Фонд социального страхования РФ как источники финансирования социальной защиты населения

Темой моей курсовой работы является «Фонд социального страхования».

Актуальность:

Целью данной работы является рассмотрение сущности и особенности функционирования фонда и его место в бюджетной системе России. Исходя из поставленной цели можно выделить следующие задачи:

  • определение сущности, цели, задачи, структуры и управления фонда;
  • анализ бюджета фонда;
  • рассмотрение проблем и перспектив развития фонда.

Объектом исследования в данной работе является особенности социального страхования в Российской Федерации.

Предметом исследования в данной работе является функционирование Фонда социального страхования.

Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи:

  • определение сущности, цели, задачи, структуры и управления фонда;
  • анализ бюджета фонда, его доходной и расходной части, а так же изучение проблем и перспектив развития фонда.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Во введении показывается актуальность выбранной темы, цель и задачи, способствующие её достижению, уточняются предмет и объект проводимого исследования. В первой главе раскрывается понятие государственных внебюджетных фондов в целом, далее рассматривается история создания Фонда социального страхования, а так же правовое положение Фонда социального страхования Российской Федерации, а так же его цели, задачи и система организации.

Во второй главе исследуются бюджет Фонда социального страхования, его доходная и расходная часть.

В заключении подводятся итоги исследования, делаются выводы по изучаемой теме.

Глава 1. Фонд социального страхования как государственный внебюджетный фонд

1.1 Государственные внебюджетные фонды РФ

Важным звеном финансовой системы РФ являются внебюджетные фонды государства. Внебюджетные фонды РФ – это фонды денежных средств, образуемые вне федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, которые предназначены для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья, медицинскую помощь, а также для удовлетворения других общественных потребностей, не финансируемых из бюджета.

13 стр., 6076 слов

Фонд обязательного социального страхования Российской Федерации

... Местонахождение Фонда - Москва. Организация социального страхования предусматривает использование следующих понятий и терминов: страховой взнос - обязательный платеж на обязательное социальное страхование; тариф страхового взноса - ставка страхового взноса, установленная на конкретный вид обязательного социального страхования с ...

Считается, что внебюджетные фонды возникли раньше бюджета и в какой-то мере послужили его основой. Объясняется это тем, что в процессе становления современной системы государственной власти происходило выделение отдельных функций государства и закрепление за ними специальных финансовых ресурсов. Как правило, это были специальные виды правительственной деятельности, для которых была нежелательна огласка. Покрывались они специальными доходами. Количество специальных фондов и счетов не было постоянным. Одни счета открывались, другие счета закрывались.

Наличие этих фондов, хотя и было необходимо, создавало определенные финансовые неудобства. В одних фондах наблюдалась нехватка средств, в других – избыток. Кроме того, правительство могло использовать эти средства бесконтрольно, поэтому по мере укрепления централизованного государства постепенно происходило объединение специальных фондов в едином государственном бюджете. Однако многие внебюджетные фонды сохранили свое значение и самостоятельность и существовали наряду с бюджетом. Специальные счета создавались для строительства, правительственной предпринимательской деятельности, управления денежной массой и государственным долгом, системой социального страхования.

Сегодня внебюджетные фонды являются полноправным элементом финансовой системы и одним из способов перераспределения финансовых ресурсов. Выделение наряду с бюджетом специальных внебюджетных фондов обусловлено несколькими причинами:

  1. необходимостью выделения специальных денежных ресурсов с целью их более эффективного и строго целевого использования;

  2. необходимостью определения особых и одновременно устойчивых финансовых источников для удовлетворения специальных потребностей государства;

  3. необходимостью изыскания дополнительных средств для удовлетворения общественных потребностей, которые не могут быть в полном объеме профинансированы из бюджета, но которые являются основой расширения сферы деятельности правительства в области военных расходов, научных исследований, социальных выплат населению и т.п.

В России начиная с 1992 г. действует более двух десятков внебюджетных фондов, которые были созданы на разных уровнях управления – федеральном, уровне субъектов РФ и местном уровне. Главной причиной их создания была необходимость выделения чрезвычайно важных для общества расходов и обеспечение их самостоятельными источниками доходов. Ведущую роль среди них заняли социальные внебюджетные фонды.

46 стр., 22698 слов

Фонд социального страхования РФ и его роль в развитии социальной сферы

... и расходов фонда социального страхования РФ; провести анализ изменения структуры доходов и структуры расходов фонда социального страхования РФ, а также описать развитие Фонда социального страхования РФ. Практическая значимость работы заключается разработке предложений по совершенствованию деятельности внебюджетных Фондов РФ социального ...

Одновременно с социальными были созданы и другие внебюджетные фонды. В конце 90-х гг., исчерпав положительный ресурс от функционирования целого ряда внебюджетных фондов, Правительство РФ приняло решение о консолидации их в бюджет, при этом сохранив некоторую автономность этих фондов. Они были включены в бюджет отдельными статьями, т.е. трансформировались в целевые бюджетные фонды. Социальные фонды сохранили статус внебюджетных фондов и были официально утверждены законодательными актами.

В настоящее время внебюджетные фонды классифицируются по несколько признакам: по срокам действия: постоянные и временные; по принадлежности к определенному уровню управления: федеральные, региональные, местные; по целевому назначению: экономические, социальные, научно-исследовательские, экологические, военно-политические. В состав государственных внебюджетных фондов РФ входят Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и Территориальные фонды обязательного медицинского страхования. Эти фонды аккумулируют средства для реализации важнейших социальных гарантий: государственного пенсионного обеспечения, оказания бесплатной медицинской помощи, поддержки в случае потери трудоспособности и т.п. Внебюджетные фонды позволяют преодолеть остаточный принцип финансирования социальных и других расходов. Они позволяют также разгрузить бюджет, беря на себя часть его расходов, разрешая тем самым проблему финансирования бюджета. Имея строго целевое направление использования средств, внебюджетные фонды дают возможность увеличить ресурсы, мобилизуемые государством.

Таким образом, главная причина создания внебюджетных фондов – необходимость выделения чрезвычайно важных для общества расходов и обеспечение их самостоятельными источниками доходов.

1.2 История развития фонда социального страхования РФ.

Идея об обязательном страховании рабочих в России возникла в 1889 году: в Государственный совет был предложен проект закона об ответственности владельцев промышленных предприятий за увечье и смерть рабочих. Спустя 14 лет- 2 июня1903 г. был принят первый общероссийский закон «О вознаграждении потерпевших вследствие несчастных случаев рабочих и служащих, а равно членов их семейств, в предприятиях фабрично-заводской, горной и горнозаводской промышленности». Закон 1903 года вводил не только обязательное страхование рабочих, но и содержал в себе ряд статей, которые имели важное значение для становления в России государственного социального страхования. Первое послереволюционное положение о социальном обеспечении трудящихся было принято в 1918 году. Оно гарантировало обеспечение всех наемных работников независимо от характера труда пособиями при временной утрате заработка в связи с болезнью, беременностью и родами, увечьем. С 1922 года выплата пособий была передана непосредственно предприятиям в счет страховых взносов.

В 1929 году государственное социальное страхование обрело единый бюджет. А с 1931 года за счет соцстраховских средств начато финансирование санаторно-курортного лечения и отдыха в специализированных учреждениях (санатории, пансионаты, дома отдыха), а также финансирование детских оздоровительных лагерей. В лексиконе профсоюзных деятелей появляется понятие «профилактики заболеваемости». Начато строительство советской санаторно-курортной «фабрики здоровья». С 1933 года социальное страхование перешло под управление советских профсоюзов. С 1 января 1991 года на основании Постановления Совета Министров РСФСР и Федерации независимых профсоюзов от 25 декабря 1990 года N600/9-3 «О совершенствовании управления и порядка финансирования расходов на социальное страхование трудящихся РСФСР» был образован внебюджетный

3 стр., 1397 слов

Особенности государственного социального страхования в России

... утративших трудоспособность или не имевших ее. В России обязательное государственное социальное страхование представлено тремя внебюджетными фондами: пенсионным; обязательного медицинского страхования; социального страхования. В формировании и использовании этих фондов есть свои особенности. Задуманные как страховые, они не ...

входит в состав консолидированного бюджета Российской Федерации и утверждается в форме самостоятельного федерального закона. В рамках своей деятельности Фонд осуществляет финансовое обеспечение расходов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также исполнению возложенных на Фонд государственных функций. С 1 января 2005 года на Фонд возложена задача по реализации федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ в части обеспечения граждан получателей социальных услуг путевками на санаторно-курортное лечение, а также их бесплатного проезда к месту лечения и обратно за счет средств федерального бюджета.

В этом же году в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12. 2004 года N 771 на Фонд также возложена задача по обеспечению инвалидов, отдельных категорий граждан из числа ветеранов техническими средствами реабилитации, протезами (кроме зубных) и протезно-ортопедическими изделиями за счет средств федерального бюджета.

Отделения Фонда созданы на территориях всех субъектов Российской Федерации.

Фонд организует исполнение бюджета государственного социального страхования, утверждаемого ежегодно федеральным законом, контролирует использование средств социального страхования. В необходимых случаях Фонд перераспределяет средства социального страхования между регионами и отраслями, поддерживая финансовую устойчивость системы. Кроме того, Фондом разрабатываются и реализуются государственные программы по совершенствованию социального страхования, охраны здоровья работников.

1.3 Фонд социального страхования, его цели, задачи и система организации

Фонд социального страхования является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве РФ. Деятельность Фонда регламентируется положением «О Фонде социального страхования Российской Федерации», утвержденном постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. № 101.

Основной целью Фонда является — финансирование выплат пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, уходу за ребенком до полутора лет, финансирование организации санаторно-курортного лечения и отдыха и др.

14 стр., 6965 слов

Сущность социального страхования

... Федерации; центральные отраслевые отделения, управляющие средствами государственного социального страхования в отдельных отраслях хозяйства; филиалы отделений, создаваемые региональными и центральными отраслевыми отделениями Фонда по согласованию с председателем Фонда. Руководство деятельностью Фонда осуществляется его председателем. Для обеспечения ...

Основными задачами Фонда являются:

обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг, санаторно-курортное обслуживание работников и их детей;

участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;

осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость Фонда;

разработка предложений о размерах тарифа страховых взносов на государственное социальное страхование;

организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов для системы государственного социального страхования, разъяснительной работы среди страхователей и населения по вопросам социального страхования.

В Фонд социального страхования Российской Федерации входят следующие исполнительные органы:

  1. региональные отделения, управляющие средствами государственного социального страхования на территории субъектов Российской Федерации;

  2. центральные отраслевые отделения, управляющие средствами государственного социального страхования в отдельных отраслях хозяйства;

3. филиалы отделений, создаваемые региональными и центральными отраслевыми отделениями Фонда по согласованию с председателем Фонда.

Фонд, его региональные и центральные отраслевые отделения являются юридическими лицами, имеют гербовую печать со своим наименованием, текущие валютные и иные счета в банках.

Система управления фондом построена следующим образом. Председатель Фонда и его заместители назначаются Правительством РФ.

Председатель Фонда:

  1. руководит деятельностью Фонда;

  2. распределяет обязанности между заместителями председателя Фонда и руководителями структурных подразделений центрального аппарата Фонда;

  3. вносит проект бюджета Фонда на утверждение в Правительство РФ. После рассмотрения правлением утверждает бюджеты региональных и отраслевых органов Фонда;

утверждает сводный финансовый отчет об использовании средств государственного социального страхования, рассматривает сводный отчет по

9 стр., 4351 слов

Правовые основы деятельности Фонда социального страхования Российской Федерации

... 3 вышеуказанного Постановления в Фонд социального страхования Российской Федерации входят следующие исполнительные органы: региональные отделения, управляющие средствами государственного социального страхования на территории субъектов Российской Федерации; центральные отраслевые отделения, управляющие средствами государственного социального страхования в отдельных отраслях хозяйства; ...

  1. финансово-хозяйственной деятельности подведомственных санаторно-курортных учреждений Фонда и вносит предложения по улучшению этой работы. Информирует правление Фонда о состоянии расчетов с органами Фонда;

  2. Совместно с Министерством здравоохранения и социального развития РФ утверждает инструкцию о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, и устанавливает порядок контроля за организацией экспертизы временной нетрудоспособности, соблюдением правил выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, в лечебно-профилактических учреждениях;

  3. С учетом мнения правления Фонда принимает решения о целесообразности создания или ликвидации центральных отраслевых отделений Фонда; утверждает структуру и штатное расписание центрального аппарата Фонда, региональных центральных отраслевых отделений Фонда, сметы расходов (включая фонды оплаты труда и др.) и отчеты об их исполнении;

  4. Руководит деятельностью региональных и центральных отраслевых отделений по исполнению доходной и расходной частей их бюджета и обеспечивает контроль за использованием средств государственного социального страхования;

  5. Рассматривает итоги исполнения бюджета Фонда и принимает меры по улучшению этой работы, утверждает годовые отчеты о деятельности региональных и центральных отделений;

  6. Принимает необходимые меры по результатам ревизий и проверок по расходованию средств Фонда его органами и подведомственными санаторно-курортными учреждениями;

  7. Издает в пределах своей компетенции приказы, положения, инструкции и другие документы, обязательные для исполнения всеми работниками Фонда.

Члены правления Фонда, представленные председателем Фонда на основании предложений соответствующих министерств, ведомств, органов профессиональных союзов и организаций, утверждаются Правительством РФ. Председатель Фонда является председателем правления Фонда. Решения правления Фонда оформляются постановлениями или приказами председателя Фонда. Заседания правления назначаются председателем Фонда.

В случае несогласия правления Фонда по основным вопросам деятельности Фонда с решением его председателя последний принимает самостоятельное решение, о чем в 5-дневный срок информирует Правительство РФ. Работа членов правления Фонда не является платной. Расходы членов правления Фонда, связанные с работой в правлении, оплачивают за счет средств Фонда.

Правление Фонда рассматривает:

  1. задачи Фонда и совершенствование государственного социального страхования;

    4 стр., 1790 слов

    Бюджет Фонда социального страхования РФ

    ... работника свыше этой суммы страховые взносы в Фонд начисляться не будут. 2.2 Анализ изменения структуры доходов и расходов Фонда социального страхования РФ ... сегодняшний день Фонд социального страхования организует исполнение бюджета государственного социального страхования, утверждаемого ежегодно Федеральным законом, контролирует использование средств социального страхования. Заключение Расширение ...

  2. формирование и использование резервных средств;

  3. проекты размера тарифа страховых взносов;

  4. проект бюджета Фонда и его исполнение;

  5. участие в реализации проектов государственных программ по социальному страхованию;

  6. отчеты о результатах деятельности региональных и центральных отраслевых отделений Фонда;

  7. контрольно-ревизионную деятельность Фонда;

  8. проекты законодательных и других нормативных актов, правил, инструкций и положений по вопросам государственного социального страхования.

Региональные отделения Фонда образуют в субъектах РФ, а центральные отраслевые отделения Фонда – в отдельных отраслях.

Региональные и центральные отраслевые отделения Фонда и их филиалы:

  1. Регистрируют страхователей и выдают удостоверения о регистрации, организуют банки данных по всем категориям страхователей;

  2. Устанавливают для страхователей в соответствии с инструкцией нормативы расходов, необходимые для обеспечения государственных гарантий по социальному страхованию работников;

  3. Разрабатывают проекты бюджетов органов Фонда и смет расходов на содержание и представляют их на утверждение в установленном порядке;

  4. Контролируют расходование средств страхователями; в случаях установленных инструкцией, принимают решения о непринятии к зачету расходов по социальному страхованию и списании средств в бесспорном порядке.

Региональные и отраслевые координационные советы Фонда — коллегиальные совещательные органы, рассматривающие деятельность Фонда по социальному страхованию. Региональные координационные советы Фонда формируют из лиц, входящих в них по должности (управляющий региональным исполнительным отделением Фонда и его заместители), представительствующих на постоянной основе (по одному представителю от органов труда и занятости населения, социальной защиты населения, государственной налоговой службы, финансового органа, учреждений Центрального банка РФ, субъектов РФ) и представительствующих на основе ротации (представители от объединений профсоюзов, работодателей организаций, деятельность которых связана с защитой интересов семей работников).

Порядок делегирования представителей на ротационной основе определяется правлением Фонда. Управляющий региональным отделением Фонда является председателем координационного совета. Решения координационного совета оформляются постановлениями или приказами управляющего региональным отделением Фонда. Центральные отраслевые координационные советы Фонда создают при центральных отраслевых отделениях Фонда и формируют из лиц, входящих в них по должности (управляющий центральным отраслевым отделением Фонда и его заместители, председатель общероссийского объединения профессионального союза), представительствующих на постоянной основе.

4 стр., 1546 слов

Фонд социального страхования в Российской Федерации, перспективы его развития

... фонда социального страхования РФ Первые законы о страховании были приняты в России в начале ХХ столетия. В 1912 г. Россия получила пакет страховых законов, предусматривавших обязательное социальное страхование: ... производства. Путевки в санатории за счет средств социального страхования выдавались либо бесплатно, либо за 30% стоимости. Важным этапом развития социального страхования является ...

Координационные советы региональных и отраслевых органов Фонда рассматривают вопросы, связанные с деятельностью региональных и центральных отраслевых отделений Фонда, в том числе:

  1. предложения страхователей отделений и филиалов Фонда о совершенствовании социального страхования;

  2. проекты бюджетов региональных и отраслевых органов Фонда и их исполнение, предложения по формированию и использованию резервных средств;

  3. отчеты о результатах деятельности региональных и центральных отраслевых отделений Фонда.

Фонд осуществляет следующие функции:

  1. проведение мероприятий по мобилизационной подготовке и мобилизации, гражданской обороне и защите сведений, составляющих государственную тайну:

  2. обеспечение мобилизационной подготовки и мобилизации Фонда, а также контроль и координация деятельности региональных отделений Фонда по их мобилизационной подготовке и мобилизации;

  3. организация и ведение гражданской обороны в Фонде;

  4. обеспечение в пределах своей компетенции защиты сведений, составляющих государственную тайну, и иной охраняемой законом информации, соблюдения режима секретности;

  5. организация обучения работников Фонда в области мобилизационной подготовки, гражданской обороны и защиты сведений, составляющих государственную тайну.

Средства Фонда образуются за счет:

  1. страховых взносов работодателей (администрации предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности);

  2. страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и обязанных уплачивать взносы на социальное страхование в соответствии с законодательством;

  3. страховых взносов граждан, осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию, установленному для работников, при условии уплаты ими страховых взносов в Фонд;

    17 стр., 8004 слов

    Социальное страхование (7)

    ... социального обязательность уплаты страхователями страховых взносов в бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования; ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования; обеспечение надзора и общественного контроля; автономность финансовой системы обязательного социального страхования. Субъектами обязательного социального страхования ...

  4. доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады. Помещение этих средств Фонда в банковские вклады производится в пределах средств, предусмотренных в бюджете Фонда на соответствующий период;

  5. добровольных взносов граждан и юридических лиц; поступления иных финансовых средств, не запрещенных законодательством;

  6. ассигнований из федерального бюджета на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот (пособий и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы или радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военного назначения и их последствий, а также в других установленных законом случаях (см. текст в предыдущей редакции)

  7. прочих поступлений (возмещаемых страхователем расходов, не принятых к зачету в счет страховых взносов, и не принятых расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания; недоимок по обязательным платежам, сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством; уплаченных в установленном порядке сумм за путевки, приобретенные страхователем за счет средств Фонда; средств, возмещаемых Фонду в результате исполнения регрессных требований к страхователям, и других).

Средства Фонда направляются на:

1.выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, при усыновлении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг;

2.оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет; оплату путевок для работников и их детей в санаторно-курортные учреждения, расположенные на территории Российской Федерации и в санаторно-курортные учреждения в государствах — участниках СНГ, аналогичных которым нет в Российской Федерации, а также на лечебное (диетическое) питание;

3.частичное содержание находящихся на балансе страхователей санаториев-профилакториев, имеющих лицензии на право занятия этим видом деятельности (оплата расходов на питание, лечение и медикаменты, заработную плату работников, культурно-массовое обслуживание);

4.частичную оплату путевок в детские загородные оздоровительные лагеря, находящиеся на территории Российской Федерации, для детей работающих граждан;

5.частичное содержание детско-юношеских спортивных школ (оплата расходов на оплату труда тренерско-преподавательского состава и аренду помещений, необходимых для учебно-тренировочного процесса);

6.оплату проезда к месту лечения и обратно;

7.создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости Фонда на всех уровнях;

  1. обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата управления Фонда;

  2. финансирование деятельности подразделений органов исполнительной власти, обеспечивающих государственную защиту трудовых прав работников, охрану труда (включая подразделения надзора и контроля за охраной труда) в случаях, установленных законодательством;

  3. проведение научно-исследовательской работы по вопросам социального страхования и охраны труда;

  4. осуществление иных мероприятий в соответствии с задачами Фонда, включая разъяснительную работу среди населения, поощрение внештатных работников Фонда, активно участвующих в реализации мероприятий по социальному страхованию;

  5. участие в финансировании программ международного сотрудничества по вопросам социального страхования.

  6. Распорядители средств Фонда — председатель и главный бухгалтер Фонда, а в региональных и центральных отраслевых отделениях Фонда — управляющий и главный бухгалтер отделения Фонда. Выплачивают пособия по социальному страхованию, оплачивают путевки работникам и членам их семей в санаторно-курортные учреждения, финансируют другие мероприятия по социальному страхованию на предприятиях, в организациях, учреждениях и иных хозяйствующих субъектах независимо от форм собственности через бухгалтерии работодателей. Ответственность за правильность начисления и расходования средств государственного социального страхования несет администрация страхователя в лице руководителя и главного бухгалтера.

Глава 2. ФСС в городе Ставрополе.

2.1

В январе 2011 года исполнилось 20 лет с момента образования Фонда социального страхования Российской Федерации.

Но обязательное социальное страхование работников Россия ввела 2 июня 1903 г. — императором Николаем II подписаны «Правила о вознаграждении потерпевших вследствие несчастных случаев рабочих и служащих, а равно членов их семейств на предприятиях фабрично-заводской, горной и горнозаводской промышленности». Эта дата считается официальным днем рождения системы социального страхования в России . Позже, в 1912 году, были приняты первые законы — «Об обеспечении рабочих на случай болезни» и «О страховании рабочих от несчастных случаев».

Первое послереволюционное положение о социальном обеспечении трудящихся было принято в 1918 году. Оно гарантировало обеспечение всех наемных работников независимо от характера труда пособиями при временной утрате заработка в связи с болезнью, беременностью и родами, увечьем. Однако полномасштабного закона о социальном страховании так и не было принято. Изданные вскоре нормативные акты о страховании на случай болезни, беременности и родов, а также безработицы, не нашли своей полной реализации. Они были фактически заменены Положением о социальном обеспечении трудящихся, утвержденным декретом СНК в октябре 1918 года. Этот документ не только обозначил круг выплат, но и определил размеры пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка, по безработице и пенсий по инвалидности. Но в условиях гражданской войны и хозяйственной разрухи Положение не получило необходимого развития. Обеспечение трудящихся осуществлялось, в основном, в виде натурального продовольственного и вещевого довольствия.

С 1922 года социальное страхование трудящихся стало осуществляться за счет обязательных страховых взносов, которые уплачивались предприятиями. Сбор и выдача пособий осуществлялись страховыми кассами, созданными по территориальному принципу, а также транспортными страховыми кассами.

В 1929 году государственное социальное страхование обрело единый бюджет. В 1931 году при реорганизации социального страхования была введена выплата пособий непосредственно на предприятиях, положившая начало зачетному принципу (в счет уплаты страховых взносов)​, начато финансирование санаторно-курортного лечения и отдыха в специализированных учреждениях (санатории, пансионаты, дома отдыха), а также финансирование детских оздоровительных лагерей. С 1933 года социальное страхование перешло под управление советских профсоюзов.

Новый этап в развитии социального страхования в Российской Федерации начался в трудной экономической обстановке перехода к рыночным отношениям.

С 1 января 1991 года на основании Постановления Совета Министров РСФСР и Федерации независимых профсоюзов от 25 декабря 1990 года 600/9-3 «О совершенствовании управления и порядка финансирования расходов на социальное страхование трудящихся РСФСР» был образован внебюджетный Фонд социального страхования Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1994 года № 101 было утверждено Положение о Фонде, которое с последующими изменениями и дополнениями, действует и в настоящее время.

Фонд был учрежден как самостоятельная финансово-кредитная организация. Бюджет Фонда, также как и других государственных внебюджетных фондов, не входит в состав консолидированного бюджета Российской Федерации и утверждается в форме самостоятельного федерального закона. Благодаря этому был положен конец практике выделения средств на цели государственного социального страхования по остаточному принципу. Средства Фонда формировались за счет страхового тарифа, достаточного для выполнения возложенных на Фонд социальных обязательств.

В рамках своей деятельности Фонд осуществляет финансовое обеспечение расходов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также исполнению возложенных на Фонд государственных функций.

Фонд организует исполнение бюджета государственного социального страхования, утверждаемого ежегодно федеральным законом, контролирует использование средств социального страхования. В необходимых случаях Фонд перераспределяет средства социального страхования между регионами и отраслями, поддерживая финансовую устойчивость системы. Кроме того, Фондом разрабатываются и реализуются государственные программы по совершенствованию социального страхования, охраны здоровья работников.

2.2.

В настоящее время такой вид экономических отношений, как страхование набирает обороты в своем развитии. Происходит это, потому что население в целом, и каждый гражданин в частности стремится обезопасить свою жизнь от различного рода рисков. Результатом этого процесса является появления государственных внебюджетных фондов, в том числе Фонд социального страхования.

К числу основных задач Фонда социального страхования можно отнести следующее:

·осуществление социальной защиты населения путем выплаты пособий по беременности и родам, временной нетрудоспособности вследствие болезни, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение, а также путем предоставления работникам и их детям санаторно-курортного обслуживания;

·совершенствование системы социального страхования;

·принятие участия в подготовке и осуществлении государственных программ по охране здоровья работников;

·проведение мероприятий, направленных на поддержание финансовой устойчивости Фонда;

·подготовка предложений о размерах тарифа страховых взносов на социальное страхование совместными усилиями с Министерством труда и социального развития РФ и Министерством финансов РФ;

·проведение мероприятий по подготовке и повышению квалификации профессиональных работников для работы в области государственного социального страхования;

·совместная работа с фондами аналогичной специализации других государств и международными организациями в области социального страхования.

В соответствии с поставленными задачами можно определить статьи расходования сосредоточенных в фонде денежных средств:

·выплата пособий (по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и т. д.);

·направление средств на санаторно-курортного обслуживание работников и другие цели государственного социального страхования, предусмотренные законодательством;

·обеспечение текущего функционирования фонда, в соответствии с поставленными задачами

·проведение научно-исследовательской деятельности в области социального страхования и охраны труда.

Доходы Фонда социального страхования определяются поступлениями, которые можно распределить по группам:

  • налоговые:

— доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы РФ, поступающие от уплаты ряда налогов, в числе которых налог, взимаемый в связи с применением УСН ― 5 %, ЕНВД ― 5 %, ЕСХН ― 6,4 % и т. д.

  • неналоговые:

  • страховые взносы работодателей, ИП, граждан, осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях

  • безвозмездные поступления

  • доходы от размещения части временно свободных денежных средств фонда в банковские вклады; от приобретенных у государства ценных бумаг

  • недоимки, пени, штрафы по взносам в ФСС

  • средства из федерального бюджета на расходы, установленные законодательством

  • прочие поступления.

Значение Фонда социального страхования достаточно велико, поскольку его деятельность направлена на компенсацию или минимизацию последствий изменения социального или материального положения. В последнее время структура доходов ФСС изменилась: ЕСН был заменен на страховые взносы, что привело к установлению зависимости размера страховых взносов от размера заработной платы работника.

Что же касается эффективности функционирования данного фонда, то следует отметить, что действующая в Российской Федерации система социального страхования больше похожа на систему социальной помощи, а размер выплат, в том числе единовременных в некоторых случаях несущественен. Однако, следует отметить, что формирование системы социального страхования ― процесс трудоемкий и сложный, и в России он еще не завершился.

Заключение.

Расширение деятельности государства привело к созданию значительного количества специальных фондов, многие из которых сохранили свою самостоятельность даже после создания государственного бюджета, основанного на объединении различных фондов. Среди них ведущую роль заняли государственные внебюджетные фонды.

Государственным внебюджетным фондом называют форму образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. Фонд социального страхования имеет большое социально-экономическое значение.

Совершенствование системы социального страхования является насущной необходимостью.

Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных законодательством Российской Федерации социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.

Следует понимать, что формирование национальной системы социального страхования — дело непростое. Такая система органически связана с системой заработной платы, налоговой системой, политикой и состоянием рынка труда, демографическим положением в настоящем и его прогнозным положением в будущем. Необходимо критично признать, что пока формирование системы социального страхования не увязано с названными выше факторами, которые во многом определяют качественные ее характеристики (уровень пенсий и других страховых выплат, качество и объем услуг по лечению и оздоровлению трудящихся), построить эффективную систему социальной защиты в стране не удастся. Сегодня система социального страхования требует определенных мер по её реформированию. Иначе работа соответствующих внебюджетных фондов так и будет оставаться малоэффективной.

Из ряда причин существенного отставания в проведении реформ в системе социального страхования следует отметить три.

Во-первых, реформирование этой системы проводится без должной увязки с государственной социальной политикой. В стране до сих пор не сформирована идеология перемен в области социального страхования. Разработчики соответствующих законопроектов видят свою задачу в решении лишь частных вопросов.

Во-вторых, упускается из виду, что рассматриваемая система — один из важнейших механизмов регулирования в социально-трудовой сфере, основанного на взаимодействии трех социальных субъектов (работодателей, работников и государства).

Что же касается государства, то оно уклоняется от ответственности за создание и регулирование правового поля социального страхования, проявляет себя как недисциплинированный и постоянно нарушающий «правила игры» партнер (хронический должник взносов в Пенсионный фонд, нерадивый распорядитель средств Фонда занятости и Фонда медицинского страхования).

Такое поведение государства превращает систему социального страхования из механизма обеспечения согласия в обществе в механизм социального напряжения.

В-третьих, неупорядоченной и нескоординированной остается финансовая сфера социального страхования. Не обоснованы размеры страховых взносов по каждому его виду, не определены принципы распределения нагрузки страховых платежей между работодателями, работниками и государством.

Таким образом, исследование показывает, что, несмотря на имеющиеся недостатки и трудности в ряде социальных вопросов, Фонд социального страхования на сегодняшний момент является необходимым и важным финансовым институтом.