Правовая сущность некоммерческих организаций

Самарская область занимает лидирующее место среди субъектов РФ, по количеству функционирующих негосударственных некоммерческих организаций. По состоянию на апрель 2018 года в ведомственном реестре Управления министерства юстиции Российской Федерации по Самарской области зарегистрированы 4620 негосударственных некоммерческих организаций, из них 230 организаций начали существование в 2017-2018 году. Для нашей области эти результаты являются хорошим знаком, так как этот сектор занимает немаловажное место для страны, ведь деятельность некоммерческого сектора является важнейшим двигателем и составной частью для экономического и социального роста, обеспечивая поддержку населению что, следовательно, повышает уровень качества жизни граждан РФ. Поэтому тема данного исследования, несомненно, актуальна. В Тольятти очень много некоммерческих организаций, которые знают горожане, самые известные из них:

  • Благотворительный фонд спасения животных «Добрый след» – Фонд «Добрый след»;
  • Автономная некоммерческая организация «Центр развития и досуга для детей с ограниченными возможностями «Солнечный круг»;

— Автономная некоммерческая организация (по предоставлению социально-правовых услуг) «Открытая Альтернатива» (АНО «Открытая Альтернатива»).

Понятие «некоммерческая организация» раскрывается в пункте 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Согласно федеральному закону, некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Законы и подзаконные акты РФ, которые регламентируют деятельность некоммерческих организаций, постоянно совершенствуются в связи с непрерывным контролем соблюдения законодательства со стороны государства. Несмотря на наличие значительной законодательной базы, которая определяет особенности гражданско-правового положения некоммерческих организаций, основополагающим актом, на котором основываются федеральные законы РФ, законы субъектов РФ, подзаконные акты, является Конституция Российской Федерации, гарантирующая каждому право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов1.

Работа на тему: «Правовая сущность некоммерческих организаций» представляет собой разностороннее исследование, благодаря которому проведен анализ российского законодательства, регулирующего деятельность некоммерческих организаций от момента создания до ликвидации. Стоит отметить что, в настоящее время область исследования законодательства регулирующего и лоббирующего некоммерческие организации достаточно высока, но, несмотря на это все еще существуют проблемы в правоприменительной практике.

10 стр., 4807 слов

Проблемы и специфика организации дополнительного образования ...

... общества. Глава 1 Организация дополнительного образования детей в современной школе, проблемы, специфика, новые подходы в организации воспитательной деятельности 1.1 Законодательная база, направленная на развитие современного дополнительного образования детей Кардинальные изменения развития общества в современных условиях оказывают ...

Авторами исследований в области некоммерческого сектора в России являются: В.А. Болдырев, Ю.В. Гросул, Т.М. Звездина, Е.Г. Комиссарова, А.В. Мешалов, они внесли неоценимый научный вклад в разработку теоретикометодологических основ изучения сущности некоммерческих организаций.

Структура настоящей выпускной квалификационной работы следующая: введение, три главы, включающие восемь параграфов, заключение, список используемой литературы.

Метод исследования основан на совокупности методов научного познания: диалектическом, сравнительно-юридическом, историко-правовом и аксиологическом. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ), //»Собрание законодательства РФ», 04.08.2014, N 31, ст. 4398. Объектом исследования настоящей работы являются общественные отношения, складывающиеся в сфере правового регулирования деятельности некоммерческих организаций. Предметом исследования выступают правовые нормы, регулирующие правовой статус некоммерческих организаций, а также научные исследования, основанные на практических знаниях и изучении теоретических и практических проблем, существующие в данной сфере. Целью выпускной квалификационной работы является исследование правовой сущности некоммерческих организаций по законодательству Российской Федерации. Для достижения указанной цели ставятся следующие задачи:

6. дать анализ системе нормативных правовых актов, которые регламентируют правовую сущность некоммерческих организаций;

7. изучить критерии разделения юридических лиц на коммерческие и некоммерческие организации;

8. рассмотреть процесс и порядок создания, деятельности и ликвидации некоммерческих организаций;

9. проанализировать практику оказания поддержки некоммерческим организациям на муниципальном и государственном уровнях;

10. выявить значимые проблемы некоммерческих организаций.

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И КЛАССИФИКАЦИЯ

НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО РОССИЙСКОМУ ГРАЖДАНСКОМУ ПРАВУ

1.1. Становление и развитие российского гражданского

законодательства о некоммерческих организациях

Объединения, которые не имели в качестве своей основной цели извлечение прибыли, возникли в России значительно позже, чем зарубежные. Как считают историки, становление некоммерческого сектора берет свое начало с создания Вольного экономического общества, стоявшего у истоков русского Просвещения. В уставе декларировалась независимость Вольного экономического общества от институтов власти при решении вопросов внутреннего устройства и деятельности, но в действительности основные направления работы общества, да и тон дискуссий при обсуждении стоявших на повестке дня вопросов определялись императрицей и ее приближенными2.

Ко времени царствования Екатерины II относится появление Устава благочиния – первого законодательного акта, регламентировавшего порядок учреждения обществ и осуществления надзора за ними3.

20 стр., 9844 слов

Формы организации и методика физкультурно-оздоровительной работы ...

... работы с детьми дошкольного возраста. Данная проблема позволила сформулировать тему исследования: «Формы организации и методика физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста». Объект исследования: физкультурно-оздоровительная работа с детьми дошкольного возраста. Предмет исследования: формы и методы организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста. ...

На основании этого акта было создано несколько обществ, которые преследовали некоммерческие цели. Однако им была суждена недолгая жизнь: верховная власть, во избежание революционных событий во Франции и, опасаясь, что отечественные организации могут превратиться в очаги недовольства проводимой внутри государства политикой, повелела существующие организации закрыть, а в учреждении новых, каких бы целей они ни преследовали (хотя бы и не связанных с политикой), отказывать.

Время царствования Александра I, стало эпохой реформ, в связи с эти начинает появляться большое количество общественных объединений, которые внесли значительный вклад в развитие нашего государства. Ходнев А.И. История Имп. Вольного Экономического общества. СПб., 1865. С. 4. См. также: Орешкин В.В. Вольное экономическое общество в России. М., 1963. Степанский А.Д. История общественных организаций дореволюционной России. М., 1970. С. 9.

Важнейшим промежутком времени в истории российских общественных организаций стала эпоха Великих реформ. И тут нельзя не отметить реформу местного самоуправления, одним из главных положений было введение земств, которое стало мощным толчком в развитии общественной жизни России. Так же в этот период упростился порядок регистрации общественных объединений, до реформ все уставы «легальных» организаций утверждались императором, то после реформ эта функция была передана министрам.

С 1863 года министр просвещения был наделен полномочиями выдавать разрешения на открытие ученых обществ при учебных заведениях, а уже в 1866 году и министру государственного имущества, по согласованию с министром внутренних дел, было представлено право утверждать уставы сельскохозяйственных организаций.

Во время правления Александра III государственные реформы претерпевали изменения и не в пользу общественных объединений, т.к. с точки зрения власти они могли стать центром для распространения революционных настроений.

Однако в начале XX в. произошел мощный толчок в связи с принятием целого ряда документов, которые оказали серьезное влияние на развитие системы негосударственных институтов. Так, например, 17 октября 1905 г. был издан царский Манифест, в котором содержалось обещание «даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов»4. В развитие Манифеста 4 марта 1906 г. был принят закон, регламентировавший деятельность общественных организаций, — Временные правила об обществах и союзах (далее — Правила), которые действовали до Февральской революции 1917 г. Высочайший Манифест от 17.10.1905 «Об усовершенствовании государственного порядка». Цит. по: Законодательные акты переходного времени. 1904 — 1908 гг.: Сборник законов, манифестов, указов Правительствующего сената, рескриптов и положений комитета министров, относящихся к преобразованию государственного строя России, с приложением алфавитного предметного указателя / Под ред. Н.И. Лазаревского. СПб., 1909. С. 150 — 151.

В 1917 г. был издан закон, который превратил Россию в страну с одной из самых либеральных систем законодательства в области некоммерческих организаций в мире. В Законе о собраниях и союзах от 12.04.1917 г. говорилось, что «все без исключения российские граждане имеют право без особого на то разрешения образовывать общества и союзы в целях, не противных уголовным законам»5. Документ допускал «принудительное закрытие общества или союза… не иначе как по суду, и притом лишь в том случае, если деятельность его оказывается направленной к достижению целей, воспрещенных уголовным законом». Однако спустя несколько месяцев после принятия Закона об обществах и союзах Временное правительство, ужесточило порядок регистрации новых объединений, путем прохождения через процедуру судебного одобрения их создания.

16 стр., 7695 слов

Воспитание как сфера общественной деятельности

... всех граждан и “забота об этом воспитании должна быть, заботою государства, а не делом частной инициативы” . Соотношение личных и общественных интересов, по Аристотелю в отличие от Платона, должно ... личности. Но так ли просто это выглядит в контексте философского понимания целей деятельности. Воспитание предполагает своеобразную взаимосвязь человека с обществом. [1]Идеи взаимосвязи общества и ...

Октябрьская революция 1917 г. знаменует собой начало нового этапа в развитии сектора общественных организаций. Как отмечается в специальных исследованиях, посвященных проблемам эволюции системы некоммерческих организаций в России. В первые месяцы после Октябрьской революции прекратили свою деятельность многие общественные объединения. Однако многие организации сумели выжить и возобновить, хотя и в значительно более скромных масштабах, свою прежнюю деятельность6.

По завершении Гражданской войны руководство страны пришло к выводу о необходимости разработки документа, нормирующего деятельность общественных организаций с учетом изменившейся социально-экономической ситуации. К середине 1922 г. был подготовлен проект, а 3 августа 1922 г. было принято Постановление «О порядке учреждения и регистрации обществ и союзов, не преследующих извлечения прибыли, и о порядке надзора за ними» В Постановлении предусматривалось, что ни одно общество не могло начать деятельность без регистрации в НКВД или его территориальных органах. Общественные организации, уже осуществлявшие свою деятельность к Собрание узаконений. 1917. N 98. Ст. 540. Ильина Н.И. Общественные организации России в 1920-е годы. М., 2000. С. 17. моменту выхода указанного документа, должны были пройти через процедуру обязательной перерегистрации. Общества, не выполнившие это требование, объявлялись закрытыми. Основное требование, которому должна была удовлетворять организация, ориентированная на достижение некоммерческих целей, — это признание руководящей роли большевистской партии и соблюдение советских законов.

Во второй половине 1920-х гг. руководством партии было принято решение о замене Постановления об обществах и союзах на новый акт. 6 февраля 1928 г. вступило в действие новое Положение об обществах и союзах, не преследующих целей извлечения прибыли; ранее действовавшие в этой области законодательные акты признавались утратившими юридическую силу.

Логическим завершением законодательной политики, направленной если не на полную ликвидацию сектора негосударственных институтов, то во всяком случае на устранение из оборота нелояльных действующей власти организаций, стало принятие ВЦИК и СНК РСФСР 10 июля 1932 г. нового Положения о добровольных обществах и союзах 7, которое продолжало действовать до 1991 г. Добровольными обществами и союзами в соответствии с новым Положением признавались организации общественной самодеятельности трудящихся масс города и деревни, которые ставят своей задачей активное участие в социалистическом строительстве СССР, а также содействие укреплению обороны страны. Организации, деятельность которых направлена на достижение целей, отличных от тех, которые предусмотрены указанным документом, подлежали ликвидации. Объединения, которым было разрешено продолжать свою работу, по сути, встраивались в систему управления обществом, и в этом смысле они могут быть названы общественными лишь с большой долей условности. Другое название сектора общественных организаций – негосударственный. Такое словоупотребление связано с тем, что государство и общество — понятия не равнообъемные, и соответственно, всегда остается область, государством не занятая. Однако сращивание общественных Собрание узаконений РСФСР. 1932. N 74. организаций с государством, которое можно было наблюдать с конца 1920-х гг., свидетельствует о стремлении государства поглотить собой все общество, установить монополию в области принятия социально значимых решений.

22 стр., 10810 слов

Технологии социально-культурной деятельности общественных организаций в России

... 1. Изучить исторические истоки социально-культурной деятельности общественных организаций в России. 2. Изучить теоретико-методологические основы технологий социально-культурной деятельности общественных организаций. 3. Исследовать технологии социально-культурной деятельности по видам деятельности общественных организаций. 4. Обобщить и проанализировать опыт работы общественной организации по месту ...

Проникновение государства во все сферы жизни общества означало все большее сужение автономного пространства, вплоть до его полной ликвидации. Формирование тоталитарного государства, таким образом, сопровождается постепенным затуханием всех форм общественной самодеятельности, исчезновением границ между государством и гражданским обществом.

В 80-е гг. были созданы местные, региональные и общесоюзные объединения юристов и другие организации, ставящие своей целью содействие активной профессиональной деятельности своих членов, развитие взаимодействия между специалистами различных отраслей права.

В октябре 1990 г. был принят Закон СССР «Об общественных объединениях»8, знаменующий новую веху в истории общественных организаций России. В вводной части Закона указывалось, что право на объединение является неотъемлемым правом человека и гражданина, провозглашенным Всеобщей декларацией прав человека и закрепленным в Конституции СССР, и государство со своей стороны обязуется воздерживаться от действий, препятствующих гражданам в реализации их права на создание коллективных образований, преследующих некоммерческие цели.

Партийное руководство общественной деятельностью — характерный для советской эпохи тип взаимоотношений публичной власти с негосударственным сектором, представленным многочисленными общественными организациями, — заменяется на подход, предполагающий отказ государства от вмешательства в деятельность общественных объединений. Однако и общественные организации не должны чинить государственным органам препятствий при осуществлении последними своих полномочий. Закон, таким образом, содержит ряд положений, цель которых — обеспечить отделение общественных Закон СССР от 09.10.1990 N 1708-1 «Об общественных объединениях» // Ведомости СНР СССР и ВС СССР. 1990. 17 окт. N 42. Ст. 839. организаций от государства, а также способствовать развитию некоммерческого сектора и приобретению им того статуса, который он должен иметь в демократическом обществе.

Конституция РФ характеризует современное российское государство в качестве демократического (ст. 1).

Это предполагает, что устройство государства, его деятельность должны соответствовать воле народа, а социально значимые решения должны приниматься большинством населения при уважении воли меньшинства и учете его интересов. Демократический режим — это всегда признание и неукоснительное соблюдение государством ряда принципов, в том числе связанных с деятельностью некоммерческих организаций. К числу последних можно отнести принцип многопартийности, политического и идеологического многообразия.

9 стр., 4160 слов

Организация работы органов социальной защиты населения

... социальной защите населения; рассмотреть правовое регулирование органов занятости населения; изучить организацию работы органов, осуществляющих обеспечение граждан в сфере занятости населения. Предметом настоящего исследования является комплекс социальных отношений. Объектом же исследования является система функционирования органов социальной защиты населения. Структура работы: работа ...

Основополагающим актом, нормирующим взаимодействие государства (органов местного самоуправления) и некоммерческого сектора, является Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон об НКО).

В главе VI названного Закона содержится информация об основных формах взаимодействия государства (органов местного самоуправления) и организаций, принадлежащих к так называемому третьему сектору. В частности, большая часть всех нормативных предписаний, содержащихся в данной главе, посвящена экономическим формам взаимодействия органов публичной власти и некоммерческих организаций. Например, размещение среди организаций, не имеющих извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, предоставление гражданам и юридическим лицам, оказывающим некоммерческим организациям материальную поддержку, льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах. При этом одни предписания имеют адресатом все виды некоммерческих организаций, другие — только социально ориентированные организации. Еще один блок вопросов, в процессе решения которых государство или органы местного самоуправления контактируют с организациями некоммерческого сектора, — это осуществление контроля за деятельностью организаций, преследующих общеполезные цели, а также раскрытие некоммерческими организациями информации о размере и структуре своих доходов, направлениях расходования имущества, о численности и составе работников, об оплате их труда и т.д. В ряде субъектов Российской Федерации приняты специальные законы, посвященные взаимодействию органов государственной власти и неправительственных некоммерческих организаций. При этом региональный законодатель зачастую смотрит на проблему взаимоотношений публичной власти и гражданского общества более широко: в орбиту правового регулирования включаются также отношения неэкономического взаимодействия государства и некоммерческого сектора, например, привлечение некоммерческих организаций к участию в экспертизе нормативноправовых актов.

1.2. Правосубъектность некоммерческих организаций.

Действующее российское законодательство в сфере деятельности некоммерческих организаций направлено на регулирование правовых отношений по созданию, реорганизации, деятельности и прекращение деятельности указанных юридических лиц. Некоммерческие организации отличаются от коммерческих тем, что извлечение прибыли не является целью их деятельности. Данные организации могут получать прибыль в качестве пожертвований или из иных благотворительных источников, однако учредители не могут распределять её между собой. Прибыль, получаемая указанными способами, должна быть направлена на развитие некоммерческих организаций или на цели их деятельности.

ГК РФ не в полной мере регулирует деятельность и праовсубъектность некоммерческих организаций. В основном, деятельность некоммерческих организаций регламентируется специальными законами для отдельных видов некоммерческих организаций, например, ФЗ «О политических партиях», «Об общественных объединениях». Специальные законы могут содержать отсылочные нормы к ГК РФ, но, как правило, это касается вопросов общего регулирования, порядка создания органов управления некоммерческой организации и т.д.

22 стр., 10536 слов

Организация социальной работы с безработными гражданами в КГБУ ...

... курсовой работы: социальная работа с безработными. Целью выполнения курсовой работы является рассмотрение особенностей социальной работы с безработными. В соответствии с целью в работе решаются следующие задачи: обозначить проблему безработицы: понятие, причины, концепции, стратегии преодоления; рассмотреть безработных граждан ...

Гражданское законодательство не содержит исчерпывающего перечня видов некоммерческих организаций, поскольку правовая сфера является крайне динамичной системой, но появление в ней новых элементов происходит быстрее, чем создание специальных законов для их регулирования. С этим связано, что общая правосубъектность некоммерческих организаций регулируется ГК РФ, а специальная, которая касается особенностей деятельности того или иного вида некоммерческих организаций регламентируется специальным законодательством.

Общая правосубъектность некоммерческих организаций, содержащаяся в ГК РФ, не исключает полностью их из сферы имущественных отношений, напротив, порядок создания и управления некоммерческими организациями вомногом схож с порядком создания и управления коммерческими организациями.

Н.Н. Шляго считает, что гражданско-правовой статус некоммерческих организаций не должен отличаться от статуса коммерческих организаций. Указанный автор считает, что различия в правовом статусе данных видов юридических лиц влечет нарушение конституционных норм9. Стоит отметить, что у некоммерческих организаций есть существенное отличие от коммерческих. Оно заключается в том, что некоммерческая организация приобретает легитимность до регистрации в качестве юридического лица.

Общественное объединение, в соответствии с нормами ФЗ «Об общественных объединениях», приобретает свою легитимность с момента Шляго Н.Н. Принципы функционирования некоммерческих организаций // Контроллинг. Технологии управления. 2011. N 5. С. 20 — 23. принятия решения компетентными органами о его создании, утверждении его устава. Момент приобретения правовых полномочий некоммерческих организаций также связан с решением о формировании его руководящих и контрольно-ревизионного органов.

С момента принятия решения о создании общественного объединения, оно вправе осуществлять деятельность в соответствии с уставными целями, приобретать права в правоотношениях с третьими лицами и принимать обязанности, предусмотренные действующим законодательством РФ. Стоит отметить, что его правоспособность как субъекта гражданского права возникает позже, с момента его государственной регистрации.

Следует отметить, что к некоммерческим организациям, деятельность которых регламентируется специальным законодательством, нормы гражданского законодательства об общей правосубъектности применяются только в связи с тем, что специальное законодательство их не содержит. В данном случае действует аналогия закона. Прежде всего, это касается государственных корпораций, публично-правовых компаний, а также фондов, создаваемых государством для конкретных целей и, как следствие, обладающих индивидуальным статусом10.

Отдельные субъекты РФ вправе создавать собственные правила деятельности некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, специфичную только для данного субъекта. Причём эти правила не должны противоречить федеральному законодательству РФ, смыслу и принципам закона, в остальном положения такого законодательства формулируются в зависимости от пожеланий законодательного органа субъекта РФ. Таким законом, например, является Закон Эвенкийского автономного округа от 16 октября 2000 г. N 178 «Об общинах коренных малочисленных народов Севера в Эвенкийском автономном округе». В указанном законе определены особенности правового статуса такого образования, как община См., например: Федеральные законы от 2 ноября 2013 г. N 291-ФЗ «О Российском научном фонде и внесении изменений в от Федерации», от 16 октября 2012 г. N 174-ФЗ «О Фонде перспективных исследований». коренных малочисленных народов, причём их правовой статус является схожим с правовым статусом некоммерческих организаций. Еще одним примером законодательства, формируемого на уровне субъекта и применимого к правоотношениям, характерным только для данного субъекта РФ, является Федеральный закон от 5 декабря 2005 г. N 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества».

5 стр., 2188 слов

Организация деятельности бюро медико-социальной экспертизы

... изм. и доп.) полномочия по организации деятельности федеральных государственных учреждений МСЭ возложены на ФМБА России. Государственная служба медико-социальной экспертизы в соответствии с Федеральным Законом <О социальной защите инвалидов в Российской Федерации> ...

Еще одним определяющим признаком некоммерческих организаций является цель их деятельности. Целей может быть указано в Уставе некоммерческой организации несколько, но основная цель, как правило, одна, при этом она является определяющий в целом деятельность такой организации. Некоммерческие организации обладают правами, которые соответствуют целям их создания, установленным в учредительных документах. Таким образом, мы можем отметить, что некоммерческие организации в рамках специальной правосубъектности должны осуществлять деятельность на основании специального законодательства и собственных учредительных документов.

Вместе с тем некоммерческим организациям предоставлено право осуществлять приносящую доход деятельность (вместо ранее имевшейся у них возможности заниматься предпринимательской деятельностью), но с соблюдением некоторых ограничений: если это предусмотрено их уставами; лишь постольку, поскольку это служит достижению их целей создания и соответствует таким целям; при наличии у организации имущества рыночной стоимостью не менее минимального размера уставного капитала, предусмотренного для обществ с ограниченной ответственностью. Ни возможные области такой деятельности, ни условия ее соответствия целям некоммерческой организации, а следовательно, и объему ее гражданской правоспособности не предусмотрены.

В результате на практике возникают многочисленные спорные ситуации. Так, суд признал такой вид экономической деятельности, как «деятельность ресторанов и кафе», противоречащим целям создания негосударственного частного культурного учреждения, состоящим в организации досуга населения, обеспечения всех необходимых условий для удовлетворения гражданами своих культурных потребностей. Апелляционная инстанция с таким подходом не согласилась, указав, что некоммерческие организации в силу закона могут осуществлять приносящую доход деятельность, отвечающую целям их создания. При этом запрет на осуществление деятельности, связанной с оборотом алкогольной продукции, некоммерческими организациями законодательством не установлен. В результате был сделан вывод, что такой вид деятельности, как услуги кафе, включающие реализацию алкогольных напитков, не противоречит целям создания некоммерческой организации, в том числе частного учреждения культуры11.

Достаточно распространены споры о действительности договоров поручительства и залога, заключаемых некоммерческими организациями. Так, суд признал правомерным выступление объединения организаций профсоюзов поручителем в обеспечение исполнения договора поставки обществом с ограниченной ответственностью, указав, что такая деятельность не является предпринимательской. Кроме того, суд отметил, что каких-либо интересов объединения ни из условий договора поставки, ни из условий договора поручительства не усматривается, доказательства наличия какой-либо выгоды в заключении договора поручительства, с учетом положений п. 4 ст. 50 ГК РФ, отсутствуют12.

9 стр., 4340 слов

Некоммерческие организации и социальная работа

... материальной базы и т.д. В общем, прибыль от предпринимательской деятельности некоммерческих организаций не распределяется среди их учредителей и участников, а полностью реинвестируется на развитие фундаментальных социальных сфер общества (просвещение, наука, ...

В другом деле учреждение (научно-исследовательский институт) в обеспечение исполнения обществом с ограниченной ответственностью кредитных договоров выступило поручителем и предоставило в залог имущество, принадлежащее ему на праве оперативного управления. Приведенные впоследствии учреждением доводы, что соответствующие договоры противоречат его основной деятельности и что при их заключении оно вышло за пределы специальной правоспособности, суд признал несостоятельными на том основании, что «совершение таких сделок законом не См.: Апелляционное определение Свердловского областного суда от 9 апреля 2015 г. по делу N 33-18/2015. См.: Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 30 мая 2016 г. N Ф10-1227/2016 по делу N А68-7612/2015. запрещено»13.

Эти примеры свидетельствуют о необходимости нормативного закрепления условий, гарантирующих вступление некоммерческих юридических лиц в гражданские правоотношения, соответствующие целям их создания. Это позволит обеспечить интересы учредителей и участников организаций, а также иных лиц, в частности, принимавших участие в формировании их имущества.

Второй признак некоммерческих организаций, указывающий на невозможность распределения прибыли между участниками, призван подчеркнуть отсутствие у них материальной заинтересованности в результатах деятельности организации. Однако непосредственно он применим лишь к корпоративным юридическим лицам, имеющим участников.

В отношении унитарных некоммерческих организаций запрет на передачу полученной ими прибыли учредителям, по сути, отсутствует. При этом участие учредителей в управлении, к примеру, фондами и автономными некоммерческими организациями не исключается, соответственно, они могут создавать условия для передачи им полученных организацией доходов, в том числе в завуалированном виде.

Правовая конструкция учреждений предполагает поступление всех полученных в результате деятельности доходов в собственность учредителя. Учреждение (кроме казенного) обладает лишь правом на самостоятельное распоряжение такими доходами и приобретенным за их счет имуществом, причем существуют правовые модели ограничения учредителем этой самостоятельности. Это свидетельствует о вероятности создания некоммерческих организаций, нацеленных на получение дохода (прибыли), и недостаточной эффективности рассматриваемого признака.

Вместе с тем следует иметь в виду, что цели отдельных некоммерческих организаций и используемые для их достижения средства могут обусловливать необходимость распределения доходов. Так, в Государственную Думу внесен

См.: Апелляционное определение Ростовского областного суда от 13 января 2016 г. по делу N 33-14/2016. законопроект, предусматривающий корректировку норм ГК РФ и возвращение потребительским кооперативам ранее имевшейся у них возможности распределять полученные доходы между членами. В пояснительной записке к проекту такая необходимость обосновывается тем, что распределение доходов между членами лежит в основе возникающих в потребительском кооперативе, прежде всего сельскохозяйственном, экономических отношений и является одним из механизмов достижения им своих целей.

Получаемый доход представляет экономию, возникающую у лиц от объединения в кооператив, и должен быть возвращен им в пропорции от их участия в деятельности кооператива. Также указывается, что запрет на распределение доходов препятствует осуществлению сельскохозяйственными потребительскими кооперативами своей основной деятельности и фактически требует их ликвидации14.

Оптимизация организационно-правовых форм некоммерческих юридических лиц также не привела к ожидаемым результатам. Их перечень, закрепленный в ГК РФ исчерпывающим образом, за три года дополнялся четыре раза. При этом существенные индивидуальные признаки у правовых форм, выделенных как самостоятельные, зачастую отсутствуют, во всяком случае в ГК РФ они отражения не нашли, как и все необходимые аспекты гражданско-правового статуса юридических лиц, созданных в этих формах.

Отмеченное указывает на необходимость проведения следующего этапа реформы законодательства о юридических лицах, в ходе которого некоммерческим организациям следует уделить основное внимание.

В настоящее время перед законодателем стоит ряд задач по совершенствованию действующего законодательства о некоммерческих организациях. Например, требуется уточнить признаки некоммерческих юридических лиц, закрепить критерии, позволяющие более четко определять объем и содержание их гражданской правоспособности. Также следует См.: проект федерального закона N 274238-7 «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» (по состоянию на 28 сентября 2017 г.) и пояснительную записку к нему. пересмотреть существующие подходы к характеру и условиям осуществления деятельности, приносящей некоммерческим организациям доход. Кроме этого законодателю необходимо усовершенствовать и расширить на уровне ГК РФ регламентацию статуса отдельных форм некоммерческих организаций.

Стоит отметить, что рассмотренное в первой главе выпускной квалификационной работы многообразие некоммерческих организаций, имеющих собственную специфику в целях и путях их достижения, функциях и внутреннем устройстве, требует применения дифференцированных подходов к регламентации их гражданской правосубъектности. ГЛАВА 2. ПРАВОВАЯ СУЩНОСТЬ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

2.1. Цели, задачи, особенности некоммерческих организаций.

Тенденция роста значимости некоммерческих организаций в жизни современного общества наблюдается и в России, и в большинстве других государств. Объем и направления деятельности некоммерческих организаций существенно расширяются, увеличивается вклад указанных организаций в экономику Российской Федерации. Это означает, что повышаются требования к регулированию динамично развивающихся общественных отношений.

Некоммерческие организации можно рассматривать как организационноправовую форму, созданную группой гражданского общества, ставящей перед собой цели и задачи по достижению интересов данной группы. При этом некоммерческая организация выступает в качестве самостоятельного объекта правоотношений, является независимой и управляется силами группы, создавшей её. Таким образом, некоммерческая организация выступает в качестве средства самореализации и выражения гражданами своих интересов15.

Посредством деятельности некоммерческих организаций реализуются социальная, регулятивные и иные функции государства. Поэтому развитие активности некоммерческих организаций в большинстве государств рассматривается в качестве инструмента повышения эффективности государственного управления.

Некоммерческие организации можно также понимать как особый общественный институт, который создаётся несколькими негосударственными некоммерческими организациями. Опыт ряда зарубежных стран показывает, что некоммерческие организации могут осуществлять свою деятельность часто эффективнее различных коммерческих либо государственных организаций и способствуют уменьшению нагрузки на бюджет государства и государственных расходов, в частности в социальной сфере.

Авакьян С.А. Конституционное право России: Учеб. курс. М., 2007. Т. 1. С. 450. Таким образом, нормативное регулирование некоммерческих организации в Российской Федерации носит комплексный характер. Основы правового положения некоммерческих организаций определяются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, федеральными законами, регламентирующими создание, деятельность отдельных видов некоммерческих организаций. Согласно ст. 50 ГК РФ организации в зависимости от целей их создания могут принимать одну из двух форм: коммерческую или некоммерческую. Таким образом, некоммерческие организации являются средством самореализации и выражения интересов гражданского общества. В их цели не входит извлечение предпринимательской выгоды, основной целью некоммерческих организаций является реализация задач граждан или их общественных объединений.

2.2. Характеристика гражданско-правовых обязанностей

некоммерческих организаций Особенностью российского законодательного регулирования организаций, которые не преследуют в качестве основной цели своей деятельности получение прибыли, является объединение в категорию «некоммерческие организации» широкого спектра частных, общественных, государственных и муниципальных организаций. Нормативное правовое регулирование организаций, столь разнообразных по правовой природе, целям создания, формам организации, задачам и способам деятельности, в качестве единого объекта приводит к проблемам в практической деятельности некоммерческих организаций. Для организаций некоммерческого сектора характерно наличие небольшого количества штатных сотрудников: штат 70% опрошенных организаций и сообществ меньше пяти человек. Лишь 2% организаций имеют штат более 50 человек, как правило, это общероссийские организации и их региональные представительства. 43% организаций и сообществ также привлекают небольшое количество внешних специалистов — до пяти человек.

Особая сложность в создании эффективного правового регулирования деятельности некоммерческих организаций вытекает из их двойственной природы. В законодательстве должно учитываться, что некоммерческие организации — прежде всего юридические лица, являющиеся активными участниками гражданского оборота, на которые распространяются все нормы гражданского законодательства. Но, устанавливая общие правовые режимы для деятельности юридических лиц, нельзя игнорировать особую правовую природу большинства некоммерческих организаций, являющихся формой реализации конституционного права на объединение.

Одной из разновидностей некоммерческих организаций, выражающих интересы общественных групп является полиическая партия. Правовой статус политических партий, цели и задачи их деятельности закреплены в Федеральном законе от 11.07.2001 №95-ФЗ «О политических партиях».

Политическая партия служит средством выражения политических взглядов на развитие государственности граждан, общественных объединений, юридических лиц. Порядок ее деятельности строго регламентирован, политическая партия по своей структуре является иерархичной организацией, но кроме внутреннего контроля осуществляется довольно строгий контроль ее деятельности со стороны государственных органов.

Так, региональное отделение политической партии один раз в три года представляет в территориальный орган Министерства юстиции Российской Федерации информацию о продолжении своей деятельности с указанием численности членов политической партии в региональном отделении и места нахождения своего постоянно действующего руководящего органа. Кроме этого региональное отделение политической партии предоставляет также информацию о своих структурных подразделениях в соответствующем субъекте Российской Федерации, не наделенных правами юридического лица, но обладающих в соответствии с уставом политической партии правом принимать участие в выборах и (или) референдумах. Кроме того, в соответствии с пунктом 4 статьи 27 ФЗ «О политических партиях», региональные отделения политической партии один раз в три года представляют в федеральный уполномоченный орган или его территориальный орган сведения о количестве выдвинутых политической партией, ее региональными отделениями и иными структурными подразделениями зарегистрированных кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, а также сведения о зарегистрированных избирательными комиссиями списках кандидатов в депутаты. Указанные сведения представляются в виде копии протокола о результатах выборов, заверенной избирательной комиссией соответствующего уровня. Немаловажное место в жизни населения занимают религиозные организации, которые служат средством выражения религиозных взглядов граждан и общества. Правовая регламентация деятельности религиозных организаций закреплена в Федеральном законе от 26.09.1997 г. №125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях». У религиозной организации, как и у политической партии есть ряд гражданско-правовых обязанностей. Так, религиозные организации, получившие в течение одного года денежные средства и иное имущество от международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, обязаны представлять в Главное управление отчет о своей деятельности, персональном составе руководящих органов, целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, об их фактическом расходовании (использовании).

Таким образом, некоммерческие организации кроме прав обладают также и гражданско-правовыми обязанностями. Эти обязанности заключаются в отчётности за все денежные поступления от граждан, юридических лиц и иных субъектов правоотношений, в том числе международных организаций и других государств. Также обязанностью некоммерческих организаций является отчётность перед вышестоящими инстанциями и государственными органами за осуществляемую ими деятельность. Сложность состоит в том, что, несмотря на иерархичную структуру некоммерческих организаций, в зависимости от вида и назначения такой организации отчётность осуществляется перед различными органами. Законодателю стоит предусмотреть единый контролирующий орган за всеми видами некоммерческих организаций вне зависимости от сферы их деятельности. Глава 3. СОЗДАНИЕ И ЛИКВИДАЦИЯ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ 3.1. Создание и государственная регистрация некоммерческих организаций в РФ.

Некоммерческая организация является одной из форм юридического лица и требования к порядку её создания и деятельности происходят от правовой природы юридического лица. Например, некоммерческая организация подлежит обязательной государственной регистрации, которая осуществляется в том же порядке, что и регистрация иных юридических лиц. Некоммерческая организация является налогоплательщиком и также должна быть зарегистрирована в налоговых органах. Некоммерческая организация также является и работодателем для сотрудников, которые на штатной основе будут осуществлять трудовую деятельность в рамках данной организации, поэтому она должна быть зарегистрирована в органах государственного социального обеспечения.

Местом государственной регистрации некоммерческой организации по аналогии с регистрацией юридического лица будет являться место нахождения её постоянно действующего исполнительного органа или место нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа.

Максимальный срок государственной регистрации некоммерческой организации составляет 23 рабочих дня, из которых :

  • не позднее чем через 14 рабочих дней со дня получения необходимых документов Минюст России или его территориальный орган принимает решение о государственной регистрации некоммерческой организации и направляет в регистрирующий орган (ФНС России) сведения и документы, необходимые для осуществления регистрирующим органом функций по ведению ЕГРЛЮ;
  • в срок не более чем 5 рабочих дней со дня получения сведений и документов на основании указанного решения и представленных Минюстом России или его территориальным органом сведений и документов регистрирующий орган (ФНС России) вносит в ЕГРЛЮ соответствующую запись;
  • не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения такой записи, регистрирующий орган (ФНС России) сообщает об этом в орган, принявший решение о государственной регистрации некоммерческой организации (Минюст России или его территориальный орган);
  • не позднее 3 рабочих дней со дня получения от регистрирующего органа (ФНС России) информации о внесении в ЕГРЛЮ записи о некоммерческой организации орган, принявший решение о государственной регистрации некоммерческой организации (Минюст России или его территориальный орган), выдает заявителю свидетельство о государственной регистрации. В государственной регистрации некоммерческой организации может быть отказано по следующим основаниям: 1) если учредительные и иные представленные для государственной регистрации документы некоммерческой организации противоречат Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации;
  • (в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 505-ФЗ) 2) если ранее зарегистрирована некоммерческая организация с таким же наименованием;
  • 3) если наименование некоммерческой организации оскорбляет нравственность, национальные и религиозные чувства граждан;
  • 4) если необходимые для государственной регистрации документы, предусмотренные Федеральным законом «О некоммерческих организациях», представлены не полностью либо представлены в ненадлежащий орган;
  • 5) если выступившее в качестве учредителя некоммерческой организации лицо не может быть учредителем в соответствии с пунктом 1.2 статьи 15 Федерального закона;
  • «О некоммерческих организациях»;
  • 6) если решение о реорганизации, ликвидации некоммерческой организации, о внесении изменений в ее учредительные документы или об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», принято лицом (лицами), не уполномоченным на то федеральным законом и (или) учредительными документами некоммерческой организации;
  • 7) если установлено, что в представленных для государственной регистрации документах содержатся недостоверные сведения. В случае, если представленные для государственной регистрации документы, предусмотренные ФЗ «О некоммерческих организациях», оформлены в ненадлежащем порядке, уполномоченный орган или его территориальный орган вправе принять решение о приостановлении государственной регистрации некоммерческой организации до устранения заявителем оснований, вызвавших приостановление государственной регистрации, но не более чем на три месяца. При принятии решения о приостановлении государственной регистрации некоммерческой организации прерывается течение срока, установленного пунктом 8 статьи 13.1 ФЗ «О некоммерческих организациях». Часть такого срока, истекшая до принятия решения о приостановлении государственной регистрации некоммерческой организации, не засчитывается в новый срок, течение которого начинается со дня представления документов, оформленных в надлежащем порядке. Неустранение заявителем оснований, вызвавших приостановление государственной регистрации некоммерческой организации, в установленный указанным решением срок является основанием для принятия уполномоченным органом или его территориальным органом решения об отказе в государственной регистрации.

Таким образом, правовой порядок регистрации некоммерческой организации очень схож с регистрацией юридического лица. Перечень документов для регистрации, сроки регистрации и действия некоммерческой организации после осуществления регистрационных действий, такие, как постановка на налоговый учёт, на учёт в органах социального обеспечения практически совпадают с порядком регистрации и учёта иных юридических лиц.

3.2. Правовые основы некоммерческих организаций за рубежом

Регулирование деятельности некоммерческих организаций в США, в самом показательном для проведения анализа этой формы организации государстве, осуществляется в соответствии с критерием отнесения организаций к этой категории. Освобождение от налогообложения происходит на основании указания в документах некоммерческой организации на то, что в качестве основной мотивации организация не имеет целью получение прибыли.

Другой регулирующий элемент американского законодательства – предотвращение мошенничества при осуществлении благотворительной деятельности. Одни некоммерческие организации можно без всяких оговорок охарактеризовать как благотворительные, например американский Красный Крест. Другие предназначены только для получения личной выгоды их членов (загородные клубы или товарищества).

А вот профсоюзы, торговопромышленные палаты или кооперативные электрические компании находятся где-то между этими двумя категориями. Каждой из этих организационных форм присущи уникальные правовые аспекты.

Если организация может претендовать на освобождение от налогов, то она получает соответствующий статус. В ее уставе должно быть указано, что цель корпоративной деятельности – неполучение прибыли. В уставе и учредительном договоре указывается, что никакая часть активов организации не должна использоваться какой-либо группой лиц организации, являющихся участниками, директорами, должностными лицами или агентами (ее руководителями), поскольку юридический статус такой организации предполагает деятельность в благотворительных целях. То есть организация должна быть создана для поддержки образовательных, религиозных или благотворительных мероприятий. Это ограничение не означает, что организация не может платить сотрудникам или подрядчикам за работы или услуги, которые они оказывают для нее. Оно означает, что до тех пор, пока организация работает в пределах своих освобожденных от налогов целей, использует излишки доходов для дальнейшего развития своей деятельности, она не будет облагаться налогом.

Излишки доходов – это та их часть, которая осталось после компенсации операционных расходов, то, что должно быть потрачено на благотворительные цели или на цели общественного назначения, для которых организация была создана. Избыток не выплачивается в качестве дивиденда тем, кто работает в организации или связан с ней, и не приносит ей выгоды.

Необходимо, чтобы не только организация соответствовала требованиям государства, в котором оно организовано. Правилам Службы внутренних доходов США (IRS16) также должны соответствовать направления некоммерческих видов деятельности. Эти правила применяются не только для определения того, освобождается ли организация от налога в соответствии с ее деятельностью как некоммерческая организация. Если цель деятельности организации соответствует одному из пунктов, указанных в § 501 (c) (3) Налогового кодекса США, то она может обратиться в налоговый орган с заявлением о том, чтобы лица или хозяйствующие субъекты, совершающие для нее пожертвования, не облагались налогом. Сама организация будет освобождена от налогообложения до тех пор, пока она не участвует в деятельности по направлениям, не связанным с целевыми. Для обеспечения IRS (Internal Revenue Service) – федеральное агентство США (под эгидой Казначейства), занимающееся сбором почти всех федеральных налогов. этого положения IRS ввела промежуточные санкции – IRS может взимать штраф с некоммерческой организации в случае ее участия в операции, которая проведена с целью извлечения личной выгоды.

Проанализировав различные требования, предъявляемые к некоммерческой организации в США, как государством, так и федеральным правительством, можно установить, что некоммерческой организация может быть признана государством, но не федеральным правительством. Такая организация будет освобождена от государственных, но не от федеральных налогов. Это может быть желательным в некоторых ограниченных условиях. Например, когда от федеральных налогов освобождаются организации, которым, как правило, запрещается участвовать в политической деятельности, государство может запретить некоммерческим организациям деятельность в этом направлении.

Если некоммерческая организация желает получить гранты и пожертвования, то ей, как правило, необходимо быть признанной некоммерческой организацией на федеральном уровне (статья 501 (c) (3) Налогового кодекса США) или получить аналогичный статус. Взносы в признанные на федеральном уровне некоммерческие организации не облагаются налогом для физического или юридического лица, совершающего пожертвование. Однако если федеральный суд вынесет решение о том, что некоммерческая организация действует вопреки законам, то ее налоговые льготы могут быть сразу же отменены.

В Соединенных Штатах некоммерческие организации, как и некоммерческие корпорации, в основном организованы и управляются в соответствии с законодательством штата, а не федерального правительства. В этой стране существуют общепризнанные федеральные благотворительные организации, например Красный Крест, бойскауты, Олимпийский комитет.

Порядок оплаты труда сотрудников некоммерческих организаций во всех штатах США должен соответствовать минимальным требованиям к заработной плате и страхованию по законам и с учетом требований, существующих в этих штатах.

Деятельность церквей и религиозных некоммерческих организаций каким-либо особым образом не регулируется, поскольку Первая поправка к Конституции США запрещает принятие правительством закона, относящегося к религии, а также принимать какие-либо акты, запрещающие ее свободное исповедание.

Кроме того, антидискриминационные законы, которые могут применяться к организациям, обслуживающим население с целью получения прибыли, не распространяются на деятельность некоторых некоммерческих частных организаций. Так, например, бойскауты Америки не принимают девушек в скауты, и суды постановили, что это не нарушает законы о борьбе с дискриминацией.

Важная роль при регулировании деятельности некоммерческих организаций отводится предотвращению мошенничества. В связи с этим в Соединенных Штатах предотвращение мошенничества при благотворительности в основном относится к сфере компетентности правительств штатов, законы которых широко варьируются. Примерно 45 штатов имеют законы, регулирующие благотворительную деятельность, и требуют регистрацию некоммерческих организаций до начала сбора средств.

Принято считать, что наиболее важной характеристикой некоммерческих организаций является то, что им запрещено передавать свой чистый доход, если таковой имеется, тем, кто его контролирует, в том числе директору, попечителям или другим должностным лицам. Некоммерческая организация может получать доход в виде чистой прибыли, но он должен быть сохранен, чтобы организация могла работать для достижения поставленных целей.

Кроме того, некоммерческая организация не может быть оценена при продаже исходя из доходов, которые она приносит. В результате анализа приведенных положений возникает вопрос, как определить социальные цели деятельности некоммерческой организации и каким образом оптимизировать их налогообложения с целью его уменьшения.

Специалисты наиболее часто обосновывают такое положение наличием проблемы «контрактной недостаточности», которая возникает, когда потребитель не в состоянии точно оценить товары, обещанные или поставляемые некоммерческой организацией. Потребитель считает, что лучше иметь дело с некоммерческой организацией.

В теории предполагается, что некоммерческая организация из-за юридических ограничений, при которых она должна работать, скорее всего, функционирует лучше, чем ее коммерческий конкурент, поэтому ей можно доверять. Также в теории утверждается, что, поскольку на одном рынке могут сосуществовать фирмы различных форм собственности, могут быть и конкретные виды деятельности, для которых некоторые виды фирм больше подходят. Если потребители затрудняются оценить качество услуг, предоставляемых организацией, то они выбирают некоммерческие организации. Теоретики, как правило, обусловливают эту проблему асимметричностью информации. Рынок всегда предпринимает различные попытки решить ее, например, посредством проведения профессиональных консультаций или рекомендаций: как правило, покупатель дома обращается к риелтору или геодезисту, покупатель изделия из драгоценных металлов — к оценщику-ювелиру. Выбор большинством покупателей специалистовпосредников из коммерческих организаций обусловлен тем, что их мотивация к оказанию качественных услуг более высокая, чем специалистов из некоммерческих организаций.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ В выпускной квалификационной работе был исследован один из распространённых в общественной жизни субъектов гражданского права – некоммерческие организации. Были рассмотрены основные положения о сущности некоммерческих организаций, особенностях их создания, определяющие положение некоммерческих организаций в ряду других организационно правовых форм. Уделено особое внимание особенностям процедуры создания, учредительных документов и формирования уставного капитала некоммерческих организаций. По итогам проведённого исследования были выявлены пробелы действующего законодательства, которые влияют на качественную работу некоммерческих организаций. В настоящее время перед законодателем стоит задача реформирования законодательства о некоммерческих организациях. Так, например, требуется уточнить признаки некоммерческих юридических лиц, закрепить критерии, позволяющие более четко определять объем и содержание их гражданской правоспособности. Также следует пересмотреть существующие подходы к характеру и условиям осуществления деятельности, приносящей некоммерческим организациям доход. Кроме этого законодателю необходимо усовершенствовать и расширить на уровне ГК РФ регламентацию статуса отдельных форм некоммерческих организаций. Стоит отметить, что многообразие некоммерческих организаций, имеющих собственную специфику в целях и путях их достижения, функциях и внутреннем устройстве, требует применения дифференцированных подходов к регламентации их гражданской правосубъектности. Некоммерческие организации являются средством самореализации и выражения интересов гражданского общества. В их цели не входит извлечение предпринимательской выгоды, основной целью некоммерческих организаций является реализация задач граждан или их общественных объединений. В заключении хотелось бы сказать о том, что некоммерческий сектор, призван решать социальные, культурные, благотворительные задачи, играет важную роль в рыночной экономике. Резкое повышение значения некоммерческой сферы для развития национальной экономики требует переоценки традиционно сложившегося подхода к ее месту и роли в системе хозяйствования. В целом широкий спектр функций некоммерческих организаций позволяет с синергетическим эффектом обеспечить повышение общественного благосостояния страны.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/bakalavrskaya/yuridicheskaya-lichnost-nekommercheskih-organizatsiy/

Нормативно-правовые акты

1. Конституция «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ), //»Собрание законодательства РФ», 04.08.2014, N 31, ст. 4398.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 26.01.1996 N 14-ФЗ ((ред. от 05.12.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 16.12.2017) // Собрание законодательства РФ. №5., 1996.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 29.12.2017) // Собрание законодательства РФ. № 32., 1994.

4. Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»(ред. 31.12.2017) // «Собрание законодательства РФ», 15.01.1996, N 3, ст. 145.

5. — Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (ред. от 20.12.2017) //»Собрание законодательства РФ», 22.05.1995, N 21, ст. 1930.

6. — Федеральный закон от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (ред. от 06.07.2016) // «Собрание законодательства РФ», 29.09.1997, N 39, ст. 4465.

7. — Федеральный закон от 12.01.1996 № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (ред. от 03.07.2016) // «Собрание законодательства РФ», 15.01.1996, N 3, ст. 148. 8. — Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в

Российской Федерации» (в ред. от 07.03.2018)// «Собрание

законодательства РФ», 31.12.2012, N 53 (ч. 1), ст. 7598,

9. — Федеральный закон от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (в ред. от 01.10.2016)// «Собрание законодательства РФ», 03.12.2007, N 49, ст. 6076.

10. — Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. от 28.12.2016) //»Собрание законодательства РФ», 06.10.2003, N 40, ст. 3822.

11. Федеральный закон от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (ред. от 29.07.2017) //»Российская газета», N 100, 05.06.2002.

12. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. От 19.02.2018 // http://pravo.gov.ru/ — 19.02.2018.

13. Федеральный закон от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (СЗ РФ. 2006. N 45. Ст. 4626); ст. 9.1 — 9.2 Федерального закона «О некоммерческих организациях».

14. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1) (ред. от 31.12.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.02.2018)// «Российская газета», N 49, 13.03.1993.

15. Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 № 218-ФЗ (действующая редакция, 2016) // «Собрание законодательства РФ», 20.07.2015, N 29 (часть I), ст. 4344.

16. Федеральный закон от 21.12.2013 N 379-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 23.12.2013, N 51, ст. 6699.

17. Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об акционерных обществах» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016) // «Собрание законодательства РФ», 01.08.2016, N 1, ст. 1.

18. Федеральный закон от 30.12.2012 № 302-ФЗ (ред. от 04.03.2013) «О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 31.12.2012, N 53 (ч. 1), ст. 7627.

19. Федеральным законом от 03.07.2016 № 361-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации»//»Собрание законодательства РФ», 04.07.2016, N 27 (часть II), ст. 4294.

20. Письмо ФНП от 12.07.2016 N 2493/03-16-3 «О применении положений Федеральных законов от 02.06.2016 N 172-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», от 03.07.2016 N 332-ФЗ «О внесении изменений в статьи 188 и 189 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате», от 03.07.2016 N 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» //Консультант Плюс.

21. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 14 апреля 2008 года № 7-П // «Собрание законодательства РФ», 05.05.2008, N 18, ст. 2089.

22. Закон Самарской области от 10.12.2012 N 127-ГД (ред. от 11.07.2016) «О государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Самарской области». // СПС «КонсультантПлюс».

23. Постановление Губернатора Самарской области от 03.07.2003 N 252 «О Концепции партнерства органов государственной власти Самарской области, органов местного самоуправления и негосударственных некоммерческих организаций по развитию гражданского общества».// СПС «КонсультантПлюс».

24. Закон Самарской области от 13.06.2012 N 51-ГД (ред. от 11.04.2016) «О бесплатной юридической помощи в Самарской области».// СПС «КонсультантПлюс».

25. Постановление Правительства Самарской области от 07.09.2011 N 438 (ред. от 26.05.2016) «Об утверждении Порядка определения объема и предоставления в 2014 — 2019 годах субсидии некоммерческой организации, не являющейся государственным (муниципальным) учреждением, в целях оказания комплекса услуг, направленных на содействие развитию субъектов малого и среднего предпринимательства Самарской области».// СПС «КонсультантПлюс».

26. Распоряжение Президента РФ от 19.02.2018 N 32-рп «Об обеспечении в 2018 году государственной поддержки некоммерческих неправительственных организаций, участвующих в развитии институтов гражданского общества, реализующих социально значимые проекты и проекты в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина»// СПС «КонсультантПлюс».

Специальная литература

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/bakalavrskaya/yuridicheskaya-lichnost-nekommercheskih-organizatsiy/

27. Андреев В.К. Предпринимательское законодательство России. М., 2008. 28. Андреев В.К., Лаптев В.А. Корпоративное право современной России. М., 2015. 29. Ахмедьянов М.Х. О доходах учреждений и их правовом режиме // Предпринимательское право. — 2010. — №3. — С.36-39.

30. Братусь С.Н. Юридические лица в советском гражданском праве. М., 1947.

31. Болдырев В.А. Осуществление учреждением приносящей доход деятельности // Алтайский юридический вестник. 2014. N 1. 32. Болдырев В.А. Современная история и перспективы развития конструкции унитарного предприятия // Российский юридический журнал. 2010. N 3.

33. Гамбаров Ю.С. Гражданское право. Общая часть. М., 2003. 34. Генкин Д.М. Значение применения института юридического лица во внутреннем и внешнем товарообороте СССР // Сб. науч. работ Моск. ин-та народного хозяйства. М., 1965.

35. Гетьман В.Г. Учет расчетов по налогам и сборам и их совершенствование // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2017. N 5. С. 25 — 28.

36. Ганусенко И.В. К вопросу о соотношении понятия «предпринимательская» и «промысловая» деятельность в отечественном праве // Сибирский юридический вестник. 2008. N 3.

37. Гражданское право: Учебник: В 3 т. / Под ред. Ю.К. Толстого. 7-е изд. М., 2013. Т. 1.

38. Десятов И.Н. Право некоммерческих юридических лиц на деятельность, приносящую доход: автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2011.

39. Долинская В.В. Основные положения о юридических лицах: новеллы гражданского законодательства // Законы России: опыт, анализ, практика. 2015. N 6.

40. Дозорцев В.А. Состояние и проблемы совершенствования законодательства о НКО: Материалы международной научно-практической конференции // Журнал российского права. — 1998. — № 10 — 11. — С. 39-42. 41. Звездина Т.М. К вопросу о соотношении понятий предпринимательской и приносящей доход деятельности некоммерческих организаций // Бизнес, менеджмент и право. 2014. N 2. 42. Комиссарова Е.Г. О видоизменении понятия «предпринимательство» в связи с предоставлением права на предпринимательскую деятельность некоммерческим организациям // Российский ежегодник предпринимательского (коммерческого) права. 2010. N 4.

43. Красавчиков О.А. Сущность юридического лица // Советское государство и право. 1976. N 1. 44. Каширина Ю.П. Понятие и признаки предпринимательской деятельности: экономический и правовой аспекты // Современное право. 2008. N 6.

45. Косаткин Г.Ю. Гражданско-правовое регулирование деятельности НКО в РФ: Автореф. дис. канд. юрид. наук. – ЕКБ, 2004. — 19 с. 46. Лескова Ю.Г. Особенности правового статуса отдельных видов некоммерческих организаций (на примере саморегулируемых организаций, микрофинансовых организаций) // Право и экономика. — 2011. — № 1. — С. 18 — 23.

47. Ломакин Д.В. Корпоративные правоотношения как составная часть системы гражданско-правовых отношений: на примере хозяйственных обществ: Автореф. дис. … д-ра юрид. наук. М., 2009.

48. Мешалов А.В. Совершенствование законодательства в сфере саморегулирования в строительстве // Законы России: опыт, анализ, практика. 2016. N 10. 49. Мозороева Е.К. Современное состояние и тенденции развития российского законодательства о НКО// Гражданское право. — 2012. — № 2. — С. 19 — 31. 50. Сенегина Ю.В. Законодательство о юридических лицах: пути совершенствования // Гражданское право. — 2012. — № 3. — С. 21 — 26. 51. Суворов А.В. Отношения собственности и иные вещные отношения с участием НКО в социальной сфере: Монография. — М.: Юрист Компании, 2014. — 120 с. 52. Сухорева Д.В. О Концепции развития законодательства о юридических лицах // Журнал российского прав. — 2012. — № 1. — С. 9-14. 53. Шелютто М.Л. Некоммерческие организации: теоретические и практические проблемы (обзор III Ежегодных научных чтений памяти профессора С.Н. Братуся) // Журнал российского права. — 2009. — №1. — С.77-81. 54. Шепелев А.Н. Терминосистема и роль терминов в языке права // Вестник Тамбовского университета. Серия «Гуманитарные науки». 2003. N 2. 55. Яковлев П.И. Некоммерческие организации: теоретические и практические проблемы // Журнал российского права. — 2011. — № 1. — С. 147154.

Материалы юридической практики 56. Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23 мая 2014 г. N 09АП-15803/2014-ГК по делу N А40-144152/2013; 57. Определение Верховного Суда РФ от 11.07.2017 N 53-КГ17-12; 58. Определение Конституционного Суда РФ от 19.12.2017 N 3083-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы автономной некоммерческой образовательной организации высшего образования «Сахалинский гуманитарно-технологический институт» на нарушение конституционных прав и свобод частями 7 и 8 статьи 93 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»; 59. Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 15.11.2017 N 67АПГ17-9.