Организация как социально-экономическая система, этапы становления и развития

Каждый человек в течение всей жизни, так или иначе, связан с организациями. Именно в организациях или при их содействии люди растут, учатся, работают, преодолевают недуги, вступают в многообразные отношения, развивают науку и культуру. В рамках организации повсеместно осуществляется человеческая деятельность. Нет организаций без людей, равно как и нет людей, которым не приходится иметь дело с организациями[4].

Данная работа посвящена теме «Организация как социально-экономическая система, этапы становления и развития». Для современного состояния науки характерен переход к глобальному рассмотрению проблем тематики, однако требуется учет современных условий при исследовании проблематики обозначенной темы. Высокая значимость и недостаточная практическая разработанность проблемы определяют несомненную новизну данного исследования.

Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме «Организация как социально-экономическая система, этапы становления и развития» в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость. Изучение теории организации призвано качественно изменить подход к организациям, к пониманию и регулированию протекающих в них процессов и в конечном счете — к их адаптации к условиям рыночных отношений. Трудно переоценить значение научного обоснования всех сторон функционирования организаций в условиях современной России, когда происходит радикальная смена социально-экономических отношении. Новые требования к построению и поведению организации предъявляют рыночные отношения, предпринимательская активность, развитие различных форм собственности, изменение функции и методов государственного регулирования и управления. Организационная деятельность испытывает влияние революционных изменений в технологической базе производства. Переход к эффективным формам организации и управления, построенным на научных принципах, стал главным условием успеха экономических реформ. Конкуренция продуктов и услуг стала, в сущности, конкуренцией организаций, используемых форм, методов и мастерства управления.

Теоретическое значение изучения проблемы заключается в том, что и

Объектом данного исследования является анализ условий этапов становления и развития организации как социально-экономической системы.

Предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.

9 стр., 4160 слов

Социально-психологические аспекты развития группы

... социально-психологического знания могла возникнуть только при условии фокусировки внимания не на лабораторных, а на ... развития группы, можно назвать исследования по сравнению таких ориентации личности, как коллективизм - индивидуализм. Хотя здесь и выявляются установки личности, тем не менее, поскольку все исследования ... специфическая форма организации людей социалистического ... этот аспект, следует ...

Целью исследования является изучение темы «Организация как социально-экономическая система, этапы становления и развития» с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.

1. Природа и сущность организации

1.1 Организация и управление

Организация — сознательно координируемое социальное образование с определенными границами, которое функционирует на относительно постоянной основе для достижения поставленной цели.

Проанализируем это определение. Под словами “сознательно координируемое” необходимо понимать управление. Под “социальным образованием” необходимо понимать то, что организация состоит из людей или их групп, взаимодействующих между собой. Под понятием “ с определенными границами” понимается то, что имеет организация относительно определенные границы, так как они могут меняться со временем.

Структура организации определяет, каким образом должны быть распределены задачи, какой должна быть субординация, как организована координация, каковы модели взаимодействия.

Управление организацией — специфический вид деятельности по определению целей, разработке механизмов их достижения и координации труда членов организации для получения результатов, соответствующих целям.

Для организации характерны следующие принципиальные моменты:

  • комплексность,
  • формализация,
  • соотношение централизации и децентрализации.

Комплексность рассматривает степень дифференциации в рамках организации, она включает уровень разделения труда (специализации), количество уровней управления в иерархии организации, а также степень территориального распределения частей организации.

Под формализацией понимается заранее разработанные и установленные правила и процедуры производственного поведения работников. Каждая организация самостоятельно определяет уровень формализации.

Соотношение централизации и децентрализации определяется уровнями, на которых принимаются управленческие решения. Принятое соотношение определяет тип организационной структуры управления.

Организации проектируются заранее, чтобы сформировать структуру для достижения целей. При проектировании организации ее обычно представляют как организм, который будет действовать рационально, целенаправленно, имеет цель и совершенствует методы ее достижения.

Следует различать теорию организации и организационное поведение. Объект в теории организации — макроуровень, он описывает организацию в целом и ее части и то, как обеспечить ее эффективное функционирование. Объект в организационном поведении — это микроуровень, где поведение индивидуумов и групп рассматриваются с позиций восприятия ценностей, профессионального образования, мотивации, статус, руководства, общения, конфликта. Это две научные дисциплины, дополняющие друг друга.

Каждая организация имеет свое предназначение — миссию.

Миссия организации — это выраженные словесно образ и предназначение организации в долгосрочном периоде.

Миссия:

  • представляет собой базис, опорную точку для определения ее целей,
  • позволяет сформировать ясные и непротиворечивые цели,
  • объединяет усилия работников по достижению целей,
  • необходима для получения поддержки со стороны внешней среды.

Основные вопросы, которые отражаются в формулировке миссии организации:

4 стр., 1603 слов

Организация медико-социальной экспертизы

... людей. Цель рассмотреть организацию медико-социальной экспертизы. Объект медико-социальная экспертиза Предметом является организация медико-социальной экспертизы определить, кто такой инвалид; рассмотреть понятие медико-социальной экспертизы, порядок ее прохождения; рассказать какое место и какую роль занимает социальный работник в системе медико-социальной экспертизы. 1. ...

  • предлагаемые продукты (услуги),
  • место в системе рыночных отношений,
  • цели организации,
  • технологии (процессы),
  • философию организации (взгляды, ценности),
  • внутреннюю концепцию (сильные стороны),
  • внешний образ, имидж (ответственность перед обществом).

Осуществляя свою миссию, организация добивается достижения определенных целей — выживания, роста, увеличения доходности.

Цели организации могут быть охарактеризованы с разных точек зрения:

1. По периоду установления: стратегические, тактические, оперативные;

2. По содержанию: экономические, организационные, социальные, технические, политические, научные;

3. В зависимости от среды: внутренние, внешние;

4. По приоритетности: особо приоритетные, приоритетные, прочие;

5. В зависимости от степени измеримости: количественные, качественные;

6. В зависимости от структуры организации: маркетинговые, инновационные, производственные, финансовые, кадровые, административные.

Кроме того, цели организации могут меняться в зависимости от этапа жизненного цикла организации.

1.2 Социальная организация как социальная система

Социальные организации объединяют деятельность людей в обществе. Взаимодействие людей через социализацию создает условия и предпосылки для совершенствования общественных и производственных отношений. Существуют различные подходы к понятию социальной организации.

Во-первых, оно может подразумевать искусственное объединение институционального характера, предназначенное для выполнения какой-либо определенной функции. В этом смысле социальная организация имеет свой социальный статус. В данном случае организация выступает как целевой объект, как целевая общность, в которой достижение общих целей признается возможным только через достижение индивидуальных целей, и наоборот, достижение индивидуальных целей становится возможным только через выдвижение и достижение общих целей.

Во-вторых, понятие «организация» может совпадать с понятием «управление». В данном случае «социальная организация» означает деятельность по распределению функций, координации и т.п., т.е. процесс целенаправленного воздействия на объект, предполагающий фигуры организатора и организуемых.

В-третьих, термин «социальная организация» используется для характеристики степени упорядоченности объекта, т.е. для выявления его структуры и типа связей целого и его частей. В данном смысле этот термин обычно употребляется для обозначения организованных и неорганизованных систем, формальных и неформальных организаций.

Социальной организации присуще социальные свойства, к которым относятся: организационные цели и функции, эффективность результатов, мотивация и стимулирование персонала и др. организация формируется как социальная среда, включающая в себя социальные группы, статусы, нормы, отношения лидерства и т.д. Социальная организация является одним из наиболее развитых видов социальной системы.

В реальной жизни социальные системы реализуются в виде организаций, компаний, фирм и т.д. При этом в теории организации выделяют различные виды социальных организаций: социально-экономические, социально-политические, социально-образовательные. Каждый из этих видов имеет приоритет собственных целей (табл. 1.1).

Таблица 1.1 — Цели социальных организаций

Виды социальных систем

Цели

1. Социально — экономические

Главная цель: получение максимальной прибыли в интересах учредителей

2. Социально — культурные

Основная цель: достижение эстетических целей.

Вторичная цель: получение максимальной прибыли.

3. Социально — образовательные

Главная цель: удовлетворение потребностей клиентов в информации и знаниях.

Вторичная цель: получение прибыли.

1.3 Сущность системного подхода к проектированию организации

Анализ внутреннего строения организации обеспечивается с помощью использования системного подхода.

Системный подход — это методологическое направление, состоящее в исследовании сложных объектов с использованием системного анализа.

Для понимания сути и роли системного подхода в теории организаций рассмотрим первоначально понятие системы, ее отличительные признаки, состав компонентов.

Система — множество взаимосвязанных элементов, объединенных ради достижения общей цели в единое целое, взаимодействие между которыми характеризуется упорядоченностью и регулярностью на отдельном отрезке времени.

Отличительными признаками системы выступают:

  • наличие взаимосвязанных частей в объекте,
  • взаимодействие между частями объекта,
  • упорядоченность данного взаимодействия ради достижения общей цели системы.

К основным компонентам системы относят: элементы системы, взаимоотношения между элементами, подсистемы, структуру системы.

Элемент системы — это минимальная целая часть системы, которая функционально способна отразить некоторые общие закономерности системы в целом. Минимальность определяется субъектом исследования как часть, достаточная для удовлетворения познавательной потребности.

Взаимоотношения, или связи между элементами системы, выражаются через обмен веществом, энергией, информацией. Они бывают прямые и обратные, положительные и отрицательные, нейтральные или функциональные.

Подсистема — часть системы, состоящая из элементов, которые возможно объединить по схожим функциональным проявлениям. В зависимости от количества функций в системах может быть разное число подсистем.

Структура системы — это совокупность связей между элементами системы, ее подсистемами, между системой и внешней средой. Если рассматривают совокупность связей внутри системы, структуру считают внутренней. Если рассматриваются связи как внутри, так и с внешней средой, структура считается полной.

Основные понятия системного подхода, необходимые для всестороннего анализа внутреннего состояния организации, можно представить в виде следующей логической последовательности:

Уникальной характеристикой рассмотренных систем являются внутренние отношения частей, при этом каждая система характеризуется как дифференциацией, так и интеграцией. Каждая часть организации выполняет свои определенные функции. Для того чтобы поддерживать отдельные части в одном организме и формировать целое, осуществляется интеграция через правила, процедуры и другие средства.

Различаются открытые и закрытые систем. Понятие закрытой системы возникло в физике и означает, что система является самодостаточной, т.е. игнорирующей эффект внешнего воздействия. Открытая система имеет взаимодействие с окружающим миром, то есть организация получает, прежде всего, из окружающего мира сырье и человеческие ресурсы. Организация зависит от клиентов и заказчиков. Организация как открытая система может быть представлена графически (рис.1.1).

Организация как открытая система всегда имеет вход, через который в неё из окружающей среды поступают всевозможные ресурсы (сырьё, энергия, люди, информация, денежные средства и т. п.) и выход, через который в окружающую среду поступает её продукция, полученная в результате трансформации ресурсов. Отсюда вытекает одно из важнейших свойств открытых систем — признание взаимозависимости между системой и внешней средой.

1.4 Эволюция социально-экономических систем

Адаптация социально-экономической системы — это не просто приспособление, а всегда развитие, идущее по пути системной дифференциации, направленное на достижение максимальной устойчивости системы. Эволюция социально-экономических систем качественно отличается от эволюции природных систем.

Во-первых, основной эволюционный принцип — принцип целесообразности не проявляется в рамках общества столь же однозначно, как в природной системе. Как известно, при естественном отборе выживают наиболее приспособленные особи. Человек по сравнению с другими живыми существами располагает более скромными физическими возможностями приспособления.

Во-вторых, особенность социально-экономической эволюции — существование общепрогрессивной тенденции в ее развитии, что подтверждается всей историей человечества, в то время как эволюция чисто природных систем при достижении наибольшей целесообразности обнаруживает тенденцию к своеобразному повторению, цикличности, и нарушение этих долговременных естественных циклов в природной истории часто носило характер катастроф.

В-третьих, выделяется еще одна немаловажная особенность эволюции социально-экономических систем — передача исторического опыта будущим поколениям, что составляет важнейшее условие их дальнейшего развития. Благодаря этой особенности социальная эволюция носит социокультурный характер, ибо происходит путем усвоения, наследования, использования полезных навыков, знаний, традиций, выработанных предыдущими поколениями людей, и поэтому происходит значительно более быстрыми темпами, чем эволюция природных систем.

В-четвертых, общество представляет собой открытую неравновесную систему. В обществе сознательное управление дополняется самоорганизацией, т.е. стихийным воздействием на процессы, протекающие в системе. Процесс самоорганизации в подобных системах начинается со случайных внешних воздействий (флуктуаций), которые в неравновесной системе не подавляются, а, наоборот, усиливаются и, в конце концов, приводят к образованию новой динамической структуры. В результате самоорганизации, осуществляемой по принципу отрицательной обратной связи, в системе устанавливается новый порядок, называемый спонтанным, поскольку он возникает не под влиянием внешних сил, как в обычной организации, а образуется самопроизвольно в силу внутренних причин. Поддержание нового равновесия в системе осуществляется уже на основе принципа положительной обратной связи.

Принцип отрицательной обратной связи показывает лишь, как поддерживается спонтанно возникающий порядок в системе, но не позволяет раскрыть механизм возникновения такого порядка, а также перехода от одного типа порядка или стадии развития к другим. Для этого нужно использовать принцип положительной обратной связи, согласно которому прогрессивные изменения, возникающие в системе, не подавляются, а, напротив, накапливаются и усиливаются.

Формирование и развитие новых структур, непосредственно связано с действием случайных факторов. Началом любого развития являются случайные изменения, которые постепенно приводят к неустойчивости системы. В результате взаимодействия большого числа случайных факторов в открытых неравновесных системах происходит их взаимное согласование, и возникают кооперативные процессы, сопровождающиеся коллективным поведением элементов вновь образующейся структуры. По какому пути пойдет дальнейшая эволюция, какая альтернатива будет выбрана системой, во многом также зависит от случайных факторов

1.5 Внутренняя и внешняя среда организации

Банки, другие предприятия и учреждения, рабочая сила, поставщики, посредники, правительство, политическая и экономическая ситуации — всё это части внешней среды. Внешняя среда представляет для менеджера стихию, которая пытается поглотить его организацию и с которой он борется исключительно посредством решения внутренних проблем. Все это подобно деятельности капитана корабля: есть море с его непредсказуемым характером, и есть корабль, управление которым позволяет двигаться вперед, несмотря на течение, волны, ветра, и штормы. Изменить поведение моря невозможно, но приспособиться к нему необходимо. Не всё, чем бы мы хотели управлять, может быть управляемым. Внешняя среда для любой организации — это постоянный источник проблем, способность приспосабливаться к ней — условие выживания и развития организации.

Каково же понятие внешней среды, какова ее структура? Впервые понятие “внешней среды” было дано в “Тектологии” — всеобщей организационной науке А.А. Богданова. В этой работе среда рассматривается как сумма внешних отношений, разделяется она на консервативную и изменчивую. В 40-х годах появляется много работ, в которых рассматривается общая теория систем, даются понятия открытой системы и внешняя среда рассматривается как часть пространства, находящаяся за границами внутренней среды. Существуют различные представления о структуре внешней среды.

М. Портер в работе “Международная конкуренция” в качестве внешней среды выделяет так называемые “конкурентные силы”, в состав которых он включает непосредственных конкурентов, покупателей, поставщиков, фирмы, предлагающие товары — заменители. Он считает, что задача управленца — не оставлять попыток воздействия на эти силы.

Другая группа американских ученых рассматривает внешнюю среду как двухуровневую структуру — внешняя среда ближнего и дальнего окружения. Это работы Д.Томпсона, У.Диллома и др.

Ф.Котлер в работе “Основы маркетинга” внешнюю среду рассматривает как двухуровневую, состоящую из макросреды и микросреды. Внешняя макросреда организации — это совокупность факторов, воздействующих на организацию, на которые организация воздействовать не может (законодательство, демография, состояние экономики, технологии и др.) Внешняя микросреда организации — это совокупность факторов, воздействующих на организацию, на которые она также может воздействовать (конкуренты, потребители, поставщики, контактные организации и др.).

Б.З. Мильнер внешнюю среду организации представил в виде схемы (рис.1.2.).

Принципиальное значение для функционирования организаций имеет обратная связь. Открытые системы постоянно получают информацию из внешней среды, что помогает им к ней приспосабливаться и корректировать параметры организации.

Среди факторов макросреды важное значение имеют экономические, которые отражают общее состояние экономики, покупательную способность населения, занятость, инфляционные процессы. От экономического состояния зависит стоимость ресурсов.

Политические факторы характеризуют состояние политической обстановки, то есть ее стабильность, отношение органов власти к бизнесу, вопросы государственного регулирования экономики и др.

Технологические факторы характеризуют научно — технический прогресс, возможности обновления техники и технологии.

Социо-культурные факторы характеризуют влияние образования, культурных обычаев, социального настроя общества.

Ресурсная система обеспечивает предприятия четырьмя видами ресурсов: материальными, трудовыми, финансовыми и информационными.

Внешняя среда — это набор реально существующих явлений и процессов, прямо или косвенно влияющих на деятельность организации, на уровень неопределенности и риска при принятии управленческих решений.

Основные свойства внешней среды следующие:

  • объемность, т.е. число входящих в нее элементов;
  • большая объемность содержит более 7 элементов, средняя от 4 до 6, малая — до 4 элементов;
  • сложность, которая определяется трудозатратами на обработку требуемого количества элементов внешней среды;
  • подвижность, т.е. скорость обновления ее параметров;
  • неопределенность, то есть неполнота или неточность информации о состоянии внешней среды.

Чем выше доля неучтенных элементов во внешней среде, тем сложнее процесс функционирования организации.

Однако необходимо учитывать, что организации укомплектовываются разными людьми, чьи привычки, потребности, настроения и недостатки необходимо учитывать. Какие люди и как будут работать в организации, какие роли они будут выполнять — важный элемент теории организации. Поведение членов организации внутри организации может рассматриваться как ее внутренняя среда.

Внутренняя среда организации — это совокупность взаимосвязанных внутренних переменных, характеризующих ситуацию внутри организации и влияющих на ее управляемость

Что относится к этим переменным?

Это, прежде всего, структура организации и система ее управления; коммуникации как каналы движения информации; персонал организации с его образованием, квалификацией, опытом, ценностями, интересами; корпоративная культура организации, методология управления; финансовое состояние организации; состояние техники и технологии; социально — психологическая атмосфера и т.д.

В организации постоянно возникают проблемы, так как необходимо непрерывное поступление ресурсов, техника изнашивается, технологии устаревают, работники увольняются. Постоянно возникает нескоординированность разных участков организации. Это говорит о том, что в отличие от закрытых открытая система характеризуется высокой энтропией, т.е. она может сама реконструировать себя. Исследования показывают, что большие и сложные организационные системы имеют тенденцию к дальнейшему росту, а не только способны к выживанию. В интересах выживания открытые системы позволяют совмещать несовмещаемое: реализовать стратегии на обеспечение стабильности и стратегии на изменение системы. Стабильные организации, не способные адаптироваться к изменениям внешней среды, долго существовать не могут.

Таким образом, основное внимание руководителей должно быть направлено на формирование целей организации, её миссии и организационной структуры, на её технологии и ресурсы.

1.6 Жизненный цикл организации

Организации зарождаются, развиваются, добиваются успехов, ослабевают и иногда прекращают свое существование. Ни одна организация не живет без изменений. Руководитель должен знать, на каком этапе развития находится организация, чтобы оценить, насколько принятый стиль руководства соответствует фактическому этапу развития.

Жизненный цикл организации — это система предсказуемых изменений с определенной последовательностью состояний, которые организация проходит в течении определенного времени. Это говорит о том, что существуют отчетливые этапы, через которые проходят организации, причём переходы от этапа к этапу являются предсказуемыми.

Жизненный цикл организации непосредственно связан с жизненным циклом продукции. Жизненный цикл продукции — это временной интервал, включающий несколько стадий, каждая из которых отличается особым характером процесса изменения объема производства во времени. Различают полный жизненный цикл продукции, а также жизненный цикл в сфере производства и сфере потребления.

Организации имеют некоторые исключительные характеристики, которые требуют определенной модификации понятия жизненного цикла. Один из вариантов деления жизненного цикла организации на соответствующие временные отрезки может быть следующим:

1. Этап предпринимательства.

Организация находится в стадии становления, формируется жизненный цикл продукции. Цели являются еще не четкими, творческий процесс протекает свободно, продвижение к следующему этапу зависит от ресурсов.

2. Этап коллективности

Формулируется миссия организации. Коммуникации сохраняются не формальными, структура организации уточняется. Члены организации демонстрируют высокие обязательства перед организацией, перед коллективом.

3. Этап формализации управления

На этом этапе упор делается на стабильность, отрабатываются стандартные процедуры управления организацией. Формируются органы управления, возрастает роль высшего звена управления

4. Этап выработки структуры

Организация увеличивает выпуск продукции, расширяет рынок оказания услуг. Выявлены новые возможности развития. Организационная структура отработана. Механизм принятия решений децентрализован.

5. Этап упадка

Спрос на продукцию меняется, рынок насыщается, идет жесткая конкурентная борьба. Руководители — в поиске путей удержания рынка. Растет число конфликтов в организации, идет сокращение штатов. К руководству чаще приступают новые люди, которые вводят централизованный механизм принятия решений.

Следует отметить, что на первом этапе при создании организации, когда свободно протекает творческий процесс, организация стремится к устойчивости. Ключевую роль играет анализ сложившейся ситуации. Для этого рекомендуется воспользоваться следующими методами (табл. 1.2)

Таблица 1.2 — Анализ ситуации на стадии создания организации

Направления и этапы

Цель

Методы

Результаты

1. Выбор товара или услуги

Определить нишу на рынке

Изучить объемы продаж и удовлетворенность спроса (ёмкость ранка), а также возможности вытеснения товара с рынка

Возможный объем продаж товара

2. Оценка действий конкурентов

Определить возможности конкурентов для занятия данной ниши на рынке

Изучить работу аналогичных предприятий: технологию, организацию, затраты, снабжение, сбыт, связи

Определение доминирующего фактора конкуренции

3. Анализ схемы предпринимательства

Определить требуемые ресурсы и возможность их получения

Изучить возможности создания технологии, обеспечения сырьем, материалами, помещением, капиталом

Формирование системы исходных условий

4.Анализ общего окружения

Определить значимость внешних факторов

Изучить состояние государственно-политических, экономических и др. факторов

Определение темпов изменения значений факторов

Чтобы перейти ко второму этапу — росту — необходимо выбрать тип управления в зависимости от условий, от решаемых задач. Тип может быть оперативным или стратегическим. Главным критерием при выборке типа управления должно быть поддержание стабильного баланса между стабильностью и инновациями. Зрелость организации (третий и четвёртый этапы) заключается в том, что упор делается на стабильность и инновации, увеличивается выпуск продукции, расширяется рыночная ниша. На этой стадии важно вносить коррективы в структуру управления организацией, упразднять органы, выполнившие свою задачу, вводить новые подразделения. Наиболее характерные симптомы развала организации на стадии упадка (пятый этап):

  • снижение спроса ужесточает конкуренцию, усложняет ее формы;
  • увеличивается конкуренция поставщиков;
  • повышается роль цены и качества;
  • возрастает сложность управления;
  • снижается прибыльность.

Выше был рассмотрен один из подходов к пониманию жизненного цикла организации. В литературе рассмотрены и другие формы разбиения жизненного цикла организации на этапы. Например:

Детство. Это опасный период, поскольку наибольшее количество неудач происходит в течении первых лет после возникновения организации. Из мировой практики известно, что большое число небольших организаций терпит неудачу в течении первых лет возникновения. Каждое второе предприятие малого бизнеса терпит крах в течении первых двух лет, четыре из пяти в течении пяти лет своего существования.

Отрочество. Во время этого переходного периода рост организации осуществляется несистемно, рывками, организация набирает силу, налаживается планирование, прогнозирование, расширяется прием на работу, усиливается координация и контроль.

Ранняя зрелость. Отличительные признаки этого периода — подразделения дают прибыль, используются должностные инструкции, вводится нормирование, начинают проявляться тенденции к бюрократизму, идет борьба за власть.

Расцвет сил. Идет сбалансированный рост прибыли. В организации стабильность, проходит внедрение инноваций, регулярно совершенствуются все элементы, у персонала управления — высокая квалификация, темпы роста ускоряются, организация начинает переоценивать свои успехи и возможности.

Полная зрелость. Организация действует сама по себе, царит благодушие. Уровень доходов приемлем, однако темпы роста замедляются. Симптомы руководством не принимаются во внимание.

Старение. Этот этап мог бы не наступить, если бы необходимость обновления осознавалась руководством. Конкуренты снижают рыночную нишу. Возникает бюрократическая волокита, неэффективна система контроля — идет “закупорка артерий”. Как показывает практика, трудно прекратить непродуктивную работу. Организация либо должна принять жесткую систему обновления, либо она постепенно начнет распадаться. Она откатывается вниз, назад, вновь начинается борьба за выживание.

Обновление. Организации чаще всего в состоянии подняться, для этого нужна новая команда руководителей для ее реорганизации.

Итак, многочисленные исследования показывают, что организации в течении жизненного цикла уверенно развиваются, когда имеют обоснованную стратегию и эффективно используют ресурсы; перестраиваются, когда перестают отвечать избранным целям; погибают, когда оказываются неспособными выполнять свои задачи.

2. Место и роль организации в системе наук

Организация — очень сложный механизм, у неё есть свой облик, культура, традиции, репутация. Организации уверенно развиваются, когда имеют обоснованную стратегию и эффективно используют ресурсы. Они перестраиваются, когда перестают отвечать намеченным целям. Они погибают, когда оказываются неспособными выполнять свои задачи. Не понимая сущности организаций и закономерностей их развития, нельзя ими управлять эффективно. Зачем организации необходимы, как создаются и развиваются, на каких принципах строятся, почему и как изменяются — ответы на эти и многие другие вопросы в той или иной мере даёт теория организации.

Можно проследить три фазы фундаментальных изменений в организациях в XX веке. Первая фаза — отделение управленческих функций от капитала — собственности и превращение управления в профессию. Вторая — появление, начиная с 1920 года, командно-административных организаций с вертикальной соподчиненностью и высоким уровнем централизации принятия решений. Третья — переход к организациям с преобладанием горизонтальных структур и связей с широким использованием информационных технологий. Каждая фаза — ответ на вызов времени, на радикальные экономические изменения.

Вступление в XXI век характеризуется переходом к всестороннему применению современных информационных сетей и компьютерных систем. Появились признаки нового прорыва — кооперация и сотрудничество всё более вытесняют конкуренцию, что подтверждается появлением новых форм организаций — это альянсы, виртуальные, сетевые, интеллектуальные, глобальные и обучающиеся организации.

Существуют различные трактовки термина «организация». В одном случае термин употребляется для обозначения деятельности по упорядочению элементов определенного объекта во времени и в пространстве. Такое толкование близко к слову “организованность”. В других случаях организация рассматривается как объект, обладающий упорядоченной внутренней структурой. Организация как объект — это комплекс взаимосвязанных элементов в единстве с внешним окружением. Именно такое понимание положено в основу данного курса теории организации.

Организация не может быть предметом изучения одной науки — теории организации, это предмет междисциплинарного изучения. Рассмотрим систему наук об организации (табл. 2.1.).

Таблица 2.1

Научные дисциплины

Изучаемые аспекты

Теория организации

Сущность организаций, типы, цели, миссия, среда, структура, коммуникации, механизм функционирования, адаптация, динамика организации

Теория управления

Субъекты и объекты управления, мотивация, принятие решений, руководство, методы, закономерности, принципы, функции

Психология

Личность, поведение, отношение к труду, обучение, мотивация, удовлетворенность

Социология

Групповая динамика, роли, статус, власть, организационная культура

Экономические науки

Регулирование, рыночные отношения, экономическая стратегия, эффективность

Юридические науки

Законодательное регулирование, правила, нормативы, санкции, ответственность

Информатика

Информационные потоки, обоснование решений, информационные технологии, телекоммуникации

Статистика

Количественные показатели состояния и развития

Какой же вклад в теорию организаций вносят названные научные дисциплины?

Определяющая роль в обеспечении жизнеспособности организации и достижении ими целей принадлежит науке об управлении. Разграничение теории управления и теории организации неоднозначно — что является составной частью чего? Будем считать теорию организации самостоятельной наукой, исходя из концепции большинства авторов, что “организация” отвечает на вопрос, чем управлять и “управление” — зачем и как воздействовать на объект.

Задача теории организации — изучение влияния, которое оказывают индивидуумы и группы людей на функционирование организации, и на происходящие в них изменения, на обеспечение необходимых результатов. При этом теория организации использует достижения ряда смежных наук.

Вклад психологии в теорию организации проявляется в наибольшей мере через прогнозирование поведения индивидов, выявление условий, мешающих или способствующих рациональным действиям людей.

Исследования в области социологии расширяют методологические основы теории организации. Это выводы и рекомендации, касающиеся организационных структур, бюрократии, коммуникаций, природы конфликтов, мотивации деятельности человека и его места и роли в социальных системах.

Связь теории организации с экономической наукой определяется выводами и рекомендациями по отношениям собственности, методам экономического стимулирования и оценки эффективности функционирования.

Особую значимость приобретает связь теории организации с юридической наукой — это вопросы гражданского, трудового и административного права. В организационной деятельности исключительно велика роль системы правил, регулирующих отношения.

Важную роль играют современные информационные системы, связывающие воедино все процессы функционирования организаций.

Теория организации — это область научного знания об общих закономерностях образования, устройства функционирования и развития организаций — сложных динамических систем, имеющих цель.

2.1 Этапы построения организации

организация управление социальный проектирование

Существуют три главных этапа в построении любой организации:

  • определение характера выполняемой работы;
  • распределение работы между отдельными позициями менеджмента;
  • классификация позиций менеджмента, построение на этой основе логических групп управления.

Определение характера выполняемой работы. Для выполнения этой задачи, данную стадию создания организации полезно также разбить на подпункты, предусматривающие определенные этапы и виды работ. Например, постановка задач, расчет необходимого объема работ для решения поставленных задач, устранение бесполезной работы и дублирования, разработка самого процесса, проверка (чтобы не опустить важную составляющую часть работы).

Автор известных книг по вопросам предпринимательства профессор Друкер выделяет три этапа и направления анализа, который необходимо провести на рассматриваемом этапе построения организации. Они включают анализ:

  • деятельности, определение той работы, которая должна осуществляться, и способов координации взаимодействия;
  • решений, какого вида решения будут приниматься, и какое участие в этом будет принимать тот или иной менеджер;
  • отношений, то есть определение того вклада в общее дело, который должен внести менеджер;
  • лиц, с которыми менеджер должен взаимодействовать;
  • влияния, оказываемого на менеджера другими лицами, принимающими решения.

Распределение работ между отдельными элементами менеджмента. Этот этап включает в себя: установление норм, стандартов (например, расчет допустимого объема должностных обязанностей для каждого руководителя любого уровня); технические приемы в рамках научных методов управления (например, анализ рабочего времени, изучение методов и организации труда и т.п.); установление полного сотрудничества всех лиц, работающих в рамках организации.

Классификация элементов менеджмента, построение логических групп. В данном вопросе важно, чтобы элементы управления были сгруппированы согласно виду выполняемой работы, а не по другим критериям (например, вокруг пользующихся авторитетом руководителей).

Этот способ известен как “принцип ориентации”. Распределение производственных обязанностей и формирование логических групп должны неизбежно привести к созданию отделов (подразделений), то есть коллективов людей, выполняющих некоторую аналогичную работу, как правило, под единым руководством начальника.

2.2 Особенности социально-экономических организаций. Подсистемы организации

Основа социально-экономической организации характеризуется наличием социальных и экономических связей между работниками.

К социальным связям относятся:

межличностные, бытовые отношения;

  • отношения по уровням управления;
  • отношения к человеку общественных организаций.

К экономическим связям относятся:

материальное стимулирование и ответственность;

  • прожиточный уровень, льготы и привилегии.

Соотношение этих связей играет решающую роль при создании или диагностике организации.

Интересы комплексного решения проблем организаций требуют учета того, что в состав их элементов входят объекты двоякой природы. С одной стороны, это факторы, определяющие социально-экономическую структуру организации (индивидуумы с их способностями, интересами и подготовленностью, социальные совокупности, подразделения, распределение полномочий и ответственности, неформальные отношения, потоки информации).

С другой стороны, это элементы, определяющие производственно-техническую структуру организации (орудия труда, материальные ресурсы, технологические правила).

Управление выступает как свойство системы, которая постоянно стремится сохранить свою структуру, развивать внутренние связи и на этой основе совершенствоваться.

Система управления отвечает ряду требований.

Во-первых, наличие между элементами (подразделениями) причинно-следственных связей, которые должны быть установлены между управляющей и управляемой подсистемами. Эти подсистемы должны взаимно реагировать на изменения, возникающие в одной из них. Это возможно лишь при наличии обратной связи. При ее отсутствии эффективность управления сводится к минимуму.

Во-вторых, система управления является динамичной, т. е. обладает способностью менять качественное состояние.

В-третьих, управление осуществляется лишь при наличии в системе параметра, воздействуя на который можно изменить течение процесса.

Система управления носит целостный характер. В ней созданы условия передачи, накопления и преобразования управляющей информации.

По функциональному признаку управляемая система подразделяется на ряд подсистем: техническую, технологическую, организационную, экономическую, социальную.

Техническая подсистема представляет собой взаимосвязанный, взаимообусловленный комплекс машин и оборудования, которые могут решать конкретные задачи. Для этого необходимо, чтобы отдельные их виды были расположены определенным образом на производственных площадях и сочетались друг с другом по мощности. Непосредственно на предприятии техническая подсистема — это производственные мощности. По сравнению с другими техническая подсистема менее подвижна. Подвижность ее определяется физическим и моральным износом, техническим прогрессом, средствами, выделяемыми на реновацию.

Технологическая подсистема — это ряд последовательно протекающих по определенным правилам и нормам процессов и стадий производства. Ее элементами являются предметы труда, отдельные операции и процессы. По сравнению с технической технологическая подсистема под воздействием научно-технического прогресса изменяется быстрее, что позволяет более рационально и эффективно использовать оборудование, заводские площади и труд людей.

Современное производство многообразно, сложно, оно требует соответствующего обеспечения и обслуживания. Поэтому важнейшее место занимает организационная подсистема, которая заключается в единстве технических и экономических процессов и выражается в упорядочении всех процессов. Целью организации является обеспечение наивысшего производственного эффекта с наименьшими затратами труда.

Экономическую подсистему нужно рассматривать в широком и узком смысле. В широком смысле ее представляют как подсистему обменного производства, т. е. совокупность производительных сил и производственных отношений. Основу ее оставляет тип производных отношений, который определяет характер связей между отдельными элементами подсистемы. Сами связи выступают в виде процессов производства, обмена, распределения и потребления. В узком смысле под экономической подсистемой подразумеваются производные отношения, которые соответствуют данному способу производства.

В экономическую подсистему входят природные, трудовые, материально-вещественные, информационные ресурсы и экономико-управляющие преобразователи. В результате функционирования экономической подсистемы народное хозяйство страны получает различные блага, предназначенные для потребления широкими массами населения, обороны страны, накопления, возмещения и экспорта.

Экономическая подсистема всегда целенаправленна, выступает как единственный целостный организм. Создается она по сложной иерархической структуре, которая предусматривает сочетание централизованного управления с самостоятельностью отдельных элементов и наличие вертикальных связей по иерархии и горизонтальных связей между элементами одного уровня. Экономическая подсистема, как и вся система производства, непрерывно претерпевает изменения, переходит из одного качества в другое. При этом каждое изменение одного элемента приводит к изменению целого ряда элементов, связанных с ним.

Постоянно воздействуя на другие подсистемы, экономическая подсистема одновременно находится под влиянием этих подсистем. Управляемая (производственная) подсистема может рассматриваться как трудовой коллектив бригады, участка, предприятия. Единство социальных отношений составляет социальную подсистему. Цели производства определяются социальной и экономической подсистемами, которые отражают социально-экономическую сторону управления производством.

Наличие технической, технологической, организационной, экономической и социальной подсистем предполагает их совместное функционирование, что позволяет создать систему в ее законченном виде. Каждая из функциональных подсистем анализируется в рамках иерархической ступени производства, что обеспечивает связь между иерархической и функциональной структурами производства.

3. Теория организации и их роль в управлении современной организацией

3.1 Эволюция взглядов на организацию

Как уже отмечалось, теоретические основы построения организаций разрабатывались на стыке разных отраслей знаний. Изменения функционирования организаций в XX веке внесли много нового в развитие взглядов, концепций, принципов и методов управления. Это вызвало к жизни множество разных взглядов, объединившихся в научные школы и изучающие закономерности построения организаций. Есть теории, основанные на единственном рациональном способе построения организаций, которые называются универсальными. Есть теории, согласно которым структура организации зависит от конкретной ситуации и которые получили название ситуационных. Вообще теории различаются по способу их разработки.

Рассмотрим коротко эволюцию взглядов на организацию.

Классическая теория организации.

Идеи и концепции, образующие классическую теорию организации, разрабатывались многими учеными и практиками. Основной вклад внесли: Ф.У. Тейлор, Ф. Гилбрет, Г. Гантт, Х.Минцберг, Х. Эмерсон, Г. Таун, М. Кук, А. Файоль, Д. Лизли, А. Гейли, Л. Урвик, М. Вебер и др.

Рассмотрим ключевые разделы классической теории организации.

Научное управление. Основополагающей предпосылкой этого направления является то, что работа должна изучаться с помощью научных методов. Согласно Ф. Тейлору, обязанность управленца — собирать и анализировать данные с рабочих мест. Сущность научного управления выражена Ф. Тейлором в следующих четырех основных положениях в работе «Принципы научного управления»:

  • вместо волевых решений научно обосновывать каждый элемент работы;
  • с помощью определенных критериев отбирать, а затем обучать рабочую силу;
  • тесно сотрудничать с людьми;
  • обосновывать разделение труда и ответственности между руководителем и работниками.

Эти четыре положения выражают главную идею научного управления: для каждого вида деятельности человека вырабатывается теоретическое обоснование, а затем осуществляется его обучение.

Данная школа содержит следующие концептуальные моменты:

  • необходимо отделять планирование работ от их выполнения;
  • это разделение базируется на специализации труда, как руководителей, так и исполнителей на каждом уровне организации, поэтому задачи отделов планирования — выработка предписаний для управляющих;
  • должно быть функциональное руководство группой, то есть делить работу между управленцами так, чтобы каждый выполнял определенное число функций;
  • необходимо проводить исследование в действии и во времени;
  • считается, что это важнейшая черта научного управления, предполагающая, что основной способ улучшить работу — это определить наилучший путь ее выполнения и стандартное время её выполнения;
  • должна быть премиальная система заработной платы;
  • Ф. Тейлор ввел сдельную форму оплаты труда с доплатой за перевыполнение нормы, то есть мотивация персонала через заработки повышает производительность;
  • этот подход был развит Г. Ганттом, который предложил сдельно-премиальную система оплаты труда, то есть часть зарплаты была гарантирована при выполнении задания, а перевыполнение — премировалось;
  • должен проводиться постоянный отбор и обучение персонала;
  • сторонники теории научного управления считали важнейшей задачей руководителя отбор людей, отвечающих критериям, и их обучение. Исторически первым была организация обучения начинающих рабочих своей профессии у более опытных. Позднее Г.Гантт и Х. Манстерберг рекомендовали проводить обучение рабочим профессиям заранее намеченными способами (специальное профессионально-техническое обучение), что широко начало реализовывался с 1930-х годов.

Теория организации. Школа научного управления пришла к выводу о необходимости формирования принципов построения организаций, и возникла школа теории организаций. Ответом на эту потребность стали работы Анри Файоля; он рассматривал искусство управления как выбор соответствующих принципов, применимых в данной ситуации (табл. 3.1.).

Таблица 3.1.

Группировка принципов А.Файоля

Структурные принципы

Принципы процесса

Принципы конечного результата

Разделение труда

Единство цели и руководства

Соотношение централизации и децентрализации

Власть и ответственность

Цепь

Справедливость

Дисциплина

Вознаграждение персонала

Единство команд

Подчинение главному интересу

Порядок

Стабильность

Инициатива

Корпоративный дух

Структурные принципы лежат в основе создания системы взаимосвязанных задач, прав и ответственности.

Принцип разделения труда. Согласно А. Файолю, разделение и специализация труда — естественный способ произвести больше продукции. Посредством специализации сокращается количество объектов, на которые должно быть направлено внимание и усилия исполнителя. Разделение труда имеет пределы, и после 1930 года появился подход, связанный с человеческим фактором.

Принцип единства цели и руководства. Все виды работ, появляющиеся в результате разделения труда, должны быть направлены к единой цели. Деятельность, имеющая общую цель, должна производиться по единому плану и управляться одним руководителем.

Принцип соотношения централизации и децентрализации. Принцип говорит о необходимости нахождения баланса между централизацией и децентрализацией, т.е. размера власти с учетом ее способностей.

Принцип власти и ответственности. Этот принцип утверждает, что должна существовать связь между властью, которой человек наделен, и ответственностью, здесь необходимо соблюдение равенства. Определена ответственность — должны быть определены и права.

Принцип цепи. Цепь — это путь вертикальных связей в организации, то есть необходимо наличие соподчиненной цепи руководителей.

Принципы процесса состоят в следующем: справедливость руководителя есть основной фактор мотивации к труду; должна соблюдаться дисциплина в результате оформления соглашений; в конфликтных ситуациях общие интересы должны превалировать над индивидуальными; любой исполнитель должен исполнять распоряжение одного руководителя.