Контрольная работа «государственная гражданская служба»

Контрольная работа

Сущность государственной гражданской службы, как и любого правового и социального института, раскрывается через его принципы

Принципы государственной службы это основополагающие идеи, установления, выражающие объективные закономерности и определяющие научно — обоснованные направления реализации компетенции, задач и функций государственных органов, полномочий государственных служащих, действующих в системе государственной службы.

Принципы государственной службы – это не только принципы соответствующего правового института, но и принципы функционирования системы взаимоотношений внутри и вокруг государственной гражданской службы.

Актуальность темы исследования заключается в том, что принципы государственной службы обуславливают значимость, законность и социальную ценность отношений, возникающих в системе государственной службы. «Отсутствие правовых принципов государственной службы влечёт за собой появление в ней элементов произвольности, бюрократизма, неорганизованности, беззакония, несправедливости и безнравственности».

Данная тема широко рассматривается следующими авторами: В.Д. Граждан,

Целью контрольной работы является исследование организационных и конституционных принципов гражданской службы.

Для достижения данной цели необходимо решить ряд задач:

-дать определение понятия «государственная служба», рассмотреть виды и систему;

— изучить принципы государственной службы: понятия и виды;

— проанализировать проблему классификации принципов государственной службы.

Объект исследования – институт государственной гражданской службы в Российской Федерации

Предметом исследования являются принципы государственной службы в Российской Федерации.

1.Государственная служба: понятие, виды и система

Государственная служба — это публичная служба, т.е. служба в органах публичной власти. Известный русский юрист Н.М. Коркунов считал государственной службой в широком смысле слова всякую деятельность на пользу государству. Он писал: «Деятельность, составляющая содержание государственной службы, есть всегда юридическая обязанность, хотя бы и добровольно принятая, но всегда обязанность»

10 стр., 4849 слов

Основные понятия и принципы проведения психологического исследования

... границ как самостоятельной дисциплины, о чем уже упоминалось выше. Этические принципы проведения психологических исследований. Как мы уже знаем, психология развивается во многом благодаря тому, ... тесты в его работах не получили. Внедрение статистико-математических методов в психологические исследования повышало надежность результатов и давало возможность устанавливать скрытые зависимости. С ...

С точки зрения современного законодателя, государственная служба РФ — это профессиональная служебная деятельность, состоящая в обеспечении исполнения государственными служащими федеральных государственных органов и государственных органов субъектов РФ полномочий Российской Федерации и ее субъектов, государственных органов и лиц, замещающих государственные должности, как Российской Федерации, так и ее субъектов.

Таким образом, государственная служба осуществляется только в таких организациях, которые называются государственными органами или службами, формированиями и учреждениями, реализующими функции государственных органов.

Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» определено, что государственная гражданская служба РФ — вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан РФ на должностях государственной гражданской службы РФ по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов РФ, лиц, замещающих государственные должности РФ, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Федерации (включая нахождение в кадровом резерве и другие случаи).

Федеральный закон от 27 мая 2004 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» дает более развернутое определение. Согласно этому определению государственная служба Российской Федерации – профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий:

Российской Федерации;

федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;

субъектов Российской Федерации;

органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации;

  • лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов;
  • лиц, замещающих, должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации.

Таким образом, определение понятия государственной службы в ранее действовавшем Федеральном законе «Об основах государственной службы Российской Федерации» как профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий только государственных органов утратило силу. Современный законодатель считает государственной службой профессиональную служебную деятельность граждан РФ, которая направлена на обеспечение исполнения полномочий Российской Федерации и ее субъектов, государственных органов (федеральных органов государственной власти и иных федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов РФ и иных государственных органов субъектов РФ), а также лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и ее субъектов.

11 стр., 5319 слов

Государственное пенсионное обеспечение федеральных государственных служащих в РФ

... страже интересов Российской Федерации. Вместе с тем новая схема пенсионного обеспечения государственных служащих может привести к уходу людей с госслужбы, в результате государство может потерять эффективно работающих чиновников. Структурно дипломная работа состоит ...

Современная государственная служба РФ формируется в рамках проведения административной реформы. Сами федеральные законы «О системе государственной службы Российской Федерации» и «О государственной гражданской службе Российской Федерации» стали в известном смысле результатом административной реформы. В дальнейшем реформа государственной службы будет продолжена. Она будет идти по некоторым важным направлениям, например: совершенствование законодательства о правоохранительной службе, конкретизация многих институтов государственной службы, упрочение законности деятельности государственных служащих и установление административных процедур реализации ими своих полномочий.

Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» классифицирует государственную службу на следующие виды, составляющие ее единую систему:

1) государственная гражданская служба;

2) военная служба;

3) правоохранительная служба.

Государственная гражданская служба подразделяется, в свою очередь, на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта РФ.

Федеральная государственная служба представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации, а также полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации. Военная служба и правоохранительная служба являются видами федеральной государственной службы.

В субъекте РФ организуется государственная гражданская служба субъекта РФ.

В соответствии с п. «т» ст. 71 Конституции РФ федеральная государственная служба относится к исключительному ведению Российской Федерации, т. е. правовое регулирование и организация федеральной государственной службы находятся в ведении Российской Федерации (п. 4 ст. 2 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации»).

Осуществление правового регулирования государственной гражданской службы субъекта РФ находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Однако практическая организация региональной государственной гражданской службы находится в ведении соответствующего субъекта РФ.

Военная и правоохранительная служба — это виды государственной службы, связанной с охранительной деятельностью государства, обеспечением личной безопасности граждан, внутренней и внешней безопасности общества и государства в целом, а также с обеспечением правопорядка.

16 стр., 7653 слов

Государственная служба как социальный институт

... государственных должностей Российской Федерации. Он состоит из перечня политических должностей (категории "А") и государственных должностей государственной службы. В Реестр государственных должностей государственной службы Российской Федерации ... можно рассматривать как минималь­ный предел дифференциации властных функций и как средство стабилизации, форма­лизации деятельности служащего. Должность ...

2. Понятие «принципы государственной службы»

Сущность государственной гражданской службы, как и любого правового и социального института, раскрывается через его принципы

Понятие «принципы государственной службы» содержит в себе руководящие идеи, лежащие в основе служебных отношений. Б. Н. Габричидзе и А. Г. Чернявский определяют принципы государственной службы как «основополагающие черты и особенности, сущностные характеристики самой государственной службы»

По мнению В. М. Манохина, принципы государственной службы – это «требования, которые обязательны для всех лиц и организаций, в той или иной степени имеющих отношение к государственной службе. С ними связаны определенные основы – постоянные, твердые, на которых зиждется и функционирует интересующий объект, система отношений и т.д.»

Таким образом, принципы государственной службы – это не только принципы соответствующего правового института, но и принципы функционирования системы взаимоотношений внутри и вокруг государственной гражданской службы («внешние» и «внутренние» отношения) .

Принципы современной государственной службы закрепляются в нескольких федеральных законах, главные из которых — «О системе государственной службы Российской Федерации» и «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Принципы государственной службы подразделяются на конституционные принципы, закрепленные непосредственно в Конституции РФ, и организационные принципы, сформулированные в законодательстве о государственной службе.

Конституционные принципы обусловлены положениями Конституции РФ, которые конкретизируются в соответствующих законодательных актах. Организационные принципы отражают механизм построения и функционирования государственной службы, государственного аппарата и его звеньев, разделения управленческого труда, обеспечения эффективной административной деятельности в государственных органах.

Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусматривает в ст. 4 следующие «принципы гражданской службы»:

1) приоритет прав и свобод человека и гражданина;

2) единство правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов РФ;

3) равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к гражданской службе и равные условия ее прохождения;

4) профессионализм и компетентность гражданских служащих;

5) стабильность гражданской службы;

6) доступность информации о гражданской службе;

11 стр., 5114 слов

Государственная власть как особая разновидность социальной власти

... системы государственной власти как особой разновидности социальной власти. 3. Охарактеризовать способы и механизмы функционирования государственной в России. Методологическая основа исследования. Теоретическую базу исследования Нормативную базу Глава 1. Теоретические основы системы государственной власти как особой разновидности социальной власти ...

7) взаимодействие с общественными объединениями и гражданами;

8) защищенность гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность.

2.1. Конституционные принципы государственной службы

Изучение Конституции РФ позволяет сделать вывод о том, что государственная гражданская служба признается важнейшим институтом в деле формирования и развития нового российского государства. Конституционные принципы конкретизируются в соответствующих законодательных актах. Но современный уровень регулирования этих вопросов страдает неполнотой и неопределенностью, т.е. действующая Конституция не устанавливает в полной мере важнейшие сущностные положения о государственной гражданской службе. Однако она включает в себя множество конституционно-правовых установлений, в той или иной степени регламентирующих основы современной государственной гражданской службы в России. В ней отражены только четыре таких конституционных установления.

Принцип федерализма

Россия является федеративным государством, поэтому государственная власть в ней осуществляется не только федеральными государственными органами, но и органами государственной власти субъектов Федерации: краев, областей, городов федерального значения, республик, автономной области, автономных округов. Поэтому между государственными органами РФ и органами входящих в нее субъектов предусматривается разграничение предметов ведения и полномочий.

Согласно ч. 3 ст. 11 Конституции РФ это разграничение между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ устанавливается, во-первых, Конституцией РФ, а во-вторых, федеративными и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. В Конституции РФ данное разграничение закреплено в ст. 71, где указано все то, что отнесено к ведению Российской Федерации; в ст. 72 определены предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов; в ст. 73 отмечено, что субъекты РФ обладают всей полнотой власти вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

Следовательно, государственная гражданская служба организовывается и функционирует в соответствии с этими разграничениями. Гражданские служащие решают задачи и осуществляют функции только тех государственных органов и только в тех пределах, которые устанавливаются Конституцией.

В соответствии со ст. 77 Конституции РФ федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ должны образовывать единую систему исполнительной власти в России. Но этого у нас до последнего времени не происходило. И только после принятия Указа Президента РФ от 2 июля 2005 г. № 773 и постановления Правительства РФ от 5 декабря 2005 г. № 725 «О взаимодействии и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти была в основном выстроена властная вертикаль в исполнительных органах.

13 стр., 6276 слов

Конфликт интересов на государственной гражданской службе

... гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов; изучить законодательные новации в области предотвращения конфликта интересов. Объектом исследования являются такие общественные отношения как государственная гражданская служба. Предметом исследования является конфликт интересов на государственной гражданской службе. При написании работы ...

Федеральные власти, по договоренности с властью субъектов РФ, могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции РФ и федеральным законам. И наоборот, органы исполнительной власти субъектов РФ, по соглашению с федеральными органами исполнительной власти, могут передавать им осуществление части своих полномочий.

Формальное единство исполнительной власти в определенной мере обусловлено целостностью экономического пространства России, т.е. свободным перемещением товаров, услуг и финансовых средств, рыночной конкуренцией, свободой экономической деятельности на всей территории страны (ст. 8 Конституции РФ), и определяется вышеназванными ст. 71-73, предусматривающими компетенцию России и совместную компетенцию Федерации и субъектов РФ.

Вместе с тем государственная гражданская служба и в новых двух федеральных законах лишена такого необходимого для нее качества, как властное единство. В какой-то мере процессуальное единство традиционно сохраняется в судебной ветви власти. Что же касается исполнительной и особенно законодательной власти, то здесь этого единства, к сожалению, нет. Политические руководители и государственные служащие субъектов РФ, ссылаясь на Конституцию РФ (и особенно на ст. 73, 76 ч. 4, ст. 77 ч. 1), не признают в должной мере федеральные власти. Руководители департаментов, управлений, отделов федеральных министерств, служб и агентств не могут напрямую руководить, дать соответствующее задание или проконтролировать руководителей гражданских служб субъектов РФ, даже если они формально из одного министерства, ведомства.

Взаимодействие федеральных гражданских служащих с гражданскими служащими субъектов РФ происходит лишь опосредованно: во-первых, через федеральных политических руководителей и, прежде всего, через министра, Председателя Правительства и Президента; а во-вторых, через руководителей федеральных территориальных органов своего министерства и ведомства.

Все это негативно сказывается на эффективности государственной власти. Из-за несогласованности действий федеральных органов и государственных органов субъектов РФ и работающих в них гражданских служащих не выполняются многие договоры, нарушаются права и свободы граждан, разрушаются экономические связи, усиливается противостояние регионов-«доноров» и регионов-«реципиентов». Затягивание урегулирования вопросов, отнесенных к предметам совместного ведения, привело к таким отрицательным последствиям, как низкая эффективность приватизации, ослабление управления государственной и муниципальной собственностью, слабая поддержка малого предпринимательства, обострение проблем социального развития и социальной защиты населения и др.

Принцип законности

Принцип верховенства закона в системе государственного управления означает легитимность в осуществлении гражданскими служащими управленческих действий. Они могут осуществлять полномочия в пределах предоставленных им прав и в соответствии с должностными обязанностями. Гражданские служащие призваны выполнять все свои действия только в пределах компетенции государственного органа, в котором они занимают государственные должности, а также в соответствии с другими законами РФ.

12 стр., 5966 слов

Социальные гарантии муниципальных служащих

... социальная защита муниципальных служащих. Основные задачи: рассмотреть теоретические и правовые основы управления персоналом муниципальной службы; раскрыть суть, содержание правовых основ социальной защиты муниципальных служащих; дать анализ правовых основ социальной защиты муниципальных служащих. Различные виды социальных гарантий, ... их муниципальной службе. Принцип профессионализма ... высшей властью, ...

Государственная гражданская служба включает в систему своих правовых источников множество законодательных и иных нормативных актов. Верховенство федеральной Конституции и федеральных законов на всей территории России должно обеспечивать единство, согласованность и стабильность всей правовой системы и ее отдельных элементов, а также правовых институтов, в том числе и института гражданской службы.

Конституция имеет высшую юридическую силу в системе законодательных и иных правовых актов в стране. Этот принцип гарантирует приоритетность конституционно-правовых норм в сфере регламентации государственно-служебных отношений и подчиненность (подзаконность) всего остального правового массива документов, устанавливающие различные стороны служебных отношений. Если обнаруживается противоречие между положениями Конституции, федеральных законов и других нормативных актов, то применяется норма Конституции или федеральный закон. Акты, не соответствующие им, подлежат в установленном порядке опротестованию, приостановлению в действии или отмене.

Принцип законности предусматривает обязанность исполнительных органов РФ соблюдать правовые условия договоров с ее субъектами, а также законодательные и иные нормативные акты, принятые в краях, областях, городах федерального значения и республиках в пределах их компетенции. Все, что не противоречит законодательству РФ и принятым в пределах полномочий органов государственной власти законодательным и нормативным актам субъектов Федерации, обязательно для исполнения на их территории. В последние годы удалось прекратить так называемую «войну законов», в которую была втянута часть гражданских служащих, однако вопрос о соотношении федерального законодательства и законодательства субъектов Федерации остается еще не полностью урегулированным. Особенно это касается предметов совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина

Российское государство, установив в Конституции РФ нрава и свободы человека и гражданина, обязуется через деятельность органов власти, суда, прокуратуры и охраны правопорядка гарантировать их реализацию и защиту. Лица, постоянно проживающие на территории государства, жизненно заинтересованы в обладании статусом гражданина.

Механизм действия прав и свобод человека и гражданина осуществляется непосредственно, т.е. если человек руководствуется ими, то его поведение считается правомерным и, таким образом, кроме конституционного установления не требуется дополнительного подтверждения его действий. В силу этого со стороны государства и гражданских служащих нет необходимости в их реальном обеспечении. Вместе с тем данное положение не означает, что законы и правовые акты, издаваемые с целью их обеспечения, не нужны, поскольку в ряде случаев Конституция РФ предусматривает такие нормативы.

Гражданские служащие всех органов государственной власти, осуществляя правоприменение и исполняя соответствующие полномочия, руководствуются, прежде всего, необходимостью признания, обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина. Конституция РФ в ст. 18 устанавливает: «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием».

4 стр., 1591 слов

Социальный и правовой статус государственного гражданского служащего

... института в системе государственного управления. Глава 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТАТУСА ГОСУДАРСТВЕННОГО ГРАЖДАНСКОГО СЛУЖАЩЕГО В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1.1 Понятие, классификация государственных гражданских служащих Понятие «государственный служащий» является одной из базовых категорий института государственной службы. Попытки ее осмыслить ...

В конечном счете, деятельность государственных органов должна быть направлена на претворение в жизнь и защиту конституционных прав, свобод и законных интересов граждан. Все государственные органы и гражданские служащие в пределах своих полномочий обязаны неукоснительно способствовать:

— созданию условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч. 1 ст. 7 Конституции РФ);

— охране труда и здоровья людей, государственной поддержке семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, системе социальных служб, государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты (ч. 2 ст. 7 Конституции РФ);

— реализации на практике равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, другим обстоятельствам (ч. 2 ст. 19 Конституции РФ);

— созданию равных возможностей для реализации своих прав и свобод мужчинами и женщинами (ч. 3 ст. 19 Конституции РФ);

— охране достоинства личности, недопущения его умаления ни по каким основаниям органами государственного управления и должностными лицами (ст. 21 Конституции РФ);

— защите частной собственности наравне с государственной, муниципальной и иными формами собственности (ч. 2 ст. 8 Конституции РФ).

Сущность принципа приоритета прав и свобод человека и гражданина, таким образом, состоит в создании условий для активного участия самого населения в государственном управлении и в организации такой деятельности государственного аппарата, которая гарантировала бы права и законные интересы каждого гражданина в социальной, экономической и всех других сферах.

В конечном счете, данный принцип определяет главный смысл и содержание деятельности гражданских служащих. С учетом этого при отборе кандидатов на должности гражданской службы особое внимание должно уделяться их способности и готовности учитывать в своей работе интересы граждан. Серьезным нарушением приоритета прав и свобод следует считать случаи, когда сами гражданские служащие не соблюдают нрава человека, защита которых является сущностью их деятельности. Что касается членства в той или иной партии или общественном объединении, то сам по себе этот факт не может рассматриваться как препятствие к пребыванию на гражданской службе.

Гражданская служба должна обрести у граждан доверие, пошатнувшееся за последние годы. Однако эта цель не будет достигнута, если не сменить кадровые технологии, когда по прихоти политических руководителей просто увольняли старый аппарат и постоянно набирали новый. На данном этапе гораздо важнее приблизить систему управления к гражданам. Избавить людей от предубежденности в отношении нее сможет только тот гражданский служащий, который работает в непосредственном контакте с гражданами и активно противодействует попыткам нарушения их прав и законных интересов.

10 стр., 4883 слов

Конфликт интересов на гражданской государственной службе и его урегулирование

... 2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Закон) установил требования к служебному поведению гражданских служащих (статья 18) и нормы об урегулировании конфликта интересов на государственной службе (статья 19). Положения статьи ...

Принцип равного доступа граждан к гражданской службе

При поступлении на гражданскую службу, а также при ее прохождении не допускается установление каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений и преимуществ в зависимости от социальной, национальной, языковой или религиозной принадлежности. В ст. 16 этого Федерального закона сформулированы лишь такие ограничения, которые связаны со здоровьем, судебным наказанием, отказом от процедуры оформления доступа к секретной информации, наличия гражданства другого государства и др.

Очевидно, что гражданским служащим может быть лишь гражданин, способный по состоянию здоровья и своим деловым качествам профессионально обеспечить выполнение функций, возложенных на соответствующий орган. При этом принцип равнодоступности к гражданской службе реализуется посредством участия граждан в конкурсе на вакантные государственные должности гражданской службы.

Правоограничения, предусмотренные в данном Федеральном законе, не ослабляют действия принципа равного доступа граждан к гражданской службе и не означают исключений из пего. Они естественно вытекают из факта осуществления гражданскими служащими властных полномочий и специфики конкретных служебных функций .

2.2.Организационные принципы государственной гражданской службы

Помимо конституционных принципов, государственная гражданская служба имеет еще ряд специальных принципов, которые по значимости и роли в системе гражданской службы можно назвать организационными. Они регламентируют различные взаимодействия как внутри гражданской службы, так и во взаимоотношениях гражданской службы с обществом.

Принцип единства правовых и организационных основ гражданской службы

Единство основных требований осуществляется посредством системного урегулирования и согласования статусов государственных должностей, последовательности взаимосвязей и процедур функционирования всех элементов института гражданской службы. Например, в соответствии с группами государственных должностей гражданской службы установлены классные чины, в соответствии с которыми, в свою очередь, к претендентам предъявляются предусмотренные законом квалификационные требования. Кроме того, различные требования к государственным должностям гражданской службы могут устанавливаться федеральными законами и законами субъектов РФ, а также нормативными актами государственных органов — в отношении гражданских служащих этих органов.

Принцип единства правовых и организационных основ гражданской службы обеспечивает гражданскому служащему равные возможности для осуществления должностных обязанностей, способствует укреплению справедливости и хорошего морального климата в государственных органах, а также качественному исполнению служебных функций.

Принцип взаимосвязи гражданской и муниципальной службы

1) единства основных квалификационных требований для замещения должностей гражданской службы и должностей муниципальной службы;

2) единства требований к профессиональной подготовке, переподготовки и повышению квалификации гражданских и муниципальных служащих;

3) учета стажа муниципальной службы в стаже гражданской службы и стажа гражданской службы в стаже муниципальной службы;

4) соотносимость основных условий оплаты служебной деятельности и социальных гарантий;

5) соотносимость основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших гражданскую и муниципальную службу, а также членов их семей в случае потери кормильца.

Принцип взаимосвязи гражданской службы и муниципальной службы пока проработан не достаточно полно. Он не обеспечен необходимыми нормативными правовыми документами ни со стороны государственного управления, ни муниципального. Руководители районного и регионального уровней государственного управления пытаются что-то сделать в этом направлении, но в основном эти инициативы пока далеки от требуемых решений. Федеральному Собранию необходимо продолжить работу по разработке данной проблемы.

Принцип открытости гражданской службы и ее доступности общественному контролю,

В настоящее время официальной публикацией нормативных актов считается первое опубликование их полного текста в «Российской газете» или журнале «Собрание законодательства Российской Федерации». При этом федеральные конституционные законы и федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после дня их подписания Президентом РФ. Именно благодаря гласности может быть установлен общественный контроль за деятельностью гражданской службы.

Рассматриваемый принцип обеспечивает для граждан возможность получения открытой (несекретной) информации о деятельности государственных органов и гражданских служащих. Государственная гражданская служба должна организовываться и осуществляться в соответствии с принципом гласности. Средствам массовой информации, всей общественности должны быть открыты важнейшие стороны деятельности гражданских служащих. Это благоприятно влияет на общественное мнение, под воздействием которого работа, как всего государственного аппарата, так и гражданского служащего может улучшиться.

В законе впервые в нормативной форме закреплена обязанность гражданских служащих, предоставлять населению соответствующую информацию. В соответствии с ч. 2 ст. 24 Конституции органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы. Вместе с тем федеральный закон (ст. 15) закрепляет и определенные рамки этого принципа, устанавливая, что гражданский служащий обязан хранить государственную и иную охраняемую законом тайну и не разглашать служебную информацию. Поэтому гражданская служба фактически основывается на сочетании социальной гласности и служебной конфиденциальности. Добиться сочетания этих противоречивых требований нелегко. Все будет зависеть от общего прогресса на пути достижения большей открытости и от того, в какой мере удастся совместить операциональные нужды гражданской службы со стремлением граждан к большей осведомленности.

По содержанию данный принцип обусловлен, с одной стороны, положением о необходимости участия граждан в управлении государством и обществом, а с другой — потребностью в постоянном учете мнения граждан при решении государственных задач.

Принцип гласности с необходимостью выводит на факты коррупции в государственном аппарате, запрещенном законом совмещении некоторыми гражданскими служащими государственных и предпринимательских должностей, получении завышенных гонораров и т.д. В средствах массовой информации должны освещаться практика деятельности гражданских служащих, успехи и недостатки. Гражданская служба не должна под прикрытием заботы о сохранении «государственной тайны» скрывать свои ошибки и недостатки.

Вместе с тем совершенно недопустимы надуманные, огульные обвинения гражданских служащих в печати, но радио и телевидению, оскорбляющих достоинство многих работников гражданской службы. Этому в значительной степени сопутствует и тот факт, что в нашем законодательстве не проведена в должной мере дифференциация должностей гражданских служащих и должностей политических руководителей. Последние «прячутся» в нормативных документах за внешне индифферентными понятиями, такими как работающие на «государственных должностях», «представители нанимателя».

Взяточничество и вымогательство политической элиты в значительной мере переносятся па гражданских служащих. У нас, к сожалению, не проведено пока социологических исследований по выявлению первенства (приоритета) в коррупционных нарушениях этих двух частей государственной власти.

Принцип профессионализма и компетентности гражданских служащих

Рассматриваемый принцип заключается в том, что гражданские служащие, во-первых, исполняют должностные обязанности на постоянной основе и получают за это денежное содержание; во-вторых, постоянно готовы к сложным заданиям и возможности улучшения своих профессиональных качеств; и в-третьих, должны быть компетентными специалистами, умеющими осуществлять свои полномочия. Эти требования определяют не только формирование и практическую деятельность гражданских служащих, но и необходимое правовое условие, без выполнения которого невозможно получение права на осуществление должностных полномочий.

Однако наличие в нашей стране управленческого кризиса, низкого профессионального уровня гражданской службы — от принятия государственно-управленческих решений до социального контроля и оценки результатов — во многом сказывается и на недостаточном развитии профессионализма и компетентности государственных гражданских служащих.

Профессиональное развитие современных гражданских служащих как условие реализации намеченных реформ является важнейшим фактором эффективной работы всего государственного аппарата, способствует выработки у него должной компетентности.

В настоящее время в России перед гражданскими служащими поставлена задача по переходу к управлению на основе «собственной компетенции». Это предполагает, в первую очередь, необходимость четкого установления и безусловного соблюдения точно определенных служебных функций работника, которые никем больше не могут и не должны выполняться. Для реализации принципа собственной компетенции необходимо добиваться четкого разграничения сфер (сегментов) деятельности каждого гражданского служащего в системе данного государственного органа. Служебные функции одного работника не должны дублировать или как-то перекрещиваться с функциями другого.

Практика государственного управления показывает, что между профессионализмом и компетентностью существует тесная взаимосвязь, что позволяет объединить их и рассматривать в единстве. Профессионализм, постоянные занятия управленческой деятельностью стимулируют гражданских служащих приобретать и накапливать соответствующие знания и навыки. При недостаточном внимании к этой проблеме у служащих ослабляются стимулы к повышению уровня профессионализма и компетентности.

Принцип защиты гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц . Данный принцип говорит о том, что гражданские служащие находятся под защитой государства, его законов и правоохранительных органов. Никто не вправе вмешиваться в их служебную деятельность, кроме лиц, прямо уполномоченных на то нормативными установлениями.

В Федеральном законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ст. 52) под государственной защитой гражданского служащего и членов его семьи понимаются различные меры охраны от насилия, угроз, других неправомерных действий в связи с исполнением им должностных обязанностей в порядке и па условиях, установленных федеральным законом. В нормативных документах пока мало внимания уделяется разработке форм ответственности руководителей за нарушение прав подчиненных, о применении к ним соответствующих санкций.

В последние годы меры защиты установлены и для отдельных категорий гражданских служащих. Например, Федеральным законом от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» в эту категорию были занесены должностные лица правоохранительных и контрольных органов.

Таким образом, искусство управления таким сложным организмом, как государственная служба, не может опираться только на интуицию или организаторский талант руководителя. Оно должно базироваться на прочной основе- сплаве теоритических обобщений и накопленного в этой сфере опыта, сформулированном в виде исходных положений — принципов. Принципы составляют фундамент системы государственной службы любого государства.

3. Проблема классификации принципов государственной службы

Одним из актуальных теоретических вопросов совершенствования института государственной гражданской службы является проблема классификации принципов государственной службы в целом и отдельно принципов государственной гражданской службы. Необходимость рассмотрения данной проблемы обусловлена непрерывным изменением в законодательстве, как формулировок, так и перечня принципов государственной службы. Нестабильность принципов государственной службы, включаемых в федеральные законы, свидетельствует о нестабильности всей системы законодательства о государственной службе в Российской Федерации. В научных публикациях содержатся разноречивые мнения и позиции авторов относительно состава и формулировок принципов государственной службы.

Одновременно с выбором и обоснованием концепции государственной гражданской службы, которая должна реализовываться на основе соответствия ее целям и задачам рационального и эффективного обеспечения деятельности органов государственной власти, должны быть проработаны и принципы государственной гражданской службы. Формулирование принципов государственной гражданской службы, адекватно отражающих избранную концепцию, является сложной теоретической проблемой. Принципы являются той основой, которая позволяет выстроить в законодательстве систему непротиворечивых норм и положений.

Необходимо различать принципы государственной гражданской службы, предлагаемые наукой государственного, административного и трудового права, и принципы, установленные в законодательстве. Анализ литературных источников и федерального законодательства показывает, что в научных исследованиях и в законодательстве не предложено устойчивых перечня и формулировок принципов государственной гражданской службы. В научных публикациях рассматриваются различные основания для классификации принципов государственной службы.

В литературе предлагаются достаточно разнообразные классификации принципов государственной службы. Так, авторы одного из учебных изданий по государственной службе предлагают классифицировать принципы государственной службы на три группы, выделяя при этом: группу основных, принципов, закрепленных в специальных законах о видах государственной службы, и общих принципов служебного поведения государственных служащих.

Так В.Д. Граждан выделяет три группы: организационные, конституционные и вспомогательные.

Представляется, что одна из основных проблем классификации принципов государственной службы состоит в том, что ни одна из доктринально предлагаемых классификаций не совпадает с предложением законодателя, который все основные принципы государственной службы классифицировал на две группы: принципы построения и функционирования.

Законодатель упоминает и о других принципах построения и функционирования государственной службы, которые могут учитывать особенности отдельных видов государственной службы. При этом обеспечиваться они должны федеральными законами об этих видах службы в рамках уже предложенной классификации принципов законодателем, а именно принципов построения и функционирования.

Следует отметить, что к современному пониманию основных принципов системы государственной службы в России законодатель пришел не сразу. В новом действующем Федеральном законе от 27 мая 2003 года №58-ФЗ « О системе государственной службы Российской Федерации», отражены уже не просто принципы государственной службы, а принципы построения и функционирования государственной службы, что существенно отличает их от ранее действовавшей нормы закона.

В этой связи можно считать справедливым и правильным замечание А.А. Гришковец о том, что законодатель не выделяет, какие из перечисленных принципов государственной службы можно отнести к принципам построения, а какие – к функционированию системы государственной службы.

Для решения данной проблемы, на взгляд авторов монографии,

Так, например, в одном из словарей функционировать — это значит, быть в действии, в работе. Что же касается понятия «построения системы государственной службы», то оно не совсем удачно для использования в смысле создания системы, так как понимается буквально, как строить. Думается, что понятие «построение» включено законодателем, с тем учетом, чтобы иметь возможность отличать его от иных используемых в законодательстве государственной службе понятий, например таких как «организация» или « формирование», которые также имеют неоднозначное понимание.

Таким образом, значение и роль принципов государственной службы неразрывно связаны с их классификацией. Как и всякая иная, классификация принципов государственной службы, безусловно, не может быть представлена как единственная. И все же классификация должна иметь, прежде всего, практическую направленность. На взгляд авторов монографии , такой классификацией принципов государственной службы является классификация установленная законодателем.

Принципы государственной службы — это не только основополагающие начала, сущностные идеи, но это еще и руководство к действию и деятельности. Отсюда следует, что любая их классификация должна быть полезной на практике и отражать цель и дальнейшие работы, направленной на развитие института государственной службы.

Заключение

В заключение контрольной работы можно сделать следующие выводы.

В соответствии с действующим законодательством в практически функциональном смысле государственная служба представляет собой основанную на законе деятельность персонала государственных органов представительной, исполнительной и судебной власти, состоящую в реализации государственной власти в различных сферах общественной жизни в целях выполнения задач и функций государства.

Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации.

Система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы:

— государственная гражданская служба;

— военная служба;

— правоохранительная служба.

Принципы государственной службы это основополагающие идеи, установления, выражающие объективные закономерности и определяющие научно обоснованные направления реализации компетенции, задач и функций государственных органов, полномочий государственных служащих, действующих в системе государственной службы.

Принципы государственной службы — значимость отношений, возникающих в системе государственной службы. Отсутствие правовых принципов государственной службы влечёт за собой появление в ней элементов произвольности, бюрократизма, неорганизованности, беззакония, несправедливости и безнравственности.

. Принципы государственной службы подразделяются на конституционные принципы, закрепленные непосредственно в Конституции РФ, и организационные принципы, сформулированные в законодательстве о государственной службе.

Принципы современной государственной службы закрепляются в различных законодательных и других нормативных правовых актах: Конституции РФ, федеральных и других законах, указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, конституциях, уставах и иных законодательных и нормативных актах субъектов РФ. Они реализуются государственными служащими посредствам их практических действий. Принципы государственной службы, установленные в федеральных законах «О системе государственной службы Российской Федерации» и «О государственной гражданской службе Российской Федерации», являются моделью для всех других законодательных и иных нормативных правовых актов, которые также определяют систему принципов публичной службы.

К конституционным принципам относятся:

-принцип федерализма;

— принцип законности;

-принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина;

— принцип равного доступа граждан к гражданской службе.

К организационным принципам государственной гражданской службы относятся:

принцип единства правовых и организационных основ гражданской службы;

— принцип взаимосвязи гражданской и муниципальной службы

принцип открытости гражданской службы и ее доступности общественному контролю, объективного информирования общества о деятельности гражданских служащих;

принцип профессионализма и компетентности гражданских служащих;

-принцип защиты гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц;

Одним из актуальных теоретических вопросов совершенствования института государственной гражданской службы является проблема классификации принципов государственной службы в целом и отдельно принципов государственной гражданской службы. Данной проблемы обусловлена непрерывным изменением в законодательстве, как формулировок, так и перечня принципов государственной службы. Нестабильность принципов государственной службы, включаемых в федеральные законы, свидетельствует о нестабильности всей системы законодательства о государственной службе в Российской Федерации. Таким образом, значение и роль принципов государственной службы неразрывно связаны с их классификацией. Любая классификация должна быть полезной на практике и отражать цель и дальнейшие работы, направленной на развитие института государственной службы.

Список используемой литературы, Нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ ) // «Собрание законодательства РФ», 14.04.2014, N 15, ст. 1691.

2.

от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ//»Парламентская газета» от 31 мая 2003 г. N 98

3 Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 6 октября 2003 года N 131-ФЗ// «Российская газета» от 8 октября 2003 г. N 202

4.Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ// «Парламентская газета» от 31 июля 2004 г. N 140-141

5. Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ// «Парламентская газета» от 7 марта 2007 г. N 34

Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kontrolnaya/sotsialno-pravovoy-kontrol-na-grajdanskoy-slujbe/

1.Габричидзе Б. Н. Служебное право: учебник для юридических вузов//Б.Н. Габричидзе, А.Г. Чернявский/ М., 2003. С. 620

2. Граждан В.Д. Государственная служба: учебник//В.Д. Граждан/2-е изд .перераб. и доп.-М: КНОЗУС, 2007.-с.496

3. Гришковец А.А. Государственная служба. Административное право Российской Федерации.//А.А. Гришковец/ М.:-2004, с.-192

4. Игнатов В.Г. Государственная служба: учебник//В.Г. Игнатов/ Ростов-на Дону: 2004 с.135

4.

5.Манохин В. М. Служба и служащий в Российской Федерации: правовое регулирование.//В.М. Манохин / М., 1997. С. 135

6.Черепанов В.В. Основы государственной службы и кадровой политики: Учебник для студентов// В.В. Черепанов/ 2-е изд. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.с.679

Авторефераты, монографии:

7.Гусев А. В. Государственная гражданская служба Российской Федерации: проблемы правового регулирования// А.В. Гусев/автореферат дис. д-ра юрид. наук. Екатеринбург, 2009. С. 19.

8. Авдеенко Е.С. Государственная служба, как сфера профессиональной деятельности//Е.С. Авдеенко/монография/Вестник Омского университета «Экономика»-2006- №4

9. Иоголевич Н.И. Принципы государственной гражданской службы: соотношение конституционного и административного законодательства//Н.И.Иоголевич, М.С. Сагандыков/ монография/Вестник ЮУрГУ- 2012- №43

10.Дементьев А.Н. Принципы государственной гражданской службы// А.Н. Дементьев, С.В. Качушкин/ монография/Государственная власть и местное самоуправление- 2007-№4

11.Нехайчик В.К. О значении и проблемах классификации принципов государственной службы/В.К. Нехайчик, В.В. Нехайчик /монография//Вестник Южно- Уральского государственного университета, №5(60)2006

12.Стрельников В.В. Понятие государственной службы в Российской Федерации//В.В.Стрельников /монография/Вестник Волжского университета им .В.Н. Татищева-2009-№71

13.Шмалий О.В. Принципы государственной гражданской службы как административно правового института//О.В. Шмалий /монография/Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал-2008-№4