История становления и развития системы органов социальной защиты населения в России

В современных трудах мало уделяют внимания истории социальной работы в России и, как правило, они носят «статейный» характер. Может возникнуть предубеждение, что социальная работа появилась только с учреждением этой специальности. Так в публикациях встречается утверждение, что начальной вехой в ее истории следует считать конец 1990 г., когда Россию посетил президент Международной ассоциации социальных работников .

Но с эти согласиться нельзя, т.к. история зарождения элементов социальной защиты своими корнями уходит в глубокую древность. Интеллектуальное развитие цивилизации, так или иначе, сопровождалось развитием социально-экономических отношений. Примером этого являются разработанные в Вавилоне, Китае, Греции, Англии и Франции кодексы справедливости, которые можно отнести к элементам социальной политики. Они призывали любить ближнего, заботиться о бедных и старых, фактически зарождалась классификация лиц, нуждающихся в поддержке, т.е. социальной защите. Переход от рабовладельческого к феодальному строю, безусловно, повысил уровень социальной защищенности огромного количества людей – рабов. В развитии социальной сферы заложен огромный созидательный потенциал, способный даже к смене общественно-экономических формаций.

Таким образом, истоки социальной работы следует искать еще в древности, когда только зарождались предпосылки для развития социальной работы. Человек не может жить вне социума, потому он всегда сталкивался и сталкивается с различными проявлениями социальной деятельности, с развитием общества происходят качественные изменения в социальной работе, совершенствуется ее структура, возрастает значимость. Нельзя недооценивать и важнейшие исторические события, которые в значительной степени повлияли на развитие тех или иных форм социальной помощи.

Нормальная «жизнеспособность» государства возможна лишь при условии социальной стабильности общества. Поэтому проблемы социальной защиты были актуальны для всех периодов развития общества. На мой взгляд, история социальной работы имеет единую схему развития для многих стран. Однако необходимо отметить, что система государственной социальной поддержки в каждой стране складывалась с учетом исторических условий и, несмотря на схожесть и однотипность решаемых задач, имеет различия в подходах, методах и организационном оформлении.

3 стр., 1285 слов

Понятия и категории теории социальной работы

... закономерностей развития социальных явлений, фактов, событий, процессов. Данная курсовая работа посвящена исследованию теории социальной ра­боты. Объектом исследования курсовой работы является содержание теории соци­альной работы, а предметом - основные понятия и категории социальной ...

Цель работы: изучить историю становления и развития социальной защиты населения в России.

В соответствии с поставленной целью предполагается решить следующие задачи:

— Изучить периоды развития социальной защиты на Руси;

— Определить, что послужило толчком для развития социальной защиты;

— Выявить один из главных периодов развития социальной защиты населения в России.

Гипотеза исследования: Определить периоды развития социальной защиты на Руси.

Содержание

I . Первые шаги к образованию социальной защиты на Руси

1.1 Зарождение благотворительности

1.2 Становление и развитие системы общественного призрения

II .Развитие социальной защиты в Советский период

2.1 Мероприятия советской власти по созданию системы социального обеспечения в 20–30 годы.

2.2 Социальное обеспечение в СССР в 40–80 гг.

III . Современный этап развития социальной защиты. Создание Министерства труда и социальной защиты населения

3.1Социальная защита населения на современном этапе развития России

3.2 Создание Министерства труда и социальной защиты населения

I . Первые шаги к образованию социальной защиты на Руси

1.1Зарождение благотворительности

В повседневной жизни под благотворительностью мы понимаем — проявление внимания к людям, не способным себя обеспечить необходимым для существования, оказание им помощи в сохранении и организации своей жизнедеятельности, материальная и духовная поддержка.

Зачатки благотворительности, как в России, так и в других странах, появляются еще в языческие времена, когда отдельные лица, либо группы, вынуждены были кормить и одевать нуждающихся. Эта помощь носила примитивные формы, не была организованной и регулярной. Появление государственности практически мало что изменило, т.к. в основе благотворительности по-прежнему лежали чувства — сострадания, родственный или соседский долг и т.п.

Многие историки отмечают, что славянские народы славились гуманным отношением к соплеменникам и даже бывшим врагам. Так, С.М. Соловьев отмечает, что все западные путешественники превозносят гостеприимство славян, их ласковость, обхождение с пленными, которые у славян не рабствовали весь век, как у других народов, а по истечении определенного срока были вольны или возвратиться к своим, или остаться жить между славян в качестве друзей.

13 стр., 6339 слов

Проблемы социальной защиты населения в России

... и нуждающихся в социальной защите, функционирует специальный институт социальной ра­боты и социальные службы. социальная работа 1) вид профессиональной деятельности, основанный на предметноинтегрированных, ... Министерстве социальной защиты населения России разрабатывается и принимается концепция развития этой новой отрасли, отрабатываются типовые положения различных видов социальных служб. С ...

Официально начало благотворительности связывают с 911 г., когда был подписан договор князя Олега с греками, который содержал в себе взаимные обязательства о выкупе россиян и греков, где бы они ни находились, и отправление их на родину. По своей сути этот договор содержал в себе моменты социальной работы и был первым свидетельством заботы государства о гражданах.

Формирование духовности славян, развитие культуры проходило также под влиянием деятельности просветителей Кирилла и Мефодия, создавших в IX веке алфавит. Он явился одной из важнейших предпосылок становления самобытной славянской цивилизации, той особой духовности россиян, отличающейся предрасположенностью к добру, справедливости, сострадательности .

Истинным толчком в развитии благотворительности стало принятие христианства в 988 г.. Проявляя гибкость и пользуясь поддержкой княжеской власти, Православная Церковь довольно быстро распространила свое влияние в Киевской Руси.

Историк В.О. Ключевский охарактеризовал древнерусское благотворение так: «Человеколюбие у наших предков было то же, что нищелюбие, и любить ближнего значило, прежде всего — накормить голодного, напоить жаждущего, посетить заключенного в темнице. Благотворительность считалась нужной не столько для благотворимых, сколько для благотворящих — для их нравственного здоровья, для поднятия уровня их нравственного совершенствования и как средство для обеспечения хорошего будущего в загробной жизни ».

Князь Владимир, первый русский князь-христианин, был ярким примером высочайшего покровительства над бедными, нищими и убогими. В его лице объединилась личная и государственная благотворительность. Стремясь закрепить свою деятельность, придать ей более или менее организованный характер, Владимир Красное Солнышко, Креститель издает Устав, который поручал духовенству в лице патриарха и церкви помогать нуждающимся. Князь Владимир за милосердие и нищелюбие был причислен к лику святых.

Начинания Владимира продолжил его сын Ярослав Мудрый, основав училище на 300 человек, которое было первым настоящим учебным заведением в России. Однако более всего он прославился как составитель первого письменного свода законов, именуемого «Русской Правдой». В нем содержались статьи и социального характера, что было ново для молодых государств Европы.

Так, в XXXI главе выражено проявление заботы о подрастающем поколении. Если до принятия свода законов проблема наследования решалась старшими братьями путем применения силы по отношению к младшему, то после — права младших были защищены («Двор отцовский всегда без раздела принадлежит младшему сыну»).

В Западной Европе данный социальный вопрос не был решен, в результате чего сформировался особый класс рыцарей-разбойников, в основном из младших дворянских сыновей, изгнанных и лишенных наследства.

Вообще, законы Ярослава относительно попечительства над детьми очень гуманны для тех времен. Например, в XXXII главе рассматривались решения проблемы при разделе наследства между детьми одного отца, но разных матерей, а также проявлялась забота о вдовствующих матерях. Во избежание сиротства, Ярослав повелевал передавать детей ближайшим родственникам отца при повторном замужестве их матери.

4 стр., 1833 слов

«Ранний возраст, социальная ситуация развития» статья

... Социальная ситуация развития в раннем возрасте. Анализ социальной ситуации развития показал, что она характерна для любого возрастного периода, в том числе и в раннего возраста. Социальная ситуация развития обусловливает образ жизни ребенка, его «социальное ... определял возраст характеризующийся следующими главными показателями: 1) определенной социальной ситуацией развития – той конкретной формой ...

Таким образом, «Русская Правда» утвердила в себе основы социальной политики: 8 статей из 37 посвящены проблемам детской защищенности. Многие последующие законы на Руси были обращены к образцу «Русской Правды».

Внук Ярослава Мудрого, Владимир Мономах создал первое в своем роде нравственное поучение, обращенное к младшему поколению. Оно наполнено искренностью и христианским человеколюбием. «О дети мои! Хвалите Бога! Любите также человечество. Не пост, не уединение, не монашество спасет вас, но благодеяние. Не забывайте бедных, кормите их и мыслите, что всякое достояние есть божие и поручено вам только на время… Будьте отцами сирот; вдовицу оправдывайте сами; не давайте сильным губить слабых. Не убивайте ни правого, ни виноватого: жизнь и душа христианина священны».

Но жизнь того времени способствовала развитию нищенства, бродяжничества. «Церковные и богадельные люди» были по существу профессиональными нищими, которые образовывали вокруг церквей и монастырей целые поселения. Соборы и церкви имели своих «штатных» нищих — по 10-12 человек, которые получали милостыню деньгами.

В условиях феодальной раздробленности, нашествия татаро-монгол Русская Православная Церковь становится единственным прибежищем для нуждающихся, престарелых и убогих людей. Она берет на себя функции благотворительности: кормила странников, богомольцев, всех, кто стекался к ней в период бедствий, войн, голода. Чудов монастырь в Кремле в XIV веке «открыл гостеприимный кров для приходивших в Москву иноземных православных святителей и старцев, в особенности для южных славян и греков, которые находили в нем приют, подолгу в нем проживали и, умирая, бывали погребаемы на его же кладбище».

Можно сказать, что Христианская церковь с самого начала своего возникновения пыталась дать правильную организацию благотворительности и достигла в этом значительных высот. Церкви и монастыри сделались сборным местом крупных пожертвований, которые расходовались на устройство приютов для разного рода нуждающихся и на раздачу милостыни под наблюдением духовенства. Но, будучи в зависимости от общественных условий и степени развития общества, церковная благотворительность действовала весьма различно в разные времена и в разных странах. Существенный ее недостаток везде заключался в том, что более всего имелось обилие подаяний и не всегда при этом обращалось достаточное внимание на достоинство просящего.

Таким образом, случалось, что около бедных церквей и монастырей сотни здоровых людей находили легкое пропитание, тогда как в местах более отдаленных от этих центров благотворительности погибало без помощи голодающее население. При таком положении дела благотворительность сама плодила нищенство, тем более что само испрашивание милостыни стало в средние века считаться богоугодным делом, и в Западной Европе появились особые «нищенствующие» монашеские ордена [3,c.110-111].

1.2

Известный историк, педагог, политический и общественный деятель – В.И. Герье, рассматривая пути и перспективы развития общественного призрения в России, отмечал общие корни данного явления с такими странами Западной Европы, как Франция, Германия и Англия. Изучая причины, вызывающие нищету, и способы борьбы с ней, Герье выделял три основные формы социальной помощи, которые были присущи и России, в разные времена с соответствующими особенностями «культуры и быта». «Эти формы сменяли одна другую, более простая уступала место более сложной и зрелой, но каждая из них заключает в себе нечто самобытное и вечное и в настоящее время все три проявляются одновременно. Эти три формы: милостыня, богадельня и Попечительство о бедных».

12 стр., 5693 слов

Особенности социальной работы в системе профессий социальной сферы

... Социальные работники также помогают семьям с серьезными внутренними конфликтами, включая насилие над детьми или супругами. 1.2. История становления и развития социальной работы как профессии в мире и в России Социальная работа как ... деле социального обеспечения и поддержки (Эльберфельдская система социального обеспечения в Германии, система земского призрения в ... осуществлять социальную защиту каждого ...

Нищенство на Руси считалось одним из главных средств нравственного воспитания, практически институтом благонравия, состоящим при церкви. Стоит ли удивляться тому, что при подобном взгляде вокруг церквей и монастырей сложились со временем целые слободки, где жили люди, основным источником существования которых стала милостыня. Быть нищим было более выгодным, чем зарабатывание хлеба тяжелым трудом, отсюда и всевозможные симуляции безумия, ущербности – и в целом масштабность нищенства. Нищих было несколько категорий: «блаженные» — раздавали свое имущество и добровольно несли крест терпения и смирения «Христа ради»; «юродивые» — прорицатели, ясновидцы (чаще всего симулировали безумие); «немощные» — слепые, старые, душевнобольные; «гулящие» — бродяжничали в собственное удовольствие или скрывались от властей.

Чтобы далее не касаться данной темы, заглянем вперед в XIX в., когда российское законодательство делило нищих на четыре категории:

  1. те, которые не могут своим трудом добывать пропитание;

  2. те, кто по сиротству и временным болезням впал в нужду, но может работать;

  3. те, которые могут трудиться, но нищенствуют по лености и дурному поведению;

  4. те, кто по случайным обстоятельствам впал в крайнюю нужду.

По мере повышения уровня социально-экономического развития назревает идея необходимости реформирования системы социальной защиты, поскольку решение вопроса помощи все возрастающему количеству людей силами благотворительности и церковного призрения не представлялось возможным.

В 1551 г. – время правления Ивана Грозного — на собрании высшего духовенства России (Православной церкви) — Стоглавом Соборе – констатировался факт небывалого развития нищенства, и недостаточности принимаемых мер для его предотвращения. Существовавшая система финансирования давала сбои из-за недостатка средств и несовершенства форм организации работы. Принятое Собором решение является очередным значительным шагом на пути развития системы социальной защиты и признания необходимости государственного регулирования в сочетании с общественной деятельностью в области решения социальных вопросов. Официально вводятся категории лиц подлежащих призрению и определяются его формы. Заметим и разграничение по источникам финансирования: прокаженные и престарелые должны получать кров, пищу и одежду, а «здравые» — питаться по дворам.

15 стр., 7143 слов

Статистическая характеристика социального обеспечения и социальной ...

... необходимостью создания рациональной системы социального обеспечения. В настоящее время одной из основных задач социальной политики государства является обоснование единого интегрального показателя уровня жизни населения. ... работе приступили первоначально 13 человек. Были открыты два подотдела – общий и пособий. Предусматривался также отдел призрения – в современной структуре Министерства социальной ...

Начинает формироваться государственная инфраструктура системы социальной защиты через строительство и содержание больниц, сиротских домов, богаделен, домов призрения незаконнорожденных младенцев. Появляется новая функция системы социальной защиты – создание смирительных и прядильных домов для людей праздношатающихся и им подобным – фактически создается система занятости и подготовки кадров.

Государство осознало необходимость управления развитием системы социальной защиты, которая постепенно становится элементом социальной политики.

Во второй половине XVIII века для России появляется новое понятие —

Поистине огромен и неоценим вклад династии русских царей Романовых в развитие социальной работы. Каждое царствование отличалось особыми чертами благотворительности, кто-то из членов царской фамилии предпринимал радикальные и глубокие меры, кто-то «отметился» тем или иным указом на тему «призрения», однако все они оставили след в истории как государственные деятели и частные благотворители, хорошо осознающие всю важность и социальную значимость акций милосердия.

Лучшим доказательством выше сказанного являются попытки Петра I искоренить профессиональное нищенство. В именном указе Стрелецкому приказу от 30 ноября 1692 г., опубликованном еще от имени Ивана и Петра Алексеевичей, он велел записать: «Известно ему, Великому государю, что на Москве гулящие люди, подвязав руки и ноги, притворным лукавством просят на Христово имя милостыни, а по осмотру они все здоровы». Таких царь велел ловить и отправлять по месту жительства, а беглых крестьян возвращать помещикам; повторно пойманных – бить кнутом и ссылать в Сибирь. Эти меры были ужесточены указом 1712 г.: всех «ленивых прошаков» били без разбора, клеймили и ссылали на каторжные работы. «Амнистии» не полагались никому – ни старым, ни больным, ни сумасшедшим (правда, позже Петр ввел «освидетельствование дураков»).

С 1718 г. начинают карать дающих милостыню штрафами. Хотя необходимо заметить, что Петр в целом не запрещал милостыню – разрешены были пожертвования приютам и богадельням. В последние годы своего царствования он осознал безрезультатность такой политики и разработал проект о раздаче всех «прошаков» монастырям, однако реализовать его не успел.

Естественно, деятельность Петра I не ограничивалась преследованием нищенства, он практически подошел к системе создания общественного призрения. Главным его намерением в социальной сфере была попытка вырвать призрение из рук Церкви и построить его на новых началах, возложив заботу о нуждающихся на государственные светские структуры: в городах – на губернские и городские магистраты, в деревнях – на помещиков, в свободных землях – на старост или сотских. При нем обязанность строительства и содержания больниц лежала на приказах: сначала Патриаршем, с1701 г. – Монастырском, а с 1721 г. – относилась к Святейшему правительствующему Синоду и Камер-конторе. Главный магистрат и воеводы должны были приступить к устроению больниц, богаделен, сиротских домов, домов для призрения незаконнорожденных младенцев, домов смирительных и прядильных для людей «праздношатающихся и им подобных». Вводились детские приюты, называемые «гошпиталями», которые строились рядом с церковными оградами. Из «гошпиталей» младенцев, выкормленных «искусными женами», передавали до достижения 10-него возраста в богадельни или приемным родителям, мальчиков старше 10 лет определяли в матросы, в «художественные ученики». Проявлял Петр заботу и о военных, которую можно назвать предтечей пенсионного законодательства, т.к. государство не в состоянии было обеспечить воинов пенсиями, содержании их возлагалось на монастыри с выплатой жалования.

7 стр., 3365 слов

Социальное обеспечение инвалидов

... социальных рисков. 1. Социальное обеспечение инвалидов. Порядок признания лица инвалидом Социальное обеспечение ... работ по проблемам инвалидности и инвалидов; разработка методических документов по вопросам социальной защиты инвалидов; установление квот рабочих мест для инвалидов; содействие в работе всероссийских общественных объединений инвалидов ... до 18 лет - категория "ребенок-инвалид". При ...

Указ Петра I от 16 января 1721 г., со ссылками на Библию, следует подчеркнуть особо – в нем впервые идет речь о том, что бродяжничество есть социально опасное явление.

Большинство мероприятий этого реформатора носили характер «вразумляющего принуждения», т.к. на его взгляд «наши люди ничего без принуждения не сделают».

Приемники Петра продолжали политику социальной защиты населения.

Так, Екатерина I подписала сенатский указ 1726г., в котором выражалось недовольство злоупотреблениями кормилиц в госпиталях.

При Петре II появились два указа о незаконнорожденных и воспитанных в петровских сиротских домах: 43 девицам велено

II .Развитие социальной защиты в Советский период

2.1 Мероприятия советской власти по созданию системы социального обеспечения в 20–30 годы

Революционные события февраля—марта 1917 г. положили конец императорской системе власти в России. Временное правительство и подконтрольные ему территориальные исполнительные комитеты в условиях развития революционного процесса не сумели стабилизировать социально-экономическую ситуацию в стране, достичь позитивных изменений в сфере оказания социальной помощи. Созданное в мае 1917г. Министерство государственного призрения так и не обеспечило выполнение главной своей задачи — объединить дело призрения в масштабах всей страны. Реальную работу по социальной поддержке нуждающихся продолжали выполнять основные субъекты общественного призрения, включая органы местного самоуправления, а также многочисленные благотворительные общества и заведения и прежде всего Императорское Человеколюбивое общество, Ведомство учреждений Императрицы Марии, Российское общество Красного Креста, Попечительство о домах трудолюбия и работных домах.

16 стр., 7764 слов

Пенсионное обеспечение инвалидов в Российской Федерации

... пенсионное страхование, государственное пенсионное обеспечение и дополнительное негосударственное пенсионное страхование. 2 Понятие пенсии по инвалидности Понятие «инвалид» содержится в Федеральном законе от 24.11.1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Инвалидом ...

В советское время сложилась и функционировала патерналистская система соцобеспечения, которая давала необходимый минимум социальных гарантий для широких слоев народа. Она была далека от совершенства, содержала в себе определенные противоречия, но имела и позитивные стороны. Одной из них было наращивание финансовых и организационных усилий государства по решению насущных социальных проблем простого народа, по материальному обеспечению и обслуживанию престарелых, нетрудоспособных граждан, семей с детьми и других лиц, нуждающихся в помощи. Недостаточная восприимчивость патерналистской системы социального обеспечения к некоторым объективным изменениям общественной жизни, а также нежелание российской политической элиты последних перестроечных и постперестроечных лет использовать позитивный опыт советской эпохи определили ее судьбу.

Советское правительство, ломая прежние хозяйственные и политические структуры, выступило с радикальной программой социальных преобразований. В первые же месяцы функционирования советской власти были декларированы и законодательно закреплены многие социальные права трудящихся. С декабря 1917 г. было введено в действие положение о страховании на случай безработицы, согласно которому работодатели обязывались вносить во Всероссийский фонд безработицы не менее 3% суммы средств, идущих на выплату заработной платы. По инициативе новой власти во многих городах страны были созданы бесплатные столовые и общежития для безработных. В соответствии с декретом «О страховании на случай болезни» (декабрь 1917 г.) денежное пособие устанавливалось в размере полного заработка заболевшего. В таком же размере устанавливалось, и пособие по случаю родов.

Проводником политики в области государственного социального обеспечения стал Народный комиссариат государственного призрения. Это ведомство и его учреждения на местах занимались такими вопросами, как предоставление приюта для увечных военнослужащих, назначение им пенсий, выдача пайков семьям фронтовиков и др. Для детей создавались специальные фонды, в ряде случаев организовывалось бесплатное общественное питание в школах и детских учреждениях. Позже начали появляться детские лечебно-профилактические учреждения, а ребята из малообеспеченных семей в возрасте до 16 лет стали получать продуктовые пайки.

Основными видами социального обеспечения были пенсионные выплаты и система пособий.

Осенью 1918 г. в стране был образован Всероссийский фонд социального обеспечения, порядок создания которого определялся «Положением о социальном обеспечении трудящихся» от 31 октября 1918 г. Государственные пенсии теперь стали получать работники городов, трудившиеся по найму, а также фронтовики-инвалиды и их семьи. В 1920 г. произошло более четкое разграничение функций и полномочий различных ведомств в деле социального обеспечения трудящихся. В частности, была упорядочена выдача различных пособий.

Осуществление политики социального обеспечения на основе средств госбюджета по силам экономически развитым, богатым странам. Но в государстве воюющем, ослабленном военно-коммунистическими экспериментами упование только на государственное призрение и отказ от благотворительности в угоду идеологическим представлениям ограничивали возможности оказания социальной помощи нуждающимся соотечественникам. Хотя следует признать, что в определенной мере элементы благотворительности сохранились, приобретая характер «обязаловки». Так, организация благотворительных лотерей «подкреплялась» введением в начале 1918 г. налога на публичные зрелища и увеселения. В результате на проданные билеты устанавливался «благотворительный» сбор. Полученные таким образом средства шли на нужды обездоленных, хотя выхолащивалась суть благотворительности, ее основополагающий принцип добровольности.

15 стр., 7405 слов

Европейские стандарты социального обеспечения

... за долгие годы многочисленных планов. 1.2 Сопоставление пенсионного обеспечения в Скандинавских странах и в РФ Скандинавия - невероятно разнообразный уголок нашей планеты. Столь разнообразными факторами характеризуется сфера социального обеспечения. ... системы социального обеспечения и социальной защиты населения. В ... наличия у инвалида степени ограничения ... евро (при стаже работы - 5 лет), средняя ...

В области социального обеспечения государство было сориентировано в основном на нужды города и рабочего класса как социальной базы власти. Первые пенсии по старости были установлены в 1928 г. рабочим текстильной промышленности. В соответствии с постановлением Центрального исполнительного комитета и Совета народных комиссаров страны «Об обеспечении в порядке социального страхования по случаю старости» от 15 мая 1929 г. пенсионное обеспечение вводилось и для рабочих таких отраслей промышленности, как горная, металлургическая, электротехническая, транспорт [1].

С целью стабилизации социального положения на селе, где согласно переписи 1926 г. проживало чуть больше 80% населения страны, была организована система крестьянской взаимопомощи. С 1922 г. в сельской местности стали создаваться крестьянские комитеты общественной взаимопомощи. В 20—30-е гг. появились и получили развитие различные кооперативы и общественные организации инвалидов. Вопросами создания трудовых артелей, кооперативов инвалидов занимались их общественные организации. Кооперативные и общественные организации инвалидов в 20—30-е гг. с целью восстановления трудоспособности и возвращения к труду максимально возможного количества людей содействовали проведению государственными органами мероприятий лечебного характера, протезирования, обучения, переобучения и направления на работу.

В 20-е гг. стала возрождаться практика организации общественных работ. Они применялись преимущественно в крупных промышленных городах страны. Новой формой трудоустройства, распространившейся в те годы, было создание рабочих коллективов из безработных. Одним из важных направлений деятельности государственных органов социального обеспечения была борьба с детской безнадзорностью. Для преодоления массовой беспризорности стали открываться новые детские дома с производственными мастерскими, организовываться сельскохозяйственные колонии, трудовые коммуны. В основе деятельности названных учреждений было не только обеспечение нормальных условий для жизни и обучения подростков, но и приучение их к труду. Без этого не могло быть ни успешной социализации, ни должной адаптации детей к самостоятельной жизни в обществе.

Социальное развитие страны в 20—30-е гг., конечно же, не было беспроблемным. Тогда произошло заметное ослабление роли семьи в обществе. Социальную обстановку в стране осложняла практика насильственных мер по отношению к широким слоям крестьянства, активно применявшаяся в начале 30-х гг. и спровоцировавшая тогда массовый голод в деревне. Негативно сказались на общей социальной обстановке в СССР репрессии 1937—1938 гг., а также внедрение системы ГУЛАГа, основанной на принудительном труде. Тогда власть не только ограничивала социальные потребности населения, но и проявляла заботу о его нуждах. Она стремилась с учетом реальных возможностей, которые определялись огромными затратами на индустриальное развитие, все же повышать уровень социального обеспечения. Известно, что колхозное крестьянство в те годы не получало пенсии по старости, но это не значит, что оно было лишено социальной поддержки. Особенностью развития соцобеспечения и в целом социальной сферы в 30-е гг. являлась их чрезмерное огосударствление, или патернализация.

Следовательно, советская система социального обеспечения, формировавшаяся с конца 1917 г., в течение 20—30-х гг. имела противоречивый характер, как и в целом, модель общества, сложившаяся тогда в СССР. В основе этого противоречия было стремление властей ускоренно решать сложные социальные проблемы, включая задачу обеспечения должной социальной помощью всех нуждающихся, и отсутствие необходимых для этого финансовых средств и экономических ресурсов. Ситуацию усугубляли и такие антисоциальные деяния, как военно-коммунистическая политика, насильственная коллективизация, массовые репрессии 1937— 1938 гг. Они еще более отдаляли достижение цели социального благополучия. Но в конечном итоге не насилие, репрессии и внеэкономическое принуждение составляли определяющую сторону той эпохи. Вопреки антигуманной практике, применявшейся в 30-е гг., страна сумела достичь огромных успехов в индустриальном развитии, создать систему соцобеспечения, которая предоставляла минимально необходимый уровень социальных гарантий для всего населения [10].

2.2

В годы Великой отечественной войны возросла роль в трудоустройстве инвалидов врачебно-трудовых экспертных комиссий (ВТЭК).

Они стали определять доступные инвалидам виды и условия труда. Органы соцобеспечения, развивая систему протезирования, особенно заботились о том, чтобы инвалиды могли трудоустроиться. Новой формой трудоустройства в годы войны явилась организация труда рабочих больных туберкулезом легких. Кроме заботы о семьях фронтовиков, инвалидах и детях-сиротах органы соцобеспечения помогали в период Великой Отечественной войны беженцам, переселенцам, одиноким и многодетным матерям, беременным женщинам и другим категориям населения, нуждающимся в социальной поддержке. В июле 1944 г. были увеличены льготы для матерей и беременных женщин.

Таким образом, функционировавшая в 1941 — 1945 гг. система соцобеспечения была в значительной мере адекватна чрезвычайным условиям военного времени. В ее рамках довольно успешно решались важные социальные проблемы. Известно, что в годы войны многие дети не посещали школьные занятия из-за отсутствия у них одежды и обуви. Нашему государству, сконцентрировавшему усилия и средства на выполнении военных задач, не удавалось обеспечить детей всем необходимым. Не хватало для этого и пожертвований. Тогда региональные и местные власти активно использовали мобилизационное средство закрепления детей за конкретными предприятиями, колхозами и учреждениями, возлагая на них заботу по обеспечению школьников вещами. Благодаря этой практике только в одной Ростовской области за первую половину 1945 г. удалось вернуть в школу более 5 тыс. детей.

Говоря о патерналистской модели соцобеспечения, действовавшей в СССР в годы войны, не следует видеть в ней лишь административно-приказные механизмы. В рамках этой системы вполне уживались принципы экономической целесообразности и методы финансового воздействия. Например, уклонение трудоспособных инвалидов от работы тогда пресекалось нередко экономическими способами. В ряде областей и краев РСФСР инвалидам третьей группы, не захотевшим устроиться на работу, прекращали выплачивать пенсию. Патерналистская модель социального обеспечения стала важным звеном советской мобилизационной социально-экономической системы, которая в годы войны проявила свою жизнеспособность и даже определенное превосходство над другими системами. Все это позволяет утверждать, что система соцобеспечения, действовавшая в тех конкретно-исторических условиях, явилась одним из основных факторов, обеспечивших прочность советской государственности и победу над врагом. В послевоенные годы в СССР развернулась огромная работа по восстановлению народного хозяйства. Мобилизационная модель советской экономики продемонстрировала в тех условиях свои позитивные возможности. За неполных пять лет удалось в основном восстановить хозяйство страны. Тогда же были предприняты важные социальные меры: отменена карточная система на продовольственные и промышленные товары, снижены цены на некоторые из них; предоставлены дополнительные льготы участникам и инвалидам Великой Отечественной войны, их семьям; повышены пенсии учителям, врачам, работникам науки и др. Однако все это соседствовало с практикой налогового давления на крестьянство, проведения «публичных проработок» и репрессивных мер в отношении части партийных и государственных работников, представителей творческой интеллигенции.

После смерти Сталина в 1953 г. был взят курс на социальную переориентацию народного хозяйства на основе более гармоничного развития экономики и прежде всего сельского хозяйства и отраслей группы «Б». Снижение сельхозналога и увеличение в несколько раз закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию оживило развитие отрасли. Заметно увеличилось производство в легкой и пищевой промышленности. В 50—60-е гг. впервые в истории страны было развернуто массовое жилищное строительство. В те годы улучшили свои жилищные условия почти 83% населения СССР. У наших граждан значительно возросла заработная плата, увеличился спрос населения на промышленные и продовольственные товары. Жизненный уровень основной массы населения страны оставался относительно высоким в 70-е и даже в первой половине 80-х гг. В результате масштабных социальных преобразований дальнейшее развитие получила патерналистская система соцобеспечения, функционировавшая в СССР в 50—80-е гг. До тех пор, пока резервы мобилизационной экономики не были исчерпаны, советское соцобеспечение работало стабильно и во многом успешно. К позитивным особенностям этой системы следует отнести: предоставление социальных гарантий широким слоям населения и повышение уровня соцобеспечения за счет увеличения на эти нужды государственных расходов; наличие в патерналистской системе соцобеспечения внутреннего потенциала саморазвития; важную роль корпоративного элемента в социальной сфере и социальной защите; сохранение в видоизмененном виде практики благотворительности и др. Патерналистская система соцобеспечения позволила охватить практически все население страны социальными гарантиями и натуральными льготами. Недоплата зарплаты во многом компенсировалась символическими ценами за пользование общественным транспортом, низкой квартплатой, бесплатной медициной и образованием. Было существенно улучшено социальное обеспечение колхозников, а их статус во многом сближен с социальным статусом городских жителей.

Таким образом, среди видов материального обеспечения граждан ведущее место занимает пенсия. Право на пенсию относится к важнейшим социально-экономическим правам граждан. Пенсионная система в СССР, по сравнению с дореволюционным периодом, превратилось в государственную систему, охватившую всех граждан и гарантирующую им материальное обеспечение независимо от социального происхождения. Круг лиц, получавших пенсии в советский период, неуклонно увеличивался. Если в 1941 г. пенсии получали 4 млн. человек, то в 1967 г. – 35 млн., а в 1980 – около 50 млн. человек. В 1950 г. расходы на социальные выплаты составили 4 млрд. руб., в 1970 – 23 млрд., то в 1980 г. – 45 млрд. рублей.

Одним из направлений социальной политики государства в послевоенный период была поддержка инвалидов за счет государственных средств. В дома для престарелых и инвалидов помещались инвалиды I и II групп, престарелые, не имевшие родственников, обязанных по закону их содержать и не нуждающиеся в стационарном лечении. В этих домах содержавшиеся лица занимались посильным трудом в соответствии с рекомендациями врачей. Содержание домов престарелых и инвалидов осуществлялось за счет госбюджета, причем, содержавшиеся там получали пенсии. За работу в подсобном хозяйстве и мастерских они получали 50 % вознаграждения, а остальные средства шли на улучшение условий быта учреждения. В 1967 г. в СССР в домах для престарелых и инвалидов было 250 тыс. мест, и только в РСФСР насчитывалось 830 таких заведений. Средняя стоимость содержания одного человека в год составляла в 1950 г. – 477 рублей, а в 1968 – 735 руб. За счет колхозов создавались колхозные и межколхозные дома для престарелых и инвалидов. В ведении органов социального обеспечения находились специальные дома для детей-инвалидов. В 1967 г. в стране было 154 таких заведений, в которых содержалось до 20 тыс. детей.

Важным направлением в социальной поддержке инвалидов было их обучение и подготовка к трудовой деятельности. Для этого создавались профтехшколы-интернаты. В них принимались на бесплатное государственное обеспечение инвалиды в возрасте от 16 до 45 лет при наличии 4–10 классного образования. Окончившие обучение трудоустраивались на работу по специальности по месту постоянного жительства. Кроме этого, создавались техникумы-интернаты (средние специальные заведения), в которые принимались имеющие полное или неполное среднее образование. В РСФСР было 48 профтехучилищ и 11 техникумов-интернатов, в которых обучались около 8 тыс. инвалидов. Около 7 тыс. человек проходили профподготовку в специальных учебно-производственных предприятиях обществ глухих и слепых, после чего продолжали работу по специальности.

На органы социального обеспечения были возложены обязанности трудоустройства инвалидов. Администрация предприятий обязана была обеспечить в соответствии с трудовой рекомендацией ВТЭК (врачебно-трудовой экспертизе) работой рабочих и служащих, получивших на данных предприятиях инвалидность. Создавались также специализированные предприятия, где в основном применялся труд инвалидов. Вопросами их трудоустройства занимались местные органы власти, профсоюзные и другие общественные организации. Для инвалидов Великой Отечественной войны устанавливалась бронь при приеме на работу в размере 2 % от общего числа рабочих и служащих.

По закону, право на бесплатные протезно-ортопедические изделия имели инвалиды I и II групп, пенсионеры, учащиеся и находившиеся в домах престарелых, детских домах и т.п. Все инвалиды Великой Отечественной войны бесплатно обеспечивались всеми видами протезно-ортопедической помощи. Во многих районах страны были созданы протезно-ортопедические предприятия. В 1967 г. 77 таких предприятий выпустили продукцию на 40 млн. рублей. Персональные пенсионеры, инвалиды труда и войны, инвалиды детства при определенных условиях имели право на обеспечение средствами передвижения (велоколясками, мотоколясками) бесплатно или с 50 % скидкой. В некоторых случаях им могли быть предоставлены автомашины «Москвич» или «Запорожец» с ручным управлением. Ежегодно, с конца 60-х гг., для инвалидов предоставлялось 18 тыс. автомашин, мотоциклов с колясками (из них 13,5 тыс. машин с ручным управлением).

Одной из форм социального обеспечения работающих на производстве и в колхозах женщин являлись отпуск и пособие по беременности и родам. Отпуск предоставлялся на срок 56 дней до и после родов (в случае осложнений он продлевался до 70 дней).

Пособие выдавалось в размере полного заработка при наличии 3-х летнего стажа работы.

Другим видом социального обеспечения, получившим распространение в 60–80 гг., было санитарно-курортное обслуживание. В послевоенный период была расширена сеть больниц, поликлиник, госпиталей, санаториев для тех категорий граждан, которые нуждались в лечении. Количество больничных коек в городах и сельской местности увеличилось на 28 %, а число врачей в 1950 г. на 71% было больше, чем в 1940 г. В 1945–1950 гг. в санаториях лечились и отдыхали 4 млн. рабочих, служащих, колхозников, а в 1966 г. уже 15 млн. человек. Основные расходы на содержание и лечение покрывались за счет госбюджета или с оплатой государством 80 % стоимости путевки. На предприятиях рабочим и служащим, имевшим профессиональное заболевание, предоставлялось лечебное диетическое питание за счет средств социального страхования.

В 60-е годы было поставлено на промышленную основу государственное строительство жилья для населения. Кроме того, было организовано на льготных условиях строительство жилищных кооперативов, члены которых вносили первичный взнос в размере 15–30 % стоимости жилья, а остальная сумма погашалась в течение 15 лет с 0,5 % годовых. Значительно увеличилось строительство домов, осуществляемое городскими властями, предприятиями и министерствами. О размахе жилищного строительства свидетельствуют следующие данные: в 1953 г. весь жилищный городской фонд страны составлял 513 млн. м 2 ; в 1955 г. – 640 млн. м 2 в 1964 – 1182 млн. м 2 .

В CCСР широко была развита сеть детских дошкольных, школьных и внешкольных учреждений, в которых за счет общественных фондов потребления содержались и воспитывались дети. Число детских дошкольных заведений постоянно росло. В 1968 г. в них содержались и обучались 9 млн. 455 тыс. детей. Содержание детей в яслях и детсадах осуществлялось за счет госбюджета и лишь частично за счет родителей. В яслях дети содержались до 3 лет, в детсадах – от 3 до 7 лет, в детских домах – от 3 до 14 лет. В школах-интернатах также было бесплатное содержание детей. В пионерских лагерях находились дети от 7 до 14 лет. Для детей более старшего возраста, существовали спортивные и туристические лагеря. Путевки были бесплатными или оплачивались только частично.

Дети, нуждавшиеся в санаторно-курортном лечении, направлялись в санатории вместе с родителями. Путевки предоставлялись за счет средств социального страхования, и плата родителей за путевку не превышала 30 % ее стоимости. В отдельных случаях путевки были бесплатными.

Система школьного образования в городах в 50–60 гг. ставила своей целью подготовку школьников к поступлению в высшее учебное заведение. Но высшие учебные заведения не могли принять всех желающих. С конца 50-х годов была предпринята школьная реформа, вызванная противоречием между стремлением молодежи к высшему образованию и потребностями экономики в рабочей силе. С такой проблемой столкнулись все страны с массовым образованием. На многих предприятиях были созданы вузы, где можно было обучаться без отрыва от производства, вечерние школы и пр. В декабре 1954 г. вместо всеобщего семилетнего и десятилетнего образования было введено всеобщее, обязательное 8-летнее обучение, после получения которого, школьники обязывались работать на заводах или в сельской местности в течение 3 лет. В школах вводились 9–11 классы с усиленной производственной практикой. Преимущество при поступлении в вузы оказывалось лицам, имевшим стаж работы. Выпускник школы одновременно получал рабочую профессию. На практике эта реформа была проведена лишь частично из-за недостатка средств на оборудование для профессионального обучения. С 1984 г. школа стала 11-летней и обучение начиналось с 6-ти лет.

Таким образом, виды и формы социального обеспечения в советский период были разнообразны: назначение пенсий по достижению пенсионного возраста и утрате трудоспособности; выплата пособий по временной нетрудоспособности; по случаю потери кормильца; женщинам — по беременности и родам; по случаю рождения ребенка; бесплатное медицинское обслуживание; больничное и санаторно-курортное лечение; снабжение протезными изделиями; профессиональное обучение и переобучение; предоставление мест в домах престарелых и инвалидов; содержание детей в детских садах, интернатах, летних лагерях бесплатное образование и прочее. Сумма пособий, пенсий и других выплат не должна была превышать максимальную заработную плату в материальной сфере в данной местности.

В начале 80-х гг. произошло переосмысление функций и задач социального обеспечения. Динамика расходов на социальное обеспечение в СССР быстро росла. Если в 1950 г. тратилось 3,7 млрд. рублей на социальную поддержку, в 1960 г. – 9,9 млрд. руб., в 1970 – 22,8 млрд. руб., то в 1980 г. – уже 61, 1 млрд. руб. и в 1987 г. – 67,2 млрд. рублей из 400 млрд. рублей государственного бюджета страны.

Таким образом, на советском этапе развития государство играло ведущую роль в системе социальной защиты населения. Ведущими были идеи материальной поддержки и трудовой помощи. Отказавшись от принципа благотворительности, советское государство осуществляло такое социальное обеспечение, при котором инвалид и каждый нуждающийся или нетрудоспособный, будь то ребенок или взрослый, мог надеется, что государство не даст ему умереть с голоду и придет на помощь. Государственное социальное обеспечение должно было играть и социально-идеологическую роль, способствовать переустройству социального быта. В практику социального страхования был заложен принцип «коллективной ответственности» за «индивидуальное благополучие».

III . Современный этап развития социальной защиты. Создание Министерства труда и социальной защиты населения

3.1Социальная защита населения на современном этапе развития России.

Горбачева,

В связи с этим, Верховным советом СССР и Верховным Советом РСФСР были заложены новые основы в социальной политике. В 1987 г. в системе Министерства социального обеспечения появилась специальная категория «социальный работник» по обслуживанию одиноких, нетрудоспособных граждан. При поступлении на работу они проходили двухнедельный курс повышения квалификации по специальной программе. Помимо социальных работников, категорию нетрудоспособных граждан обслуживали сестры милосердия из «Красного креста». Таким образом, помощь на дому осуществлялась 48 тыс. работников. Они опекали 426 тыс. человек. В 1991 г. Государственным комитетом по труду и Государственным комитетом по образованию СССР соответствующими решениями были открыты специальности «социальный работник» и «социальный педагог». В том же 1991 г. было создано Министерство социальной защиты населения, которое должно было решать следующие задачи:

  • разрабатывать социальные программы по защите нетрудоспособного населения (инвалидов, семей с детьми и т.п.);

  • организовывать пенсионное обеспечение граждан;

  • заниматься разработкой мер материально-бытового обслуживания нетрудоспособного и социально незащищенного населения;

  • развивать систему адресной помощи нуждающимся на государственной и благотворительной основе;

  • осуществлять организацию протезно-ортопедической помощи, медико-социальную экспертизу по оценке состояния здоровья граждан.

Министерство должно было также заниматься вопросами разработки законодательства и укреплением материально-финансовой базы для осуществления программ социальной помощи (в том числе развивать коммерческие начала в деятельности тех учреждений, которые занимались организацией социальной помощи населению).

Для реализации этих задач Министерству социальной защиты населения передавалось имущество и учреждения Министерства социального обеспечения РСФСР, сокращалось число служащих, предусматривалось выделение финансовых и валютных ресурсов для международного сотрудничества по социальным вопросам.

Провал августовского путча 1991 г. привел к изменению политического режима в стране, распаду СССР и радикальным экономическим реформам. В этих условиях миллионы людей оказались в сложном положении, до 80 % населения страны оказалось у черты бедности, начался рост безработицы, миграция из бывших союзных республик. В начале 1992 г. в связи с либерализацией цен на внутреннем рынке страны было принято Верховным Советом РСФСР специальное постановление по социальной защите населения, которое рекомендовало местным органам власти:

  • определить численность граждан, остро нуждавшихся в первоочередной материальной и финансовой помощи;

  • создать пункты бесплатного питания и раздачи продуктов по льготным ценам или бесплатно (особенно для кормящих матерей и беременных женщин), а также снабжение непосредственно по месту жительства;

  • предусмотреть бесперебойное снабжение продуктами закрытых учреждений (приютов, больниц, домов престарелых и т.п.);

  • привлечь желающих заниматься сельским хозяйствам к этому труду и оказывать им всяческую поддержку.

Было предусмотрено также правительством создание на основе бюджетных отчислений резервного фонда социальной защиты населения. Новая политика либеральных реформ предусматривала сокращение убыточных предприятий, свертывание военного производства и в связи с этим планировался рост безработицы. С июля 1992 г. вводилась система выплаты пособий по безработице двух видов: повышенные и обычные. Обычные пособия не превышали 75 % минимальной зарплаты. Повышенные пособия должны были выдаваться уволенным в связи с закрытием или реорганизацией предприятий в размере до 90 % средней заработной платы и выдавались до 6 месяцев, а затем заменялись обычными.

Активная социальная политика правительства на рынке труда предусматривала также направление на переподготовку безработных и стимулировало свободное предпринимательство. В мае 1992 г. было принято специальное постановление «О системе профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки высвобождаемых работников и незанятого населения», согласно которому:

  • в течение 3-х месяцев должна быть развернута сеть учебных заведений профессионально-технического, среднего специального и высшего образования системы повышения квалификации и переподготовки кадров;

  • в 1992–1993 гг. на базе 20 учебных заведений необходимо было создать региональные учебные центры переподготовки и Российский учебный центр государственной службы занятости;

  • стимулировалось создание хозрасчетных учебных центров для профессиональной подготовки и повышения квалификации. Но при этом такие учебные центры должны иметь соответствующие лицензии.

В целом в 1992 г. финансирование социальных программ по сравнению с 1991 г. уменьшилось на 45–50 %. В 1992 г. сократился объем жилищного строительства до 78 %, ввод в действие больничных коек снизился до 60 %, домов для престарелых и инвалидов – до 69 %, детских дошкольных заведений – на 76 % , общеобразовательных школ – на 80 %. Именно в это время появились и вошли в широкий обиход термины «стратегия выживания» и «политика выживания». В связи с нарастанием инфляции правительство пошло по пути пересмотров уровня минимальной оплаты труда в производственной и бюджетной сферах, размеров пенсий, стипендий и пособий. Объективной основой таких пересмотров являлась динамика уровня прожиточного минимума. Затем, по мере роста цен на социально приемлемом уровне, правительство перешло к поквартальной индексации доходов, как это было предусмотрено законом «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР».

Рост цен компенсировался на 70 % с тем, чтобы не стимулировать гиперинфляционную спираль и падение реальных доходов граждан.

Основной формой помощи государства явились выплаты пенсий и пособий малоимущим слоям населения. В 1992 г. был введен новый порядок начисления пенсий, который был основан на росте среднего размера оплаты труда в предшествующий период. Предусматривалась также помощь военнослужащим, увольняющимся в запас. Численность их быстро росла из-за сокращения Вооруженных сил, вывода советских войск из стран восточной Европы и стран СНГ.

Повышенное внимание со стороны государства требовали лица, пострадавшие от экологических и других катастроф. В январе 1992 г. было принято правительственное постановление «О дополнительных мерах по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы на территории Брянской области». Оно предусматривало:

  • сохранение финансирования в полном объеме для ликвидации последствий аварии;

  • расширение строительства жилья, объектов социально-культурного назначения в тех районах Брянской области, где радиационная обстановка была благоприятной с тем, чтобы переселить туда людей из радиационно зараженных районов и создать в них новые производства;

  • создание лечебно-диагностического радиологического центра в Брянске.

Государство оказывало поддержку беженцам, тем, кто с разрушением единого геополитического пространства СССР вынужден был покинуть свое жилье. В целях оказания им помощи правительственное постановление предусматривало разработку специальной программы «Миграция». Эту программу должен был выполнять специально созданный Комитет по делам миграции населения при Министерстве труда и занятости Российской Федерации. Помощь этому комитету должны были оказывать все местные органы власти. На осуществление программы «Миграция» централизовано из бюджета выделялись средства, распределение которых контролировалось Комитетом по делам миграции населения.

Важное место в системе государственных мер занимала помощь семье. Большая часть семей с начала либерализации попала в разряд малообеспеченных, а 20 % находилось за чертой бедности. Впервые после войны показатели смертности превысили показатели рождаемости. В 53 субъектах Федерации из 89 уровень рождаемости не обеспечивал простого воспроизводства населения. Увеличивалось количество детей-сирот при живых родителях. Стал распадаться каждый второй – третий брак. Ежегодно без одного из родителей оставались около 1 млн. детей. Доля неполных семей стала достигать 15 %. Обострилась проблема детской инвалидности: около миллиона детей-инвалидов нуждается в материальной, психологической и юридической помощи. Социальное неблагополучие в обществе и семье стало причиной участившегося жестокого обращения с детьми, психологических стрессов и т.п. Продолжает расти подростковая преступность. Несовершеннолетние совершают 32–42 % всех преступлений. Таким образом, одной из самых актуальных стала задача коренной перестройки государственной политики в отношении семьи.

В области охраны материнства и детства было принято к 1995 г. 46 президентских указов и правительственных постановлений, которые содержали те или иные льготы. Среди них – «О мерах по социальной поддержке многодетных семей», «О первоочередных мерах по реализации всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы», «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без родителей» и ряд других. Этими постановлениями местным органам власти предоставлялось право определять формы социальной поддержки семьи. Рекомендовалось введение талонной, купонной, карточной систем, целевой денежной компенсации и т.п. помощи, которая могла бы обеспечить прожиточный минимум населению в условиях либерализации цен. Финансовые средства для этого должны были предоставляться Республиканским и территориальными фондами социальной поддержки населения (за счет доходов от приватизации, денежно-вещевых лотерей, аукционов, добровольных взносов учреждений и частных лиц).

С 1992 г. туда стали поступать отчисления от субъектов Федерации.

В высших государственных структурах продолжалась разработка законов и постановлений в области социального обеспечения нуждающихся. Одной из основных форм социального обеспечения является социальное страхование – денежное и материальное обеспечение граждан при достижении ими пенсионного возраста, в случае временной или постоянной утраты трудоспособности в целях охраны их здоровья. Важное значение для развития этого направления имел указ Президента РФ «Об управлении государственным социальным страхованием в Российской Федерации» от 14 октября 1993 г. и решение правительства от 26 октября по фонду социального страхования Российской Федерации. Согласно этим документам, денежные средства фонда социального страхования должны формироваться за счет страховых взносов и целевых ассигнований из других источников, которыми владеют предприятия, организации и другие хозяйственные субъекты, независимо от форм собственности. Председатель Фонда социального страхования и его заместители назначались правительством. Указ предусматривал государственные социальные гарантии гражданам, работающим по найму на предприятиях и организациях независимо от форм собственности, за счет Фонда социального страхования и развития социального страхования на договорной основе. Контроль за выплатами предприятий и организаций возлагался на Фонд социального страхования, государственную налоговую службу и т.п. Таким образом, государство в 90-е годы возвратилось к страховой системе, сформированной в СССР. Отличие заключалось в том, что отчисления в государственный фонд предоставляли не только государственные, но и структуры с другими формами собственности. За счет средств государственного социального страхования работники (в соответствующих случаях их семьи) обеспечиваются: пособиями по временной нетрудоспособности; пенсиями по старости; инвалидности; по случаю потери кормильца; некоторые категории – пенсиями за выслугу лет. Женщины из этого Фонда получают пособия по беременности и родам, по случаю рождения ребенка, по уходу за ним до 1,5 лет.

В случае смерти работника или члена его семьи за счет государственного социального страхования выдается пособие на погребение. Средства Фонда страхования используются на оплату санаторно-курортного лечения, отдыха, лечебного питания, содержание оздоровительных лагерей для детей и другие мероприятия.

Новым явлением стало медицинское страхование, которое явилось формой социальной защиты интересов населения в области охраны здоровья. Цель медицинского страхования – гарантировать гражданам получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия. Медицинское страхование существует в двух видах: обязательное и добровольное. Обязательное страхование является всеобщим, добровольное осуществляется на основе соответствующих программ, обеспечивающих гражданам дополнительные медицинские услуги сверх установленных обязательных услуг (оно может быть коллективным и индивидуальным).

Страхователями при обязательном медицинском страховании для неработающего населения являются органы государственного управления, местная администрация, а для работающих – предприятия и учреждения. Взаимоотношения между субъектами медицинского страхования обеспечиваются договорами. Каждый гражданин получает на руки страховой медицинский полис.

В январе 1994 г. были осуществлены преобразования в государственных структурах, занимавшихся вопросами социальной защиты. Было упразднено Министерство социальной защиты и образовано Министерство труда и социального развития, при котором был открыт Департамент социальной защиты. Он стал заниматься вопросами: разработкой федеральной стратегии социального обеспечения, руководством деятельностью различных учреждений социального обслуживания и прочими. Была развернута работа по созданию сети социальных служб на местах. В 1993 г. существовал 321 центр, а к 1997 г. было запланировано создание 1 200 таких центров. Как и в дореволюционный период, службы помощи на местах для реализации своих социальных программ развивают коммерческую деятельность. Они могут ее осуществлять через самостоятельные коммерческие структуры или же через различные фонды. Социальные программы финансируются федеральными, территориальными и административными органами.

Местная муниципальная система территориальной поддержки населения имеет свою организационную структуру и свою систему поддержки населения. Муниципальные органы могут сдавать в аренду площади по льготным тарифам для благотворительной деятельности, оказывать юридические услуги, услуги по трудоустройству и т.п. Сегодня существует также ведомственная система социальной защиты. Например, Комитет по делам молодежи оказывает помощь молодежи в рамках федеральной программы «Молодежь России», в которой среди прочих видов помощи есть программа поддержки молодой семьи, детских и молодежных организаций. Территориальных служб у этого комитета нет, но есть в ряде городов консультативные центры, телефон «Доверие», клубы «молодая семья», «общение по интересам». Все эти органы взаимодействуют с администрацией, когда необходимо оказать конкретную помощь. Всего по линии этого комитета работа осуществляется в 226 населенных пунктах, в которых насчитывается 438 служб. Следовательно, сегодня территориальная система помощи складывается из совокупности различных учреждений, которые имеют разные формы собственности, методы работы, источники финансирования и юридический статус.

В настоящее время происходит активизация общественной и частной благотворительности. Начало этому было положено организацией Детского фонда в 1987 г. Средства, которые собирались от коллективов, частных лиц, в результате телемарафонов и т.п., шли на осуществление социальных программ помощи детям-сиротам, детям, страдающим разными заболеваниями и пр.

С разрушением единого геополитического пространства был дан толчок общественной благотворительности в сфере помощи беженцам по их устройству на новых местах жительства. Получила развитие деятельность по развитию взаимопомощи отдельных профессиональных групп (кассы взаимопомощи и пр.).

Регистрация этих организаций ведется на местах органами исполнительной власти. По некоторым оценкам, к концу 1994 г. было 1 584 организации, занимавшихся благотворительной деятельностью и социальной защитой.

В настоящее время существуют благотворительные фонды предприятий, которые материальную помощь предоставляют пенсионерам, малоимущим из числа работающих, детским организациям и т.п. Благотворительностью занимаются коммерческие предприятия, прежде всего, коммерческие банки, которые производят отчисления от налогооблагаемой прибыли. В 1993–1994 гг. 32,2 % этих отчислений шло на социальную помощь, 21,6 – на развитие культуры, 20,7 – на поддержку образования, 11,5 – на церковь, 5,3 – на поддержку здравоохранения. Мотивы этой благотворительной поддержки были различны:

  • вклад с социальную стабильность общества с целью смягчения недовольства бедных слоев;

  • социальная милостыня;

  • инвестиции в политический электорат;

  • реклама и прочее.

Частные фонды, как правило, связаны с именем отдельного человека. Например, благотворительный фонд Каспарова оказывал помощь пенсионерам и осуществлял другие филантропические акции. Есть общества и фонды, защищающие отдельные группы населения: Межрегиональный фонд инвалидов и ветеранов Афганской войны, Организация ветеранов труда и войны железнодорожного транспорта, Всероссийский фонд социальной защиты военнослужащих и т п. Некоторые фонды ставят перед собой просветительные, социокультурные цели: российский фонд «Русский дом», «Белый орел» и другие.

На современном этапе в дело благотворительности и социальной помощи вновь включается церковь. Она оказывает социальную помощь верующим через приходы и непосредственно через служителей церкви по нескольким направлениям: материальная помощь, социальный патронаж, организация досуга, работа с престарелыми, осужденными, нищими и т.д.

Таким образом, помимо государственных структур социальной помощи, на территориях складывается сеть общественных и благотворительных учреждений. Они оказывают поддержку различным социальным слоям: пенсионерам, детям-инвалидам, матерям-одиночкам, работают с подростками по месту жительства. Благотворительные организации имеют свои программы работы, свою систему финансирования, коммерческие и производственные предприятия. Однако системы территориальных служб в области социальной защиты не существует. В целом в 90-е годы происходит переход от принципов социального обеспечения к системе социальной защиты, принятой в европейских странах. В основе ее лежит работа государственных, общественных и частных органов по оказанию индивидуальной помощи людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

3.2 Создание Министерства труда и социальной защиты населения

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации образовано в мае 2012 г. на основании Указа Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 г. № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти».

Сфера деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации определена Положением о Министерстве, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. № 610.

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере демографии, труда, уровня жизни и доходов, оплаты труда, пенсионного обеспечения, включая негосударственное пенсионное обеспечение, социального страхования (за исключением обязательного медицинского страхования), условий и охраны труда, социального партнерства и трудовых отношений, занятости населения и безработицы, трудовой миграции, альтернативной гражданской службы, государственной гражданской службы (за исключением вопросов оплаты труда), социальной защиты населения, в том числе социальной защиты семьи, женщин и детей, граждан пожилого возраста и ветеранов, граждан, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций, опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, социального обслуживания населения, оказания протезно-ортопедической помощи, реабилитации инвалидов, проведения медико-социальной экспертизы.

Министерство осуществляет координацию и контроль деятельности находящейся в его ведении Федеральной службы по труду и занятости, руководство и контроль деятельности подведомственных федеральных государственных учреждений, в том числе федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, федеральных государственных унитарных предприятий, а также координацию деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации.

Вывод