Государство: понятие, признаки, социальная природа

Вопрос о понятии государства относится к числу дискуссионных и не имеет единообразных трактовок ни в отечественной, ни в зарубежной литературе. Это объясняется в значительной степени многообразием подходов, которые сложились в науке относительно понимания государства.

В современной научной литературе существуют разные подходы к пониманию «Государства»: теологический, юридический, классический, кибернетический, географический, социологический, политико-правовой, либеральная концепция, марксистское понимание государства.

В своей работе я рассмотрю географический, социологический, политико-правовой подходы к пониманию государства.

В рамках географического подхода государство рассматривается как обособленное территориальное образование — страна.

В догосударственном обществе принадлежность индивида к тому или иному роду обусловливалась кровным или предполагаемым родством. Причем род часто не имел строго определенной территории, перемещался с одного места на другое. В государственно-организованном обществе кровнородственный принцип организации населения потерял свое значение. На смену ему пришел принцип его территориальной организации. Государство имеет строго локализованную территорию, на которую распространяется его суверенная власть, а население, на ней проживающее, превращается в подданных или граждан государства. Возникают, таким образом, пространственные пределы государства, в которых появляется новый правовой институт — подданство или гражданство.

С территориальной организацией населения сопряжено не только возникновение государства, но и начало складывания отдельных стран. А потому с этих позиций понятия «государство» и «страна» во многом совпадают.

От негосударственных организаций (профсоюзов, политических партий и др.) государство отличается тем, что олицетворяет все население страны, распространяет на него свою власть. Профсоюзы и политические партии объединяют в своих рядах часть населения, создаются добровольно по тем или иным интересам.

В рамках социологического подхода государство рассматривается как специфическая социальная организация, членов которой (граждан (подданных) государства) связывают друг с другом, а также с аппаратом государственной власти устойчивые связи, обусловливающие их взаимные права и обязанности и непосредственно не зависящие от места нахождения гражданина (подданного).

Социологический подход состоит, по сути, в том, что государство — явление социальное, существует только в обществе, тесно с ним связано, им предопределено и т. д. При этом здесь наблюдается два течения. Согласно первому — государство отождествляется с обществом, государство есть само общество, особым образом организованное. По Аристотелю, государство — «сообщество равных, имеющих цель совершенствования жизни» См.: Аристотель. «Политика».. Государство образуют только граждане, несущие воинскую службу, обладающие избирательным правом. Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что большинство населения (часть свободных и рабы тем более) исключается из государства. Государство выступает как власть меньшинства. Отождествление общества и государства мы видим у И. Канта: «Государство — объединение людей под эгидой права» И. Кант. «Метафизика нравов» (1797 г.).. Н.М. Коркунов утверждал: «Государство — общественный союз свободных людей с принудительно установленным мирным порядком посредством предоставления исключительного права принуждения только органам государства» Коркунов Н.М. «Русское государственное право» Т1. С.27.. государство сущность признак природа

8 стр., 3656 слов

Р. Паунд — представитель американской социологической школы права

... юриспруденции наиболее подходящим названием стало название "юридическая социальная инженерия", авторство приписывается Паунду. Лица, применяющее право, - это "социальные инженеры", обеспечивающие компромисс и гармонию социальных интересов. В частности, Р. Паунд ... социологических ... государств, ... властью также и право нормотворчества по собственной инициативе. Функции права Социология права, определял Паунд, ...

Второй вариант социологического подхода состоит по сути в том, что государство — относительно самостоятельная организация, не совпадающая с обществом, самостоятельный институт. Это по сути дела современный подход, основывающийся на четком разграничении гражданского общества и государства. Государство — ??? организация особого рода, отвечающая на вопросы: кому и чему оно служит, каковы его цели и задачи?

Политико-правовой или юридический подход наиболее широкое распространение получил в ХIХ — начале ХХ вв. Государство с его позиции трактуется как юридическое явление, как субъект права, деятельность которого связана правовыми нормами и прежде всего конституцией. Например, наиболее известный представитель этого подхода австрийский, а затем американский исследователь Г. Кельзен Г. Кельзен «Чистая теория права» 1934 г. рассматривал государство как установленный в масштабе нации или страны правовой порядок.

Г.В. НазаренкоНазаренко Г.В. Учебный курс «Теория государства и права». 2006. С.57. считает, что согласно юридическому подходу критерием типологии государств являются особенности государственно-правовой системы, характеризующие правовое положение различных слоев населения и способы государственной защиты социального статуса граждан.

В соответствии с указанным критерием можно выделить три типа государства: сословное, представительное и цивилизованное.

Сословное государство законодательно закрепляет и защищает неравное положение разных классов и сословий, а также привилегии различных социальных групп внутри сословия. Этому типу государства соответствует рабовладельческое и феодальное право.

Современное представительное государство законодательно закрепляет формальное равноправие граждан. Представительному типу государства соответствует право формальных возможностей, которое фактически не гарантирует и не обеспечивает равенства тем, кто не в состоянии воспользоваться услугами адвоката, не внушает доверия полиции и не имеет связей в обществе.

В качестве третьего типа формируется цивилизованное государство, которому суждено преодолеть формализм права с помощью системы социальных гарантий, включающей в себя всемерную поддержку социально слабых слоев населения: безработных, инвалидов, пенсионеров, учащихся и так далее. Русские юристы называли этот тип государства культурным, хотя по существу имели в виду правовое и одновременно социальное государство.

13 стр., 6175 слов

Роль государства в обеспечении прав и свобод человека

... условия и способы жизнедеятельности людей, которые объективно необходимы для обеспечения нормального функционирования индивида, общества, государства. Такие права, как право на жизнь, на достоинство, неприкосновенность личности, свободу совести, мнений, убеждений, автономию личной жизни, право на участие ...

Западноевропейская наука проводит классификацию государств по характеру взаимоотношений между государственной властью и индивидом. По мнению Г. Кельзена в основе типизации современных государств находится идея политической свободы. По этому признаку выделяются два типа государственности: демократия и автократия. Аналогичную трактовку типологии государств дают американские и немецкие политологи. Они делят все государства на демократические и антидемократические (Р. Макайвер, Р. Дарендорф).

При таком подходе фактически проводится типологизация политического режима, а не государства в собственном смысле слова.

Анализируя данные подходы можно сделать вывод о том, что государство является универсальной социально-политической организацией, обладающей определенными признаками, такими как: территория, население, наличие аппарата публичной политической власти, суверенитет, наличие права.

2. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА

В качестве основных общетеоретических признаков, в той или иной степени, характеризующих любое государство, независимо от исторического типа, формы правления, государственного устройства, политического режима, следует выделить: территорию, население, наличие аппарата публичной политической власти, суверенитет, наличие права.

Рассмотрим указанные признаки более подробно.

Под государственной территорией в юридической науке принято понимать часть земного шара, находящаяся под верховной властью (суверенитетом) определенного государства.

Составными частями государственной территории являются сухопутные, водные, подземные и воздушные пространства. Кроме того, государственная территория как признак государства включает в себя в качестве составляющих элементов фактическую и юрисдикционную территории.

Фактическая территория — это территория в пределах государственных границ, состоящая из суши с ее недрами, внутренних вод и прибрежной зоны, воздушного пространства над землей и водами.

Юрисдикционная территория — это территория, находящаяся вне пределов государственных границ, но на которую распространяется суверенитет государства. Таким образом, законы государства действуют не только на фактической государственной территории, но и на объектах, приравненных к таковой (зарубежные дипломатические представительства, полярные станции на материке Антарктида, морские и воздушные суда, космические объекты носящие флаг или отличительные знаки государства, телеграфные кабели, трубопроводы находящиеся вне пределов фактической территории и т.д.).

Значение территориального признака заключается в том, что территория представляет собой необходимую материальную основу государственности, подразумевающую наличие естественных материальных ресурсов и в первую очередь естественных богатств являющиеся предметом труда (уголь, нефть, металлы и т.д.).

10 стр., 4935 слов

Государство как политический институт

... охарактеризовать государство как политический институт; определить механизм и функции государства; проанализировать основные формы государства. 1. Государство как политический институт Современное государство представляет собой сложное социальное образование. С одной стороны, это соединение людей на определенной территории, которые подчиняются публичной власти. ...

Без наличия территории невозможно развитие экономических отношений необходимых для существования и нормального функционирования государства.

В научной и учебной литературе иногда встречаются попытки обосновать положение о том, что возможно государство, не обладающее собственной территорией. При этом в качестве примеров приводятся государства кочевников, Организация освобождения Палестины и т.д. Однако все приводимые примеры вряд ли можно назвать удачными. Так, например, «государства кочевников», это, по сути, ни что иное, как конгломерат племен, а Организация освобождения Палестины это всего лишь политическая организация, еще только борющаяся за свою государственность.

Население государства. Сущность данного признака заключается в возникновении качественно-нового (по сравнению с кровнородственным) типа социальных связей. В данном случае людей объединяет сам факт их связанности с государством, наличия у них гражданства (в республиках) или подданства (в монархиях).

Становясь гражданами (подданными) государства, индивиды теряют абсолютную свободу передвижения и выбора места жительства. Взамен они получают право требовать от государства защиты своих субъективных прав и свобод. При этом сам факт устойчивой политико-правовой связи человека с государством (наличие у человека гражданства (подданства) данного государства) означает возникновение у гражданина (подданного) особой группы гражданских прав (гражданской прерогативы), которыми не обладают (либо обладают не в полной мере) неграждане государства. К исключительным правам, обладание которыми напрямую зависит от обладания гражданством (подданством) государства, относятся: право избирать и быть избранным в представительные органы власти, осуществлять определенные виды деятельности, занимать должности в органах государственной власти и др.

Аппарат публичной политической власти. Важнейшим признаком государства является сосредоточение властных полномочий в руках профессиональных управленцев. Аппарат государственной власти как орган социального управления обладает публичным характером. Государственно-властные предписания одинаково обязательны для всех членов сообщества, независимо от того принимали они непосредственное участие в подготовке и принятии этих предписаний или нет. Более того, не имеет значения внутреннее отношение (согласие или несогласие) субъекта к устанавливаемому от имени государства общезначимому и общеобязательному правилу поведения, действенность которого гарантируется всем государственным механизмом (в том числе и механизмом принуждения) и которое санкционируется государством (за нарушение установленного предписания предусматриваются адекватные причиненному вреду меры юридической ответственности).

Деятельность государственной власти направлена на реализацию важнейших функциональных полномочий государства в правотворческой, правоприменительной, правоохранительной и надзорно-контрольной сферах.

Государственный суверенитет. Являясь комплексным признаком и важнейшим условием существования государства, суверенитет рассматривается как совокупность факторов, с одной стороны, характеризующих верховенство государственной власти по отношению со всеми другими видами власти в обществе (корпоративная власть, религиозная, семейная и т.д.), а с другой — определяющих независимость государства в международной сфере, самостоятельность в определении и реализации основных направлений внутренней и внешней политики.

5 стр., 2451 слов

Учение Платона о государстве и обществе

... и философию. 1. Учение Платона об обществе и государстве Платон - основатель школы объективного идеализма. Он считал, что существует два мира: духовный мир (идеи) и материальный мир. Первичны идеи. Платон различал сущность и явления. Главной задачей философии является познание сущности. Платон ...

Государственный суверенитет как признак государства обладает совокупностью свойств.

Во-первых, государственный суверенитет тесно связан с понятием политической власти, т.е. с реальной способностью субъекта проводить свою волю в политике.

Во-вторых, государственный суверенитет характеризует верховенство политической власти. Собственно, термин «суверенитет» происходит от латинского корня super т.е. верховный.

В-третьих, суверенитет характеризуется независимостью. При этом следует отметить, что независимость должна рассматриваться не буквально (вряд ли можно себе представить полностью независимых друг от друга субъектов социальных отношений), а как возможность принимать самостоятельное решение, причем, как правило, в политико-правовой сфере.

В-четвертых, суверенитет характеризуется такими свойствами как единство и неотчуждаемость, т.е. как признак государства он не может быть частично передан другим субъектам политико-правовых отношений или поделен между ними. Суверенитет — это целостная политико-правовая категория, он либо есть, либо его нет вовсе.

Наличие права. Государство организует общественную жизнь на правовых началах. Без права законодательства государство не в состоянии эффективно руководить обществом, обеспечивать безусловную реализацию принимаемых им решений. Среди множества политических организаций только государство в лице своих компетентных органов издает веления, которые имеют обязательную силу для всего населения страны в отличие от иных норм общественной жизни (норм морали, обычаев, традиций).

Правовые нормы обеспечиваются мерами государственного принуждения с помощью специальных органов (судов, администрации и др.).

Перечисленные признаки государства позволяют сформулировать следующее определение: государство — это политико-правовая организация общества, распространяющая свою суверенную власть на определенную территорию, действующая в интересах всего общества или отдельной его части.

3. СОЦИАЛЬНАЯ ПРИРОДА ГОСУДАРСТВА

Под сущностью любого явления в философии понимается совокупность наиболее важных, устойчивых, глубинных связей, отношений и внутренних закономерностей, присущих данному явлению и определяющих его главные черты и тенденции развития.

Применительно к государству его сущность составляет такая характеристика, которая раскрывает природу и назначение государства в обществе, а поскольку в социальном назначении государства выражается целесообразность его существования и функционирования как инструмента управления делами общества, то узнать сущность государства — значит выявить, в чьих руках сосредоточена государственная власть, чьим интересам служит государство, чью волю оно выражает.

Сущность государства — достаточно устойчивая категория, хотя под влиянием различных процессов, факторов она может изменяться. До поры до времени эти изменения могут не обнаруживать себя, и лишь по мере накопления качественных черт, отличительных особенностей возможен переход от сущности одного уровня к сущности иного качества и содержательной наполненности.

Так, первоначально возникшее государство по своей сущности представляло и выражало интересы всего общества. И лишь после того как отдельные социальные группы и слои осознали уникальность государственной организации общества и попытались использовать ее в своих целях, произошло изменение сущности государства. Государство стало выражать интересы социальных сил, стоящих у власти.

3 стр., 1463 слов

Социальное государство: понятие, сущность, признаки

... социального государства в статье А.Ф. Храмцова: «Социальное государство - особый тип государства, возникший в результате широкого исторического компромисса разнонаправленных политических и социальных сил в интересах всех слоев общества, ... Гончаров П.К, Роик В.Д и др. 1 Сущность социального государства Родоначальником термина «социальное государство» является немецкий ученый Лоренц фон Штейн, который ...

В настоящее время сложились два основных подхода к трактовке сущности государства.

Первый подход (классовый) состоит в том, что сущность государства определяется как выражение интересов экономически господствующего класса и навязывание воли этого класса всему обществу. Данный подход присущ марксистскому пониманию государства, которое рассматривается, прежде всего, как классовая организация тех, кто стоит у власти и осуществляет организованное насилие в отношении других классов общества. Следовательно, государство трактуется как аппарат насилия, принуждения, подавления, а его сущность составляет диктатура (господство) экономически господствующего класса.

«Политическая власть в собственном смысле слова, — писали К. Маркс и Ф. Энгельс, — это организованное насилие одного класса для подавления другого». «Государство, — утверждал Ф. Энгельс, — есть не что иное, как машина для подавления одного класса другим». Вслед за Энгельсом В.И. Ленин также видел в государстве машину «для поддержания господства одного класса над другим». «Государство, — считал он, — есть орган господства определённого класса, который не может быть примерен со своим антиподом (с противоположным ему классом»).

Надо отметить, что основоположники марксистского учения признавали, что государство, будучи в первую очередь классовой организацией политической власти, выполняет одновременно некоторые «общие дела», присущие любому обществу и отражающие интересы всех или большинства членов общества. К такого рода общим делам относятся оборона страны, поддержание общественного порядка, а на современном этапе — ещё и экологическая безопасность населения, социальная поддержка малоимущих слоев и др. Однако данный тезис марксистской теории, вносящий серьезное уточнение в понимание сущности государства, не получил развития и был предан забвению.

Говоря о марксистском подходе к сущности государства, важно также иметь в виду, что характеристика государства как средства насилия, подавления, принуждения использовалась исключительно в отношении эксплуататорских государств.

Социалистическое же государство рассматривалось как «полугосударство», надобность в котором в будущем отпадет. Социалистическое государство характеризовалось как орудие выражения интересов большинства населения.

Действительность, однако, была иной. Государство во всех бывших социалистических странах выражало и проводило в жизнь интересы правящей партийной верхушки и одновременно выступало машиной подавления лиц, несогласных с установленным режимом.

Таким образом, государственная власть для правящей элиты является мощным средством реализации и защиты своих собственных интересов, подчас через подавление всех остальных слоев населения. Последнее может осуществляться в форме прямого насилия или пропагандистского навязывания своей воли большинству населения через средства массовой информации (СМИ).

Недаром сегодня всё чаще СМИ называют четвёртой властью.

4 стр., 1791 слов

Социальная политика государства в рыночной экономике

... Социальная политика государства реализуется через механизм государственных программ социальной защиты. Основные направления социальной защиты включают: 1)социальное страхование; 2)социальную помощь; 3)обеспечение всеобщей доступности базовых социальных благ и минимальных гарантий. социальный доход экономика рыночный 1. Социальное ...

В качестве правящей элиты могут выступать класс, династия, политическая партия, единоличный деспот с приближенными. Классовый характер в наибольшей степени присущ деспотическим, тоталитарным государствам. Демократические государства также не могут избежать классового элемента в своей природе. Однако демократия предполагает наличие механизмов, позволяющих ограничивать и контролировать узкоэгоистические притязания правящей элиты.

Второй подход исходит из общесоциальной сущности государства, его назначения служить обществу. Соответственно сущность государства видится в его способности объединять все общество, разрешать возникающие противоречия и конфликты, выступать средством достижения социального согласия и компромисса.

Любое общество состоит из различных групп и слоев населения, которые имеют различные и нередко противоположные потребности и интересы, противоречия между которыми нередко грозят перерасти в конфликты, что, естественно, не способствует нормальному развитию общества.

На государство возлагается обязанность всеми имеющимися в его распоряжении средствами устранять конфликты, ориентируясь в первую очередь на социальный компромисс. Такой компромисс не может удовлетворить всех и не в состоянии учесть все интересы, но он способен устранить их противостояние и предполагает демократические средства управления обществом взамен насилия и подавления.

Рассматриваемый подход к сущности государства имеет несомненное достоинство по сравнению с классовым подходом.

Во-первых, он основывается на общечеловеческой, общесоциальной природе государства, рассмотрении его как властной системы, управляющей обществом в интересах отдельного человека и общества в целом.

Во-вторых, он ориентирует на демократические методы управления обществом, поскольку социального компромисса невозможно достичь посредством принуждения и насилия.

В-третьих, подчеркивает ценность для общества государственной организации, поскольку человечество не придумало до сих пор более совершенной и рациональной организации жизнедеятельности людей. Антиподом государству может выступать самоуправление гражданского общества. Но переход к полному самоуправлению требует очень высокой ступени самоорганизации населения, прочных навыков профессионального управления, высокой правовой, политической и общей культуры, многих других условий и факторов, которыми на современном этапе не располагает ни одно общество в мире.

Несмотря на диаметральную противоположность указанных двух подходов к пониманию сущности государства, они не исключают друг друга. В настоящее время в юридической науке утвердилось мнение о двойственной природе сущности государства. В ней присутствуют начала классовости, т.е. стремление правящих классов выражать волю тех социальных сил, интересы которых они представляют, а с другой стороны, современное государство отличают значительная приверженность общечеловеческим идеалам, выполнение своего общесоциального назначения, использование в своей деятельности средств достижения общественного согласия и компромисса.

Таким образом, обе характеристики присущи сущности любого государства, но удельный вес того или иного начала неодинаков в различных государствах и на разных этапах их развития. Это обусловлено множеством факторов, среди которых серьезную роль играют национальные традиции, особенности исторического прогресса, религиозная, культурная специфика, географическое положение и т.п.

7 стр., 3056 слов

Этнос как социальная общность. Межэтнические отношения в обществе. ...

... государство призвано охранять права и свободы наций, содействовать их развитию. Межэтнические отношения в обществе Межэтнические (межнациональные) отношения - отношения ... организационная структура общества, развитые политические формы. Такие этнические общности, как народность ... благоразумное решение этнических проблем. 3. Этнический состав населения и состояние межэтнических отношений в Российской ...

Вместе с тем очевидно, что у демократически устроенного государства общесоциальные начала будут доминировать. У государства противоположной ориентации (например, тоталитарного) тоже присутствуют общесоциальные начала, но их удельный вес невелик, а основное содержание деятельности государственной власти составляет выражение интересов и воли социальных слоев, стоящих у власти.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исходя из выше изложенного, можно сделать следующие выводы.

Государство — это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок в пределах определенной территории.

Приведенное определение в большей степени подходит к современному государству. В нем подчеркивается, что государство есть политическая организация всего общества, всех его граждан.

Сущность государства определяется социальным назначением, природой государства.

Любому государству как социальному институту присуща двойственная природа. С одной стороны, государство реализует и защищает интересы господствующей элиты, с другой — долговременные интересы всего населения. Таким образом, с одной стороны сущность государства обусловлена классовой природой, а с другой — общесоциальной.

Общесоциальная природа государства означает, что любому, особенно демократическому, государству присущ надклассовый характер. Поэтому государство в той или иной степени осуществляет и защищает общие, коренные, долговременные интересы всего населения.

Будучи главным управленческим центром общества, официально объединяя и представляя все население, государство выполняет функцию управления наиболее важными сферами жизни общества, выражает общенациональные интересы. Государство является социальным арбитром, средством социального компромисса между правящими и управляемыми. Его задача — преодоление социальных противоречий, конфликтов, разногласий, учет и координация интересов различных групп населения.

Таким образом, государство призвано одновременно выполнять как сугубо классовые задачи, так и общие дела, вытекающие из природы всякого общества.

Кроме того, одним из показателей прогресса цивилизации является историческое движение от классовой к общесоциальной природе государства.

Сущность государства обусловливается объективной закономерностью: при несовпадении, противоречивости текущих, частных интересов в обществе существует единство коренных, долговременных интересов всех членов общества. Это так называемое общее благо, которое призвано выразить и реализовать государство. Общее благо определяется в результате согласования индивидуальных и коллективных интересов всего населения по коренным вопросам жизнедеятельности общества и государства. Общее благо, сформулированное и реализуемое на общемировом уровне, в масштабах человеческой цивилизации, определяется категорией «общечеловеческие ценности», которая сегодня в развитых государствах вышла на первое место.

11 стр., 5215 слов

Международное право в вооружённых конфликтах

... последствий для народов вооруженных конфликтов. Действующие нормы международного права, регламентирующие ведение войны, распространяются как на международные вооруженные конфликты, так и в определенном объеме на вооруженные конфликты немеждународного характера. К международным вооруженным конфликтам относятся вооруженные столкновения между государствами, конфликты, в которых народы ...

ИСТОЧНИКИ И ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Мордовец А.С. Теория государства и права. 2005.

2. Абдулазизов Т.Г. Власть как политическое основание права // Вестник Московского университета МВД России. 2010. № 1.

3. Байтин М.И. О понятии государства // Правоведение. 2002. № 3.

4. Безкоровайная Ю.Е. Кризис легальности и легитимности государственной власти в контексте формирования «сильного» государства // Государство и право. 2011. № 7.

5. Бредихин А.Л. Об «узком» и «широком» понимании государства // История государства и права. 2012. № 18.

6. Ромашов Р.А. Государство: территория, население, власть. СПб.; Пушкин, 1998.