Этнос как социальная общность. Межэтнические отношения в обществе. Этнический состав населения и состояние межэтнических отношений в Российской Федерации

Этнос как социальная общность

В социальной структуре общества особое место занимают этнические общности — этносы, которые могут быть представлены различными социальными образованиями — род, племя, национальность, нация.

Понятие этнос широко используется в современной научной литературе, но определить его однозначно не представляется возможным. На протяжении развития человечества общества его этническая структура претерпевала существенные изменения. Появились новые типы этнических общностей.

Сформировавшись при наличии определенных (базовых) условий, этнические общности затем самовоспроизводятся. При этом наличие базовых условий уже не играет довлеющей роли.

Этнос — это исторически сложившаяся на определенной территории, устойчивая совокупность людей, обладающая общими чертами и стабильными особенностями культуры и психологического склада, а также осознанием своего единства и отличия от других подобных образований.

Внешней формой выражения этноса является этноним — самоназвание (украинцы, русские, немцы, поляки и т. д.)

Исторически первыми социальными обществами людей были род, клан.

  • Род — форма общности людей, основанная на кровном родстве.
  • Клан — группа кровных родственников носящих имя предполагаемого предка. Клан сохранял общую собственность на землю, кровную месть, круговую поруку.
  • Племя — объединяющее несколько родов, имеющие общий язык, территорию.

В процессе повседневного общения складывались общие представления, верования, обычаи, ритуалы, которые сплачивали, объединяли людей.

По мере того, как происходило смешение родов, кланов, основным фактором устойчивости становилась общность природной среды, обычаев. Роды, кланы объединялись в племена.

Племена были уже более четко связаны с определенной территорией, защищали ее, имели формальную внутреннюю организацию. Смешение племен приводило к появлению новой общности: народность.

  • Народность — этническая общность, которая формируется на основе общности языка, общей территории, экономических и культурных связей людей.

Формированию народности содействует более четкая организационная структура общества, развитые политические формы. Такие этнические общности, как народность существуют и в настоящее время.

11 стр., 5339 слов

Этнос и этническая структура общества

... этнический общество православный дореволюционный 1. Понятие этноса и этническая структура общества 1.1 Этнос: понятие, виды, характеристика В широком смысле слова общность представляет собой совокупность людей, ... общность своего происхождения и тем самым свое этническое родство. Под этническими общностями подразумеваются как нации и народности, так и этнические и национальные диаспоры. Этнические ...

В процессе консолидации народностей на базе развития экономических, политических и иных связей между ними возникают нации. Они объединяют большие массы людей, представляют новый этап в развитии общества.

  • Нация — это высшая форма этнической общности людей. Признаки, отличающие нацию от народности:
  • унификация языка, через становление развитие его литературной формы, через систему образования, литературу и СМИ;
  • развитие профессиональной культуры и искусства;
  • стремление или достижение собственной государственности;
  • нация обхватывает значительно большее количество людей, внутри нации могут сохраняться этнические группы;
  • общность языка, общая территории.

Общность экономических связей и единого государства — это предпосылки возникновения наций, но как признаки нации их не стоит называть. Поскольку в дальнейшем они могут и отсутствовать.

Например: государство не является и не может являться обязательным признаком нации.

Многие государства являются полиэтничными. В первую очередь это относится к России, США, Великобритании.

Поэтому стоит поддержать точку зрения тех ученых, которые считают, что национальность должна стать частным делом гражданина, объектом его культурных, языковых и бытовых предпочтений. Это не исключает, что государство призвано охранять права и свободы наций, содействовать их развитию.

Межэтнические отношения в обществе

Межэтнические (межнациональные) отношения — отношения между этносами (народами), охватывающие все сферы общественной жизни.

Основная научная проблема — определить исходя из идей гуманизма, анализа исторического опыта оптимальные пути регулирования межэтнических отношений. Проблема многоаспектна, включает вопросы истории и современной повседневной жизни, духовного мира личности, культуры, образования, социологии, психологии, экономических, политических, правовых отношений; поэтому ученые используют методы ряда гуманитарных наук. С середины XIX в. всесторонне исследует проблему этнология — наука, изучающая процессы формирования и развития различных этнических групп, их идентичность, формы их культурной самоорганизации, их коллективного поведения, взаимодействия личности и социальной среды.

Этнология выделяет два уровня межэтнических отношений. Один уровень — взаимодействие народов в разных сферах общественной жизни: политике, культуре, производстве, науке, искусстве и т. п. Другой уровень — межличностные отношения людей различной этнической принадлежности в разных формах общения — трудовом, семейно-бытовом, образовательном, неформальных видах взаимоотношений.

Межнациональные отношения находят свое выражение в человеческих действиях и во многом зависят от индивидуального поведения и его мотивации, которая базируется на личном опыте, овладении культурными нормами, влиянии семьи, ближайшего окружения.

Для этнических процессов современности характерны две тенденции: интеграции — сотрудничества, объединения разных этногосударственных общностей, сближения всех сторон жизни народов; дифференциации — стремления народов к национальной самостоятельности.

Межэтнические отношения могут быть дружественными, взаимоуважительными либо, наоборот, конфликтными, враждебными.

4 стр., 1624 слов

Специфика социальной работы с различными группами населения

... содержания работы; выполнении плана работы и вмешательстве в социальную ситуацию; взаимодействии и сотрудничестве с различными специалистами. Функции социальной работы в отношении организации. Ответственность социальных работников ... социальных групп и личностей в обществе. Социальная работа направлена на то, чтобы облегчить людям в условиях личного и семейного кризиса повседневную жизнь, ...

Существуют различные типы этнических отношений. Основные из них:

  • расизм;

·ассимиляция;

·плюрализм;

·перемещение населения.

Расизм — это дискриминация, эксплуатация или жестокое угнетение со стороны одной этнической группы по отношению к другой по расовому признаку.Среди наиболее вопиющих примеров расизма:

·господство Европейских государств над странами 3-го мира в конце XIX начале ХХ века;

·угнетение черных американцев, которые в начале, были рабами, а затем эксплуатируемым меньшинством;

·частичное истребление и дальнейшая сегрегация коренных американцев (индейцев);

·уничтожение примерно 6 млн. евреев совершенное нацистской Германией.

Каждый из этих примеров расизма является выражением эгоцентризма со стороны господствующей группы, т.к. угнетатели считали себя выше угнетенной группы в биологическом и культурном отношении.

Ассимиляция

Плюрализм предполагает право на самостоятельность групп меньшинства и готовность господствующих групп поддерживать это право. Самым замечательным примером плюрализма является Швейцария. Именно в этой стране швейцарцы французского и итальянского происхождения не утратили своего языка и образа жизни, хотя три четверти населения Швейцарии составляют немцы.

Перемещение населения

Другой тип перемещения населения можно наблюдать в Израиле, население которого составляет поколения иммигрантов из десятков стран, где евреи в течение долгого времени составляли меньшинство.

Как правило, имеют место наслоения одних конфликтов на другие. К примеру, боснийский конфликт (Югославия) включает в себя этнические, территориальные, геополитические, религиозные аспекты.

Конфликтная ситуация может существовать задолго до того, как произойдет прямое столкновение.

Чтобы конфликт начал развиваться, необходим инцидент, повод, т.е. такое внешнее обстоятельство, которое является пусковым механизмом, детонатором. Начавшийся с инцидента конфликт затем разгорается, превращаясь в крупномасштабный и затяжной.

В разработке средств и методов преодоления межнациональных конфликтов особая роль принадлежит прогнозированию.

Предвидеть возникновение конфликта, значит, иметь возможность своевременно принять меры по предупреждению локализации и скорейшему с наименьшими потерями разрешению.

Возникает вопрос: можно ли исключить появление конфликтов с этнической составляющей? Пока положительный ответ невозможен из-за того, что многие этнические группы живут в предконфликтных условиях, испытывают значительные социальные трудности, ощущают (в том числе и в повседневной жизни) пренебрежение к своей культуре, языку, традициям, обычаям. Все это вызывает массовые протестные настроения, нередко ведущие к социально опасному, разрушительному поведению (особенно в толпе).

3 стр., 1349 слов

Национальные отношения и национальная политика

... наций). Число же всех этнических (этнонациональных и этнолингвистических) групп достигает десяти тысяч. А государств – менее двухсот. Национальные отношения, т.е. отношения людей в общности, называемой нацией, или ... черты его характера. Это явственно проявляется в детях от межнациональных, особенно межрасовых, браков. И все-таки национальность определяется не столько генами, т.е. биологическими ...

Потребуется долгое время для того, чтобы большинство людей стало способно проявлять терпимость. Но уже сейчас возможно смягчение и предотвращение конфликтных ситуаций путем регулирования межэтнических отношений. Напомним: регулировать означает упорядочивать, налаживать.

Гуманистический подход — главный ориентир в реализации морального, политического, правового регулирования межэтнических отношений. Основные черты этого подхода:

·признание и уважение многообразия культур, приверженность идеям мира, согласия, неприятие насилия в отношениях между народами;

·развитие и постоянное функционирование демократии, обеспечение реализации прав и свобод личности, этнических сообществ, независимо от их национальной принадлежности;

·нацеленность государственных органов, средств массовой информации, образования, спорта, всех форм литературы и искусства на формирование у граждан, особенно молодежи, культуры межэтнического общения.

Необходимо исключить ксенофобию — нетерпимость, неприятие, ненависть к кому-либо, чему-либо чужому, чужеродному, а воспитывать толерантность — уважения, доверия, готовности к сотрудничеству, компромиссу с людьми, их сообществами любой национальной принадлежности, стремления понимать и принимать их культурные ценности, образ жизни, характер поведения. Толерантность во многом определяет сознание и поведение личности, групп населения, представителей властных органов, способствует выработке личной ответственности за благоразумное решение этнических проблем.

3. Этнический состав населения и состояние межэтнических отношений в Российской Федерации

Россия — страна многонациональная. Кроме русских, которые составляют 83 % населения, в Российской Федерации живут более 170 различных национальностей. Одни из них насчитывают более миллиона, другие — несколько десятков тысяч человек. Огромное количество этносов уже долгое время живут вместе и, что самое главное, уживаются! Даже несмотря на имевшие место в прошлом и существующие ныне межнациональные конфликты, в целом, отношения между различными народами в стране в течение многовековой истории Российского государства были достаточно стабильными и скорее дружественными, чем враждебными.

8 стр., 3559 слов

Психология достижения успеха. Позитивное отношение к жизни как основа успеха

... обеспечивало бы успешное развитие позитивного отношения к жизни. Целью моего реферата является изучение формирования и основных принципов позитивного отношения к жизни. Задачи: Познакомиться с основными идеями ... воспринимает не как непосильный груз, а как возможность развиваться и добиваться успеха. Именно, благодаря такому мышлению, положительно настроенные люди растут умственно и эмоционально ...

К числу наиболее сложных и трудноразрешимых, относятся этносоциальные (межнациональные) конфликты. Это форма межгруппового конфликта, в котором группы с противоположными интересами различаются по этническому (национальному признаку).

В повседневной практике при обсуждении межнациональных отношений, эффективности или неэффективности национальной политики государства, обычно имеются в виду определенные нации. При этом различные малочисленные этнические группы особо не выделяются, хотя их количество в России, довольно значительно. Межэтническая политика государства призвана регулировать социально-политические отношения с целью согласования интересов различных этнических и национальных групп и наиболее полного удовлетворения их потребностей.

Распад СССР и процессы, происходящие в российском обществе, поставили множество острейших практических и теоретических вопросов. Среди таких актуальных вопросов, бесспорно, находятся проблемы национальной политики. Постсоветская ситуация позволяет более широко и реалистично осмысливать политику межнациональных отношений, проводившуюся в КПСС во времена советской власти: сотрудничество и помощь друг другу, совместная борьба и победа над фашизмом, становление и развитие национальных культур целого ряда народов.

В советском обществознании уделялось большое внимание национальной проблематике. Определенная заданность исследований требовала раскрывать многосложную сферу межнациональных отношений с позиции, прежде всего их классовой детерминации, бесконфликтности в условиях социализма, сближения народов и в перспективе их слияния.

Разработанность проблематики межнациональных конфликтов находится в российском обществознании пока еще в первоначальной стадии. Многие вопросы носят постановочный, общий характер и требуют дальнейших исследований.

Общественные процессы в условиях структурных преобразований и социальных реформ обретают во многих случаях национальную окраску, а нередко сопровождаются межнациональными конфликтами.

Что касается населения современной России, он очень богат и разнообразен. Каждый народ отличается укладом жизни, обычаями, историческими традициями, культурой, трудовыми навыками.

По данным переписи 1989 года, большинство населения составляли русские (более 80%), далее из многочисленных народностей, населяющих Россию, следует отметить следующие: татары (свыше 5 млн человек), украинцы (свыше 4 млн человек), чуваши, башкиры, белорусы, мордва и другие.

Россия — многонациональная республика, по своему государственному устройству является федерацией, построенной по национально-территориальному принципу.

Федеративное устройство РФ основано на ее государственной целостности, единстве системы власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти субъектов РФ, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации (Конституция РФ, 1993 год).

35 стр., 17206 слов

Вклад выдающихся русских социологов в мировую социологию

... социология в Россию проникла с Запада, но быстро стала принимать собственные оригинальные формы и развиваться самостоятельно в собственных национальных ... теоретиков, лидеров школ. При выборе конкретных личностей социологов, мы руководствовались в первую очередь наличием того ... народа?" "На исходе 60-х годов, - вспоминал крупнейший историограф русской социологии Н. Кареев,- позитивизм и социология вошли ...

Языки всех народов России полноправны, но языком межнационального общения является русский.

Во многих многонациональных странах, существуют какие-либо межнациональные конфликты, и Россия принадлежит к их числу.

В Советском Союзе не было господствующей нации, ибо им правила номенклатура, воплощавшая в своей деятельности тоталитарную систему, как таковую. Путем насаждения механического интернационализма последняя глушила национальную жизнь. Национальный вопрос был объявлен решенным, что означало на практике сворачивание национальной культуры, для которой осталась только форма при идентичности для всех национального содержания.

В условиях отсутствия альтернатив люди во многом смирились с этой ситуацией и редко протестовали против нее. В новых же условиях, рожденных перестройкой, появились возможности для открытой и нелицеприятной реакции на сложившуюся ситуацию, и она оказалась неожиданно бурной и негативной. Некогда образованные волюнтаристским способом республики и автономии решили стать действительно суверенными, приобрести реальный статус самостоятельных государственных образований, защитить свой язык и культуру, обеспечить их нормальное развитие. В этих демократических, по сути, стремлениях, к сожалению, были и есть перекосы. В частности, это проявилось в стремлении в ряде республик обеспечить приоритетные права коренной нации за счет других национальностей. И это вызвало отрицательную реакцию. Возникла напряженность, в том числе и в отношениях, например, между русскими и представителями коренных наций. За годы советской власти у русских сформировалось ощущение, что их родина — это вся страна, все социалистическое отечество — СССР. И именно это ощущение, подкрепленное сознанием своего истинного превосходства и роли старшего брата в семье советских народов, пришло сегодня в противоречие с реальным статусом русских в ряде республик, где они ощутили себя не только меньшинством, но и меньшинством дискриминируемым. Мигранты, оккупанты и другие не менее крепкие ярлыки не могли не задеть национального самосознания русских, не вызвать протеста с их стороны.

Сейчас мы начали новый виток своей истории и, чтобы мы могли сделать качественно новый шаг в своем развитии, нужно очень внимательно и заинтересованно посмотреть на свое прошлое и найти в нем источники силы и развития, способные обеспечить прогресс России.

Простая мысль, которую с детства усваивают граждане развитых демократических стран, что величие и влияние государства определяется не только и не столько его географическими размерами и военной мощью, сколько показателями экономического благосостояния, уровнем культуры, качеством системы образования и здравоохранения, общим жизненным уровнем населения, и уровнем консолидации — еще не стала прочной характеристикой российского массового сознания.

6 стр., 2667 слов

Россия в диалоге культур реферат по философии

... в них реальностей истории и культуры, границы их применимости в различных подходах к объяснению истории культуры. 1. Россия в диалоге культур Культура ... Культура России - это культура русского народа, сложившаяся вначале на восточнославянской основе в виду культуры древнерусской народности (примерно в VIII-XIII вв.), а с XIV в. и по ... ее демократией, философией, рынком, капитализмом, либерализмом ...

Россия — страна многонациональная. Конечно же, Вы можете сказать, что существуют страны с ещё большим количеством народов, и будете совершенно правы. Однако Россия всегда была и остаётся страной особенной. Огромное количество этносов (более 100 — я даже не могу себе представить столько различных лиц!) уже долгое время живут вместе и, что самое главное, уживаются! Даже, несмотря на существующие неприятные конфликты, в целом, отношения между различными народами в стране нельзя назвать плохими. А ведь сколько политиков пытаются добиться обострения ситуации.

В целом Советский Союз (а теперь и Россия) был не «плавильным котлом», как США, где множество народов переплавлялись в единую американскую нацию, а, наоборот, своего рода полигоном не только сохранения, но и дальнейшего развития наций. Здесь шел по сути, двуединый процесс: с одной стороны, осуществлялся процесс модернизации, приведший к превращению аграрных обществ в аграрно-промышленные и городские; с другой — росли и укреплялись единство и консолидация титульных наций, от которых получили свои названия союзные республики.

Особенно, важное значение имеет то, что почти все аспекты и стороны жизни подавляющего большинства народов России к настоящему времени подверглись глубокой трансформации на путях секуляризации (т. е. освобождения от церковного влияния) и модернизации. Они глубоко затронули не только социальные, экономические и политические структуры, но и сам образ жизни, систему ценностей, ориентаций и установок. К концу ХХ в. многосторонние связи, пронизывающие экономические, культурные, образовательные, духовные, политические и иные реальности, стали утвердившимся и необходимым фактором жизни всех без исключения республик и регионов России, и его нельзя ни отменить, ни игнорировать, не задевая и не подрывая жизненные интересы любого народа. Подавляющее большинство народов бесповоротно освоили и интегрировали важнейшие аспекты и атрибуты общероссийского образа жизни.

Проявившееся в некоторых регионах в 60-70-х годах пренебрежительное отношение к национальным языкам и культурам имело для большинства из них далеко идущие отрицательные последствия. Наблюдающийся в последние годы заметный всплеск интереса к местным языкам, культурам, истории, традициям у всех без исключения народов России как раз и призван преодолеть эти последствия и не допустить в будущем перекосов в национальной политике. Вместе с тем нельзя не признать, что для подавляющего большинства народов русский язык является не просто языком межнационального общения — он стал вторым родным, а для многих и единственным родным языком (независимо от того, какая политика проводилась в межнациональных отношениях по вопросу о языках).

Данный факт в неизмеримо большей степени верен применительно к народам, населяющим национальные республики самой России.

Государственная политика призвана стать в большей мере национально-региональной, учитывающей специфику и Северного Кавказа, и Поволжья, и Сибири, и Дальнего Востока. Только такая политика в состоянии обеспечить относительно безболезненный переход от унитарного государства, каким был Советский Союз, к федеративному, каким стремится стать новая Россия. Укрепление самостоятельности регионов, не противопоставляющих себя Центру, но сотрудничающих с ним, ведет к приоритету национальных ценностей, приближает реализацию общенациональной задачи — возродить великую и сильную державу с демократическими порядками и социально ориентированной экономикой. Все это даст возможность не только правильно оценить сложившуюся ситуацию, но и во многом предвидеть ее развитие, а значит — предупредить межнациональные трения и конфликты.

11 стр., 5144 слов

Вклад российских ученых в развитие социологии труда

... методы и задачи данной научной дисциплины. Вторая глава посвящена основным направлениям развития социологии труда в России. Для этого проанализированы некоторые идеи П. Сорокина, С.Н. Булгакова, В.В. Берви-Флеровского, ... устройством общества размышляли великие греки — Платон и Аристотель. В Новой истории на роль труда в жизни общества обратили внимание такие выдающиеся мыслители Западной Европы, как ...

этнос общество межэтнический россия

Заключение

Таким образом, нация — тип этноса; исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, экономической жизни, культуры и характера, развития национального самосознания. Возникновение наций исторически связано с развитием производственных отношений, преодолением национальной замкнутости и раздробленности, с образованием общей системы хозяйства, в частности общего рынка, созданием и распространением общего литературного языка, общих элементов культуры и т.д. Обычно нации возникают из народностей и сохраняют их названия.

На современном этапе развития человечества есть целый ряд национальных проблем, которые обострились во многих странах. Хотя, безусловно, имеются особенности проявления национальных и этнических отношений в разных странах, тем не менее есть общее, интересующее этносоциологию, — социальное положение человека как представителя нации, его национальное самосознание, национальная культура, язык, т.е. все то, что определяет национальную самобытность людей. Но особую значимость эти процессы приобрели для России и всех бывших союзных республик, ныне независимых государств, ибо обострение межнациональных и этнических противоречий грозит обернуться серьезными социальными потрясениями.

Рассматривая национальные и межнациональные отношения, следует отметить, что в духовной сфере нет незначительных вопросов. Игнорирование даже небольших, на первый взгляд, проблем способно при определенных обстоятельствах превратить их в серьезную конфликтную ситуацию. Локальность этих конфликтов несоизмерима с их значением в идеологическом аспекте: они быстро становятся достоянием всего общественного сознания и оказывают влияние на функционирование всей общественной жизни.

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kontrolnaya/etnicheskie-obschnosti-mejnatsionalnyie-otnosheniya/

1.Лавриненко В.Н., Нартов Н.А., Шабанов О.А., Лукашова Г.С., Социология: учебник для вузов/ под ред. проф. В.Н. Лавриненко. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. — 407с.;

2.Волков Ю.Г., Мостовская И.В., Социология: Учебник для вузов / под ред. проф. В.И. Добренькова. — М.: Гардарики, 2001 — 432с.;

.Кондауров В.Н., Страданченкова А.С., Социология: Курс лекций. — М.: ИНФРА-М, 2001.-144с — (Серия «Высшее образование»);

.Кравченко А.И., Общая социология: Учеб. пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. — 479с.;

7 стр., 3235 слов

Роль социологии в реформировании общества

... и регулированию социальными процессами. Социология стала развиваться как самостоятельная наука. Цель работы – определить роль социологии в реформировании общества. Задачи работы: 1. изучить взаимосвязь социологии с другими науками, 2. определить место социологии в системе наук ...

.Нигматуллина И.В., Семенова А.Н., Социология: Учебное пособие для студентов ВЗФЭИ, 2-ое издание испр. и допол., Уфа.: Издательство «Печатный домъ» — 2006. — 159с.;

.Эфендиев А.Г., Общая социология: учеб. пособие — М.: ИНФРА-М, 2007. — 654с. — (Высшее образование);

.Арутюнян, Ю. В. Этносоциология : учеб. пособие для вузов / Ю.В. Аратюнян, Л.М. Дробижева, А.А. Сусоколов. — М.: АспектПресс, 1998. — 271 с.

8.Алексеев Н.Н. Русский народ и государство. — М.: Аграф, 2000. Т.3.

9.Российская многонациональная цивилизация: единство и противоречия / отв. ред. Трепавлов В.В. — М.: Наука, 2003.

.Тишков В.А. Народы России. М.: «Большая Российская Энциклопедия», 2004.