Н., Лукашева Е.А. На пути к социалистическому правовому государству // Пульс реформ. – М., 1989. – 288 с.

7. Кистяковский Б.А. Государство и личность. Власть и право. – Ленинград, 1992. – 263 с.

8. Малько А.В. Государство: проблемы правового ограничения. Теория политики (общие вопросы).

– Саратов, 1994. – 173 с.

9. Материалисты Древней Греции. — М., 1955. – 254 с.

10. Нерсесянц В.С. Проблемы общей теории права и государства. – М., 2006. – 840 с.

11. Нерсесянц В.С. Право и закон. — М., 1992. – 157 с.

  1. Покровский И.А. История римского права. — Петроград, 1918. — С. 507 с.
  2. Радищев А. Н. Избранные философские сочинения. — М., 1949. – 570 с.

14. Толкачев К.Б., Хабибуллин А.Г. Личные конституционные права и свободы граждан: система, характеристика, особенности реализации. – Уфа, 1990. – 123 с.

15. Чичерин Б.Н. История политических учений. Часть 3. Новое время. – М., 1989. – 333 с.

16. Эсмен А. Общие основы конституционного права. – Спб, 1909. – 487 с.