Государственные социальные внебюджетные фонды

Курсовая работа

Государственные внебюджетные фонды являются важным звеном финансовой системыРоссийской Федерации.

Переход к рынку изменил содержание хозяйственного механизма в структуры отдельных его частей, в т.ч. модернизировал финансовую систему. Превращение экономики России из административно-командной системы в рыночную, привело на практике к децентрализации и ослаблению роли государства, проявлением чего стало реформирование государственной системы финансирования. Один за другим возникли и выделились из бюджетной системы внебюджетные фонды, часть из которых затем опять была консолидирована в бюджеты в виде целевых фондов.

Государственные внебюджетные фонды в России – это фонды денежных средств, образуемые вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенные для реализации конституционных прав граждан и удовлетворения некоторых потребностей социального и экономического характера. Через государственные внебюджетные фонды осуществляется перераспределение части национального дохода в интересах отдельных социальных слоев населения.

По своему содержанию внебюджетные фонды делятся на экономические и социальные. Особое значение среди государственных внебюджетных фондов имеют социальные внебюджетные фонды, которые аккумулируют средства для реализации важнейших социальных гарантий – государственного пенсионного обеспечения, поддержки в сфере занятости, оказания бесплатной медицинской помощи, поддержки в случае потери трудоспособности, во время отпуска по беременности и родам, санаторно-курортного обслуживания и прочих.

В Российской Федерации созданы и действуют три государственных социальных внебюджетных фонда, которые и будут рассмотрены в данной курсовой работе.

Актуальность темы состоит в том, что в современных условиях повышается значение социальных внебюджетных фондов, созданных с целью разрешения социальных задач общества (финансирования выплаты пенсий, пособий, материальной помощи, медицинского обслуживания и т. д.).

Целью данной курсовой работы является изучение деятельности государственных социальных внебюджетных фондов, рассмотрение вопросов формирования и использования средств внебюджетных фондов.

В связи с поставленной целью в курсовой работе решены задачи:

  • определена сущность и значение государственных внебюджетных фондов;
  • дана характеристика государственных социальных внебюджетных фондов: их назначение, задачи, источники формирования, порядок расходования;
  • проанализирована деятельность Отделения Пенсионного фонда России по Красноярскому краю.

В качестве исходной информационной базы привлекались теоретические материалы различных авторов, учебники и учебные пособия, законодательно-нормативная база о внебюджетных фондах, материалы СМИ, статистический материал, официальные сайты ПФР, ФОМС,ФСС и сайт ОПФР по Красноярскому краю.

6 стр., 2919 слов

Фонд социального страхования РФ

... экономические, социальные, научно-исследовательские, экологические, военно-политические. В состав государственных внебюджетных фондов РФ входят Пенсионный фонд РФ, Фонд социального РФ, Федеральный и Территориальные фонды обязательного медицинского Эти фонды аккумулируют средства для реализации важнейших социальных гарантий: государственного пенсионного ...

курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Общий объём работы составляет использованной литературы включает 24 источника.

1.Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов

Бюджетный кодекс Российской Федерации предоставляет право создавать государственные внебюджетные фонды как фонды денежных средств, образуемые вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, предназначенные для реализации конституционных прав граждан.

Первоначально внебюджетные фонды в России появились в виде специальных фондов или особых счетов задолго до возникновения бюджета. Государственная власть с расширением своей деятельности нуждалась во все новых расходах, требовавших средств для своего покрытия. Эти средства концентрировались в особых фондах, предназначенных для специальных целей. Такие фонды носили, как правило, временный характер. С выполнением государством намеченных мероприятий они заканчивали свое существование. В связи с этим количество фондов постоянно менялось. С укреплением централизованного государства начинается период унификации специальных фондов. На основе объединения различных фондов был создан государственный бюджет. Постепенно из бюджета выделились внебюджетные фонды.

Целевые бюджетные фонды стали создаваться в РФ в период перехода страны на новые экономические отношения на основе Закона РСФСР «Об основах бюджетного и бюджетного процесса в РСФСР» от 10 октября 1991 года. Создание внебюджетных фондов необходимо было государству для более эффективного использования своих финансовых ресурсов. Порядок образования и использования внебюджетных фондов регламентируется финансовым правом.

Внебюджетные фонды решают 2-е задачи:

обеспечение дополнительными средствами приобретенных сфер экономики;

  • расширение социальных услуг населения.

Внебюджетные фонды имеют ряд особенностей и преимуществ:

  • у органов государственной власти появляются дополнительные средства для вмешательства в хозяйственную жизнь и финансовой поддержки предпринимательства;
  • целевое использование средств фондов обеспечивает эффективный контроль;
  • возможность использования для покрытия бюджетного дефицита при определенных условиях — наличие активного сальдо.

Связи между внебюджетными фондами и другими звеньями финансовой системы отличаются сложностью и разнообразием. Различают односторонние, двусторонние и многосторонние финансовые связи.

При односторонних связях денежные средства идут в одном направлении: от финансовых звеньев к внебюджетному фонду. Такая связь проявляется при формировании фондов или при использовании ими средств. Например, валютные фонды многих за счет средств центрального бюджета в форме безвозвратных субсидий.

22 стр., 10741 слов

Внебюджетные фонды

... фондов. Цель работы охарактеризовать внебюджетные фонды. Для раскрытия поставленной цели раскроем ряд следующих задач: ­ Рассмотреть социально-экономическую сущность внебюджетных фондов ­ Охарактеризовать классификацию внебюджетных фондов на социальные и экономические внебюджетные фонды, в частности рассмотреть Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования ...

При двухсторонних связях денежный поток движется между внебюджетными фондами и другими звеньями финансовой системы в 2-х направлениях. Например, фонды социального образуются не только за счет страховых взносов, но и средств центрального бюджета. Одновременно, при наличии активного сальдо они приобретают государственные ценные бумаги и становятся кредитором бюджета.

При многосторонних связях один внебюджетный фонд одновременно соприкасается с разными финансовыми звеньями и другими внебюджетными фондами, т.е. деньги движутся в разных направлениях между ними.

Внебюджетные фонды обладают рядом особенностей:

  • запланированы органами власти и управления и имеют строгую целевую направленность;
  • денежные средства фондов используются для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет;
  • формируются в основном за счет обязательных отчислений юридических и физических лиц;
  • взносы в фонды и взаимоотношения, возникающие при их уплате, имеют налоговую природу, тарифы взносов устанавливаются государством и являются обязательными;
  • на отношения, связанные с исчислением, уплатой и взысканием взносов в фонды, распространено большинство норм и положений Закона РФ «Об основах налоговой системы РФ»;
  • денежные ресурсы фонда находятся в государственной собственности, они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;
  • расходование средств из фондов осуществляется по распоряжению Правительства или специально уполномоченного на то органа.

По экономическому содержанию внебюджетные фонды с момента своего возникновения делились на две большие группы: социальные фонды и экономические фонды.

Под экономическими внебюджетными фондами

Источниками финансирования экономических внебюджетных фондов являются:

1) средства бюджетов;

2) целевые поступления от отдельных видов налогов и сборов, закрепленных за фондами;

3) доходы от реализации конфискованного имущества;

4) платежи за загрязнение окружающей среды;

5) штрафы и другие платежи, поступающие в соответствующий фонд.

Создание экономических внебюджетных фондов связано с необходимостью обеспечения развития определенного направления сектора экономики, социальной сферы или охраны природы.

Состав экономических внебюджетных фондов в федеральном бюджете непостоянен. В последние годы в состав бюджетов включены [14, с.26]:

  • Российский фонд технологического развития и отраслевые внебюджетные фонды НИОКР;
  • Государственный внебюджетный фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы;
  • Экологический фонд Российской Федерации;

Фонд инвестирования жилищного

Дорожный фонд.

государственным социальным внебюджетным фондам.

Государственные социальные внебюджетные фонды — это целевые централизованные фонды финансовых ресурсов, формируемые за счет обязательных платежей и отчислений юридических и физических лиц и предназначенные для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное социальное обеспечение, охрану здоровья и медицинскую помощь [2].

Статья 144 Бюджетного Кодекса РФ в состав государственных внебюджетных фондов Российской Федерации включает:

9 стр., 4351 слов

Правовые основы деятельности Фонда социального страхования Российской Федерации

... Российской Федерации». В соответствии с п. 3 вышеуказанного Постановления в Фонд социального страхования Российской Федерации входят следующие исполнительные органы: региональные отделения, управляющие средствами государственного социального страхования на территории субъектов Российской Федерации; центральные отраслевые отделения, управляющие средствами государственного социального страхования в ...

  • Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР);

Фонд социального Российской Федерации ( ФСС) ;

2. Государственные социальные внебюджетные фонды

Специфика социальных внебюджетных фондов – четкое закрепление за ними доходных источников использование их средств.

2.1 Пенсионный фонд Российской Федерации

Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) — один из крупнейших и наиболее значимых социальных институтов России (наиболее крупный из всех социальных внебюджетных фондов).

На его долю в настоящее время приходится более 80% суммы средств, поступающих во всё социальные внебюджетные фонды. Создание ПФР стало вехой в решении одной из важнейших задач по реформированию социальной сферы Российской Федерации — перехода от государственного пенсионного обеспечения к обязательному пенсионному [20, с.31].

Согласно пункту 1 Положения о Пенсионном фонде РФ, ПФР является самостоятельным финансово-кредитным учреждением и создан в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ.

Согласно положениям статьи 5 ФЗ №167-ФЗ от 15.12.2001 «Об обязательном пенсионном в РФ» ПРФ является государственным учреждением и осуществляет функции страховщика в системе обязательного пенсионного При этом решаются две принципиально важные задачи.

1. Средства пенсионной системы становятся сферой самостоятельного бюджетного процесса: ПФР имеет свой бюджет, ежегодно утверждаемый федеральным законом, средства которого являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат. Поэтому ПФР изначально приобрел статус самостоятельного государственного внебюджетного фонда.

2. Основной источник финансирования пенсионных выплат — страховые взносы и платежи, которые уплачиваются за застрахованных работодателями. В результате источником выполнения государством его обязательств перед пенсионерами является не государственный бюджет, а страховой платеж. И хотя средства ПФР сохраняют статус федеральных средств, они в то же время являются по своей природе и средствами обязательного пенсионного

Конституционный Суд РФ определил, что Пенсионный фонд Российской Федерации наделен публично-властными полномочиями по обеспечению конституционного права на государственную пенсию, в том числе полномочием по назначению указанных пенсий. Положениями ФЗ №167-ФЗ от 15.12.2001 «Об обязательном пенсионном в РФ» определен новый статус ПФР (его территориальных органов) как и государственного учреждения, урегулирован порядок уплаты взносов на обязательное пенсионное права и обязанности субъектов правоотношений по обязательному пенсионному В структуру Пенсионного фонда РФ входит 89 региональных отделений, которые составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного в РФ.

Особого внимания заслуживает ФЗ №122-ФЗ от 22.08.2004 «О внесении изменений в законодательные акты РФ», основным нововведением которого, является изменение порядка предоставления льгот гражданам, имеющим на них право, путем их предоставления в денежном выражении (монетизация льгот).

16 стр., 7764 слов

Пенсионное обеспечение инвалидов в Российской Федерации

... себя обязательное пенсионное страхование, государственное пенсионное обеспечение и дополнительное негосударственное пенсионное страхование. 2 Понятие пенсии по инвалидности Понятие «инвалид» содержится в Федеральном законе от 24.11.1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Инвалидом признается ...

Функции по выплате этих сумм (ежемесячных денежных выплат) возложены на ПФР и его территориальные органы.

В основные задачи ПФР входят [20, с.35]:

  • целевой сбор и аккумуляция взносов, а также финансирование расходов в соответствии с назначением ПФР;
  • организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;
  • капитализация средств ПФР, а также привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц;
  • контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в ПФР страховых взносов, а также за правильным и рациональным расходованием его средств;

— межгосударственное и международное сотрудничество РФ по вопросам, относящимся к компетенции ПФР, участие в разработке и реализации в установленном законом порядке межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий.

Таким образом, в системе пенсионного обеспечения РФ закреплены принципы, гарантирующие лицу, при наступлении случая, осуществление выплаты пенсии в размере, пропорциональном размеру уплаченных за него работодателем страховых взносов.

Формирование бюджета Пенсионного фонда РФ осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном в Российской Федерации», с дополнениями и изменениями. Бюджет ПФР формируется за счет:

  • взносов;
  • средств федерального бюджета;
  • сумм пеней и иных финансовых санкций;
  • добровольных взносов физических лиц и организаций, уплачиваемых ими не в качестве или застрахованных лиц;

— Денежные средства обязательного пенсионного хранятся на счетах ПФР, открываемых в учреждениях Центрального банка РФ, а при их отсутствии на счетах, открываемых в кредитных организациях, перечень которых на конкурсной основе определяется Правительством РФ.

В составе бюджета ПФР отдельно учитываются суммы страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, средства, направляемые на инвестирование, выплаты за счет средств пенсионных накоплений, а также расходы бюджета ПФР, связанные с формированием и инвестированием средств пенсионных накоплений, ведением специальной части индивидуальных лицевых счетов и выплатой накопительной части трудовой пенсии.

В соответствии с федеральными законами «Об обязательном пенсионном в Российской Федерации» № 167-ФЗ от 15.12.2001 и «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ от 17.12.2001 трудовые пенсии по старости и инвалидности могут состоять из трех частей: базовая, страховая и накопительная.

При этом базовая часть финансируется за счет сумм единого социального налога (взноса), зачисляемых в федеральный бюджет, страховая часть — за счет сумм страховых взносов, уплачиваемых за застрахованных лиц на финансирование трудовой пенсии, накопительная – за счет сумм взносов, уплачиваемых за застрахованных лиц на накопительную часть трудовой пенсии и дохода от их инвестирования, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета лица.

4 стр., 1875 слов

Проблемы реформирования системы социального обеспечения

... в себя пенсии, выплачиваемые за счет взносов работодателей и самостоятельных пенсионных накоплений граждан. Согласно Федеральным Законам «Об обязательном пенсионном страховании» и «О негосударственных пенсионных фондах», негосударственные пенсионные фонды, действующие ...

Накопительная часть – формируется за счет страховых платежей и отражается в специальной части индивидуального счета гражданина; представляет собой резерв, направляемый на инвестирование. Доход от него также отражается на индивидуальном лицевом счете и позволяет, в конечном итоге, увеличить размер будущей пенсии. Право на накопительную часть пенсии получили возрастные группы – мужчины 1953 года рождения и моложе, женщины 1957 года рождения и моложе. Для мужчин с 1953 по 1966 год рождения и женщин с 1957 по 1966 год рождения до 2005 года было предусмотрено начисление на специальную, накопительную часть их лицевого счета, 2% из 14% общего взноса в ПФР. С 2005 года у застрахованных лиц старше 1967 года рождения накопительные поступления отсутствуют [23, с.105].

Федеральный закон от 24.07.2002 № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» дал определение понятия пенсионные накопления – это совокупность средств, включающая в себя:

  • суммы взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии, поступившие в Пенсионный фонд РФ и еще не переданные в доверительное управление управляющим компаниям, включающие чистый финансовый результат, который получен от временного размещения указанных взносов Пенсионным фондом Российской РФ и порядок расчета которого в целях настоящего Федерального закона устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
  • средства, переданные в доверительное управление управляющим компаниям Пенсионным фондом РФ в соответствии с настоящим Федеральным законом;
  • средства, поступившие в Пенсионный фонд РФ от управляющих компаний для выплаты застрахованным лицам и их правопреемникам и еще не направленные на выплату пенсий;
  • средства, поступившие в Пенсионный фонд РФ от управляющих компаний для передачи в негосударственные пенсионные фонды в соответствии с заявлениями лиц и еще не переданные негосударственным пенсионным фондам;
  • средства, поступившие в Пенсионный фонд РФ от негосударственных пенсионных фондов в соответствии с законодательством РФ и еще не переданные в доверительное управление управляющим компаниям.

Расходы на пенсионное обеспечение – это самый объемный поток социальных трансфертных платежей в России. Согласно ст.147 Бюджетного Кодекса РФ – расходование средств государственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно на цели, определенные РФ, субъектов РФ, регламентирующим их деятельность, в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов РФ:

  • выплату в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации трудовых пенсий и социальных пособий на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти;
  • доставку пенсий, выплачиваемых за счет средств бюджета ПФР;
  • финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности (включая содержание его центральных и территориальных органов);

иные цели, предусмотренные законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном

Расходы, не предусмотренные бюджетом ПФР на соответствующий год, осуществляются только после внесения изменений в указанный бюджет в установленном федеральным законом порядке.

7 стр., 3072 слов

Социальная защита населения в странах Европы

... социальной защиты населения (Швеция, Норвегия, Финляндия). Социальное обеспечение как институт социальной защиты используется в этих странах в большем объеме, чем в других европейских государствах. 1. Принципы и функции систем социальной защиты в странах Западной Европы Системы социального страхования и социальной ...

Средства, образовавшиеся в результате превышения сумм поступлений единого социального налога (взноса) в части, зачисляемой в федеральный бюджет, над расходами, осуществляемыми на финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии, зачисляются в бюджет ПФР в полном объеме.

Указанные средства расходуются порядке:

  • на возмещение недостатка средств бюджета ПФР на выплату части трудовой пенсии;
  • на дополнительное повышение базовой части трудовой пенсии исходя из инфляции на очередной финансовый год.

Обязательным обеспечением по обязательному пенсионному являются:

  • накопительная части трудовой пенсии по старости;накопительная части трудовой пенсии по инвалидности;часть трудовой пенсии по случаю потери кормильца;
  • социальное пособие на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти.

Ответственность за нецелевое расходование денежных средств ПФР определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Для обеспечения в среднесрочной и долгосрочной перспективах финансовой устойчивости системы обязательного пенсионного в случае возникновения профицита бюджета ПФР создается резерв, размер которого, порядок формирования и расходования определяются ФЗ о бюджете ПФР.

2.2 Фонд социального страхования

Фонд социального был создан в целях обеспечения государственных гарантий в системе социального и повышения контроля за правильным и эффективным расходованием средств социального и является самостоятельным финансово-кредитным учреждением. Управление осуществляется Правительством РФ.

ФСС, включая исполнительные органы, является некоммерческой организацией, не занимающейся предпринимательской деятельностью. Денежные средства и иное имущество, находящееся в оперативном управлении Фонда, а также имущество, закрепленное за подведомственными Фонду санаторно-курортными учреждениями, являются федеральной собственностью. Денежные средства ФСС не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат.

В Фонд социального Российской Федерации входят следующие исполнительные органы:

  • региональные отделения, управляющие средствами государственного социального на территории субъектов Российской Федерации;
  • центральные отраслевые отделения, управляющие средствами государственного социального в отдельных отраслях хозяйства;
  • филиалы отделений, создаваемые региональными и центральными отраслевыми отделениями Фонда по согласованию с председателем Фонда.

Основными задачами ФСС являются:

  • обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг, санаторно-курортное обслуживание работников и их детей;

участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального

осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость ФСС;

7 стр., 3107 слов

Взаимодействие социальных институтов в управлении образовательными системами

... еще средства массовой культуры и информации, друзей, сверстников, внешкольные и несемейные организации. Традиционно главным институтом воспитания является семья . Все приобретенное в семье в ... деятельности педагогического коллектива 2. Семья как специфическая педагогическая система: сущность, особенности развития Под институтами воспитания понимаются общественные организации и структуры, призванные ...

разработка совместно с Министерством труда и социального развития РФ и Министерством финансов РФ предложений о размерах тарифа страховых взносов на государственное социальное

организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов для системы государственного социального разъяснительной работы среди и населения по вопросам социального

сотрудничество с аналогичными фондами (службами) других государств и международными организациями по вопросам социального

Фонд организует исполнение бюджета государственного социального утверждаемого ежегодно федеральным законом, контролирует использование средств социального В необходимых случаях Фонд перераспределяет средства социального между регионами и отраслями, поддерживая финансовую устойчивость системы. Кроме того, Фондом разрабатываются и реализуются государственные программы по совершенствованию социального охраны здоровья работников.

Средства ФСС образуются за счет:

  • взносов работодателей (предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности);взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и обязанных уплачивать взносы на социальное в соответствии с законодательством;взносов граждан, осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному установленному для работников, при условии уплаты ими взносов в Фонд;
  • доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады. Помещение этих средств Фонда в банковские вклады производится в пределах средств, предусмотренных в бюджете Фонда на соответствующий период;
  • добровольных взносов граждан и юридических лиц;
  • поступления иных финансовых средств, не запрещенных законодательством;
  • ассигнований из федерального бюджета на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот (пособий и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской или радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военного назначения и их последствий, а также в других установленных законом случаях;
  • прочих поступлений (возмещаемых расходов, не принятых к зачету в счет взносов, и не принятых расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания;
  • недоимок по обязательным платежам, сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством;
  • уплаченных в установленном порядке сумм за путевки, приобретенные за счет средств Фонда;
  • средств, возмещаемых Фонду в результате исполнения регрессных требований и других) [23, с.254].

Средства ФСС направляются на:

  • выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, при усыновлении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг;
  • оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет;
  • оплату путевок для работников и их детей в санаторно-курортные учреждения, расположенные на территории Российской Федерации и в санаторно-курортные учреждения в государствах — участниках СНГ, аналогичных которым нет в Российской Федерации, а также на лечебное (диетическое) питание;
  • частичное содержание находящихся на балансе санаториев-профилакториев, имеющих лицензии на право занятия этим видом деятельности (оплата расходов на питание, лечение и медикаменты, заработную плату работников, культурно-массовое обслуживание);
  • частичную оплату путевок в детские загородные оздоровительные лагеря, находящиеся на территории РФ, для детей работающих граждан;
  • частичное содержание детско-юношеских спортивных школ (оплата расходов на оплату труда тренерско-преподавательского состава и аренду помещений, необходимых для учебно-тренировочного процесса);
  • оплату проезда к месту лечения и обратно;
  • создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости ФСС на всех уровнях.

Порядок формирования резерва и предоставления из него средств (на возвратной основе или безвозмездно) определяется о порядке начисления, уплаты, расходования и учета средств государственного социального утвержденной ФСС совместно с Министерством труда и социального развития РФ, Министерством финансов РФ, Государственной налоговой службой РФ и с участием Центрального банка РФ;

10 стр., 4663 слов

Медицинское страхование как социальная защита населения в условиях ...

... предприятий или личных средств граждан. Условия добровольного медицинского подробно оговариваются в заключаемом договоре. При этом размеры добровольных взносов устанавливаются по соглашению сторон[ 2. Обязательное медицинское (ОМС) Обязательное медицинское является формой социальной защиты граждан в ...

  • обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата управления ФСС;
  • финансирование деятельности подразделений органов исполнительной власти, обеспечивающих государственную защиту трудовых прав работников, охрану труда (включая подразделения надзора и контроля за охраной труда) в случаях, установленных законодательством;
  • проведение научно-исследовательской работы по вопросам социального и охраны труда;

осуществление иных мероприятий в соответствии с задачами Фонда, включая разъяснительную работу среди населения, поощрение внештатных работников ФСС, активно участвующих в реализации мероприятий по социальному

участие в финансировании программ международного сотрудничества по вопросам социального

Средства ФСС используются только на целевое финансирование мероприятий. Не допускается зачисление средств социального на личные счета

Средства, полученные от взимания пеней и наложения финансовых санкций, образуют фонд развития Фонда социального РФ.

С 1 января 2001 года взносы в государственные социальные внебюджетные фонды уплачиваются в составе единого социального налога (взноса), порядок исчисления и уплаты которого установлен главой 24 Налогового кодекса РФ. Уплата страховых взносов в фонд осуществляется в соответствии с тарифом, установленным федеральным законом на соответствующий финансовый год. Работодатели в качестве в региональных отделениях фонда.

Выплата пособий по социальному оплата путевок работникам и членам их семей в санаторно-курортные учреждения, финансирование других мероприятий по социальному на предприятиях, в организациях, учреждениях и иных хозяйствующих субъектах независимо от форм собственности осуществляется через бухгалтерии работодателей.

Региональные отделения фонда образуются в субъектах РФ. Они решают задачи:

1) осуществляют страхователей и выдают удостоверения о регистрации, организуют банки данных по всем категориям

2) осуществляют финансовую деятельность по обеспечению социального в регионе или отрасли;

3) устанавливают нормативы расходов, необходимые для обеспечения государственных гарантий по социальному работников;

4) обеспечивают полноту и своевременность уплаты страхователями взносов на социальное исполнение доходных и расходных частей бюджетов органов фонда;

5) осуществляют аккумуляцию взносов и других платежей для создания резервов, принимают решения об использовании свободных денежных средств;

6) разрабатывают проекты бюджетов органов фонда и смет расходов на содержание; производят расчеты со другими органами фонда и прочими организациями; осуществляют контроль за расходованием средств страхователями; принимают решения о непринятии к зачету расходов по социальному и списании средств в бесспорном порядке и др.

Контроль за расходованием средств государственного социального осуществляется отделениями (филиалами отделений) Фонда посредством проведения документальных выездных проверок истребования документов, получения от них объяснений, проверки данных учета и отчетности. Контроль за расходованием средств отделениями Фонда осуществляется контрольно-ревизионной службой Фонда.

2.3 Фонды обязательного медицинского страхования

Обязательное медицинское — составная часть системы социального в РФ. Фонды обязательного медицинского (ФОМС) – это самостоятельные государственные кредитные учреждения, реализующие государственную политику в области обязательного медицинского граждан как составной части государственного социального ФОМС предназначены для аккумулирования взносов, обеспечения финансовой стабильности государственной системы ОМС и выравнивания финансовых ресурсов на его проведение.

Средства фондов находятся в государственной собственности, не входят в состав бюджетов других фондов и изъятию не подлежат. Федеральный и территориальные фонды ОМС не наделены правом издания каких-либо нормативных документов, обязательных для плательщиков взносов на ОМС. Право издания о порядке взимания и учета страховых взносов предоставлено только Правительству РФ.

Задачи медицинского — гарантировать гражданам при возникновении случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и проводить профилактические мероприятия.

Для реализации государственной политики в области обязательного медицинского созданы Федеральный и Территориальный фонды обязательного медицинского как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения.

Федеральный фонд обязательного медицинского является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, обособленное имущество, счета в учреждениях Центрального банка РФ и других кредитных организациях, печать со своим наименованием, штампы и бланки установленного образца. Основными задачами Федерального фонда являются:

  • финансовое обеспечение установленных законодательством РФ прав граждан на медицинскую помощь за счет средств обязательного медицинского в целях, предусмотренных Законом РФ «О медицинском граждан в РФ»;

обеспечение финансовой устойчивости системы обязательного медицинского и создание условий для выравнивания объема и качества медицинской помощи, предоставляемой гражданам на всей территории РФ в рамках базовой программы обязательного медицинского

аккумулирование финансовых средств Федерального фонда для обеспечения финансовой стабильности системы обязательного медицинского

Территориальные фонды обязательного медицинского в области финансово-кредитной деятельности и контроля над рациональным использованием финансовых средств в системе обязательного медицинского осуществляют основные функции:

  • аккумулируют финансовые средства территориальных фондов;
  • осуществляют финансирование обязательного медицинского обслуживания, проводимого медицинскими учреждениями;

проводят финансово-кредитную деятельность по обеспечению системы обязательного медицинского

выравнивают финансовые ресурсы городов и районов, направляемые на проведение обязательного медицинского

совместно с органами государственной налоговой службы РФ осуществляют контроль за своевременным и полным поступление в территориальный фонд страховых взносов, а также за рациональным использованием поступивших финансовых средств;

согласовывают совместно с органами исполнительной власти, профессиональными медицинскими ассоциациями тарификацию стоимости медицинской помощи, территориальную программу обязательного медицинского населения, вносят предложения о финансовых ресурсах, необходимых для ее осуществления, о тарифах на медицинские и иные услуги по обязательному медицинскому

Основным нормативным актом, регулирующим медицинское является Закон РФ «О медицинском граждан в Российской Федерации», принятый 28 июня 1991 года №1499-1 (с последующими изменениями и дополнениями), который провозглашает, что медицинское — это форма социальной защиты интересов населения в охране здоровья, целями которой являются гарантия гражданам при возникновении случая получения медицинской помощи за счёт накопленных средств и финансирование профилактических мероприятий.

Основной документ в системе ОМС полис обязательного медицинского граждан, который является юридическим оформлением прав пациента и обязательством системы обязательного медицинского по оказанию медицинской помощи. Страховой полис обязательного медицинского персонализирует право пациента на получение медицинской помощи надлежащего качества и объема, установленных Базовой программой обязательного медицинского на всей территории РФ независимо от уровня дохода, социального положения и места проживания. На территории РФ действует обязательного медицинского единого образца.

по обязательному медицинскому на территории РФ осуществляется филиалами (с функциями территориальных фондов ОМС и медицинскими организациями.системы обязательного медицинского в России представлена 91 территориальным ФОМС, 832 их филиалами, из которых 378 филиалов выполняли функции страховщиков, медицинскими организациями и 90 их филиалами. В зависимости от административно-территориального демографических и экономических условий в субъектах Российской Федерации сложилось четыре типа организационных схем системы ОМС РФ [13, с.38].

Согласно Закону «О медицинском граждан в РФ», ОМС «обеспечивает всем гражданам РФ равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счёт средств ОМС в объёме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского

В России действуют Базовая и Территориальные программы ОМС, в рамках которых определяется, какая именно амбулаторно-поликлиническая и стационарная помощь, в каких именно учреждениях здравоохранения и при каких заболеваниях оказывается гражданам, проживающим постоянно или преимущественно на данной территории, за счёт средств ОМС, а также проведение каких именно мероприятий по профилактике заболеваний, включая диспансерное наблюдение, осуществляется за счёт указанных средств.

Базовая программа ОМС разрабатывается Министерством здравоохранения РФ и утверждается Правительством РФ. Территориальные программы ОМС утверждаются органами государственного управления субъектов РФ на основе базовой программы.

В России финансовые средства системы ОМС формируются из двух источников: платежи из бюджета; отчисления предприятий, организаций и других юридических лиц в фонд обязательного медицинского

Средства поступают через банки в фонды обязательного медицинского от страхователей, которые обязаны в этих фондах зарегистрироваться в качестве плательщиков взносов. Финансовые средства фондов ОМС находятся в государственной собственности, не входят в состав бюджетов других фондов и изъятию на другие цели не подлежат.

Законом определён круг лиц, участвующих в системе ОМС и обеспечивающих её работоспособность.

В первую очередь — любые предприятия, учреждения, организации, а также государство в лице местных органов государственной власти, уплачивающие взносы на ОМС. Взносы в страховые фонды работающей части граждан вносятся через предприятия (учреждения, организации).

Таким образом, играют роль посредника между лечебно-профилактическими учреждениями и населением.

С 1 января 2001 года взносы в ФОМС уплачиваются в составе единого социального налога (взноса), порядок исчисления и уплаты которого установлен главой 24 Налогового Кодекса РФ. За неработающих граждан взносы в ФОМС осуществляет государство.

Затем взносы поступают участнику системы ОМС — в Федеральный или Территориальный Фонд ОМС. Это самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения, предназначенные для аккумулирования финансовых средств на ОМС, обеспечения финансовой стабильности государственной системы ОМС и выравнивания целевых финансовых ресурсов. Аккумулированные взносы идут на оплату установленного программой объёма медицинской помощи.

Территориальный ФОМС является основным организаторским звеном. Он осуществляет плательщиков, сбор, учет и контроль за поступлением взносов и платежей, обеспечивает всеобщность медицинского на местном уровне.

участник системы ОМС — страховые медицинские организации. Это юридические лица, имеющие лицензию на право деятельности по обязательному медицинскому Страховая медицинская организация компания) заключает договоры с медицинскими учреждениями на оказание медицинской помощи застрахованным по ОМС, осуществляет деятельность по ОМС на некоммерческой основе, выдаёт полисы, а также контролирует объём, сроки и качество медицинской помощи и защищает интересы

Медицинские учреждения — ещё один участник системы ОМС — учреждение независимо от форм собственности, лицензированное на осуществление определённой деятельности и услуг по программам ОМС, а также имеющее аккредитацию, то есть соответствующее установленным профессиональным стандартам.

И, наконец, самые многочисленные участники системы ОМС лица — граждане России, независимо от пола, возраста, состояния здоровья,