Фонд социальной защиты населения

Актуальность данной темы заключаются в том, что государство гарантирует своим гражданам материальную поддержку при утрате ими трудоспособности в результате инвалидности, старости, болезни, а также в случае потери кормильца и в других случаях, предусмотренных законодательством. Социальная защита включает два понятия:

  • § пенсионное страхование на случай достижения пенсионного возраста и потери кормильца;
  • § социальное страхование на случай временной нетрудоспособности, беременности и родов, рождения ребенка, трехлетнего ухода за ним, смерти застрахованного члена его семьи.

В основе государственного социального обеспечения населения лежит принцип солидарности поколений, когда трудоспособное население своими средствами через формирование централизованных денежных фондов участвует в обеспечении нетрудоспособных граждан.

Социальная работа это специфический вид профессиональной деятельности, оказание государственного и негосударственного содействия человеку с целью обеспечения культурного, социального и материального уровня его жизни, предоставление индивидуальной помощи человеку, семье или группе лиц.

Прежде всего социальную работу следует рассматривать как самостоятельную науку, что определяет ее место в системе наук. Как любая наука, социальная работа имеет свой предмет, объект, категориальный аппарат. Объектом исследования социальной работы является процесс связей, взаимодействий, способов и средств регуляции поведения социальных групп и личностей в обществе.

Целью курсовой работы является рассмотрение необходимости и сущности понятия социальной защиты населения Республики Беларусь.

Объектом исследования является Фонд социальной защиты населения Республики Беларусь.

При написании данной работы были поставлены следующие задачи:

  • § изучение необходимости и сущности Фонда социальной защиты населения, их поставленных задач и функций;
  • § Анализ порядка формирования и использования Фонда социальной защиты населения Республики Беларусь;
  • § Проблемы развития социальной защиты населения в Республики Беларусь на современном этапе.

1. НЕОБХОДИМОСТЬ И СУЩНОСТЬ ФОНДА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ

Фонд социальной защиты населения (ФСЗН) был образован в соответствии с постановлением Верховного Совета Республики Беларусь от 10.06.1993 г. №XII на базе пенсионного фонда социального страхования. Он функционирует с 01.07.1993 г., являясь самостоятельной финансово—кредитной организацией при Министерстве труда и социальной защиты. До 2003 г. (включительно) ФСЗН оставался внебюджетным фондом, а с 01.04.2004 г. его денежные средства вошли в состав бюджета.

19 стр., 9249 слов

Социальная защита населения в Республике Беларусь

... социальной защиты в Республике Беларусь. проанализировать проблемы и перспективы социальной защиты в Республике Беларусь. Методы исследования: описания, систематизации, классификации, аналитический метод, метод сравнительного анализа, статистический, графический, метод сбора фактов. 1. Социальная защита населения 1.1 Социальная защита: понятие и сущность Социальная защита населения ...

В своей деятельности Фонд руководствуется Конституцией Республики Беларусь, настоящим Положением, иными актами законодательства и осуществляет по вопросам своей компетенции взаимодействие с республиканскими органами государственного управления, местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами, общественными объединениями и международными организациями.

Сущность социальной защиты населения заключается в принятии системы мер по укреплению статуса экономически и социально слабых граждан, ориентированных на соблюдение принципа равноправия. Важнейшим приоритетом системы социальной защиты является поддержка в первую очередь нетрудоспособных граждан. С этой целью формируются и используются специальные денежные фонды.

Обязательному государственному страхованию подлежат лица, работающие на основе трудовых договоров; членства в кооперативах, предприятиях и обществах коллективных форм собственности. Государственное социальное страхование может также распространяться и на другие категории граждан при условии оплаты страховых взносов (предпринимателей; членов крестьянских хозяйств; творческих работников; работников, работающих по договорам подряда; иностранных граждан и лиц без гражданства, работающих в Республике Беларусь).

Объектом обложения для работодателей и работающих граждан является – фонд оплаты труда за исключением льгот; а для предпринимателей; членов крестьянских хозяйств; творческих работников – доход.

Средства государственного социального страхования образуются за счет:

  • обязательных страховых взносов;
  • взносов на профессиональное пенсионное страхование;
  • ассигнований из республиканского бюджета;
  • доходов от капитализации временно свободных средств государственного социального
  • доходов от размещения взносов на профессиональное пенсионное страхование;
  • поступлений по обратному требованию (регрессу) к юридическим и физическим лицам, являющимся причинителями вреда, или лицам, ответственным за причиненный вред согласно законодательству, в размере суммы пособий и пенсий, выплаченных в связи с увечьем или иным повреждением здоровья гражданина, а также по случаю потери кормильца вследствие указанных причин;
  • сумм недоимок, пеней и административных штрафов;
  • других поступлений.

Данные средства являются республиканской собственностью, не подлежат изъятию, не облагаются налогами, используются на цели, предусмотренные законодательством о государственном социальном страховании, и зачисляются на единый казначейский счет Министерства финансов.

Одним из важнейшим направлений социальной защиты является социальное страхование. Оно организуется государством для того, чтобы гарантированно поддерживать жизненный уровень людей, подвергшихся воздействию таких неблагоприятных факторов, как старость, инвалидность, заболевания, потеря кормильца и другие.

В Республике Беларусь действуют 3 вида социального страхования:

1.а) пенсионное страхование;

  • б) страхование по временной нетрудоспособности, в связи с беременностью и родами, рождением ребенка и уходом за ним до достижения возраста 3 лет, в связи со смертью застрахованного или члена его семьи (социальное страхование).

2.Страхование от безработицы.

3.Страхование от производственного травматизма и профзаболеваний.

Соответственно выделяют следующие виды выплат по государственному социальному

  • пенсии (по возрасту, инвалидности, в случае потери кормильца);
  • пособия и компенсации в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием;
  • пособия по беременности и родам;
  • пособия по временной нетрудоспособности;
  • пособия по безработице и др.
  • при рождении первого ребенка – 10 262 900 руб.;
  • при рождении второго и последующих детей – 14 368 100 руб. [11]

Под ежемесячным социальным пособием понимается гарантированная государством выплата семье по поддержанию ее объективно низких доходов на уровне бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения при условии реализации семьей права на получение в соответствии с законодательством социальных трансфертов (пенсий, пособий, стипендий, бесплатного обеспечения продуктами питания детей первых двух лет жизни).Размеры пособий представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Виды пособий

Размеры пособий

Пособие по временной нетрудоспособности

  • 80 % среднедневного заработка за рабочие дни по графику работы работника, приходящиеся на первые 6 календарных дней нетрудоспособности, и в размере 100 процентов среднедневного заработка за последующие рабочие дни непрерывной временной нетрудоспособности.
  • 100 % среднедневного заработка за рабочие дни по графику работы работника с первого дня утраты трудоспособности участникам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; лицам, имеющим на иждивении троих и более детей в возрасте до 16 лет (учащихся – до 18 лет); донорам и др.).

Пособие по беременности и родам

100 % среднедневного (среднечасового) заработка за рабочие дни (часы) по графику работы работницы.

Пособие в связи с рождением ребенка

1. При рождении первого ребенка – в размере десятикратной наибольшей величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, утвержденного Советом Министров Республики Беларусь, за два последних квартала перед датой рождения ребенка;

2. При рождении второго и последующих детей – в размере четырнадцатикратной наибольшей величины бюджета прожиточного минимума.

3. В случае рождения, усыновления (удочерения) двух и более детей, установления опеки над двумя и более детьми пособие назначается и выплачивается на каждого ребенка.

Пособие женщинам, ставшим на учет в государственных организациях здравоохранения до 12-недельного срока беременности

Пособие назначается и выплачивается единовременно в размере наибольшей величины бюджета прожиточного минимума перед датой рождения ребенка.

Пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет

100 % наибольшей величины бюджета прожиточного минимума.

50 % от установленного пособия назначается:лицам, вышедшим на работу на условиях, предусматривающих их занятость на протяжении более половины месячной нормы рабочего времени; при оформлении ребенка в учреждение, обеспечивающее получение дошкольного образования.

Пособие на погребение

Пособие на погребение выплачивается в размере средней заработной платы рабочих и служащих в республике за позапрошлый месяц относительно месяца наступления смерти.

Таким образом, система социальной защиты предназначена для создания определенной защищенности и безопасности социально уязвимым слоям населения. Функция социальной защиты заключается в оказании помощи человеку, находящемуся в трудной жизненной ситуации, или в том, чтобы предупредить возможные материальные трудности.

В качестве объекта социального страхования выступают жизнь, здоровье и трудоспособность людей.

Регулирование социального страхования осуществляется законодательными актами Республики Беларусь, которые предусматривают конкретные условия, размеры и порядок организации социального страхования по каждому страховому случаю.

Выплата пособий по социальному страхованию, пенсий и других выплат осуществляется за счет специальных фондов, образуемых из обязательных и добровольных взносов работодателей и работников, а также дотаций из государственного бюджета.

К таким фондам относится Фонд социальной защиты населения Республики Беларусь.

В Беларуси система социального страхования в современном его понимании существует сравнительно недавно. До 1921 года в республике существовала система социального обеспечения, финансируемая, главным образом, из государственного казначейства.

В начале 1922 года Советом Народных Комиссаров Беларуси было принято постановление «О социальном страховании лиц, занятых наемным трудом на кооперативных, концессионных, арендных и частных предприятиях, учреждениях и хозяйствах» и в составе Наркомата соцобеспечения БССР было создано управление социального страхования. С 7 июня 1922 года управление социального страхования было переведено на самоокупаемость.

В 1933 году социальное страхование передано в ведение профсоюзов. Им были переданы все средства социального страхования, санатории, дома отдыха и другие учреждения. Непосредственное руководство осуществлялось отраслевыми, а также территориальными межсоюзными организациями. Тарифы страховых взносов утверждались дифференцированно по отраслевым профсоюзам. При профсоюзных комитетах работали комиссии по социальному страхованию и комиссии по пенсионным вопросам.

Провозглашенная в конце 80-х годов в бывшем СССР перестройка вызвала изменения в организации и финансировании социального страхования. Были приняты Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 15 августа 1990 года №818 «Об организации пенсионного Фонда СССР» и №827 «О совершенствовании порядка финансирования расходов на социальное страхование и социальное обеспечение». В соответствии с этим Советом Министров Белорусской ССР и Федерацией профсоюзов Белоруссии принято Постановление от 20 декабря 1990 года №327 «Об образовании Фонда социального страхования Белорусской ССР». В 1991 году Советом Министров Республики Беларусь принято Постановление от 20 декабря 1991 года №481 «Об организации Пенсионного Фонда Республики Беларусь». Состав Правления Пенсионного Фонда утвержден Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 13 мая 1992 года №278. Эти документы фактически положили начало внедрению страховых принципов в пенсионную систему республики.

В целях совершенствования системы финансирования государственного социального страхования, постановлением Верховного Совета Республики Беларусь от 10.06.1993 на базе Пенсионного фонда Республики Беларусь и Фонда социального страхования (последний находился в структуре Совета Федерации профсоюзов Беларуси) был образован Фонд социальной защиты населения Республики Беларусь, как орган государственного управления финансами социального страхования, подчиняющийся Совету Министров Республики Беларусь.

Указом Президента Республики Беларусь от 23.09.1994 № 122 Фонд социальной защиты населения Республики Беларусь был реорганизован путем его присоединения к Министерству социальной защиты Республики Беларусь с правом юридического лица.

Указом от 24.09.2001 № 516 Фонд преобразован в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.

В структуру Фонда входят:

  • центральный аппарат;
  • 6 областных и Минское городское управления;
  • Обеспечение деятельности Фонда производится в пределах средств на его содержание, утвержденных Советом Министров Республики Беларусь.

Органом управления Фонда социальной защиты населения является его правление. В состав правления входят Министр труда и социальной защиты (председатель правления), управляющий (заместитель председателя правления) и его заместители по должности, а также представители Министерства финансов, Министерства экономики, Национального банка, объединений нанимателей и профсоюзов. Количественный и персональный состав правления утверждается Советом Министров Республики Беларусь.

В соответствии с положением о фонде социальной защиты населения министерства труда и социальной защиты республики Беларусь на ФСЗН возложены следующие задачи:

  • организует и координирует работу по управлению средствами государственного социального страхования;
  • осуществляет сбор и аккумулирование обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей на государственное социальное страхование (далее — взносы);
  • финансирует расходы на выплату трудовых и профессиональных пенсий, пособий в установленных законодательством случаях, мероприятия по обеспечению занятости населения, а также иные расходы, предусмотренные законодательством о государственном социальном страховании;
  • организует и ведет индивидуальный (персонифицированный) учет сведений о застрахованных лицах для целей государственного социального страхования, в том числе профессионального пенсионного страхования, обеспечивает их конфиденциальность и сохранность, а также осуществляет контроль за правильностью представления плательщиками взносов сведений, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета;
  • финансирует расходы на санаторно-курортное лечение и оздоровление в соответствии с законодательством;
  • размещает средства профессионального пенсионного страхования в банке, уполномоченном обслуживать государственные программы;
  • осуществляет капитализацию временно свободных средств государственного социального страхования;
  • разрабатывает и вносит в установленном порядке предложения о размерах и тарифах взносов;
  • назначает и выплачивает профессиональные пенсии;
  • осуществляет контроль за правильностью начисления, своевременностью и полнотой уплаты (перечисления) взносов, принимает предусмотренные законодательством меры к плательщикам взносов, нарушающим порядок их уплаты, а также представляющим для назначения и выплаты профессиональных пенсий документы, содержащие недостоверные сведения;
  • контролирует правильность использования средств государственного социального страхования, направляемых на финансирование выплаты трудовых и профессиональных пенсий, пособий, других расходов в установленных законодательством случаях;
  • осуществляет в установленном законодательством и международными договорами порядке выплату пенсий и пособий лицам, выехавшим за границу, а также прибывшим в Республику Беларусь;
  • в установленном порядке разрабатывает и вносит предложения о совершенствовании законодательства о государственном социальном
  • в установленном порядке ведет бухгалтерский учет и государственную статистическую отчетность;
  • проводит ревизии финансово-хозяйственной деятельности территориальных органов;
  • осуществляет иные функции, предусмотренные законодательством.