Социальная защита населения в Республике Беларусь

В международных документах ООН, Международной организации труда, Совета Европы — Всеобщей декларации прав человека, Европейском кодексе социального обеспечения и других документах социальная защита провозглашена в качестве социального права. В Конституции Республики Беларусь установлены основные гарантии социальной защиты. К ним относятся охрана труда и здоровья людей, обеспечение государственной поддержки семьи, инвалидов и пожилых людей, государственные пенсии и пособия, социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности и др.

Социальная защита, как часть социальной политики, является одной из наиболее важных составляющих деятельности государства. В первую очередь она смягчает негативные социальные явления, обеспечивает социальную ориентированность развития. Показатели эффективной социальной политики — полная занятость, достойный уровень жизни, оплаты труда, пенсионного обеспечения, развитая система социальной защиты. Именно поэтому, на мой взгляд, тема социальной защиты населения очень актуальна в наше время.

Объектом исследования могут быть отдельные граждане, их группы, объединенные конкретными связями и отношениями, население страны в целом. государство политика социальный право

Субъекты — те, кто определяют цели, задачи, приоритеты и нормативно-правовую базу социальной политики и осуществляют действия по ее реализации. Это органы государственного управления на республиканском и местном уровнях; различные негосударственные объединения; коммерческие структуры, а также отдельные граждане, действующие в рамках гражданской инициативы.

Целью исследования являются механизмы и основные направления социальной защиты в Республики Беларусь. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • изучить сущность, основные формы и инструменты социальной защиты населения;
  • рассмотреть особенности и способы реализации социальной защиты в Республике Беларусь.
  • проанализировать проблемы и перспективы социальной защиты в Республике Беларусь.

Методы исследования: описания, систематизации, классификации, аналитический метод, метод сравнительного анализа, статистический, графический, метод сбора фактов.

1. Социальная защита населения

1.1 Социальная защита: понятие и сущность

Социальная защита населения — система принципов, нормативов и мер, используемых государством при создании и регулировании условий, обеспечивающих неотъемлемые и общепризнанные социальные права человека в ситуациях социального риска. Под социальным риском понимается событие в жизни человека, наступление которого приводит к утрате его способности к труду (полностью или частично) и, как следствие, заработка как источника средств к существованию. К числу социальных рисков относят: материнство, беременность и роды, содержание детей, болезнь, инвалидность, старость, потерю работы или кормильца, трудовое увечье или профессиональное заболевание, чрезвычайные ситуации природного, техногенного и военного характера. [6, с. 296]

18 стр., 8513 слов

Социальная защита малообеспеченных слоев населения

... социальной поддержки малообеспеченных слоев населения, ее основных механизмов и направлений. Объектом исследования является социальная защита малообеспеченных слоев населения в России Задачами курсовой работы являются: Обоснование понятия социальной защиты и рассмотрения ее необходимости для населения; ·Рассмотрение структуры и понятия малообеспеченных слоев населения; ...

Термин «социальная защита» был впервые применен в Законе о социальной защите США в 1935 г., который определил новый для этой страны институт обязательного страхования на случай старости, смерти, инвалидности и безработицы. Вскоре данный термин стал широко применяться во многих странах мира и Международной организацией труда, так как он просто и достаточно однозначно выражал сущность проблемы по организации национальных программ и систем помощи престарелым и нетрудоспособным. В дальнейшем рамки этого определения значительно расширились, а в качестве субъектов социальной защиты добавились такие категории, как малообеспеченные семьи, люди, пострадавшие от военных действий, природных и техногенных катастроф и другие.

Социальная защита — это выполнение обязательств государства перед своими гражданами. Эти обязательства изложены в Конституции Республики Беларусь. В соответствии с ними каждый гражданин имеет право на труд, образование, достойный уровень жизни, социальное обеспечение.

Однако не все граждане могут реализовать свои права. Например, престарелые и инвалиды не могут из-за возраста и состояния здоровья. Родители многодетных семей, одинокие матери, воспитывающие малолетних детей, молодые семьи, безработные — прежде всего из-за материальных трудностей. Наркоманы, алкоголики, бездомные — из-за отсутствия гибких навыков в адаптации к меняющимся условиям.

Социальная защита обеспечивает гражданам доход, либо предоставляет социальные услуги, необходимые для обеспечения их потребностей в определенные периоды жизни.

Понятие социальная защита по-разному рассматривается в разных странах и международных организациях. Иногда в него включают все, что касается социальных условий жизни человека, например, благоприятную экологическую среду, заботу о детях, решение жилищной проблемы. Нередко социальную защиту понимают достаточно узко, сводя ее лишь к пенсионным вопросам и помощи неработающим. Такая разница в подходах объясняется национальными условиями формирования социальной политики, традициями и целевой ориентацией экономики.

Однако, при всем многообразии подходов к пониманию роли социальной защиты, масштабов охвата населения социальными программами можно выделить общую для всех стран с рыночной экономикой функцию социальной защиты — поддержание уровня жизни тех групп населения, которые испытывают отрицательное воздействие рынка или в силу тех или иных причин теряют трудоспособность.

В соответствии со сложившейся законодательной практикой принято относить граждан, не имеющих возможности за счет труда обеспечить приемлемый уровень удовлетворения жизненных потребностей для себя и членов своей семьи, к социально уязвимым (незащищенным) слоям населения. Система социальной защиты призвана создавать определенную защищенность и безопасность социально уязвимых слоев населения.

5 стр., 2378 слов

Государственные гарантии и минимальные социальные стандарты в ...

... все категории населения через систему социальных гарантий. Социальные гарантии -- это механизм долговременного действия, предусмотренные законом обязательства государства, направленные на реализацию конституционных прав граждан. Основой государственных социальных гарантий должны стать минимальные социальные стандарты. Минимальные социальные стандарты ...

Таким образом, функция социальной защиты заключается в оказании помощи человеку, находящемуся в трудной жизненной ситуации, или в том, чтобы предупредить возможные материальные трудности. [7, c. 365]

Основополагающим документом по вопросам социальной защиты в международном праве является Конвенция Международной организации труда № 102 о минимальных нормах социального обеспечения, вступившая в силу в 1995 году. В данном документе содержится перечень основных видов социальной защиты. Данная конвенция определяет девять видов социальной защиты: медицинское обслуживание, пособия по безработице, пенсии по старости, пособия по производственному травматизму, пособия по инвалидности, пособия в связи с потерей кормильца, пособия по беременности и родам, пособия по болезни, семейные пособия. Однако далеко не все социальные проблемы были охвачены в Конвенции. В ней, например, не упомянута защита беднейших групп населения, бездомных, беженцев, хотя этим социальным группам уделяется все большее внимание во многих странах. [7, c. 365]

Важную роль в развитии системы социальной защиты за рубежом играют неправительственные некоммерческие организации. Они объединяют представителей различных общественных движений, социальных или профессиональных групп, ветеранов войны и труда, лиц, подвергшихся политическим репрессиям, инвалидов, женщин, молодежь, потребителей, предпринимателей. Сюда, например, относятся различные женские ассоциации, организации защиты детей, ассоциации инвалидов и ветеранов, молодежные организации по правам человека, медицинские и врачебные ассоциации, Общество Красного Креста и другие гуманитарные общества.

Хотя неправительственные некоммерческие организации и достаточно разнообразны, все они, однако, имеют общие цели, направленные на снижение уровня бедности, улучшение условий жизни тех или иных категорий людей, защиту их социальных прав, обеспечение их потребностей в области труда, образования, здравоохранения и т.д.

Социальная защита может выступать в денежной и неденежной форме. Денежная — это обеспечение своевременной выплаты заработной платы, правильная организация оплаты труда, трудовые пенсии (по старости с учетом стажа, участникам войны, инвалидам Вов), социальные пенсии (инвалидам с детства, детям, потерявшим родителей, лицам старше трудоспособного возраста, не имеющим трудового стажа), пособия семьям с детьми, пособие по безработице и др. Неденежная — оказывается наиболее беззащитным и беспомощным группам населения в виде специального обслуживания (в том числе в домах престарелых, пансионатах, интернатах), бесплатного питания, отделения дневного пребывания в стационарах, посещения на дому, психологической помощи.

Основными направлениями социальной защиты являются социальное страхование, социальная помощь, социальное обслуживание. [6, c. 297]

Рисунок 1. Основные направления социальной защиты

Социальное страхование — это система компенсаций населению последствий социальных рисков, связанных с потерей трудоспособности и доходов. Она основана на взносах работодателей, работников, а иногда и государства и распространяется только на осуществлявших страховые отчисления. Взносы застрахованных — это специально устанавливаемый налог, который не зависит от величины заработка. Отчисления нанимателей на эти цели относятся последними на издержки и возмещаются в последующем за счет более высокой цены товаров и услуг. Социальное страхование может быть обязательным (при страховой поддержке государства) и добровольным (построенным на принципах коллективной взаимопомощи).

4 стр., 1721 слов

Виды социальных пенсий

... на трудовую пенсию, граждан, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины). Тема курсовой работы актуальна, поскольку предоставление социальных пенсий необходимо для граждан, по различным причинам, оставшихся без средств к ... новые виды пенсий и пособий, повышаются их размеры. Социальное обеспечение – форма выражения социальной политики государства, направленная на материальное ...

При этом фонды добровольного социального страхования рассматриваются как дополнение к обязательному страхованию. [6, c. 297]

Расходы средств социального страхования могут осуществляться в виде пенсий, пособий и выплат. Наиболее важным направлением является пенсионное обеспечение. В мире существует два основных вида пенсионных систем: 1) базирующиеся на принципе солидарности (текущего финансирования), когда трудовые пенсии выплачиваются за счет текущих страховых отчислений из фонда заработной платы работающих (работающее население финансирует потребности пенсионеров); 2) системы накопительного характера, при которых работающее население вкладывает средства в специальные фонды для последующего получения выплат по достижении пенсионного возраста.

В Беларуси используется система первого типа. В соответствии с ней пенсии делятся на: а) трудовые (страховые), финансируемые из фонда социальной защиты населения (это пенсии по возрасту, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет и особые заслуги; право на их получение получают лица, имеющие трудовой стаж работы); б) социальные, выплачиваемые лицам, не имеющим права на трудовые пенсии (эти выплаты производятся, как правило, за счет госбюджета).

Пособия — это гарантированные денежные выплаты при временном перерыве трудовой деятельности или для компенсации дополнительных расходов в определенных случаях. Пособия выплачиваются в случае беременности и родов, временной нетрудоспособности, для ухода за ребенком, в связи с несчастным случаем на производстве, профессиональным заболеванием и т.д.

Особое место занимают пособия по безработице, основное назначение которых состоит в недопущении резкого падения доходов временно не занятых работников. Финансирование выплат осуществляется из средств государственного бюджета и Государственного фонда содействия занятости.

Социальная помощь (общественное вспомоществование) представляет собой финансирование потребностей отдельных индивидов или категорий населения, не имеющих других источников существования. Социальная помощь носит адресный характер и изначально предполагает проверку нуждаемости лица, претендующего на ее получение. В отличие от социального страхование, которое основано на страховых отчислениях, социальная помощь предоставляется независимо от уплаты взносов, она может иметь и денежную, и натуральную (обеспечение горячим питанием, лекарствами и т.д.) формы.

Одним из основных направлений социальной помощи являются программы по поддержке малообеспеченных граждан, финансируемые за счет правительственных средств. Социальная помощь может оказываться в виде социальных льгот, которые выполняют две функции — компенсирующую и стимулирующую. Компенсационный характер льгот состоит в создании равных условий для субъектов с неравными возможностями (инвалиды, сироты).

6 стр., 2598 слов

Международная защита прав человека в период вооруженных конфликтов

... наемника, а равно его использование в вооруженном конфликте или военных действиях. 2. Международное право, применяемое в период вооруженных конфликтов (право войны и мира): понятие, источники, система Международное гуманитарное право, применяемое в вооруженных конфликтах, представляет собой совокупность принципов ...

Стимулирующая функция льгот заключается в побуждении к отдельным видам общественно полезной деятельности. [6, c. 298]

Социальная помощь предоставляется также в виде безналичных жилищных субсидий для малоимущих категорий населения.

Социальное обслуживание — это создание условий для социальной адаптации людей, находящихся в трудной жизненной ситуации, путем оказания социальной поддержки, предоставления бытовых, медицинских, психолого-педагогических услуг. Реализация социального обслуживания реализуется на принципах адресности, гуманизма, социальной справедливости, доступности, конфиденциальности и добровольности. Услуги предоставляются как государственными, так и частными организациями: центрами социального обслуживания, социальными приютами, отделениями социальной помощи на дому, домами-интернатами и др. Малообеспеченным и одиноким пенсионерам услуги предоставляются бесплатно, остальным — на условиях частичной оплаты.

Таким образом, система социальной защиты предназначена для создания определенной защищенности и безопасности, социально уязвимым слоям населения. Функция социальной защиты заключается в оказании помощи человеку, находящемуся в трудной жизненной ситуации, или в том, чтобы предупредить возможные материальные трудности.

1.2 Принципы и функции социальной защиты

Основной и традиционной системой принципов социальной защиты, в обеспечение поставленных целей, международными договоренностями определены: равноправие всех граждан, независимо от половой, расовой принадлежности или миграционного статуса; солидарность социальных групп и поколений; обязательность участия в финансировании; ответственность государства за управление и надзор за институтами социальной защиты. В целях приведения традиционной системы принципов требованиям современных тенденций автор дополняет ее следующими принципами: принцип индивидуальной ответственности и социальной справедливости, предполагающим прямую пропорциональность взносов и выплат при финансировании системы социальной защиты, а также возможность достижения желаемых уровней социальной защищенности; принцип равных возможностей доступа к институтам и инструментам социальной защиты, предполагающим создание равных возможностей для различных социальных групп получить равный уровень защищенности; принцип экономической эффективности использования всех ресурсов системы социальной защиты, предполагающий оценку эффективности функционирования социальных институтов и инструментов по заданным критериям. [8, c. 32-33]

Несмотря на разнообразные подходы в вопросах социальной защиты, существуют общие принципы ее организации в различных странах.

Первым принципом можно назвать принцип дифференцированного подхода к различным слоям и группам населения в зависимости от их социального положения, возраста, трудоспособности и степени экономической самостоятельности. Для нетрудоспособных членов общества главный упор должен быть сделан на поддержание их благосостояния, обеспечение определенного уровня потребления, создание необходимых надежных гарантий уровня доходов и т.п. Что же касается трудоспособных, то для них государственные гарантии в области уровня жизни должны быть сведены к минимуму. Социальными же гарантиями для них являются создание условий для получения трудового дохода, и, прежде всего, гарантий занятости, профессиональной подготовки и квалификационного роста, а также защита других социальных прав и прав граждан в сфере трудовых отношений.

Вторым принципом является требование того, чтобы механизм социальной защиты создавался на основе совокупности законодательно закрепленных экономических, правовых и социальных гарантий, предоставляемых обществом каждому члену и обеспечивающих соблюдение его важнейших социальных прав. Иными словами, это принцип перехода от социального иждивенчества к социальным гарантиям. Система социальной защиты должна быть гибкой, рассчитанной на предупреждение возможных факторов социального риска, а не на устранение уже возникших очагов социальной напряженности. Основой для этого должна быть научно обоснованная система социальных гарантий в виде системы минимальных социальных стандартов. В самом общем виде государственные минимальные социальные стандарты — это установленные органами государственной власти социальные нормы и нормативы, определяющие уровень гарантированного удовлетворения важнейших потребностей человека в материальных благах, бесплатных и общедоступных социально-культурных услугах, имеющих приоритетное значение.

Сфера применения этих стандартов включает основные виды выплат населению: заработную плату, пенсии, стипендии, а также бесплатные и общедоступные услуги учреждений социально-культурной сферы, финансируемые за счет средств государственного бюджета и государственных внебюджетных фондов. Основными задачами установления стандартов являются:

  • выравнивание степени удовлетворения потребностей населения в важнейших материальных благах и социально-культурных услугах;
  • повышение обоснованности формирования республиканских и местных бюджетов;
  • совершенствование бюджетно-финансовых механизмов реализации социальных гарантий граждан;
  • совершенствование функционирования учреждений социальной сферы.

Третий принцип системы социальной защиты — принцип интегрированности. Данный принцип определяет фундаментальное требование к системе социальной защищенности, которое состоит в том, чтобы эта система действовала на всех уровнях с четким определением прав, ответственности и функций каждого института гражданского общества. При этом чрезвычайно важно правильно распределить компетенцию между уровнями и институтами. [7, c. 366-367]

В последние годы во многих странах начала набирать силу тенденция к усилению адресности, обусловленная стремлением правительств сократить суммарные социальные расходы, перейти от уравнительного предоставления социальных пособий к выплате их с учетом индивидуальных потребностей. Можно выделить два разных типа адресных программ: основанные на проверке нуждаемости, предусматривающий детальный тест ресурсов получателей, включая доходы, активы и потребности, и основанные на проверке доходов, предусматривающие простой тест доходов получателей, с учетом годовой декларации о доходах. [14, c. 132]

Виды адресной помощи:

  • денежная помощь (единовременная, постоянное пособие для оплаты транспортных услуг, оказание помощи в случае экстренных ситуаций, которые повлекли значительные расходы, оказание помощи в оплате жилья и коммунальных услуг, предоставление дотаций, льготных ссуд и кредитов);
  • натуральное обеспечение (предоставление предметов первой необходимости);
  • гуманитарная помощь;
  • законодательное закрепление услуг и льгот. [5, c. 172]

Программа адресной социальной помощи действует в Беларуси с 2001 г. Ее действие основано на правовых документах: «Комплексная система мер по социальной защите населения Республики Беларусь и мероприятия по ее выполнению» (2000 г.) и «Положение о порядке и условиях оказания адресной социальной помощи отдельным категориям семей и одиноким лицам» (2001 г.)

Основными получателями социальных выплат, кроме пенсионеров, являются семьи с детьми, безработные, некоторые категории малообеспеченных граждан.

Социальные выплаты малообеспеченным гражданам регулируются положением «О порядке оказания адресной социальной помощи отдельным категориям семей и одиноких лиц». В соответствии с этим документом право на получение адресной социальной помощи имеют:

  • многодетные и неполные семьи, а также семьи, воспитывающие несовершеннолетних детей-инвалидов;
  • семьи безработных и студентов(обучающихся бесплатно с отрывом от производства), воспитывающие несовершеннолетних детей;
  • одинокие, т.е.

не имеющие совершеннолетних трудоспособных детей, обязанных по закону их содержать; инвалиды I-II, III групп и инвалиды с детства, получающие социальную пенсию; пенсионеры и супружеские пары пенсионного возраста;

  • семьи, в которых трудоспособный член семьи осуществляет уход за инвалидом I группы, несовершеннолетним ребенком-инвалидом, престарелым старше 80 лет. [14, c. 133]

Социальная защита населения выполняет определенные функции:

  • профилактически-предупредительная;
  • экономическая;
  • социально-реабилитационная;
  • политическая.

Профилактически-предупредительная функция означает проведение организационно-технических и медицинских мероприятий, которые позволяют защитить здоровье и трудоспособность человека. Экономическая функция связана с возмещением человеку утраченного дохода в связи с временной или постоянной утратой работоспособности и здоровья, компенсацией дополнительных расходов, связанных с лечением и инвалидностью. Социально-реабилитационная функция предусматривает медицинскую, профессиональную и социальную реабилитацию человека для восстановления утраченного здоровья и трудоспособности. Политическая функция означает поддержание институтов и механизмов социальной защиты населения. [1, c. 5-6]

2. Особенности организации и функционирования социальной защиты в Республике Беларусь

2.1 Организация и управление системой социальной защиты в Республике Беларусь

В основе политики социального правового государства лежит, прежде всего, забота о человеке, реализуемая через механизмы обеспечения экономических, политических, социальных и иных его прав и свобод. В соответствии со ст. 21 Конституции Республики, обеспечение таких прав и свобод является высшей целью государства, а практическая реализация этих и других конституционных норм, равно как и организационных форм, методов, механизмов и инструментов, их реализации, должна базироваться на позитивном национальном опыте, а также опыте мирового сообщества, накопленном в этой области знаний.

Система государственной социальной защиты населения в Беларуси постоянно совершенствуется. Принимаются новые законы, нормативные акты, вводятся новые формы и методы оказания социальной помощи. Ведется работа по выполнению Государственной программы предупреждения инвалидности и реабилитации инвалидов, Республиканской комплексной программы по проблемам пожилых людей. В Беларуси созданы и функционируют центры социального обслуживания населения, семьи и детей, детские социальные приюты, социально-педагогические центры. [5, c. 163-164]

Существующая в настоящее время система организации и управления системой социальной защиты в Республике Беларусь, включает в себя на верхнем уровне Министерство труда и социальной защиты и подчиненный ему Фонд социальной защиты населения.

Демографические и социально-экономические процессы, динамика здоровья населения страны обусловливают рост численности людей, нуждающихся в уходе и социальной реабилитации. Для Республики Беларусь, как и для других европейских стран, характерно постепенное повышение доли людей старших возрастов.

Пенсионная система Беларуси, вплоть до настоящего времени функционировала относительно стабильно, обеспечивая и повышая уровень жизни около 2,5 миллионов пенсионеров. Основным принципом действующей пенсионной системы является реализация принципа солидарности поколений, включающего два параллельных процесса:

  • процесс финансового обеспечения лиц достигших пенсионного возраста в соответствии с их персонально накопленными пенсионными правами (когорта пенсионеров);
  • процесс накопления персональных прав работающими (когорта работников), которые одновременно осуществляют финансирование уже накопленных пенсионных прав.

Характеризуя текущее организационное состояние, исследователи отмечают, что, «в настоящее время система социальной защиты в Беларуси представлена тремя видами социальных программ: социального страхования; социальной помощи и социального обслуживания» со следующей внутренней структурой:

— «программы социального страхования частично возмещают потери заработков связанных с уходом на пенсию, временной нетрудоспособностью и безработицей … при этом …пособия по безработице, оплата больничных листов, пенсии считаются заработанным правом и не несут отпечатка благотворительности»

  • к программам социальной помощи относятся «… пособия тем, кто не может заработать себе сам …» и к ним относятся, например, пособия по инвалидности с детства, пособия по уходу за ребенком и др.
  • к программам социального обслуживания относятся «… социально-медицинские, социально-правовые, психолого-педагогические …, услуги по социальной адаптации и реабилитации».

[8, c. 156]

С позиции системного подхода управления социальными рисками модель социальной защиты должна включать три основных элемента: пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальная помощь. [5, 374]

Право на пенсию является одним из основных прав граждан в системе социальной защиты. Исходя из нормы ст. 47 Основного Закона его можно сформулировать как право на социальное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности, потери кормильца.

Система пенсионного обеспечения включает две составляющие — две категории, различающиеся принципом пенсионного обеспечения: обязательное пенсионное обеспечение и добровольное. Обязательное пенсионное обеспечение осуществляется в рамках установленных законодательством условий и обязательно для исполнения всеми категориями нанимателей, работников, а также самозанятыми категориями работников. Добровольное пенсионное обеспечение — осуществляется за счет дополнительных пенсионных отчислений работодателя в пользу конкретного работника, а также за счет индивидуальных сбережений граждан или дополнительных отчислений работников из заработной платы с целью накопить пенсионные средства и за счет этих накоплений повысить общий размер пенсии в старости.

Возвращаясь к обязательному пенсионному обеспечению, важно отметить принципиальную необходимость выделения трех типов пенсий: социальных, трудовых и профессиональных. Социальные пенсии — предоставляемые гражданам на законодательно установленном минимальном уровне в случае, если накопленных пенсионных прав недостаточно для начисления пенсии, в размере превышающего ее минимальный размер. Размер социальной пенсии (минимальной) относится к категории социальных нормативов, характеризующих пенсионную систему.

Трудовые пенсии — предоставляемые работникам, достигшим пенсионного возраста, в размерах и на условиях оговоренных действующим законодательством и в прямом соответствии с заработанными правами на пенсию или накопленными пенсионными суммами (реальными или условными).

Профессиональные пенсии — для государств с переходной экономикой, осуществляющих реформирование систем социальной защиты, по мнению автора, должна выплачиваться в рамках обязательного пенсионного обеспечения как дополнительные выплаты до определенного круга профессий.

Объем финансовых ресурсов, расходуемых на государственное пенсионное обеспечение в Республике Беларусь, является самым большим в структуре финансирования социальной сферы и составляет 9,6 % ВВП.

Данные о расходах Фонда социальной защиты, Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь на пенсии представлены в таблице 1.

Таблица 1. Расходы на пенсии Фонда социальной защиты, Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь

Расходы Фонда социальной защиты, Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, млрд. руб.

2000

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Расходы на пенсии, млрд. руб.

722

5568

7141

8439

10526

11559

14771

21878

Численность пенсионеров, состоящих на учете в органах по труду, занятости и социальной защите представлена в таблице 2.

Одновременно увеличивается количество инвалидов: ежегодно на инвалидность переводится около 55 тыс. граждан. За период 1991-2008 гг. численность инвалидов, состоящих на учете в органах социальной защиты, возросла с 348,0 до 477,3 тыс. человек.

В декабре 2011 года в Беларуси средний размер назначенной пенсии составил 940,4 тыс. руб. и в реальном выражении увеличился по сравнению с декабрем 2010 года на 60,9 %. Кроме этого, наблюдается увеличение числа работающих пенсионеров. (Приложение А)

Таблица 2. Численность пенсионеров стоящих на учете в органах по труду, занятости и социальной защите (на конец года)

Численность пенсионеров стоящих на учете в органах по труду, занятости и социальной защите

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Всего пенсионеров, тыс. человек

из них получающих пенсии:

по возрасту

из них пенсионеры с пенсией в минимальном размере

по инвалидности

по случаю потери кормильца

за выслугу лет

социальные

В процентах от общей численности пенсионеров по возрасту:

мужчины в возрасте до 60 лет

женщины в возрасте до 55 лет

2586

1908

76

301

153

19

52

2,4

2,2

2591

1922

64

296

149

21

52

2,4

2,0

2593

1935

60

288

143

23

52

2,3

2,0

2601

1956

57

281

135

25

52

2,2

1,9

2615

1977

42

274

132

28

53

2,1

1,9

2631

2002

153

270

125

30

55

2,1

1,8

Средняя пенсия по возрасту в декабре прошлого года составила 973,7 тысяч рублей, по инвалидности — 871,7 тысяч рублей, по случаю потери кормильца — 633,9 тысяч рублей, за выслугу лет социальных — 530,8 тысяч рублей.

Величина бюджетного прожиточного минимума для пенсионеров составила 463,6 тысяч рублей.

Тем не менее, этот уровень все еще нуждается в корректировке. В настоящее время (на конец 2011 года) средний размер пенсий составляет 940,4 тысяч рублей (таблица 3).

Таблица 3. Средний размер назначенных пенсий пенсионеров, состоящих на учете в органах по труду, занятости и социальной защите (на конец года)

Средний размер назначенных пенсий пенсионеров

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Средний размер назначенных пенсий, тыс. руб.

из них:

по возрасту

из них в минимальном размере

по инвалидности

по случаю потери кормильца

за выслугу лет

социальных

Средний размер назначенных пенсий, в процентах

к предыдущему году

к величине бюджета прожиточного минимума для пенсионеров

к среднему размеру начисленной заработной платы

Величина бюджетного прожиточного минимума для пенсионеров, тыс. руб.

277,6

292,1

165,0

257,0

174,7

385,2

112,6

131,6

188,4

41,6

147,4

328,2

345,4

189,8

302,1

204,1

459,5

123,5

118,2

198,4

41,3

165,4

389,4

408,3

226,5

359,0

242,2

539,1

169,3

118,7

198,9

38,9

195,8

429,5

449,3

250,3

394,9

266,9

589,2

187,2

110,3

192,4

39,3

223,3

584,7

612,1

319,9

532,7

356,4

804,2

244,3

136,1

231,8

36,6

252,2

940,4

973,7

683,7

871,7

633,9

1262,9

530,8

160,8

202,9

32,7

463,6

Одним из важнейшим направлений социальной защиты является социальное страхование. Оно организуется государством для того, чтобы гарантированно поддерживать жизненный уровень людей, подвергшихся воздействию таких неблагоприятных факторов, как старость, инвалидность, заболевания, потеря кормильца и другие.

В республике действуют 3 вида социального страхования:

1.а) пенсионное страхование;

  • б) страхование по временной нетрудоспособности, в связи с беременностью и родами, рождением ребенка и уходом за ним до достижения возраста 3 лет, в связи со смертью застрахованного или члена его семьи (социальное страхование).

2.Страхование от безработицы.

3.Страхование от производственного травматизма и профзаболеваний.

Соответственно выделяют следующие виды выплат по государственному социальному страхованию:

  • пенсии (по возрасту, инвалидности, в случае потери кормильца);
  • пособия и компенсации в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием;
  • пособия по беременности и родам;
  • пособия по временной нетрудоспособности;
  • пособия по безработице и др.

Что касается государственных пособий семьям, воспитывающим детей, то всего системой пособий на 1 января 2011 года охвачено свыше 440,0 тыс. детей, что составляет 25,3 процента от их общего количества, в том числе по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет — 98,9 процента, на детей старше 3 лет — 8,7 процента. Согласно ст. 33 Закона Республики Беларусь «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» с 01.11.2011 года размер пособия в связи с рождением ребенка равен:

  • при рождении первого ребенка — 5 747 900 руб.;
  • при рождении второго и последующих детей — 8 047 060 руб. [11]

Государственная адресная социальная помощь населению предоставляется в виде:

  • ежемесячного социального пособия и (или) единовременного социального пособия на приобретение продуктов питания, лекарственных средств, одежды, обуви, школьных принадлежностей и на другие нужды для обеспечения нормальной жизнедеятельности, а также на оплату (полностью или частично) жилищно-коммунальных услуг;
  • социального пособия на оплату технических средств социальной реабилитации. (Приложение Б)

Под ежемесячным социальным пособием понимается гарантированная государством выплата семье по поддержанию ее объективно низких доходов на уровне бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения при условии реализации семьей права на получение в соответствии с законодательством социальных трансфертов (пенсий, пособий, стипендий, бесплатного обеспечения продуктами питания детей первых двух лет жизни).

Размеры пособий представлены в таблице 4.

Таблица 4. Размеры пособий

Виды пособий

Размеры пособий

Пособие по временной нетрудоспособности

— 80 % среднедневного заработка за рабочие дни по графику работы работника, приходящиеся на первые 6 календарных дней нетрудоспособности, и в размере 100 процентов среднедневного заработка за последующие рабочие дни непрерывной временной нетрудоспособности.

  • 100 % среднедневного заработка за рабочие дни по графику работы работника с первого дня утраты трудоспособности участникам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;
  • лицам, имеющим на иждивении троих и более детей в возрасте до 16 лет (учащихся — до 18 лет);
  • донорам и др.).

Пособие по беременности и родам

100 % среднедневного (среднечасового) заработка за рабочие дни (часы) по графику работы работницы.

Пособие в связи с рождением ребенка

1. При рождении первого ребенка — в размере пятикратной наибольшей величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения перед датой рождения ребенка;

2. При рождении второго и последующих детей — в размере семикратной наибольшей величины бюджета прожиточного минимума перед датой рождения ребенка.

3. В случае рождения, усыновления (удочерения) двух и более детей, установления опеки над двумя и более детьми пособие назначается и выплачивается на каждого ребенка.

Пособие женщинам, ставшим на учет в государственных организациях здравоохранения до 12-недельного срока беременности

Пособие назначается и выплачивается единовременно в размере наибольшей величины бюджета прожиточного минимума перед датой рождения ребенка.

Пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет

100 % наибольшей величины бюджета прожиточного минимума.

50 % от установленного пособия назначается:лицам, вышедшим на работу на условиях, предусматривающих их занятость на протяжении более половины месячной нормы рабочего времени; при оформлении ребенка в учреждение, обеспечивающее получение дошкольного образования.

Пособие на погребение

Пособие на погребение выплачивается в размере средней заработной платы рабочих и служащих в республике за позапрошлый месяц относительно месяца наступления смерти.

Таким образом, система социальной защиты предназначена для создания определенной защищенности и безопасности социально уязвимым слоям населения. Функция социальной защиты заключается в оказании помощи человеку, находящемуся в трудной жизненной ситуации, или в том, чтобы предупредить возможные материальные трудности. В стране получил развитие программно-целевой метод решения конкретных проблем по улучшению положения детей, использование которого позволяет обеспечить более эффективное межведомственное взаимодействие, целевую направленность выделяемых ресурсов, привлечение дополнительных источников финансирования. Также проводится целенаправленная работа по улучшению условий жизни и благосостояния семей и детей, обеспечению их социальной и правовой защитой, стабилизации положения семей и детей, находящихся в особо трудных жизненных ситуациях.

2.2 Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь как субъект управления, его структура и функции

Основным государственным органом, проводящим государственную социальную политику и управление в области труда, занятости и социальной защиты населения, является Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь, которое было образовано в 2001 году на базе двух министерств: Министерство труда и Министерство социальной защиты. Организационная структура Министерства в соответствии с положением о нем представлена на рис.2.

Организационная структура Министерства содержит 7 самостоятельных функциональных блоков, имеющих структурные подразделения в областных городах: миграционная служба; служба занятости; служба по труду и социальной защите; инспекции по труду; экспертизы по труду; фонд социальной защиты населения; центры по начислению пенсий и выплате пособий с подчиненными им государственными учреждениями социального обслуживания. Кроме того, в структуру министерства включены: протезно-ортопедический центр, институт повышения квалификации работников министерства, центр по разработке АСУ, государственные санатории и пансионаты для пенсионеров и инвалидов, НИИ труда. [8, c. 152]

Что касается направления деятельности Министерства труда и социальной защиты, то выделяют следующие:

  • разработка предложений по основным направлениям и приоритетам государственной политики в области труда, занятости, демографической безопасности и социальной защиты;
  • участие в разработке и организация выполнения социальных программ, контроль за их реализацией;
  • организация и проведение мониторинга в области труда, занятости, демографической безопасности и социальной защиты;
  • работа по совершенствованию системы оплаты труда работников организаций, финансируемых из бюджета, государственных служащих, военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, органов финансовых расследований;
  • разработка республиканской целевой программы по улучшению условий и охране труда, а также нормативных правовых актов по условиям и охране труда;
  • осуществление экспертизы условий труда и государственный контроль за правильностью применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию за работу с особыми условиями труда, установления доплат за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, а также контроль за качеством проведения аттестации рабочих мест по условиям труда;
  • разработка предложений по совершенствованию системы социального партнерства, основных направлений ее развития;
  • а также участие в разработке проекта генерального соглашения между Правительством Республики Беларусь и республиканскими объединениями нанимателей и профсоюзов;
  • осуществление контроля за реализацией Национальной программы демографической безопасности;
  • анализ состояния и использования трудовых ресурсов и занятости населения, разработка прогнозной оценки состояния рынка труда;
  • организация и координация реализации государственной и региональных программ содействия занятости населения;
  • участие в формировании государственной политики в области профессиональной ориентации и профессионального образования населения, непрерывного профессионального обучения кадров по профессиям рабочих на производстве, разработке ее нормативного правового обеспечения;
  • участие в разработке мер в области семейной политики и охраны прав детей;
  • участие в разработке и реализации мероприятий по повышению социальной защиты пожилых людей, ветеранов, лиц, пострадавших от войн;
  • участие в разработке предложений по упорядочению системы социальных льгот и гарантий;
  • организация государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде. [11]

Министерство труда и социальной защиты руководствуется Конституцией, декретами и распоряжениями Президента, постановлениями и решениями Правительства, законами Республики Беларусь.

Министерство труда и социальной защиты осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими государственными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями.

В составе министерства действуют государственные учреждения социального обслуживания населения:

  • территориальные центры социального обслуживания населения;
  • территориальные центры по социальному обслуживанию;
  • территориальные кризисные центры помощи женщинам;
  • дома-интернаты и специальные школы-интернаты для детей-инвалидов;
  • дома-интернаты для престарелых и инвалидов;
  • специальные дома для ветеранов, престарелых и инвалидов;
  • дома ночного пребывания лиц без определенного места жительства;
  • Республиканский реабилитационный центр для детей-инвалидов;
  • Центр реабилитации и социальной поддержки инвалидов;
  • Республиканский интернат ветеранов войны и труда;
  • социально-педагогические центры;
  • социальные приюты (для детей и подростков).

[5, c. 165-166]

2.3 Деятельность Фонда социальной защиты населения

Особая роль в системе социальной защиты населения принадлежит государственному социальному страхованию, основной задачей которого является обеспечение соответствующего уровня доходов граждан при наступлении предусмотренных законодательством страховых случаев (старость, болезнь и временная нетрудоспособность, беременность и роды, рождение ребенка, уход за ребенком, инвалидность, потеря кормильца и другие).

Государственное социальное страхование охватывает большинство трудоспособного населения страны. Правом на трудовую (страховую) пенсию пользуется 2,5 миллиона человек, которые в свое время создавали национальное богатство, и забота о них является приоритетным направлением социальной политики государства.

В настоящее время в республике функции государственного социального страхования и ее основной части — пенсионного страхования осуществляют различные государственные органы:

  • органы Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты (далее — Фонд) осуществляют сбор и аккумуляцию обязательных страховых взносов и иных платежей на государственное социальное страхование, а также финансирование соответствующих выплат и контроль за правильностью уплаты и расходованием страховых взносов;
  • структурные подразделения местных исполнительных и распорядительных органов осуществляют назначение и выплату пенсий;

— наниматели (страхователи) под непосредственным контролем со стороны Фонда производят выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, по уходу за ребенком (в течение года назначается и выплачивается более 15 миллионов таких пособий).

Фонд является основным финансовым органом в системе государственного социального страхования. Для обеспечения полноты сбора страховых взносов в Фонде существует централизованная трехуровневая система управления. Коллегиальным органом управления Фонда является его правление. В состав правления входят Министр труда и социальной защиты (председатель правления), управляющий Фондом (заместитель председателя правления) и его заместители по должности, представители Министерства финансов, Министерства экономики, Национального банка, республиканских объединений нанимателей и профсоюзов.

Фонд в соответствии с возложенными на него задачами:

  • организует и координирует работу по управлению средствами государственного социального страхования;
  • осуществляет сбор и аккумулирование обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей на государственное социальное страхование (далее — взносы);
  • финансирует расходы на выплату трудовых и профессиональных пенсий, пособий в установленных законодательством случаях, а также иные расходы, предусмотренные законодательством о государственном социальном страховании;
  • организует и ведет индивидуальный (персонифицированный) учет сведений о застрахованных лицах для целей государственного социального страхования, в том числе профессионального пенсионного страхования, обеспечивает их конфиденциальность и сохранность, а также осуществляет контроль за правильностью представления плательщиками взносов сведений, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета;
  • разрабатывает и вносит в установленном порядке предложения о размерах и тарифах взносов;
  • осуществляет контроль за правильностью начисления, своевременностью и полнотой уплаты (перечисления) взносов, принимает предусмотренные законодательством меры к плательщикам взносов, нарушающим порядок их уплаты, а также представляющим для назначения и выплаты профессиональных пенсий документы, содержащие недостоверные сведения;
  • контролирует правильность использования средств государственного социального страхования, направляемых на финансирование выплаты трудовых и профессиональных пенсий, пособий, других расходов в установленных законодательством случаях;
  • в установленном порядке вносит предложения о размерах тарифов на доставку пенсий и иных выплат из средств государственного социального страхования;
  • осуществляет иные функции, предусмотренные законодательством.

Средства государственного социального страхования имеют целевое назначение и направляются на:

  • выплату трудовых пенсий;
  • выплату профессиональных пенсий;
  • выплату пособий по государственному социальному страхованию (по временной нетрудоспособности, беременности и родам, в связи с рождением ребенка, женщине, ставшей на учет в государственной организации здравоохранения до 12-недельного срока беременности, по уходу за ребенком в возрасте до трех лет, на погребение);
  • оплату ежемесячно предоставляемого по заявлению матери (отца, опекуна, попечителя), воспитывающей (воспитывающего) ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, одного дополнительного свободного от работы дня;
  • выплату пенсий и пособий лицам, выехавшим за границу, а также прибывшим в Республику Беларусь, в соответствии с законодательством и международными договорами Республики Беларусь;
  • финансирование выплат взыскателям в качестве компенсации недополученной суммы алиментов в связи с простоем или иными обстоятельствами, имевшими место по независящим от должника причинам, с последующим возмещением нанимателем использованных на указанные цели средств государственного социального страхования;
  • финансирование выплат на санаторно-курортное лечение и оздоровление;
  • финансирование деятельности Фонда, в том числе его материально-технического обеспечения;
  • финансирование иных расходов в соответствии с законодательством о государственном социальном страховании. [12]

75-80 % всей суммы по данному виду социального страхования составляют расходы на выплату пенсий, около 6 % — на пособия по временной нетрудоспособности. За год выплачивается более 12 млн. различных пособий, получателями пенсий является около 2,6 млн. человек. (Приложение В)

С 2002 года финансовое положение Фонда нестабильно и продолжает ухудшаться. Основными причинами ухудшения финансового состояния Фонда являются:

  • несвоевременное и неполное поступление взносов на государственное социальное страхование в Фонд вследствие неплатежеспособности многих предприятий (приложение Г);
  • использование средств государственного социального страхования на выплаты, которые должны финансироваться из республиканского бюджета;
  • рост числа пенсионеров по отношению к работающим (плательщикам страховых взносов) (Таблица 5).

Таблица 5. Численность занятых в экономике, приходящихся на 1 пенсионера

Численность занятых в экономике, тыс. чел.

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Численность занятых в экономике, приходящихся на 1 пенсионера

1,71

1,73

1,74

1,78

1,79

1,78

1,77

Важным фактором, влияющим на пополнение доходов Фонда, является полнота регистрации плательщиков страховых взносов, количество которых в 2003 году увеличилось более чем на 43 тыс. и составляет почти 300 тыс. человек (около 260 плательщиков в расчете на одного инспектора районного звена, в 2002 году — 118).

Увеличение нагрузки произошло в связи с введением с 1 августа 2002 г. обязательного государственного социального страхования индивидуальных предпринимателей и ростом по этой причине количества страхователей более чем в два раза.

Таким образом, можно сделать вывод, что Фонд социальной защиты населения Республики Беларусь представляет собой государственный внебюджетный фонд, который образуется в процессе перераспределения финансовых ресурсов государства, предприятий и населения и используется на финансирование не включенных в бюджет некоторых общественных потребностей (материального обеспечения граждан в старости, в случае полной или частичной утраты трудоспособности, потери кормильца, а также помощи многодетным, неполным и малообеспеченным семьям).

3. Проблемы и перспективы развития социальной защиты населения в Республике