Гражданское общество и государство

…………………33

Введение

Проблема гражданского общества и государства принадлежит к числу фундаментальных научных проблем, которая волновала человечество на протяжении многих веков. Она появилась с возникновением государства. С тех пор вопрос о взаимоотношении власти и общества стоит в центре всеобщего внимания, что явилось причиной многих социальных конфликтов, политических переворотов и революций.

Гражданское общество – это спутник правового государства, т.е. правовое государство появляется в той стране, в которой существует не просто общество людей, а гражданское общество. Но, тем не менее, несмотря на общеупотребимый характер самого понятия «гражданское общество», до сих пор существует достаточно большое число разнообразных определений его конкретного содержания. В разных источниках гражданское общество и правовое государство рассматривается по-разному. Учёные расходятся в своих оценках этого феномена.

Тема “Гражданское общество и государство”, на мой взгляд, довольно актуальна. Прежде всего актуальность обусловлена тем, что в течении долгого времени граждане нашей страны жили в тоталитарном государстве и были во многом лишены защиты со стороны власти. В настоящее время в России формируется гражданское общество, основанное на свободе граждан, и новая роль государства, признающая приоритет прав человека.

Цель данной работы является исследование тенденций взаимного функционирования гражданского общества и правового государства.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. рассмотреть историко-правовые аспекты формирования гражданского общества, исследовать понятие гражданского общества;

2. обосновать структуру, т.е. внутреннее строение гражданского общества;

4. выявить признаки гражданского общества, раскрыть их содержание;

5. провести комплексный анализ перспектив развития гражданского общества в России;

6. дать понятие правового государства;

7. выявить признаки правого государства;

8. рассмотреть формирование правового государства в России;

9. рассмотреть соотношение гражданского общества и государства;

10. подвести итоги о проделанной работе

Объектом данного исследования является гражданское общество и государство. Предметом исследования — общественные отношения, связанные с рассмотрением гражданского общества и государства.

2 стр., 958 слов

Правовое положение несовершеннолетних граждан по гражданскому ...

... Третья глава дипломной работы включает в себя рассмотрение актуальных проблем правового статуса несовершеннолетних и современные тенденции развития гражданского законодательства, а также перспективы правовой защиты несовершеннолетних. Глава 1. Гражданско-правовое положение несовершеннолетних граждан ...

Методологической базой курсовой работы являются общие и специальные научные методы, выступающие в качестве инструментов исследования, примененные в области теории государства и права. Методы, используемые в данной курсовой работе: ситуационный метод (подлежал использованию при разрешении конкретных споров и противоречий, возникающих в процессе становления гражданского общества), исторический метод, формально-юридический.

При написании курсовой работы использовались работы ведущих отечественных и зарубежных специалистов по использованной проблеме, таких как Спиридонов Л.И., Мицкевич А.В., Мамут Л.С., Манов Г.Н., Перевалов В.Д., Нерсесянц В.С., Клименко С.В., Комаров С.А., Лазарев В.В., Хропанюк В.Н. Полный список использованной литературы включает в себя 27 наименований.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и из списка использованных источников и литературы.

Глава 1. Сущность гражданского общества

Категория «гражданское общество» исторически отражает особый срез развития человечества, характеризуемый стремлением мыслящих людей каждого времени создать модель идеального общественного устройства, где царил бы разум, свобода, благополучие и справедливость. Формирование гражданского общества всегда, так или иначе, увязывалось с проблемами совершенствования государства, возвышение роли права и закона.

Многие философы древнего мира, давали разные определения к понятию «гражданское общество». Впервые понятие, близкое к гражданскому обществу возникает у Аристотеля. В своей «Политике» он говорит о совокупности граждан, гражданском обществе, которое возможно лишь в правильном государстве, где лица, признаваемые гражданами, принимают «равное участие во всех выгодах общественной жизни» и действуют «в интересах общей пользы». Аристотель не отождествлял государство с гражданским обществом, но и не противопоставлял их четко, но разные аспекты того и другого в общественной жизни античного полиса тесно соприкасались. Кроме того, как отмечено, он считал гражданское общество совместным лишь с политией как совершенным демократическим организмом, каким был в принципиальных чертах античный полис.[ 9 ]

Последовательное развитие общественных отношений предопределило и трансформацию взглядов ученых на гражданское общество. На рубеже 17-18 вв. в работах Н. Макиавелли, Г. Гроция, Т. Гоббса, Дж. Локка, Ш. Монтескье, Ж.Ж.Руссо уже мотивировалось соответствие гражданскому обществу не всех, а лишь прогрессивных, по их мнению, форм государственного устройства, основанных на естественно-правовых, договорных началах. В частности Дж. Локк считал, что «абсолютная монархия… несовместима с гражданским обществом и, следовательно, не может быть формой гражданского правления». Макиавелли полагал наилучшей формой государства смешанную, состоящую из монархии, аристократии и демократию, каждая из которых призвана сдерживать и оберегать другие. [13]

В трудах мыслителей 18 в., различие между гражданским обществом и государством просматривается четко. Первым в этом отношении был Руссо, противопоставивший подданных, образующих государство, и граждан (суверена) как самодвижения соответствующей ассоциации — гражданского общества представляющих собой диалектическую пару взаимного отрицания. Оригинальна мысль Г. Пейна, считавшего, что в этой паре доминирует гражданское общество, от которого государство получает свои полномочия. Развитое гражданское общество, полагал он, не нуждается в государстве, ибо оно способно к саморегулированию. [14 ] Философскую характеристику устоев гражданского общества мы находим у И. Канта. Главными он считал такие идеи: человек все должен создавать собственными силами и должен отвечать за созданное; столкновение человеческих интересов и необходимость их защиты являются побудительными причинами самосовершенствования людей; гражданская свобода, законодательно обеспеченная правом, есть необходимое условие самосовершенствования, гарантия сохранения и возвышение человеческого достоинства.

6 стр., 2515 слов

Судебно-психиатрическая экспертиза в гражданском процессе

... которого возникли сомнения. 2. Особенности судебно-психологической экспертизы по гражданским делам Каждая пятая из проводимых в целом по России судебно-психиатрических экспертиз (далее – СПЭ) назначается по гражданским делам. В субъектах Федерации этот показатель ...

Кант делает вывод о том, что для человечества величайшей проблемой, разрешить которую его вынуждает природа, является достижение всеобщего правового гражданского общества. [27 ] В.Гумбольдт на конкретных примерах постарался показать противоречие между гражданским обществом и государством. К первому он относил: систему национальных, общественных учреждений, формируемых самими индивидами; естественное и общее право; человек. Государство в отличие от гражданского общества, состоит, по его мнению: из системы государственных институтов; позитивного права, издаваемого государством; гражданина. [15 ]

По Гегелю гражданское общество — это не некое абстрактное и идеализированное коллективное образование, искусственно создаваемое. Это действительное состояние общества в определенное время, в определенной стране, ставшее на путь рыночной экономики и либерально-демократического режима. Это гражданское общество сохраняет органическую связь с государством, обеспечивающим частное право и иные атрибуты правовой государственности, главным образом — правосудие, а также возможность гражданину иметь и использовать собственность, искать и получать удовлетворение своих прав по суду и т.п. [10]

Гегель определял гражданское общество как сферу действия частного права, интереса. Сюда же он включал семью, сословные отношения, религию, право, мораль, образование, законы и вытекающие из них взаимные юридические связи субъектов. Особую роль Гегель отводил противостоящим друг другу индивидам. «В гражданском обществе каждый для себя — цель, все другие для него ничто. Но без соотнесения с другими он не может достигнуть всего объема своих целей». Также к гражданскому обществу Гегель относит и помощь бедным (он замечает, что возложить содержание бедных на богатые классы было бы несправедливо, на хлеб нужно зарабатывать собственным трудом), опеку над расточителями, регулирование воспитания детей, когда родители пренебрегают своими обязанностями. В структуре гражданского общества Гегель выделяет три сословия: 1) субстанциональное, связанное с землей (дворяне, крестьяне); 2) промышленное (фабриканты, торговцы, ремесленники, рабочие); 3) всеобщее (чиновники и профессора).

Гегелевское сословное деление затушевывает классовые различия: дворяне и крестьяне, фабриканты и рабочие оказываются в одном сословии. Гражданское общество – эмпирическое, а неразумное. Это сфера обособленности, противоречий и конфликтов. Экономические законы, господствующие в гражданском обществе, частные интересы и свобода не обеспечивают общего блага. Даже при большом богатстве гражданское общество не в состоянии решить проблему бедности. Отсюда необходимость высшей власти государства, которое призвано доминировать над гражданским обществом и обеспечить подлинную свободу индивидов взамен борьбы всех против всех. Гегель был первым философом, который пытался провести грань между гражданским обществом и государством. [5]

9 стр., 4293 слов

Учение Гегеля о гражданском обществе

... Гегеля о гражданском обществе является чрезвычайно актуальным. Целью настоящей работы является исследование гражданского общества в учении Гегеля. 1. Гражданское общество ... гражданское общество, государство. С его точки зрения, «гражданское общество есть дифференциация, которая выступает между семьей и государством, хотя развитие гражданского общества наступает позднее, чем развитие государства; ...

Термин «гражданское общество» прочно входит в категориальный аппарат современных правоведов, историков, философов, социологов, политологов и т.д. При этом очевиден большой разброс как в конкретном определении различными авторами самого понятия «гражданское общество», так и в подходах к его анализу. Можно вынести несколько определений этого термина, но основная идея, конечно же, у них одна.

Гражданское общество — это наличие собственности в распоряжении людей (индивидуальное или коллективное владение);

  • наличие развитой многообразной структуры, отражающей многообразие интересов различных групп и слоев, развитой и разветвленной демократии;
  • высокий уровень интеллектуального, психологического развития членов общества, их способности к самодеятельности при включенности в тот или иной институт гражданского общества;
  • законообеспеченность населения, то есть функционирование правового государства.

Гражданским обществом можно считать такую общность людей, где достигнуто оптимальное соотношение всех сфер общественной жизни: экономической, политической, социальной и духовной, где обеспечено постоянное поступательное движение общества вперед. «Гражданское общество — это такое общество, в котором различные по своей природе объединения граждан (партии, союзы, профсоюзы, кооперативы, группы) осуществляют связь между человеком и государством и не позволяют последнему узурпировать личность».

Все это разнообразие носит название плюрализма и предполагает, что многие организации и институты демократического общества не зависят от правительства для своего существования, законности и авторитета. При существовании гражданского общества государство выступает выразителем компромисса различных сил в обществе. Экономической основой гражданского общества является право на частную собственность. В противном случае создается ситуация, когда каждый гражданин вынужден служить государству на тех условиях, которые ему диктует государственная власть.

По сути дела, интересы меньшинств в гражданском обществе выражают различные социальные, политические, культурные и прочие союзы, группы, блоки, партии. Они могут быть как государственными, так и независимыми. Это позволяет отдельным людям осуществлять свои права и обязанности граждан демократического общества. Посредством участия в этих организациях разнообразными способами можно оказывать влияние на принятие политических решений.