Правовое государство и гражданское общество

Характеристика правового государства

1.1 Понятие, принципы правового государства

Государство — это политико-правовая организация общества, обеспечивающая его единство и территориальную целостность, обладающая суверенитетом, осуществляющая власть, управление и регулирование в обществе.

Под правовым государством следует понимать не некое абстрактное государство господства права, а государство, максимально гарантирующее естественные права личности, причем не только через механизмы судебной защиты, но и через автоматизм действия законов, защищающих данные права.

Цель правового государства — это расширение прав личности, совершенствование конституционно-правовых механизмов их реализации и защиты.

Основы для формирования правового государства:

  • § политическая основа, которой свойственно наличие суверенитета, регулирующего интересы членов политической системы общества и реализующего правовое равновесие и свободное развитие данных интересов;
  • § экономическая основа, которая представляет собой производственные отношения, сложившиеся в обществе.

Они характеризуются многоукладностью, а также наличием разных форм собственности (государственной, частной, коллективной и т.д.);

  • § социальная основа, которой свойственно создание саморегулирующегося гражданского общества. В нем каждый гражданин государства имеет возможность для реализации своих творческих, а также трудовых потенциалов. Гражданское общество одновременно обеспечивает многообразие мнений, личных свобод и прав;
  • § нравственная основа. Ее формируют общечеловеческие позиции справедливости, гуманизма, свободы и равенства человека и гражданина.

Принципы правового государства:

  • верховенство закона — принцип, который является высшей формой организации и защиты свободы личности. Верховенство закона означает, что закон обладает высшей юридической силой, и все другие правовые акты и акты правоприменения должны ему соответствовать. Отсюда следует, что никакое должностное лицо или орган власти, включая правительство, парламент и (при демократии) народ как целое, не могут совершать действия за пределами рамок, установленных законом. Правовые нормы могут издаваться и меняться только согласно действующим узаконенным или заранее оговоренным процедурам;
  • разделение властей — принцип, фиксирующий разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви власти, относительно самостоятельных, взаимно ограничивающих друг друга с помощью закрепленной законодательно системы «сдержек и противовесов»;
  • реальность в обеспечении прав и свобод человека и гражданина;
  • взаимная ответственность государства и личности — принцип, который закрепляет равенство и справедливость в отношениях между государством и личностью;
  • соответствие внутригосударственного законодательства общепризнанным нормам и принципам международного прав.

1.2 Становление правового государства в России

Реальные демократические преобразования в праве начались со второй половины 80-х годов в годы перестройки, особенно после поражения августовского (1991 г.) путча. Получил общее признание принцип «правового государства», были отменены репрессивные, иные реакционные институты и положения, стали развиваться демократическое законодательство, система правосудия (создан Конституционный суд Российской Федерации, Высший арбитражный суд Российской Федерации).

13 стр., 6434 слов

Государство и личность

... чтобы: дать понятие обществу, личности и государству; рассмотреть правовой статус личности; изложить, что является фактическим положением человека; описать систему прав и свобод личности; Характеристика источников для написания курсовой работы. В основу работы положены, во-первых, ...

В октябре 1991 г. Верховным Советом Российской Федерации была одобрена концепция судебной реформы, которая направлена на утверждение судебной власти в государственном механизме как самостоятельной влиятельной силы, независимой в своей деятельности от властей законодательной и исполнительной. Принятая Верховным Советом Российской Федерации в 1991 г. Декларация прав и свобод человека и гражданина, исходит из того, что государство признает приоритет прав и свобод человека, что соблюдение и защита прав и свобод, чести и достоинства человека — главная обязанность государственной власти. Процесс формирования правового государства предполагает создание системы политических, юридических и иных гарантий, которые обеспечивали бы реальность этих конституционных положений, равенство всех перед законом и судом, взаимную ответственность государства и личности.

В качестве одной из важнейших задач, связанной с формированием правового государства, следует рассматривать развитие и совершенствование законодательства, формирование новой по существу правовой системы. В последнее время приняты очень многие законодательные акты, создающие основы для дальнейшего развития нашего государства как демократического, правового. Это Декларация о государственном суверенитете Российской Федерации, Декларация прав и свобод человека и гражданина, закон о гражданстве, закон о собственности, Конституция Российской Федерации, Договор об общественном согласии.

В течении долгих десятилетий в России действовала однопартийная система, которая исключала возможность создания и функционирования легальных оппозиционных партий. Официальной, государственной идеологией являлся марксизм-ленинизм. Современное демократическое правовое государство предполагает развитое гражданское общество, в котором взаимодействуют различные общественные организации, политические партии, в котором никакая идеология не может устанавливаться в качестве официальной государственной идеологии. Политическая жизнь в правовом государстве строится на основе идеологического, политического многообразия (плюрализма), многопартийности. Поэтому одним из путей формирования правового государства, одним из направлений этой работы является развитие гражданского общества, выступающим важным звеном между личностью и государством, в котором реализуется большая часть прав и свобод человека; утверждение принципов политического плюрализма.

2 стр., 895 слов

Принципы правового статуса человека и гражданина

... работы - исследование положения личности в обществе с точки зрения законодательства. Задачи исследования: 1.Определить понятие правового положения личности. 2. Рассмотреть структуру правового статуса человека и гражданина. 3. Изучить принципы правового статуса человека и гражданина, исходя из ...

Необходимым фактором, определяющим во многом успех многих преобразований в государственной и политической жизни нашего общества, является уровень политической и правовой культуры в обществе. Необходимо избавляться от того правового нигилизма, который особенно отчетливо проявился в последнее время не только у граждан, но и у представителей государственного аппарата. Уважение и соблюдение конституции, закона всеми членами, всеми должностными лицами — неотъемлемая черта демократического государства. Также важным вопросом является повышение авторитета Конституции, как основного закона, принятого народом.

Сейчас на территории распавшегося СССР происходят сложные процессы в развитии государства и права — становление в новых «независимых государствах» государственных и правовых систем, соответствующих требованиям современного гражданского общества. Это развитие все более осложняется из-за того, что общество переживает жесточайший экономический и социальный кризис, существенно отразившийся на уровне жизни людей и резко высветивший те негативные последствия, которые породила тоталитарная система за долгие десятилетия своего господства. Одним из важнейших вопросов в связи с этим является построение единого правового пространства, верховенство закона на всех уровнях и во всех субъектах власти.

Перечисляя проблемы, имеющиеся на пути построения правового государства в России, нельзя не отметить проблему зачастую неэффективности форм надзора и контроля за соблюдение законности властными структурами. Например, в России сейчас абсолютно не контролируется народом судебная власть.

Большой проблемой обернулось для неподготовленного гражданского общества появление многообразия форм собственности предприятий, учреждений, организаций. Работники зачастую оказываются совершенно бесправными. Действует принцип — «если вам что-то не нравится, то вы здесь больше не работаете». В связи с этим важной задачей является построение демократии в трудовом коллективе.

Перспективным и активно развивающимся направлением является развитие местного самоуправления как самоуправления народы, предоставление гражданам самим себя обеспечивать и добиваться своего процветания. правовой государство общество гражданский

Таким образом, для становления правового государства в России необходимо сделать еще очень многое (а перечислены только некоторые проблемы), но альтернативы правовому государству для нас, принявших ценности западной цивилизации, нет.

2. Гражданское общество: основные положения

2.1 Понятие, признаки, структура гражданского общества

Гражданское общество — система негосударственных организаций, объединений, учреждений, институтов, политических партий, профессиональных и иных союзов, других неправительственных структур, взаимодействующих с официальной властью на равноправной основе. В идеале государство должно находиться под контролем гражданского общества, служить ему, а не наоборот. В России сегодня насчитывается свыше 300 тыс. различных самодеятельных, относительно автономных организаций, объединяющих 2,5 млн. наиболее активных граждан.

Сущность гражданского общества состоит в том, что оно объединяет и выражает прежде всего интересы граждан, их чаяния, свободу, запросы, потребности, а не волю правящих элит, власти, государства. Последнее (государство) призвано выступать лишь слугой общества, его доверенным представителем. Государство для общества, а не общество для государства.

11 стр., 5181 слов

Гражданское общество и государство

... у подавляющего большинства, как и граждан, так и государственных органов. По проблемам становления и развития Гражданского Общества и государства написано немало учебной и научной литературы как ведущими отечественными, так и зарубежными авторами. Их труды ...

Основными признаками гражданского общества являются:

  • наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина;
  • самоуправляемость;
  • конкуренция образующих его структур и различных групп людей;
  • свободно формирующееся общественное мнение и плюрализм;
  • всеобщая информированность и прежде всего реальное осуществление права человека на информацию;
  • жизнедеятельность в гражданском обществе базируется на принципе координации.

Гражданское общество — открытое, демократическое, антитоталитарное, саморазвивающееся общество, в котором центральное место занимает человек, гражданин, личность.

Составными элементами гражданского общества являются:

1) личность;

2) семья;

3) школа;

4) церковь;

5) собственность и предпринимательство;

6) социальные группы, слои, классы;

7) частная жизнь граждан и ее гарантии;

8) институты демократии;

9) общественные объединения, политические партии и движения;

10) независимое правосудие;

11) система воспитания и образования;

12) свободные средства массовой информации;

13) негосударственные социально-экономические отношения и др.

Семья, собственность, личность, свобода, право, духовность, порядок, государственность — таковы краеугольные камни и вместе с тем фундаментальные ценности гражданского общества.

Гражданское общество выполняет ряд важных социальных функций:

a) на основе законности оно обеспечивает защиту частных сфер жизни человека и гражданина от необоснованной жесткой регламентации государства и других политических структур;

  • b) на базе ассоциаций гражданского общества создаются и развиваются механизмы общественного самоуправления;
  • c) гражданское общество является одним из важнейших и мощных рычагов в системе «сдержек и противовесов», стремления политической власти к абсолютному господству.

Оно защищает граждан и их объединения от незаконного вмешательства в их деятельность государственной власти и тем самым способствует формированию и упрочению демократических органов государства, всей его политической системы. Для выполнения этой функции у него есть немало средств: активное участие в избирательных кампаниях и референдумах, акциях протестов или поддержки тех или иных требований, большие возможности в формировании общественного мнения, в частности, с помощью независимых средств массовой информации и коммуникаций;

  • d) институты и организации гражданского общества призваны обеспечивать реальные гарантии прав и свобод человека, равный доступ к участию в государственных и общественных делах;
  • e) гражданское общество выполняет также функцию социального контроля по отношению к своим членам.

Оно независимо от государства, располагает средствами и санкциями, с помощью которых может заставить индивида соблюдать общественные нормы, обеспечить социализацию и воспитание граждан;

  • f) гражданское общество выполняет также коммуникационную функцию. В демократическом обществе проявляется многообразие интересов. Широчайший спектр этих интересов является результатом тех свобод, которыми располагает гражданин в условиях демократии. Демократическое государство призвано максимально удовлетворять интересы и потребности своих граждан. Однако в условиях экономического плюрализма эти интересы столь многочисленны, столь разнообразны и дифференцированы, что государственная власть практически не имеет каналов информации обо всех этих интересах. Задача институтов и организации гражданского общества информировать государство о конкретных интересах граждан, удовлетворение которых возможно лишь силами государства;
  • g) гражданское общество выполняет стабилизирующую функцию своими институтами и организациями. Оно создает прочные структуры, на которых держится вся общественная жизнь.

2.2 Гражданское общество в России

3 стр., 1494 слов

Гражданское общество и государство

В разных источниках гражданское общество и правовое государство рассматривается по-разному. Учёные расходятся в своих оценках этого феномена. Тема “Гражданское общество и государство”, на мой взгляд, ... между человеком и государством и не позволяют последнему узурпировать личность". Все это разнообразие носит название плюрализма и предполагает, что многие организации и институты демократическо

Современное гражданское общество стало складываться в результате буржуазных революций в странах Западной Европы. Основным достижением европейских буржуазных революций считается законодательное (конституционное) ограничение власти государства в лице монарха и формирование первого поколения прав человека. В число этих прав исторически вошли личные (гражданские) и политические права. Причем в области личных прав за каждым человеком признавалось право на жизнь, свободу, на равенство перед законом, личную неприкосновенность, невмешательство в его частную жизнь, тайну переписки и переговоров, неприкосновенность жилища, право на свободу от произвольного ареста, задержания или изгнания, право на гласное и с соблюдением всех требований справедливости рассмотрение дела независимым и беспристрастным судом. В области политических прав устанавливалось право каждого гражданина избирать и быть избранным, участвовать в управлении государственными делами, право на свои политические убеждения, на политические объединения (партии, союзы), на митинги, шествия, демонстрации, пикетирования. В экономической сфере предоставлялось право быть собственником, предпринимателем, а также право на свободный и безопасный труд, на его справедливое вознаграждение. В духовной сфере признавалось право на свободу мысли, убеждений, совести, слова, свободу творчества, защиту интеллектуальной собственности.

Реальное функционирование его началось с принятием Биллей о правах в Англии и США и Декларации прав человека и гражданина во Франции.

В качестве особенностей становления гражданского общества в России можно выделить следующие:

1. Россия вступила на путь строительства гражданского общества значительно позднее стран Западной Европы и США.

В качестве точек отсчета можно считать отмену крепостного права в 1861 году, реформы судебной системы и местного самоуправления, проведенные Александром II.

Реформа местного самоуправления:

  • создавались выборные думы в городах и земствах, в губерниях и уездах;
  • выборы проводились не сословно-корпоративными органами, а гражданами;
  • часть прав от государственного аппарата перешла к органам местного самоуправления.

Судебная реформа:

  • устанавливалось равенство всех перед законом;
  • вводилось разделение судебной и административной властей;
  • устанавливалась несменяемость судей;
  • вводились независимые адвокатуры;
  • вводился суд присяжных.

Эти реформы породили общественные организации и гражданские учреждения.

21 стр., 10234 слов

Принцип справедливости в уголовном праве России

... понятие справедливости и понятие принципа справедливости в праве. Выявить понятие принципа справедливости в уголовном праве. Проследить взаимосвязь принципа справедливости с другими принципами уголовного права. Провести обзор истории закрепления принципа справедливости в уголовном законодательстве России. Изучить основные уровни проявления принципа справедливости в уголовном праве. Определить ...

Революция 1905-1907 гг стала новым этапом формирования гражданского общества: появляются политические партии, профсоюзы. Считается, что позже в период СССР гражданское общество было несовместимо с тоталитарным государством. Однако в повышении уровня самоорганизации и гражданственности общества большую роль сыграли семья, школы, трудовой коллектив, культура, советский корпоративизм.

После распада СССР россиянам было свойственно: «настроенческий» характер социального недовольства, низкий уровень готовности к объединению с другими людьми с целью совместного решения актуальных проблем, низкий уровень взаимного доверия. Однако в постсоветское время происходит либерализация общественного сознания, утверждение новых ценностных установок, появляется активное меньшинство.

2. Складывание многопартийности в России пришлось на начало 20-го века — также позднее, чем в странах Западной Европы и США.

3. Российские традиции совместного, коллективного решения задач и проблем способствовали становлению гражданского общества.

4. Установившийся после октября 1917 года тоталитарный режим, ввел со стороны государства жесткий политический контроль за деятельностью гражданского общества. Некоторые его элементы сохраняются (профсоюзные и добровольные общества, женские, молодежные, творческие и другие организации), но деятельность их регламентируется и контролируется Коммунистической партией, которая сама становится частью государства.

5. Отсутствие демократического опыта функционирования гражданского общества после распада СССР.

В настоящее время в России сложились, действуют некоторые элементы гражданского общества:

  • политические партии и движения;
  • массовые общественные организации;
  • ассоциации производителей и общества потребителей;
  • конфессиональные общности;
  • этнические общности, землячества и культурно-национальные организации и центры;
  • творческие союзы и организации;
  • спортивные объединения.

Для того, чтобы создать в России демократическое правовое государство, достаточно обеспечить выполнение в полном объеме действующей Конституции. В настоящее время в России можно отметить следующие проблемы, которые являются препятствием на пути становления правового государства:

  • не обеспечивается равенство граждан и организаций перед законом и судом. Об этом, в частности, говорит избирательное применение закона в политических целях, а также зависимость суда от исполнительной власти;
  • ставится под сомнение свобода слова и прессы — через различные формы давления на средства массовой информации, неугодные властям;
  • свобода предпринимательства только декларируется, а реально не осуществляется властью из-за коррумпированного чиновничьего аппарата;
  • наличие устойчивых стереотипов массового политического сознания, системы ценностей, сформированных тоталитарным режимом.

Такие ценности, как частная собственность, неравенство, конкуренция, порождают психологический дискомфорт у большей части населения;

11 стр., 5305 слов

Право и социальные нормы

... связано с разнообразностью общественных отношений, которые эти нормы регулируют. Рассмотрим основные классификации социальных норм общества. По способам установления и обеспечения: нормы права (исходящие от государства и им охраняемые общеобязательные, формально-определенные предписания, выраженные ...

  • отсутствие у населения адекватного понимания сущности социально-экономических и политических процессов;
  • гражданская апатия населения;
  • отсутствие политической культуры гражданственности у подавляющей части общества и т.д.
  • сохраняются неравные условия доступа к образованию, здравоохранению и культуре, что ограничивает свободу развития личности;
  • не соблюдаются гарантии местного самоуправления в связи с финансовой зависимостью и административным давлением региональных органов государственной власти.

Правовое государство возможно только в том случае, если законы соблюдает сама власть. Современное российское общество далеко от гражданского, пока оно остается пассивным объектом манипуляций со стороны власти. В целом речь идет о едином и достаточно последовательном процессе приспособления политической сферы к такому типу развития, при котором государство (власть) играет центральную роль в структурировании экономических, политических и социальных отношений.

Воспрепятствовать возвращению России в авторитаризм как раз и призвано гражданское общество, построению которого могут способствовать следующие факторы:

  • признание гражданских, политических и социальных прав неотъемлемой частью социума;
  • создание многочисленных организаций, ассоциаций и институтов, поддержка их разнообразия;
  • деятельность средств массовой информации в условиях свободы и плюрализма;
  • финансовая поддержка политических партий, их независимость от государства;
  • создание упрощенной законодательной базы для учреждения всевозможных фондов и других инструментов благотворительности, для развития малого бизнеса;
  • предоставление самоуправления основным институтам (церковь, университеты, сфера искусства и т.д.);
  • реализация принципа субсидиарности, то есть передачи права принятия решения и делегирование ответственности на тот уровень, на котором эти решения будут выполняться.

Из ранее изложенного можно сделать вывод, что в современной России только началось формирование гражданского общества, и некоторые его институты действуют реально. Становление гражданского общества в России находится на начальной стадии своего развития, хотя уже предприняты некоторые шаги со стороны главы государства, например, создан Совет при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека.

Неудачи в либеральном государственном строительстве российская политическая элита видит вовсе не в своих действиях, а в несформировавшемся гражданском обществе, т.е. отсталом российском народе. В этом смысле достаточно показательным явился ответ на вопрос корреспондента газеты «Time» Президента Российской федерации В.В. Путина о возможности доверять населению прямые выборы губернатора: «Дело не в населении, а дело в том, что у нас, к сожалению, еще так называемое гражданское общество является недостаточно развитым, вот на что мы должны обратить внимание». Государством даже была создана «Федеральная программа повышения правовой культуры избирателей и организаторов выборов в Российской Федерации». Иными словами, современный статус правящей элиты является исторически закономерным для российского народа. Эта «закономерность», конечно же, отрицает в принципе всяческое сопротивление любому произволу этого «правового» государства.

В ряде исследований отрицается само существование гражданского общества в России, самобытность организации его рассматривается в качестве архаики. Это подводит необходимый фундамент для обоснования рецепции конструкции гражданского общества западного образца. Однако при рассмотрении истории СССР исследователи «вынуждены» признать факт наличия гражданского общества, но с отдельными оговорками, сводящими его существование к простой формальности. Прежде всего, доказывается, что гражданское общество — это наследство, доставшееся со времен Российской империи. Также доказывается, что в Советском Союзе гражданское общество было практически ликвидировано в конце 20-х годов. Государство расширило свою сферу влияния вплоть до семейных отношений, жестко регламентировало гражданские отношения, добилось отчуждения граждан от многих интересов, потребностей, связанных с признанием человека, его свобод, собственности. Естественные права человека отрицались на государственном уровне. В юридическом плане отрицание естественных прав человека опиралось на позитивистскую доктрину, которая признает правом то, что закреплено законом, в политическом — на классовую идеологию

Хотя все же советское государство предоставляло своим гражданам возможности по самоорганизации и самодеятельности, прежде всего, в общественной сфере, хотя и держало эти процессы под жестким контролем. Институтами гражданского общества в СССР были: Советы, профессиональные союзы, общественные организации (комсомол, пионерия, ДОСААФ, комитеты защиты мира, ветеранские организации и союзы и др.), научные, просветительские и творческие объединения, кружки самодеятельности и клубы по интересам, общества трезвости и т.д. В СМИ поощрялись критика и самокритика, заседали товарищеские суды, работали домкомы, отношения людей во многом регулировались нормами «советской морали», в важных пунктах совпадавшей с «общечеловеческой». Деятельность религиозных институтов официально не поощрялась, но и не запрещалась полностью.

Некоторые исследователи полагают, что в России на сегодняшний момент существует гражданское общество, состоящее из политической и экономической элиты и бюрократии. Именно такое «общество» подпадает под основные критерии западных теорий. Остальное российское население просто находится за бортом правовых и экономических реформ в новом качестве «крепостных». Правовые и экономические реформы достигли успеха именно в отношении такого гражданского общества.

Таким образом, Россия находится на пути становления гражданского общества. Для этого уже сделаны некоторые шаги как со стороны государства, так и со стороны населения.

3. Практическое задание

3.1 Регулятивная норма: определение и примеры

Регулятивные нормы права — правила поведения, непосредственно направленные на регулирование фактических отношений, возникающих между различными субъектами, путем предоставления им прав и возложения на них обязанностей.

Регулятивные нормы права бывают:

  • обязывающими;
  • запрещающими;
  • управомочивающими.

Обязывающие нормы права — это обязанность субъекта права совершать определенные действия. Этому соответствуют глаголы «должен», «обязан».

Запрещающие нормы права — это правило поведения, при котором обязанность субъекта не совершать определенных действий. Этому соответствуют глаголы «запрещается», «не допускается» и т.д.

Управомочивающие нормы права — это правило поведения, которое предоставляет право на совершение определенных действий. » Имеет право», «может», «вправе», эти глаголы употребляют в изложении.

Обязывающие и запрещающие нормы являются, как правило, императивными, т.е. не допускающими никаких отступлений.

Управомочивающие нормы чаще всего относятся к категории диспозитивных, т. е. допускающих поведение адресата норм по соглашению с партнером.

Примеры регулятивных норм права:

1. Арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату) (ч. 1 ст.614 Гражданского кодекса РФ);

2. Государственная Дума избирается сроком на четыре года (ч. 1 ст.96 Конституции РФ);

3. Муж не имеет права без согласия жены возбуждать дело о расторжении брака во время беременности жены и в течение года после рождения ребенка (ст. 17 Семейного кодекса РФ);

4. Если вследствие просрочки должника исполнение утратило интерес для кредитора, он может отказаться от принятия исполнения и требовать возмещения убытков (ч. 2 ст. 405 Гражданского кодекса РФ).

3.2 Трехзвенное строение нормы права: определение и примеры

Каждая норма права имеет вполне определенное строение, т.е. состоит из нескольких частей (элементов), или, иначе говоря, имеет свою структуру.

Первая (и самая распространенная) позиция (точка зрения) — норма права имеет трехзвенную структуру и состоит из гипотезы, диспозиции и санкции.

Гипотеза — это часть нормы права, раскрывающая условия (обстоятельства), при наличии или отсутствии которых возможно действие данной нормы.

Диспозиция — это часть нормы права, раскрывающая само правило поведения, т.е. права и (или) обязанности действовать или не действовать тем или иным образом.

Санкция — это часть нормы права, раскрывающая последствия для субъекта, реализующего диспозицию. Санкции могут быть как негативными (взыскание, наказание), так и позитивными (меры поощрения).

Структура правовой нормы существует объективно как неразрывная связь правила поведения (диспозиция) с условиями его применения (гипотеза) и способом охраны от нарушений (санкция).

В таком случае формулу микроструктуры нормы права можно представить в виде «если — то — иначе».

В данной формуле «если» представляет гипотезу, «то» — диспозицию, «иначе» — санкцию.

Достоинством трехэлементной схемы является то, что эта схема побуждает практических работников к тщательному и всестороннему анализу нормативного материала во всем его объеме, к сопоставлению неразрывно связанных между собой статей нормативных актов. Именно таким образом, обращая внимание не только на центральную часть нормы права — диспозицию, но и на гипотезу и санкцию, можно создать условия для надлежащей реализации права. Особенно это важно для правовых норм, элементы которых содержатся в различных нормативных актах (или статьях, разделах закона).

Для этого нужно при решении любого юридического дела тщательно изучить все те положения законодательства, которые связаны с применяемым правоположением, т.е не следует ограничиваться анализом отдельных статей и параграфов нормативных актов.

Для эффективного регулирования общественных отношений необходимо в нормативных актах выразить все три элемента правовых норм:

  • условия действия правовой нормы;
  • само правило поведения;
  • ответственность за несоблюдение этого правила.

В действующих нормативных актах трудно найти статью, которая соединила бы все три элемента правовой нормы.

Примеры трехзвенного строения норм права:

1. Действия, направленные на полное или частичное уничтожение национальной, этнической, расовой или религиозной группы как таковой путем убийства членов этой группы, причинения тяжкого вреда их здоровью, насильственного воспрепятствования деторождению, принудительной передачи детей, насильственного переселения либо иного создания жизненных условий, рассчитанных на физическое уничтожение членов этой группы, — наказываются лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок до двух лет, либо пожизненным лишением свободы, либо смертной казнью (ст. 357 Уголовного кодекса РФ);

2. Трудовой договор вступает в силу со дня его подписания работником и работодателем, если иное не установлено федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации или трудовым договором, либо со дня фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя.

Работник обязан приступить к исполнению трудовых обязанностей со дня, определенного трудовым договором.

Если в трудовом договоре не определен день начала работы, то работник должен приступить к работе на следующий рабочий день после вступления договора в силу.

Если работник не приступил к работе в день начала работы, установленный в соответствии с частью второй или третьей настоящей статьи, то работодатель имеет право аннулировать трудовой договор. Аннулированный трудовой договор считается незаключенным. Аннулирование трудового договора не лишает работника права на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию при наступлении страхового случая в период со дня заключения трудового договора до дня его аннулирования (ст. 61 Трудового кодекса РФ);

3. Нарушение уставных правил внутренней службы лицом, входящим в суточный наряд части (кроме караула и вахты), а равно нарушение уставных правил патрулирования в гарнизоне лицом, входящим в состав патрульного наряда, если эти деяния повлекли тяжкие последствия, — наказываются ограничением по военной службе на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет (ст. 344 Уголовного кодекса РФ).

3.3 Анализ монархической и республиканской форм правления

Форма государственного правления — элемент формы государства, который определяет систему организации высших органов государственной власти, порядок их образования, сроки деятельности и компетенцию, а также порядок взаимодействия данных органов между собой и с населением, и степень участия населения в их формировании.

В современном мире монархий меньше, чем республик, однако категории «меньше/больше» носят достаточно относительный характер. Если, например, взять Западную Европу, то большинство стран являются монархиями. А если взять Латинскую Америку или Африку, то там практически нет монархий.

Слово «монархия» — греческого происхождения. Корень этого слова понятен: mono — единый, единственный. Монарх — единственный глава государства. Монархия представляется более древней и архаичной формой, так как и средние века, и длительный период до средних веков — это период единоличной власти, период монархического правления практически во всех государствах Европы.

Монархия — это такая форма правления, когда главой государства является лицо, получающее свою власть по наследству. Главный признак монархии — переход титула, короны и всех полномочий, связанных с этим переход власти от отца к сыну, от одного близкого родственника другому. Наследственный характер передачи власти — главная черта любой монархии. Хотя, есть некоторые исключения — есть такое понятие, как «выборная монархия». Но это исключение, которое лишь подтверждает общее правило.

Монархия характеризуется следующими основными признаками:

  • наличие единоличного пожизненного главы государства (царь, король, император, шах);
  • наследственный порядок преемственности верховной власти;
  • юридическая безответственность монарха.

Различают следующие разновидности монархий:

  • абсолютная (неограниченная);
  • конституционная (ограниченная):
  • дуалистическая;
  • парламентская.

Абсолютная монархия (от лат. absolutus — безусловный) — разновидность монархической формы правления, при которой вся полнота государственной (законодательной, исполнительной, судебной), а иногда и духовной (религиозной) власти юридически и фактически находится в руках монарха. (в настоящее время Саудовская Аравия, ОАЭ, Оман, Катар).

Конституционная монархия — монархия, при которой власть монарха ограничена конституцией, неписаным правом или традициями. Конституционная монархия существует в двух формах: дуалистическая монархия и парламентарная монархия.

Парламентарная монархия — вид конституционной монархии, в которой монарх не обладает властью и выполняет только представительную функцию. При парламентарной монархии правительство ответственно перед парламентом, который обладает большей властью, чем другие органы государства (хотя в разных странах это может различаться).

Законодательная власть полностью принадлежит парламенту, а исполнительная — правительству (в настоящее время Великобритания, Дания, Швеция).

Дуалистическая монархия (лат. Dualis — двойственный) — вид конституционной монархии, в которой власть монарха ограничена конституцией и парламентом в законодательной области, но в заданных ими рамках монарх обладает полной свободой принятия решений. Характерной особенностью дуалистической монархии является формально-юридическое разделение государственной власти между монархом и парламентом. Исполнительная власть находится в руках монарха, законодательная — у парламента. (Австро-Венгерская империя 1867—1918 гг., Япония 1889—1945 гг., в настоящее время существует в Марокко, Иордании, Кувейте и, с некоторыми оговорками, также в Монако и Лихтенштейне).

Преимуществами монархии как формы правления обычно называют:

  • § Монарх, как правило, с детства воспитывается с учётом того, что в будущем он станет верховным правителем государства. Это позволяет ему развивать качества, необходимые для такой должности и гарантирует, что власть в ходе демократических махинаций не получит человек некомпетентный или злонамеренный;
  • § Замещение власти происходит не на основании чьих-либо интересов, а по случайности рождения, что снижает возможность проникновения во власть людей, для которых власть является самоцелью.

§ Монарх естественно заинтересован в том, чтобы оставить своему сыну или дочери процветающую страну.

По сравнению с республикой выделяют также следующие преимущества:

  • § Монархия обеспечивает единство и, как следствие, прочность системы власти;
  • § Монарх в силу своего положения выше любой политической партии и поэтому является непредвзятой политической фигурой;
  • § При монархии больше возможности осуществить какие-либо долговременные преобразования в жизни государства;
  • § При монархии больше возможности осуществить кардинальные преобразования, необходимые в долгосрочной перспективе, но непопулярные в краткосрочной;
  • § После смерти монарха практически всегда известен преемник, что снижает риск политических потрясений.

Недостатками монархии называют:

  • § Монарх не несет юридической ответственности перед кем-либо за своё правление, что может привести к принятию решений, объективно не отвечающих интересам государства;
  • § Монархом может стать человек, дела государства для которого совершенно не интересны, а также ребёнок или психический больной;
  • § Монархия зависима от своего окружения, которое становится фактически не зависимым от закона, а подчиняется лишь воле монарха.

§ Смерть бездетного монарха зачастую означает тяжёлый политический кризис с длительными распрями и политической борьбой

§ Положение абсолютной монархии над законом делает остальных людей бесправными, фактически народ зависим лишь от воли монарха.

Для большей наглядности проведем сравнительный анализ трех видов монархической формы правления (Таблица 1).

Таблица 1 — Сравнение особенностей монархических форм правления

№ п/п

Перечень

Абсолютная монархия

Конституционная монархия

Дуалистическая монархия

Парламентарная монархия

1

Принадлежность законодательной власти

монарху

разделена между монархом и парламентом

парламенту

2

Осуществление исполнительной власти

монарх

монарх

формально — монарх, фактически — правительство

3

Назначение главы правительства

монарх

монарх

формально — монарх, но с учётом парламентских выборов

4

Ответственность правительства

перед монархом

перед монархом

перед парламентом

5

Право роспуска парламента

нет парламента

у монарха (неограниченное)