Демократия и личность как элементы государства

Курсовая работа

Конституция РФ 1993 года провозгласила Российскую Федерацию демократическим государством, а так же ввела такие понятия, как «права и свободы человека и гражданина», откуда вытекает такое понятие, как «личность» и «защита личности».

Сама проблема взаимоотношения государства и личности с учетом демократических принципов появилась в эпоху зарождения первых государств и с тех пор не теряет своей актуальности в связи с тем, что государство, выступая как универсальное политическое образование, прошло в своем развитии огромный период, равный развитию человека и общества. Являясь во все времена единственным легитимным публичным институтом, оно в различные исторические эпохи отражало то состояние общества, которое было присуще конкретной этногеографической общности. Эволюция государства всегда шла в ногу с развитием общества, которое было необходимым атрибутом для становления личности как автономного субъекта права. Вопрос взаимоотношения личности и государства достаточно широк и изучается рядом смежных дисциплин, таких как философия, философия права, политология, политическая психология.

Целью работы является всестороннее изучение избранной для исследования темы, выявление её теоретических, юридических и практических аспектов, анализ результатов деятельности различных школ и течений по данному вопросу.

Для достижения цели курсовой работы были поставлены следующие задачи:

1) Определить понятие, сущность и основные признаки государства;

2) Рассмотреть понятия демократии и личность в качестве элементов государства.

Информационная база работы включает различные учебники, учебные пособия, законодательство Российской Федерации..

Методологической базой курсовой работы является общенаучный диалектический метод познания и связанные с ним частно-научные методы: анализ и синтез, формально-логический, системный, сравнительно-правовой, исторический

Структура работы. Курсовая работа состоит из двух глав, каждая из которых делится на параграфы.

политическая организация общество личность демократия

Глава 1. Понятие и основы государства

1.1 Понятие государства

Государство возникает как классовая организация политической власти. Это положение прямо или косвенно доказано мировой наукой и исторической практикой. Действительно, рабовладельческое государство по своей сущности, в основе своей, было политической организацией рабовладельцев. Хотя в какой-то степени оно охраняло интересы и всех свободных граждан. Феодальное государство — это основной орган политической власти прежде всего феодалов, а также других богатых сословий (купцов, ремесленников, священнослужителей).

7 стр., 3176 слов

Государство: понятие, признаки, социальная природа

... признаками, такими как: территория, население, наличие аппарата публичной политической власти, суверенитет, наличие права. 2. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА В качестве основных общетеоретических признаков, ... сути, в том, что государство - явление социальное, существует только в обществе, ... органам государства" Коркунов Н.М. "Русское государственное право" Т1. С.27.. государство сущность признак природа ...

Капиталистическое государство на первых (классических) этапах своего развития выступало как орган выражения интересов буржуазии.

Развитие государства сложный диалектико-логический процесс. Он характеризуется многими противоречивыми тенденциями, среди которых, в конечном счете, начинают преобладать прогрессивные.

Более или менее однотипные экономические и социальные условия существования общества (производственные отношения, социальная структура), соответствующие им нравственные устои и культурный уровень населения при рабстве, феодализме и капитализме на первых этапах его развития придают государству известное внутреннее единство. Все они базируются на таких отношениях собственности, в которых преобладают элементы принуждения в государственном управлении, официально признается неравенство и угнетение как естественное состояние общественной жизни.

Особенность исторических типов государств, предшествующих современности, состоит в том, что они в основном выражали экономические интересы меньшинства (рабовладельцев, феодалов, капиталистов).

Однако по мере совершенствования общества, в процессе его гуманизации, политического и нравственного «взросления» человека экономическая и социальная база государства расширяется, принудительный же элемент его власти сужается.

Таким образом, в силу объективных причин государство превращается преимущественно в организующую силу общества, которая выражает и охраняет личные и общие интересы его членов.

Государство — это единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и ее население, располагает для этого специальным аппаратом управления, издает обязательные для всех веления и обладает суверенитетом.

Признаками государства являются территориальная организация населения, государственный суверенитет, сбор налогов, законотворчество. Государство подчиняет себе все население, проживающее на определенной территории, независимо от административно-территориального деления.

Государственная власть является суверенной, т.е. верховной, по отношению ко всем организациям и лицам внутри страны, а также независимой, самостоятельной по отношению к иным государствам. Государство является официальным представителем всего общества, всех его членов, именуемых гражданами. Взимаемые с населения налоги и полученные от него займы направляются на содержание государственного аппарата власти. Государство — это особая организация политической власти, которая располагает специальным аппаратом (механизмом) управления обществом для обеспечения его нормальной деятельности.

Издание законов и правил, обязательных для всего населения данного государства, осуществляется государственным законодательным органом.

1.2 Признаки государства

Понятие государства, его характеристики конкретизируются при раскрытии признаков, отличающих его как от родового строя, так и от негосударственных организаций общества. Иными словами, анализ признаков государства углубляет знания о нем, подчеркивает его уникальность в качестве ничем не заменимой формы организации общества и важнейшего общественно-политического института.

10 стр., 4827 слов

Социальная ценность государства и права

... институтами власти, государства в соответствии с принципом разделения властей. Исторический процесс идет от несовершенного, неразвитого государства, выступающего обычно как диктаторская государственная власть, к развитому государству, ... общества с еще не сложившимися, не утвердившимися экономическими, политическими, социальными, духовными отношениями, институтами. 2. развитые общества, т.е. с уже ...

Отличие государства от органов власти общинно-родового строя:

1) Наличие особой публичной власти в виде аппарата управления, то есть власти, которая непосредственно не совпадает с населением, предполагает разделение общества на управляющих и управляемых, стоит над обществом, не сливаясь с ним. Публичной она называется потому, что, не совпадая с обществом, выступает от его имени, от имени всего народа. Для государства характерно наличие группы людей, которые занимаются только управлением и освобождаются от производительного труда.

Олицетворенная в государственных органах и учреждениях, публичная власть становится государственной властью, т.е. той реальной силой, которая обеспечивает государственное принуждение, насилие. Решающая роль в реализации принуждения принадлежит отрядам вооруженных людей и специальным учреждениям (армии, полиции, тюрьмам и т. п.).

Государственная власть является разновидностью политической власти. Признаки государственной власти:

1. Всеобъемлющий характер (универсальность).

Означает, что государственная власть распространяется на всю территорию и на все население государства, на всех лиц, находящихся на этой территории.

2. Государственная власть имеет возможность законно применять принуждение.

3. Прерогатива государственной власти. Означает, что государственная власть может разрешить, приостановить, запретить, признать ничтожным проявление любой иной власти на своей территории.

4. Структурированность государственной власти. Государственная власть проявляется вовне в виде особого аппарата, в котором все органы связаны между собой иерархической соподчиненностью. Это внешняя сторона структурированности. Кроме этого, каждый орган имеет определенную жесткую структуру: состоит из органов и должностных лиц, связанных между собой иерархической соподчиненностью. Это внутренняя структура органов государства означает внутреннюю сторону структурированности государственной власти.

5. Государственная власть имеет особые каналы для передачи своих велений, которых нет у иных властей (право, законодательство) и особые средства воздействия на население, которых нет у иных властей (систему исправительных учреждений, милицию, внутренние войска и т. д.).

6. Государственная власть — всегда авторитет. Авторитет определяется различными факторами, чаще всего — это насилие, принуждение, но может быть и подлинный авторитет.

7. Государственная власть связана с правом, она обладает монополией на правотворческую деятельность, а право — самый эффективный регулятор общественных отношений.

Структуру государственной власти составляют:

1. Субъект (государство в лице его органов);

2. Объект (подвластные, население государства);

3. Властеотношения (отношения между субъектом и объектом по поводу власти, в которых государство проводит в жизнь свою волю).

Государственная власть имеет свои достоинства и недостатки. Достоинством является, прежде всего, то, что она способна управлять обществом, вносить в него начала организованности и упорядоченности. Это достигается, прежде всего, за счет таких качеств государственной власти, как всеобъемлющий характер (универсальность) и прерогатива. Эти качества являются достоинствами государственной власти. Однако прерогатива может расцениваться как недостаток, т. к. именно благодаря ей государство может монополизировать все сферы управления обществом. Государственная власть всегда стремится к абсолютизации, централизации, что и является ее недостатком.

19 стр., 9063 слов

Власть как социальное явление

... к власти, и нередко эти понятия отождествляются. Целью курсовой работы является изучение власти как социальное явление . Необходимость власти ... необходимость беспрекословного подчинения власти, в первую очередь, государственной. Сторонники антропологической концепции источник власти находят в ... условиях трансформации российского государства и общества в целом отношение к власти начало меняться. Именно ...

В отличие от других видов социальной власти государственная власть является:

  • аппаратной (имеет механизм осуществления),
  • суверенной (не зависит от иной власти),
  • легитимной (опирается на закон).

Власть существовала и в догосударственном обществе, но это была непосредственно общественная власть, которая исходила от всего рода и использовалась им для самоуправления. Она не нуждалась ни в чиновниках, ни в каком-либо аппарате. Принципиальная особенность публичной (государственной) власти состоит в том, что она воплощается именно в чиновниках, т.е. в профессиональном сословии (разряде) управителей, из которых комплектуются органы управления и принуждения (государственный аппарат).

Без этого физического воплощения государственная власть представляет собой лишь тень, воображение, пустую абстракцию.

2) Территориальная организация населения — это разделение населения по территориальному принципу. Государство всегда связано с определенной территорией, на которой проживает подвластное ему население. Выражением территориального принципа является административно-территориальное деление на такие административные регионы, как области, районы, города, а также определение пространственных пределов и установление государственной границы.

В догосударственном обществе принадлежность индивида к тому или иному роду обусловливалась кровным или предполагаемым родством. Причем род часто не имел, строго определенной территории, перемещался с одного места на другое. В государственно-организованном обществе кровнородственный принцип организации населения потерял свое значение. На смену ему пришел принцип его территориальной организации. Государство имеет строго локализованную территорию, на которую распространяется его суверенная власть, а население, на ней проживающее, превращается в подданных или граждан государства. Возникают, таким образом, пространственные пределы государства, в которых появляется новый правовой институт — подданство или гражданство. С территориальной организацией населения сопряжено не только возникновение государства, но и начало складывания отдельных стран. А потому с этих позиций понятия «государство» и «страна» во многом совпадают.

В условиях государства появляется территориальное разделение жителей. Сама система государственной власти строится на основе соответствующего политико-территориального деления, которое, в свою очередь, организуется государством, чтобы его граждане могли осуществлять свои права и обязанности по месту своего жительства. Иными словами, благодаря этому признаку государственная власть может легко найти любого подданного и потребовать от него выполнения своих общественных обязанностей.

3) Наличие аппарата принуждения, наряду с аппаратом власти и управления.

5 стр., 2016 слов

Важнейшие характеристики социального правового государства

... противоположной классовой концепции государства. Основные характеристики правового государства. 1. Экономическая, социальная и нравственная основы правового государства. Экономической основой правового государства являются производственные отношения, базирующиеся на многоукладности, на различных формах собственности (государственной, коллективной, арендной, ...

Это особые отряды вооруженных людей: армия, полиция, разведка, и принудительные учреждения: тюрьмы, лагеря и т.п.

4) Государственная казна, с существованием которой связаны такие явления как налоги (учрежденные публичной властью поборы с населения, взыскиваемые принудительно в установленных размерах и в заранее определенные сроки), внутренние и внешние займы, государственные кредиты, долги государства, то есть все то, что характеризует экономическую деятельность государства и обеспечивает его функционирование.

Вторая группа отличительных признаков позволяет рассматривать государство в качестве специфической организации общества, осуществляющей политическую власть.

Суверенность — верховенство государства внутри страны и независимость вне её. Из всех организаций общества только государство обладает государственным суверенитетом.

Суверенитет — неотъемлемое свойство государственной власти; именно он отличает государственную власть от всяких иных видов власти. Суверенитет — это политико-правовое свойство государственной власти, которое выражает ее верховенство внутри страны и независимость от всякой иной власти за пределами страны.

Суверенитет имеет внутреннюю и внешнюю стороны (или, соответственно, внутренний и внешний суверенитет).

Внутренний суверенитет — это верховенство государственной власти внутри страны, ее независимость от всякой иной власти внутри страны (власти политических партий, общественных организаций и т. д.).

Внутренняя сторона суверенитета выражается в следующих свойствах государственной власти (т. е. именно благодаря наличию этих качеств государственная власть обладает верховенством):

  • универсальность — власть в государстве распространяется на все население;
  • прерогатива — государство обладает правом издавать законы и тем самым определять масштаб свободы всех субъектов права;
  • наличие особых средств для передачи своих велений (право, законодательство);
  • в исключительном праве государства официально представлять все общество, а не отдельные его части;
  • наличие особых средств воздействия на население, каких нет ни у какой иной власти (правосудие, армия).

Внешний суверенитет — это независимость государственной власти от всякой иной власти за пределами страны. Внешняя сторона суверенитета выражается в следующих характеристиках:

  • государственная власть способна самостоятельно проводить в жизнь внешнюю политику, строить взаимоотношения с другими государствами;
  • никто не вправе вмешиваться во внутренние дела государства;
  • государство вправе по своему усмотрению создавать межгосударственные объединения, вступать в уже существующие объединения, а также обладает правом свободного выхода из межгосударственных союзов;
  • государство обеспечивает собственную территориальную целостность и неприкосновенность;
  • государство вправе по своему усмотрению вступать в экономические, культурные, иные связи с другими государствами и др.

Из суверенитета государства вытекают и другие признаки государства, отличающие его от иных политических организаций:

  • а) государство распространяет свою власть на всю территорию страны, обозначенную государственной границей, т.е. государство является всеохватывающей, универсальной организацией данного общества, все другие общественные структуры ей подчинены;
  • б) государство имеет устойчивую юридическую связь с населением (в виде подданства или гражданства), распространяет на него свою власть и обеспечивает защиту как внутри страны, так и за ее пределами;

— в) государство имеет специальный аппарат власти — механизм, в котором концентрируется принудительная сила государства. Причём государство применяет в первую очередь «легализованное принуждение» (в том числе и физического принуждения) в отношении населения.

13 стр., 6274 слов

Сущность и социальное назначение государства

... образом, целью курсовой работы является изучение понятие, признаков, сущности и социальное назначение государства. Задачи: 1) раскрыть понятие, сущность и социальное назначение государства; 2) охарактеризовать основные признаки государства; 3) рассмотреть типологию государства. Для реализации цели и задач в данной курсовой работе использовались ...

Государственный аппарат (механизм), который выделяется из общества, состоит из особого слоя людей, профессией которых является политическое управление другими людьми. Аппарат строится в соответствии с иерархией служебных должностей и на основе особой служебной дисциплины.

Механизм государства есть та реальная организационная материальная сила, располагая которой, государство осуществляет власть. Механизм является структурным и предметным олицетворением государства, представляет собой материальное «вещество», из которого оно состоит. Можно сказать, что механизм суть деятельное, постоянно функционирующее выражение государства. Механизм государства — это целостная иерархическая система государственных органов и учреждений, практически осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства.

Характерные признаки механизма (аппарата) государства:

  • целостная иерархическая система государственных органов и учреждений, которая обеспечивается едиными принципами организации и деятельности государственных органов и учреждений, едиными задачами и целями их деятельности;

— первичными структурными частями (элементами) механизма являются государственные органы и учреждения, в которых работают государственные служащие (чиновники, иногда их называют управленцами), они связаны между собой началами субординации и координации.

— для обеспечения государственных властных велений он имеет непосредственные орудия (учреждения) принуждения, соответствующие техническому уровню каждой эпохи,- вооруженные отряды людей, тюрьмы и др. Без них не может обойтись ни одно государство.

  • при помощи механизма практически осуществляется власть и выполняются функции государства

г) государство обладает монополией правотворческой деятельности — правом издавать властные общеобязательные веления (юридические нормы).

Только оно может издавать такие предписания, которые обязательны для исполнения всеми членами общества, и обеспечены принудительной силой государственного аппарата. В системе правовых актов выделяются законы, устанавливающие рамки осуществления государственной власти, деятельности органов государства. При этом оно вправе отменить, признать ничтожным любое проявление всякой другой общественной власти;

— д) государство имеет особые средства для осуществления политического принуждения, какими никакая другая политическая организация не обладает (армия, карательные органы, полиция, органы безопасности, тюрьмы и т. п., которые специально предназначены для осуществления легализованного и не легализованного принуждения).

Используя его, властвующий субъект навязывает свою волю подвластным.

13 стр., 6175 слов

Роль государства в обеспечении прав и свобод человека

... те условия и способы жизнедеятельности людей, которые объективно необходимы для обеспечения нормального функционирования индивида, общества, государства. Такие права, как право на жизнь, на достоинство, неприкосновенность личности, свободу совести, мнений, убеждений, автономию личной жизни, право на участие ...

Государственное принуждение — это психологическое, материальное или физическое (насильственное) воздействие полномочных органов и должностных лиц государства на личность с целью заставить (принудить) ее действовать по воле властвующего субъекта, в интересах государства.

Само по себе государственное принуждение — острое и жесткое средство социального воздействия. Оно основано на организованной силе, выражает ее и потому способно обеспечивать безусловное доминирование в обществе воли властвующего субъекта.

Государственное принуждение ограничивает свободу человека, ставит в такое положение, когда у него нет выбора, кроме варианта, предложенного (навязанного) властью. Посредством принуждения подавляются, тормозятся интересы и мотивы антисоциального поведения, принудительно снимаются противоречия между общей и индивидуальной волей, стимулируется общественно полезное поведение.

Государственное принуждение бывает правовым и неправовым. Последнее может обернуться произволом государственных органов, ставящих личность в никем и ничем не защищенное положение. Такое принуждение имеет место в государствах с антидемократическим, реакционным режимом — тираническим, деспотическим, тоталитарным.

Правовым признается государственное принуждение, вид и мера которого строго определены правовыми нормами и которое применяется в процессуальных формах (четких процедурах).

Законность, обоснованность и справедливость государственного правового принуждения поддается контролю, оно может быть обжаловано в независимый суд. Уровень правового «насыщения» государственного принуждения обусловлен тем, в какой мере оно:

а) подчинено общим принципам данной правовой системы,

б) является по своим основаниям единым, всеобщим на территории всей страны,

в) нормативно регламентировано по содержанию, пределам и условиям применения,

г) действует через механизм прав и обязанностей,

д) оснащено развитыми процессуальными формами.

Чем выше уровень правовой организации государственного принуждения, тем оно в большей мере выполняет функции позитивного фактора развития общества и в меньшей — выражает произвол и своеволие носителей государственной власти. В правовом и демократическом государстве государственное принуждение может быть только правовым.

Формы государственного правового принуждения достаточно многообразны. Это меры предупредительного воздействия — проверка документов с целью предотвращения правонарушений, прекращение или ограничение движения транспорта, пешеходов при авариях и стихийных бедствиях и др.; правовое пресечение — административное задержание, привод, обыск и т. д.; меры защиты — восстановление чести и доброго имени и другие виды восстановления нарушенных прав.

Глава 2. Демократия и личность как элементы государства

2.1 Демократия как элемент государства

Демократия является формой правления, при которой все граждане участвуют в управлении государством и принимают на себя ответственность перед обществом либо непосредственно, либо через своих свободно избираемых представителей.

Демократия представляет собой совокупность принципов и практических мер, защищающих свободу человека. Демократия — это институционализация (введение в законные рамки) свободы.

6 стр., 2687 слов

Личность,государство,право

... прав и обязанностей граждан и государства, а также защиту гражданина государством внутри страны и за ее пределами. 1 В обществе, где господствуют идеалы справедливости, гуманизма, демократии, люди стремятся гармонизировать отношения между отдельной личностью и ...

Демократия основана на принципах волеизъявления большинства в сочетании с правами личности и меньшинств. Все государства с демократической формой правления, уважая волю большинства, ревностно защищают основные права отдельных людей и групп, составляющих меньшинство.

Демократические государства оберегают членов общества от всевластия центральных правительств и осуществляют процесс децентрализации государственной власти, делегируя часть полномочий на региональный и местный уровень. При этом государства с демократической формой правления отдают себе отчет в том, что местные органы власти должны в максимально возможной степени быть доступными народу и откликаться на его нужды и чаяния.

Демократические государства понимают, что одной из их основных функций является защита таких основных прав человека, как свобода слова и вероисповедания; право на равную защиту со стороны закона и право на создание организаций и полномасштабного участия в политической, экономической и культурной жизни общества.

Государства с демократической формой правления регулярно проводят свободные и справедливые выборы, право участия в которых предоставляется всем гражданам. Выборы в демократическом обществе не могут быть лишь ширмой, за которой скрываются диктаторы или одна единственная партия, а представляют собой подлинные соперничества за завоевание поддержки народа.

Демократия требует от государственных органов выполнения законов и обеспечивает такое положение, при котором все граждане получают одинаковую защиту в рамках закона и все их права защищаются правовой системой.

Демократические государства отличаются разнообразием, отражая уникальную политическую, общественную и культурную жизнь каждой страны.

Государства с демократической формой правления основываются на основополагающих принципах, а не на единообразной практике. В условиях демократии граждане не только имеют права, но и берут на себя обязательство участия в политической системе, которая в свою очередь защищает права и свободы этих граждан.

В зависимости от форм участия народа в осуществлении власти выделяют прямую, плебисцитарную и представительную демократию. В прямой демократии между волей народа и ею воплощением в решения нет опосредующих звеньев — народ сам участвует в обсуждении и принятии решений. Прямая демократия сегодня используется в организациях и небольших сообществах (городах, общинах) как самоуправление. Распространенность прямой демократии ограничивается территориальным фактором и зависит от того, насколько децентрализован процесс принятия решений. Другой формой прямой демократии являются сам процесс голосования, в ходе которых осуществляется прямое волеизъявление народа в отношении своих представителей в органы государственной власти. Плебисцитарная демократия является другим способом выражения воли народа. Ряд исследователей рассматривает ее как разновидность прямой демократии и не выделяют ее в отдельную группу.

Практика плебисцитарной демократии берет в античных полисах, где важнейшие решения по вопросам государственной и общественной жизни принимались на народных собраниях голосованием всех граждан. В Европе ХХ в. плебисциты неоднократно использовались для решения вопросов территориального размежевания (например, отделение Норвегии от Швеции).

13 стр., 6452 слов

Понятие и социальная обусловленность принципов права

... науках общего представления об объективном и субъективном в праве. Целью настоящей работы является исследование демократии как принципа права. Поставленная цель определила следующие задачи: 1) Изучить понятие и социальную обусловленность принципов права и их виды. 2) Рассмотреть понятие, ...

В настоящее время классической страной плебисцитарной демократии считается Швейцария, где референдумы проводятся регулярно и подразделяются на три основных вида:

1. обязательные — если вновь принятый Закон затрагивает Конституцию страны;

2. условные, которые могут проводиться по любому Закону в течение 3 месяцев со дня его принятия, если в поддержку референдума удается собрать определенное количество подписей;

3. совещательные, которые проводит Правительство или парламент, когда нет уверенности в поддержке большинством населения того или иного законопроекта, либо когда хотят заручиться поддержкой этого большинства.

Оценивая теорию и практику плебисцитарной демократии, современная политическая наука отмечает, что эта система может более или менее успешно функционировать лишь при определенных условиях.

Первое из них — общественная стабильность. В обстановке высокой социальной напряженности, а тем более глубоких политических и экономических кризисов, немногие граждане способны сохранить здравый смысл и делать свой выбор осознанно.

Второе условие — развитие демократической традиции. Только лидер, который, что называется, «с молоком матери» впитал уважение к Закону и правам граждан, получив на выборах большую власть, будет воздерживаться от того, чтобы узурпировать ее целиком. Только граждане, воспитанные в тех же традициях, не позволят избранному ими лидеру это сделать. Поэтому такая система успешно функционирует в США, но весьма рискованна в Латинской Америке и государствах бывшего СССР.

Третье условие — сильная политическая оппозиция, имеющая доступ к средствам массовой информации. В противном случае общественное мнение зачастую удается обработать в направлении, выгодном для власти.

Статистика показывает, что даже при наличии перечисленных условий референдум, как правило, выигрывает тот, кто его проводит. Если же эти условия отсутствуют, плебисцитарная демократия, которая, на первый взгляд, представляется высшим воплощением народовластия, на самом деле дает политической элите широкие возможности манипулирования общественным сознанием. Причем этот вид манипулирования, пожалуй, самый худший, ибо это манипулирование народом посредством самого народа.

В представительной (репрезентативной) демократии воля народа выражается не прямо, а через институт посредников, поэтому ее еще называют делегируемой демократией. Депутаты, политические лидеры, получив «мандат доверия» от народа, должны воплотить эту волю в принимаемых законах и решениях. Между народными представителями и теми, кого они представляют, устанавливаются отношения, основанные на полномочиях и доверии.

Оппоненты прямой демократии указывают на сложность принятия согласованных решений; на недостаточную компетентность и на эмоциональную неуравновешенность народа; на высокую степень манипулируемости общественным мнением в ходе публичных дебатов со стороны профессиональных политиков, что позволяет победить на выборах не мудрым лидерам, а демагогам; на большой разброс мнений, что мешает выработке решений. Кроме того, проведение референдумов сложно и дорого стоит. Важнейшей проблемой является низкий уровень гражданской активности, выражающийся в уклонении избирателей от голосования, что получило название абсентеизма (лат. absentia — отсутствие).

Сторонники прямой демократии указывают на ее истинность, на то, что она способствует расширению политического кругозора граждан, и критикуют представительную демократию за возможность появления ряда негативных моментов:

  • отрыв депутатов от народа и их обюрокрачивание;
  • возможность коррупции;
  • приоритетное влияние на принятие решений мощных групп давления;
  • отстраненность рядовых депутатов от принятия решений;
  • возрастание влияния специализированных органов (комитетов и комиссий), которые превращаются в центры принятия решений;
  • на ослабление демократического контроля снизу.

Однако у представительной демократии есть свои значительные плюсы. Некомпетентность обывателя заменяется профессионализмом депутатов, которые имеют возможность подготовительной работы с решениями, могут использовать экспертов для оценок этих решений. Наконец, если при прямой демократии решения принимаются простым большинством, то при обсуждении того же вопроса в парламенте появляется возможность достичь баланса интересов.

Развитие современных компьютерных технологий приносит новые моменты в развитие современной демократии. Сторонники прямой демократии связывают решение проблемы низкой гражданской активности населения с развитием «компьютерной демократии» (термин введен западными политологами Г. Краухом, Б. Барбером, Н. Боббио) или «телематической демократией». Под телематикой понимают соединение в единую сеть компьютера, телевизора и телефона. Речь идет о возможности для гражданина, не выходя из дома, кнопочного или телефонного голосования по различным вопросам, включая выборы депутатов. Но и здесь есть свои минусы. Наряду с общими недостатками прямой демократии (например, «тиранией некомпетентности» обывателя), может возникнуть проблема с анонимностью голосования. Если урна для голосования является анонимным методом регистрации предпочтений, то электронные технологии позволяют накапливать сведения о голосовавших.

Современные потребности демократического развития требуют сбалансированного соотношения прямой и представительной формы демократии. Демократия представляет собой постоянный процесс совершенствования, т. к. современные ее формы не являются идеальными. Крылатой стала фраза У. Черчилля, о том, что демократия является наихудшей формой правления, за исключением всех других форм, которые время от времени испытывались. Преимущества демократии заключаются в том, что она позволяет сохранить политическую стабильность, предполагает низкий уровень имеющего место или потенциального насилия. В условиях демократии между решениями власти и реакцией общества существует обратная связь. Ответные сигналы общества могут выражаться в виде поддержки или критики, что является возможным благодаря независимой прессы.

2.2 Личность как элемент государства

Личность — это единичный человек как система устойчивых качеств, свойств, реализуемых в социальных связях, социальных институтах, культуре, более широко — в социальной жизни.

Такой подход обеспечивает то, что ничто человеческое (за исключением немного, сугубо инстинктивного, чисто биологического) в том числе темперамент, эмоции, присущие данному человеку, не исчезают в личности. Вместе с тем, в личности они представлены лишь в тех проявлениях, которые значимы для социальной жизни. Индивид, соответственно, — это единичный человек как биосоциальное существо, особь. Индивидуальность — это характеристика уникальности, неповторимости, присущей данной личности.

Следовательно: а) личность — это любой человек (а не только яркий, исключительный), рассмотренный в его социальности как ответственный и сознательный субъект (деятель) социальной жизни; б) индивидуальность может быть присуща каждой личности, а не только наиболее талантливым людям.

Новая российская государственность провозглашает и нормативно закрепляет отношения личности и государства. Не человек создан для государства, а государства, — таков теперь главный принцип их отношений. В этом состоит гуманистическая сущность Конституции и всего конституционного права России. При этом акцент делается не на коллективном пользовании правами, как это было свойственно тоталитарному государству, а на индивидуальном выборе образа действий. Безусловно, коллективизм необходим для достижения определенных целей, но, понимаемый с чрезмерным универсализмом, он в состоянии подавить инициативу и способности отдельного человека. А индивидуализм, напротив, раскрывает потенциал общества, и задача права, исходя из этого, содействовать проявлению энергии каждого человека.

Приоритет человека перед государством позволяет осознать место человека в гражданском обществе. Это место не определяется государством, оно неотъемлемо принадлежит человеку и реализуется в меру его способностей и инициативы. Гражданское общество тем и отличается от общества тоталитарного типа, что оно развивается на основе саморегулирования, то есть не принуждается в тотальной регламентации со стороны государства. Государство регулирует поведение человека только в определенной мере, так, чтобы не затронуть его свободу и обеспечить общественные интересы. Такое понимание соотношения человека, общества и государства подчеркивает гуманистическую сущность конституционного строя.

Выражение “высшая ценность”, упоминающееся в ст. 2 Конституции РФ, относится не к юридической, а к нравственной категории. Но когда оно попадает в конституционный текст, то превращается в категорию правовую, то есть в обязательное правило для всех членов общества — как обличенных, так и не обличенных властью. Последующие главы Конституции, и особенно глава 2 “Права и свободы человека и гражданина”, подчинены этому суперпринципу, раскрывают и детализируют его. В ст. 18, например, провозглашается, что права и свободы человека и гражданина “определяют смысл, содержания и применения законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием”. Отсюда следует, что все ветви власти, все звенья государственного механизма служат главной цели: обеспечиванию прав и свобод человека и гражданина. Во всех случаях их столкновения с принципом целесообразности при решении того или иного вопроса приоритет должен оправдываться правами и свободами.

Основные обязанности государства в этой сфере сводятся к признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина.

Признание означает закрепление в Конституции и законах всего объема прав и свобод, предусмотренных общепризнанными нормами международного права, а так же неотъемлемых прав и свобод, вытекающих из естественного права.

Соблюдение требует от государственных органов не только воздерживаться от любых действий, нарушающих или ущемляющих права и свободы, но и создавать условия для их реализации людьми.

Защита предусматривает действия судебных и административных органов по восстановлению нарушенного права или недопущению такого нарушения, а так же создание соответствующих гарантий.

Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью не означает, что государство во всех случаях не вправе ограничивать действия людей. Это необходимо для того, чтобы осуществление прав и свобод одними не ущемляло прав и свобод других, не наносило ущерба обществу. Государство, кроме того, должно следить за законопослушанием своих граждан, требуя от них уважения к правопорядку. Граждане, в свою очередь, обязаны не нарушать правопорядок, и действовать в соответствии с статьями Конституции РФ.

Конституционная обязанность признавать человека, его права и свободы высшей ценностью, реализуется через сложный и развернутый механизм власти; по существу, в этом механизме участвуют все государственные органы и вся правовая система страны.

Гуманизм конституционного строя отчетливо проявляется в подходе к институту гражданства. Под гражданством понимают правовую связь лица с конкретным государством, которая ведет к установлению взаимных прав и обязанностей, и прежде всего обязанности государства защищать права и свободы данного лица в полном объеме. Преимущество гражданства состоит в том, что государство обязанно защищать своих граждан даже за пределами страны. Следовательно, правовой статус, который предоставляется гражданством, наполнен гарантиями, реализация которых во многом зависит от должностных лиц государства. Это превращает институт гражданства в важную часть проблемы “человек — государство” и ставит его основные положения в разряд основ конституционного строя.

Ныне положение человека радикально изменилось от положения человека в тоталитарный период. Конституция (ч. 3, ст. 6 ) установила, что гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его. Ни при каких обстоятельствах гражданина нельзя лишать гражданства вопреки его желанию и без законных оснований. Также основания необходимы и для приобретения гражданства.

К основам конституционного строя относится также, закрепленный в ст. 6 Конституции РФ, принцип равного гражданства, не зависимо от оснований приобретения. Это означает, что для полноты прав и свобод не имеет значения стаж пребывания в гражданстве и различие между гражданством по рождению и гражданством приобретенным. Каждый гражданин России обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные права и обязанности, предусмотренные Конституцией.

Итак, реальная гарантированность прав и свобод личности является чрезвычайно важным конституционным признаком правового государства. Принцип которого закреплен в ст. 2 Конституции РФ : “Человек, его права и свободы, являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства “. Иными словами, государство обязано не только соблюдать права и свободы, но и создавать условия для их реального воплощения.

Важным гарантом незыблемости прав и свобод гражданина является конституционное положение, соответствии с которыми властные структуры государства обязаны обеспечить каждому возможность ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающие его права и свободы. В правовом государстве признается и право каждого гражданина защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Все это вместе взятое делает государство ответственным перед гражданином. В свою очередь гражданин несет ответственность за свои незаконные действия перед государством в лице его органов.

Подводя итог, можно сказать, что государство, устанавливая в правовых законах меру свободы человека, в то же время ограничивает себя в собственных решениях и действиях. Подчиняясь праву, государственные органы не могут нарушить его предписания и несут ответственность за нарушение или невыполнение этих обязанностей. Обязанность закона для государственной власти (органов) обеспечивается системой мер, которые призваны ограничить ее произвол. К ним относятся:

  • политическая ответственность правительства перед органами государственной власти;
  • политическая ответственность депутатов перед своими избирателями;
  • юридическая ответственность должностных лиц государства любого уровня за невыполнение своих обязанностей.

На тех же правовых основах должна строится ответственность личности перед государством. Применение государственного принуждения должно носить правовой характер. Правовой характер взаимной ответственности государства и личности — это важная составная часть объективно складывающегося в обществе права. Соблюдение правовых требований — юридическая обязанность всех, и прежде всего — государства, что является характерной чертой правового государства.

Заключение

В ходе проделанного исследования взаимоотношения таких понятий, как государства, демократия и личность можно сделать следующие выводы.

Государство — это единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и ее население, располагает для этого специальным аппаратом управления, издает обязательные для всех веления и обладает суверенитетом.

Признаками государства являются территориальная организация населения, государственный суверенитет, сбор налогов, законотворчество. Государство подчиняет себе все население, проживающее на определенной территории, независимо от административно-территориального деления.

Демократия является формой правления, при которой все граждане участвуют в управлении государством и принимают на себя ответственность перед обществом либо непосредственно, либо через своих свободно избираемых представителей.

Демократия представляет собой совокупность принципов и практических мер, защищающих свободу человека. Демократия — это институционализация (введение в законные рамки) свободы.

Демократия основана на принципах волеизъявления большинства в сочетании с правами личности и меньшинств. Все государства с демократической формой правления, уважая волю большинства, ревностно защищают основные права отдельных людей и групп, составляющих меньшинство.

Современные потребности демократического развития требуют сбалансированного соотношения прямой и представительной формы демократии. Демократия представляет собой постоянный процесс совершенствования, т. к. современные ее формы не являются идеальными.

Личность — это единичный человек как система устойчивых качеств, свойств, реализуемых в социальных связях, социальных институтах, культуре, более широко — в социальной жизни. Такой подход обеспечивает то, что ничто человеческое (за исключением немного, сугубо инстинктивного, чисто биологического) в том числе темперамент, эмоции, присущие данному человеку, не исчезают в личности. Вместе с тем, в личности они представлены лишь в тех проявлениях, которые значимы для социальной жизни.

Подводя итог, можно сказать, что государство, устанавливая в правовых законах меру свободы человека, в то же время ограничивает себя в собственных решениях и действиях, однако лишь в той степени, в которой позволяет осуществить это форма демократии. Подчиняясь праву, государственные органы не могут нарушить его предписания и несут ответственность за нарушение или невыполнение этих обязанностей. Обязанность закона для государственной власти (органов) обеспечивается системой мер, которые призваны ограничить ее произвол. К ним относятся:

  • политическая ответственность правительства перед органами государственной власти;
  • политическая ответственность депутатов перед своими избирателями;
  • юридическая ответственность должностных лиц государства любого уровня за невыполнение своих обязанностей.

На тех же правовых основах должна строится ответственность личности перед государством. Применение государственного принуждения должно носить правовой характер.

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/demokratiya-i-lichnost/

1. Конституция Российской Федераций от 12.12.1993 (ред. от 30.12.2008 N 6-ФКЗ и от 30.12.2008 N 7-ФКЗ).

2. Демидов А.И. Правоведение. 1995. №3.

3. Козулин А.И. Государство и право. 1994. №2.

4. Комаров С. А. Теория государства и права в схемах и определениях. — М., 1997.

6. Матузов Н.И. Правовая система и личность. Саратов. 1987.

7. Лазарева В. М. Общая теория государства и права. Учебник — М. Юрист — 2004г.

8. Семин Г. Основы Российского правового государства/ Российская юстиция/ 1998 №2.

9. Скоков А. М., Строев Е. А. Общество, государство и право России. — Рязань, 2003г.

10. Теория государства и права. Курс лекций. Н. И. Матузова и А. В. Малько — М. Юрист — 2004г.

11. Бачило И. Л. Факторы, влияющие на государственность. // Государство и право, 1993. №7.

12. Бержель Ж-Л. Общая теория права /Под ред. В.И. Даниленко. М., 2000.

13. Лазарев В. В., Липень С. В. Теория государства и права. М., 2010.

14. Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 2011.

15. Морозова Л.А. Теория государства и права. М., 2009.

16. Балашов А.И., Рудаков Г.П. Правоведение: учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2005