Теория когнитивного развития (Ж. Пиаже), концепция стадий

Когнитивное развитие (от англ.Cognitive development) — развитие всех видов мыслительных процессов, таких как восприятие, память, формирование понятий, решение задач, воображение и логика. Теория когнитивного развития была разработана швейцарским философом и психологом Жаном Пиаже. Жан Пиаже принадлежал к тем редким ученым, кому еще в самом начале исследовательской работы удалось поставить центральную проблему и наметить основной путь ее решения, кому время и необычайная работоспособность дали возможность построить теорию, охватившую множество проблем, связанных основной линией исследования общих закономерностей развития интеллекта. Его главной темой стало изучение истоков научного познания. По числу поставленных вопросов, написанных книг и статей, эрудиции в различных областях знания, влиянию на исследования в разных странах и, наконец, по числу последователей и противников его идей среди современных самых

выдающихся психологов, пожалуй, нет равных Пиаже. Поистине, он был первым среди равных.

Начиная примерно с 1960 года теория развития интеллектуальной деятельности, выдвинутая швейцарским биологом и философом Жаном Пиаже, доминирует среди концепций развития интеллекта человека, охватывающих период с младенческого возраста до достижения взрослости. Основное внимание Пиаже уделяет развитию мышления ребенка, и прежде всего — развитию логического мышления. Он исходит из того, что, развиваясь, мышление ребенка претерпевает ряд таких принципиальных изменений, от которых зависит то, как именно он будет мыслить, став взрослым (хотя мышление взрослого качественно отличается от мышления ребенка), и всегда движется в сторону большей логичности. Другие теории Пиаже, дополняющие его основную теорию, посвящены развитию моральных суждений, перцептивному развитию, развитию представлений и памяти, причем все эти линии развития рассматриваются с точки зрения ограничений, накладываемых различными уровнями и последствиями нашей интеллектуальной деятельности.

В центре концепции Ж. Пиаже — положение о взаимодействии между организмом и окружающей средой, или равновесии. Внешняя среда постоянно изменяется, поэтому субъект стремится к установлению равновесия с ней. Установить равновесие со средой можно двумя путями: либо путем приспособления субъектом внешней среды к себе за счет ее изменения, либо путем изменений в самом субъекте.

Основная часть.

Наибольший вклад в наше понимание когнитивного (или интеллектуального) развития был сделан швейцарским биологом Жаном Пиаже. Учение Пиаже, на мой взгляд, высшее достижение психологии XX века. Известен парадокс, согласно которому авторитет ученого лучше всего определяется тем, насколько он затормозил развитие науки в своей области. Современная зарубежная психология детского мышления буквально блокирована идеями Пиаже. Множество исследований касается уточнения эмпирических фактов, и почти нет работ, посвященных анализу его теории. Известно много интерпретаторов Пиаже, но никому из них не удается вырваться за пределы разработанной им системы. Пользуясь соответствующим методом, факты, полученные Пиаже, может воспроизвести любой исследователь. Поэтому, по словам американского психолога Д. Элкинда, это наиболее достоверные факты в детской психологии.

11 стр., 5468 слов

Дидактическая игра как средство развития мышления детей старшего ...

... выбранная для написания курсовой работы тема: «Дидактическая игра как средство развития мышления у детей старшего дошкольного возраста» - является актуальной и требует дополнительного исследования. Необходимо установить, как влияют дидактические игры на развитие уровня мышления у старших дошкольников. Объект исследования, ...

Существует огромный разрыв между тем, что было в детской психологии в начале века до работ Пиаже, и тем уровнем развития теории, который существует теперь, благодаря его деятельности. Пиаже — психолог, проложивший новые пути в науке. Он создал новые методы, открыл неизвестные до него законы душевной жизни ребенка. Пиаже пришел в психологию потому, что в ней скрестились его биологические, философские и логические интересы.

Пиаже, который умер в 1980 г. в возрасте 84 лет, потратил 60 лет своей жизни, наблюдая детей и описав их развитие в более чем 200 книгах и научных статьях. Хотя Пиаже получил образование в области биологии и философии, он обратился к психологии, пытаясь понять, как развивается детский интеллект.

Он разрабатывал когнитивную концепцию развития ребенка, которое рассматривал как постепенный процесс, проходящий несколько стадий.

Свою теорию детского мышления Пиаже строил на основе логики и биологии. Он исходил из идеи о том, что основой психического развития является развитие интеллекта. В серии экспериментов он доказывал свою точку зрения, показывая, как уровень понимания, интеллект влияют на речь детей, на их восприятие и память. Также он развивал идею о том, что мышление ребенка не может быть выведено только из врожденных психобиологических факторов и из влияний физической среды, но должно быть понято также и преимущественно из тех отношений, которые устанавливаются между ребенком и окружающей его социальной средой. Пиаже обнаружил, что психика ребенка устроена совершенно иначе, чем психика взрослого. Например, дети полагают, что если предмет движется, то он живой, а название предмета как бы «сидит» внутри него. Детский вопрос «почему?» связан с уверенностью, что каждая вещь имеет свою цель. Дать научный ответ на вопрос ребенка «Почему звезды светят?» – значит, совершенно его не понять. В детских разговорах заметно отсутствие социальной ориентации: дети скорее говорят при других, чем с другими. В отличие от эгоцентричных взрослых, которые становятся таковыми по собственной воле, дети эгоцентричны потому, что почти не способны поставить себя на место других или принять чью-то точку зрения.

Для младенцев «с глаз долой» буквально означает «из сердца вон»: предмет не просто исчезает из вида, он перестает существовать. Психика младенца не способна воспринять постоянство существования вещей. Пятилетний ребенок на это уже способен, но он еще не обладает умением создавать умственные представления, необходимые для понимания постоянства массы или объема предмета при видимом изменении его формы. Ребенок пяти лет (и меньше) не осознает, что количество воды, перелитой из широкого низкого стакана в узкий и высокий, остается неизменным, – он уверен, что воды «становится больше». Детям трудно различить видимость и реальность. Пиаже пришел к выводу, что реальность достигает индивида не извне, а изнутри, через его собственную логику, зависящую от структуры психики. По мнению Пиаже и других структуралистов, психика не является «чистой доской», как полагал английский философ Дж.Локк, она оперирует характеристиками внешней среды с позиций своего структурного развития. Образ реальности у ребенка – не пассивная копия, а активная реконструкция мира.

14 стр., 6803 слов

Особенности и проблемы психического развития ребенка раннего ...

... возрасте от 1 до 3 лет. Целью данной работы является: охарактеризовать психическое развитие ребенка в раннем детстве. Задачами данной работы являются: Выявить социальную ситуацию развития в раннем детстве; Рассмотреть становление ведущей деятельности детей от 1 года до 3 лет; Проследить особенности психического развития, умственного развития, ...

В центре концепции Ж. Пиаже — положение о взаимодействии между организмом и окружающей средой, или равновесии. Внешняя среда постоянно изменяется, поэтому субъект стремится к установлению равновесия с ней. Установить равновесие со средой можно двумя путями: либо путем приспособления субъектом внешней среды к себе за счет ее изменения, либо путем изменений в самом субъекте.

Ж. Пиаже выделил механизмы этого приспособления; ассимиляцию — это когда индивид приспосабливает новую информацию к существующим у него схемам действий, не изменяя их в принципе; аккомодацию — механизм, когда индивид приспосабливает свои прежде сформированные реакции к новой информации, т. е. он вынужден перестроить старые схемы. Развитие интеллекта — это процесс вызревания операциональных структур (понятий), постепенно вырастающих из предметно-житейского опыта ребенка на фоне проявления этих двух основных механизмов.

Согласно Пиаже процесс развития интеллекта состоит из трех больших периодов.

Исследование этапов развития мышления у самого Пиаже происходило постепенно. В 1919 году он был приглашен в Париж для работы над шкалами измерения интеллекта, работал в доме малютки; материалы, полученные им в этот период, легли в основу его первых книг “Суждение и рассуждение ребенка”, “Мышление и речь ребенка”, где он излагает основы своей концепции когнитивного развития ребенка. Пиаже говорил, что в процессе развития происходит адаптация организма к окружающей среде, что этапы психического развития — это этапы развития интеллекта, через которые постепенно проходит ребёнок в формировании всё более адекватной схемы ситуации. Основой этой схемы как раз и является логическое мышление.

Также в 20-е годы он, исходя из связи между мышлением и речью, построил свои исследования развития мышления через изучение развития речи детей, и пришёл к выводу, что процесс развития мышления — это процесс экстериоризации, т.е. мышление появляется как аутистическое, внутреннее, а затем, пройдя стадию эгоцентризма, становится внешним, реалистическим. Таков же и процесс развития речи, которая из эгоцентрической (речи для себя) становится речью социальной, речью для других. Позже Л.С.Выготский и В.Штерн, доказали несостоятельность данных выводов, но однако в этот период Пиаже были сделаны открытия, имевшие огромное значение для понимания формирования интеллекта детей. Это, прежде всего, открытие таких особенностей детского мышления, как эгоцентризм, синкретизм (нерасчлененность), трансдукция (переход от частного к частному, минуя общее), артифициализм (искусственность), анимизм, нечувствительность к противоречиям.

3 стр., 1460 слов

Способы развития интеллекта и мышления

... интеллекта является ригидность мышления — его негибкость, предвзятое отношение к явлению, преувеличение чувственного его впечатления, приверженность к шаблонным оценкам. ______________________________ ____________________________ 3 http://ru.wikipedia.org/wiki/ Интеллект Развитие интеллекта ... головного мозга развиваются в основном во внутриутробном периоде. Для синтеза ДНК и других компонентов, ...

Следующий этап исследований Пиаже, начавшийся в 30-х годах, был связан с исследованием операциональной стороны мышления. Он приходит к выводу, что психическое развитие связано с интериоризацией, так как первые мыслительные операции — внешние, сенсомоторные, впоследствии переходят во внутренний план, превращаясь в логические, собственно мыслительные. Пиаже также открывает главное свойство этих операций – их обратимость.

Исследования привели Пиаже к выводу, что процесс развития интеллекта представляет собой смену трёх больших периодов, в течение которых происходит становление трёх основных интеллектуальных

От рождения до 2 лет продолжается период сенсомоторного интеллекта; от 2 до 11 лет — период подготовки и организации конкретных операций, в котором выделены подпериод дооперациональных представлений (от 2 до 7 лет) и подпериод конкретных операций (от 7 до 11 лет); с 11 лет приблизительно до 15 длится период формальных операций.

Период сенсомоторного интеллекта делится на шесть стадий.

Период сенсомоторного интеллекта (0-2 года) — стадия допонятийного интеллекта.

1. Первая стадия (0-1мес.) В этом возрасте возможности ребенка практически ограничены врожденными рефлексами. Родившись, ребёнок имеет врождённые рефлексы. Некоторые из них, например рефлекс сосания, способны изменяться.

2. Вторая стадия (1-4 мес.) Под влиянием опыта рефлексы начинают преобразовываться и координироваться между собой. Появляются первые простые навыки (первичные циркулярные реакции).

«Например, когда ребенок постоянно сосет свой палец, уже не в результате случайного соприкосновения с ним, а благодаря координации руки, это можно назвать приобретенной аккомодацией.

3. Третья стадия (4-8 мес.) Дейстия ребенка приобретает более выраженную направленность на предметы и события, существующие вне и независимо от него. Посредством повторения закрепляются события, существующие вне и независимо от него. Посредством повторения закрепляются движения, первоначально случайные, приводящие к изменениям внешней среды, интересным ребенку. Появляется «двигательное узнавание» знакомых предметов, выражающиеся в том, что «ребенок, столкнувшись с предметами или сценами, которые обычно активируют его вторичные циркулярные реакции, ограничивается тем, что дает лишь контур обычных движений, но реально их не выполняет».

4. Четвертая стадия (8-12 мес.) Возникает способность координации вторичных циркулярных реакций, их объединение в новые образования, в которых одно действие (например, устранение препятствия) служит средством, дающим возможность осуществить другое – целевое – действие, что означает и появление, несомненно, преднамеренных действий.

5. Пятая стадия (12-18 мес.) Ребенок уже не только пользуется известными ему действиями как средствами достижения целей, но и способен искать и находить новые, варьируя уже известное ему действие ему действие и констатируя отличие результатов; Пиаже называет это «открытием новых средств достижения цели путем активного экспериментирования». То есть здесь возникают не только новые координации известных ребенку действий-целей, но и новые действия-средства.

23 стр., 11088 слов

Развитие мыслительных операций у детей дошкольного возраста

... изучить теоретические основы развития мышления дошкольников; выявить особенности развития мыслительных операций у старших дошкольников; раскрыть особенности интеллектуального развития дошкольников; разработать и апробировать программу по развитию мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста в процессе использования логических ...

6. Шестая стадия (после 18 мес.) В отличие от предыдущей стадии, здесь ребенок уже способен открывать новые действия – средства не путем экспериментирования, а путем внутренних, умственных координаций, — внутренним экспериментированием.

Период конкретных операций (2—11/12 лет).

В этом возрасте происходит постепенная интериоризация схем действий и превращение их в операции, которые позволяют ребенку сравнивать, оценивать, классифицировать, располагать в ряд, измерять и т. д. Центральными характеристиками умственной деятельности

ребенка в этот период его познавательного развития являются эгоцентризм мышления и представление о сохранении. Внутри этого периода Ж. Пиаже выделил дооперациональную стадию, которая характеризует интуитивное, наглядное мышление в возрасте от 2 до 6/7 лет, и стадию конкретных операций (6/7- 11/12 лет).

Подпериод дооперациональных представлений (2-7 лет)

Здесь совершается переход от сенсомоторных функций к внутренним – символическим, т.е. к действиям с представлениями, а не с внешними объектами. Символическая функция – «способность отличать обозначение от обозначаемого и вследствие этого возможность использовать первое для того, чтобы вспомнить второе или указать на него». В младенчестве ребенок хотя и может воспринимать сенсорный сигнал как знак события, которое последует за ним, но не способен воспроизвести во внутреннем плане знак не воспринимаемого актуально события, не являющийся конкретной частью этого события. Эгоцентризм ребенка выражается в неспособности взглянуть на свою точку зрения со стороны, как на одну из возможных. Ребенок не способен сделать процесс своего мышления объектом своего мышления, думать о своих мыслях. Он не стремиться обосновывать свои рассуждения или искать в них противоречия. Для детей в этом возрасте характерна центация (сосредоточение) на одной, самой заметной особенности предмета, и пренебрежение в рассуждении остальными его признаками.

Период подготовки и организации конкретных операций (2-11 лет)

Ещё на стадии дооперациональных представлений ребёнок приобретает способность совершать некоторые действия с представлениями. Но только в период конкретных операций эти действия начинают объединяться, координироваться друг с другом, образуя системы интегрированных действий (в отличие от ассоциативных связок).

Такие действия называются операциями. Операцией называется «любой акт представления, являющийся составной частью организованной сети соотнесённых друг с другом актов». Всякая совершаемая операция является элементом целостной системы возможных (потенциальных) в данной ситуации операций.

Ограниченность этой стадии состоит в том, что операции могут совершаться только с конкретными объектами, но не с высказываниями. Начиная с 7-8 лет можно наблюдать образование систем логических операций над самими объектами, их классами.