Конфликт интересов на гражданской государственной службе и его урегулирование

1.1 Анализ литературы по исследуемой проблеме

Разработка общих теоретических проблем реформирования государственной службы основывается на методологической базе исследований Анисимова А.С., Атаманчука Г.В.(«Теория государственного управления». М., 2006г.; «Система государственного и муниципального управления». Учебник 2-е издание, М. 2007 г.; «Сущность государственной службы: история, теория, закон, практика». Монография, 2008 г.), Байкова В.Э. (Коллективное сознание чиновников // Государственная служба. 2005. №1) Приваловой С.В. и др.

Социальная направленность организации деятельности государственной службы отражена в работах Байкова Н.М. («Государственная служба в социальном измерении», Хабаровск, 2004г.; «Кадровый потенциал органов власти: опыт социологического анализа». Хабаровск, 2006г.), Волчковой Л.Т. (Минина В.Н., Волчкова Л.Т. Государственное планирование и программирование // Государственная политика и управление. Учебник в 2-х частях. Часть П. Уровни, технологии, зарубежный опыт государственной политики и управления / Под ред. Л.В. Сморгунова. — М.:РОССПЭН, 2007г.), Магомедова К.О. (Социальная справедливость для гражданского общества и правового государства // Социология власти. 2004. № 2., Магомедов К.О., Турчинов А.И. Государственная служба и кадровая политика: теория и практика, Магомедов, К.О. Кадровые технологии в управлении персоналом государственной гражданской службы // Служба кадров и персонал. 2007.- №10. — окт. — С.34-39.), Потемкина В.К. и др.

Сущностные характеристики функций государственной службы определены в работах Грековой Ж.В., Казанцева Н.М. (Публично-правовое регулирование государственной службы: институционно-функциональный анализ. М.: Издательство РАГС, 2004г.), Старилова Ю.Н. (Курс общего административного права. Т. 1: История; Наука; Предмет; Нормы; Субъекты // Т. 2: Государственная служба; Управленческие действия; Правовые акты управления; Административная юстиция 2002 г.), Мурадян В.А. и др.

Вопросы государственной гражданской службы рассмотрены такими специалистами как Граждан В.Д. («Государственная гражданская служба». Учебник — 2 изд. КноРус, 2007 г. В учебнике анализируются место гражданской службы в системе государственного управления, объективные законы, принципы и должности гражданской службы, социальный и правовой статус гражданского служащего, нормативные основы прохождения гражданской службы, конфликт интересов и индивидуальные служебные споры на гражданской службе, федеральная и региональные гражданские службы, социально-правовой контроль на гражданской службе.; «Государственная гражданская служба Российской Федерации. Нормативно-правовые акты». КноРус, 2008 г. Сборник нормативно-правовых актов о государственной гражданской службе Российской Федерации состоит из трех разделов: федеральные законы Российской Федерации, указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации, что дает полное представление о современном состоянии административной власти на федеральном и отчасти региональном уровнях), Масленникова Е.В.(«Государственная гражданская служба в Российской Федерации». Учебное пособие. Ось-89, 2006г.); Акопов Л.В.

12 стр., 5775 слов

Государственно–правовое обеспечение социальной защиты государственных ...

... необходимость её дальнейшей разработки. Целью дипломной работы является исследование государственно - правового обеспечения социальной защиты государственных служащих Российской Федерации, законодательного закрепления и практической реализации всего комплекса мер социальной защиты государственных служащих Российской Федерации. Для достижения поставленной цели необходимо ...

, Барциц И.Н. , Демин А.А. , Игнатов В. Г («Служебное право (Государственная гражданская служба)». Учебное пособие. 2006г. — рассмотрено правового регулирования гражданской службы на обоих уровнях федеральном и субъектов Российской Федерации), Киселев С.Г.(«Государственная гражданская служба». Учебное пособие, ВЕЛБИ 2007г. — рассмотрена система государственной гражданской службы Российской Федерации. Раскрыты исторический, политологический, правовой, экономический аспекты формирования и развития государственной службы. Изложены общие положения и условия государственной службы, порядок ее прохождения, основы кадровой службы государственного органа. Подробно освещены вопросы правового положения государственного служащего, его поощрения и награждения, оплаты труда. Особое внимание уделено принципам организации и функционирования государственной службы) и др.

Проблема конфликта интересов на государственной гражданской службе затрагивается в работах Соколовой В.М. (Нравственные основы государственной службы России / Под общ. ред. В.М. Соколова. М., 2003г.), Воронина В.В., Деркача А.А., Жук И.А., Маркина В.Н., Москаленко О.В. («Акмеологическая оценка профессиональной компетентности государственных служащих. Учебное пособие. РАГС , 2008г.), Аверченко, Л. (К государственному управлению — по конкурсу: О технологии проведения процедуры на замещение вакантной должности государственной гражданской службы / Л. Аверченко, Н. Богдан //Кадровик. Кадровый менеджмент. 2007г. №10), Игнатова В.Г. (Профессионализм государственных служащих современной России: сущее и должное / Сб.: Государственная и муниципальная служба: проблемы становления и развития. Пермь, 2004г.), Слепцова Н.С. (Проблемы подготовки государственных служащих в РФ // Материалы научно-практической конференции «Наращивание потенциала в области государственного управления в республике Карелия». Петрозаводск, 2004г.), Шишлакова, В. (Как противодействовать коррупции в налоговых органах?: Комментарий к действующему законодательству о государственной гражданской службе / В. Шишлаков // Кадровик. Трудовое право для кадровика. 2007г.№10.), Кузнецова, И. (Монетарные установки государственных служащих / И. Кузнецов // Социология власти. 2007г.№5.) и др.

13 стр., 6276 слов

Конфликт интересов на государственной гражданской службе

... поведению гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов; изучить законодательные новации в области предотвращения конфликта интересов. Объектом исследования являются такие общественные отношения как государственная гражданская служба. Предметом исследования является конфликт интересов на государственной гражданской службе. При написании работы были ...

Отдельно вопросам конфликта интересов на государственной гражданской службе посвящены работы Седова В. (Правовые основы разрешения конфликта интересов на государственной гражданской службе РФ. / В. Седов // Кадровик. Трудовое право для кадровика. 2007г. №10), Чаннова, С. Е. (Правовое урегулирование конфликта интересов на государственной гражданской службе /С. Е. Чаннов.//Трудовое право. 2006г. № 11; Административно-правовое регулирование функционирования комиссий по урегулированию конфликта интересов на государственной гражданской службе. // Административное и муниципальное право. 2009г.№4 — в статье рассматриваются вопросы организации комиссий по урегулированию конфликта интересов, указываются наиболее серьезные проблемы их функционирования и делаются предложения по совершенствованию законодательства), Федосенко В.А. (Административно-правовая регламентация служебного поведения и урегулирование конфликта интересов в системе государственной гражданской службы Российской Федерации // Административное и муниципальное право. 2008г. .№10).

Как показал анализ литературы по исследуемому вопросу, теоретическим и практическим аспектам государственной гражданской службы уделено достаточно много внимания в научной литературе. В то же время, проблемы конфликта интересов на государственной гражданской службе изучены явно недостаточно и рассматриваются они в основном на страницах периодической печати.

1.2 Правовые основы урегулирования конфликта интересов в российском законодательстве

Поскольку конфликтов огромное множество, то их систематизация пока в должной мере не проведена. Разные авторы дают различное количество их типов, видов, форм. Например, С.С. Фролов выделяет три типа конфликтов: личностные, или психологические; межличностные, или социально-психологические; социальные. См.: Фролов С.С. Социология организаций: учебник. М.: Гадарики, 2007. — С. 277—282. Другие авторы считают, что по рангам участников конфликтов их четыре: внутриличностные, межличностные, между личностью и группой, межгрупповые. Теория управления: учебник / под общ. ред. А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрухина. М.: РАГС, 2006.. С. 383. Третьи полагают, что все конфликты можно свести к семи типам: мотивационные, коммуникационные, власти и безвластья, внутриличностные, межличностные, между личностью и группой, межгрупповые. Государственная служба Российской Федерации: Основы управления персоналом / под общ. ред. В.П. Иванова. М.: Известия, 2005. С. 148—151. Несомненно, все типы имеют место в реальной жизни, в практике государственной работы.

Граждан В.Д. в учебнике «Государственная гражданская служба» классифицирует конфликты следующим образом: «Опираясь на современный уровень конфликтогенной теории и социальной практики, можно предложить следующую классификацию социальных конфликтов, которая будет включать восемь основных типов, группирующихся дихотомически: конструктивные и деструктивные, внутриличностные и межличностные, внутригрупповые и межгрупповые, открытые и скрытые». Граждан В.Д. Государственная гражданская служба: учебник / В.Д. Граждан. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: КНОРУС, 2007. — С.228.

На гражданской службе в той или иной мере действуют все перечисленные выше конфликты. Но государственно-важным и специфическим для служебной деятельности является конфликт интересов, который по преимуществу относится к внутригрупповым (внутриорганизационным) конфликтам.

7 стр., 3239 слов

Российская благотворительность: конфликт интересов

... относятся к любым проявлениям гражданской самостоятельности. Недоверие к благотворительности обосновывается подозрениями в ... «меценаты» должны направлять на поддержание государственных объектов культуры, науки, здравоохранения и ... налогообложения, а индивидуальные гранты от российских фондов — нет. Оплата реабилитации ... том, что реципиенты адекватно понимают интересы «донора», недоверие к экономической, ...

В старом законодательстве о государственной службе (прежде всего Федеральный закон от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации») решение проблемы конфликта интересов (не осознанной как таковой) состояло в системе запретов и ограничений для государственных служащих, которые во многих случаях носили чересчур общий характер, были одновременно и избыточными, и недостаточными. Выполнение их с трудом поддавалось контролю. Результатом было массовое и почти неприкрытое нарушение соответствующих норм законодательства.

Впервые применительно к государственной службе понятие «конфликт интересов» было употреблено в «Концепции реформирования системы государственной службы Российской Федерации», утвержденной Президентом Российской Федерации 15 августа 2001 г. До тех пор понятие «конфликт интересов» присутствовало лишь в двух российских законах — о некоммерческих организациях и о рынке ценных бумаг.

Федеральный закон от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — Закон) установил требования к служебному поведению гражданских служащих (статья 18) и нормы об урегулировании конфликта интересов на государственной службе (статья 19).

Положения статьи 19 (Приложение а) необходимо учитывать при реализации статей 14 («Основные права гражданского служащего», особенно пункта 2, касающегося права гражданского служащего выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов), 15 («Основные обязанности гражданского служащего»), 16 («ограничения, связанные с гражданской службой»), 17 («Запреты, связанные с гражданской службой»).

В соответствии с пунктом 6 статьи 19 Закона во всех государственных органах, федеральном органе по управлению государственной службой, в органе по управлению государственной службой субъекта федерации создаются комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликтов интересов (далее — Комиссии).

Пункты 6 и 7 той же статьи содержат основные требования к составу таких комиссий. Положение о комиссиях утверждается Указом Президента Российской Федерации (пункт 8).

Статья 19 Закона («Урегулирование конфликта интересов на гражданской службе»), определяет обязательность урегулирования конфликта основанного на следующих принципах:

ь обязанность гражданского служащего информировать представителя нанимателя о возникшем или потенциальном конфликте интересов;

ь обязанность представителя нанимателя принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов;

ь рассмотрение проблем, связанных с соблюдением государственными служащими требований к служебному поведению и с урегулированием конфликта интересов специально созданными в каждом государственном органе комиссиями;

ь участие в работе таких комиссий, как гражданских служащих, так и независимых экспертов (не менее ј от общего числа членов комиссии);

ь единообразие правил деятельности комиссий, положение о которых утверждается Указом Президента Российской Федерации.

4 стр., 1591 слов

Социальный и правовой статус государственного гражданского служащего

... этой власти и в ее интересах. На протяжении долгих времен понятия «служащий» и «государственный служащий» в Российской Федерации правового статуса не имели, они не разводились ... и имеющий гарантированный государством социально-правовой статус. Таким образом, гражданский служащий занимает аппаратную (административную) должность только в органе государственной власти. В соответствии с федеральными ...

В статье 19 дано следующее определение конфликта интересов: «Конфликт интересов — ситуация, при которой личная заинтересованность гражданского служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью гражданского служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, субъекта РФ или Российской Федерации, способное привести к причинению вреда этим законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта РФ или Российской Федерации». Ст. 19 Федерального закона от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ. 2004. №31. Ст. 3215 (в ред. ФЗ от 02.02.2006 №19-ФЗ, от 02.03.2007 №24-ФЗ, от 12.04.2007 №48-ФЗ, от 01.12.2007 №309-ФЗ, от 29.03.2008 №30-ФЗ, от 23.07.2008 №160-ФЗ, от 25.12.2008 №280-ФЗ)

Статья 19 закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» достаточно четко определила ряд моментов, связанных с созданием комиссий в государственных органах (обязательное присутствие среди членов комиссии представителей ряда структурных подразделений государственного органа, представителя государственного органа по управлению государственной службой, независимых экспертов

В целом нормы Закона закладывают хорошие правовые предпосылки для предупреждения коррупции в системе государственной гражданской службы, для реализации запрета на конфликт интересов в отношении части российских публичных должностных лиц. Противодействие коррупции: разрешение конфликта интересов / Под ред. М.Б.Горного и А.И.Волкова. — СПб.: Норма, 2005. — С.116.

Вместе с тем большая часть процедурных вопросов решена Указом Президента Российской Федерации от 3 марта 2007г. № 269 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов». Основными задачами комиссий являются:

  • ь содействие государственным органам в обеспечении соблюдения государственными гражданскими служащими Российской Федерации (далее — гражданские служащие) требований к служебному поведению;

— ь содействие государственным органам в урегулировании конфликта интересов, способного привести к причинению вреда законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации. Указ Президента Российской Федерации от 3 марта 2007г. № 269 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов» // Российская газета Федеральный выпуск №4310 от 7 марта 2007 г.

Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 г. в качестве одного из главных антикоррупционных механизмов на государственной и муниципальной службе указывает недопущение и урегулирование конфликта интересов.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

Впервые применительно к государственной службе понятие «конфликт интересов» было употреблено в «Концепции реформирования системы государственной службы Российской Федерации», утвержденной Президентом Российской Федерации 15 августа 2001 г.

13 стр., 6188 слов

Контрольная работа «государственная гражданская служба»

... «О системе государственной службы Российской Федерации» классифицирует государственную службу на следующие виды, составляющие ее единую систему: 1) государственная гражданская служба; 2) военная служба; 3) правоохранительная служба. Государственная гражданская служба подразделяется, в свою очередь, на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта РФ. ...

Правовую основу урегулирования конфликта интересов в Российской Федерации составляют следующие законодательные акты: Федерального закона от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Федеральный закон Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Указ Президента Российской Федерации от 3 марта 2007г. № 269 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов».

2.1 Способы урегулирования конфликта интересов на гражданской государственной службе

С конфликтом интересов связаны такие негативные явления, как коррупция, злоупотребления административным ресурсом, служебным положением, недостаточная прозрачность власти и др. Вместе с тем неправильно сводить конфликт интересов ни к коррупции, ни к злоупотреблению административным ресурсом, опасно относиться к этому явлению как к чему-то, что требует «искоренения» — сам по себе конфликт интересов — это явление объективное, и с ним надо научиться жить. Седов В. Правовые основы разрешения конфликта интересов на государственной гражданской службе РФ / В. Седов // Кадровик. Трудовое право для кадровика. — 2007. — №10. — окт. — С.52-54. Таким образом, в отличие от коррупции и злоупотребления административным ресурсом, конфликт интересов — это обычная ситуация, необходимо лишь предотвращать негативные последствия конфликт интересов, предупреждая, либо разрешая его.

Необходимость урегулирования конфликта интересов вызвана недостаточностью запрета на использование служебного (должностного) положения в личных целях (общего или в отношении конкретных ситуаций или конкретной деятельности — к примеру, государственным служащим запрещено заниматься предпринимательской деятельностью).

Шишлаков В. Как противодействовать коррупции в налоговых органах? : Комментарий к действующему законодательству о государственной гражданской службе / В. Шишлаков // Кадровик. Трудовое право для кадровика. — 2007. — №10. — окт.- С.48-51.

Согласно ФЗ от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», служащий обязан самостоятельно оценивать условия и действия, которые потенциально могут повлиять на объективность его служебной деятельности. Важным представляется в данном контексте знание гражданским служащим не только своих прав, обязанностей, ограничений и запретов, но требований, предъявляемых к служебному поведению.

Законом закреплена необходимость предотвращения случаев возникновения у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов для недопущения причинения вреда законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта РФ или Российской Федерации.

Предотвращение возникновения у гражданского служащего личной заинтересованности, которая может привести к конфликту интересов, становится обязанностью руководителя. Руководитель обязан при определении должностных обязанностей, поручений, при поступлении на гражданскую службу учитывать персональные данные гражданского служащего и сведения о гражданском служащем, связанные с поступлением на гражданскую службу, ее прохождением и увольнением с гражданской службы. Кузнецов, И. Монетарные установки государственных служащих / И. Кузнецов // Социология власти. — 2007.-№5.-сент.-окт. — С.112-116. Важно то, что сообщение о личной заинтересованности должно быть сделано гражданским служащим до того, как его действия привели к возникновению конфликта интересов.

6 стр., 2575 слов

Конфликты в государственно-административной сфере

... государственных структур (министерств, агентств, служб) к присвоению отдельных функций, полномочий либо невыполнении своих функций и полномочий. Не менее важным источником возникновения государственно-административных конфликтов ... обусловленное различием взглядов, позиций и интересов. В государственно-административной сфере конфликт представляет специфическую форму взаимодействия институтов, ...

Обязанностью представителя нанимателя, которому стало известно о возникновении у гражданского служащего личной заинтересованности, способной привести к конфликту интересов, является предотвращение или урегулирование конфликта интересов. Представитель нанимателя в этих целях имеет право отстранить гражданского служащего, являющегося стороной конфликта интересов, от замещаемой должности (не допускать к исполнению должностных обязанностей) в период урегулирования конфликта интересов. При этом гражданскому служащему сохраняется денежное содержание на все время отстранения от замещаемой должности гражданской службы. П.2 ст.32 Федеральный закон от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ. 2004. №31. Ст. 3215 (в ред. ФЗ от 02.02.2006 №19-ФЗ, от 02.03.2007 №24-ФЗ, от 12.04.2007 №48-ФЗ, от 01.12.2007 №309-ФЗ, от 29.03.2008 №30-ФЗ, от 23.07.2008 №160-ФЗ, от 25.12.2008 №280-ФЗ)

Представитель нанимателя отстраняет от замещаемой должности гражданской службы гражданского служащего на весь период до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения. Из всех предусмотренных законом оснований для отстранения гражданского служащего только одно — урегулирование конфликта интересов — предусматривает сохранение денежного содержания гражданскому служащему на время отстранения от должности. Тем не менее, «необходимо использовать отстранения от замещаемой должности гражданской службы лишь в крайних случаях, когда другие методы не возымели результата». Магомедов, К.О. Кадровые технологии в управлении персоналом государственной гражданской службы // Служба кадров и персонал. 2007.- №10. — окт. — С.34-39.

В ФЗ «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 г. так же говорится:

«Государственный или муниципальный служащий обязан принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.

Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения государственного или муниципального служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке, и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.

Предотвращение и урегулирование конфликта интересов, стороной которого является государственный или муниципальный служащий, осуществляются путем отвода или самоотвода государственного или муниципального служащего в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

9 стр., 4147 слов

Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе ...

... государственной службы Российской Федерации" существовала объективная необходимость предотвращения и урегулирования конфликта интересов, которая, однако, не была подкреплена никакими действенными механизмами. Такие механизмы появились с принятием Федеральных законов "О государственной гражданской службе ...

В случае если государственный или муниципальный служащий владеет ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций), он обязан в целях предотвращения конфликта интересов передать принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с законодательством Российской Федерации». Федеральный закон Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» // Российская газета Федеральный выпуск №4823 от 30 декабря 2008 г.

Независимо от нюансов понимания конфликта интересов суть внимания к нему — это предупреждение и урегулирование конфликта интересов).

Нравственные основы государственной службы России / Под общ. ред. В.М. Соколова. М: РАГС /Статут, 2006. — С.170. Урегулирование конфликта интересов на гражданской государственной службе означает недопустимость ситуаций, в которых должностное лицо может использовать служебное положение в личных целях. Запрет не может быть абсолютным. «Недопустимость» неизбежно предполагает много оговорок, послаблений, граней, условий, этапов ее достижения.

Установление правил урегулирования конфликта интересов, фактически вводит обязательную профилактику использования служебного положения в личных интересах. Это делает возможной поэтапную, последовательную работу по устранению из повседневной практики органов публичной власти наиболее опасных ситуаций, способствующих, иногда стимулирующих, а иногда порождающих независимо от целей должностного лица использование должностных полномочий в своих личных целях, порождающих коррупцию. В российской действительности пока заложены основы такой профилактики.

Урегулирование конфликта интересов означает, что государственный гражданский служащий не может совершать действия (принимать решения) могут повлиять на обстоятельства, в которых у него есть свой интерес и призвано устранить сами ситуации (любые или признанные в определенном порядке реально опасными), в которых возникает возможность использования служебного положения в личных интересах.

Преимущество урегулирования конфликта интересов (по сравнению с запретами использовать служебное положение и ответственностью за совершенное злоупотребление служебным положением) в противодействии использованию служебного положения в личных интересах, является то, что его применение не требует доказательств: совершения этого деяния; корыстной заинтересованности; извлечения ненадлежащей выгоды (получения ненадлежащего обогащения).

Устранена должна быть сама обнаруженная ситуация, содержащая возможность использования служебного положения в личных интересах. Урегулирование конфликта интересов позволяет устранить не только последствия использования служебного положения в личных интересах, но и причины и условия, позволяющие это делать.

Таким образом, законодательство предусматривает следующие способы урегулирования конфликтов интересов:

ь сообщение гражданским служащим о личной заинтересованности до того, как его действия привели к возникновению конфликта интересов;

  • ь изменение должностного или служебного положения государственного гражданского служащего;
  • ь отвод или самоотвод государственного гражданского служащего в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
  • ь передача принадлежащих государственным гражданским служащим ценных бумаг, акций (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление.

2.2 Проблемы и недостатки урегулирования конфликта интересов на государственной гражданской службе

8 стр., 3693 слов

Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе

... сферы регулирования конфликта выпадают. Российская государственная гражданская служба: проблемы правового регулирования/ Гусев А.В. -- Екатеринбург: ИД УрГЮА, 2005 В связи с этим проанализируем существующие в настоящее время механизмы урегулирования конфликта интересов на государственной и муниципальной службе с ...

Законом о государственной гражданской службе установлена «мягкая» форма запрета конфликта интересов — требование «предотвращения и урегулирования конфликтов интересов». Федосенко В.А. Административно-правовая регламентация служебного поведения и урегулирование конфликта интересов в системе государственной гражданской службы Российской Федерации. // Административное и муниципальное право, 2008. — №10 — С.21-26. Это проявляется в следующем: сама по себе возможность применить служебное положение в своих интересах еще не будет признана требующим урегулирования конфликта интересов. Потребуется еще доказать наличие указанного противоречия. А этого не всегда просто и будет зависеть от усмотрения принимающего (принимающих) решение.

Термин «урегулирование конфликта интересов» не раскрыт и это, одновременно с указанной особенностью определения конфликта интересов, оставляет на усмотрение лиц, принимающих решение по этому вопросу, определять, нужно ли должностному лицу избавляться от конфликта интересов. Или его можно признать терпимым. Это вполне возможно, так как Закон не требует обязательного отстранения от должности гражданского служащего, являющегося стороной конфликта интересов, даже, если конфликт интересов не ликвидирован. Какие Чаннов С.Е. Административно-правовое регулирование функционирования комиссий по урегулированию конфликта интересов на государственной гражданской службе // Административное и муниципальное право. — 2009г. — №4 — С.18-24.конфликты интересов (виды конфликтов интересов) будут реально запрещены, насколько широким будет усмотрение представителей нанимателя и комиссий по урегулированию интересов, покажет только практика работы этих комиссий.

Закон не предусматривает каких-либо целенаправленных действий по устранению из жизни государственных органов хотя бы наиболее вызывающих типичных конфликтов интересов. Например, ситуаций, когда должностное лицо решает вопросы направления государственных ресурсов для своего собственного бизнеса, числящегося за родственниками или даже переданного в доверительное управление.

При выявлении конфликта интересов государство вместе с должностным лицом ищет средство для устранения конфликта, чтобы не допустить влияния личных интересов этого должностного лица на процесс принятия решений.

Выбор приемлемого метода устранения конфликта интересов в каждом конкретном случае зависит от характера самого конфликта. Если конфликт может повлиять на решения, принимаемые должностным лицом в одной узкой области, наиболее приемлемым средством является отстранение от отдельных работ или делегирование полномочий. Чаннов С. Е. Правовое урегулирование конфликта интересов на государственной гражданской службе /С. Е. Чаннов.//Трудовое право. -2006. — № 11. — С. 32 — 34. Если сфера такого влияния достаточно широка, может потребоваться отказ от личных интересов, «слепая» передача в доверительное управление или продажа; при невозможности использования этих средств, единственной альтернативой может стать отставка. Возможность применения этих методов зависит от институциональных условий в стране. Отстранение от отдельных работ и делегирование полномочий окажутся продуктивными только в том случае, если должностное лицо, столкнувшееся с ситуацией конфликта интересов, не может повлиять на поведение другого должностного лица, которому делегированы полномочия. «Слепая» передача в доверительное управление даст хорошие результаты только при наличии достаточно развитого фондового рынка. Какое бы средство ни было выбрано, необходимо проведение мониторинга для оценки его эффективности по истечении определенного периода времени.

В соответствии с выявленными недостатками и проблемами урегулирования конфликта интересов на государственной гражданской службе, можно предложить следующие рекомендации по решению данных вопросов.

1. Предложения по организации применения законодательства о конфликте интересов вытекающие из закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»:

  • ь информирование гражданских служащих и гражданского общества о нормах Закона, в том числе прямого действия;
  • ь организация применения норм прямого действия;
  • ь определение существующих типов конфликтов интересов;
  • ь разработка мер по устранению наиболее одиозных типов конфликтов интересов;
  • ь организация мониторинга применения норм прямого действия;
  • ь привлечение институтов гражданского общества к организации исполнения и мониторингу реализации норм прямого действия по предотвращению и урегулированию конфликта интересов.

2. Принять Кодекс служебного поведения государственных гражданских служащих как свод единообразных, одинаковых для любых должностных лиц правил служебного поведения, исполнение которых чиновниками граждане вправе требовать. Кодекс должен содержать конкретный перечень дисциплинарных санкций за нарушение правил служебного поведения, установить, прежде всего, механизмы дисциплинарного воздействия, закрепить обязательные правовые нормы прямого действия. Кодекс также мог бы способствовать изменению социальных установок государственных служащих, смещению их приоритетов реализации личных, корпоративных интересов в сторону реализации государственных интересов.

3. Рассмотреть целесообразность создания единого органа, координирующего регулирование конфликта интересов у российских государственных служащих с конкретными функциями и широкими полномочиями и определенной ответственностью (в том числе функциями контроля и надзора).

Как показывает опыт большинства стран, декларирование конфликта интересов и других сведений является наиболее эффективным, если существует единый государственный орган, который осуществляет сбор деклараций, анализ сведений, инициирует расследование в случае необходимости. См.: Руководство ОЭСР по разрешению конфликтов интересов на государственной службе / http://transparency.org.ru/INTER/OECD_soc.asp.

4. Возможное расширение способов урегулирования конфликта интересов на государственной гражданской службе. Технически, конфликт интересов можно регулировать самыми разными способами. Наиболее распространенные способы устранения конфликта интересов в мировой практике: Отстранение от отдельных работ: гражданский служащий избегает или отстраняется от участия в отдельных работах или ситуациях, в результате которых может возникнуть реальный, потенциальный или кажущийся конфликт интересов в связи с выполнением таким гражданским служащим своих официальных обязанностей и функций. Делегирование полномочий: государственный гражданский служащий делегирует другому гражданскому служащему полномочия на принятие мер или решений в области, где может возникнуть реальный, потенциальный или кажущийся конфликт интересов. Отставка: в редких случаях государственный гражданский служащий может принять решение об уходе с государственного поста в целях сохранения своих личных интересов или отказе от частной должности, чтобы остаться на государственном посту. Отказ от личных интересов: гражданский служащий ограничивает свои личные интересы или отказывается от них следующим образом: отказ от подарков и иных выгод: служащий возвращает подарки или выгоды, ставшие реальной или кажущейся причиной конфликта интересов; продажа: служащий полностью ликвидирует любой потенциальный конфликт интересов в результате продажи соответствующих активов. Повышение прозрачности и тщательный анализ решений: государство решает «проигнорировать» конфликт, но при этом создает механизмы, обеспечивающие возможность дополнительного изучения решений данного государственного гражданского служащего.. Чаннов С. Е. Правовое урегулирование конфликта интересов на государственной гражданской службе /С. Е. Чаннов.//Трудовое право. -2006. — № 11. — С. 32 — 34.

5. Регулирование системы наказаний. Специалисты, осуществляющие практическую деятельность в странах-членах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), подчеркивают, что «для предотвращения конфликта интересов больше значения имеет неотвратимость, а не строгость наказания». Руководство ОЭСР по разрешению конфликтов интересов на государственной службе / http://transparency.org.ru/INTER/OECD_soc.asp. В целом, в мировой практике существуют три вида наказаний: гражданские (штрафы), административные (санкции) и уголовные (лишение свободы).

Наиболее распространенные гражданско-административные санкции Предупреждение: устный или письменный выговор, замечание, порицание, вызов к начальству (как в государственных, так и в частных организациях в Мексике), предоставление рекомендаций (в Австралии).

Материальное наказание: взыскание значительного по размеру единовременного штрафа или существенное ограничение и сокращение заработной платы и/или дополнительных выплат: штраф, удержание заработной платы, сокращение заработной платы, сокращение дополнительных выплат, сокращение пенсии, лишение права на пенсию. Профессиональное наказание: понижение в должности, задержка с продвижением по службе, лишение звания или перевод на другую работу с переменой места жительства. Временное отстранение от должности: временное увольнение. Увольнение: дисквалификация. Там же

6. Закрепить обязанность государственных служащих раскрывать все сведения о конфликте интересов в случае, если после первоначального раскрытия сведений обстоятельства изменились или когда внезапно возникает новая ситуация, порождающая новый конфликт интересов.

В результате проведенного анализа, основные проблемы и недостатки урегулирования конфликта интересов на государственной гражданской службе можно сформулировать следующим образом: «мягкая» форма запрета конфликта интересов — требование «предотвращения и урегулирования конфликтов интересов»; термин «урегулирование конфликта интересов» не раскрыт полностью; законодательство не предусматривает целенаправленных действий по устранению из жизни государственных органов наиболее вызывающих типичных конфликтов интересов; отсутствует система мониторинга для оценки эффективности урегулирования конфликта интересов по истечении определенного периода времени.

Предложения, направленные на устранение недостатков и проблем урегулирования конфликта интересов на государственной гражданской службе: рекомендации по организации применения законодательства о конфликте интересов вытекающие из закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (информирование гражданских служащих и гражданского общества о нормах Закона, в том числе прямого действия; определение существующих типов конфликтов интересов; разработка мер по устранению наиболее одиозных типов конфликтов интересов; организация мониторинга применения норм прямого действия и т.д.); Принятие Кодекса служебного поведения государственных гражданских служащих; Создание единого органа, координирующего регулирование конфликта интересов у российских государственных служащих; Возможное расширение способов урегулирования конфликта интересов на государственной гражданской службе. Регулирование системы наказаний.

Приложение

Статья 19. Урегулирование конфликта интересов на гражданской службе Федеральный закон от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ. 2004. №31. Ст. 3215 (в ред. ФЗ от 02.02.2006 №19-ФЗ, от 02.03.2007 №24-ФЗ, от 12.04.2007 №48-ФЗ, от 01.12.2007 №309-ФЗ, от 29.03.2008 №30-ФЗ, от 23.07.2008 №160-ФЗ, от 25.12.2008 №280-ФЗ)

1. Конфликт интересов — ситуация, при которой личная заинтересованность гражданского служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью гражданского служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации, способное привести к причинению вреда этим законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации.

2. Случаи возникновения у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, предотвращаются в целях недопущения причинения вреда законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации.

3. Под личной заинтересованностью гражданского служащего, которая влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей, понимается возможность получения гражданским служащим при исполнении должностных обязанностей доходов (неосновательного обогащения) в денежной либо натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно для гражданского служащего, членов его семьи или лиц, указанных в пункте 5 части 1 статьи 16 настоящего Федерального закона, а также для граждан или организаций, с которыми гражданский служащий связан финансовыми или иными обязательствами. В случае возникновения у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, гражданский служащий обязан проинформировать об этом представителя нанимателя в письменной форме.

4. Представитель нанимателя, которому стало известно о возникновении у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, вплоть до отстранения гражданского служащего, являющегося стороной конфликта интересов, от замещаемой должности гражданской службы в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

5. Для соблюдения требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулирования конфликтов интересов в государственном органе, федеральном государственном органе по управлению государственной службой и государственном органе субъекта Российской Федерации по управлению государственной службой (далее — орган по управлению государственной службой) образуются комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов (далее — комиссия по урегулированию конфликтов интересов).

6. Комиссия по урегулированию конфликтов интересов образуется правовым актом государственного органа. В состав комиссии входят представитель нанимателя и (или) уполномоченные им гражданские служащие (в том числе из подразделения по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения и подразделения, в котором гражданский служащий, являющийся стороной конфликта интересов, замещает должность гражданской службы), представитель соответствующего органа по управлению государственной службой, а также представители научных и образовательных учреждений, других организаций, приглашаемые органом по управлению государственной службой по запросу представителя нанимателя в качестве независимых экспертов — специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой, без указания персональных данных экспертов. Число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов комиссии.

Рассмотрение типовых ситуаций конфликта интересов на государственной службе Российской федерации и порядка их урегулирования. Конфликт интересов в отношении родственников и иных близких лиц. Конфликт, связанный с владением ценными бумагами и вкладами.

контрольная работа